Физическое воспитание детей дошкольного возраста (из опыта работы)
статья на тему

Гагунина Людмила Алексеевна

Доклад из опыта работы на городском семинаре "Физическое воспитание детей дошкольного возраста"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Одним из приоритетных направлений деятельности нашего дошкольного образовательного учреждения в соответствии с ФГОС является формирование здоровье сберегающей компетентности, как предпосылки сохранения   здоровья детей и на этой базе развитие его духовного потенциала.

Формами организации оздоровительной работы  являются: самостоятельная деятельность детей, подвижные игры, утренняя гимнастика, двигательно-оздоровительные минутки,  физические упражнения в сочетании с закаливающими процедурами, физкультурные прогулки (в парк, в лес, к водоему), физкультурные досуги, спортивные праздники, Дни здоровья, игры-соревнования, спартакиады.

Начиная день с утренней гимнастики, стараюсь, чтобы она была направлена на укрепление организма ребёнка, создание бодрого, жизнерадостного настроения на весь день. С целью развития интереса физической культуре, помимо утренней гимнастики, проводимой в традиционной форме, я провожу её в форме «полосы препятствий», оздоровительной пробежки, музыкально ритмических движений.

Основной организованной формой двигательной активности является занятие по физической культуре. Два из них проводятся в помещении, одно - на прогулке. Формы проведения занятий самые разнообразные: игровые, сюжетные, обычного типа. Любое занятие должно доставлять радость ребёнку, пробуждать интерес и развивать творческую активность, формировать двигательные умения и навыки, удовлетворять естественную потребность в движении. Для реализации этих задач, я считаю, важен характер общения детей со сверстниками и взрослыми. Одним из факторов, способствующих уменьшению напряжённости детей, является музыка, которая используется на физкультурных занятиях. Она повышает эмоциональный тонус, способствует развитию внимания, чувства ритма в вводной части и во время выполнения основных движений. В конце занятия музыкальное сопровождение может стать средством снятия возбуждения и усталости.

Физкультминутки позволяют активно отдохнуть после умственной нагрузки и вынужденной статической позы. Я провожу их по мере необходимости в зависимости от вида и содержания занятий по развитию речи, формированию элементарных математических представлений, занятиях по ИЗО деятельности главным образом в момент появления признаков утомления детей. Содержание физкультминуток может быть связано или не связано с тематикой занятия, они могут быть в форме подвижной или дидактической игры с выполнением движений под текст стихотворения, с использованием упражнений для отработки и закрепления различных рефлексов. Из своего опыта знаю, что более интересны и эффективны физкультминутки с использованием музыкального сопровождения, во время которой дети могут выполнять танцевальные упражнения или импровизированные движения (кружения, полуприседания, наклоны и т.д.).

В двигательном режиме детей значительное место я отвожу самостоятельной двигательной активности. Она занимает разное время - утром до завтрака, между занятиями, во время прогулок, после дневного сна. С учётом интересов детей использую вариативные приёмы и методы индивидуально-дифференцированного подхода.

Ежедневно в своей работе с детьми используем такую форму, как пальчиковые игры. Систематические упражнения пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Психологи утверждают, что гимнастика для пальцев рук развивает мыслительную деятельность, память, внимание ребёнка.

В группе имеется картотека стихов, сопровождающие упражнения, книги для развития мелкой моторики, различные предметы для выполнения упражнений. Широко используем пальчиковые игры без предметов в свободное время, на прогулках. На занятиях, в утренний отрезок времени, в играх стараемся выполнять упражнения с предметами: прищепками, пробками, счётными палочками, пуговицами, мячами-ёжиками, платочками и т.д.

Для укрепления зрения мы используем следующие моменты:

Зрительные паузы, в любое время дня дети закрывают глаза и открывают, можно веки прижать пальчиком.

Коррекционные физ,минутки - для укрепления зрения - проводятся на занятиях, т.к. необходима полная раскованность детей в движениях, что достигается развитием воображения, фантазии. ("Жук", "Прогулка в зимнем лесу", "Самолёт", "Ладошки", "Цветы").

Тренировочные упражнения для глаз проводим несколько раз в день, в зависимости от деятельности, вызывающей напряжение.

Все эти средства способствуют развитию психологической комфортности детей, которая обеспечивает их эмоциональное благополучие, снимает напряжение во время занятий, игр.

Детям нравятся эмоциональные разминки (похохочем; покричим так, чтобы стены задрожали; как будто кричит огромный, неведомый зверь и т.д.)

Часто используем минутки покоя:

-посидим молча с закрытыми глазами;

-посидим и послушаем тишину;

-ляжем на спину и расслабимся, будто мы тряпичные куклы;

-помечтаем под эту прекрасную музыку.

Дети, проснувшись после дневного сна,  проходят по ребристой дорожке, дорожке с  пуговицами, шнуру, (для профилактики и коррекции плоскостопия). Систематичность этого закаливания способствует оздоровлению детского организма, повышению иммунитета ребёнка, поднимает его настроение.

В течение дня мы изыскиваем минутку, чтобы доставить детям удовольствие, выполняя следующие упражнения:  «потянуться как кошка»,  «поваляться как неваляшка»,  «позевать», открывая рот до ушей, «поползать», как змея без помощи рук. Это очень важно для развития и укрепления опорно - мышечной системы ребёнка.

Музыкотерапия - один из методов, который укрепляет здоровье детей, доставляет детям удовольствие. Музыка способствует развитию творчества, фантазии. Мелодия действует особенно эффективно для наших гиперактивных  детей, повышает интерес к окружающему миру, способствует развитию культуры ребёнка.

         

         Прогулка - наиболее благоприятное время для подвижных игр и физических

         упражнений. При планировании этой формы двигательной активности я

       обычно учитываю общий распорядок дня. Так, в дни проведения занятий

        по физической культуре включаю игры и упражнения средней и низкой

        интенсивности в конце прогулки. В другие дни - 1-2 подвижные игры и 1-2

        физических упражнения с более интенсивной нагрузкой. Формы организации

        подвижных игр и упражнений на прогулке могут быть разными, что зависит от

        характера прошедших и предстоящих занятий, времени года, индивидуальных

        особенностей детей. Кстати, последние я учитываю во всех формах

        двигательной активности.

Приобщение детей к здоровому образу жизни невозможно без деятельного участия родителей, поэтому одним из обязательных факторов успешного претворения в жизнь поставленных задач является взаимодействие с семьёй. Работа осуществляется на родительских собраниях, где обсуждаются проблемы правильной организации жизни детей дома и в дошкольном учреждении; на индивидуальных встречах-консультациях родителей с педагогами; на совместных музыкальных и спортивных праздниках.

Родители часто выполняют задание вместе с детьми. Помогая своим детям, родители тем самым развивают у них познавательную активность, показывают свою заинтересованность. Дети очень любят, когда мама, папа помогают ему подготовить что-то по поручению воспитателя.

Для родителей оформляем в "Уголке здоровья" рекомендации, советы:

-  предлагаем папки - передвижки;

-  приглашаем на открытые просмотры гимнастик, физкультурных занятий, прогулок и т.д.;

-  проводим анкетирования.

Все эти приёмы позволяют нам постепенно стабилизировать здоровье детей, снизить заболеваемость, приобщить к здоровому образу жизни. У родителей и у нас теперь одна цель - воспитывать здоровых детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста(из опыта работы)

Статья из опыта работа по экологическому воспитанию....

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста(из опыта работы)

Статья из опыта работы  по экологическому воспитанию...

Гендерный подход в воспитании детей дошкольного возраста: из опыта работы педагога-практика

В статье представлено практическое применение гендерного подхода в работе с детьми дошкольного возраста....

«Дидактическая игра как средство воспитания детей дошкольного возраста» (Из опыта работы)

Дидактическая игра является одним из видов игровой деятельности, представляет собой игру познавательную, расширяющую и систематизирующую представления об окружающем мире, влияющую на разви...

«Реализация системы работы по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста» (из опыта работы)

В настоящее время в дошкольных учреждениях большое внимание уделено воспитанию патриотизма у детей дошкольного возраста. Ведь формирование отношения к стране и государству, где живёт маленький человек...