Консультация для родителей "Как сформировать у детей правильное отношение к своему здоровью"
консультация по теме

Свиридова Виктория Геннадьевна

Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_-_kopiya_2.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Как сформировать у детей правильное отношение к своему здоровью»

Пожалуй, никто не будет возражать против учреждения, что развитие ребенка, его личностных качеств во многом определяется взаимоотношениями, которые складываются у ребенка с окружающими его близкими людьми. Точно также и отношение детей дошкольного возраста к своему здоровью в значительной степени зависит от ближайшего окружения. До 3-летнего возраста ребенок не может самостоятельно замечать и  объективно оценивать особенности своего организма. Однако уже в этом возрасте малыш испытывает определенные психологические ощущения, связанные с состоянием и деятельностью всех систем своего организма. На этой ступени своего развития ребенок отражает мир через свой конкретный чувственный опыт, в его психике возникает переплетение образно-словесных ассоциаций, в котором слово «больно» связано с чем-то очень плохим, неприятным, а слово «здоровый»- с чем-то радостным, хорошим. Поэтому именно в этот возрастной период взрослые должны препятствовать формированию нежелательных для развития психики ребенка образно-словесных ассоциаций. Такие нежелательные связи могут установиться между ощущениями нездоровья, процессами, имеющими отношение к здоровью (осмотр врача, инъекции, прививки и т.д), с одной стороны, и словами, которые сопровождают эти ощущения.

Например, каждый из взрослых видел детей, которые от данного слова «врач» («укол», «таблетка») впадают в панику, испытывают страх. Очень часто взрослые, пытаясь помочь ребенку, подготовить его к той или иной процедуре, связанные с болью (анализы, инъекции), своими жестами, мимикой, позой еще больше пугают ребенка, а  это в конечном итоге приводит к тому, что незначительное болевое ощущение усиливается в несколько раз. Сформировавшийся соответствующий рефлекс служит основой дальнейшего отрицательного отношения к процедуре, к лечению, а в дальнейшем и к своему здоровью.

Большую роль играют оценки взрослых. Ребенок, воспринимая их, дальше используют как критерии определения своего собственного мнения, своих собственных действий, связанные со здоровьем. Например, очень часто заботливая мама активно перекармливает ребенка, приговаривая: «Ешь побольше, здоровы будешь!» В этом случае у ребенка формируется неправильное отношение к здоровью.

Причиной формирования определенного отношения к здоровью ребенка являются сами взрослые как носители определенных физических и психических качеств. Человек, который сам не выглядит здоровым или пренебрежительно относится к своему здоровью, не может сформировать правильное отношение к здоровью ребенка.

Формирование у ребенка навыков безопасного для жизни и здоровья поведения должно строиться на воспитании тех или иных привычек. Привычка-это поведение, образ действий, ставшие для кого-либо в жизни обычными, постоянными. Следует отметить, что привычка чаще всего формируется на основе навыка. Очень важно, чтобы привычки формировались вовремя. Так ,в возрасте 3-4 лет ребенок должен не только уметь сам раздеваться, но и иметь привычку аккуратно складывать свои вещи, ставить на место сою обувь. И если ребенок не научился это делать, значит, он отстает от своих сверстников.

Привычка формируется тогда, когда возникает новый вид деятельности, появляются новые вещи, новые обязанности. Поэтому взрослые с особым вниманием должны относиться к тем действиям, которые встречаются в жизни ребенка впервые. Говоря о способах и методах формирования привычек, особо следует подчеркнуть, что они воспитываются не только словами, сколько деталями. Каждое указание взрослых на необходимость выполнения того или иного действия должно сопровождаться объяснениями, почему его нужно выполнить. Все объяснения должны быть как можно более доступны и понятны ребенку. Для закрепления привычки большое значение имеет похвала взрослого. Но хвалить следует только на первых порах, когда идет формирование привычки.

При формировании правильного отношения к своему здоровью у ребенка, способы «прямого» воздействия взрослого часто не дают эффекта. Одним из способов опосредованного воздействия является использование любимых игрушек. Взрослые должны помнить, что ребенок не имеет достаточных знаний, чтобы принять их просьбу, указания. Когда же во взаимодействии ребенка с взрослым участвует его любимая игрушка (кукла, мишка, зайка и т.д.), эта последняя чаще всего становится главным действующим лицом. Следуя правилам игры, ребенок должен помогать игрушке осуществлять все нужные действия: например. Вовремя вставать утром, делать зарядку, умываться, правильно принимать пищу, одеваться на прогулку и т.д. Подобный прием можно использовать  для подготовки ребенка к определенным неприятным процедурам (инъекциям, прививкам и др.).

Долг каждого воспитателя заключается не только в том, чтобы дать качественные знания детям, но и в том, чтобы сформировать сознательную установку на здоровый образ жизни, научить их с малых лет жить в гармонии с собой и окружающим миром.

Игры, задания, упражнения позволят сформировать у детей правильное отношение к своему здоровью. Дети научаться понимать, при каких условиях среда обитания (жилище, улица) безопасны для жизни и для здоровья, дошкольники будут рассматривать свой рост, свое развитие как жизненный процесс, который зависит от разумности и правильности поведения, т.е. от того, насколько их образ жизни является здоровым.

Дошкольников в увлекательной форме необходимо познакомить со своим организмом («Почему я слышу», «Почему я вижу» и т.д.), с ОБЖ («Будь осторожен дома», «Правила поведения в транспорте, на улице», «Как вести себя в случае пожара»). Надо нацелить ребенка на то, что нужно ухаживать за своим телом, своей кожей, беречь глаза, уши, зубы, руки и ноги.

Главная задача-не вложить в голову ребенка сумму определенных знаний и правил, а помочь ему задуматься о своем здоровье. И если это произойдет, если ребенок проявит активность в отношении своего здоровья, то, следовательно, с поставленной задачей мы справились. Но прежде чем это произойдет, необходима упорная работа взрослых, их терпение, выдержка, а также огромное желание вырастить каждого ребенка здоровым.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как сформировать у ребенка правильное отношение к своему здоровью

Формирование правильного отношения к своему здоровью...

Формируем у детей правильное отношение к своему здоровью.

Здоровье-это одна из главных ценностей жизни!...

Консультация для родителей "Как сформировать у детей правильное отношение к здоровью"

Эмоционально-волевая сфера ребёнка ещё находится в стадии формирования, поэтому можно активно влиять на этот процесс, повышая мотивацию здоровьесберегающего поведения. Следовательно, очень важно научи...

Консультация для родителей «Как сформировать у детей правильное отношение к своему здоровью»

Рекомендации родителям о формировании у детей правильного отношения к своему здоровью...

Статья на тему: Забота о здоровье ребенка. Как сформировать у детей правильное отношение к своему здоровью.

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 81 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детейВыборгского рай...

Консультация для воспитателей "Как сформировать у детей правильное отношение к своему здоровью"

Данная консултация расскрывает перед педагогами как сформировать у детей правильное отношение к своему здоровью...