Профилактика профвыгорания педагогов.
методическая разработка на тему

Жильцова Ирина Викторовна

Цель: Формирование эмоциональной устойчивости педагогов.

Задачи:

1.     Познакомить педагогов  с понятием эмоционального выгорания, его характеристиками, причинами и симптомами.

2.     Анализ собственных источников негативных переживаний и выявления ресурсов профессиональной деятельности.

3.     Повысить самооценку педагогов, их уверенность в себе;

4.     Ознакомить со способами эмоциональной регуляции своего состояния и психотехниками, способствующими преодолению сложных ситуаций.

5.     Привлечение  к самопознанию и самоанализу;

6.     Снятие напряжения и получение психологической поддержки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл profvygoranie.docx39.79 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум “Профилактика синдрома эмоционального выгорания среди педагогов дошкольных образовательных учреждений”

                            План проведения

  1. Теоретическая часть
  1. Мини-лекция «Профвыгорание: характеристика, причины и симптомы.»
  1. Практическая часть.
  1. Приветствие. Упражнение «Сегодня замечательный день, потому, что…»
  2. Самодиагностика. Упражнение «Зоопарк»
  3. Вокализация.Упражнение «Звуковая гимнастика»
  4. Упражнение «Лужайка позитивных качеств»

2.5 Коллаж «Создание условий эмоционального комфорта педагога дома и на работе”

2.6. Упражнение «Пишущая машинка.»

2.8 Упражнение Пирог «Счастье мое».

2.9 Самоанализ «Домик для эльфа»

  1. Релаксационная презентация.
  2. Подведение итогов. Обратная связь.

 Ход проведения

Раздать открытки. МУЗЫКА

Добрый день, уважаемые коллеги!

Тема семинара-практикума:   

« Профилактика синдрома эмоционального выгорания среди  педагогов  образовательных учреждений».

Цель: Формирование эмоциональной устойчивости педагогов.

Задачи:

  1. Познакомить педагогов  с понятием эмоционального выгорания, его характеристиками, причинами и симптомами.
  2. Анализ собственных источников негативных переживаний и выявления ресурсов профессиональной деятельности.
  3. Повысить самооценку педагогов, их уверенность в себе;
  4. Ознакомить со способами эмоциональной регуляции своего состояния и психотехниками, способствующими преодолению сложных ситуаций.
  5. Привлечение  к самопознанию и самоанализу;
  6. Снятие напряжения и получение психологической поддержки.

Информационное сообщение:

Профессия педагога – одна из тех, где синдром эмоционального выгорания достаточно распространенное явление. Создавая для детей условия эмоционального комфорта, заботясь об их здоровье, развитии и безопасности, мы буквально “сгораем” на работе, чаще всего забывая о своих эмоциях, которые “тлеют” и со временем постепенно превращаются в “пламя”.

В общем и целом описать эмоциональное выгорание можно   так: человек, который любит свою работу, с удовольствием занимается ею, стремится достичь все больших результатов, в какой-то момент меняется на глазах. Он становится раздражительным, циничным, неудовлетворенным ни собой, ни работой. Он не видит перед собой перспектив, качество его труда падает.

И сегодня мне хотелось бы представить некоторые аспекты  опыта работы по данной проблеме.

У любой профессии есть побочные эффекты. У шахтеров больные легкие, у наездников и жокеев проблемы с ногами. От этого никуда не деться. Нечто подобное происходит и с  учителями, воспитателями. Со всеми теми, кому приходится постоянно активно общаться с людьми. Это работа в сфере "человек-человек". Ученые заметили и выяснили, что работа в этой сфере меняет человека, деформирует его.

Как же это выражается? Сейчас я перечислю ряд признаков, которые такому изменению сопутствуют. А вы прислушайтесь к себе – может быть, что-то подобное происходит с вами.

  • снижение восприимчивости отсутствие любопытства в ответ на что-то новое, отсутствие страха в ответ на опасность.
  • бессонница;
  • постоянное сонливое состояние и желание спать в течение всего дня;
  • пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности
  • повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события;
  • переживание негативных эмоций, для которых нет причин
  • чувство беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что-то не так, как надо»);
  • чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что «не получится» или «я не справлюсь»;
  • общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «как ни старайся, все равно ничего не получится»).
  • Ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее — все труднее и труднее;
  • постоянно, без необходимости, берете работу домой, но дома ее не делаете;
  • чувство бесполезности, неверие в улучшения, безразличие к результатам работы;
  • эмоциональная холодность, безразличие к коллегам и детям;

 Вышеперечисленное – это признаки такого явления как профессиональное выгорание.

Профессиональное выгорание — это неблагоприятная реакция человека на стресс, полученный на работе, включающая психофизиологические и поведенческие компоненты. Защитная реакция организма на стресс, который возникает если нет способа освободиться от негативных эмоций.

Почему же это происходит?

Происходит накапливание отрицательных эмоций. (это не значит, что работа наша такая ужасная и иметь с ней дело невозможно. Это не так. Но небольшие огорчения,  волнения, переживания - есть всегда). Профессия педагога  относится к профессиям, требующим постоянного контроля над своими словами и поведенческими реакциями. Эта работа невозможна без определенных усилий, и, как следствие, возникает эмоциональное перенапряжение. В процессе своей трудовой деятельности педагог вынужден общаться с детьми, родителями, коллегами: внимательно выслушивать, сопереживать, быстро принимать решения, сдерживать свои чувства, подбирать слова, нести ответственность за жизнь и здоровье. И работая с детьми (да и их родителями), мы находится в таких условиях, что эти негативные переживания не могут найти свое проявления. Мы всегда должны оставаться спокойными, внимательными, понимающими, заботливыми. Всегда с хорошим лицом, потому что от нас зависят дети. Негатив накапливается, соразмерного выражения у него нет. Это истощает эмоционально-энергетические и личностные ресурсы. В результате работать становится труднее. Мы стараемся защититься, не работать на полную, не включаться всецело в общение с детьми, не сопереживать каждому из них, а лишь поверхностно воздействовать. Такая работа и самому педагогу не в радость, и для детей не полезно, и коллегам с таким человеком общее дело делать трудно.
Все это приводит к тому, что эмоциональные весы личности педагога склоняются в сторону неблагополучия, нервного перенапряжения, а там до невроза один шаг.

Вполне естественно встает вопрос: что делать?

Чтобы педагогу не оказывать негативного влияния на тех, с кем он общается, и жить в мире с самим собой, следует разобраться с собой, со своими проблемами, то есть нужно начать с себя.

Наличие отдельных симптомов может отметить у себя каждый из нас. Но для этого чтобы они не развивались  и в результате не привели к эмоциональному истощению, необходимо знать и придерживаться условий сохранения своего эмоционального здоровья. О них мы сегодня с вами поговорим.

Перейдем к практической части семинара.

  1.   Приветствие

 Участникам семинара-практикума предлагается поздороваться с группой и продолжить фразу: “Здравствуйте! Сегодня замечательный день, потому что…”.

Вывод: Наступила весна –чудесное время года, когда все пробуждается ,расцветает, раскрывается. Мы все должны слиться с природой и пробудиться вместе с ней. Открыться новому, почувствовать прилив энергии, сил для новых свершений. Проснуться для жизни!

 Раздать бланки, карандаши

Предлагаю провести самодиагностику, с целью определить для себя расстановки приоритетов в профессиональной деятельности.

А для этого мы  отправимся в зоопарк. Перед вами бланки с шестью клетками.

  1. Упражнение «Зоопарк»

Цель: изучение  расстановки приоритетов в профессиональной деятельности.

      Упражнение лучше всего проводить в свободном помещении, где участники могли бы расслабиться. Необходимо, чтобы играла спокойная, расслабляющая музыка.

Предварительная работа: педагогам раздаются бланки с квадратами разных размеров  и цветные карандаши.

1 этап. Вводный.

      Слова ведущего: «Представьте себе, что вы работаете  смотрителем  зоопарка.  В зоопарк привезли новых животных:

1 -  лев (царь природы, хищник).

2 - пингвины (нужны особые условия, очень пугливы, отлично развито стадное чувство).

3- обезьяны (очень крикливые, от них много суеты и шума).

4 - панды (красивые, забавные, спокойные, но необходимо специальное питание).

5 - попугаи - (яркие, разноцветные,  постоянно хлопают крыльями, любят много разговаривать).

2 этап. Распределение животных. 

     Слова ведущего: «Как смотрителю зоопарка вам необходимо расселить по клеткам этих животных согласно условиям их обитания, запросов в еде и популярности среди посетителей». Подпишите клетки.

3 этап. Неизвестное животное.

Слова ведущего: «Одна закрытая клетка оказалась без названия животного, находящегося в ней. Придумайте сами, что это за животное и нарисуйте его ,поселив  в одну из оставшихся клеток. Ну а теперь, чтобы вашим животным не было скучно, раскрасьте клетки»  МУЗЫКА  Самостоятельную работу по раскрашиванию клеток  педагоги могут выполнять под негромкую, расслабляющую музыку.

4 этап. Анализ упражнения.

Слова ведущего: « Каждый вид животных ассоциируется у вас с людьми, с которыми вам приходится работать. Подумайте, кто из животных, которые вы расселили, больше всего похож в вашей жизни на:

1 - директора,

2 - педагогов,

3 - родителей,

4 - детей,

5 - семью.

    В зависимости от размера клетки и животного, находящегося в ней, вы уделяете тем или иным людям большее или меньшее внимание. Данное упражнение показывает расстановку ваших приоритетов в работе и семье.

     Неизвестное животное - это вы сами. Если вы «сидите» в клетке к стороне, ваша работа вас угнетает; если же вы в клетке посередине, вы - человек, который старается контролировать все сферы своей профессиональной деятельности.

   Если же ваше животное - хищник, то вы по своей натуре - борец и у вас еще достаточно сил работать и преодолевать все преграды. Если вы травоядное животное - то ваша работа забирает у вас слишком много сил и энергии, поэтому вам необходимо научиться расходовать свои силы».

Цвет клетки означает ваше эмоциональное отношение к той или иной сфере  профессиональной деятельности.

     Ведущий может также интерпретировать цвета клеток как эмоциональное отношение участников  к той или иной сфере их  профессиональной деятельности.

Цвет

Эмоциональное отношение

Красный

Восторг

Оранжевый

Радость, веселье

Желтый

Активное стремление к общению

Зеленый

Спокойствие, уравновешенность

Синий

Грусть

Фиолетовый

Тревога, напряжение

Черный

Упадок сил, уныние

Белый

Равнодушие (трудно сказать)

Вывод: Данное диагностическое  упражнение показывает , что у всех у нас есть предпосылки к  профвыгоранию.   Подавлять в себе негативные эмоции вредно, но и выплескивать на других нельзя, выход – научиться управлять ими. Существуют много методов, один из них звуковая гимнастика.

Сейчас я хочу познакомить вас со звуковой гимнастикой. Но прежде чем приступить к ее выполнению, следует придерживаться правила: спокойное, расслабленное состояние; выполняется стоя, с выпрямленной спиной.

Инструкция:

Сначала делаем глубокий вдох носом, а на выдохе громко и энергично произносим звук.

Упражнение “Звуковая гимнастика”

Цель: Освобождение от негативных эмоций с помощью голоса.

А — воздействует благотворно на весь организм;
Е — воздействует на щитовидную железу;
И — воздействует на мозг, глаза, нос, уши;
О — воздействует на сердце, легкие;
У — воздействует на органы, расположенные в области живота;
Я — воздействует на работу всего организма;
X — помогает очищению организма;
ХА — помогает повысить настроение.

ВЫВОД:  Молодцы ! Вы наверное заметили что, это упражнение позволяет  нам освободиться от негативных эмоций и чувств с помощью голоса.

Раздать цветы

У каждого из людей случаются приступы хандры, «кислого» настроения,  когда  кажется, что ты ничего не стоишь в этой жизни, ничего у тебя не получается. В такие моменты как-то забываются все собственные достижения, одержанные победы, способности, радостные события. А ведь каждому из нас есть, чем гордиться. Одним из хороших приемов повышения самооценки  в таких ситуациях является обращение к своим  достоинствам, положительным характеристикам личности. Я предлагаю вспомнить свои лучшие качества.

Упражнение “Лужайка позитивных качеств”

 Цель: проанализировать и определить сильные стороны своей личности, свои позитивные качества, повысить самооценку и уверенность в себе.

 Материалы: лист бумаги А3 зеленого цвета, стикеры в форме цветка.

 На доске висит лист бумаги зеленого цвета, которая напоминает лужайку. Педагоги получают бумажные цветки, на которых должны написать свои самые главные позитивные качества (по меньшей мере три) как профессионала и просто человека. После этого каждый зачитывает свои качества и цепляет цветок на доску. Все остальные могут дополнить от себя позитивные качества педагога, которые заметили, работая с ним в одном коллективе (психолог, в случае необходимости, может помогать).  Каждый выходит к лужайке и вывешивает свой цветок и зачитывает свои качества.

Вывод:   Вы заметили сколько у вас позитивных качеств, сильных сторон личности , тем самым мы повысили свою самооценку, значимость в глазах коллег. Эмоциональное благополучие личности напрямую связано с самооценкой: лишь при адекватной самооценке, позитивном отношении к себе, человек способен переживать состояние психологического комфорта и уверенности в себе и в своих силах.

2 ВАТМАНА, вырезки из журналов , клей

Мы с вами уже ознакомились с основными причинами и признаками “синдрома эмоционального выгорания”. А теперь я предлагаю  определить те условия, которые помогут нам сохранить ощущение внутреннего равновесия и эмоционального комфорта как дома, так и на работе.

3. Коллаж “Создание условий эмоционального комфорта педагога дома и на работе”

 

Цель: активизация группового взаимодействия, определение условий, которые помогают обеспечить эмоциональный комфорт педагога дома и на работе.

 Материалы: фото, журналы, ватманы, ножницы, клей, скотч, фломастеры, карандаши.

  Предлагаю разделиться на две группы. Первая группа создаёт коллаж на тему “Условия эмоционального комфорта педагога на работе”, а вторая – “Условия эмоционального комфорта педагога дома после работы ”.  МУЗЫКА

 По окончании команды защищают свои проекты.

Вывод: Позитивное самоощущение благоприятно влияет на психическое здоровье педагогов , тем самым улучшает настроение, повышает активность.

Раздать буквы

4.Упражнение «Пишущая машинка»

Цель: мобилизация внимания, улучшение  настроения, повышение активности.

Давайте представим себе, что все мы - большая пишущая машинка. Каждый из нас –

буквы на клавиатуре (немного позже мы распределим буквы, каждому достанется по две-три буквы алфавита). Наша машинка может печатать разные слова и делает это так: я говорю слово, например, «смех», и тогда тот, кому достаётся буква «с», хлопает в ладоши, потом мы все хлопаем в ладоши, затем хлопает в ладоши тот,  у кого буква «м»,  и снова общий хлопок и т.д.

Тренер распределяет по кругу буквы по алфавиту.

Если наша машинка сделает ошибку, то мы будем печатать с самого начала.

А напечатаем мы фразу: «Здоровье — дороже золота» Уильям  Шекспир.

Пробел между словами – всем нужно встать.

Вывод:

Итак  здоровье-дороже золота.

А что же нужно человеку  для счастья. Что для вас счастье? Попробуем ответить по очереди (ответы: здоровье, любовь, чтобы в семье все было хорошо, хорошая работа, общение и т.д.).

 Вывод: Посмотрите у всех разное мнение, что нужно человеку для счастья. А ведь счастья  у каждого свое.

Предлагаю вам сейчас испечь пирог «Счастье моё».

  1. Упражнение « Пирог « Счастье мое»

Предлагаю снова разделится на две группы. Перед вами

« ингредиенты» для приготовления пирога: улыбка, радость, тепло души, радуга, солнце, голубое небо, благополучие, доброта, щебет птиц.

Вспомогательные слова_________________

Задание:  написать рецепт приготовления пирога из полученных ингредиентов; озвучить каждый из вариантов.

МУЗЫКА

Пример: « Замесите пирог на доброте. Смешайте улыбку с радостью. Влейте тонкой струйкой тепло души. В больших пропорциях  добавляйте благополучие. Украсьте кусочками голубого неба. Посыпьте цветами радуги. И выпекайте в солнечных лучах до ощущения счастья. Отламывайте маленькими кусочками и раздавайте каждому.»

Будьте здоровы!

Вывод:

Каждый из нас может найти  свой рецепт, как привести свои  чувства в порядок. Поэтому экспериментируйте, пробуйте. И если это средство помогло хотя бы несколько раз, оно сделало каждого из нас чуточку счастливее.  

Раздать бланки

Следующим упражнением предлагаю вам провести небольшой самоанализ.

6.«Домик для эльфа». музыка

Цель: узнать ваше отношение к окружающему миру.

Инструкция:

Перед вами кусочек лесного пейзажа и маленький эльф, которому нужен домик. Ваша задача просто – нарисуйте ему дом!

МУЗЫКА

Ключ к тесту: 

Прежде всего, посмотрите, где именно вы нарисовали домик для эльфа. Выбор места очень важен, он показывает, как вы относитесь к людям, доверяете вы им или нет.

  • Если вы нарисовали ДОМИК НА ВЕТКЕ ДЕРЕВА подобно скворечнику, то это говорит о вашей открытости миру, по натуре своей вы оптимист и искренне верите в то, что хороших людей в мире куда больше, чем плохих.
  • Если ваш ДОМИК ВИСИТ НА ВЕТКЕ, как гамак или авоська, то это показывает вашу готовность идти на контакт, вашу веру в порядочность людей. Однако при всем при этом вы допускаете мысль, что в мире существует и подлость и что злых людей на свете не так уж мало. Ваш принцип: доверие – вещь хорошая, но без осторожности не обойтись.
  • Если вы сделали эльфу ДОМИК ВНУТРИ ГРИБА, это говорит о вашей осторожности и благоразумии, вы никогда не пуститесь ни в какую авантюру, у вас мало друзей, зато это настоящие друзья, проверенные временем и совместными испытаниями. Если в доме – грибе НЕТ ОКОШЕК, то это свидетельство вашей нелюдимости, вы предпочитаете одиночество шумным компаниям. К миру вы относитесь с нескрываемым подозрением, как будто ждете подвоха. Если же ОКОШКО ЕСТЬ, то это говорит о том, что вы не против общения с людьми. Чем окошек больше, тем с большей готовностью вы заводите друзей.
  • ДОМИК У РЕКИ говорит о вашей романтичности и сентиментальности. Вы смотрите на мир сквозь розовые очки, все люди кажутся вам добрыми и красивыми, вы полны иллюзий и верите во все самое лучшее и светлое. К сожалению, вы часто разочаровываетесь в людях.
  • Если вы установили ДОМИК В ТРАВЕ, то можно предположить, что вы практичный и уверенный в себе человек, вы знаете, чего вам ждать от жизни, и не строите иллюзий. Вы умеете преодолевать сложности и не боитесь жить.
  • Если вы сделали эльфу ЗЕМЛЯНКУ, устроив ДОМИК В ХОЛМЕ, то это явный признак вашей скрытности и замкнутости. Вероятнее всего, это ваши не природные качества, а приобретенные  вследствие некоего отрицательного жизненного опыта. Возможно, вас когда-то обманули, предали или обидели, и с тех пор вы перестали доверять людям. Однако если вход в землянку достаточно широк и присутствуют окна, то это значит, что вы уже на пути к душевному выздоровлению.

Вывод : Предлагаемая рисуночная методика позволяет оценить моральное и эмоциональное состояние.___________________________________________________________________ РЕЛАКСАЦИЯ — это один из методов, с помощью которого можно частично или полностью избавляться от физического или психического напряжения.  Предлагаем вашему вниманию релаксационную презентацию, цель которой снять эмоциональное напряжение, расслабиться.

  1. Релаксационная презентация

Цель: релаксация, снятие эмоционального напряжения.

 Материалы: ноутбук, проектор, проекционный экран.

 Подготовить видеофильм, который содержит в себе фото с пейзажами природы и сопровождается спокойной и расслабляющей музыкой, провести релаксацию с использованием зрительных представлений.

Вывод:  Мы надеемся, что этот видеоролик каким-то волшебным образом повлияет на ваше настроение, подбодрит, придаст уверенности.

ИТОГ:

Итак , мы выяснили , что от психологического здоровья и благополучия эмоциональной сферы педагога, зависит процесс и результат его деятельности, а самое главное – здоровье и благополучие детей.

  1. Обратная связь по занятию.

Сейчас хотелось бы установить обратную связь и узнать ваши отзывы от прошедшего мероприятия.

- 1. Что было самым полезным для вас на занятии? – открытки с желтыми цветами.

- 2.Что не понравилось на занятии?- открытки с розовыми цветами.

- 3 Опишите своё состояние после проведенного занятия, изменилось ли как-то ваше эмоциональное состояние? –открытки с  голубыми   цветами.

- 4.Ваши пожелания на будущее.- открытки с белыми цветами.

Психолог: - И в заключении я бы хотела вам сказать, берегите себя для себя! Успехов Вам и внутреннего равновесия!

 Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Профилактика эмоционального выгорания педагогов ДОУ с помощью тренинга. Изотерапия как один из элементов профилактики".

Арт-терапия является наиболее давней и естественной формой коррекции эмоционального состояния, какой можно пользоваться для снятия накопленного психического напряжения, для того, чтобы успокоиться или...

Тренинг "Профилактика стрессоустойчивости педагога"

Тренинг актуален для проведения в педагогических сообществах. Имеет целью повышения уровня стрессоустойчивости: развитие навыков концентрирования внимания в сложных стрессовых ситуациях, развитие спос...

Профилактика дезадаптации педагогов в ДОУ

Существуют различные способы методического сопровождения специалистов, которые можно использовать для адаптации педагогов. Так же существуют анкеты, которые можно использовать при приёме на работу. Мы...

Профилактика утомляемости педагогов

Семинар-практикум для педагогов...

Программа работы с педагогами по профилактике профвыгорания

Программа профилактики профвыгорания " Детский сад - большая семья! " применяется с целью профилактики синдрома профвыгорания посредством сплочения коллектива МБДОУ и снятия психофизиологического напр...

Синдром эмоционального выгорания и его профилактика у педагога

   Данный материал представляет собой групповую консультацию для педагоговс целью профилактики эмоционального выгорания.  С модернизацией в системе образования, начавшейся еще в ...