Вариативная программа познавательной направленности по организации отдыха, оздоровления и занятости детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Татьяна Геннадьевна Кощеева

Организация летнего лагеря в ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Программа работы летнего лагеря806.92 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИНЯТО:

На педагогическом совете № 3

Протокол № _____ от ___________

 

УТВЕРЖДАЮ:

Заведующий МБДОУ ДСКВ

 №60 «Золушка»

__________ О.Г.Коктышева

    «Почемучкино лето»

Вариативная программа познавательной направленности

 по организации отдыха,

оздоровления и занятости

детей старшего дошкольного возраста

Разработчики программы:

Кощеева Т.Г. –

воспитатель высшей

квалификационной категории;

Родионцева Н.Ю. -

воспитатель высшей

квалификационной категории;

Меркулова С.В. -

       воспитатель первой

        квалификационной категории.

г. Нижневартовск 2013г.

Информационная карта

1.

Полное название проекта

«Почемучкино лето» - Вариативная программа познавательной направленности по организации отдыха, оздоровления и занятости

для детей старшего дошкольного возраста  

2.

Авторы проекта

КощееваТ.Г., Родионцева Н.Ю., Меркулова С.В.

3.

Руководитель проекта

КощееваТ.Г.

4.

Территория

Ханты-Мансийский автономный округ-Юга, г. Нижневартовск,

ул. Мира 23 «Б»

МБДОУ ДСКВ №60 «Золушка»

5.

Юридический адрес учреждения

Ханты-мансийский автономный округ – Югра, г. Нижневартовск,

ул. Мира 23 «Б»

6.

Телефон

8(3466) 27-37-35, 60zoluchka@mail.ru 

7.

Цель проекта

Планирование работы с детьми старшего дошкольного возраста в летний оздоровительный период  

8.

Срок реализации

3 месяца

9.

Место проведения

г. Нижневартовск, ул. Мира 23 «Б»

МБДОУ ДСКВ №60 «Золушка»

10.

Аннотация к проекту

Программа «Почемучкино лето» реализуется в ДОУ с 2014 года. Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста и реализуется дополнительно к основной общеобразовательной программе ДОУ - «Развитие». Программа построена на принципах гуманизма, эмоциональности, занимательности, непринужденности, системности, личностно-ориентированного взаимодействия. Перспективное планирование программы включает в себя все образовательные области в соответствии с Федеральными Государственными Требованиями. Основной формой работы педагога является совместная деятельность.  Программа охватывает: детей старшего дошкольного возраста, педагоги, профильные специалисты, родители, законные представители.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

Страница

Введение

3-4

1.

Теоретическая значимость

1.1.

Актуальность

5

1.2.

Социальная значимость. Концептуальные подходы

5

1.3.

Проблемы и противоречия

6

1.4.

 Цель и задачи, главная идея и новизна Программы

6

1.5.

Этапы и срок реализации, место реализации Программы

7

1.6.

Формы работы

7-8

1.7.

Механизм реализации программы

8

1.8.

План-график мероприятий

8

1.9.

Принципы реализации программы

9

1.10.

Схема управления программы

10

1.11.

Ожидаемые результаты после реализации программы.

11

1.12.

Кадровое обеспечение

11

1.13.

Краткое описание опыта реализации программы.

 Достигнутые результаты, их социальная эффективность

11

1.14.

Финансово-экономическое обоснование программы

11

2.

Практическая значимость

2.1.

Перспективно-тематическое планирование работы

 с воспитанниками

12

2.2.

 Комплексно - тематическое планирование

13-18

3.

Перечень детской художественной литературы, используемой для ознакомления детей.

19

4.

Перечень используемой литературы для педагогов.

20

5.

Приложение №1

21-94

6.

Приложение №2 (экспериментирование)

95-104

Введение

Отчего цветы в лугах?

Отчего шмели в цветах?

Отчего зеленый лук

На полметра вырос вдруг?

Отчего среди листвы

Столько яркой синевы?

Отчего шумят леса?

Отчего поет коса?

Отчего везде и всюду

Происходят чудеса?

Слева – лето,

Справа – лето,

До чего прекрасно это!

Н.Садовский

Дошкольный возраст – уникальный в своем роде период жизни человека.  Его своеобразие заключается в особой чувствительности, синзетивности к усвоению различных сфер окружающей действительности, при постижении которых у ребенка начинает складываться целостная картина мира. Освоение мира осуществляется в процессе познавательного развития, основная цель которого – приобщение ребенка к опыту, накопленному человечеством.

Исследовательская деятельность, как никакая другая детская деятельность, в летний период, наиболее эффективная форма познавательно - исследовательской деятельности, направленная на освоение ребенком способов реализации познавательных инициатив. Постановка и решение познавательной задачи осуществляются ребенком с помощью поисковой деятельности. Исследовательская деятельность расширяет представления ребенка об окружающем, связывая их в целостную картину мира.

В старшем дошкольном возрасте поисковые действия ребенка ориентированы на получение определенного результата, позволяющего обнаружить скрытые свойства предметов, установить влияние различных факторов на предмет или явление, которые подвергаются изучению.  Совместная познавательно-исследовательская деятельность способствует актуализации знаний детей, накоплению опыта поисковой деятельности, когда ребенок посредством практических действий, постановки опытов может подтвердить свои предположения, внести своего рода интеллектуальный вклад в решение общей проблемы, увидеть новые возможности в знакомом, подыскать новый вариант использования имеющихся знаний. Коллективные переживания, совместное обсуждение, поиск и нахождение ответа раскрывают перед детьми возможности познавательного общения и показывают его привлекательность. На современном этапе развития дошкольного образования меняется цель образовательной работы – не только дать детям знания, но и сформировать новые качества и способности ребенка, необходимые для успешного обучения в школе. Для этого разрабатываются новые программы, идет обновление условий и совершенствование планирования.

        Итоговый результат реализации программы – это сформированность интегративных качеств у детей (любознательность, эмоциональность, способность решать интеллектуальные задачи и т.д.); развитие элементарных аналитических умений; стремления сравнивать, сопоставлять, высказывать предположения, аргументировать выводы.

      ФГТ – это новые требования к образовательному процессу, направленные на развитие ребенка, которые осуществляются через разные виды совместной деятельности в рамках образовательной программы и образовательных областей. Главное направление – это развитие, интеллектуальных личностных качеств, формирование предпосылок учебных действий и развитие интегративных качеств у ребенка дошкольника.

Цель программы: создание условий для разнообразной познавательно – исследовательской деятельности детей.

В тематическом комплексе и календарном плане отражены соответствующие виды деятельности. Комплексно-тематический план составлен по событийному принципу с определенной темой на каждую неделю. Например, в соответствии с этим, составлен тематический комплекс, и первая неделя посвящена знакомству с летом, его природными явлениями и тому, как можно интересно проводить лето, используя самые разнообразные виды познавательной деятельности.

             Наш летний участок оформлен так, чтобы можно было организовать экспериментальную деятельность на веранде и на игровой площадке. Таким образом, создавая условия на участке, мы используем время прогулки не только как средство оздоровления, но и обучения и воспитания.

Мы находимся еще в поиске вариантов новых форм организации и планирования работы. На практике убедились, что технология комплексно-тематического планирования по определенной тематике позволяет своевременно осуществлять все виды деятельности, способствующие развитию личности ребенка. Мы понимаем, что по-старому работать нельзя, поэтому начинаем новое дело, которое позволит нам работать творчески, в интересах развития детей.

                                           

1. Теоретическая значимость

1.1. Актуальность

        Лето – самое плодотворное время для поисковой, познавательно-исследовательской деятельности, направленной на преобразование вещей или ускорение процессов, происходящих с ними. Ребенок может наблюдать и познавать такие свойства и взаимосвязи объектов в природе, которые обусловлены с летним периодом года.

        Учитывая, что в летний период дошкольники максимальное количество времени проводят на свежем воздухе во внезанятийной деятельности, творческая группа педагогов разработала программу «Почемучкино лето» по созданию условий для организации работы с детьми старшего дошкольного возраста. Программа охватывает всех участников образовательного процесса, предоставляя широкие возможности для укрепления физического, психического   здоровья воспитанников; развития у них познавательных, коммуникативных, творческих способностей, а также повышение информационной компетентности родителей в вопросах здоровьесбережения и организации летнего отдыха детей.

       Исходной предпосылкой выбора тематики программы является повышенный интерес детей старшего дошкольного возраста к видам деятельности поискового характера, т.к. лето - самое благоприятное и плодотворное время для организации оптимальных условий, способствующих развитию интеллектуальных, творческих, познавательных, коммуникативных способностей воспитанников.

     

                                               1.2 Социальная значимость

В соответствии с изменением нормативной базы, регулирующей условия пребывания детей старшего дошкольного возраста в ДОУ, для всех участников образовательного процесса обозначилась проблема планирования работы с детьми, в летний оздоровительный период.

В рамках преемственности между дошкольным и школьным образованием, для формирования у детей старшего дошкольного возраста целевых ориентиров, появляется необходимость разработки и внедрение программы, организующей деятельность всех участников образовательного процесса в ДОУ до поступления воспитанников в школу в летний период.

Концептуальные подходы:

  • Возрастной – учет возрастных возможностей и способностей воспитанников;
  • Личностно-ориентированный подход – подход педагога к каждому воспитаннику, помогающий ему в осознании себя личностью, в выявлении возможностей, стимулирующих проявления активности, самостоятельности, самовыражения и творчества.
  • Индивидуальный – учет индивидуальных особенностей воспитанника, гибкое использование педагогом различных форм и методов воспитательного воздействия по отношению к каждому ребенку.
  • Средовой подход – организация игрового пространства с целью позитивного продвижения в развитии самовыражения, самостоятельности, творческих способностей, активности.

1.3. Проблемы и противоречия

                 Недостаточная методическая проработанность этого направления в воспитании детей дошкольного возраста, заставляет обращаться к опыту учителей начальной школы, который в определенной мере может быть заимствован педагогами, работающими с детьми старшего дошкольного возраста. Но это неприемлемо, т.к.  в первую очередь возникает проблема: при применении такого рода занятий не учитываются возрастные особенности ребёнка – дошкольника, возникает ряд и других вопросов:

  1. С какими свойствами объектов, можно знакомить дошкольников.
  2. Как понятно и доступно донести до детей содержание и привести к необходимым выводам.
  3. Через какие формы работы с детьми (уже знакомые и нетрадиционные) целесообразно вести эту деятельность.

1.4. Цель и задачи, главная идея и новизна Программы

Цель программы: создание условий, регулирующих   пребывание детей старшего дошкольного возраста в ДОУ в летний период; повышение информационной компетентности всех участников образовательного процесса, работающих с работы с детьми старшего дошкольного возраста, в летний оздоровительный период

  Задачи Программы:

  1. Развивать интеллектуальные, творческие, двигательные способности воспитанников в разнообразных видах деятельности.
  2. Создавать атмосферу радости, положительное эмоциональное состояние всех участников образовательного процесса.
  3. Повысить информационную компетентность родителей в вопросах интеллектуального развития детей и здоровьесбережения дошкольников.
  4. Развить общекультурные, социально - нравственные, интеллектуальные и коммуникативные качества ребенка.

Главная идея программы заключается: в создании соответствующих психолого-педагогических условий для формирования у воспитанников универсальных учебных навыков, системном использовании здоровьесберегающих технологий и эмоционально-познавательном общении всех участников образовательного процесса, что будет способствовать развитию общекультурных, социально нравственных, интеллектуальных и коммуникативных качеств ребенка.

Новизна Программы заключается в том, что:

1. Обоснованы педагогические условия построения образовательного процесса в группах старшего дошкольного возраста в летний оздоровительный период.

2.Систематизирован и разработан комплекс мероприятий, направленных на освоение детьми основных компетентностей по всем образовательным областям.

3.Разработано    календарно-тематическое   планирование   работы   с воспитанниками.

1.5. Этапы и сроки реализации, место реализации Программы

1 этап – подготовительный:

- изучение нормативно-правовой базы;

- разработка календарно- тематического комплекса программы;

- создание развивающей среды.

2 этап – основной:

          - апробация воспитательно-развивающей программы;

        - корректировка содержания программы.

3 этап – итоговый:

        - подведение итогов.

Срок реализации программы: 3 месяца. Программа «Почемучкино лето» рассчитана на детей старшего дошкольного возраста.

Место реализации: МБДОУ ДСКВ №60 «Золушка» г. Нижневартовск

1.6. Формы работы

Формы работы с воспитанниками:

Основной формой работы педагога с детьми, является образовательная деятельность, в которой реализуются, определенные направления развития и образования детей (Приказ №1155 от 17.10.2013г.  «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»).

1. «Социально-коммуникативное развитие»: дидактические, словесные, хороводные, настольные, сюжетно-ролевые игры; драматизация сказок, стихов. Инсценировки произведений, развлечения и праздники к социально-значимым датам; воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам.

2. «Художественно-эстетическое развитие»: рисование, лепка, ручной труд, выставки детского творчества; прослушивание и обсуждение детских песен, музыкальных композиций;

3. «Познавательное речевое развитие»: дидактические игры, решение проблемных ситуаций, проектирование проблемных ситуаций и их решение; сочинение сказок, чтение художественной литературы, беседы, рассматривание и обсуждение иллюстраций

4. Образовательная область «Безопасность»: беседы по формированию безопасного и осторожного, осмотрительного отношения к потенциально-опасным для человека ситуациям.

5. «Физическое развитие»: формирование начальных представлений о здоровом образе жизни, через беседы, чтение худ. литературы и т.д.; воспитывать чувство гордости за спортивные достижения, как свои личные, так и коллективные. Поддерживать достижения сверстников, переживать за общие победы.

         Совокупность образовательных областей и их интеграция в ходе совместной деятельности   педагога с воспитанниками по правовому воспитанию обеспечивает целенаправленный подход к реализации данной Программы.

Формы работы с родителями:

1. Родительские собрания;

2. Индивидуальные консультации;

3. Информационные стенды;

4.  Круглые столы; памятки; листовки;

5.Совместные с воспитанниками праздники, досуги, развлечения.

Формы работы с педагогами ДОУ:

  1. Ознакомление педагогов с нормативно-правовой базой по организации летнего отдыха дошкольников.
  2. Консультации, круглые столы по данной теме;
  3. Представление программы на педагогическом совете ДОУ.

                               

1.7.  Механизм реализации Программы

Для решения поставленных целей и задач работы по, деятельность в ДОУ необходимо осуществлять по трем направлениям:

 - с воспитанниками;

 - с педагогическим составом;

 - с родителями.

Субъекты педагогического процесса

Условия реализации

Дети старшего дошкольного возраста

Проведение работы по программе

«Почемучкино лето»

Родители

Родительские собрания;

Индивидуальные консультации;

Информационные стенды;

Круглые столы; памятки; листовки;

Совместные с воспитанниками праздники, досуги, развлечения.

Проведение обучающих (практических) мероприятий, дней открытых дверей.

Педагоги

Реализация программы в рамках совместной деятельности педагога с воспитанниками и родителями по всем образовательным областям в соответствии с календарно-тематическим планированием программы.

Специалисты

Привлечение специалистов:

- инструктора по физической культуре;

- музыкального руководителя;

- педагог-психолог.

1.8. Перечень основных мероприятий Программы

Разработка программно-методического обеспечения программы «Почемучкино лето»

Консультирование педагогов по реализации программы «Почемучкино лето»

Организация образователь-

ной работы с воспитанника

ми

Организация работы с родителями

Организация взаимодействия узких специалис-

тов

1.9. Принципы реализации Программы

  1. Принцип личностно - ориентированного общения. Партнёрство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми.
  2. Принцип тематического планирования материала - предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам.
  3. Принцип наглядности – широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности.
  4. Принцип последовательности - предполагает планирование изучаемого материала последовательно, чтобы дети усваивали знания постепенно, в определённой системе.
  5. Принцип занимательности – материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предполагаемые виды заданий, стремиться к достижению планируемого результата.
  6. Принцип гуманизма. Предполагает гуманность, как качество, присущее людям -  способность думать, говорить, выражать свои мысли, осознанно действовать, предвидя последствия своих действий, слов -  осознанно относиться к себе и к другим существам.
  7. Принцип возрастного подхода – предполагает планирование материала с использованием форм работы, опираясь на ведущий вид деятельности для дошкольника – игру, не предполагая заучивания конкретных, готовых выводов и ответов.
  8.   Исследовательская деятельность – подлинная познавательная практика ребёнка, его реальная жизнь в обществе сверстников и взрослых.

                                             1.10. Схема управления Программы:

1.11 Ожидаемые результаты реализации программы:

  • 100% -ный охват летним отдыхом детей старшего дошкольного возраста детского сада.
  • Повышение компетентности педагогов и родителей в области организации летнего отдыха детей.
  • Овладение интегративными качествами для успешного обучения в школе.

В ходе реализации программы воспитанники закрепили умение проявлять следующие компетенции:

  1. Проявляют умение самостоятельно добывать и оперировать знаниями,             интеллектуальные, творческие,  двигательные способности     в разнообразных видах деятельности.
  2.  Выражают   атмосферу радости, положительное эмоциональное состояние в процессе взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
  3.  Поддерживают предпосылки осознанного отношения к здоровью.
  4. Дети умеют: устанавливать причинно-следственные связи между состоянием окружающей среды и жизнью живых организмов; пересказывать и драматизировать.
  5. Составляют по плану рассказ из опыта, приобретенного в процессе          опытно экспериментальной деятельности.

1.12. Кадровое обеспечение

            Программа реализуется воспитателями групп старшего дошкольного возраста. Отдельных ставок для реализации данной программы не требуется.

1.13 Финансово-экономическое обоснование Программы

В ДОУ программа реализуется с детьми старшего дошкольного возраста:

Наименования показателя

Сумма

(в рублях)

1.

Методическая литература

1 000

2.

Детская художественная литература

3 000

3.

Методические пособия:

- иллюстративный демонстрационный материал;

- дидактические игры;

- атрибуты к сюжетно-ролевым играм;

- дидактические пособия

- оборудование для экспериментирования

5 000

4.

Видеозаписи и аудиозаписи на цифровом носителе

1 000

ИТОГО:

10 000

МБДОУ ДСКВ №60 является бюджетным образовательным учреждением и финансируется из городского бюджета.


2.1. Перспективно-тематическое планирование работы

 с воспитанниками группы старшего дошкольного возраста

     

Понедельник

Художественная литература

Вторник

экспериментальная деятельность

Среда

игры драматизации

Четверг

труд

Пятница

развлечение по теме

недели

июнь

тема

недели

июль

тема

недели

август

тема

1

Мы вместе

5

Солнце

10

Бумага

2

Земля

6

Воздух

11

Человек

3

Песок

7

Насекомые

12

Звук

4

Вода

8

Растения

9

Птицы

2.2.   Календарно – тематическое планирование совместной работы на лето по теме «Почемучкино лето»

 с   детьми старшего дошкольного возраста

№ недели

Образовательная область

Образовательная деятельность, тема

Задачи

Оборудование

Работа с родителями

1

Ознакомление с художественной литературой

Познание

Коммуникация

Труд

Социализация

Мероприятия   ко   дню защиты детей

Изготовление символа летнего лагеря

Организация работы на сплочение детского коллектива.

Развлечение для детей «Разноцветная планета»

Конкурс рисунков на асфальте.

Концерт для родителей.

Разучивание стихов о детстве.

 Помочь детям быстро адаптироваться в группе детей нового состава. Установить доброжелательные отношения в группе.

Создать положительное эмоциональное

  настроение.

Создать условия для участия в концерте для родителей.

Продолжать учить детей читать стихи выразительно. Эмоционально.

Тексты стихов.

Цветной мел.

Цветная бумага, клей, ножницы.

Детские журналы для изготовления коллажа.

 Участие родителей в мероприятиях посвященных дню защиты детей

Ознакомление с художественной литературой

Познание

Коммуникация

Труд

Социализация

Открытие лагеря «Почемучкино лето»

Совместная работа по разработке символов лагеря «Почемучкино лето»: флаг, герб, гимн.

Рисование по теме «Мы вместе»

Чтение стихов о лете

Рисование красками по теме «Природа родного края»

Создать условия для проявления поисковой деятельности, творчества, эмоционально-положительного настроения детей.

Материал для изготовления символов летнего лагеря

Краски, бумага, кисти, банки с водой, салфетки.

Подборка стихов о лете.

Организация выставки работ детей для родителей.

2

Ознакомление с художественной литературой

Познание

Коммуникация

Труд

Социализация

Организация выставки книг по теме «Планета Земля - наш общий дом»

Проведение экспериментирование: из чего состоит земля (Растворить в воде)

Творческая игра по теме «Космический полет вокруг Земли»

Высадка рассады цветов на клумбы и рабатки ДОУ

Беседа по презентации «Профессии людей, работающих на земле»

Рисование по теме «Земля - кормилица»

Помочь выяснить, что именно находиться в почве для жизни живых организмов (воздух, вода, органические остатки). Расширять логический и естественнонаучный   опыт детей, связанный с выявлением различных свойств.

Рассада цветов.

Атрибуты для организации творческой игры по теме «Космический полет вокруг Земли»

 Презентация «Профессии людей, работающих на земле»

Материалы для рисования по теме «Земля - кормилица»

Чтение

сказки В. Катаева «Цветик семицветик»

Беседа о профессиях людей, работающих на земле

3

Ознакомление с художественной литературой

Познание

Коммуникация

Труд

Социализация

Чтение энциклопедий и рассматривание иллюстраций о песке

Организация выставки книг по теме «Пески пустыни»

Экспериментирование: свойства песка.

Беседа «Для чего нам нужен песок?»

Участие в замене песка в песочнице

Просмотр презентации «Что такое песок»

Выделить свойства песка: сыпучесть, рыхлость. Выявить изменения песка при взаимодействии с ветром и водой. Определить, что песок и глина    по    разному впитывают воду.

Книги по теме «Пески пустыни»

Песок. Материал для проведения эксперимента.

Совместное изготовление аппликации из песка.

4

Ознакомление с художественной литературой

Познание

Коммуникация

Труд

Социализация

Разучивание стихотворений о воде

Экспериментирование с водой.

Составление рассказов о воде

Полив цветника

Просмотр презентации «Вода – основа жизни»

Продолжать учить детей беречь водопроводную воду; доходчиво объяснять детям, что для получения чистой воды людям приходится затрачивать много сил и средств.

Приучать высказывать свои впечатления, сравнивать, выбирать образные эпитеты.

Материалы для экспериментирования с водой.

Тексты стихов по теме

Презентация «Вода – основа жизни»

Измерить количество воды, расходуемое для того, чтобы почистить зубы.

Рассматривание приборов учета воды в квартире. Беседа со всеми членами семьи о бережном отношении к воде.

5

Ознакомление с художественной литературой

Познание

Коммуникация

Труд

Социализация

Чтение глав энциклопедии о солнце

Почему моя тень ходит за мной.

Составление рассказа по опорной схеме о солнце

Изготовление макета солнечной системы

Рассказ воспитателя «Где работает солнце»

Дать представления о неживой природе. Ее влияние на растительный и животный мир; формировать элементарные представления об изменениях положения Земли относительно Солнца.

Энциклопедии.

Опорная схема для составления рассказа о солнце

Материалы для изготовления макета солнечной системы

Участие в изготовлении макета солнечной системы.

Наблюдение за движением солнечного зайчика.

6

Ознакомление с художественной литературой

Познание

Коммуникация

Труд

Социализация

Чтение энциклопедии по теме «Почему дует ветер»

Экспериментирование с разными предметами на ветру

Обратить внимание на небо. Небо — это воздух, который окружает нашу землю, воздухом дышат люди, животные и растения.

Опыт с воздухом и воздушным шаром.

Рассказ по образцу «Где работает ветер»

Изготовление вертушек

Акция «Чистый воздух» (против курения)

Обобщить знания о воздухе и его свойствах (невидимость прозрачность, движение, перемещение)

Развивать способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного экспериментирования.

Энциклопедии.

Воздушные шары по количеству детей.

Игрушки для игр с ветром.

Изготовление игрушек для игр с ветром.

Беседа о том, где используется сила ветра.

7

Ознакомление с художественной литературой

Познание

Коммуникация

Труд

Социализация

Разучивание стихов о насекомых нашего края

Наблюдение за муравьями на участке ДОУ

Беседа «Почему пищит комар»

Презентация по теме «Пчелиный улей»

Дидактическая игра «Что за насекомое»

Расширять знания о многообразии насекомых, их образе жизни. Роли в природе, способах защиты от врагов.

Воспитывать бережное отношение к насекомым.

Систематизировать представления о многообразии насекомых (особенности внешнего строения, места обитания, способы передвижении, питания, размножения)

Презентация по теме «Пчелиный улей»

Дидактическая игра «Что за насекомое»

Подборка стихов по теме.

Выучить загадку о насекомых. Нарисовать отгадку для оформления альбома насмотренности по теме.

8

Ознакомление с художественной литературой

Познание

Коммуникация

Труд

Социализация

Чтение произведений по теме.  Растения нашего края

Защита мини проектов по теме «Лекарственные растения края»

Творческая игра «Аптека»

Рыхление земли вокруг лекарственных растений на экологической тропе ДОУ

Презентация по теме «Зеленая аптека»

Дидактическая игра «Дерево, трава, цветок»

Продолжать способствовать обобщению представлений о строении, росте и развитии растений;

Развивать умение обобщать по существенным признакам;

 Уточнять   представления о частях растений, воспитывать интерес к растениям, накапливать опыт внимательного и заботливого отношения к растущим растениям.

Формировать желание наблюдать за процессами, происходящими в природе.

Подборка произведений по теме: Растения нашего края

Материал для подготовки мини проектов по теме «Лекарственные растения края»

Атрибуты для творческой игры «Аптека»

Презентация по теме «Зеленая аптека»

Дидактическая игра «Дерево, трава, цветок»

Найти и рассмотреть,  побеседовать о лекарственном растении на территории газона в городе.

9

Ознакомление с художественной литературой

Познание

Коммуникация

Труд

Социализация

Разучивание стихов по опорным схемам. Тема «Птицы»

Беседа по теме «Для чего люди разводят птиц» (декоративные, редкие, певчие, почтовые, хозяйственного назначения)

Изготовление птицы с использованием приемов оригами.

Просмотр презентации по теме «Почему летают птицы»

Расширять представления о жизни птиц, об их повадках, особенностях внешнего вида, приспособлении к среде обитания; учить распознавать птиц по описанию.

Подборка для разучивания стихов и опорные схемы по теме «Птицы»

Бумага для изготовления игрушек по типу оригами.

Презентация по теме «Почему летают птицы»

Организация выставки для родителей по теме «Птичий базар».

10

Ознакомление с художественной литературой

Познание

Коммуникация

Труд

Социализация

Чтение энциклопедий и рассматривание иллюстраций о магните

Экспериментирование по выявлению свойств магнита

Беседа «Как работает компас»

Изготовление игры с использованием магнита «Футбол» для группы.

Уточнить представления детей о свойствах магнита: прохождение магнитных сил через различные материалы и вещества.

Формировать умение сравнивать свойства, понимать, что характеристики металлов обусловливают способы их использования в быту и на производстве. Понять, что только предметы из металла, взаимодействуют с магнитом.

Энциклопедии.

Магниты разного вида и назначения.

Компас.

Материалы для изготовления игры «Футбол»

«Дерево, трава, цветок»

Участие в подготовке к выставке коллекции магнитов в группе.

11

Ознакомление с художественной литературой

Познание

Коммуникация

Труд

Социализация

Просмотр презентации и беседа по теме «Из чего делают бумагу»

Эксперименты о свойствах бумаги.

Защита мини проектов «Зачем беречь бумагу»

Изготовление игрушек по типу оригами.

Профессии людей, связанных с изготовлением бумаги.

Уточнить представления детей о различных видах бумаги (салфеточная, писчая, оберточная, чертежная), сравнивать их качественные характеристики, понять, что свойства материала обусловливают способ его использования.

Презентация по теме «Из чего делают бумагу»

Материал для проведения экспериментов   с бумагой.

Изготовление игрушек для детей младшей группы из бумаги.

12

Ознакомление с художественной литературой

Познание

Коммуникация

Труд

Социализация

Чтение энциклопедий и рассматривание иллюстраций об организме человека

Игра-экспериментирование «Осязательный центр человека»

Защита мини-проектов «Я хочу быть здоровым»

Изготовление коллажа «Здоровое питание»

Мастер класс по обучению детей приемам на расслабление и релаксацию.

Закреплять знания об организме человека; об его защите в летний период; об укреплении здоровья. Познакомить с правилами безопасности во время проведения экспериментальной деятельности. Закреплять умение отстаивать свою точку зрения – защита проектов.

Энциклопедии для рассматривания иллюстраций о организме человека.

Оборудование для игры-экспериментирования «Осязательный центр человека»

Материалы для защиты мини проектов «Я хочу быть здоровым» и

изготовления коллажа «Здоровое питание»

Подготовка детских презентаций для выступлений по теме «Я хочу быть здоровым»

13

Ознакомление с художественной литературой

Познание

Коммуникация

Труд

Социализация

Озвучивание знакомых сказок с опорой на изображение

Эксперименты о свойствах звука

Игра «Разговор по телефону»

Изготовление телефонов из бросового материала

Рассматривание альбома насмотренности   о профессиях людей, работающих со звуком

Расширить представление о том, как распространяются звуковые волны. Подвести к пониманию возникновения эхо. Выявить одну из причин возникновения высоких и низких звуков, зависимость звучащих предметов от их размера. Подвести к пониманию причин возникновения звука, понимание причин возникновения звуков речи, дать понятие об охране органов речи.

Опорные изображения для озвучивания знакомых сказок.

Материалы для проведения экспериментов со звуком.

Атрибуты к игре «Разговор по телефону».

Альбом насмотренности   о профессиях людей, использующих в работе звук.

Совместное изготовление музыкальных игрушек из бросового материала.


3. Перечень детской художественной литературы,

используемой для организации работы

с  детьми.

  1. Боголюбская М.К., Табенкина А.Л. Хрестоматия по детской литературе для старшего дошкольного возраста. – М: «Просвещение», 1979
  2. Зайцев Г.Р. Уроки Айболита. – С - Петербург: «Акцидент», 1998
  3. Зайцев Г.Р. Уроки Мойдодыра. – С - Петербург. «Акцидент», 1998
  4. Заходер Б. Стихи и сказки. – М: «Детская литература», 1991 – 241 с.
  5. Крутова А. серия Познавайка.  – Екатеринбург «АСТ-ПРЕСС КНИГА», 2007.
  6. Крутова А. серия Познавайка. Где можно купаться? – Екатеринбург «АСТ-ПРЕСС КНИГА», 2007.
  7. Крутова А. серия Познавайка. Кто стучится в дверь? – Екатеринбург «АСТ-ПРЕСС КНИГА», 2007.
  8. Насонкина С.А. Уроки этикета. – С - Петербурга: «Акцидент», 1998.
  9. Остер Г. Вредные советы – Москва: «Росмэн», 1995.
  10.  Ходырева Н.В. Русские сказки. – Краснодар: «Советская Кубань», 1995.
  11. Шипицына Л.М. Азбука общения. – С- Петербург: «Детство – пресс», 2000 - 384 с.
  12. Шорыгина И.И. Хороший тон. – М: «Терра», 1996. 218 с.
  13.  Копилка интернет ресурсов (презентации, тематические диски)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация образовательного процесса при реализации образовательной области «Познавательное развитие» на основе приобретения опыта детьми старшего дошкольного возраста в соответствующих видах деятельности»

Схема развития любого вида деятельности: сначала она осуществляется в совместной деятельности с взрослыми, затем в совместной деятельности со сверстниками и, наконец, становится самостоятельной деятел...

Программа по организации безопасности жизнедеятельности для детей старшего дошкольного возраста (2 период) «Всезнайка»

1.   освоение знаний о здоровом образе жизни; об опасных и чрезвычайных ситуациях и основах безопасного поведения при их возникновении;2.     развитие качеств л...

Программа дополнительного образования по организации театрализованной деятельности для детей старшего дошкольного возраста "Волшебный мир театра"

Цель Программы - развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.Задачи Программы:·...

Программа дополнительного образования по организации театрализованной деятельности для детей старшего дошкольного возраста "Волшебный мир театра"

Цель Программы - развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.Задачи Программы:·                   Создать условия ...

«Вариативное использование нетрадиционных методов и приемов развития речи детей старшего дошкольного возраста»

Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного об...

Методическая разработка Вариативная часть системы работы по ознакомлению детей с ТНР старшего дошкольного возраста Санкт-Петербургом «Я - Петербуржец». Воспитатель: Болачкова А.М.

Дошкольный возраст является особо восприимчивым к освоению духовного опыта, поэтому так  важно для ребенка сделать свои первые шаги на пути знакомства с культурой и историей своей родного города ...

Индивидуальная вариативная программа коррекции проблем взаимодействия в семье с ребенком старшего дошкольного возраста

Индивидуальная вариативная программа созданна с целью диагностики и коррекции проблем в детско-родительских взаимоотношений, коррекции эмоционального состояния и отношения ребенка в семье. Программа т...