Консультация для воспитателей «Организация двигательной активности в режимных моментах».
консультация на тему

Рощина Екатерина Леонидовна

Консультация для воспитателей

«Организация двигательной активности в режимных моментах».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_po_d.a.doc444.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образование - городской округ

город Рязань Рязанской области

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ  ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ  САД № 55»                                                                                                                                    

390000, город Рязань,                                                                                                                     тел/факс 25-39-73

ул. Павлова, д. 42 а                                                                                                      e-mail:  mdou.ds55@yandex.ru    

Консультация для воспитателей

«Организация двигательной активности в режимных моментах».

Подготовили воспитатели:

Петюшкина И.В.

(вторая квалификационная категория)

Рощина Е. Л.

(первая квалификационная категория)

г. Рязань

2015 г.

Двигательная активность в режимных моментах.

      Приобретение ребенком огромного количества дв. умений и навыков может быть достигнуто при целенаправленном правильно организованном режиме двигательной активности.

      Д.А. бывает: - регламентируемой (утренняя гимнастика, физ. минутки, дин. паузы, ритмика, бодрящая гимнастика.)

- частично-регламентируемой: спорт. праздники, игры, п/и, дни здоровья, спортивные досуги, индивидуальные занятия с варьированием физической нагрузки с учетом уровня здоровья.

- нерегламентированная деятельность: самостоятельная деятельность детей в помещении и на улице.

     Степень подвижности детей можно разделить на 3 основные подгруппы: высокая, средняя, низкая подвижность.

     Большую роль играет в двигательном режиме самостоятельная деятельность (без явного вмешательства педагога). При этом необходимо,   чтобы в распоряжении детей были пособия, стимулирующие двигательную деятельность: физ.уголок, маски для п/и, коврики для профилактики плоскостопия, спортивные атрибуты для прогулки: клюшки, велосипеды, самокаты, скакалки.

      Д.А. ребенка начинается с утренней гимнастики.

      Утренняя гимнастика должна проводиться ежедневно до завтрака, в течение 10-12 мин на воздухе или в помещении (в зависимости от экологических и погодных условий). В течение всей утренней гимнастики,  проводимой  в  зале, все
форточки и фрамуги остаются открытыми, дети занимаются в физкультурной форме, босиком.

       Содержание утренней гимнастики составляют упражнения, рекомендованные программой для данной возрастной группы. Они должны быть разучены на физкультурном занятии и хорошо знакомы детям.

       Утренняя гимнастика может проводиться в разных формах:

- Традиционный комплекс утренней гимнастики

- Утренняя гимнастика в игровой форме

- С использованием полосы препятствий

- С включением оздоровительных пробежек

- С использованием простейших тренажеров.

       Традиционная гимнастика состоит из 3 частей.

       Как правило, вводная часть включает в себя различные виды ходьбы и бега.

       Основная часть - это ОРУ с предметами (флажки, мячи, обручи и т.д.). Данные упражнения развивают силу мышц, подвижность суставов, формируют правильную осанку и умение ориентироваться в пространстве. В заключительной части: ходьба, упражнения для восстановления дыхания.

       Утром целесообразно планировать двигательную деятельность, знакомую по содержанию, в зависимости от интересов и потребностей детей.
      Планировать игры, знакомые детям, лучше малой или средней подвижности («Найди, что спрятано», «Пронеси мяч, не задев кеглю»). При планировании подвижных игр необходимо учитывать, какие занятия будут после завтрака. Если занятия связаны с длительной статической позой (математика, развитие речи изо-деятельность, то лучше утром запланировать
игры средней и даже большой подвижности.

     Мы предлагаем в качестве малоподвижной игры упражнение с двигательным кубиком. Дети встают в круг, встают в классическое исходное положение и по очереди бросают двигательный кубик, выполняя выпавшие  действия.

   

      Утром обязательно нужно проводить индивидуальную работу с детьми, независимо от уровня их физического развития, а также индивидуальную работу с детьми, которые имеют различные отклонения в осанке, зрении, нарушения слуха, нервной системы, ожирение.

      В течении дня реализуются следующие технологии оздоровления: упражнения на коррекцию осанки, пальчиковая гимнастика, которая проводится 2 раза в день, дыхательная гимнастика, упражнения для профилактики плоскостопия, гимнастика для глаз.

     

В нашей группе используется тренажер для глаз, изготовленный собственными руками и пособие «Снегири» для упражнений дыхательной гимнастикой.

       

   Дыхательная гимнастика является хорошим способом повысить иммунитет ребёнка, восстановить дыхательную систему после заболевания, а также предотвратить частые простудные заболевания. А если ребенок отличается гиперактивностью, то благодаря дыхательной гимнастике, он научится расслабляться и успокаиваться. Кроме этого, если постоянно заниматься с ребенком дыхательной гимнастикой, у него сформируется правильное речевое дыхание, что позволит ему при выдохе произносить различные по длине фразы. Также ДГ необходима для формирования у ребенка правильного звукопроизношения.

 Данные виды двигательной активности применяются во время организационных моментов, во время переходов от динамических игр к более спокойным занятиям, переключая детей к другим видам деятельности.

       Двигательная разминка.

       Проводиться в перерыве между занятиями. Она позволяет активно отдохнуть после умственной нагрузки и вынужденной статической позы.

        Основное ее назначение состоит в том, чтобы предотвратить развитие утомляемости у детей, снять эмоциональное напряжение в процессе НОД с умственной нагрузкой, что будет способствовать более быстрому восприятию программного материала.

        Двигательная разминка может состоять из 3-4 игровых упражнений типа «Кольцебросс», «Узнай по голосу», «Закати в лунку шарик», «Удочка», «Бой петухов», а также произвольных движений детей с использованием разнообразных физкультурных пособий.

        Игровые упражнения должны хорошо быть знакомы детям, просты по содержанию, с небольшим количеством правил, не длительными по времени (10-12 мин.), доступны детям с разным уровнем ДА.

       Детям можно в любой момент войти и выйти из игры. В конце двигательной разминки нужно детям предложить дыхательные упражнения.

      Продолжительность двигательной разминки не более 10 минут. Местом проведения может быть любое хорошо проветриваемое помещение.

Физкультминутка.

     Физкультминутка (кратковременные физические упражнения) проводятся в средней, старшей и подготовительной группах в перерывах между НОД, а также в процессе самого НОД. Значение физкультминутки заключается в смене характера деятельности и позы ребёнка путём двигательной активности, снимающей утомление, восстанавливающей эмоционально-положительное состояние психики. Физкультминутка в процессе самого НОД может быть проведена сидя или стоя у стола, за которым дети занимаются. Она состоит из 2-3 упражнений на разгибание туловища, движение рук, активизирующих работу мышц и расширяющих грудную клетку, шага на месте. Всё это выполняется в течение 1-2 минут.               Физкультминутка между двумя НОД может проводиться в виде подвижной игры и упражнений.
    Обязательным условием при проведении физкультминутки является свежий воздух (открытые фрамуги, окна). По окончании упражнения, непродолжительной ходьбы, воспитатель напоминает детям, чем они ещё будут заниматься и предлагает спокойно занять свои места.

Тик-так, тик-так, 
В доме кто умеет так? 
Это маятник в часах, 
Отбивает каждый такт (Наклоны влево-вправо.) 
А в часах сидит кукушка, 
У неё своя избушка. (Дети садятся в глубокий присед.) 
Прокукует птичка время, 
Снова спрячется за дверью, (Приседания.) 
Стрелки движутся по кругу. 
Не касаются друг друга. (Вращение туловищем вправо.) 
Повернёмся мы с тобой 
Против стрелки часовой. (Вращение туловищем влево.) 
А часы идут, идут, (Ходьба на месте.) 
Иногда вдруг отстают. (Замедление темпа ходьбы.) 
А бывает, что спешат, 
Словно убежать хотят! (Бег на месте.) 
Если их не заведут, 
То они совсем встают. (Дети останавливаются.) 

    Особое место уделяется Д.А. на прогулке. Начинается прогулка со спокойной ходьбы к участку, после чего организуется подвижная игра (8-15минут).

Русская народная игра «Как у дяди Трифона».

Как у дяди Трифона

было семеро детей,

было семеро детей,

было семь сыновей.

Они не пили, не ели,

друг на друга всё глядели, вместе делали вот так: 

(Все становятся в круг. Водящий в кругу. Под песенку все водят хоровод, а на словах «вместе делали вот так» показывают на водящего пальцем или рукой, а водящий в ответ показывает какую-нибудь фигуру или движение. Все остальные его повторяют до тех пор, пока водящий не выберет того, кто лучше всех выполнял эту фигуру, он и будет водящим на следующий кон).

     Индивидуальная работа по закреплению ОВД может занимать до 20 минут, с учетом желания детей.

    Индивидуальную работу с детьми по физическому воспитанию необходимо строить на основе знаний возрастных и тщательного изучения индивидуально-типологических особенностей детей. Индивидуальная работа начинается с раннего возраста. Она планируется в течение всего дня в часы игр, прогулок, она должна быть естественной и органической частью общего педагогического процесса. Добиваясь успеха при обучении двигательным действиям, воспитатель не только предлагает ребёнку правильно выполнить упражнение, например, по его образцу, но и старается вызвать интерес к задаче.

  Объединение детей в небольшие группы целесообразно при проведении подвижных игр с правилами, с целью уточнения этих правил, и усвоения обязательности этих выполнений. Выделение застенчивых детей в роли ведущих, вовлечение малоподвижных детей в двигательную деятельность и т. д. Таким образом, сложные задачи индивидуальной работы и работы с небольшими группами детей требуют от воспитателя тонкого мастерства, чуткого отношения к детям, строгого сравнительного учёта результатов работы, показывающего прогресс психического и физического развития детей.

    Большую роль играет самостоятельная деятельность на прогулке. Физическая активность направлена не на результат, а на получение удовольствия от состояния движения. Отсутствие регламентации предполагает участие ребенка только в тех играх, которые он выбирает по собственному желанию и которые доставляют ему радость.

    Одной из главной особенности нервной системы детей дошкольного возраста является медленное переключение из одного состояния в другое. Именно поэтому после дневного  сна необходимо провести бодрящую гимнастику, которая позволяет постепенно перейти к бодрому состоянию. Необходимо помнить, что  темп пробуждения у детей разный и разная степень выраженности эмоционального реагирования. Воспитатель должен чутко уловить настроение детей, подбодрить тех, у кого фон настроения после сна снижен.

     Гимнастика после дневного сна в сочетании с контрастными воздушными ваннами помогает улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус, а так же способствует профилактике нарушений осанки и стопы. Эту гимнастику следует проводить при открытых фрамугах 7-15 минут.
В течение года желательно использовать различные варианты гимнастики:

- разминка в постели и самомассаж;

- гимнастика игрового характера;

- с использованием тренажеров или спортивного комплекса;

- пробежки по массажным дорожкам.

   Огромное место отводится самостоятельной двигательной деятельности, возникающей по инициативе детей. Она дает широкий простор для проявления их индивидуальных двигательных возможностей. Самостоятельная деятельность является важным
источником активности и саморазвития ребенка. Продолжительность ее зависит от индивидуальных проявлений детей в двигательной деятельности.

    Наряду с перечисленными формами двигательной активности немаловажное значение имеет активный отдых, физкультурно-массовые мероприятия. К таким мероприятиям относится день здоровья, физкультурный досуг, физкультурно-спортивные праздники на воздухе, игры-соревнования, спартакиады.

   Интересное содержание, юмор, музыкальное оформление, игры, соревнования, радостная атмосфера способствуют активизации двигательной деятельности.

    Физкультурные праздники и досуги могут быть организованы не только в помещении, но и на участке детского сада.  В течение года с детьми старшего дошкольного возраста следует проводить 2-3 праздника на воздухе и в зале.

Дни здоровья проводятся с детьми всех возрастов один раз в квартал.

    В двигательный режим старших дошкольников входят также внегрупповые дополнительные виды занятий (группы общей физической подготовки, кружки по разным видам физических и спортивных упражнений и игр, танцы) и совместная
физкультурно-оздоровительная работа детского сада и семьи (домашние задания, физкультурные НОД детей совместно с родителями, участие родителей в физкультурно-оздоровительных массовых мероприятиях дошкольного учреждения
).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Организация двигательной активности детей на прогулке"

Прогулка имеет особое оздоровительно-воспитательное значение, если она насыщена разнообразной двигательной деятельностью.  Данная консультация поможет педагогам правильно организовать деятльность...

Консультация для воспитателей .Организации двигательной активности детей на прогулке в ДОУ в соответствии с ФГОС»

Двигательная активность  рассматривается как биологический и социальный феномен,главный источник развития и укрепления ресурсов здоровья,механизм регуляции жизнедеятельности растущего человека....

Консультация для воспитателей "Организация двигательной активности детей в группе"

К сожалению, в групповых помещениях современных детских садов не так много места для двигательной активности детей. К этой проблеме можно подойти творчески – создать предметную среду на полу с п...

Консультация «Особенности организации двигательной активности в режимных моментах в соответствии с ФГОС ДО»

Консультация «Особенности организации двигательной активности в режимных моментах в соответствии с ФГОС ДО»...

Консультация для воспитателей "Особенности организации двигательной активности в режимных моментах в соответствии с ФГОС ДО "

Консультация для воспитателей"Особенности организации двигательной активности в режимных моментах в соответствии с ФГОС ДО "...

Консультация для воспитателей: Организация двигательной активности детей на занятиях плаванием

Организация двигательной активности детей в плавании На сегодняшний день в системе дошкольного образования особое внимание уделяется здоровью детей. Здоровье детей зависит от ряда факторов: биоло...

Консультация для воспитателей "Организация двигательной активности на прогулке в зимнее время"

Организация двигательной активности на прогулке в зимнее время...