ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СИСТЕМЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
методическая разработка (подготовительная группа) на тему
Использование НИТ на занятиях по физкультуре.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СИСТЕМЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Фильшина Юлия Александровна,
инструктор по физическому воспитанию I квалификационная категория
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Тулуна «Центр развития ребенка – детский сад «Гармония»
E – mail: Yulishna80@yandex.ru
Сохранение здоровья детей одна из самых актуальных проблем дошкольного образования. Ведущие специалисты Л.И. Божович, А.А. Венгер, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец утверждают, что именно в период дошкольного детства происходят важные процессы становления личности ребенка, формирование его способностей, стойкого интереса к занятиям физической культурой и спортом, навыков здорового образа жизни и на этой основе - создание прочного фундамента здоровья. В научных исследованиях и практике идут постоянные поиски различных подходов к оздоровлению детей средствами физической культуры в новых интерпретациях. [1]
Одним из путей решения этой проблемы, на мой взгляд, является целенаправленное использование в процессе физического воспитания дошкольников известных физкультурно-оздоровительных методик и инновационных технологий, адаптированных к возрастным особенностям детей.
Под информационными технологиями понимаются методы подготовки, передачи и хранения информации на базе компьютера.
Актуальность использования информационных компьютерных технологий обусловлена следующими факторами:
- социальной потребностью в повышении качества физического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях;
- неразработанностью в теории и практике дошкольной педагогики и методике физического воспитания педагогических условий использования информационных компьютерных технологий;
- практической потребностью в использовании в дошкольных образовательных учреждениях современных компьютерных программ и здоровьесберегающих компьютерных технологий. (Информационное письмо Минобразования РФ от 25 мая 2001 г. № 753/23 - 16 «Об информатизации дошкольного образования в России»). [2]
Для того чтобы работа по формированию здорового образа жизни стала инструментом оздоровления, она должна приносить удовлетворение. Алгоритм формирования потребности здорового образа жизни для ребёнка таков: от удовольствия — к привычке, от привычки — к потребности. [3]
Часто дошкольникам не интересны «традиционные» мероприятия по формированию представлений о здоровье и своем организме, они быстро утомляются, начинают отвлекаться. Поэтому, в моей педагогической практике, применение новых информационных технологий, является одним из основных средств повышения мотивационно - потребностной сферы детей, которые:
- помогают стимулировать интерес детей к здоровому образу жизни, закреплять знания, умения, навыки, решать познавательные и творческие задачи;
- делают процесс физического воспитания более современным, разнообразным, насыщенным и привлекательным для детей;
- оказывают комплексное воздействие на разные каналы восприятия, на различные виды памяти, обеспечивают оперирование большими объемами информации. [4]
С целью повышения эффективности своей практической профессиональной деятельности, на основе рекомендаций известных авторов Л.Д. Глазыриной, Т.Н. Дороновой, А.П. Щербак процесс физкультурно-оздоровительной работы с детьми по формированию здорового образа жизни реализую на основе комплексного планирования по тематическим блокам: «О спорте»; «Здоровый образ жизни»; «Мое тело»; «Правила поведения». Каждый тематический блок имеет цикл соответствующих тем и единую цель, при реализации которых использование электронных презентаций (слайд – шоу, фотоальбомы, анимация) и компьютерных игр имеет особое значение.
Применение компьютерных игр в моей педагогической практике - это не только средство мотивации детей к предлагаемой деятельности, но и возможность эффективного закрепления полученных знаний.
Электронные презентации состоят из красочных анимированных слайдов с привлечением иллюстративного материала, которые являются прекрасным наглядным средством при проведении мероприятий по формированию представлений о здоровом образе жизни, дающим возможность выстроить объяснение логично, научно, с использованием звуковых записей и видеофрагментов. [4]
В процессе проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий в интересных и нетрадиционных формах, использование компьютерных средств осуществляла с учетом возрастных особенностей детей, включающих в себя занимательные вопросы, анимационные картинки и персонажи.
Например, при ознакомлении детей с различными видами спорта невозможно обойтись без наглядного материала, который представлен альбомами, фотоснимками спортсменов, стадионов, иллюстрации, пиктограммы, плакаты и карточки с изображениями спортивных снарядов и спортивного инвентаря. В основном размер таких наглядных пособий имеет формат А4, и этот размер недостаточен и неудобен для рассматривания группой детей. В связи, с чем приходилось рисовать плакаты на листах ватмана. Но такой наглядно-дидактический материал трудно изготавливать и хранить, нет возможности что-нибудь изменить в нем. Кроме того, во время проведения мероприятия, плакаты нужно размещать в доступном для обозрения месте и на уровне глаз детей, для чего нужны различные подставки, мольберты, планшеты. Все это занимает много места и неудобно для размещения в зале. [2]
Ознакомление детей с различными видами спорта стало более привлекательными и эффективными с применением современных информационных технологий. Такие мероприятия проходят более эмоционально, вызывают у детей массу положительных эмоций. Кроме того, даю достаточно времени для осознания детьми увиденного с экрана и обмена мнениями.
Всю информацию и наглядность, необходимую для таких мероприятий, я помещала на видеодиск и предлагала рассматривать все на большом экране, что позволяло всем детям хорошо рассмотреть даже мелкие детали изображения. При этом я имела возможность изменять время рассматривания и обсуждения изображений (в это же время при необходимости легко «спрятать» картинку, задать вопрос, выслушать ответы детей, затем снова вывести картинку на экран, проверить правильность ответов и сделать выводы).
При изготовлении видеороликов я пользовалась научной литературой, чтобы предлагаемые знания были достоверны и доступны детям.
Интегрированную совместную деятельность по валеологии проводила совместно с воспитателями групп. В первой части в качестве наглядных пособий мною использовались изготовленные презентации и видеоролики. Слайды на экране воспроизводились в определенной последовательности в соответствии с конспектом, их содержание зависело от задач конкретного мероприятия. Слайды и видеоролики содержали следующие виды информации:
- фото, схемы, пиктограммы;
- дидактические игры и задания;
- физминутку;
- пальчиковые игры;
- игры и упражнения для глаз.
В процессе ознакомления старших дошкольников с человеческим организмом решались следующие задачи:
- сформировать у детей представления об организме человека (о строении собственного тела);
- помочь ребенку создать целостное представление о своем теле;
- научить «слушать» и «слышать» свой организм;
- осознать ценность своей жизни и жизни другого человека;
- формировать потребность в физическом и нравственном самосовершенствовании, в здоровом образе жизни;
- привить навыки профилактики и гигиены, первой медицинской помощи, развивать умение предвидеть возможные опасные для жизни последствия своих поступков для себя и своих сверстников. [2]
Во второй части мероприятия, дети имели возможность использовать полученные знания в играх различной подвижности, а также при выполнении физических упражнений и двигательных заданий.
Использование электронных пособий, при проведении физкультурно-оздоровительных мероприятий, повысило эффективность работы - при незначительных затратах времени дети получали больший объем знаний. Применение мультимедийных средств увеличивало скорость передачи информации и повышало уровень ее понимания.
Использование информационных технологий позволило ставить перед ребенком познавательные и творческие задачи и помогло ему решать их с опорой на наглядность и ведущую для этого возраста деятельность - игру. [2]
Создание электронных презентаций, видеороликов и подбор компьютерных игр осуществляла в соответствии с тематическими блоками. В процессе накопления информационного материала пополняла тематику электронных презентаций и игр, формируемых в банк собственных мультимедийных продуктов.
Таким образом, использование электронных наглядно-дидактических пособий - не цель, а эффективное средство воспитания и развития творческих способностей ребенка, формирования его личности, обогащения интеллектуальной сферы дошкольника, сохранения и укрепления его здоровья.
Целенаправленная работа по формированию у детей здорового образа жизни при помощи компьютера, несомненно, способствует эффективности укрепления и сохранения их здоровья, так как, применяя в жизненных ситуациях полученные знания, дети могут избежать причин возникновения болезней. Для этих целей можно и нужно использовать информационные компьютерные технологии как эффективное средство образовательного процесса.
Список используемых источников
- Кудрина Г.Я. Физкультурно-познавательные занятия в системе оздоровительной работы с дошкольниками: Метод. пособие./ Г.Я. Кудрина, Л.М. Романова, Е.А. Киселева, Ю.Р. Иванова, О.А. Савинова – Иркутск – 2007 – с. 4 – 5.
- Интернет – источник: images/stories/ppo/plyusnina…
- Интернет – источник: metod/beregovskaya – nn
- Интернет – источник: www/do/meropriyatie/ds2011/ds2011- 97.doc.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Апробирование системы музыкально – оздоровительной работы с детьми старшего дошкольного возраста в условиях МБДОУ №54 г. Кировска»
Описан опыт внедрения музыкально – оздоровительной технологии, как инновационной технологии в условияхвведения ФГОС ДО. ...
«Апробирование системы музыкально – оздоровительной работы с детьми старшего дошкольного возраста в условиях МБДОУ №54 г. Кировска»
Музыкально – оздоровительная технология достаточно – новое направление, как в музыкальном, так и в физическом развитии дошкольников....
Использование новых форм взаимодействия с родителями в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими нарушения зрения
Данный проект нацелен на изменение самой философии взаимодействия детского сада и семьи: с одной стороны, ДОУ становится учреждением комплексной поддержки и содействия развития родительской компе...
КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ В СИСТЕМЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Презентация на ППО учителей-логопедов и педагогов-психологовКИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫВ СИСТЕМЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫС ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...
Система коррекционно-педагогической работы с детьми старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией и МДР
В материале описан симптомокомплекс при дизартрии для детей старшей группы...
Методическая разработка "«Использование современной здоровьесберегающей технологии «Drums Alive» в кружковой работе с детьми старшего дошкольного возраста»
Раскрывает опыт работы по данной теме...
Система коррекционно - развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста: Развитие речевой коммуникации у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста
Проблема речевого недоразвития является одной из актуальных в логопедии. Её значимость определяется не только распространённостью речевой патологии у детей, но и тем влиянием, которое оказывает речево...