Консультация для воспитателей "Как сформировать у детей правильное отношение к своему здоровью"
консультация по теме

Бубынина Светлана Борисовна

Данная консултация расскрывает перед педагогами как сформировать у детей правильное отношение к своему здоровью

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument3.docx19.69 КБ

Предварительный просмотр:

      Консультация для воспитателей " Как сформировать у детей              правильное отношение к своему здоровью"    

Развитие ребенка, его личностных качеств во многом определяется взаимоотношениями, которые складываются у ребенка с окружающими его близкими людьми. Точно так же и отношение детей младшего возраста к своему здоровью в значительной степени зависит от ближайшего окружения.

 До трех летнего возраста ребенок не может самостоятельно замечать и объективно оценивать особенности своего организма. Однако уже в этом возрасте малыш испытывает определенные психологические ощущения, связанные с состоянием и деятельностью всех систем своего организма.

 На этой системе своего развития, ребенок отражает мир через свой конкретный чувственный опыт,в его психике возникает переплетение образно-словесных ассоциаций, в котором слово " больно" связано с чем-то плохим, неприятным, а слово"здоровый" - с чем-то радостным, хорошим.Поэтому именно в этот возрастной период взрослые должны препятствовать формированию нежелательных для развития психики ребенка образно-словесных ассоциаций. Такие нежелательные связи могут установиться между ощущениями нездоровья, процессами, имеющими отношения к здоровью ( осмотр врача, инъекции, прививки), с одной стороны, и словами, которые сопровождают эти ощущения. Очень часто взрослые, пытаясь помочь ребенку, подготовить его к той или иной процедуре, связанной с болью, своими жестами, мимикой, позой еще больше пугают ребенка, а это в конечном итоге приводит к тому, что незначительное болевое ощущение усиливается в несколько раз. Сформировавшийся соответствующий рефлекс служит основой дальнейшего отрицательного отношения к прцедуре и лечению, а в дальнейшем и к своему здоровью. Словесные указания взрослых ребенок, воспринимая их, дальше использует как примеры определения своего собственного мнения, своих србственных действий, связанных со здоровьем.

 Например, очень часто заботливая мама активно перекармливает ребенка, приговаривая: "Ешь больше, здоровым будешь!" В этом случае у ребенка формируется неправильное отношение к здоровью. Кроме того, психологи, иследовавшие, особенности взаимоотношений детей установили, что наименьшей популярностью пользуются дети, склонные к полноте, " толстяки". Да и сами взрослые так же относятся к полным детям, хотя и стараются не демонстрировать это отношение в непосредственном общении. Очень часто взрослые совершают грубые психологические ошибки, когда в общении с ребенком проявляют негативные отношения к его внешности: " Какой ты неуклюжий! Ой какой ты лопоухенький!" Это отрицательно влияет на формирование целостного образа Я у детей, которым  немаловажное значение имеет физическая сторона, физическое Я.

  Причиной формирования определенного отношения к здоровью ребенка являются сами взрослые как носители определенных физических и психических качеств. Человек, который сам не выглядит здоровым или пренебрежительно относится к своему здоровью, не может сформировать правильное отношение у ребенка к своему здоровью.

 Если мать полностью сконцентрирована на своем недуге, то это может повышать тревожность детей, даже привести к развитию психических отклонений. Лечение болезни взрослого и психотерапевтическая работа с ребенком позволяют преодолеть эти расстройства психики у ребенка.

 Одним из способов опосредованного воздействия является использование любимых игрушек. Взрослые должны помнить, что ребенок не имеет остаточных знаний, чтобы принять их просьбу, указания. Когда же во взаимодействии ребенка со взрослым учавствует его любимая игрушка, она чаще всего и становится главным действующим лицом. Следуя правилам игры, ребенок помогает игрушке осуществлять все нужные действия: например: вовремя вставать утром, делать зарядку, умываться, правильно принимать пищу, одеваться на прогулку, вовремя ложиться спать, убирать со стола. Это все найдет свое отражение в дидактических играх.

 Формирование у ребенка навыков безопасного для жизни и здоровья поведения должно строиться на воспитании тех или иных привычек. Следует отметить , что привычка формируется на основе навыка.

  Привычка формируется тогда, когда возникает новый вид деятельности, появляются новые вещи. Родители и педагоги с особым вниманием должны относиться к тем действиям, которые встречаются в жизни ребенка впервые.

  Говоря о методах и способах формирования привычек, особо следует подчеркнуть, что они воспитываются не столько словами, сколько делами. Каждое указание взрослых на необходимость выполнения того или иного действия должно сопровождаться объяснениями, почему это нужно выполнять. Все объяснения должны быть как можно доступнее и понятны ребенку.

Для закрепления привычек большое значение имеет похвала взрослого. Но хвалить следует только на первых порах, когда идет формирование привычки.

Взрослые знают, как сложно сформировать привычку выполнять утреннюю гимнастику у детей. Следует помнить, что для достижения положительного результата необходимо, чтобы ребенок обязательно хорошо выспался, чтобы в комнате не было холодно, а упражнения не были трудными. Для формирования положительных привычек особенно большое значение имеет не только похвала

взрослого, но и первые положительные результаты. Неправильное  «подкрепление» ведет к формированию у ребенка вредных привычек. Искоренить возникшие вредные привычки довольно сложно. От родителей и воспитателей необходимо терпение и выдержка, они должны ежедневно помогать ребенку. Значение привычки в воспитании детей отмечалось в пословицах, передавалось из поколения в поколение: « Учи показом, а не рассказом», « Привычку- не рукавичку, не повесишь на спичку».

                Рекомендации:

  1. Внимательно относитесь к формированию образно-словесных ассоциаций у детей, особенно касающихся отношению к здоровью;
  2. Формируйте у ребенка положительное отношение к физическому Я;
  3. Помните, что ваши физические недостатки, ваше отношение к здоровью влияют на отношение к здоровью у ребенка;
  4. Способы «прямого» воздействия на ребенка дошкольного возраста не дают эффекта, используйте опосредованное воздействие, проводите дидактические игры;
  5. Формированию у детей навыков безопасного поведения способствует воспитание положительных привычек;
  6. Помните , что для закрепления привычки большое значение имеет похвала взрослого, она действует гораздо сильнее, чем порицание;
  7. Наряду с формированием привычек воспитывайте у детей чувства долга, ответственность, человечность.
    ,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как сформировать у ребенка правильное отношение к своему здоровью

Формирование правильного отношения к своему здоровью...

Формируем у детей правильное отношение к своему здоровью.

Здоровье-это одна из главных ценностей жизни!...

Консультация для родителей "Как сформировать у детей правильное отношение к здоровью"

Эмоционально-волевая сфера ребёнка ещё находится в стадии формирования, поэтому можно активно влиять на этот процесс, повышая мотивацию здоровьесберегающего поведения. Следовательно, очень важно научи...

Консультация для родителей «Как сформировать у детей правильное отношение к своему здоровью»

Рекомендации родителям о формировании у детей правильного отношения к своему здоровью...

Статья на тему: Забота о здоровье ребенка. Как сформировать у детей правильное отношение к своему здоровью.

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 81 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детейВыборгского рай...