Проект "Детский фитнес-радость, творчество, спорт!"
проект по теме

Ермакова Елена Викторовна

Проект "Детский фитнес-радость, творчество, спорт!"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_po_detskomu_fitnesu.doc99.81 КБ

Предварительный просмотр:

http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=90d4769ad930d080e08217919dc7c0f3-80-144&n=21

Тип проекта: спортивно-оздоровительный

Продолжительность проекта: 4 года

Участники проекта: дети 3-7 лет, педагоги, родители

Подготовила:

Инструктор по физической культуре

1-ой квалификационной категории

Ермакова Елена Викторовна

г.о. Котельники

Актуальность. Заболеваемость детей растет с каждым годом, несмотря на все достижения медицины. Уже среди воспитанников детских садов многие страдают хроническими заболеваниями, имеют патологии в осанке, нарушения опорно-двигательного аппарата.

Вырастить ребёнка сильным, крепким, здоровым – это одна из ведущих задач, стоящих перед дошкольной организацией. Очень важно приучить ребёнка целенаправленно заниматься физическими упражнениями, поскольку современные дети постоянно испытывают дефицит движений. Проект «Детский фитнес – радость, творчество, спорт!» направлен на формирование у дошкольников положительной мотивации к занятиям физической культурой.

Одной из важнейших задач дошкольной организации является повышение показателей физической подготовленности детей, развитие их природных задатков и способностей, приобщение к здоровому образу жизни.

В связи с этим возникла необходимость введения в дошкольной образовательной организации новых видов физических упражнений и видов спорта, дополнительных вне учебных физкультурно-спортивных занятий, способствующих раскрытию природных способностей и задатков ребенка, повышению показателей физической подготовленности и снижению заболеваемости.

Раскрыть природные способности и задатки ребенка актуально для формирования личности и возросшей сегодня потребностью общества в людях, умеющих творчески подходить к решению разнообразных задач, способных создать новое в различных сферах жизни.

Сензитивным периодом для развития ребенка-дошкольника является период дошкольного детства. Для маленького человека в этом периоде характерна усиленная познавательная активность, повышенная впечатлительность, необходимость в умственной и двигательной нагрузке. У него развиты интуиция, яркость, конкретность представляемых образов и легкость манипулирования ими.

В настоящее время разработан и внедряется в деятельность образовательных организаций целый ряд проектов, где изложено основное содержание физкультурно-оздоровительной работы в разных возрастных группах. На этапе дошкольного возраста приоритетными задачами являются не только использование разнообразных средств и создание условий для сохранения и укрепления здоровья, но и воспитания у детей мотивации к занятиям физической культурой. От того, насколько успешно удается сформировать и закрепить в сознании причины и навыки регулярных занятий физической культурой в детстве, зависит вся последующая деятельность, приветствующая или способствующая раскрытию потенциала личности.

Именно до семи лет человек проходит огромный путь развития, неповторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим, воспитывается любовь к физической культуре.

Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков ЗОЖ, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.

Необходимо научить ребенка самостоятельно оздоравливаться, использовать выработанную двигательную потребность и любимые физические упражнения, вид спорта.

Многолетний опыт работы с детьми показал, что дети даже одного возраста существенно отличаются по степени двигательной активности, уровню двигательных умений и навыков. Содержательная сторона двигательной деятельности дошкольников имеет свою специфику в зависимости от индивидуальных особенностей. Многие дети обладают природной гибкостью, пластичностью, высокой подвижностью суставов, чувством ритма, но при этом случается, что некоторые из дошкольников показывают слабую результативность в остальных видах двигательной деятельности. Как следствие этого – снижение интереса к занятиям физической культурой, нежелание заниматься физическими упражнениями, низкие показатели физической подготовленности.

Работая над проблемой создания устойчивого интереса к занятиям, стало понятно, что внесение в занятия положительной мотивации и эмоционального настроя в процесс двигательной активности – это почти гарантированный успех овладения детьми двигательными навыками и умения. Именно на положительном эмоциональном фоне при наличии у ребенка желания заниматься физическими упражнениями, увеличиваются функциональные резервные возможности организма, вовлекаются в работу разнообразные мышцы.

Причины снижения интереса детей к занятиям в спортивной секции скрыты в фундаменте традиционных методик, стержнем которых является формирование у детей двигательных навыков, выстроенных в логике научных представлений первой трети ХХ столетия. Она такова: прямой показ взрослым (обучающим) образца движения и многократное воспроизведение детьми этого образца в однородных условиях с целью образования прочных динамических стереотипов. И при всем при этом применялся традиционный тип проведения занятия (тренировочный).

Сложившаяся система физического воспитания в спортивных секциях не обеспечивает в должной мере развития двигательной активности, общего психофизиологического развития дошкольников, а тем более не раскрывает природных способностей и индивидуальности ребенка.

Эти процессы протекают стихийно, вне и помимо специально организованного педагогического процесса в работе спортивной секции. Дети в равной степени замыкаются на себе, оставаясь безразличными к тому, как строятся и выполняются движения их сверстниками. Они ориентируются лишь на задаваемый педагогом внешний предметный образец, из которого выхолащиваются все характеристики живого формирующего человеческого движения.

Обучение детей движениям должно быть тесно связано с их физическим и психологическим состоянием, только в этом случае развитие творческих способностей в процессе двигательной деятельности поможет ребенку найти себя в тех движениях, которые ему нравятся. Занятия любимыми физическими упражнениями или спортом будут способствовать выработке потребности организма в систематической и целенаправленной двигательной деятельности в течение всей жизни.

Используемые же традиционные методы и формы занятий спортивной секции не увлекают детей в мир движений, не создают положительный эмоциональный настрой, не повышают интерес детей, а тем более не способствует развитию природных способностей и задатков ребенка.

В связи с этим возникает идея разработки проекта с использованием нетрадиционных, эффективных и разнообразных форм, средств и методов физического и эстетического воспитания.

Проект по детскому фитнесу «Детский фитнес – радость, творчество, спорт!» направлен на повышение физического, нравственно-эстетического уровня развития детей дошкольного возраста.

Представлены нетрадиционные средства оздоровительных, спортивных и развивающих видов гимнастики.

Цель: на основе комплексного использования факторов физического воспитания, укрепить здоровье и заложить фундамент гармоничного развития и всестороннего совершенствования физических способностей ребенка в единстве с воспитанием его духовных и нравственных качеств.

Задачи:

  1. Охрана и укрепление здоровья, воспитание потребности в здоровом образе жизни;
  2. Формировать, развивать и совершенствовать основные физические качества, двигательные умения и навыки;
  3. Развивать интерес к физической культуре и спорту.

Практическая значимость: разработанный нетрадиционный подход к организации занятий по детскому фитнесу может быть применен в процессе физкультурно-оздоровительной работы в повседневной практике дошкольной образовательной организации и распространен для использования в работе других образовательных организаций.

Новизна проекта заключается в обоснованности применения нетрадиционных подходов на занятиях по детскому фитнесу в ДОО, циклов занятий, комплексов упражнений с использованием элементов оздоровительной гимнастики, мероприятий активного отдыха.

Результаты проекта:

  • выработка прочного динамического стереотипа движений, предусмотренных проектом;
  • повышение уровня физической подготовленности детей;
  • развитие физических качеств и двигательных способностей (гибкости, силы, выносливости, быстроты, ловкости);
  • формирование правильной осанки, грациозности, плавности, ритмичности движений, эмоциональности и двигательной раскрепощенности;
  • самостоятельное придумывание и реализация новых упражнений; составление творческих двигательных композиций;
  • способность к самоконтролю, к оценке и самооценке;
  • развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления, воображения и др., нравственно-волевых качеств, выдержки, воли, целеустремленности;
  • стремление продолжать занятия в спортивных секциях спортивно-оздоровительного комплекса; принимать участие в районных соревнованиях и конкурсах;

Вместе с тем, в проекте не ставится цель достичь высоких результатов путем форсирования формирования гимнастических способностей. Главное – помочь детям проявить их собственные потенциальные возможности, чтобы, взрослея, ребенок осознал свою индивидуальность, приобрел потребность в занятиях любимым видом спорта, приобщился к основам здорового образа жизни, продолжая занятия в спортивных секциях спортивно-оздоровительных комплексах.

Принципы построения проекта

Принцип гуманизации – обеспечение физического, психического и социального благополучия каждого ребенка. Построение содержания методов и форм занятий в соответствии с наличным  опытом и уровнем достижений детей, направленностью их личности, структурой интересов.

Вся работа по детскому фитнесу строится на основе создания положительных эмоций от общения со сверстниками, физических упражнений (чувство «мышечной радости»), победы над своим неумением; понимания того, что он делает что-то очень важное для своего здоровья.

Педагог должен учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка.

Принцип демократизации – обеспечение права педагогу свободного выбора форм, средств и методов работы с детьми. Такое право должно гарантировать адекватность избранных форм, средств и методов физическому состоянию детей и задачами образования дошкольников.

Принцип социализации ребенка – вовлечение дошкольника в групповую двигательную активность, в совместное решение двигательных задач, для того, что бы двигательное поведение ребенка в процессе занятий было составной частью системы двигательных действий всей группы.

В процессе  совместных двигательных действий дети овладевают техникой движений, некоторыми тактико-техническими комбинациями, требующими их взаимодействия, ориентирования в пространстве и времени. Эти виды деятельности могут способствовать обогащению эмоционально-волевой сферы ребят и воспитанию у них межличностных отношений и организационных умений.

Принцип вариативности – предполагает использование различных технологий физического совершенствования дошкольников в зависимости от задач образовательного процесса, двигательных предпочтений детей, особенностей развивающей среды дошкольной организации, желания родителей и т.д.

Принцип развивающего характера образования – направлен на развитие всей целостной совокупности качеств личности ребенка и происходит в зоне ближайшего его развития. Принцип развивающего обучения предполагает вовлечение  ребенка в спортивную деятельность с использованием наглядно-дидактических игр и упражнений, что способствует обогащению воображения, мышления, памяти, речи ребенка.

Принцип индивидуализации – предполагает такую организацию учебного процесса, при которой индивидуальный подход к дошкольнику и индивидуальная форма его обучения играют в образовательном процессе главную роль. Индивидуальный подход в обучении «пронизывает», взаимосвязан со всеми принципами обучения, поэтому индивидуализацию обучения можно рассматривать в качестве как «проникающей», так и самостоятельной целостной педагогической технологии.

Принцип единства с семьей – соблюдение единых требований дошкольного учреждения и семьи в вопросах воспитания физически подготовленного дошкольника.

Условия реализации проекта

  • Проект рассчит на четыре учебных года и предполагает овладение детьми (3 – 7 лет) программы «минимум» и «максимум».
  • К занятиям допускаются дети, не имеющие медицинских противопоказаний.
  • При планировании и организации работы учитываются уровень физической подготовленности, индивидуальные, возрастные особенности и интересы детей. На основании чего должен осуществляться индивидуальный и дифференцированный подход.
  • Физическая и психическая нагрузка осуществляется равномерно, согласно возраста и физических возможностей детей.
  • Все занятия проводятся с учетом специфики дошкольного возраста, в занимательной, игровой форме с использованием спортивного сюжета, элементами соревнований.
  • При организации работы секции поддерживается тесная связь и взаимодействие с родителями, воспитателями, медицинским персоналом.
  • Занятия секции планируются в системе с физкультурными занятиями (2 раза в неделю по 30 минут).

Методологические основы построения занятий

Формирование мотивационной основы действий у детей на занятиях

Индивидуальный подход (опора в процессе обучения на мотивы обучения самого ребенка).

Приемы:

  1. Предвосхищающая положительная оценка педагогом умений ребенка (средства достижений такого состояния, вербальная оценка взрослого, улыбка, мягкий, добрый взгляд, тактильные прикосновения, уменьшение физической и психологической дистанции и др.).
  2. Разработка программы достижений. Цель: придать обучению на занятиях осмысленность и целенаправленность.
  3. Проведение индивидуальных занятий с детьми, испытывающими затруднение в выполнении упражнений.
  4. Смена видов двигательной деятельности.
  5. Сокращение времени проведения занятия в случае переутомления ребенка и восполнение образовавшихся пробелов в свободное время в процессе практической или  игровой деятельности ребенка и другое.

Типологический подход (использование ведущих мотивов общения детей данного возрастного этапа – игровых, личностных).

Приемы:

  1. Игровые приемы проведения занятий.
  2. Создание проблемных ситуаций.
  3. Принятие ребенком на себя роли «воспитателя», который обучает детей движениям.
  4. Использование соревновательных ситуаций и др.

Топологический подход (специальное формирование мотивов совместной деятельности в процессе воспитательно-образовательной, оздоровительно-развивающей работы на занятиях). Побуждение к взаимодействию через выработку особых видов мотивов – познавательных (потребности что-то узнать, придумать, обменяться впечатлениями и т.д.) и личностных (потребности в признании педагогом, сверстниками, самопознании и т.д.).

Приемы:

  1. Действие в воображаемой ситуации (стимулировать к творчеству, придумыванию гимнастических фигур и т.д. через игру, например, составление двигательных композиций по сюжету и т.д.).
  2. Сообщение темы и цели занятия в доступной для детей форме, используя специальные термины и выражения, с целью расширения знаний ребенка об оздоровительной гимнастике.
  3. Следование игровому правилу или сюжету занятия (включение компонентов игровой деятельности в процессе обучения).
  4. Принятие на себя игровой роли (проведение занятий в форме конкурса).

Педагогические условия и этапы формирования двигательного творчества в детском фитнесе

Цель: формирование умения ребенка самостоятельно придумывать и реализовывать разнообразные движения, комбинировать элементы в новые сочетания, создавать выразительный образ в движениях.

Этапы и педагогические условия обучения

Этап первоначального разучивания

Этап углубленного разучивания

Этап автоматизации навыка

Цель: создание условий для самостоятельного осмысления особенностей техники нового движения.

Условия:

  • Вовлечение детей в процесс обсуждения выбора рациональной техники движения;
  • Предоставление самостоятельности в реализации своих возможностей;
  • Использование грамотной терминологии и совместное с детьми проговаривание названий элементов техники и направлений движений;
  • Самостоятельное проговаривание детьми названий элементов техники и направлений движений;
  • Создание атмосферы всеобщей заинтересованности в положительном результате, позитивной перспективы в улучшении показателей.

Цель: активизировать мыслительную деятельность детей, направленную на воспроизведение структуры движения, частных особенностей техники

Условия:

  • Проговаривание последовательности техники движения (описания);
  • Выполнение упражнений со зрительным контролем, с сосредоточением внимания на положение частей тела (во время разучивания упражнения), на воспроизведение структуры движения по картам-схемам, голограммам, на анализе и оценке выполнения упражнения другими детьми
  • С помощью наводящих вопросов подводить детей к пониманию закономерностей техники упражнения,  зависимости результата от качества их выполнения, приложенных усилий, концентрации внимания
  • Предоставление детям возможности придумывать новые варианты выполнения движений, использование спортивного оборудования и прочее.

Цель: создание условий для переноса имеющихся двигательных навыков в новые условия.

Условия:

  • Привлечение детей к изменению исходных положений, предметов, направлений, амплитудой выполнения упражнений, придумывание упражнений на заданную тему (например, «Змея», «Лебедь» и др.) и наоборот, названия к показанному двигательному действию
  • Поощрение группового творчества детей, разнообразных видов имитации (подражание различным животным, насекомым и т.д. (в разных состояниях, природных условиях), изображение природных явлений («рассвет», «распускание бутонов» и пр.

Двигательная импровизация под музыку

Цель: стимулирование движения с целью создания выразительного образа в движении.

Условия:

  • Нацеливать внимание детей на различный характер музыки, который по-разному должен быть отражен в движении.
  • Подчеркнуть особенности тех или иных персонажей песен, хороводов и т.п., которые для своего выражения требуют особых индивидуальных движений.
  • Поощрять ребенка за даже незначительные проявления самостоятельности в придумывании двигательных образов.
  • Усложнять задания, переходя от простейших индивидуальных импровизаций к групповым (по 2- 3 и т.д.).

Формы и методы работы в проекте по детскому фитнесу

Успешность решения задач на занятиях по детскому фитнесу возможно лишь при условии привлечения детей к занятиям физическими упражнениями в различных формах с применением разнообразных методов и приемов работы, что  позволяет обеспечить наибольший педагогический эффект.

Формы работы спортивной секции по детскому фитнесу

Виды занятий по детскому фитнесу

№ п/п

Виды занятий

Содержание занятий

1.

Комплексное

На одном занятии используются разные виды двигательной деятельности: хореография, элементы художественной, ритмической гимнастики, акробатики и другие

2.

Интегрированное

В качестве стержневого вида деятельности выступает не только двигательная, но и любая другая деятельность

3.

Доминантное

Доминирует один из видов двигательной деятельности

4.

Репетиционное

Осуществляется «прогон» подготавливаемого к выступлению двигательного материала

5.

Тематическое

Занятие посвящено конкретной теме

6.

Коллективное

Коллективное составление двигательной деятельности

7.

Занятие-творчество

Самостоятельное составление композиций

8.

Занятие-сказка

Двигательное развитие детей в рамках различных видов двигательной деятельности, объединенных сюжетом хорошо знакомой им сказки

9.

Занятие-конкурс

Дошкольники участвуют в конкурсах

10.

Образно-игровое

На протяжении всего занятия разные движения имеют разные образы, или один и тот же образ воплощается в разных движениях

11.

Предметно-образное

Выполнение разнообразных движений, упражнений с одним и тем же предметом или использование однотипных предметов для организации разнообразной двигательной деятельности

Типы занятий по детскому фитнесу

Типы

Задачи занятия

Особенности организации

Обучающий

Освоение отдельных элементов и соединений. Решение задач физического развития, воспитание музыкальности, выразительности

Использование раздельного метода проведения упражнений с многократным повторением и их расчленением соединений на отдельные компоненты, выполнение ряда  подготовительных упражнений, подводивших к «генеральному» движению.

Тренировочный

Подготовка организма  к предстоящей работе; сохранение спортивного мастерства

Занятие можно применять вместо вольных упражнений или как отдельный вид тренировочного занятия. В последнем варианте подбор и дозировка упражнений направлены на решение  задач специально-двигательной подготовки, совершенствования выразительности, музыкальности, пластики движений. Более узконаправленно; количество упражнений сокращается. Упражнения проводятся серийно-поточным методом.

Контрольное

Подведение итогов освоения серии элементов оздоровительной гимнастики

Возможно проведение занятия в виде приема нормативов, включая элементы хореографии. Наблюдения за проявлениями творческих способностей.

Разминочное

Разогрев организма перед выступлением в конкурсных программах

В занятие включается  привычные, индивидуально подобранные упражнения, которые по мере усвоения дети выполняют самостоятельно (индивидуальная разминка). Предполагается снятие излишней психологической напряженности.

Показательное

Демонстрация навыков и умений

Участвует группа в виде  шоу-программы. Нет необходимости выдерживать «физиологическую кривую», т.к. дети перед выступлением проделывают обычную индивидуальную разминку. Главное – зрелищность, которая определяется оригинальностью подобранных упражнений, сменой темпа, характера движений, согласованностью движений с индивидуальным мастерством.

На самостоятельное творчество

Умение создать гимнастическую фигуру, двигательную композицию, изменить движения, передача особенностей персонажа

Дети индивидуально или объединяясь в группы, демонстрируют творческие способности.

Соотношение и использование методов на разных этапах обучения

Методы работы с детьми выбираются в зависимости от поставленных задач, возрастных особенностей детей, их подготовленности, сложности и характера упражнений, а также на разных этапах обучения.

На первом этапе обучения проводится первоначальное разучивание упражнения, чтобы создать у детей правильное представление о движении в целом. С этой целью используются показ, объяснение и практическое опробование. У детей образуется связь между зрительным образом, словами, обозначающими технику, и мышечными ощущениями.

На втором этапе углубленного разучивания движения большее место занимают имитация, зрительные, слуховые ориентиры. Словесные методы используются в виде коротких указаний.

Хороший эффект при отработке отдельных элементов техники дают упражнения, выполняемые без контроля зрения, на основе мышечных ощущений.

Задача третьего этапа – закрепление навыка и совершенствование техники его, а также выработка умения применять изученное движение в различных условиях. При этом упражнения проводят в игровой и соревновательной формах; преобразовывание движений, составление двигательных композиций.

Технологические основы построения занятий по детскому фитнесу

Общие требования к занятию

  1. Занятия проводятся систематично, согласно расписанию: имеют учебную цель и частные задачи (оздоровительную, обучающую, техническую, воспитательную).
  2. К каждому занятию подбирается мотивация, сюжет, комплекс упражнений, методы обучения; устанавливается дифференцированная норма нагрузки, состояния здоровья детей, уровня их физической подготовленности, особенностей психических и личностных свойств.
  3. Подбор двигательного материала осуществляется с учетом анатомического и физиологического принципов подбора упражнений; с учетом типического и индивидуального в личности ребенка.
  4. В ходе занятия сочетаются групповая, коллективная и индивидуальная форма учебно-воспитательной работы педагога с занимающимися, организуется взаимопомощь, обеспечивается безопасность выполнения упражнений.
  5. При планировании занятий соблюдается принцип постепенности развивающе-тренирующих воздействий на основе учета индивидуальных особенностей, способностей и физической подготовленности; принцип очарование предметом, окружающей действительности и т.д.; принцип соединение, объединение – наличие общих истоков единства в выборе средств и методов воздействия на ребенка; принцип творческой направленности (самостоятельное создание ребенком новых движений, основанных на использовании его двигательного опыта и наличия мотива, побуждающего к творческой деятельности).

Основные принципы организации занятий по детскому фитнесу

  1. Принцип научности предполагает построение занятий в соответствии с закономерностями социализиции, психического и физического развития.
  2. Принцип систематичности обуславливает необходимость последовательности, преемственности и регулярности при формировании у детей знаний, двигательных умений, навыков, адекватных особенностях их развития в период дошкольного возраста. Он заключается в непрерывности, планомерности использования средств, во всех возможных формах их проявления в течение всего курса занятий.
  3. Принцип постепенности определяет необходимость построения занятий физическими упражнениями в соответствии с правилами: «от известного к неизвестному», «от простого к сложному».
  4. Принцип индивидуальности предполагает такое построение процесса занятий по детскому фитнесу и использование его средств, методов и организационных форм, при которых осуществляется индивидуальный подход к детям разного возраста, пола, двигательной подготовки и физического развития, где создаются условия для наибольшего развития двигательных способностей и укрепления здоровья занимающихся. При индивидуальном подходе обязательно учитываются физиологическая и психическая стороны развития ребенка.
  5. Принцип доступности означает, что изучаемый материал должен быть легким, гарантирующим свободу в учении и одновременно трудным, чтобы стимулировать мобилизацию сил занимающихся. Умелое соблюдение принципа доступности – залог оздоровительного эффекта физического воспитания.
  6. Принцип учета возрастного развития движений предусматривает степень развития основных движений у ребенка, его двигательных навыков.
  7. Принцип чередования нагрузки важен для предупреждения утомления детей и для оздоровительного эффекта от выполнения физических упражнений. Обеспечение чередования нагрузки и отдыха.
  8. Принцип наглядности один из главных общеметодических принципов при работе с детьми дошкольного возраста. Наглядность играет важную роль в обучении движениям и является неотъемлемым условием совершенствования двигательной деятельности. Процессы занятий строятся с широким использованием всех видов наглядности: зрительной, звуковой и двигательной.
  9. Принцип сознательности и активности предполагает формирование у детей устойчивого интереса к освоению новых движений, привитие навыков самоконтроля и самокоррекции действий в процессе занятий, развитие сознательности, инициативы и творчества.

Основные виды детского фитнеса

С элементами художественной гимнастики – способствовать обогащению детей знаниями и двигательным опытом в области художественной гимнастики. Выполнение упражнений  без предмета и с предметами (мяч, скакалка, обруч, лента) под музыку.

С элементами акробатики – система физических упражнений, связанных в вращением и балансированием, выполняемых индивидуально и группами (группировки, перекаты, равновесия и другие).

С элементами ритмической гимнастки – одна из разновидностей оздоровительных видов гимнастики. Ее содержанием являются разнообразные, простые по технике исполнения физические упражнения (общеразвивающие, танцевальные и др.). Они выполняются поточным способом под эмоционально-ритмическую музыку. Представляет собой образно-танцевальные композиции, каждая из которых имеет целевую направленность, сюжетный характер и завершённость.  

Игрового стретчинг – это комплекс упражнений для растягивания определенных мышц, связок и сухожилий, проводимые с детьми в игровой форме в виде сюжетно-ролевой или тематической игры. Дети выполняют образно-подражательные движения под спокойную музыку.  

Степ-аэробика – выполнение упражнений на специальной платформе под музыку.

Фитбол-аэробика – гимнастика на больших мячах.

Структура и задачи занятия по детскому фитнесу

Части занятия

Построение занятий по детскому фитнесу

Построение занятия определяется условиями:

  •  Соразмерностью отдельных частей занятия;
  •  Подбором упражнений и последовательностью выполнения;
  •  Чередованием нагрузки и отдыха;
  •  Составлением учебных комбинаций на занятии.

В зависимости от педагогических задач длительность и соразмерность частей занятия может меняться. В среднем основная часть занятия составляет около 80% общего времени. Если занятие проводится в начале тренировочного занятия, то подготовительная часть займет около 10% времени всего занятия, а значительная  5-10%

Необходимо помнить, что различные упражнения в зависимости от их координационной сложности, выразительного аспекта представляет разную психологическую трудность для  занимающихся. Поэтому координационно и выразительно сложные движения, требующие внимания и сосредоточенности, должны сменяться более простыми. Рекомендуется сначала применять движения несложные по своей структуре, не вызывающие особого напряжения и внимания, памяти, постепенно повышая физическую трудность выполнения. Затем можно переходить к более сложным движениям, которые требуют большей степени внимания и затраты физической силы, применять  упражнения наиболее сложные в координационном отношении, но позволяющие уменьшить физическую нагрузку.

Важное место в построении занятия занимает методика составления композиций (комбинированных заданий), т.е.  различных соединений из движений классического и народного танцев, прыжков, равновесии, поворотов, акробатических элементов и т.п. Существуют определенные закономерности, которые необходимо учитывать:

  1. Возраст и возможности занимающихся, этап подготовки.
  2. Логическую связь движений, а именно: - положение тела в конце каждого движения должно служить исходным положением для выполнения последующего; - все компоненты комбинаций должны помимо самостоятельного занятия иметь дополнительное (функцию связи)
  3. Оптимальную трудность композиции. Не следует недооценивать или переоценивать возможности детей.
  4. Элемент новизны и разнообразия. Нужно органично сочетать хорошо  знакомые движения с  недавно освоенными, не увлекаясь при этом чрезмерным их разнообразием.

 Методические рекомендации по детскому фитнесу

  1. В процессе обучения дошкольников элементам оздоровительной гимнастики, каждый ребенок выполняет упражнения в меру своих физических возможностей, без посторонней помощи и при систематичности, наглядности и использовании нетрадиционных методов, повышает свои возможности.
  2. Задача инструктора по физическому воспитанию – заинтересовать, активизировать и поощрять детей. (Музыкальное сопровождение должно быть подобрано по принципу доступности восприятия, соответствия темпа движения и ритма музыки, что облегчает работу с детьми и выполнения ими любых упражнений)
  3. Переносить упражнения в двигательные композиции только после полного освоения техники того или иного упражнения, приобретения ребенком умения сохранять позу и равновесие.
  4. Обучение упражнениям осуществлять при индивидуальной работе над движением, чтобы помочь каждому ребенку.
  5. Обязательно учитывать пол ребенка, его физические и психические особенности, физическую подготовленность.

Подбор музыкального сопровождения на занятиях

Музыка и движения органически связаны между собой содержанием и формой. Использование музыки на занятиях по детскому фитнесу является средством повышения эффективности физических упражнений, способствует яркой эмоциональной насыщенности занятия, создает ощущение психологической комфортности.

Музыкальное сопровождение – это дополнительный фактор, положительно влияющий на состояние здоровья детей, на физическое развитие в целом и на совершенствование двигательных функций. С помощью музыки на занятиях можно ускорить процессы закрепления двигательных навыков, улучшить технику движения, стимулировать мышечную активность и проявление волевых качеств.

Поэтому необходимо тщательно осуществлять подбор музыкального сопровождения для использования на занятиях:

  • Использование музыкального сопровождения, соответствующего уровня развития детей и решаемым на занятии задачам, в рациональном сочетании с другими методами и приемами. Объем произведений должен быть невелик, содержание понятным, образовательным, доступным. Текст песен должен соответствовать возрастным особенностям детей, и к степени сложности выполняемого задания, чтобы вербальная информация не отвлекала и не мешала двигательному действию ребенка. Должно быть осуществление подбора произведений разных жанров, стилей, форм, характера. Важно, чтобы музыкальное произведение было с красивой, легко запоминающейся мелодией, простым по содержанию, с ярко выраженным ритмическим рисунком, с доступным пониманию ребенком музыкальным образом и отвечало его интересам и привязанностям.
  • Упражнения и музыкальные произведения выстраивают по принципу «от простого к сложному», с учетом уровня восприятия музыки ребенком определенного возраста и развития музыкально-ритмических навыков, навыков выразительного движения. Постепенное усложнение музыкально-двигательного материала развивает способность воспринимать музыку с развернутым содержанием и в более спокойной форме. Сложная и непонятная при первом знакомстве музыка, становится доступной, если обратить внимание на основные жанровые эпизоды – песня, танец, вальс, марш.
  • Необходимо многократное повторение движения и музыки, которые помогают успешному освоению движениям, т.к. мелодия запоминается в сочетании с упражнением и подсказывает не только характер выполнения, но и последовательность элементов движения. Следует помнить, что ребенок более точно и выразительно двигается под знакомую или легко узнаваемую музыку, поэтому репертуар периодически необходимо менять. Длительность звучания музыки на занятиях увеличивается постепенно. Вначале музыкальные включения непродолжительны; далее музыкальная программа расширяется и может звучать непрерывно с небольшими паузами. При использовании музыкальных произведений необходимо учитывать щадящий режим звуковой нагрузки.

Создание предметно-развивающей среды

Создание предметно-развивающей среды должно способствовать приобщению детей к достижениям в области физической культуры, обогащению двигательного опыта каждого ребенка, расширению функциональных возможностей организма, целостному развитию личности.

Правильный подбор оборудования, прежде всего, должен содействовать освоению ребенком специальных упражнений, развитию двигательного творчества.

Оборудование и инвентарь:

  • Степ-платформы;
  • Ленты, обручи, скакалки, мячи;
  • Хоппы, фитбол;
  • Коврики гимнастические;
  • Гимнастические маты;
  • Видео-аудио фонотека;
  • Музыкальный центр.

Перспективно-тематический план по детскому фитнесу

В перспективно-тематическом плане раскрыты условия реализации основных направлений детского фитнеса, а именно: подготовка и обновление предметно-развивающей образовательной среды, диагностика, содержание подготовительного и основного разделов проекта.

п/п

Содержание

Время проведения

1

Подготовительный этап

  • Подготовка и обновление предметно-развивающей образовательной среды
  • Подготовка инвентаря
  • Аудиотека
  • Подготовка физкультурного зала к занятиям

Сентябрь

2

Диагностика

  • Изучение исходных данных состояния здоровья (формирование опорно-двигательного аппарата; определение уровня физической подготовленности, уровня развития творческих способностей детей)
  • Тестирование

Сентябрь, май

3

Начальная подготовка:

  • Строевые общеразвивающие упражнения
  • Упражнения ритмической гимнастики (танцевальной и игровой формы)
  • Специальные упражнения на согласование движения с музыкой

В течение учебного года (по плану занятий)

4

Основные разделы:

  • Элементы художественной гимнастики (техника выполнения упражнений с лентой, мячом, обручем, скакалкой)
  • Элементы акробатики (техника)
  • Ритмическая гимнастика
  • Степ-аэробика
  • Игровой стретчинг
  • Фитбол-аэробика
  • Комбинации упражнений с предметами (без них) под музыку

В течение учебного года (по плану занятий)

5

Спортивные мероприятия:

  • Участие в праздниках и открытых мероприятиях
  • Показательные выступления для родителей воспитанников

В течение года

(согласно плану мероприятий детского сада)

Взаимодействия с семьей

Для того чтобы заинтересовать родителей перспективами нового направления в развитии физической подготовленности дошкольников, вовлечь их в жизнь детского сада, нами были разработаны основные положения.

Основные положения

  1. Единство достижения цели и задач воспитания физически подготовленного ребенка. Ознакомление семьи с основным содержанием, методами и приемами работы по детскому фитнесу.
  2. Систематичность и последовательность работы (в соответствии с конкретным планом).
  3.  Индивидуальный подход к каждому ребенку и к каждой семье на основе учета их интересов и способностей.
  4. Взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей на основе доброжелательной критики и самокритики. Укрепление авторитета педагога в семье, а родителей – в детском саду.

Этапы установления доверительно-деловых контактов с родителями

Первый этап –  знакомство с родителями, установление с  ними доверительных отношений  (формы работы: День открытых дверей)

Второй этап –  знакомство с семьей, с ее спортивными интересами                           (формы работы: анкетирование)

Третий этап –  формирование установки на сотрудничество (формы работы: консультации индивидуальные и групповые, открытые занятия)

Четвертый этап – организация открытых мероприятий; родителям предлагаются не только занятия по детскому фитнесу, но и осуществление практической подготовки по вопросам развития гимнастических способностей ребенка (формы работы: совместная спортивная деятельность с детьми и родителями – занятия, праздники, конкурсы, домашние задания).

Пятый этап – разделение родителей на условные группы.

1 группа – родители, которые недооценивают значение физического воспитания детей, не уделяют должного внимания этому вопросу. В этом случае необходима индивидуальная работа с родителями.

2 группа – родители, разделяющие взгляды на развитие у детей спортивных способностей, но им не хватает знаний и опыта, они испытывают дефицит свободного времени и полагаются на работу детского сада.

3 группа – родители, которые с удовольствием занимаются с детьми физкультурой, стремятся развить спортивные способности ребенка, занимают активную позицию в жизни детского сада. Их опыт можно использовать в работе с другими группами родителей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выставка художественного творчества детей "Спорт глазами детей"

В марте в нашем детском саду прошла выставка детских работ «Спорт глазами детей». Цель данной выставки -  привлечение внимания детей к здоровому образу жизни, утверждение в сознан...

Программа "Гимнастика - радость, творчество, спорт!"

Тезисы Привлечь детей к занятиям физической культурой и спортом, развить интерес к данному виду деятельности и как следствие воспитать физически полноценное, здоровое подрастающее поколение...

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «СПОРТ – ЭТО ЗДОРОВЬЕ» для детей подготовительной к школе группы («Познание», «Коммуникация», «Физическая культура», «Здоровье», «Художественное творчество», « Музыка»)

Программное содержание:- формирование у детей осознанного отношения к своему здоровью и потребности к здоровому образу жизни;- накопление и обогащение знаний детей об Олимпиаде;- совершенствоват...

Развлечение совместно с родителями для старшего дошкольного возраста посвящённый фестивалю «Здоровье, спорт, творчество».

Развлечение совместно с родителями для старшего дошкольного возраста в виде игры " Счастливый случай". Для проведения викторины используется видеопроектор для воспроизведения презентации с заданиями. ...

Конспект физкультурного занятия Тема: «Весёлый фитнес» средняя группа «Светлячок» ( итоговое мероприятие в рамках локальной инновационной площадки «Детский фитнес-радость, творчество и спорт») Приказ № 88 от 25 апреля 2021 года

Конспект физкультурного занятияТема: «Весёлый фитнес» средняя группа «Светлячок»( итоговое мероприятие в рамках локальной инновационной площадки «Детский фитнес...

Конспект физкультурного занятия Фитбол – гимнастики по мотивам русской народной сказки «Теремок» подготовительная группа мероприятие в рамках локальной инновационной площадки«Детский фитнес-радость, творчество и спорт!»(Приказ № 723 от 15 ноября 2022 г)

Конспектфизкультурного занятияФитбол – гимнастики по мотивам русской народной сказки «Теремок»подготовительная группа «Светлячок»мероприятие в рамках локальной иннов...