Подвижные игры для детей раннего возраста
картотека (младшая группа) по теме

Свитунова Анастасия Михайловна

Подвижные игры для младших дошкольников являются жизненной потребностью. Играя, ребенок упражняется в различных действиях. Подвижные игры могут быть использованны для закрепления и совершенствования основных движения, таких как бег, ходьба, прыжки, лазание, бросание, ловля и т.д.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Подвижные игры для детей раннего возраста


Медведь и дети 


Задачи:

Учить бегать в одном направлении, действовать в соответствии со словами взрослого; вызывать удовольствие от совместных действий; поощрять самостоятельность детей.

Содержание игры:

 Роль медведя исполняет помощник воспитателя или ребенок старшей группы. Дети размещаются на одном конце групповой комнаты или участка. Воспитатель произносит слова:

Мишка по лесу гулял,        

Мишка деточек искал,         

Долго, долго он искал,

Сел на травку, задремал.


Медведь ходит по группе и делает вид, что ищет детей. Затем он садится на противоположном конце комнаты на стул и дремлет. Воспитатель говорит:

Стали деточки плясать,        

Стали ножками стучать.     

Мишка, Мишка, вставай,

Наших деток догоняй.

Под эти слова дети бегают по комнате, топают ножками, выполняют движения по своему желанию. Взрослый поощряет их

Поезд

Задачи:

 Учить двигаться в определенном направлении, согласовывать действия с другими детьми; вселять чувство уверенности и спои возможности; побуждать к самостоятельным действиям.

Содержание игры:

Взрослый предлагает нескольким детям встать друг за другом. Дети выполняют роль вагончиков, а взрослый — паровоза. Паровоз дает гудок, и поезд начинает движение: вначале медленно, а затем все быстрее и быстрее. Дети двигают руками в такт словам «чу-чу-чу».

Варианты игры:
1. Роль паровоза выполняет ребенок.

2. Детям предлагают выйти на остановку, где они играют, собирают цветы и т.п.                                                                                   

3. Игра может проводиться под пение следующей песенки:


Вот поезд наш едет,         

Колеса стучат,                 

А в поезде этом                      

Ребята сидят.                      

Чу-чу-чу, чу-чу-чу!           

Бежит паровоз                

Далеко-далеко.

Ребят он повез

Далеко-далеко

Но вот остановка,      

Кто хочет слезать? 

Вставайте, ребята,

Пойдемте гулять!


После этих слов дети разбегаются по группе или участку. По сигналу взрослого они встают друг за другом, изображая вагончики.


Куры и кошка

Задачи:

 Совершенствовать бег; развивать умение подражать, быть внимательным и действовать по сигналу; поощрять самостоятельные действия; вызывать чувство радости от совместных действий.

Содержание игры:

Дети изображают курочек. Роль кошки исполняет помощник воспитателя. Воспитатель уточняет с детьми, как курочки машут крыльями, как они ходят, клюют зернышки. Определяет место, где живут курочки и где они будут прятаться от кошки. Затем воспитатель произносит следующие слова:


Выходите, курочки,        

Собирайте крошки,        

Жучков, паучков

На зеленой дорожке.


Дети-курочки выбегают на середину зала, машут крыльями, летают. Воспитатель продолжает:


Куры крыльями махали:        

Ко-ко-ко, ко-ко-ко!               

Куры клювиком стучали:

Тук-тук-тук, тук-тук-тук!

Дети-курочки присаживаются на корточки и стучат пальцами по полу, произнося: «Тук-тук-тук!»
Вдруг появляется кошка (помощник воспитателя):


Выйду, выйду на дорожку,        

Мяу-мяу-мяу!                           

Там, где куры ищут крошки,

Мяу-мяу-мяу!


Куры громко кричат: «Ко-ко-ко, ко-ко-ко!»  — и убегают в свои домики.


Уточки и собачка


Задачи:

 Совершенствовать ходьбу, бег; побуждать к подражанию; вызывать чувство радости от совместных действий со взрослым и сверстниками.

Материал: Шапочки или нагрудные эмблемы с изображением уточек по количеству играющих детей, шапочка собачки или собачка -игрушка.

Содержание игры:

 Взрослый берет на себя роль утки-мамы, а дети изображают маленьких утят. Утка-мама показывает утятам, где пруд, и предлагает пойти поучиться плавать:


Рано-рано утречком        

Вышла мама-уточка        

Поучить утят.                  

Уж она их учит, учит!

Вы плывите, ути- ути,

Плавно в ряд.

 (А. Барто)


Утка-мама плавно двигается, отводя руки слегка назад, дети-уточки подражают ей. Затем она говорит: «Уточки в пруду плавают, крылышки приглаживают» (гладит руки, бока плавными движениями), хвалит деток-уточек: «Вот молодцы, как хорошо пригладили свои крылышки, кря-кря, кря-кря».

Вдруг с лаем появляется собачка (помощник воспитателя или ребенок старшей группы). Утка-мама говорит:


Ты, собачка, не лай!

Наших уток не пугай!

Утки наши белые

Без того не смелые.

                  (И. Токмакова)


Собачка подбегает к пруду, а утята быстро плывут к утке-маме и прячутся у нее под крыльями. Собачка убегает. Игра повторяется. За тем утка-мама говорит:


Ты, собачка, не лай!

Наших уток не пугай!

Лучше с нами поиграй.


Пойдем к нам в гости, мы тебя угостим чем-нибудь вкусным. (Дети угощают собачку.)


Я люблю свою лошадку

Задачи: 

Учить бегать галопом; развивать внимание, учить действовать по сигналу; развивать воображение, подражание.

Содержание игры: 

Дети имитируют наездников. На слова из стихотворения А. Барто «Я люблю свою лошадку, причешу ей шерстку гладко, гребешком приглажу хвостик...» гладят, причесывают своих лошадок. На слова «И верхом поеду в гости...» скачут галопом (если еще не умеют, то как могут). Взрослый вначале действует с детьми, а они подражают ему. Затем дети действуют самостоятельно, а взрослый поощряет их.


Вороны

Задачи:

 Совершенствовать бег в сочетании с движениями рук; побуждать к подражанию взрослому; учить действовать в соответствии с текстом.

Содержание игры:

Дети изображают ворон, они стоят стайкой и подражают движениям воспитателя, который поет или говорит нараспев:

 

Вот под елочкой зеленой

Скачут весело вороны,

Кар-кар-кар!
(Дети бегают по комнате, размахивая руками, как крыльями, произнося «Кар-кар-кар!».)

 

Целый день они кричали,

Спать ребяткам не давали,

Кар-кар-кар! 
(Продолжают бегать.)

 Только к ночи умолкают

И все вместе засыпают,

Кар-кар-кар!
(Садятся на корточки, ручки под щечку и засыпают, тихо произнося «Кар-кар-кар!».)


Воронята

Задачи:

 Упражнять в беге; развивать внимание, умение подражать; учить действовать в соответствии с текстом; вызывать чувство радости от совместных действий.

Материал: Шапочки или эмблемы с изображением воронят, игрушка-собачка.

Содержание игры:

 Дети изображают воронят. Взрослый показывает, где гнездышки (круги, нарисованные на полу по количеству воронят), в которых живут воронята. Вспоминает с детьми, как кричат воронята, как клюют зернышки. Затем воронята занимают свои гнездышки, а взрослый читает стихи:


Воронята крепко спят,              

Все по гнездышкам сидят,        

А проснутся на заре,

Будут каркать во дворе.


В соответствии с текстом воронята присаживаются на корточки, склоняют головку, закрывают глазки. На последние слова текста они просыпаются и произносят: «Кар-кар-кар!», затем летают по комнате, машут крыльями. Взрослый сопровождает их действия словами:


Полетели, полетели,                        

Воронята полетели,                     

Кар-кар, кар-кар!                        

Вышла Таня на дорожку,             

Воронятам сыплет крошки.  

Воронята прилетали,   

Все до крошки поклевали.  

Тук-тук-тук, тук-тук-туй,

Клювами стучали.    

                 

Воронята-дети присаживаются на корточки и стучат пальчиками об пол, произнося: «Тук-тук-тук!»

Взрослый берет собачку и говорит:                                        


Тузик по двору гулял,

Вороняток испугал:

«Гав-гав, гав-гав!»


Собачка догоняет воронят, а воронята улетают в свои гнездышки.


Солнечные зайчики

Задачи:

Повышать двигательную активность, развивать ловкость; вызывать положительные эмоции от совершаемых действий.

Содержание игры. 

Воспитатель пускает с помощью зеркала солнечных зайчиков и одновременно произносит текст стихотворения А. Бродского:


Скачут побегайчики —            

Солнечные зайчики,                 

Мы зовем их — не идут.          

Были тут — и нет их тут.            

Прыг, прыг по углам,

Были там — и нет их там.

Где же зайчики? Ушли.

Мы нигде их не нашли


В соответствии со словами текста дети манят зайчиков, разводят руки в стороны, прыгают за солнечными зайчиками. Взрослый направляет зайчиков в разные стороны комнаты.


Птички

Задачи: 

Обогащать двигательный опыт; побуждать детей к выполнению элементарных правил игры; поощрять самостоятельность; вызывать чувство удовольствия от общения со взрослым и сверстниками, а также от выполнения движений.

Материал: Шапочки или эмблемы с изображением птичек.

Содержание игры: 

Дети изображают птичек. Взрослый обозначает гнезда для них. По сигналу взрослого «Птички захотели поле тать!» птички вылетают из гнездышек, машут крыльями, приседают, клюют зерна, летают по всему обозначенному участку. По сигналу «Птички, в свои гнездышки!» птички занимают свои гнезда.

Примечание. Вначале взрослый проделывает все действия вместе с детьми. Когда дети запомнят игру, взрослый может с помощью слов руководить действиями детей.


Пчелки

Задачи:

 Совершенствовать бег в определенном направлении; учить ориентироваться в пространстве, подражать пчелкам.

Содержание игры:

Дети изображают пчел, они бегают по ком нате, размахивая крыльями, жужжат: «Ж-ж-ж». Появляется медведь (помощник воспитателя). Воспитатель-пчела говорит:

Мишка-медведь идет,

Мед у пчелок унесет,

Пчелки, домой!

Пчелки летят в определенный угол комнаты — улей. Медведь, переваливаясь с ноги на ногу, идет туда же. Пчелки и взрослый говорят:


Этот улей — домик наш,

Уходи, медведь, от нас,

 Ж-ж-ж-ж!


Машут крыльями, жужжат, прогоняя медведя. Медведь уходит, а пчелки опять вылетают на поляну. Они могут угостить в конце игры медведя медом.


Мой веселый, звонкий мяч

Задачи:

 Учить детей прыгать на двух ногах; учить внимательно слушать текст, действовать по сигналу; вызывать чувство радости от активных действий.

Содержание   игры:

 Взрослый читает стихи:


Мой веселый, звонкий мяч,

Ты куда помчался вскачь?

Желтый, красный, голубой,

Не угнаться за тобой!             

(С. Маршак)

Дети имитируют движения мяча, прыгают на месте. На слова «Не угнаться за тобой!» дети бегут от взрослого, который догоняет их. Дети, не умеющие прыгать, делают «пружинку».


Зайчик в домике

Задача:

Упражнять детей в прыжках; учить сильно отталкиваться от пола; побуждать действовать по сигналу.

Содержание игры:

 Обручи лежат на полу — это домики зайчиков. Зайчики прыгают по комнате, бегают. По сигналу взрослого «Серый волк!» бегут в свои домики. Затем игра продолжается. В игре может участвовать один ребенок или несколько детей. Воспитатель хвалит детей: «Молодцы, зайчата! Все убежали от волка!»


Птички в гнездышках

Задачи:

 Учить спрыгивать с небольшой высоты, бегать врассыпную; развивать внимание.

Содержание игры:

Дети-птички встают на небольшие возвышения (кубы, бруски высотой 5—10 см), расположенные на одной стороне комнаты, площадки.

Взрослый говорит: «На улице солнышко светит, все птички вылетают из гнездышек, ищут зернышки». Дети-птички спрыгивают или сходят с возвышений, летают, размахивают крылышками, приседают, клюют зернышки. По сигналу взрослого «Дождь пошел!» птички улетают в свои гнездышки.

Когда дети освоят игру, взрослый вместо слов «Дождь пошел!- раскрывает зонтик, а дети-птички на этот сигнал прячутся и гнездышки.


Гуси

Задачи: 

Совершенствовать бег в сочетании с действиями рук; вызывать потребность к подражанию; получать удовольствие от совместных действий.

Содержание   игры:

 Дети изображают гусей, располагаясь в одном конце комнаты, в другом конце стоит взрослый. По очереди говорят:

Взрослый. Гуси-гуси!      

Дети. Га-га-га!

Взрослый :  Есть хотите?                                                              

Дети. Да-да-да!

Взрослый. Идите ко мне!

Дети-гуси летят к взрослому, размахивая крыльями, шипя: «Ш-ш-ш»

Затем взрослый говорит: «Кш! Бегите в поле!»

Гуси убегают на свое место.


Кот Васька

Задачи:

 Повысить двигательную активность; способствовать возникновению положительных эмоций от совместных действий.

Содержание игры:

 Дети-мышки сидят на стульчиках или на ковре. Один ребенок изображает кота Ваську. Он прогуливается перед детьми-мышками, подражая коту (идет на носочках, оглядывается вправо, влево, мяукает).

Взрослый и дети поют или говорят:

Ходит Васька беленький,           

Хвост у Васьки серенький,        

А бежит стрелой,

А бежит стрелой.

Кот бежит к стульчику, стоящему в конце комнаты, и садится па него, засыпает. Взрослый и дети поют:                                  


Глазки закрываются,                                

Спит иль притворяется?        

Зубы у кота —    

Острая игла.

Взрослый идет посмотреть, спит ли котик, и приглашает детей-мышек погулять. Мышки подбегают к стулу и скребут по нему. Взрослый говорит:

Только мышки заскребут,

Серый Васька — тут как тут.

Всех поймает он!

Кот догоняет мышек, а они убегают от него.


У медведя во бору

Задачи:

Совершенствовать бег в одном и разных напряжениях; развивать воображение; поощрять самостоятельные действий детой.

Содержание игры:

 В лесу сидит медведь. Роль медведи вначале может выполнять взрослый, например помощник нос миттеля. Когда дети хорошо освоят игру, можно на роль медведя выбрать ребенка.

На противоположной стороне леса живут дети.

Воспитатель говорит: «Пойдемте, дети, в лес гулять, грибы, ягоды собирать». Дети идут в лес, имитируя сбор грибов, ягод. Воспитатель читает стихотворение:

У медведя во бору        

Грибы, ягоды беру,  

А медведь сидит

И на нас рычит.


Когда воспитатель скажет последнюю строчку, медведь с рычанием выбегает из берлоги, а дети убегают домой.


Догони мяч

Задачи:

 Совершенствовать бег в разном направлении; вызывать оживление, радость у ребенка; поощрять самостоятельность.

Содержание игры: 

Взрослый бросает мяч и говорит: «Раз, два, три, беги!» Ребенок должен побежать только после слова «беги» и догнать мяч. Взрослый бросает мяч в разных направлениях.


ИГРЫ НА ОРИЕНТИРОВКУ В ПРОСТРАНСТВЕ


Колокольчик

Задачи:

Учить ориентироваться в пространстве; развивать умение бегать в разных направлениях; вызывать чувство радости от совместных действий.

Содержание игры:

Взрослый привлекает внимание детей звучанием колокольчика, показывает его детям, звенит им и быстро прячет за спину (повторяет это несколько раз). Дети могут приговаривать: «Динь-динь». Затем взрослый бежит в противоположную сторону, звеня колокольчиком и напевая: «Я бегу, бегу, бегу, в колокольчик я звеню». Добежав до противоположной стороны комнаты, взрослый быстро поворачивается, садится на корточки, прячет колокольчик позади себя, широко разводит руки в стороны и говорит: «Все сюда ко мне бегите, колокольчик мой найдите».

Ребенок, прибежавший раньше других и нашедший колокольчик, звонит и отдает его взрослому. Игра повторяется. Взрослый дает возможность всем позвонить в колокольчик


Прятки

Задачи:

 Учить самостоятельно ориентироваться в пространстве; развивать и поддерживать интерес к общению со взрослыми; совершенствовать ходьбу.

Варианты игры:

1.  Взрослый прячется от ребенка и кричит: «Ay, ay!» Ребенок находит его (для детей 1 года 6 месяцев — 2 лет).

2.  Взрослый прячется от ребенка и звонит в колокольчик. Ребенок по звонку находит его (для детей 1 года 6 месяцев — 2 лет).

3.  Ребенок прячется, а взрослый ищет его и поет песенку:

 Я по комнате хожу,        

 Машу я не нахожу.         

Ну куда же мне идти?

Где мне Машеньку найти?

После этих слов ребенок кричит: «Ay, ay!» Взрослый находит его (для детей 2 лет 6 месяцев — 3 лет).


Лиса и цыплята

Задачи: 

Совершенствовать ходьбу и бег в определенном направлении; развивать внимание; побуждать к самостоятельности; поощрять действия детей, вызывать у них чувство радости от успешных действий.

Содержание игры. Дети изображают цыплят, вышедших на прогулку. Цыплята весело бегают, машут крылышками, клюют зернышки. Взрослый говорит, а дети выполняют действия:


Впереди из-за куста

Смотрит хитрая лиса. 
(Цыплята настораживаются.)                


Мы лису обхитрим,

Тихо-тихо убежим. 

(Цыплята бегут на носочках за обозначенную черту.)

 Взрослый следит, чтобы цыплята убегали только после слов «Тихо-тихо убежим».

Вариант игры:

Во время прогулки цыплята могут прыгать, взбираться на бревнышко, подлезать под веревку, сетку и т. п.

Иногда дети возбуждаются после проведения подвижных игр с бегом, прыжками. В этом случае целесообразно провести игру малой подвижности, которая успокоит детей, расслабит, приведет их организм в норму.              


Автомобили

 Задачи:

 Учить двигаться, сохраняя направление; выполнять действия в разных условиях; поддерживать интерес к движениям; развивать внимание, умение действовать в коллективе; закреплять представления о цвете, форме предмета; вызывать чувство радости от общения со взрослыми и со сверстниками.

Материал: Нагрудные эмблемы с изображением машин (по числу играющих), дорожки разного типа, круги, квадраты, треугольники из картона (гараж).

Содержание игры:

 Дети изображают автомобили и встают за обозначенной чертой — гаражом. По сигналу взрослого автомобили выезжают из гаража и едут по дороге, соблюдая элементарные правила (ехать в одном направлении, не наталкиваясь друг на друга). По сигналу взрослого «Автомобили, в гараж!» дети меняют направление и едут в гараж.
Варианты игры

1.  Автомобили могут ехать по мосту (доске, лежащей на полу), по извилистой дорожке, по мягкой дорожке (болото) и т. п.

2.   У каждого автомобиля может быть свой гараж в  виде круга, треугольника,    квадрата.    Гараж    может    быть   обозначен    цветным флажком, в этом случае дети запоминают, какой формы или цвета их гараж.


Птички и автомобили

Задачи:

 Совершенствовать ходьбу в разных направлениях, по ограниченной поверхности; развивать внимание, умение реагировать на сиг нал; побуждать к активному взаимодействию со сверстниками.

Материал: Шапочки или эмблемы с изображением птичек, эмблемы автомобиля, скамейка, кубы или другие предметы.

Содержание игры:

 Все дети изображают птичек. Роль автомобиля вначале выполняет взрослый. Он говорит: «Птички вылетели погулять». Дети-птички летают по группе, машут крыльями, клюют зерна. По сигналу взрослого «Автомобиль!» птички быстро убегают с дороги.

Вариант игры: Одна часть детей размещается на одной стороне группы, площадки — это птички. На другой стороне размещается другая часть детей — это автомобили. Взрослый говорит: «Птички летят!» — птички летают, машут крыльями, приседают, клюют зерна. По сигналу: «Автомобили выехали!» дети, изображающие автомобили, выезжают на дорогу, а птички улетают в свои гнездышки. Автомобили ездят по дороге, объезжая препятствия (скамейки, кубы). При повторе игры дети меняются ролями.


ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ РАВНОВЕСИЯ

По ровненькой дорожке

Задачи: Упражнять детей в ходьбе по ограниченной поверхности; развивать равновесие; укреплять стопу; учить действовать ритмично, согласовывая действия с ритмом стихотворения; поощрять самостоятельность, поддерживать уверенность в своих действиях.

Материал. Дорожки разной длины (1—2,5 м) и ширины (15— 30—60 см); мягкая, твердая, извилистая дорожка длиной 2 м, шириной 30—40 см.

Содержание игры. Взрослый произносит текст, а дети выполняют движения в соответствии с текстом:

1. По ровненькой дорожке,         (Идут по дорожке.)               

По ровненькой дорожке                   

Шагают наши ножки,

Раз-два, раз-два.

2.  По камешкам, по камешкам,             (Прыгают.)

     По камешкам, по камешкам,

     Раз-два, раз-два.

3.  По ровненькой дорожке,

По ровненькой дорожке.

Устали наши ножки,

Устали наши ножки.

Вот наш дом,

В нем мы живем.      (Останавливаются.)

Вариант игры. Вместо ровной дорожки можно взять извилистую, короткую, длинную, узкую, широкую, мягкую, твердую дорожку. Тогда в соответствии с качеством дорожки меняется текст, например: «По мягкой дорожке шагают наши ножки...» И т. д.


Снежинки кружатся

Задачи:

 Развивать равновесие; вызывать чувство радости, удовольствия.

Содержание игры:

 Дети изображают снежинок.

Взрослый говорит: «Вот снежинки спустились с неба на землю».

Снежинки летают по группе и садятся на корточки.

На слова взрослого «Вдруг подул ветер, поднял их в воздух и закружил!» снежинки поднимаются и кружатся вначале медленно.

Взрослый говорит: «Но вот ветер дует все сильнее». Дети кружатся сильнее, но каждый в своем темпе.

По сигналу взрослого «Вот ветер стал утихать!» замедляют движение и присаживаются на корточки.


ИГРЫ НА УКРЕПЛЕНИЕ ПОЗВОНОЧНИКА, МЫШЦ ТУЛОВИЩА

Попади в обруч

Задачи: 

Учить бросать в цель, выдерживать направление броска; вызывать удовольствие от выполненного движения.

Содержание игры:

Взрослый размещает обруч на расстоянии 1 —1,5 м в зависимости от возраста и возможностей ребенка. Детям предлагается бросить мяч в обруч, затем добежать до мяча, взять его и опять бросить.


Мышки спрятались

Задачи:

 Развивать мышцы позвоночника и плечевого пояса; побуждать к самостоятельности; развивать подражание; вызывать чувство радости от выполненных движений.

Содержание игры:

 Ставится скамейка, дети изображают мышек, встают на колени за скамейкой на некотором расстоянии от нее. По сигналу взрослого «Кошка спит» они кладут кисти рук и предплечья на скамейку (позвоночник прогибается) и находятся в этом положении 1,5—2 с. Затем взрослый дает сигнал: «Кошка проснулась!», мышки опять прячутся за скамейку. Игра повторяется 4—5 раз.


ИГРЫ НА ПОДРАЖАНИЕ

Птичка

Задачи:

 Побуждать к подражанию птицам; совершенствовать ускоренную ходьбу; вызывать радость от общения со взрослыми.

Содержание игры:

Дети изображают птичек, сидя на корточках. Взрослый поет:

Села птичка на окошко.       

Посиди, не улетай,

Посиди у нас немножко,         

Улетела птичка — ай!

После последних слов дети-птички улетают, помахивая крылышками-руками.

Зайка беленький

Задачи:

 Обогащать двигательный опыт, учить действовать по слову взрослого; закреплять знания о цвете, форме; развивать внимание; поддерживать интересу движениям; побуждать к самостоятельному выполнению движений; вызывать положительные эмоции.

Материал. Шапочки или нагрудные эмблемы с изображением зайчика (по числу детей), флажки разного цвета или круги, квадраты из плотного картона или линолеума.

Содержание игры:

 Дети изображают зайчиков и занимают свои домики, которые можно обозначить кружками, квадратами, флажками разного цвета. Зайчики, запомнив свои норки-домики, по предложению взрослого выбегают на полянку, чтобы поиграть. Взрослый произносит стихи, а зайчики выполняют движения руками в соответствии со словами:

 
1.Зайка беленький сидит,

Он ушами шевелит.

Вот так, вот так

Он ушами шевелит.

 (Дети присаживаются на корточки свободном построении и шевелят/руками, изображая ими уши зайца.)

 2.  Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть.

Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп,

Надо лапочки погреть.

 (На слова «Хлоп, хлоп, хлоп,/хлоп» дети хлопают в ладоши.)

 3.  Зайке холодно стоять.

Надо зайке поскакать.

Скок, скок, скок, скок,

Надо зайке поскакать.

 (На слова «Скок, скок, скок, скок» дети прыгают на месте.)

 4.  Кто-то зайку испугал, Зайка прыг... и убежал.

 (Взрослый хлопает в ладоши. Зайки бегут в свои домики.)

 Взрослый проверяет вместе с детьми, все ли зайки правильно нашли свои домики.

Вариант игры. Когда дети будут различать цвета и форму, взрослый может незаметно поменять местами домики.


Мышки

Задачи:

 Побуждать детей действовать в соответствии со словами; учить согласовывать свои действия с действиями других детей; развивать подражание; поощрять самостоятельность, инициативу детей.

Содержание игры:

 Дети изображают мышек-трусишек. Ни слова взрослого (дети могут повторять)

 «Вышли мышки как-то рано посмотреть, который час» мышки идут по группе.

«Раз-два, три-четыре, мышки дернули за гири» — мышки имитируют движение руками.

«Вдруг раздался страшный звон» (можно позвонить в колокольчик, ударить в бубен),

 «Убежали мышки вон» — дети убегают.

 Дети должны стяраться, действовать в соответствии со словами взрослого. 

Кошечка

Ребенок ползает на четвереньках, изображая кошечку. Останавливается и поворачивает голову (кошечка оглядывается), затем наклоняет голову (кошечка пьет молоко). После двух лет можно усложнить игру. Кошечка может проползать между ног взрослого, под стул, взбираться на диван, ложиться, мурлыкать «мур-мур-мур» (кошечка довольна) и т. п.


ИГРЫ С ЛАЗАНЬЕМ

Перелезь через бревно

Задачи:

 Совершенствовать лазанье и умение преодолевать препятствия; развивать крупные мышцы туловища; развивать умение ориентироваться в пространстве; вызывать положительные эмоции от игры/и общения со взрослым и сверстниками.                                                /

Содержание игры:

 Детям предлагают пойти в гости к зайчику. Взрослый объясняет, что, для того чтобы попасть к нему, надо пере лезть через бревно. Дети перелезают через бревно, играют с зайчиком (прыгают, играют в догонялки), но вот приходит время возвращаться домой, и малыши опять перелезают через бревно.

Игра повторяется 3—4 раза.

Вариант игры. За забором может жить медведь, собака, кошка и др. В зависимости от этого дети производят разные движения: ходят как мишка, ползают, прогибая спинку как кошка, и т. п.

Заинька

Задачи:

 Приучать детей слушать пение, понимать содержание пес ни и выполнять движения в соответствии с ее текстом; вызывать подражание взрослому.

Содержание игры:

 Воспитатель становится вместе с детьми в круг, поет песенку и показывает движения:


Заинька, топни ножкой,             

Серенький, топни ножкой!        

Вот так, топни ножкой,

Вот так, топни ножкой!

Дети, стоя по кругу, топают ножками, руки при этом держат на поясе:


Заинька, бей в ладоши, серенький, бей в ладоши!

Дети хлопают в ладоши.

Заинька, повернись, серенький, повернись!

Вот так, бей в ладоши, вот так, бей в ладоши!

Вот так, повернись, вот так, повернись!


Дети поворачиваются 1—2 раза, руки держат на поясе.


Заинька, попляши,                     

Серенький, попляши!                 

Вот так, попляши,

Вот так, попляши!


Дети подпрыгивают на двух ногах, кто как может.

Заинька, поклонись, серенький, поклонись!

Вот так, поклонись, вот так, поклонись!

Дети кланяются, разводя руки в стороны.

При проведении игры количество куплетов можно сократить, особенно тогда, когда игра еще недостаточно знакома детям. Вначале можно взять только первый, второй и четвертый куплеты. В дальнейшем дети исполняют все пять куплетов. Кроме того, когда малыши хорошо будут знать содержание песенки, можно выбрать одного ребенка — Заиньку, который становится в середину круга и выполняет все движения по тексту песенки.

Роль Заиньки нужно поручить смелому и активному ребенку, который не будет смущаться, выполняя движения. Если введена роль Заиньки, можно добавить еще один куплет:


Заинька, выбирай,            

Серенький, выбирай!        

Вот так, выбирай,

Вот так, выбирай!


Ребенок выбирает другого Заиньку, и игра повторяется. Песню воспитатель должен петь не очень быстро, но и не медленно, так, чтобы пение соответствовало темпу движений детей.

Проползи в ворота

Задачи:

 Учить детей ползать под предметами, не задевая их; побуждать к самостоятельному выполнению движений; поощрять малы шей за успешные действия.

Содержание игры:

 На расстоянии 4 м от детей располагается стойка с подвешенной на уровне роста ребенка сеткой. У стойки на полу лежит большой мат. На расстоянии 2,5 м от ребенка располагается дуга — ворота. Взрослый предлагает малышу проползти на четвереньках под дугой, доползти до мяча, поднять его и положить в сетку.

Вариант игры. Можно расставить двое-трое ворот для включения в игру сразу 2—3 детей.


Кошка и цыплята

Задачи:

 Совершенствовать бег, влезание и залазанье с предметов; развивать внимание и ориентировку в пространстве; поддерживать интерес к взаимодействию со сверстниками; побуждать к подражанию животным, развивать воображение.

Содержание игры:

 На полянку выходит курочка-хохлатка (взрослый), с нею желтые цыплята (дети). В дальнем углу групповой комнаты на скамейке дремлет кошка (взрослый). Цыплята разбегаются по поляне, машут крылышками, клюют зерна, взбираются на жердочки (кубы высотой 10 см) — действуют по своему усмотрению.

Курочка квохчет: «Ко-ко, не ходите далеко». На эти слова цыплята настораживаются, смотрят по сторонам. А курочка медленно продолжает:

На скамейке у окошка                       

Улеглась и дремлет кошка.           

Кошка глазки открывает       

И цыпляток догоняет.   

На последние слова цыплята убегают от кошки, а она пытается их догнать.

Когда дети хорошо освоят игру, роль курочки-хохлатки и кошки можно поручить наиболее активным из них.

Варианты игры

1.  Для обогащения двигательного опыта детей можно включать разнообразные, но уже знакомые им движения, например подлезание под веревку.

2.  Можно обозначить домики, разнообразные по форме и цвету, которые цыплята должны запомнить и, убегая от кошки, найти именно свой домик.

Лови мяч

Задачи:

 Учить бросать мяч двумя руками снизу в определенном направлении; развивать внимание; побуждать к самостоятельным действиям; поддерживать чувство радости от совместных действий.

Содержание игры:

 Дети стоят в круг, взрослый с большим мячом в центре круга произносит слова: «Миша, лови мяч!», «Ира, лови мяч!» и т. д.

Ребенок, поймав мяч, бросает его взрослому.

Вариант игры. Когда дети научатся бросать мяч в определенном направлении, ловить его, можно предложить бросать мяч друг другу (расстояние 1,5—2 м).

По кочкам

Задачи:

 Совершенствовать умение детей влезать на предметы и спускаться с них (высота предметов увеличивается постепенно: 10—15—20 см); поддерживать самостоятельность, интерес к действию.

Содержание игры:

 На полу размещаются 2—3 ящика или куба шириной 40—60 см, высотой 5—20 см (кочки). Между кочками можно разместить мягкие дорожки или поролоновый мат (болото). Взрослый предлагает детям пойти в гости к мишке или зайчику. Дети отправляются в путь, а на пути встречается болото. Они взбираются на кочки и спускаются с них, таким образом переходя болото и попадая к мишке или зайчику. С мишкой можно поиграть в догонялки или прятки, а затем вернуться через болото по кочкам домой.

Правило. С кочки нельзя спрыгивать, надо спокойно спускаться.


 
ИГРЫ  НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ, РАЗВИТИЕ ОСНОВНЫХ ДВИЖЕНИЙ

Комарики и лягушка

Задачи:

 Учить выполнять действия по слову взрослого; поощрять самостоятельность, инициативу детей; вызывать чувство радости от совместных действий.

Материал: Шапочки или нагрудные эмблемы с изображением комариков и лягушки, стулья, на которых лежат платочки (по числу детей).

Содержание игры:

 Дети-комарики летают по группе, произнося звук «з-з-з», присаживаются, опуская руки-крылья после слов взрослого:

Сел комарик на кусточек,        

На еловый на пенечек,           

Свесил ножки под листочек,

Спрятался!

Комарики садятся на стулья и прячутся за платочками. Выходит водящий в шапочке или с эмблемой лягушки и говорит: «Где же комарики? Я их сейчас найду! Ква-ква-ква!» Ищет, но не находит. Игра повторяется. Затем водящий-лягушка со словами «Вот они!» находит комариков. Но комарики разлетаются, и лягушка пытается их поймать.

Найди свой домик

Задачи:

 Учить детей сочетать ходьбу с другими видами движений; развивать умение ориентироваться в пространстве, согласовывать действия с другими детьми; закреплять знание цвета, формы, величины; поддерживать самостоятельность, инициативу детей.

Материал: Круги или квадраты разной величины или цвета.

Содержание игры:

 Дети размещаются в своих домиках, которые могут в зависимости от цели иметь разную величину, цвет или форму. Когда малыши будут хорошо ориентироваться во всех свойствах предметов (величина, цвет, форма), можно объединить два свойства, например форму и цвет или величину и цвет.

Дети запоминают свои домики и по сигналу взрослого выходят гулять на поляну. Они выполняют самостоятельно по своему усмотрению разные движения (ходят, собирают цветы, бегают, влезают на пеньки, бросают шишки в цель, перешагивают через ручейки). По сигналу взрослого «Дождь!» дети бегут в свои домики. Взрослый вместе с ними проверяет, все ли заняли свои домики, помогает детям найти свои домики, если они их не запомнили.

Вариант игры. Если игра проводится на участке, домики можно обозначить около разных деревьев. Дети запоминают названия деревьев, учатся ориентироваться в пространстве в условиях участка детского сада.

Путешествие в лес

Задачи:

 Совершенствовать основные движения; учить подражанию животным; учить действовать в коллективе; стимулировать самостоятельность; вызывать чувство радости от совместных действий.

Материал: Эмблемы с изображением животных, размещенные на стойках на расстоянии 4—5 м друг от друга.

Содержание игры:

 Взрослый предлагает детям поехать в лес на поезде. Дети встают друг за другом и по сигналу взрослого двигаются, произнося: «Чу-чу-чу-чу!» По сигналу взрослого «Стоп, вагончики остановились!» дети останавливаются. Взрослый обращает внимание ребят на эмблему с изображением зайчика и спрашивает: «Кто это?» Дети отвечают: «Зайчик». Взрослый предлагает всем выйти на поляну и попрыгать как зайчики. Затем по сигналу взрослого дети опять строятся друг за другом и едут до следующей остановки, где на эмблеме изображен медведь. Затем все опять выходят на поляну и подражают медведям, ходят, переваливаясь с боку на бок.

Примечание. Игру лучше проводить на улице. Эмблемы со стойками могут располагаться по кругу или по прямой. Количество эмблем с изображением зверей берется  с учетом уровня развития и возраста детей, но не более 6 штук.

Найди домик

Задачи:

 Закреплять знания детей о форме (круг, квадрат, треугольник); развивать мелкую моторику; поощрять самостоятельность и инициативу.

Содержание игры:

Воспитатель готовит фигурки разной формы из картона и коробки такой же формы или с наклейкой соответствующей формы. В начале игры он разбрасывает фигурки по полу и предлагает детям собрать их и разместить по своим домикам. Затем вместе с детьми смотрит, все ли фигурки попали в свои домики. Спрашивает малышей, какая фигурка заняла чужой домик и куда ее надо поместить.

Вариант игры. Воспитатель готовит домики разной формы (из клеенки, плотного картона, линолеума), раздает детям фигурки. Малыши бегают по комнате, резвятся, а по сигналу воспитателя «Все в свои домики!» занимают соответствующий домик. Затем вместе с воспитателем проверяют, все ли заняли свои домики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подвижные игры для детей раннего возраста

Предлагаю вашему вниманию несколько подвижных игр для детей раннего возраста, которые помогут воспитателям при оргазации совместной деятельности с детьми. можно использовать как физминутки....

Подвижные игры для детей раннего возраста ( 1-3 лет) Лексическая тема: « Транспорт»

Вниманию педагогов представляю подбор подвижных игр по лексической теме " Транспорт", для детей раннего возраста ( 1-3 лет)...

Подвижные игры для детей раннего возраста.

Подвижные игры для детей раннего возрастаТема: «Снежок»Цель:  развивать умение действовать согласованно.Описание игры. Дети стоят кружком и выполняют действия в соответствии с текстом:Выпал белен...

Подвижные игры для детей раннего возраста

Значение подвижных игр для малышей сложно переоценить, поскольку это замечательная возможность помочь ребёнку развиваться всесторонне. Главное, что увлекательная активная игра комплексно воздействует ...

Подвижные игры для детей раннего возраста

Подвижные игры для детей раннего возраста...

Подвижные игры для детей раннего возраста (2-3) года

Через физкультуру - к здоровью! Воспитатели детского сада под руководством медицинского персонала, учитывая здоровье детей и местные условия, осуществлять комплекс закаливающих процедур с использовани...

Подвижные игры для детей раннего возраста

Подвижные игры для детей раннего возраста...