Система работы педагога Хасановой Г.С. по двигательной активности детей старшего дошкольного возраста в группе «Фантазеры».
материал (старшая, подготовительная группа) на тему

     Чем активнее вовлечение ребенка в мир движений, тем богаче и интереснее его физическое и умственное развитие, крепче здоровье. Движения необходимы ребенку так, как они способствуют совершенствованию его физиологических систем и, следовательно, определяют темп и характер нормального функционирования растущего организма. Но в условиях возрастания объема учебно-познавательной деятельности двигательная активность стала занимать более чем скромное место в жизни современного ребенка – дошкольника. Он все больше времени проводит за компьютерными играми, просмотром телепередач. На фоне прогрессирующей гиподинамии актуальной стала задача формирования у детей интереса к движению, физической культуре и спорту.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sistema_raboty_po_dvigatelnoy_aktivnosti_detey.doc74 КБ

Предварительный просмотр:

 Система работы педагога Хасановой Г.С. по двигательной активности детей старшего дошкольного возраста в группе «Фантазеры».

 . Основным направлением дошкольного отделения является:

  • сохранение и укрепление  здоровья детей;
  • обеспечение физического и психического благополучия;
  •  воспитание потребности в здоровом образе жизни.

В дошкольном учреждении созданы необходимые условия для двигательной активности детей:

- оборудован физкультурный зал, спортивная площадка на улице;

- организованы и установлены физкультурные уголки с необходимым стандартным и не стандартным оборудованием в групповых комнатах;

Чем активнее вовлечение ребенка в мир движений, тем богаче и интереснее его физическое и умственное развитие, крепче здоровье. Движения необходимы ребенку так, как они способствуют совершенствованию его физиологических систем и, следовательно, определяют темп и характер нормального функционирования растущего организма. Но в условиях возрастания объема учебно-познавательной деятельности двигательная активность стала занимать более чем скромное место в жизни современного ребенка – дошкольника. Он все больше времени проводит за компьютерными играми, просмотром телепередач. На фоне прогрессирующей гиподинамии актуальной стала задача формирования у детей интереса к движению, физической культуре и спорту.

В поисках путей и средств повышения двигательной активности детей, прежде всего, изготовила разнообразное стандартное и нестандартное оборудование: различные маски, атрибуты для организации подвижных и спортивных игр, коррегирующие дорожки,  снежки, мешочки с песком для метания, султанчики, ленточки, флажки для общеразвивающих упражнений

Так, как двигательно-игровая деятельность является ведущей в воспитании и образовании детей, я разработала и внедрила в систему работы перспективное планирование и картотеку по использованию подвижных игр.

Основными задачами, решаемыми мной в процессе ежедневного проведения подвижных игр и физических упражнений на прогулке, являются:

  • дальнейшее расширение двигательного опыта детей, обогащение его навыками, более сложными движениями;
  • совершенствование, имеющее у детей навыков в основных движениях путем применения их в изменяющихся игровых ситуациях;
  • развитие двигательных качеств: ловкости, быстроты, выносливости;
  • воспитание самостоятельности, активности, положительных взаимоотношений со сверстниками.

Для поддержания интереса детей к подвижным играм усложняю их содержание, правила и задания.  

В старшем дошкольном возрасте подвижные игры с разными видами движений (бегом, прыжками, метанием, лазаньем) планирую на прогулке. Каждую неделю детям предлагаю для разучивания одну новую подвижную игру, которая повторяется в течение месяца два-три раза в зависимости от сложности содержания. При разучивании новой подвижной игры даю четкое объяснение ее содержания. Отдельные элементы показываю и даже проигрываю. После объяснения сразу переходим к игре и в ходе ее уточняю то, что недостаточно хорошо запомнили дети.

Важным моментом является распределение игры и упражнений с учетом их интенсивности и сложности. Чередую физическую нагрузку с отдыхом, более подвижные с менее подвижными.

Очень важен индивидуальный подход к детям. Особого внимания требуют малоактивные дети их деятельность надо стимулировать, привлекая детей на роль водящего в организации подвижных игр, а также привлекая их выбирать детей на роль ведущего с помощью считалок и скороговорок.

Отмечая индивидуальные успехи каждого ребенка, обращаю внимание на умение его работать в коллективе.

В подвижных играх ведущие роли выполняют сами дети. При организации игры соревновательного характера, игр – эстафет важная роль принадлежит воспитателю, поэтому помогаю детям разделиться на команды. В ходе игры слежу за четким выполнением заданий. К обсуждению результатов игры привлекаю детей, приучая их оценивать свое поведение и поведение товарищей. Это способствует более осознанному выполнению правил игры и формированию положительных взаимоотношений в процессе активной двигательной деятельности детей.

Таким образом, разнообразные подвижные игры способствуют всестороннему развитию детей, содействуют оздоровлению организма, способствуют повышению двигательной активности, обогащают  жизнь детей новым содержанием, воспитывают их чувства, поведение, ориентировку в окружающей среде, самостоятельность и творческую инициативу. Играя с детьми в подвижные игры, пришла к выводу, что степень участия детей в подвижной игре один из важных факторов формирования интереса к двигательной деятельности.

Особое значение имеют народные подвижные игры, формирующие основные двигательные навыки, положительно влияющие на складывание личности подрастающего поколения.

Проанализировав свою работу по использованию народных игр, в частности  подвижных игр народов Севера, русских  и татарских народов, с целью знакомства с жизнью и бытом коренных народов ханты и манси, проживающих в Ханты-Мансийском национальном округе, я убедилась, что дети не достаточно хорошо их знают. Я изучила русские, татарские народные игры и внедрила в систему своей работы.

Исходя из этого, я поставила перед собой следующие задачи:

- повысить уровень своих знаний о народных подвижных играх и  методике их использования;

- создать необходимые условия для организации народных подвижных игр с детьми;

- вызвать у детей интерес к народным играм, научить самостоятельно их организовывать.

Свою работу начала с составления перспективного плана, и картотеки по использованию подвижных игр народов Севера и русского, татарского народа.

Затем работала по созданию условий для проведения игр: с этой целью подготовила необходимые для народных игр атрибуты: флажки, шапочки, палки, веревочки, маски, топорики и т.д. В этой работе принимали участие воспитатели, сами дети и их родители. В результате было подготовлено все необходимое для проведения таких игр, как «Хейро», «Оленьи упряжки», «Броски палки на дальность», «Борьба на палке» (игры народов Севера); «Серый волк», «Хромая лиса», «Скачки на лошадях», «Тюбетейка», «Охотники и утки» (игры татарского народа).

  Провожу конкурсы на лучшую считалку к игре, которая бы наиболее точно соответствовала ее сюжету, характеру  персонажей, национальному своеобразию. Такие конкурсы позволяют обогащать знания детей о народных играх, воспитывают вкус, фантазию, развивает чувство ритма, столь необходимая в народных подвижных играх. Желая отличиться, дети просили воспитателей, родителей познакомить их с новыми считалками. Большое внимание уделяется использованию в народных играх естественных материалов: камешков, палочек, веточек, шишек и т.д. Весь необходимый природный материал дети собирали на прогулках-походах на Комсомольское озеро.

Очень нравятся детям Дни подвижных игр, в их подготовке и проведении участвовали все дети. Обсуждалось,  какие игры надо включить, какие приготовить атрибуты и костюмы.

Активное использование  подвижных народных игр способствует углублению знаний детей  о народах нашей страны, их традициях и быте. Дети с большим интересом начинают относиться к своей истории, у них появляется желание узнать больше о людях других национальностей. Участие в народных играх воспитывает у детей и чувство коллективизма.

Насыщение двигательной деятельности народными подвижными играми способствуют накоплению двигательного опыта, развитию способов организации. В самостоятельной двигательной активности происходит самовыражение внутреннего мира ребенка посредством движений, осознание ценности своего здоровья, саморегуляции и самоконтроль здоровья.

Накопление у детей двигательного опыта также происходило  при  проведении праздников: зимних на воздухе, легкоатлетических со спортивными играми; «Веселых стартов»  с элементами эстафет и соревнований на ловкость, скорость и выносливость, «Зов джунглей», которые обеспечивали возможность каждому ребенку раскрыть свои способности, при этом давая ему право на творчество.

               Каждое утро в нашем дошкольном отделении начинается с оздоровительного бега.      Ю.Ф. Змановский утверждал об эффективности бега для воспитания выносливости, улучшения физической работоспособности. Умение преодолеть быстро небольшое расстояние или наоборот пробежать большую дистанцию пригодиться будущему солдату, геологу и т.д. Привычка бегать поможет получить ежедневную дозу движений, необходимых для нормальной жизнедеятельности организма человека. Эффективной профилактике массовых респираторных и сердечно-сосудистых заболеваний, также необходимо совершенствовать выносливость. Именно выносливость в сочетании с закаливанием обеспечивает формирование механизмов эффективной неспецифической профилактике этих заболеваний. Оздоровительный бег провожу на улице при температуре до -5° на спортивной площадке, в соответствующей одежде, при нужной температуре, в спортивном зале босиком, в одних шортах при температуре +18°.

На весь год составляется график бега с постоянным увеличением нагрузки. За бегом осуществляется медико-педагогический контроль, в процессе которого определяются изменения степени нагрузки и тренировки сердечной мышцы.

 Высокий уровень показателя бега на выносливость  связан с тем, что в течение двух лет в нашей группе утренняя гимнастика проводится в форме оздоровительного бега по системе Ю.Ф. Змановского.Утренняя гимнастика создает для детей хорошее настроение  и поднимает мышечный тонус, а также обеспечивает профилактику нарушения осанки и плоскостопия. При выполнении упражнения, контролируем правильное дыхание – малыш должен дышать ровно и спокойно. Также слежу, чтобы ребенок не делал лишних движений в суставах (сгибание колен при выполнении движений для туловища).  Эффективность утренней гимнастики с детьми возросло,  в связи с включением упражнений с предметами (палки, скакалки, мячи и т.д.), чтобы дети лучше и быстрее усваивали движения, развивали творчество и воображение, используя опыт В. Г.  Алямовской, я составила схему вариантов утренней гимнастики:

Чтобы вызвать интерес к бегу, мы наблюдали за бегущими школьниками  нашей школы № 40, рассматривали иллюстрации, вели беседы про спорт.

Приходили персонажи «спортсмены» на гимнастику и дети с ними бегали и старались быть похожими на них.

Организовала «Осенний марафон» в начале учебного года с участием родителей и героев персонажа.  Дети пробежались вокруг школы 2 круга по 520м. под контролем медсестры, а весной организовала «Весенний марафон», где дети  уже пробежали 4 круга 1040 м.

Один раз в квартал организую «Дни бегуна», эстафеты, 2 раза в неделю игры-соревнования, и так потихоньку интерес к бегу возрастает. Провожу один раз в квартал прогулки – походы, это спортивная длительная ходьба по заданному маршруту. В начале года намечается маршрут на «Комсомольское озеро».

Чтобы детям было интересно, придумываем разные сюжеты из сказок, например: идем выручать «Осень»,  ищем «Весну» преодолевая различные препятствия.   В конце дороги детей обязательно встречает «Осень», «Весна» или просто дети любуются осенним или весенним пейзажем. В такие походы приглашаем и родителей.

Такие прогулки - походы позволяют детям не только укрепить свое здоровье, т.к. ходьба и бег, универсальные виды движения, при которых работают все группы мышц, но и значительно расширяют свои знания об окружающем мире. Дети с собой берут рюкзаки, питье, небольшой завтрак, средства для оказания первой медицинской помощи, какие-то любимые игрушки. Дойдя до намеченной цели, даю детям отдохнуть, расслабиться.          Подвижных игр не проводим т.к.  детям нужны силы для возвращения.

      Прогулки – походы представляют собой один из важнейших  организованных видов двигательной активности, в ходе которой не только

решаются оздоровительные задачи и формируются  двигательные и физические качества, в особенности выносливость, чему способствовала системная работа по оздоровительному бегу, но и воспитывается любовь и эстетическое отношение к природе.

    Двигательный потенциал детей  старшего дошкольного возраста высок, и даже при часто сменяющейся двигательной деятельности они с большим удовольствием и без особого напряжения занимаются физкультурой. Не менее важно создавать особый эмоционально -  психологический фон, давать детям почувствовать, что они ловкие, сильные, красивые, показывать свою заинтересованность их успехами.

Использование разных видов физкультурных занятий помогает добиться лучших результатов в усвоении движений.

Так, у детей диагностируемые результаты значительно улучшились. Увеличилось число детей с высокими, средними показателями. Отмечена положительная динамика физической подготовленности детей за 2013 – 2015 учебный год.

Решить вопросы всестороннего физического развития детей, вырастить их здоровыми можно только совместными усилиями родителей и работников дошкольного учреждения. Координация воспитательной работы, проводимой в семье и детском саду, одна из важнейших задач педагогического коллектива.

Для этого необходимо:

- внедрять новые формы и методы работы с семьей;

- устанавливать единые требования к процессу физического воспитания ребенка в семье и в детском саду;

- усиливать связь между повседневной воспитательно – образовательной работой с детьми в детском саду и воспитанием ребенка в семье, прежде всего путем различных  поручений, заданий, которые дети должны выполнять дома вместе с родителями;

- изучать  положительный опыт семейного воспитания и пропагандировать его среди родителей;

- строить свою работу в основе взаимопомощи педагогов и родителей;

         Я составила план работы с родителями на год. В план включены различные формы работы с родителями (собрания, консультации, Дни открытых дверей, развлечения, выставки тематической литературы).

Готовила для родителей консультации и рекомендации:  «Детский сад и семья в воспитании здорового ребенка», «Движение – заряд бодрости и здоровья ребенка», «Всей семьей в поход», «Организация двигательной активности детей в выходные дни дома »и т. д.

В начале учебного года проводила анкетирование с родителями. В результате анкетирования, выявила, что подвижные игры занимают третье место, спортивные игры и упражнения предпоследнее, основное же предпочтение отдается малоподвижным видам занятий: конструированию, лепке, рисованию, чтению книг, просмотру телепередач. Все это свидетельствует о том, что систематического, целенаправленного физического воспитания, необходимой физической нагрузки и двигательной активности дети в семье не получают.

Полученная из анкеты информация позволила конкретизировать содержание работы с семьей и определить тематику и направленность собраний, консультаций, и других форм общения с родителями. Кроме того, анкетирование помогло наметить дифференцированный подход к разным категориям семей. Родители, имеющие положительный опыт воспитания детей, стали нашими активными участниками, организаторами активного отдыха в выходные дни всей семьей, приобщение детей к спорту.

О Днях здоровья, спортивных досугах и праздниках оповещаем родителей заранее. Участвуя в таких мероприятиях, родители имеют возможность наблюдать своего ребенка в коллективе сверстников, сравнивать его физическую подготовленность.

Большим событием стало проведение спортивного праздника «Мама, папа, я – спортивная семья». Вовлечение пап и мам в такие формы досуга, когда они на глазах у детей демонстрируют свое умение бегать, прыгать, полезно всем, и особенно детям, т.к. это создает хороший эмоциональный настрой, дарит огромную радость от взаимного общения.

«Семейные старты», кроме того, позволяют и взрослым и детям раскрепоститься, учат их общаться друг с другом, повышают эмоциональный настрой, в конечном счете сплачивают семью.

Повышению активности родителей, формированию у них вкуса к

педагогической работе со своими детьми, способствовали Дни открытых дверей.

Итоги подводить пока еще рано. Работа по физическому воспитанию детей  дошкольного возраста, сочетающая традиционные  и не традиционные формы работы с родителями, рассчитана не на один год, но уже сейчас стало явным, что изменилось главное – отношение родителей к физической подготовке своих детей.

Заключение

       Проведенная мною работа по формированию устойчивого интереса к двигательной активности дали положительные результаты: ребята с удовольствием занимаются физическим упражнениями, участвуют в подвижных играх. Движения детей стали более мотивированными, упорядоченными, дети научились понимать связь между характером движений и их целью-выполнением определенных задач. Физиологическая потребность дошкольников в движении в течение дня удовлетворяется полностью. Дети отличаются высокой работоспособностью, они стали сильными, выносливыми, ловкими, гибкими.

      Возросший интерес детей к разным видам движений, изобретательность в самостоятельной двигательной деятельности, значительное повышение эмоционального тонуса на физкультурных занятиях, стремление к достижению более высоких спортивных результатов. Благодаря рациональному использованию стандартного и нестандартного оборудования увеличилась моторная плотность физкультурных занятий  (до 90%).

      Успехи в физическом развитии детей были отмечены и медициной: осмотр воспитанников показал улучшение показателей физического развития. Значительно снизилось число простудных заболеваний:

 Сегодня я продолжаю искать новые пути и средства в работе с нашими воспитанниками для повышения качества физического воспитания.

   

 


БИБЛИОГРАФИЯ

  1. Алямовская В.Л. «Как воспитать здорового ребенка»;
  2. Глазырина Л.Д . «Физическая культура дошкольника», М. 1999г.
  3. Горьнова Л.Г., Обухова Л.А. «Занятие по физической культурой в ДОУ», М. 2005г.;
  4. Дик Н.Ф., Жердева Е.В. «Развивающие занятия по физической культуре и укреплению здоровья для дошкольников», 2005г.;
  5. Змановский Ю.Ф., антонов Ю.Е. «Здоровый дошкольник»;
  6. Зайченко Е. «повышенная деятельная активность детей в игре»;
  7. Кенеман А.В., Осокина Т.Н. «Детские народные подвижные игры»;
  8. Миронова Р.М «Игра в развитии активности детей», М. 1989г.;
  9. Осокина Т.Н., Тимофеева Е.А., Фурмина Л.С.  «Игры и развлечения детей на воздухе», М. 1994г.;  
  10. Пензулаева Л.И. «Физкультурные занятия с детьми 5-6 лет», М. 1986г.;
  11. Рунова М.А. «Двигательная активность ребенка в детском саду»;
  12. Рунова М.Н. «Двигательная активность ребенка в детском саду»;
  13. Спрановская В.А. «300 подвижных игр оздоровления детей», М. 1994г.
  14. Шишкина В.А. «Движение + движение», М. 1992г.  

   

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "Организация двигательной активности детей старшего дошкольного возраста на прогулке в зимней период".

На современном этапе развития общества выявлена тенденция ухудшения здоровья детей. Для  решения этой проблемы необходимо  активнее вовлекать ребенка в мир движений, тем б...

Из опыта работы на тему: «Организация двигательной активности детей старшего дошкольного возраста на прогулке»

Статья о правильной организации двигательной деятельности детей старшего дошкольного возраста на прогулке...

Кружковая работа Тема: «Степ - аэробика, как одно из оптимальных условий физического совершенствования ребенка и ее значение в развитии двигательной активности детей старшего дошкольного возраста»

Дошкольный возраст - это период, когда закладывается фундамент  здоровья, физического развития и культуры движений. От того, как организовано воспитание и обучение ребёнка, какие условия созданы ...