ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СИСТЕМЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Фильшина Юлия Александровна

Использование НИТ на занятиях по физкультуре.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СИСТЕМЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Фильшина Юлия Александровна,

инструктор по физическому воспитанию I квалификационная категория

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Тулуна «Центр развития ребенка – детский сад «Гармония»

E – mail: Yulishna80@yandex.ru

Сохранение здоровья детей одна из самых актуальных проблем дошкольного образования. Ведущие специалисты Л.И. Божович, А.А. Венгер, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец утверждают, что именно в период дошкольного детства происходят важные процессы становления личности ребенка, формирование его способностей, стойкого интереса к занятиям физической культурой и спортом, навыков здорового образа жизни и на этой основе - создание прочного фундамента здоровья. В научных исследованиях и практике идут постоянные поиски различных подходов к оздоровлению детей средствами физической культуры в новых интерпретациях. [1]

 Одним из путей решения этой проблемы, на мой взгляд, является целенаправленное использование в процессе физического воспитания дошкольников известных физкультурно-оздоровительных методик и инновационных технологий, адаптированных к возрастным особенностям детей.

Под информационными  технологиями понимаются методы подготовки, передачи и хранения информации на базе компьютера.

Актуальность использования информационных компьютерных технологий обусловлена следующими факторами:

-  социальной потребностью в повышении качества физического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях;

- неразработанностью в теории и практике дошкольной педагогики и методике физического  воспитания педагогических  условий использования информационных компьютерных технологий;

- практической потребностью в использовании в дошкольных образовательных учреждениях  современных  компьютерных  программ  и  здоровьесберегающих  компьютерных технологий. (Информационное письмо Минобразования РФ от 25 мая 2001 г.  № 753/23 - 16 «Об информатизации дошкольного образования в России»). [2]

Для того  чтобы  работа по формированию здорового образа жизни   стала инструментом оздоровления, она должна приносить удовлетворение. Алгоритм формирования потребности здорового образа жизни для ребёнка таков: от удовольствия — к привычке, от привычки — к потребности. [3]

Часто дошкольникам не  интересны «традиционные» мероприятия по формированию представлений о здоровье и своем организме, они быстро утомляются, начинают отвлекаться. Поэтому, в моей педагогической практике, применение новых информационных технологий, является одним из основных средств повышения мотивационно - потребностной сферы детей,  которые:

- помогают стимулировать интерес детей к здоровому образу жизни, закреплять знания, умения, навыки, решать познавательные и творческие задачи;

- делают процесс физического воспитания более современным, разнообразным, насыщенным и привлекательным для детей;

- оказывают комплексное воздействие на разные каналы восприятия, на различные виды памяти, обеспечивают оперирование большими объемами информации. [4]

        С целью повышения эффективности своей практической профессиональной деятельности, на основе рекомендаций известных авторов Л.Д. Глазыриной, Т.Н. Дороновой, А.П. Щербак процесс физкультурно-оздоровительной работы с детьми по формированию здорового образа жизни реализую на основе комплексного планирования по тематическим блокам: «О спорте»;  «Здоровый образ жизни»; «Мое тело»; «Правила поведения». Каждый тематический блок имеет цикл соответствующих тем и единую цель, при реализации которых использование электронных презентаций (слайд – шоу, фотоальбомы, анимация) и компьютерных игр имеет особое значение.

Применение  компьютерных игр в моей педагогической практике - это не только средство мотивации детей к предлагаемой деятельности, но и возможность эффективного закрепления полученных знаний.    

Электронные презентации состоят из красочных анимированных слайдов с привлечением иллюстративного материала, которые являются прекрасным наглядным средством при проведении мероприятий по формированию представлений о здоровом образе жизни, дающим возможность выстроить объяснение логично, научно, с использованием звуковых записей и видеофрагментов. [4]

В процессе проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий в интересных и нетрадиционных формах, использование  компьютерных средств осуществляла с учетом возрастных особенностей детей, включающих в себя занимательные вопросы, анимационные картинки и персонажи.

Например, при ознакомлении детей с различными видами спорта невозможно обойтись без наглядного материала, который представлен  альбомами, фотоснимками  спортсменов,  стадионов,  иллюстрации,  пиктограммы, плакаты  и  карточки  с  изображениями  спортивных  снарядов  и  спортивного  инвентаря. В основном размер таких наглядных пособий имеет формат  А4, и этот размер недостаточен  и  неудобен  для  рассматривания  группой  детей.  В связи, с чем приходилось  рисовать плакаты на листах ватмана. Но такой наглядно-дидактический материал трудно изготавливать и хранить, нет возможности что-нибудь изменить в нем. Кроме того, во время проведения мероприятия, плакаты нужно размещать в доступном для обозрения месте и на уровне глаз детей, для чего нужны различные подставки, мольберты, планшеты. Все это занимает много места и неудобно для размещения в зале. [2]

Ознакомление детей с различными видами спорта стало более привлекательными и эффективными с применением современных информационных  технологий.  Такие   мероприятия  проходят  более  эмоционально,  вызывают  у  детей массу положительных эмоций.  Кроме того,  даю достаточно времени для осознания детьми  увиденного  с  экрана и  обмена мнениями.

Всю информацию и наглядность, необходимую для таких мероприятий, я помещала на видеодиск и предлагала рассматривать все на большом экране, что позволяло всем детям хорошо  рассмотреть даже мелкие детали изображения. При этом я имела возможность изменять время рассматривания и обсуждения изображений (в это же время при необходимости легко «спрятать» картинку, задать вопрос, выслушать ответы детей, затем снова вывести картинку на экран,  проверить правильность ответов и сделать выводы).

При изготовлении видеороликов я пользовалась научной литературой, чтобы предлагаемые знания были достоверны и доступны детям.

Интегрированную совместную деятельность по валеологии  проводила совместно с воспитателями  групп. В первой части в качестве наглядных пособий мною использовались изготовленные презентации и видеоролики. Слайды на экране воспроизводились в определенной последовательности  в  соответствии  с  конспектом, их содержание  зависело  от  задач конкретного мероприятия. Слайды и видеоролики содержали следующие виды информации:

- фото, схемы, пиктограммы;

- дидактические игры и задания;

-  физминутку;

- пальчиковые игры;

- игры и упражнения для глаз.

В  процессе  ознакомления  старших  дошкольников  с  человеческим  организмом  решались следующие задачи:

- сформировать  у  детей  представления  об  организме  человека (о строении собственного тела);

-  помочь ребенку создать целостное представление о своем теле;

- научить «слушать» и «слышать» свой организм;

- осознать ценность своей жизни и  жизни другого человека;

- формировать  потребность  в физическом  и  нравственном  самосовершенствовании, в здоровом образе жизни;

- привить навыки профилактики и гигиены, первой медицинской помощи, развивать  умение  предвидеть  возможные  опасные  для  жизни  последствия  своих  поступков для себя и своих сверстников. [2]

Во  второй  части  мероприятия,  дети  имели  возможность  использовать полученные знания в играх различной подвижности, а также при выполнении физических упражнений и двигательных заданий.

Использование  электронных пособий,  при проведении  физкультурно-оздоровительных мероприятий, повысило эффективность  работы - при  незначительных  затратах  времени  дети  получали  больший объем знаний. Применение мультимедийных средств увеличивало скорость передачи информации и повышало уровень ее понимания.

Использование информационных технологий позволило ставить перед ребенком познавательные и  творческие задачи и помогло ему решать их с опорой на наглядность и ведущую для этого возраста деятельность - игру. [2]

Создание электронных презентаций, видеороликов и подбор компьютерных игр осуществляла в соответствии с тематическими блоками. В процессе накопления информационного материала пополняла тематику электронных презентаций и игр, формируемых в банк собственных мультимедийных продуктов.

Таким образом, использование электронных наглядно-дидактических пособий - не цель, а эффективное средство воспитания и развития творческих способностей ребенка, формирования его личности, обогащения интеллектуальной сферы дошкольника, сохранения и укрепления его здоровья.

Целенаправленная работа по формированию у детей здорового образа жизни при помощи компьютера, несомненно, способствует эффективности укрепления и сохранения их здоровья, так как, применяя в жизненных ситуациях полученные знания, дети могут избежать причин возникновения болезней. Для этих целей можно и нужно использовать информационные компьютерные технологии как эффективное средство образовательного процесса.

Список используемых источников

  1. Кудрина Г.Я. Физкультурно-познавательные занятия в системе оздоровительной работы с дошкольниками: Метод. пособие./ Г.Я. Кудрина, Л.М. Романова, Е.А. Киселева, Ю.Р. Иванова, О.А. Савинова – Иркутск – 2007 – с. 4 – 5.
  2. Интернет – источник: images/stories/ppo/plyusnina…
  3. Интернет – источник: metod/beregovskaya – nn
  4. Интернет – источник: www/do/meropriyatie/ds2011/ds2011- 97.doc.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Апробирование системы музыкально – оздоровительной работы с детьми старшего дошкольного возраста в условиях МБДОУ №54 г. Кировска»

Описан опыт внедрения музыкально – оздоровительной технологии, как инновационной технологии в условияхвведения ФГОС ДО. ...

«Апробирование системы музыкально – оздоровительной работы с детьми старшего дошкольного возраста в условиях МБДОУ №54 г. Кировска»

Музыкально – оздоровительная технология достаточно – новое направление, как в музыкальном, так и в физическом развитии дошкольников....

Использование новых форм взаимодействия с родителями в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими нарушения зрения

Данный проект нацелен на изменение самой философии взаимодействия детского сада и семьи: с одной стороны, ДОУ становится учреждением комплексной поддержки и содействия развития родительской компе...

КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ В СИСТЕМЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Презентация на ППО учителей-логопедов и педагогов-психологовКИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫВ СИСТЕМЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫС ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...

Система коррекционно-педагогической работы с детьми старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией и МДР

В материале описан симптомокомплекс при дизартрии для детей старшей группы...

Система коррекционно - развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста: Развитие речевой коммуникации у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста

Проблема речевого недоразвития является одной из актуальных в логопедии. Её значимость определяется не только распространённостью речевой патологии у детей, но и тем влиянием, которое оказывает речево...