Артикуляционная гимнастика
картотека (младшая, средняя, старшая группа) на тему

Бровикова Ирина Петровна

Каждое упражнение ребенок должен выполнять медленно, ритмично и четко, считая мысленно или под счет взрослого.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл artikulyatsionnaya_gimnastika.docx674.33 КБ

Предварительный просмотр:

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ  

ГИМНАСТИКА

Методические рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастики для детей:

1. Артикуляционные упражнения должны проводиться ежедневно в течение 5 мин.

2. Каждое упражнение ребенок должен повторять 5-10 раз.

3. В конце каждого упражнения органы речевого аппарата должны вернуться в исходное положение.

4. Во время работы перед зеркалом нужно следить за тем, чтобы у ребенка работали только те мышцы, которые тренируются в данном упражнении. Шея и плечи должны быть ненапрягаемыми.

5. Во время выполнения упражнения целесообразно использовать свою ладонь и ладонь ребенка для имитации движений языка.

6. Каждое упражнение ребенок должен выполнять медленно, ритмично и четко, считая мысленно или под счет взрослого.

7. Гимнастика не должна надоедать ребенку и вызывать его переутомление.

«Лопаточка»

артикуляционная гимнастикаШирокий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Держать на счет до 5-10 или 10-15 сек.

Цель: Выработать умение удерживать язык в свободном, расслабленном положении, лежащим на нижней губе.

Методические рекомендации:

- Рот полуоткрыт.

- Не высовывать язык далеко,

- Не заворачивать нижнюю губу внутрь.

- Боковые края должны касаться уголков рта.

- Если упражнение не получается, то сначала нужно сделать следующие упражнения: «Покусать» язык зубами, похлопать губами по языку, произнося «пя-пя-пя»

- Повторить упражнение сначала.

                          «Чашечка»

артикуляционная гимнастикаШироко раскрыть рот. Широкий язык из положения "Лопаточка" поднять вверх, загибая края языка. Потянуться к верхним зубам, но не касаться их. Удерживать язык в таком положении на счет до 5-10 или 10-15 сек.

Цель: Научиться удерживать язык в форме чашки и вверху, у верхних зубов. Укреплять мышцы языка.

Методические рекомендации:

- Рот широко открыт.

- Язык выдвинуть, расслабить, положить на нижнюю губу.

- Завернуть боковые края и кончик языка внутрь - представить язык в форме чашки.

- Края языка должны быть у верхних зубов.

- Если упражнение не получается, то сначала похлопать губами язык, слегка надавить (пальцем, зондом, шпателем) на середину языка и язык приобретет нужную форму, или завернуть язык на губу, придерживая его.

«Иголочка»

артикуляционная гимнастикаРот открыть. Язык выдвинуть далеко вперед, напрячь его, сделать узким, острым.

Цель: Научиться делать язык узким и удерживать его в таком положении. Это укрепляет мышцы языка.

Методические рекомендации:

- Рот открыть, язык выдвинуть как можно дальше.

- Выдвинуть язык, напрячь и сделать узким.

- Язык не лежит на губе, а выдвинут вперед.

- Удерживать в таком положении на счет до 5-10 или 10-15 сек.

«Горка»

артикуляционная гимнастика

Рот раскрыть. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Кончик языка упереть в нижние передние зубы.

Цель: Научиться удерживать язык в положении, необходимом для произношения свистящих звуков. Развивает мышцы языка, укрепляет кончик языка.

Методические рекомендации: 

- Рот полуоткрыт, улыбнуться. 

- Кончик языка за нижними зубами.

- Удерживать в таком положении на счет до 5-10 или 10-15 сек.

- Если упражнение не получается, то спеть звук "и-и-и".

                                             «Трубочка»

артикуляционная гимнастикаВытянуть губы вперед. Подуть, чтобы получилась трубочка. Выполнять в медленном темпе 10-15 раз.

Цель: Научиться вырабатывать движения губ вперед.

Методические указания:

- Вытянуть сомкнутые губы вперед трубочкой.

- Удерживать в таком положении под счет от 1 до 5.

- Следить, чтобы при вытягивании губ вперед не открывался рот; зубы должны быть сомкнуты.

- Если ребенок не умеет вытягивать губы вперед, предложите дотянуться губами до конфетки, находящейся на расстоянии 1,5-2 см от губ.

- Спеть вместе с ребенком "у-у-у" и губы приобретут нужное положение.

                                                 «Часы»

артикуляционная гимнастикаВыдвинуть узкий язык. Тянуться языком попеременно то к правому уху, то к левому. Двигать языком из угла в угол рта в медленном темпе под счет логопеда до 5-10 или 10-15 сек. Выполнить 15-20 раз.                                        

Цель: Развить подвижность языка, укреплять мышцы языка.

Методические рекомендации:

- Улыбнуться и из полуоткрытого рта выдвинуть язык как можно дальше.

- Делать плавные движения высунутым языком от одного угла рта к другому.

- Нижняя челюсть не подвижна,

- Движется только язык. Язык не облизывает нижнюю губу, а передвигается, не касаясь ее.

«Вкусное варенье»

артикуляционная гимнастикаУлыбнуться, открыть рот. Выдвинуть широкий язык, из положения «Лопаточка» облизать верхнюю губу и убрать язык в глубину рта. Повторить 15 раз.

Цель: Научиться производить движения широкой передней частью языка вверх в форме чашечки.

Методические указания:

- Следить, чтобы работал только язык.

- Язык широкий в форме «чашки».

- Челюсти неподвижны.

- Делать движения широким языком сверху вниз.

- Если упражнение не получается, то сначала похлопать губами язык и завернуть язык на верхнюю губу, придерживая пальцами.

                                             «Лошадка»

артикуляционная гимнастикаПрислонить язык к твердому небу, щелкать языком. Щелкать медленно, сильно растягивая подъязычную связку.

Цель: Научиться производить движения языком вверх и подготовить его к вибрации, растягивать подъязычную уздечку и развивать мышцы языка.

Методические указания:

- Улыбнуться, открыть рот и пощелкать языком.

- Упражнение выполняется сначала в медленном темпе, затем темп ускоряется.

- Челюсти неподвижные, работает только язык.

- Выполнить 10-15 раз.

                                                «Грибок»

артикуляционная гимнастикаРаскрыть рот. Притянуть язык к небу. Не отрывая язык от неба, опускать вниз нижнюю челюсть. В отличие от упражнения "Лошадка", язык не должен отрываться от неба.

Цель: Научиться удерживать язык вверху, в положении, необходимом для произнесения звука [р]. Развить мышцы языка, растянуть подъязычную уздечку.

Методические указания:

- Улыбнуться, открыть рот и притянуть язык к небу.

- Подъязычная уздечка должна быть натянута.

- Если упражнение не получается, то вернуться к упражнению «Лошадка».

- Упражнение выполняется сначала в медленном темпе, затем темп ускоряется.

- Выполнить 10-15 раз.

                                         «Гармошка»

артикуляционная гимнастикаУлыбнуться, открыть рот, приклеить язык к небу и, не опуская языка, закрывать и открывать рот (как растягиваются меха гармошки, так растягивается подъязычная уздечка). При повторении рот раскрывать все шире и все дольше удерживать язык в верхнем положении.

Цель упражнения: укрепить мышцы языка, растянуть подъязычную связку и уздечку).

Методические указания:

- Следить, чтобы губы были неподвижны, когда открывается рот.

- Открывать и закрывать рот, удерживая его в таком положении под счет от одного до пяти.

- Следить, чтобы при открывании рта стороны языка не провисали.

«Качели»

артикуляционная гимнастикаВысунуть язык. Тянуться языком попеременно то к носу, то к подбородку. Рот при этом не закрывать. Упражнение проводится под счет логопеда до 5-10 или 10-15 сек.

Цель: Научиться быстро менять положение языка. Развить подвижность языка.

Методические указания:

- Улыбнуться, показать зубы, полуоткрытый рот и положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны).

- Поднять широкий язык за верхние зубы (с внутренней стороны).

- Поочередно менять положение языка.

- Менять положение языка 5-6 раз.

- Движется только язык, а нижняя челюсть и губы не подвижны.

Упражнения для проведения логопедических занятий с детьми в картинках

1. «Улыбочка»

Удерживать сильно растянутые губы в улыбке. Зубы не видны.

логопедические упражнения улыбочка

 2.«Заборчик»

Улыбнуться (зубы видны). Удерживать губы в таком положении.

логопедические упражнения заборчик

3. «Птенчик»

Широко открыть рот, как можно дальше разведя уголки губ. Язык лежит во рту спокойно и неподвижно.

4. «Накажем непослушный язычок»

Приоткрыть рот, положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить «пя-пя-пя…».

логопедические занятия непослушный язык

5. «Лопаточка»

Положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу.

артикуляционная гимнастика упражнение лопаточка

6. «Трубочка»

Открыть рот, высунуть широкий язык и загнуть его боковые края вверх.

логопедические занятия упражнение трубочка

7. «Оближем губки»

Рот открыть. Медленно, не отрывая языка, облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу.

логопедические занятия упражнение оближем губки

8. «Почистим зубки»

«Почистить» кончиком языка нижние зубы с внутренней стороны (слева – направо, сверху вниз). Нижняя челюсть неподвижна.

логопедические занятия упражнение почистим зубки

9. «Часики» 

Растянуть губы в улыбку. Рот приоткрыть. Кончиком узкого языка попеременно дотрагиваться до уголков рта.

артикуляционная гимнастика упражнение часики

10. «Змейка»

Рот открыть. Узкий язык сильно выдвигать вперед и убирать обратно в рот. Не прикасаться к губам и зубам.

логопедические упражнения занятие змейка

11. «Орешек»

Рот закрыть, напряженным языком упираться то в одну щеку, то в другую.

логопедическое упражнение орешек

13. «Киска сердится»

Открыть рот. Кончик языка упереть в нижние зубы. Язык приподнять вверх. Спинка языка должна быть выгнута, как спинка у кошки, когда она сердится.

логопедические занятия упражнение киска сердится

14. «Прокати карандаш»

Положить карандаш на стол перед собой. Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу («Лопаточка») и медленно, на выдохе подуть на карандаш так, чтобы он покатился.

ДЫХАТЕЛЬНАЯ  ГИМНАСТИКА

12. «Загони мяч в ворота»

Положить широкий язык на нижнюю губу и плавно, со звуком Ф, задуть ватный шарик, лежащий на столе, между двумя кубиками. Щеки не должны надуваться.

логопедические занятия упражнение загони мяч в ворота

13. «Киска сердится»

Открыть рот. Кончик языка упереть в нижние зубы. Язык приподнять вверх. Спинка языка должна быть выгнута, как спинка у кошки, когда она сердится.

логопедические занятия упражнение киска сердится

14. «Прокати карандаш»

Положить карандаш на стол перед собой. Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу («Лопаточка») и медленно, на выдохе подуть на карандаш так, чтобы он покатился.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики.Нетрадиционные упражнения для совершенствования артикуляционной гимнастики.

Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Цель артикуляционной гимнастики - выработка...

МАСТЕР – КЛАСС «Артикуляционная гимнастика» с показом обучения детей упражнениям артикуляционной гимнастики по средствам показа мультимедийной презентации (для родителей и педагогов)

Разнообразить работу логопеда помогают средства ИКТ. Предлагаю это сделать  при разучивании и проведении артикуляционной гимнастики....

Консультация для педагогов: «Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастики в ДОУ.»

Консультация для педагогов:«Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастик...

Артикуляционная гимнастика по лексическим темам для детей с ОНР» Артикуляционная гимнастика по теме «Осень»

Артикуляционная гимнастикапо лексическим темам для детей с ОНР»Артикуляционная гимнастика ...

«Роль артикуляционной гимнастики в развитии речевого аппарата ребёнка» Артикуляционная гимнастика

laquo;Роль артикуляционной гимнастикив развитии речевого аппарата ребёнка»Артикуляционная гимнастика      ...