Развитие двигательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством фитбола
статья (старшая группа) на тему

Нагих Ирина Владимировна

 

Данная статья посвящена основе нового направления оздоровительной аэробики, которая служит  развитию силы, гибкости, выносливости, координации движений  детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ohrana_i_ukreplenie_zdorovya_detey.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие двигательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством фитбола.

Данная статья посвящена основе нового направления оздоровительной аэробики, которая служит  развитию силы, гибкости, выносливости, координации движений  детей.

С древнейших времен в культуре любого народа мяч служил предметом для игр и развлечений. Практически каждый ребенок с раннего возраста знаком с ним. Выбор мячей в настоящее время достаточно широк: по размеру, цвету, качеству и назначению. Сравнительно недавно появились мячи - фитболы (от англ. Fitball; fit - оздоровление, ball- мяч) - это большой мяч диаметром от 45см - 70см.

Использование фитболов в ДОУ позволяют решать многие оздоровительные задачи. Фитбол является основой нового направления оздоровительной аэробики и служит эффективным средством развития силы, гибкости, выносливости, координации движений и др.

В настоящее время многие дети уже в дошкольном возрасте имеют проблемы с опорно-двигательным аппаратом. Большинство этих детей малоподвижные или, наоборот, сверхактивные. Они отличаются неустойчивой психикой и неразвитыми процессами саморегуляции. Часто болеют, имеют низкий уровень физического развития и, как следствие, слабый мышечно-связочный аппарат.

Программа занятий на фитболах  уникальна по своему воздействию на организм. Главная цель упражнений - укрепление опорнодвигательного аппарата, создание мышечного корсета, улучшение подвижности в суставах, развитие двигательных способностей (силы, гибкости, быстроты, выносливости, координации движений), создание оптимальных условий для развития интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы ребенка. Оздоровительный эффект обусловлен целым рядом биомеханических факторов. Это и санкционирование мышц и систем организма, обеспечивающих поддержание позы и сохранения равновесия при выполнении упражнений на мяче, и низкочастотные колебательные движения, вызывающие формирование положительных адаптационных сдвигов.

Выполнение упражнений на мяче имеет одну особенность: необходимость постоянно удерживать равновесие, которая способствует длительному поддержанию мышечного тонуса, особенно мышц спины. Это имеет большое значение для формирования правильной осанки и закрепления навыка правильной позы сидения.

При выполнении физических упражнений на мячах одновременно включаются двигательный, вестибулярный, зрительный и тактильный анализаторы, что усиливает положительный эффект от занятий.

Занятия на фитболах в ДОУ начинаются со старшей группы, проводится 2 занятия в неделю (8 занятий в месяц). Два раза в год проводится диагностика (сентябрь, май).

Программа реализуется за рамками основной образовательной деятельности МБДОУ  в работе кружка физкультурно-оздоровительной направленности .

Цель программы:

Развитие двигательных способностей (силы, гибкости, быстроты, выносливости, координации движений) детей старшего дошкольного возраста посредством фитбола.

Задачи:

  • Развивать силу мышц, поддерживающих правильную осанку.
  • Развивать гибкость.
  • Развивать быстроту и выносливость,
  • Развивать координацию движений.
  • Развивать интерес к занятиям фитболом и потребность в самостоятельных физических упражнениях и играх с ним.

Методы и приемы обучения:

Наглядные:

  • наглядно - зрительные приемы (показ техники выполнения физических упражнений, использование наглядных пособий и физоборудования);
  • тактильно - мышечные приемы (непосредственная помощь инструктора).

Словесные:

  • объяснения, пояснения, указания;
  • подача команд, распоряжений, сигналов;
  • вопросы к детям и поиск ответов;
  • словесная инструкция.
  • слушание музыкальных произведений.

Практические:

  • выполнение и повторение упражнений без изменения и с изменениями;
  • выполнение упражнений в игровой форме;
  • выполнение упражнений в соревновательной форме;
  • самостоятельное выполнение упражнений на фитболах.

Дополнительная образовательная программа по обучению фитбол-гимнастике, разработана на основании программы Е.Г.Сайкиной, С.В.Кузьминой - Фитбол-аэробика для детей «Танцы на мячах», методических рекомендаций С.В.Кузьминой «Комплексное воздействие упражнений фитбол - аэробики на развитие физических способностей детей», которые предусматривают новые подходы к содержанию физкультурных занятий, способствующих повышению уровня здоровья дошкольников.

Содержание педагогической работы по освоению детьми программы.

1  этап. Этап начального обучения упражнениям.

 а)        Дать представления о форме и физических свойствах фитбола.

б)        Обучить правильной посадке на фитболе.

в)    Создать предварительное представление об упражнении.

г)   Учить базовым положениям при выполнении упражнений

Организационно-методические указания.

Структура занятий на этом этапе включает в себя традиционную разминку с различными видами ходьбы, бега упражнениями для рук, туловища, ног, комплексы ритмической гимнастики, 5-6 упражнений с фитболом, игровые упражнения в виде эстафет, упражнения на растягивание и расслабление мышц без фитбола. Темп и продолжительность упражнений индивидуальны.

2 этап.  Этап углубленного разучивания упражнений.

а)   Уточнять и совершенствовать технику выполнения упражнений.

б)        Научить сохранению правильной осанки при выполнении упражнений

в)        Научить выполнению упражнений в расслаблении мышц на фитболе.

Организационно-методические указания.

Основная задача этапа сводится к уточнению двигательных действий, пониманию закономерностей движения, совершенствованию ритма, свободного и слитного выполнения упражнения. Структура занятий сохраняется, но увеличивается объем упражнений на фитболе. Можно использовать музыкально-ритмические композиции с различными перерастаниями.

3 этап. Этап закрепления и совершенствования упражнений.

а)        Совершенствование техники выполнения упражнений

б)        Формирование  способности целесообразно применять двигательные действия в реальных условиях практической деятельности

в) Создание условий для формирования движений более высокого уровня, выполнение которых можно использовать в комбинации с другими упражнениями, в разных построениях, под более быструю музыку

Организационно-методические указания.

Применяется весь комплекс методов предыдущего этапа обучения, однако ведущую роль приобретают методы повторного и вариативного выполнения упражнений, а также соревновательный и игровой.

Средства фитбол - гимнастики для детей:

  • Гимнастические упражнения (Строевые, общеразвивающие и др.)
  • Основные упражнения аэробики (шаги, связки, блоки).
  • Танцевальные упражнения (элементы ритмики).
  • Профилактико-коррегирующие        упражнения (упражнения, направленные на профилактику плоскостопия, нарушений осанки).
  • Подвижные игры и эстафеты.
  • Креативные игры и упражнения
  • Упражнения из других видов оздоровительной физической культуры.

Ожидаемые результаты: 

У воспитанников развиты:

  • сила мышц, поддерживающих правильную осанку;
  • гибкость;
  • быстрота и выносливость;
  • координация движений;
  • интерес к занятиям фитболом и потребность в самостоятельных физических упражнениях и играх с ним.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие двигательного творчества детей старшего дошкольного возраста посредством использования сюжетных подвижных игр.

Детское двигательное творчество – это первоначальная ступень в развитии зрелой творческой деятельности. Оно развивается поэтапно при определённых педагогических условиях и является гарант...

Развитие двигательного творчества детей старшего дошкольного возраста посредством метода проектирования

Направление деятельности проекта: выявить условия эффективного развития двигательного творчества детей старшего дошкольного возраста в подвижных играх....

Развитие двигательных способностей детей старшего дошкольного возраста

Формирование двигательных способностей детей старшего дошкольного возраста, происходит в соответствии с законом роста и развития детского организма.Для детей старшего дошкольного возраста основными фа...

Развитие двигательных способностей детей старшего дошкольного возраста средствами фитнес-технологий.

В статье представлена технология развития двигательных способностей детей старшего дошкольного возраста средствами фитнес-технологий. Экспериментально доказана ее эффективность....

Доклад "Развитие двигательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством координационной лестницы"

laquo;Развитие двигательной активности у детей старшего дошкольного возраста посредством координационной лестницы» Слайд 1.    Тема презентации: «Развитие двигательной...