Воспитание у детей подготовительной группы правильного отношения к своему здоровью
методическая разработка по физкультуре (старшая группа) по теме
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Воспитание у детей правильного отношения к своему здоровью через занятия физической культурой.
Мое кредо-«Здоровье свыше нам дано, учись, малыш, беречь его!»
Известно, что здоровье – один из важнейших компонентов человеческого благополучия и счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны. В Конвенции по правам ребёнка прописаны его законные права – право на здоровый рост и развитие.
Проблема воспитания культуры здоровья у всех участников образовательного процесса в ДОУ является особенно актуальной на современном этапе развития общества. Современные условия жизни предъявляют повышенные требования к состоянию здоровья человека, особенно детей дошкольного возраста.
Одной из приоритетных задач формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста является создание мотивации, обучение и привитие навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста, а так же:
Охрана и укрепление здоровья детей.
Успешное решение задачи возможно лишь при условии комплексного использования всех форм физического воспитания
Формы физического воспитания
Физические упражнения
Непосредственная образовательная деятельность
Праздники и развлечения
Утренняя гимнастика
Спортивные игры
закаливание
ЛФК
В повседневно жизни
д
Дни здоровья
Кружковая работа, секции
Специальные закаливающие процедуры
Формирование жизненно необходимых двигательных навыков в соответствии с индивидуальными способностями.
Я совместно с медицинским персоналом в течение учебного года провожу медико-педагогические наблюдения за физиологической реакцией детей, соответствием нагрузки на занятиях их возрастным и индивидуальным возможностям.
Создание условий для реализации двигательной активности.
Важным направлением в формировании у детей основ здорового образа жизни является правильно организованная предметно-пространственная среда, прежде всего это двигательная предметно-развивающая среда. Она должна носить развивающий характер, быть разнообразной, динамичной, трансформируемой, полифункциональной.
При проектировании предметно-пространственной среды, способствующей формированию здорового образа жизни детей - дошкольников, я исхожу из необходимости учета следующих факторов:
1) индивидуальных социально-психологических особенностей ребенка;
2) особенностей его эмоционально-личностного развития;
3) индивидуальных интересов, склонностей, предпочтений и потребностей.
Хотя наш сад еще новый, но я создаю все условия для реализации задач в области физической культуры. Рационально использую предметно игровую среду, как в спортивном зале, так и в группах. Спортивный зал соответствует требованиям СанПиН, он у нас большой, светлый. В достаточном количестве имеется спортивное оборудование и инвентарь для физического развития ребенка. В групповых комнатах стараемся приобретать необходимый набор физкультурно-игрового оборудования: шнуры, палки, обручи, наборы инвентаря к подвижным играм, скакалки, мишени, баскетбольные корзины , дидактический материал и т.д.
Учитывая все вышеперечисленные факторы, я дополнила развивающую среду физкультурным нестандартным оборудованием, изготовленным своими руками, ведь новое спортивное оборудование - это всегда дополнительный стимул активации физкультурно-оздоровительной работы. С этой целью в развивающей среде появился парашют.
В парашют могут играть дети любого возраста.( смотри «Доклад к семинару»)
Воспитание потребности в здоровом образе жизни.
Воспитание потребности в здоровом образе жизни начинается уже в детском саду. Вся жизнедеятельность ребенка в детском саду направлена на сохранение и укрепление здоровья.
Я, совместно со специалистами ,разработала модель приобщения дошкольника к здоровому образу
жизни.(см приложение1)
Она делится на четыре блока:
Блок, образовательная работа, использование технологий по ЗОЖ, сюда вошли:
утренняя гимнастика
физкультурные занятия
спортивные развлечения, досуги, дни здоровья, пешеходные прогулки
большие спортивные праздники 2 раза в год
кружковая работа «Ритмическая гимнастика»
секция «Баскетбол»
Следующий блок - Оздоровительная работа: использование оздоровительных технологий. Это блок, формирующий здоровый образ жизни:
лечебное полоскание горла, 1 раз в день во время утреннего приема
гимнастика для глаз
физкультурные минутки
игровой массаж
закаливание
дыхательная гимнастика
гимнастика после сна
фитопрофилактика
Совместно со специалистами и воспитателями проводим интегрированные занятия, Дни здоровья, развлечения посредством различного содержания и видов деятельности, решается одна задача по привитию ЗОЖ: формирование элементарных представлений детей об организме человека; формирование представлений о безопасном для здоровья поведение при переходе улицы и в транспорте. Расширять и закреплять представления детей о пользе здоровья овощей, фруктов, а также деревьев и кустарников.
Планирую в конце года провести в старших группах Конкурс знатоков здорового образа жизни.
Третий блок-это блок с родителями, с семьей, куда могут входить бабушки и дедушки .В блоке, взаимодействия с семьями воспитанников я определили две линии работы это санитарно - просветительская, где я проводила консультации: «Пальчиковый массаж в домашних условиях», приглашала родителей на день здоровья «Путешествие в Королевство зубной щетке»
В начале года также я провела опрос(смотри приложение 2) родителей позволяющий изучить культуру здоровья семьи. Искренность ответов позволяет нам эффективно осуществлять работу по воспитанию здорового образа жизни в семьи. Из 50 опрошенных родителей получились такие результаты:
- родителей делают зарядку утром вместе с детьми дома;
- детей посещают утреннюю гимнастику в ДОУ;
- проводят выходные на свежем воздухе / турбазы/;
- посещают с детьми спорткомплексы города;
- считают, что ведут здоровый образ жизни.
Четвертый блок-это организация предметно-развивающей среды. В нашем детском саду в групповых комнатах имеется достаточно спортивного инвентаря для разнообразия двигательной активности. Так как сад новый воспитателями нарабатывается дидактический материал, папки передвижки, картотека игр, гимнастик по ЗОЖ. Так же совместно с медицинским персоналом, инструктором по ЛФК пополняется уголок здоровья. В каждой группе имеются папка специалиста, где родитель может узнать о педагоге и о его педагогической деятельности, советы.
Обеспечение физического и психического благополучия.
Что же такое здоровье? Обращаясь к "Словарю русского языка" С.И. Ожегова, мы найдем такое определение здоровья: "Это правильная, нормальная деятельность организма". А в Уставе Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) говорится, что здоровье - это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое, духовное и социальное благополучие. И именно поэтому проблему здоровья следует рассматривать комплексно, в широком социальном аспекте.
Физическое здоровье и психическое состояние ребенка взаимосвязаны и взаимообусловлены. Ощущение своего физического здоровья и своих физических возможностей, телесного благополучия способствуют устойчивому чувству комфорта. Известно, что на любое событие душа и тело отзываются вместе. Психическое напряжение вызывает мышечный тонус и, наоборот, мышечное напряжение приводит к эмоциональному всплеску. А расслабление мышц вызывает снижение эмоционального напряжения и приводит к успокоению, восстановлению учащенного дыхания. Это обратное влияние используется для регуляции психического состояния.(смотри статью)
В нашем детском саду создаются все условия для комфортного пребывания ребенка в не дома.
Чтобы ребенку было интересно я использую в работе разнообразные методы и приемы: нетрадиционные формы непосредственной образовательной деятельности, праздники и развлечения.
Планируя свою работу на год (приложение 3), включаю в свой перспективный план занятия, в которых ставлю задачи не только по сохранению и укреплению здоровья детей, но и задачи оздоровительные, которые способствуют воспитанию привычки здорового образа жизни:
1. Ознакомить детей со строением своего тела, о функциях органов;
2. Развивать умение соблюдать правила гигиены;
3.Развивать умение сознательно вырабатывать полезные привычки правильного поведения;
4. Обучить правильному поведению в экстремальных ситуациях, умению избегать опасные положения;
5. Формировать гармоничную личность (умение дружить, чувства уважения, доброты, самокритичности и др.).
В дошкольном возрасте закладываются основы миро и самопонимания. Создание целостного образа «Я» невозможно без физического, телесного «Я», что зачастую не учитывается в повседневной жизни. На своих занятиях знакомлю детей с частями своего тела, с тем, какое упражнение необходимо для их развития. Через познания себя, частей своего тела, учу уважению и бережному отношению к своему здоровью, учу ощущать и чувствовать процесс движения любой части тела, развиваю у детей чувства самостраховки при любой двигательной деятельности и удовлетворения от движения.
Уже в течении 8 лет я планирую работу по закреплению культурно-гигиенических навыков, по формированию знаний о полезной пищи, о строении своего тела и т.д.. Каждый год совместно с воспитателями, музыкальным руководителем и медицинским персоналом провожу «Дни и недели здоровья», физкультурно-оздоровительные досуги. В этом учебном году мною запланированы физкультурно-оздоровительные досуги и развлечения это-о правилах дорожного движения, о правилах поведения, о правилах пожарной безопасности и о правилах оказания первой помощи.
В течении первых 5 лет моей работы особое внимание уделялось Дням здоровья и роботе с родителями по приобщению к ЗОЖ, сегодня с новыми требованиями ФГТ, хочется разнообразить свою работу при этом не меняя цели. Вот поэтому и возник проект «На пути к Олимпиаде»
Разрабатывая проект «На пути к Олимпиаде» задачей остается приобщение ребенка к здоровому образу жизни через виды спорта. Этот проект рассчитан на три года, поэтому в него вошли дети среднего возраста по подготовительную группу. Этим проектам помогаю детям привить любовь к любому виду спорта (бег, прыжки, метание, спортивные игры: баскетбол, волейбол, плавание)
На своих праздниках и развлечениях, в непосредственно образовательной деятельности уделяю больше внимания одному виду спорта. Это видно и в мониторинге физической подготовленности(смотри приложение 4)
Идея: создание новой, более эффективной модели развития у дошкольников навыков здорового образа жизни.
Цель: организация благоприятных условий для будущего формирования здоровой и физически крепкой личности, воспитания у детей созидательного отношения к своему здоровью.
Основные задачи:
1) Воспитание у детей потребности в здоровье.
2) Создание правильных представлений о здоровом образе жизни.
3) Использование в процессе приобщения детей к здоровому образу жизни приемов интеграции разных видов деятельности( на примере видов спорта).
4) Привить к тетям любовь к спортивным играм.
Предполагаемые результаты
Для детей:
1) Сформированные навыки здорового образа жизни.
2) Правильное физическое развитие детского организма, повышение его сопротивляемости инфекциям.
3) Улучшение соматических показателей здоровья и показателей физической подготовленности.
4) Сформированность гигиенической культуры, наличие потребности в здоровом образе жизни и возможностей его обеспечения.
5) Помочь детям с выбором, какой вид спорта для него интереснее и нужнее.
Для родителей:
1) Сформированная активная родительская позиция.
2) Повышение компетентности родителей в вопросах физического развития и здоровья.
3) Активное участие родителей в жизнедеятельности ДОУ.
Для педагогов:
1) Качественное освоение педагогами инновационных технологий физического воспитания и оздоровления детей.
2) Повышение профессионального уровня педагогов.
3) Улучшение качества работы по физическому воспитанию с детьми дошкольного возраста.
4) Личностный и профессиональный рост, самореализация, моральное удовлетворение.
Участники проекта: дети; педагоги – 16 воспитателей; заведующая ГАДОУ; старший воспитатель; инструктор по физо; инструктор по плаванию; музыкальный руководитель; медицинский персонал детского сада.
Чем скорее ребенок осознает необходимость своего непосредственного приобщения к богатствам физической культуры, тем скорее сформируется у него важная потребность, отражающая положительное отношение и интерес к физической стороне своей жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Правильное отношение к своему здоровью - профессиональный долг воспитателя"
В данном материале содержится работа по сохранению, укреплению психоэмоционального здоровья воспитателя. Приложены рекомендации, релаксационные упражнения для снятия стресса....
Формируем у детей правильное отношение к своему здоровью.
Здоровье-это одна из главных ценностей жизни!...
Консультация для родителей «Как сформировать у детей правильное отношение к своему здоровью»
Рекомендации родителям о формировании у детей правильного отношения к своему здоровью...
Консультация для родителей "Как сформировать у детей правильное отношение к своему здоровью"
Консультация для родителей...
Статья на тему: Забота о здоровье ребенка. Как сформировать у детей правильное отношение к своему здоровью.
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 81 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детейВыборгского рай...
"Формирование у детей дошкольного возраста правильного отношения к своему здоровью через двигательную активность"
Роль уроков здоровья в формировании у дошкольников правильного отношения к своему здоровью....
Консультация для воспитателей "Как сформировать у детей правильное отношение к своему здоровью"
Данная консултация расскрывает перед педагогами как сформировать у детей правильное отношение к своему здоровью...
Комментарии
спасибо
спасибо