МОДЕЛЬ СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНИКОВ.
консультация на тему

Пищаева Наталья Витальевна

Охрана и укрепление здоровья детей, формирование привычки к здоровому образу жизни были и ос­таются первостепенной задачей детских садов. В связи с этим необходимо организовать разностороннюю дея­тельность, направленную на сохра­нение здоровья детей, реализовать комплекс воспитательно-образова- тельных, оздоровительных и лечебно-профилактических мероприя­тий по разным возрастным ступе­ням.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon model_sohraneniya_zdorovya_dosh.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей.

МОДЕЛЬ СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНИКОВ.

Охрана и укрепление здоровья детей, формирование привычки к здоровому образу жизни были и остаются первостепенной задачей детских садов. В связи с этим необходимо организовать разностороннюю деятельность, направленную на сохранение здоровья детей, реализовать комплекс воспитательно-образова- тельных, оздоровительных и лечебно-профилактических мероприятий по разным возрастным ступеням.

Модель сохранения здоровья детей содержит пять блоков.

  • Здравотворчество.
  • Сотрудничество.
  • Педагогическая поддержка.
  • Взаимодействие.
  • Преемственность.

Реализация модели формирования здоровья детей обеспечивается:

  • направленностью воспитательно-образовательного процесса на физическое развитие дошкольников и их валеологическое образование;
  • комплексом оздоровительных мероприятий в режиме дня в зависимости от времени года;
  • созданными оптимальными педагогическими условиями пребывания детей в ДОУ;
  • формированием подходов к взаимодействию с семьей и развитием социального партнерства. Здоровьесберегающее направление предполагает формирование у дошкольников осмысленного отношения к здоровью как важной жизненной ценности, реализацию комплекса здоровьесберегающих технологий в ходе воспитательно- образовательного процесса, создание психолого-педагогических условий развития двигательной сферы и здоровья детей на основе их творческой активности.

Данный подход предусматривает мониторинг динамики соматического здоровья и его коррекцию, которая ориентируется на зону ближайшего развития ребенка и направлена на повышение адаптивного потенциала ребенка с помощью немедикаментозных средств и изменений условий среды.

Планомерное сохранение и развитие здоровья в условиях ДОУ осуществляется по нескольким направлениям.

  • Лечебно-профилактическое (фито-, витамино-, аэрофито-, аэро- ионо-, фитонцидотерапия; прием настоек и отваров растений-адап- тогенов в соответствии с комплексным планом оздоровления и лечебно-профилактических мероприятий для детей).
  • Обеспечение психологической безопасности личности ребенка (психологически комфортная организация режимных моментов, оптимальный двигательный режим, правильное распределение физических и интеллектуальных нагрузок, доброжелательный стиль общения взрослого с детьми, использование приемов релаксации в режиме дня, применение необходимых средств и методов: элементы аутотренинга и релаксации, психогимнастика, элементы артте- рапии, музыко-, сказко-, смехотера- пии, фитодизайн).

3 Оздоровительная направленность воспитательно-образовательного процесса  (учет гигиенических требований к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения, создание условий для оздоровительных режимов, валеологизация образовательного пространства для детей, бережное отношение к нервной системе ребенка: учет его индивидуальных особенностей и интересов; предоставление свободы выбора и волеизъявления, создание условий для самореализации; ориентация на зону ближайшего развития ребенка и т.п.).

4. Формирование валеологической культуры ребенка, основ валеологического сознания (знания о здоровье, умения сберегать, поддерживать и сохранять его, формирование осознанного отношения к здоровью и жизни).

Этапы работы

1. Анализ исходного состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности дошкольников, их валеологических умений и навыков, а также здоровьесберегающей среды ДОУ.

Медицинский персонал ДОУ должен производит регулярный осмотр детей, определять уровень психомоторного развития, группы ЧБД, а также детей с хроническими заболеваниями. Специалисты детской поликлиники выявляют различные функциональные нарушения у детей. Педагогами и специалистами дошкольного учреждения (валеологом, инструктором по физической культуре) осуществляется диагностирование общей физической подготовленности детей и их валеологических умений и навыков.

Педагоги заполняют листы здоровья и диагностические карты состояния физического и двигательного развития детей. Это позволяет учесть индивидуальные особенности каждого воспитанника и обеспечить его психофизическое развитие.

Комплексная диагностика позволяет спроектировать индивидуальный маршрут развития ребенка, содействующий сохранению и формированию здоровья.

2. Организация здоровьесберегающего образовательного пространства в ДОУ.

Использование в режиме дня:

- отдельных форм работы по сохранению и укреплению здоровья для   разных категорий детей;

-различных оздоровительных режимов (для группы ЧБД; ослабленных после перенесенного заболевания; имеющих ту или иную патологию; для детей с хроническими заболеваниями; на время каникул; в летний период);

- комплекса закаливающих мероприятий (воздушное закаливание, хождение по «дорожкам здоровья», рефлексотерапия, профилактика плоскостопия, хождение босиком; водное закаливание, обширное умывание, «топтание» в тазах, полоскание горла и рта, максимальное пребывание детей на свежем воздухе);

- физкультурных занятий всех типов;

- оптимального двигательного режима. Кромe традиционной двигательной деятельности детей (утренняя и бодрящая гимнастики, физкультурные занятия, проведение подвижных игр, прогулки, музыкально-ритмические занятия, самостоятельная двигательная деятельность) необходимо включать  в воспитательно-образовательный процесс технологии оздоровления и профилактики:

а)использование        зрительных тренажеров Базарного;

б)пятиминутки        здоровья;

в)        двигательные переменки между занятиями;

г)        походы, мини-туризм;

д)        оздоровительный бег;

е)проведение        дней здоровья (каждую пятницу);

ж)        проведение недели здоровья  (каникулярное время);

з)        физкультурно-спортивные праздники в зале и на улице;

-образовательных ситуаций, способствующих формированию у дошкольников осознанного отношения к собственному здоровью и основ безопасности жизнедеятельности. Проведение мероприятий по формированию у детей навыков безопасного поведения:

а)        по профилактике травматизма среди воспитанников;

в)        обеспечению безопасного пребывания детей на льду;

г) противопожарной безопасности;

д)безопасности при возникновении чрезвычайной ситуации;

е)действиям для заблудившихся в лесу, парке, на окраине города.

 

Детей необходимо научить приемам расслабления, аутотренинга, самомассажа, оказанию элементарной медицинской помощи, дать  знания о полезных и вредных растениях и т.п.

3. Взаимодействие ДОУ с семьей и социальными институтами детства по вопросам охраны и укрепления здоровья детей.

На информационных стендах для родителей в каждой возрастной группе необходимо освещать вопросы оздоровления без лекарств, такие как «Растим детей здоровыми», «Узелки на память» и т.п. Родителям предлагать рецепты витаминных чаев, бальзамов, коктейлей для приготовления и использования в домашних условиях; способы обогащения домашнего питания витаминами, добавками; употребление соков, ягод, фруктов; применение фито- и аэрофитотерапии дома; предлагать комплексы упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, органов зрения, пальчиковые игры.

Родители привлекаются к участию в экологических акциях, в физкультурно-массовых мероприятиях дошкольного учреждения.

В период развития социального партнерства нашего дошкольного учреждения с учреждениями культуры и досуга, здравоохранения, физической культуры и спорта у нас сложилась определенная система организации совместной деятельности со следующими учреждениями:

- МБДОУ «Средняя общеобразователная школа №15»;

- МОУ ДОД «ДЮСШ по хоккею с шайбой «Мотор»;

- «Музей истории г. Заволжья»;

- МБДОУ «Центр детского творчества»;

- Детская библиотека им. Маршака;

- Детская городская поликлиника.

Дошкольное учреждение выступает в роли заказчика, а вышеперечисленные организации — исполнителей. Заключаются договоры о совместной деятельности, составляются планы совместной работы, оговариваются сроки, формы и тематика занятий с детьми. Активно взаимодействуя с различными социальными институтами детства, мы привлекаем к работе с детьми нашего дошкольного учреждения дополнительных квалифицированных специалистов с целью повышения качества образовательных и физкультурно-оздоровительных услуг.

4. Конечные результаты:

-формирование нормативно

-правовой базы по вопросам оздоровления дошкольников;

-внедрение научно-методических подходов к организации работы по сохранению здоровья детей, к созданию здоровьесберегающего образовательного пространства в ДОУ и семье;

-формирование у дошкольников основ валеологического сознания, потребности заботиться о своем здоровье;

-обеспечение программного уровня развития движений и двигательных способностей детей;

-улучшение соматических показателей здоровья дошкольников.

Заместитель заведующего по ВМР:

Н.В. Сулейманова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Меры по сохранению здоровья дошкольников»

Из опыта работы дошкольного отделения школы 1,2....

Родительское собрание в старшей группе на тему: "Укрепление и сохранение здоровья дошкольников"

Большое значение в своей работе мы уделяем здоровью детей.Очень важно не только сохранить ,но и укрепить здоровье наших дошколят,прививать им основы здорового образа жизни....

Пути и способы укрепления и сохранения здоровья дошкольников на музыкальных занятиях

В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Формирование здорового образа жизни должно начинатьс...

Предметно - развивающая среда как фактор сохранения здоровья дошкольника.

Здоровье человека – тема достаточно актуальная для всех времен и народов, а в 21 веке она становится первостепенной. Здоровье ребенка, его социально – психологическая адаптация, нормальный рост и разв...

Модель сохранения здоровья дошкольников

Повышение профессиональной компетентности педагогов по вопросу формирования здоровьесберегающих технологий...

Игра и здоровье: опыт работы по сохранению здоровья дошкольников.

laquo;Здоровье – это не всё, но всё без здоровья – ничто»СократЗдоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней...

ВЫСТУПЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ «ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ И ЗАКАЛИВАЮЩИЕ ПРОЦЕДУРЫ – ОСНОВНЫЕ УСЛОВИЯ СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНИКОВ. НА ТЕМУ: «ТЕХНОЛОГИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДЛЯ СОХРАНЕНИЯ ИХ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ»

   Всё лучшее, что есть на земле, взрослые стремятся отдать детям. Нам очень хочется видеть своих детей здоровыми, гармонично развитыми, активными и творческими личностями. Эти качест...