«Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста»
материал (старшая группа) на тему

Порох Анастасия Сергеевна

«Формирование основ здорового образа жизни

у детей дошкольного возраста»

                                                 Составил: Порох Анастасия Сергеевна, старший воспитатель

МБДОУ "Детский сад № 345" г.о. Самара

Введение

Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Каким образом способствовать формированию физической культуры ребенка? Как привить навыки здорового образа жизни? Когда это надо начинать? Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.

Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем. То, что упущено в детстве, трудно наверстать. Поэтому приоритетным направлением в дошкольном воспитании, сегодня является повышение уровня здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни (ЗОЖ), а также устойчивой потребности в регулярных занятиях физическими упражнения.

Данные разных исследований показывают, что за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь 10% от контингента детей, поступающих в школу.

Вместе с тем по прежнему наблюдается "перекос" образовательных программ дошкольных учреждений в сторону предметной подготовки к школе, что не обеспечивает формирования тех качеств личности, которые помогают ребенку учиться: в школу приходят дети читающие, считающие, но имеющие скудный сенсорный опыт. Особо следует отметить отсутствие у детей физических качеств (усидчивости, умения напрягаться без ущерба для здоровья, элементарно корректировать свое эмоциональное состояние, переключаться с одной деятельности на другую), то есть тех показателей, которые тесно связаны с самовоспитанием.

Следовательно, возникает необходимость создания такой системы работы, при которой происходила интеграция оздоровительной деятельности в образовательную, что в конечном итоге способствовало сохранению и укреплению физического и психического здоровья ребенка, формированию привычки здорового образа жизни.

 

Неделя здоровья в старшей группе

Тема дня

Алгоритм деятельности

В группе

В физкультурном зале

В музыкальном зале

На прогулке

Понедельник

Здоровые зубы – зеркало здоровья»

Беседа «Зубы – самые твердые части тела»

Цель: расширить знания о значении зубов.

Дидактическая игра «Полезно-вредно»

Цель: приучать беречь свои зубы, правильно ухаживать за полостью рта.

 

Дидактическая игра «Хорошо-плохо»

Цель: закреплять знания детей о том, как помочь своим зубам быть здоровыми.

 

Беседа «Почему у крокодила болели зубы»

Цели: активизировать знания о вредном влиянии микробов на разрушение зубов

Сюжетно-ролевая игра «Стоматологический кабинет»

Цель: расширять представления детей о работе врача – стоматолога, учить детей создавать временную игровую обстановку, самостоятельно ставить игровые цели.

 

Гимнастика пробуждения

Цель: Формировать у детей привычки к образу жизни. Обеспечить постепенное пробуждение организма ребёнка, подготовку его функциональных систем к более интенсивным нагрузкам.

 

НОД (физ. культура)

«Путешествие в страну здоровых зубов»

Цель: учить детей правилам ухода за зубами, формировать сознательное отношение к выполнению основных гигиенических навыков, закрепить практическое умение и способы чистки зубов, дать представление о строении зубов, развивать самостоятельность и ответственность за свое здоровье, воспитать у детей положительную мотивацию к здоровому образу жизни.

 

Игровая утренняя гимнастика

Цель: Способствовать укреплению здоровья детей и пробуждению организма для нормальной жизнедеятельности.

 

Подвижные игры:

«Перевези лекарства»

Цель: развивать бег, координация движений

 

«Догони свою пару»

Цель: активизировать знания о вредном влиянии микробов на разрушение зубов

 

«Займи место в обруче»

Цель: систематизировать знания детей о значении зубов

 

 

Вторник

«Путешествие в страну Спортландию»

Рассказ мяча о Спортландии.

Цель: вызвать интерес к предстоящему дню, настроить на спортивный лад, уточнить знания детей о спорте, его значении.

 

Д/и «Что художник перепутал»

Цель: Развитие внимания, закрепить знания о том, какой витамин содержатся в определенном продукте.

 

Чтение худ. литературы

Агния Барто

«Зарядка»

Цель: на примере произведений художественной литературы воспитывать у детей положительное отношение к здоровому образу жизни

 

НОД (музыка)

Слушание и исполнение песен о спорте

Цель: закрепление знаний о видах спорта

 

Подвижные игры с музыкальным сопровождением

«У кого мяч?»

Цель: развивать внимательность; закреплять умение выполнять игровые действия в соответствии с правилами игры.

 

Игровая утренняя гимнастика

Цель: Способствовать укреплению здоровья детей и пробуждению организма для нормальной жизнедеятельности.

 

П/и «Третий лишний»

Цель: уточнить знания детей о спорте

 

Игра «Прыжки с мячом»

Цель: развитие мускулатуры ног, развитие координации движений, повышение активности.

 

Игры с элементами футбола, баскетбола

Цель: расширять знания детей о видах спорта

 

Среда

«Быстрого и

ловкого болезнь не

догонит»

Беседа об Олимпийских играх

Цель: Формирование у ребенка потребности к здоровому образу жизни.

 

Рассматривание иллюстраций о видах спорта

Цель: закрепить знания детей о разных видах спорта

 

Гимнастика пробуждения.

Профилактика плоскостопия

«Самомассаж стоп».

Цель: пропагандировать здоровый образ жизни у детей

 

Отгадывание загадок на спортивную тематику

 Цель: учить детей отгадывать загадки, закреплять  знания о спорте, спортивных развлечениях, спортивных принадлежностях.

 

 

Игровая утренняя гимнастика

Цель: Способствовать укреплению здоровья детей и пробуждению организма для нормальной жизнедеятельности.

 

Подвижная игра «Мой весёлый звонкий мяч»

Цель: совершенствовать умение согласовывать свои движения со словами и прыжки на месте; закрепить имеющиеся навыки здорового образа жизни в игровой форме

 

Эстафета: «Самые быстрые»

Цель: ориентировка в пространстве, закрепить имеющиеся навыки здорового образа жизни в игровой форме

 

Четверг

«Здоровье

сгубишь-

новое

не купишь»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Гимнастика пробуждения.

Профилактика плоскостопия

( массаж стоп мячиками-«ёжиками»)

Цель: Закрепление знаний о здоровье

 

Пальчиковая гимнастика «Пальчики здороваются»

Цель: развитие мелкой и общей моторики дошкольников

 

Разучивание пословиц о здоровье

Цель: Дать представление о микробах, являющихся распространителями инфекционным заболеваний; о полезных бактериях для людей.

 

Сюжетно – ролевая игра «Поликлиника»

Цель: расширять представления детей о работе врачей

 

НОД (музыка)

«Как быть здоровым»

Цель: Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

 

Дидактическая игра «Пишущая машинка»

Цель: формирование умения совместно действовать; закрепление знаний о ЗОЖ. 

Игровая утренняя гимнастика

Цель: Способствовать укреплению здоровья детей и пробуждению организма для нормальной жизнедеятельности.

 

Эстафета «Лестница»

Цель: закрепление знаний по курсу «ЗОЖ».

 

 

Пятница

День здоровья

«В гостях у Айболита»

Гимнастика пробуждения.

Профилактика плоскостопия

(поиграем с платочками)

Цель: Закрепление знаний о здоровье

 

Беседа с детьми о дне здоровья.

Цель: Рассмотреть здоровье как основную ценность человеческой жизни и человеческого общества.

    Сформулировать понятие “Здоровье человека”.

    Раскрыть позитивные и негативные факторы, влияющие на здоровье человека.

 

Выставка рисунков о неделе здоровья.

Цель: формировать понимание необходимости заботиться о своем здоровье.

 

Чтение книги К.Чуковского «Айболит

Цель: формировать у воспитанников знание о профессии «врач»; повторить, какие бывают болезни и почему, симптомы и правила приема лекарств.

 

Спортивное развлечение

 «В гостях у Айболита»

Цель: воспитание у детей понимание ценности здоровья, потребности быть здоровым

 

П\игры по желанию детей

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zozh.docx18.73 КБ

Предварительный просмотр:

 «Формирование основ здорового образа жизни

у детей дошкольного возраста»

Составил: Порох Анастасия Сергеевна, старший воспитатель МБДОУ «Детский сад № 345» г.о. Самара

Введение

Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Каким образом способствовать формированию физической культуры ребенка? Как привить навыки здорового образа жизни? Когда это надо начинать? Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.

Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем. То, что упущено в детстве, трудно наверстать. Поэтому приоритетным направлением в дошкольном воспитании, сегодня является повышение уровня здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни (ЗОЖ), а также устойчивой потребности в регулярных занятиях физическими упражнения.

Данные разных исследований показывают, что за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь 10% от контингента детей, поступающих в школу.

Вместе с тем по прежнему наблюдается "перекос" образовательных программ дошкольных учреждений в сторону предметной подготовки к школе, что не обеспечивает формирования тех качеств личности, которые помогают ребенку учиться: в школу приходят дети читающие, считающие, но имеющие скудный сенсорный опыт. Особо следует отметить отсутствие у детей физических качеств (усидчивости, умения напрягаться без ущерба для здоровья, элементарно корректировать свое эмоциональное состояние, переключаться с одной деятельности на другую), то есть тех показателей, которые тесно связаны с самовоспитанием.

Следовательно, возникает необходимость создания такой системы работы, при которой происходила интеграция оздоровительной деятельности в образовательную, что в конечном итоге способствовало сохранению и укреплению физического и психического здоровья ребенка, формированию привычки здорового образа жизни.


Неделя здоровья в старшей группе

Тема дня

Алгоритм деятельности

В группе

В физкультурном зале

В музыкальном зале

На прогулке

Понедельник

Здоровые зубы – зеркало здоровья»

Беседа «Зубы – самые твердые части тела»

Цель: расширить знания о значении зубов.

Дидактическая игра «Полезно-вредно»

Цель: приучать беречь свои зубы, правильно ухаживать за полостью рта.

Дидактическая игра «Хорошо-плохо»

Цель: закреплять знания детей о том, как помочь своим зубам быть здоровыми.

Беседа «Почему у крокодила болели зубы»

Цели: активизировать знания о вредном влиянии микробов на разрушение зубов

Сюжетно-ролевая игра «Стоматологический кабинет»

Цель: расширять представления детей о работе врача – стоматолога, учить детей создавать временную игровую обстановку, самостоятельно ставить игровые цели.

Гимнастика пробуждения

Цель: Формировать у детей привычки к образу жизни. Обеспечить постепенное пробуждение организма ребёнка, подготовку его функциональных систем к более интенсивным нагрузкам.

НОД (физ. культура)

«Путешествие в страну здоровых зубов»

Цель: учить детей правилам ухода за зубами, формировать сознательное отношение к выполнению основных гигиенических навыков, закрепить практическое умение и способы чистки зубов, дать представление о строении зубов, развивать самостоятельность и ответственность за свое здоровье, воспитать у детей положительную мотивацию к здоровому образу жизни.

Игровая утренняя гимнастика

Цель: Способствовать укреплению здоровья детей и пробуждению организма для нормальной жизнедеятельности.

Подвижные игры:

«Перевези лекарства»

Цель: развивать бег, координация движений

«Догони свою пару»

Цель: активизировать знания о вредном влиянии микробов на разрушение зубов

«Займи место в обруче»

Цель: систематизировать знания детей о значении зубов

Вторник

«Путешествие в страну Спортландию»

Рассказ мяча о Спортландии.

Цель: вызвать интерес к предстоящему дню, настроить на спортивный лад, уточнить знания детей о спорте, его значении.

Д/и «Что художник перепутал»

Цель: Развитие внимания, закрепить знания о том, какой витамин содержатся в определенном продукте.

Чтение худ. литературы

Агния Барто

«Зарядка»

Цель: на примере произведений художественной литературы воспитывать у детей положительное отношение к здоровому образу жизни

НОД (музыка)

Слушание и исполнение песен о спорте

Цель: закрепление знаний о видах спорта

Подвижные игры с музыкальным сопровождением

«У кого мяч?»

Цель: развивать внимательность; закреплять умение выполнять игровые действия в соответствии с правилами игры.

Игровая утренняя гимнастика

Цель: Способствовать укреплению здоровья детей и пробуждению организма для нормальной жизнедеятельности.

П/и «Третий лишний»

Цель: уточнить знания детей о спорте

Игра «Прыжки с мячом»

Цель: развитие мускулатуры ног, развитие координации движений, повышение активности.

Игры с элементами футбола, баскетбола

Цель: расширять знания детей о видах спорта

Среда

«Быстрого и

ловкого болезнь не

догонит»

Беседа об Олимпийских играх

Цель: Формирование у ребенка потребности к здоровому образу жизни.

Рассматривание иллюстраций о видах спорта

Цель: закрепить знания детей о разных видах спорта

Гимнастика пробуждения.

Профилактика плоскостопия

«Самомассаж стоп».

Цель: пропагандировать здоровый образ жизни у детей

Отгадывание загадок на спортивную тематику

 Цель: учить детей отгадывать загадки, закреплять  знания о спорте, спортивных развлечениях, спортивных принадлежностях.

Игровая утренняя гимнастика

Цель: Способствовать укреплению здоровья детей и пробуждению организма для нормальной жизнедеятельности.

Подвижная игра «Мой весёлый звонкий мяч»

Цель: совершенствовать умение согласовывать свои движения со словами и прыжки на месте; закрепить имеющиеся навыки здорового образа жизни в игровой форме

Эстафета: «Самые быстрые»

Цель: ориентировка в пространстве, закрепить имеющиеся навыки здорового образа жизни в игровой форме

Четверг

«Здоровье

сгубишь-

новое

не купишь»

Гимнастика пробуждения.

Профилактика плоскостопия

( массаж стоп мячиками-«ёжиками»)

Цель: Закрепление знаний о здоровье

Пальчиковая гимнастика «Пальчики здороваются»

Цель: развитие мелкой и общей моторики дошкольников

Разучивание пословиц о здоровье

Цель: Дать представление о микробах, являющихся распространителями инфекционным заболеваний; о полезных бактериях для людей.

Сюжетно – ролевая игра «Поликлиника»

Цель: расширять представления детей о работе врачей

НОД (музыка)

«Как быть здоровым»

Цель: Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Дидактическая игра «Пишущая машинка»

Цель: формирование умения совместно действовать; закрепление знаний о ЗОЖ. 

Игровая утренняя гимнастика

Цель: Способствовать укреплению здоровья детей и пробуждению организма для нормальной жизнедеятельности.

Эстафета «Лестница»

Цель: закрепление знаний по курсу «ЗОЖ».

Пятница

День здоровья

«В гостях у Айболита»

Гимнастика пробуждения.

Профилактика плоскостопия

(поиграем с платочками)

Цель: Закрепление знаний о здоровье

Беседа с детьми о дне здоровья.

Цель: Рассмотреть здоровье как основную ценность человеческой жизни и человеческого общества.

    Сформулировать понятие “Здоровье человека”.

    Раскрыть позитивные и негативные факторы, влияющие на здоровье человека.

Выставка рисунков о неделе здоровья.

Цель: формировать понимание необходимости заботиться о своем здоровье.

Чтение книги К.Чуковского «Айболит

Цель: формировать у воспитанников знание о профессии «врач»; повторить, какие бывают болезни и почему, симптомы и правила приема лекарств.

Спортивное развлечение

 «В гостях у Айболита»

Цель: воспитание у детей понимание ценности здоровья, потребности быть здоровым

П\игры по желанию детей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Данная разработка может использоваться в практической деятельности педагогов ДОУ при реализации образовательной  области «физическое развитие»...

Перспективный план работы по формированию основ здорового образа жизни младший дошкольный возраст (3-5 лет)

От уровня психического и физического положения населения, от состояния его здоровья зависит благополучие общества в целом, поэтому проблема формирования представлений детей о здоровом образе жизни дет...

Вариативный блок "Формирование основ здорового образа жизни детей дошкольного возраста"

Формирование у старших дошкольников понимания ценности здоровья человека и способов его достижения через разумный образ жизни, рациональную двигательную активность, закаливание организма....

Отчёт по вариативному блоку "Формирование основ здорового образа жизни детей дошкольного возраста" за проработанный 2019 2020 учебный год.

Состояние здоровья во многом определяет развитие личности ребенка, успешность его социализации, формирование его полноценного физического и психического статуса на всех последующих этапах развития...

План по самообразованию «Подвижные игры, как средство повышения двигательной активности и формирования основ здорового образа жизни детей дошкольного возраста» 2021-2022гг

laquo;Подвижные игры, как средство повышения двигательной активности и формирования основ здорового образа жизни детей дошкольного возраста»....