План кружка по ЗОЖ
методическая разработка на тему

Скоробогатова Елена Александровна

Представленный материал поможет педагогам дошкольных организаций организовать работу кружка по ЗОЖ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_kruzka_po_zozh.docx70.87 КБ

Предварительный просмотр:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ЗДОРОВЬЕ»

     Содержание работы образовательных областей «Физическое развитие» и «Социально-коммуникативное развитие» разработано на основе:

-«Основы безопасности жизнедеятельности» В.К.Полынова программа занятий по формированию основ безопасности жизнедеятельности дошкольников рекомендована для дошкольных образовательных учреждений;

-«Светофор» Т.И.Данилова программа по обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения рекомендована педагогам дошкольных учреждений;

-«Азбука безопасности» Н.В.Коломеец  программа по воспитанию культуры безопасного поведения дошкольников 3-7 лет рекомендована старшим воспитателям, заведующим и воспитателям ДОУ;

-«Подари здоровье детям» Л.В.Гаврючина комплексная программа по сохранению и укреплению здоровья детей дошкольного возраста рекомендована педагогам, методистам, логопедам дошкольных образовательных учреждений;

-«Школа здорового человека» Г.И.Кулик программа по воспитанию основ здоровья и безопасности рекомендована руководителям и педагогам ДОУ, гувернерам, родителям;

Форма организации детей - групповая

Кружок «Здоровячок» проводится во вторую половину дня один раз в неделю.

название

В неделю

В месяц

В год

здоровье

0,50

2

18

безопасность

0,50

2

18

  1. Календарно – тематическое планирование

недели

Кол-во зан.

Тема, цель непосредственно образовательной деятельности, занятия

Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных процессов, самостоятельная деятельность детей

Художественная литература

1

1

Диагностическое обследование детей

2

1

Занятие « Наше настроение»

Цель: Развивать умение понимать свое настроение и настроение других людей; формировать коммуникативные навыки, расширять словарный запас в области чувств и эмоций.

Беседа: «Настроение», «Что делать, если у тебя плохое настроение?», «Мои эмоции», «Как поделиться радостью», «Какого цвета бывает мечта», «Правила поведения на дороге», «Конфликты между детьми»

Рассматривание иллюстраций «Эмоции людей»

Игра: «Зоопарк настроений», «Облака», «Разноцветные камешки», «Три настроения», «Жужжа», «Дракон ловит свой хвост», «Кляксы», «Любишь – не любишь», «Закончи рассказ», «Узнай по контуру»

Тренинг эмоций, Работа с пиктограммами, Анализ ситуаций, Работа с пословицами, Оздоровительные минутки, Цветотерапия

Т.Белозеров «Лесной плакунчик», А.Барто «Наш сосед Иван Петрович», Д.Хармс «Веселый старичок», Ю.Мориц «Веселая лягушка», Э.Успенский «Сердитый день», Б.Заходер «Приятная встреча», «Букина жалоба»

3

1

Занятие: «Сохрани свое здоровье сам»

Цель: Учить самостоятельно следить за своим здоровьем, знать несложные приемы самооздоровления, уметь оказывать элементарную помощь; прививать любовь к физическим упражнениям, самомассажу.

Беседа: «Сохрани свое здоровье сам», «Осторожно грипп», «Гигиена для здоровья – первый друг», «В стране здоровья», «Витамины укрепляют организм», «Спорт- это здоровье»

Игра:  «Чудесный мешочек», «Вредно-полезно», «Что такое хорошо и что такое плохо», «Угадай, кто где живет», «Спорт», «Разложи правильно»

Рассматривание альбома «Что мы делаем, чтобы не болеть»

Рисование «портретов»  Здоровья и Болезни.

Игры по обж:

Игра-тренинг «Где можно играть»

Игровая ситуация «Зайку укусила собака»

Беседа «Где мы играем»

Дыхательная, пальчиковая, зрительная гимнастика.

Развлечение «Мы растем здоровыми»

И.Мазнин «Утренние стихи», Г.Виеру «С добрым утром», Р.Куликова «Мыло», В.Ланцетти «Петин гребешок», З.Александрова «Маша и каша», А.Прокофьев «Вечером», Е. Благинина «Простакваша», П.Воронько «Спать пора», Е.Благинина «Аленушка», Э.Машковская «Приказ».

4

1

Занятие «я – человек»

Цель:

Развивать у детей представление о том, что человек – часть природы, и одновременно существо мыслящее; закрепить знания об отличии живого от неживого, чем все живое отличается от людей; воспитывать бережное отношение к живой и неживой природе; развивать фантазию, творческое воображение, коммуникативное общение.

Беседа:

«Кто я: мальчик или девочка?», «Что ты знаешь о себе», «Мы разные», «Какой я человек», «Что означает мое имя», «Как можно изменить внешний вид», «Внешность человека может быть обманчива»

Игра:

«Народы мира», «Я и другие», «Планета – Земля»

«Живое-неживое», «Как растет и развивается»

Работа с моделями «Стадии роста и развития»

Р.Гамзатов «Мой дедушка», Ю.Тувим «Все для всех», Д.Родари «Чем пахнут ремесла», «Какого цвета ремесла», Е.Благинина  «Загадка», «Наш дедушка», С.Маршак «Где тут Петя, где Сережа?», «Пожар», «Почта», О.Дриз «Пять веснушек», В.Маяковский «Кем быть?»

5

1

Занятие «Смотри во все глаза»

 цель: Дать представление о том, что глаза являются одним из основных органов чувств человека; познакомить детей со строением глаза; воспитывать чувство сострадания к незрячим людям, желание оказать им помощь; привести к пониманию, что зрение необходимо беречь; продолжать формировать познавательный интерес к человеку.

Беседа:

«Семь правил по охране зрения», «Смотри во все глаза», «Роль зрения в жизни человека»

«Про очки», «Если случилась беда»

«Контакты с незнакомыми людьми на улице»

Игра: «Кто как видит», «Что мы можем с помощью глаз», «Внимание! Опасность»

«Помощники глазам», «Валеология» (1 часть)

«Собери модель глаза», «Какого цвета глаза»

«Что художник неправильно нарисовал»

«Как видят глаза в темноте» (опыт)

«Собери свой цвет», «Жмурки»

«Как работает зрачок» (опыт)

«Что полезно, что вредно для глаз»

Зрительная гимнастика

Ю.Тувим «Где очки?», А.Барто «Очки», Ю.Мориц «В очках и без очков», Н.Орлова «Телевизор», «Ребятишкам про глаза», «В сумерках», «Про очки», «Береги свои глаза», «Хмурое утро».

6

1

Занятие «Слушай во все уши»

 цель: Дать элементарные представления об органах слуха; дать понятия об основных функциях уха; уточнить, что уши у всех имеют разную форму, как у человека, так и у животных; учить через опытно-экспериментальную деятельность различать силу, высоту, тембр звуков; закрепить правила ухода за ушами; воспитывать бережное отношение к своему здоровью; обучить элементам самомассажа ушной раковины.

Беседа:

«Слушай во все уши», «Слышит кошка, слышит человек», «Что нужно делать, чтобы не болеть»

«Контакты с незнакомыми людьми дома»

Игра: «Чьи уши?», «Узнай, чей голос?»

«Услышь и запомни», «Узнай по звуку»

«Узнай по действию»

Рассматривание иллюстрации «Как устроено мое ухо», «Что нужно делать, чтобы сохранить уши в порядке», «Как надо чистить уши»

Развлечение «Чистота и здоровье»

И.Токмакова «Гном», Г.Лагздынь «страшный загар», Э.Машковская «Уши». Из подборки «Мои уши»: «Звуки», «Ночной лес», «Путешествие мальнького звука.

7

1

Занятие «Моя внутренняя кухня»

Цель: Сформировать у детей представление о наличии в человеке органов пищеварения, каждый из которых выполняет свою работу; оказывать помощь детям в открытии новых связей, зависимостей и закономерностей в изучаемых явлениях; способствовать применению знаний на практике; стимулировать познавательно – творческую активность детей.

Беседа: «Что мы делаем, когда едим», «Как попала морковка в желудок», «Где находится мой желудок», «Зачем мне толстая и тонкая кишка?», «Здоровая пища»,

«Съедобные и несъедобные грибы», «Предметы, требующие осторожного обращения»

Игра: «Полезно-вредно», «Кому что нужно?», «Можно – нельзя», «Хорошо – плохо», «Опасно – безопасно», «Кто что делает», «Найди лишнее», «Аскорбинка и ее друзья», «Пирамида здоровья», «Юный поваренок»

«Мы играем в магазин», «Невнимательный художник»

Игра – путешествие в организм человека

Практическое задание: куда исчезает выпитая вода

Рассматривание плаката «Пищеварительная система» и модели человека, Рассказы детей о любимой еде

Г.Остер «Нарушение правил этикета: правила личной гигиены», «Петька-микроб», русская народная сказка «Живот – животок»

8

1

Занятие «Здоровая пища»

цель: Познакомить с понятием «витамины» и продуктами, в которых они встречаются; рассказать о значении витаминов для здорового развития организма, обобщить и закрепить понятия «ягоды», «овощи», «фрукты». Сформировать представление о правильном питании и его значении для жизни человека. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Беседа:

«Правила хорошего питания», «Что я знаю о себе», «Витамины укрепляют организм»

«Приятного аппетита», «От чего может заболеть живот», «Правила поведения за столом»

«Зачем человек ест», «Сбор грибов и ягод»

«Использование и хранение опасных предметов»

Игра:»Пирамида здоровья», «Аскорбинка и ее друзья», «Угадай по вкусу», «Что для чего полезно», «Что чувствует мой язык»

«Полезно-вредно», «Можно-нельзя»

«Съедобно-несъедобно», «Пищевое лото»

Д.Хармс «Очень, очень вкусный пирог», С.Михалков «Сашина каша», «Про девочку, которая плохо кушала», «Про Машу и манную кашу», Т.Собакин «Опасная профессия», Д.Манин-Сибиряк «Притча о молочке, овсяной кашке и сером котишке Мурке».

9

1

Занятие «Чтобы зубы были крепкими»

 цель: Продолжать знакомить с правилами личной гигиены, закрепить правила ухода за зубами и полостью рта. Рассказать об истории зубной щетки, закрепить знания о пользе употребления кисломолочных продуктов (употребление кальция). Профилактика кариеса. Формировать познавательный интерес к человеку.

Беседа:

«Что мне нужно для ухода за зубами», «На приеме у стоматолога»

«Лекарства друзья и лекарства враги»

«Кто охраняет мой рот», «Личная гигиена»

«Детские страхи»

Игра: «Какие зубы», «Что полезно для зубов»

«Валеология» (1 часть), «Твоя безопасность»

«Как беречь зубы», «Подбери пару»

Рассматривание алгоритма ухода за зубами

Организация выставки «Принадлежности для ухода за зубами»

Рассказы детей «Как я чищу зубы»

Рисование «Здоровый и больной зубик»

Г.Бойко «Зубы», А.Усачев «Жевательная история», «Баллада о конфете», С.Михалков «Как у нашей Любы», Е.Пермяк «Язык и нос», С.Маршак «Одна дана нам голова..», С.Капутикян «Шепчет ротик…»

10

1

Занятие «Как мы дышим»

Цель: Познакомить детей с системой дыхания человека; закрепить знания об охране органов дыхания; помочь детям понять отличие газообразных, жидких, твердых веществ; познакомить с системой дыхания у животных; формировать основы правильного образа жизни.

Беседа:

«Как мы дышим», «Разноцветные секреты», «Чистый воздух», «Носы нужны не только для красоты», «Почему хорошо на свете?», «Пожар»

Игра:

«Чей нос?», «Опасно-безопасно», «Полезно-вредно», «Наведем порядок», «Моя квартира»

Сравнить работу легких с воздушным шариком (опыт)

Упражнения на развитие и формирование правильного дыхания

Р.Киплинг «Слоненок», В.Бианки «Чей нос?»

11

1

Занятие «Зачем человеку кожа»

цель: Познакомить детей с необыкновенной одеждой – кожей, ее основными функциями (кожа – своеобразный панцирь, предохраняет наши внутренние органы от повреждений, защищает от микробов, помогает дышать); поддерживать интерес у детей к дальнейшему познанию своего организма; учить делать простейшие выводы, умозаключения; воспитывать у детей желание заботиться о своем здоровье.

Беседа:

«Как ухаживают за кожей животные»

«Правила здоровой кожи», «Что чувствует кожа»

«Оказание первой помощи при порезах, ушибах, ссадинах», «В городском транспорте»

Игра: «Определи, какая кожа»

«Правила здоровой кожи»

«Что вредно, что полезно для кожи»

«Валеология» (2 часть», «Можно-нельзя»

«Чтобы кожа была здоровой»

Рассматривание иллюстрации «Строение кожи»

Моделирование «Из чего состоит моя кожа»

Самомассаж, психогимнастика

Развлечение «В городе здоровячков»

С.Капутикян «И меня», В.Орлов «Хрюшка обижается», А.Склярский «Кукла Маришка», И.Демьянов «Замарашка», М.Бородницкая «Краткое руководство по отращиванию длинных кос», Э.Успенский «Страшная история», А.Барто «Наступили холода», Н.Пикулева «Умывалочка», А.Кондратьев «Зеркало», С.Михалков «В парикмахерской», М.Котин «Пугалки».

12

1

Занятие «Волшебные реки»

Цель: Познакомить детей с общей схемой кровообращения, движения крови по артериям, венам, капиллярам; упражнять в умении передавать особенности кровеносных сосудов при помощи рисунков; формировать представления о сердце – особой мышцей, которая подобно постоянно действующему насосу качает кровь по кровеносным сосудам ко всем органам человека; учить делать выводы, умозаключения; развивать осознание необходимости сохранения и укрепления здоровья.

Беседа: «Как работает сердце», «Вижу дым от сигарет, мне в том доме места нет», «О вреде здоровью от курения, алкоголя, переедания», «Сердце и кровь», «Пожароопасные предметы»

Рассказ медсестры о работе сердца.

Рассматривание плаката «Кровеносная система»

Игра: «Пирамида здоровья», «Что вредно, что полезно для сердца», «Кому что нужно?», «Правильно-неправильно», «Что было бы…», «Аскорбинка и ее друзья», «Полезно-вредно»

Мини-тренировки «Тренируемся вместе» - подбор упражнений на укрепление сердечной мышцы.

Упражнение закончи фразу «Я сердечный человек, потому что я…», Фонендоскоп. Прослушивание сердцебиения друг друга (опыт), Опыт «Как бежит кровь по венам», Кругосветное путешествие на разноцветных корабликах, Развлечение «Путешествие в страну здоровья»

Т.Белозеров «Лесной плакунчик», А.Барто «Наш сосед Иван Петрович», Д.Хармс «Веселый старичок», Ю.Мориц «Веселая лягушка», Э.Успенский «Сердитый день», Б.Заходер «Приятная встреча», «Букина жалоба»

13

1

Занятие «Командир моего организма»

Цель: Познакомить детей с мозгом, без которого человек не может жить; его удивительным свойством – памятью, о том, что мозг в организме человека является своеобразным «командиром», принимающим сигналы-донесения от своих пяти «разведчиков» и посылающим команды выполнить то или иное действие различным органам; подвести к элементарному осмыслению функционирования различных органов мозга; развивать устойчивый интерес к своему организму.

Беседа: «Как вызвать скорую помощь, милицию?», «Зачем нужны врачи», «Командир моего организма», «Что я делаю перед сном»

Игровое упражнение: «Угадай, кто тебя так назвал?», «Зрительный диктант», «Определи на вкус», «Пальчики – узнавальчики», «Таинственные флаконы»

Игра: «Полезно – вредно», «Можно – нельзя», «Органы чувств помогают мозгу», «О чем говорят глаза», «Какой взгляд»

Психофизический тренинг «Мысленная прогулка по своему организму с целью его укрепления». Тренинг творческих зрительных восприятий, Упражнения на расслабление, Подбор музыкальных произведений для спокойных игр и сна психогимнастика

Н.Носов «Фантазеры», «Живая шляпа», Ю.Мориц «Это очень интересно», Э.Успенский «Память», «Удивительный пейзаж»

14

1

Занятие «Главная опора человека»

Цель: Дать знания о назначении мышц и скелета; дать знания о тренировке мышц, о роли спорта и физкультуры в тренировке опорно-двигательного аппарата и формировании мышц; учить следить за своим здоровьем.

Беседа:«Главная опора моего тела», «Если случилось несчастье», «Осанка – красивая спина», «Неприятная вещь – плоскостопие», «Балкон, открытое окно и другие бытовые опасности»

Рассматривание иллюстраций «Держи осанку»

Работа с зеркалом – ощупывание тела

Рассказ воспитателя о том, какую работу выполняет каждая группа мышц и костей.

Практическое упражнение «Почему Петрушка не падает?», «Почему я не падаю?»

Рассказ воспитателя о подвижности суставов. Побеседовать о животных и наличии у них таких же органов как у человека

Конструирование «Проволочный человек», «Тряпичные куклы»

Психогимнастика,пальчиковая гимнастика, самомассаж, оздоровительные минутки

Игра: «Подбираем пищу полезную для опорно-двигательного аппарата, «Полезно – вредно», «Можно – нельзя», «Виды спорта», «Кто, что делает», «Аскорбинка и ее друзья», «Опасно – безопасно»

Г.Остер «Зарядка для хвоста», А.Барто «Зарядка»

15

1

Занятие «Режим дня»

Цель: Сформировать представление о правильном режиме дня и о его значении для организма. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Беседа: «Мой режим дня», «С чего начинается утро», «Что нужно делать, чтобы быть здоровым?», «Пять дел перед сном», «Будь осторожен с огнем»

Алгоритм действия перед сном

Рассказы детей из личного опыта «Как я узнаю, что пора спать»

Игровое путешествие по стране Здоровья

Игра: «Можно – нельзя», «Полезно – вредно», «Найди пару», «Валеология» (1 часть), «Кто как моется», «Пять дел перед сном», «Распорядок дня». «Все о времени», «Собери рюкзак», «Дорисуй предмет», «Да – нет»

Рассматривание иллюстраций «Распорядок дня»

Проведение закаливания детьми – ходьба по дорожке с выполнением физических упражнений

Точечный массаж «Волшебные точки»

Развлечение «Увлекательное путешествие в мир здоровья и безопасного образа жизни»

А.Майков «Колыбельная песня», Ю.Мориц «Это – да! Это – нет!», А.Усачев «Сны Петушкова», О.Дриз «Тихий час», Г.Ладонщиков «Колыбельная братишке», «Колыбельная Оляпки»

16

1

Занятие «Здоровье и болезнь»

цель: Закрепить знания об охране своего организма; дать знания об инфекционных болезнях и их возбудителях: микробах и вирусах; познакомить с правилами поведения во время болезни; воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Беседа:

«Откуда берутся болезни», «Что такое микробы»

«Правила поведения во время болезни»

«Что делать, если промочил ноги»

«Как одеваться летом, зимой, в помещении и на улице», «Как укрепить себя и свое здоровье»

«Как я должен себя беречь», «Одежда и здоровье»

«Безопасное поведение на улице»

Игра: «Полезно-вредно», «Хорошо-плохо»

«Пирамида здоровья», «Мой выбор»

«С добрым утром!», «Скорая помощь»

«Путешествие в страну Здоровья»

«Наши помощники – растения»

Рассматривание рисунков с изображением микробов, вирусов

Слушание пьесы П.Чайковского «Болезнь куклы»

Рассказы из личного опыта «Когда я болел»

Рассматривание алгоритма обработки ран, ссадин.

А.Барто «Сто одежек», Н.Саконская «Снежный ком», С.Михалков «Про мимозу», «Прививка», «Тридцать шесть и пять», «Чудесные таблетки», «Про девочку, которая сама себя вылечила», И.Токмакова «Мне грустно – я лежу больной», Я.Аким «Я мальнеким был», С.Маршак «Чем болел мальчик», Э.Успенский «Академик Иванов»

17

1

Занятие «Будь здоров»

Цель: Закрепить знания детей о возможных опасностях среди растений, грибов, ягод, при контактах с животными, о безопасном поведении на воде; воспитывать любовь к природе; научить правильному поведению в природе; сформировать представление о том, что здоровье – главная ценность в жизни человека.

Беседа: «Взрослые и дети», «Служба 01,02,03», «На воде, на солнце», «Игры во дворе», «Съедобные грибы, ядовитые ягоды», «Контакты с животными», «Ребенок и его старшие приятели», «Использование и хранение опасных предметов»

Практическое занятие «Первая помощь»

Выставки иллюстраций «Ядовитые и лекарственные растения», «Съедобные и ядовитые грибы»

Игра: «Опасно – безопасно», «Можно – нельзя»

Эстафета «Скорая помощь»

Клуб знатоков «Объясни правила»

Алгоритм действий при возникновении опасности

Рассматривание плакатов «Твоя безопасность»

Дид. упражнения: «Опасные люди», «Опасные предметы», «Опасные дела»

Решение проблемных ситуаций

Б.Житков «Обвал», А.Барто «Мы с Тамарой», А.Усачев «В поход», С.Михалков «Как медведь трубку курил», В.Лебедев-Кумач «Про умных зверюшек»

18

1

Диагностическое обследование детей

Календарно – тематическое планирование образовательной области «Безопасность»

недели

Кол-во зан.

Тема, цель

Совместная деятельность педагога с детьми

оборудование

1

Диагностическое обследование детей

2

1

Тема: «Улица большого города»

Цель: уточнить представления детей об улице, ее особенности. Помочь понять, как дают названия улицам. Развивать умения образовывать прилагательные от существительных. Воспитывать желание соблюдать правила дорожного движения.

Дидактические игры:

«Светофор – наш друг», «Игры на улице», «Экскурсия», «Что лишнее», «На чем люди ездят», «Дорожные знаки».

Подвижные игры:

«На шоссе», «Цветные автомобили», «Светофор».

Игры на координацию речи с движением:

«Люблю по улице гулять», «Машины».

Сюжетно-ролевые игры:

«Автобус», Поездка на автобусе», «Катаемся по городу».

Экскурсия к перекрестку, наблюдение за светофором.

Рассматривание иллюстраций «Улица города», «Шофер» (из серии «Кем быть»)

Аппликация «Светофор»

Рисование «Наша улица»

Беседы:

«Наши помощники на дороге», Безопасное поведение на улице», «Внимание, переходим улицу»

А.Северный «Если он горит», С.Михалков «Бездельник светофор», «Моя улица», Я.Пишумов «Азбука улицы», «Чтобы улицей бурливой…», Т.Поваляева «Светофор»

3

1

Тема: «на чем люди ездят»

Цель: закрепить знания детей о видах транспорта: наземный, водный, воздушный и обобщающее понятие «транспорт»

Составление описательного рассказа о транспортной игрушке

Беседы: «Как вести себя в транспорте», «Культура пешехода»

Дидактические игры: «Угадай вид транспорта по описанию», «Кто чем управляет»

Викторина «Что мы знаем о транспорте»

Вечер загадок «Машины на нашей улице»

Я.Пишумов «На нашей улице…», А.Усачев «Законы уважения»

загадки

4

1

Тема: «Каждому опасному предмету свое место»

Цель: уточнить знания детей о правилах пользования колющими и режущими предметами. Воспитывать у детей аккуратность в работе с опасными предметами.

Дидактические игры:

«Два мастера», «Поставь нужные знаки», «Наша квартира», «Найди предмет по описанию», «У кого какой предмет», «Один-много», «Мой, моя, мое», «Умные ручки».

Игра-драматизация: «можно ли толкать человека, если он режет, шьет и забивает гвоздь», «Иван и

Митрофан»

Сюжетно-ролевые игры»

«Семья», «Детский сад», «Магазин», «Кафе», «СТО»

Игры-задания:

«наведи порядок», «Опасно-безопасно»

Подвижная игра: «Займи свое место»

Игры-загадки:

«Нарисуй отгадку», «Загадки-движения»

Беседы:

«Умеете ли обращаться с колющими и режущими предметами», «Как обращаться с опасными предметами», «Домашние помощники»

Б.Заходер «Слесарь», С.Маршак «Самый бойкий и рабочий», К.Ушинский «Всякой вещи свое место», Н.Суконская «Иголка, иголка»

5

1

Тема: «Кошки и собаки - наши друзья»

Цель: учить детей понимать состояние и поведение животных; знать что каждое животное обладает своим характером; сформировать представление о том, что можно и что нельзя делать при контактах с животными. Воспитывать интерес к жизни животных, добрые чувства к ним.

Дидактические игры:

«Взрослые и дети», «Распутай путаницу», «Кто как защищается», «Как кричит каждое животное», «Чей хвост», «угадай, чей голос», «Кто где живет», «Чей домик», «Ты чей малыш»

Сюжетно-ролевые игры:

«Зоопарк», «Ферма», «Прогулка на теплоходе», «Прогулка по реке»

Подвижные игры:

«Лохматый пес», «Бездомный щенок»

Беседы:

«Что необходимо понимать при общении с животными», «Можно-нельзя»

Отгадывание загадок

Г.Навицкая «Дворняжка», И.Токмакова «Ничья кошка», Е.Благанина «Котенок», А.Дмитриев «Бездомная кошка»

6

1

Тема: «огонь – друг или враг»

Цель: дать представление о роли огня в жизни человека; закрепить знания правил пожарной безопасности; формировать представления о поведении при угрозе пожара

Беседа «Чтобы не было беды»

Дидактическая игра «Опасные предметы»

Вечер загадок «Предметы бывают разные – опасные и безопасные»

Дидактические игры:

«Опасно-безопасно», «Сгораемые-несгораемые предметы», «Сложи картинку», «Не играй с огнем», «Пожарные спешат на помощь», «Опасные предметы»

Кукольный театр «Кошкин дом»

Сюжетно-ролевые игры:

«Семья», «Пожарные», «Шоферы», «Пожарная часть»

Подвижные игры:

«Пожарные на учении», «Самый быстрый», эстафеты «Добраться до места происшествия», «Разбор завалов», «Спасение пострадавших», «Ловкие пожарные»

Рассматривание альбома «Пожарная безопасность»

 Отгадывание  загадок

С.Маршак «Рассказ о неизвестном герое», «Пожар», Ф.Голосов «Сказка о заячьем теремке и спичечном коробке», О.Иоселиани «Пожарная команда», Д.Лапине «Не шали с огнем», Е.Новичикин «ноль-один», М.Поцхишвили «Можно и нельзя», И.Холин «Как непослушная Хрюшка едва не сгорела»

7

1

Тема: «Не бойся огня!»

Цель: обучить детей через проигрывание сложных ситуаций разнообразным способам выхода из них. Корректировать тревожность, как выражение беспокойства в ожидании каких либо опасных событий. Упражнять в активизации процесса принятия решений. Создать условия для уменьшения интенсивности страха, снятие стресса через проигрывание опасных ситуаций.

Дидактические игры:

«Опасно-безопасно», «Сгораемые-несгораемые предметы», «Сложи картинку», «Не играй с огнем», «Пожарные спешат на помощь», «Опасные предметы»

Кукольный театр «Кошкин дом»

Сюжетно-ролевые игры:

«Семья», «Пожарные», «Шоферы», «Пожарная часть»

Подвижные игры:

«Пожарные на учении», «Самый быстрый», эстафеты «Добраться до места происшествия», «Разбор завалов», «Спасение пострадавших», «Ловкие пожарные»

Рассматривание альбома «Пожарная безопасность»

Отгадывание загадок

С.Маршак «Рассказ о неизвестном герое», «Пожар», Ф.Голосов «Сказка о заячьем теремке и спичечном коробке», О.Иоселиани «Пожарная команда», Д.Лапине «Не шали с огнем», Е.Новичикин «ноль-один», М.Поцхишвили «Можно и нельзя», И.Холин «Как непослушная Хрюшка едва не сгорела»

8

1

Тема: «Зимние забавы»

Цель: сформировать представление о правилах безопасности во время проведения игр; научить детей пользоваться санками, лыжами, коньками. Воспитывать интерес к спортивным играм, уважительное, дружеское отношение друг к другу.

Дидактические игры:

«Назови зимние виды спорта», «1,2,3 говори», «Опасно-неопасно»

Подвижные игры:

«Кто первый», «Санный поезд», «Ловкий лыжник»

Сюжетно-ролевые игры:

«Семья», «Детский сад», «Больница»

Рассматривание иллюстраций «Зимние забавы»

Беседы:

«Как избежать неприятностей», «Азбука безопасности»

Отгадывание загадок

9

1

Тема: «Опасности вокруг нас»

Цель: закрепить знания правил безопасности в быту, на улице, в воде. Продолжать формировать основы правильного поведения в критических ситуациях.

Дидактические игры:

«Опасно – безопасно», «Что такое хорошо и что такое плохо», «Опасные предметы вокруг нас», «Электроприборы», «Природа вокруг нас» (1-2 часть)

Сюжетно-ролевые игры:

«Больница», «Семья», «СТО», «Шофер», «Автобус»

Беседы:

«Если ты один», «Собака, собака ты чья», «Не зная брода, не суйся в воду», «Красивый и хороший»

Рассматривание предметов опасных для детей

И.Лишкевич «Гололед», Е.Тамбовцева-Широкова «Кто твой друг и кто твой враг», «Находчивый Дима»

10

1

Тема: «Школа дорожных наук»

Цель: продолжать знакомить детей с работой пешеходного светофора, с машинами специального назначения. Уточнять название и назначение некоторых видов транспорта, дорожных знаков. Развивать внимание. Воспитывать грамотного пешехода.

Дидактические игры: «Это должны знать все», «Мы идем через дорогу», «Помоги собрать машину», «Чего не стало», «Найди и покажи отгадку»

Беседа «Автомобили»

Я.Пишумов «На нашей улице…», А.Усачев «Законы уважения»

загадки

11

1

Тема: «Дорожная азбука»

Цель: знакомить детей с назначением дорожных знаков: «пешеходный переход», «осторожно дети», «телефон», «пункт медицинской помощи», «остановка пассажирского транспорта». Расширять знания о правилах поведения на улице, в автобусе, перехода дороги. Воспитывать внимание. Культуру поведения

Дидактические игры:

«Светофор – наш друг», «Игры на улице», «Экскурсия», «Что лишнее», «На чем люди ездят», «Дорожные знаки».

Подвижные игры:

«На шоссе», «Цветные автомобили», «Светофор».

Игры на координацию речи с движением:

«Люблю по улице гулять», «Машины».

Сюжетно-ролевые игры:

«Автобус», Поездка на автобусе», «Катаемся по городу».

Экскурсия к перекрестку, наблюдение за светофором.

Рассматривание иллюстраций «Улица города», «Шофер» (из серии «Кем быть»)

Аппликация «Светофор»

Рисование «Наша улица»

Беседы:

«Наши помощники на дороге», Безопасное поведение на улице», «Внимание, переходим улицу»

А.Северный «Если он горит», С.Михалков «Бездельник светофор», «Моя улица», Я.Пишумов «Азбука улицы», «Чтобы улицей бурливой…», Т.Поваляева «Светофор»

12

1

Тема: «Спичка – невеличка»

Цель: углубить и закрепить знания детей о пользе и вреде огня, способствовать формированию навыков правильного обращения с ним; продолжать знакомить с профессией пожарного; развивать память, сообразительность, находчивость.

Беседы: «Служба 01», «Всегда на страже», «Опасные предметы дома», «Профессия пожарного»

Дидактические игры: «Разложи по порядку», «Правила пожарной безопасности», «Если возник пожар»

Подвижная игра «При пожаре не зевай, огонь водою залевай», «На пожаре»

Викторина «Юные пожарные»

Конкурс «Отгадай загадку»

А.Ильин «Я стану пожарным», Л.Толстой «Пожарные собаки», Д.Лапиня «Не шали с огнем»

13

1

Тема: «Незнакомец звонит в дверь»

Цель: сформировать представление о том, почему нельзя открывать двери постороннему; выработать алгоритм поведения в неожиданной ситуации. Воспитывать в детях положительное отношение к правилам безопасного поведения. Учить применять их на практике.

Дидактические игры:

«Основы безопасности в доме», «Кто пришел», «Свой – чужой», «Составь портрет», «Не ошибись», «Узнай по описанию», «Узнай по голосу»

Игра – драматизация «Незнакомый человек»

Кукольный театр «Волк и семеро козлят»

Подвижные игры:

«Спаси друга», «Догони меня»

Игры-задания «Ошибки героев сказок»

Рисование «Нарисуй опасность»

Сюжетно-ролевые игры:
«Семья», «Кафе», «Магазин», «Больница», «Почта», «Автобус»

Беседы:

«Если в дверь звонит», «Ты один дома», «Будь осторожен»

Л.Толстой «Мышка», С.Михалков «Дядя Степа», «Кот, петух, лиса»,С.Маршак «Сказка о глупом мышонке», Ш, перо «Красная шапочка»

14

1

Тема: «Велосипед на улицах города»

Цель: способствовать формированию культуры поведения на дорогах; учить различать дорожные знаки; учить определять места для игр и катания на велосипеде; познакомить с дорожными знаками, регламентирующими передвижение велосипедистов («Дорожная азбука»  стр.36)

Дидактические игры:

«Светофор – наш друг», «Игры на улице», «Экскурсия», «Что лишнее», «На чем люди ездят», «Дорожные знаки» «Большая прогулка», «Твоя безопасность», «Основы безопасности»

Подвижные игры:

«На шоссе», «Цветные автомобили», «Светофор».

Целевая прогулка по улице и наблюдение за поведением людей.

Сюжетно-ролевые игры: «Улица города»

«Автобус», Поездка на автобусе», «Катаемся по городу».

Рассматривание иллюстраций «Улица города», «Шофер» (из серии «Кем быть»), «Твоя безопасность»

Работа с карточками «Ты и улица», «Ты и дорога»

Беседы:

«Наши помощники на дороге», Безопасное поведение на улице», «Внимание, переходим улицу», «Можно - нельзя», «Правильно – неправильно

А.Северный «Если он горит», С.Михалков «Бездельник светофор», «Моя улица», Я.Пишумов «Азбука улицы», «Чтобы улицей бурливой…», Т.Поваляева «Светофор»

15

1

Тема: «Ребенок и природа»

Цель: познакомить детей с правилами безопасного поведения в природе: соблюдать осторожность при контакте с незнакомыми насекомыми, нельзя играть возле обрывов и крутых склонов рек и озер, нельзя купаться в незнакомом месте, не собирать в лесу незнакомые грибы и ягоды; учить оказывать первую медицинскую помощь при порезах, ушибах, перегреве  и обморожении; воспитывать любовь к природе

Дидактические игры:

«Распутай путаницу», «Съедобное – несъедобное», «Правила поведения в лесу», «Съедобный грибок положи в кузовок», «Экология для малышей» (1-2 часть», Отгадай какое насекомое», «Собери вещи для прогулки в лес, парк», «За грибами», «Кто как защищается», «Внимательные глазки», «Мы и природа»

Сюжетно-ролевые игры:

«Прогулка в лес», «Поход», «Прогулка на теплоходе», «Семья»

Подвижные игры:

«Мы плывем», «Жуки и ребята», «Мухи в паутине», «На водопое», «Лягушки и цапля», «Через болото», «Паук», «По кочкам»

Игра-загадка:

«Кто идет по лесной дорожке»

Игра-ситуация:

«Горе - поляна»

Рисование по опорным точкам:

«Лесная поляна»

Беседы:

«Что необходимо помнить при общении с животными», «Правила поведения на природе», «Почему животные защищаются», «Будь внимателен»

Отгадывание загадок

Худ. Литература:

И.Анденко «Грибной поселок», Е.Благинина «Угадай, где мы были?», В.Викторов «Цветок», Н.Калинина «В лесу», Г. Скребицкий «На лесной полянке», Л.Толстой «Нашли дети ежа»

16

1

Тема: «Безопасность на улице»

Цель: закрепить знания об опасностях ,которые ждут на улице; повторить правила поведения на улице, правила дорожного движения; закрепить знания сигналов светофора их значение, а также обозначение дорожных знаков; воспитывать чуткость, отзывчивость, умение оказать помощь другому.

Дидактические игры:

«Как избежать неприятностей», «Азбука безопасности», «Можно-нельзя», «Правильно-неправильно», «Внимание дорога!», «Светофор», «Дорожные знаки», «Азбука пешехода», «Законы улиц и дорог»

Сюжетно-ролевые игры:

«Мы на улице», «Автобус», «Экскурсия по городу», «Шоферы»

Беседы:

«Безопасное поведение на улице», «Всем ребятам надо знать, как по улице шагать», «Как не потеряться»

Решение ситуативных задач (опасные ситуации на улице)

Отгадывание загадок

Худ. Литература:

О.Бедарев «Если бы…», Г.Гиоргеев «Светофор», Б.Житков «Что я видел», Я.Пишумов «Самый лучший переход», В.Семернин «Запрещается-разрешается», Л.Толстой «Мышка вышла гулять»

17

1

Тема: «В мире опасных предметов»

Цель: закрепить у детей представления об опасных для жизни и здоровья предметах, с которыми они встречаются в быту, об их необходимости для человека, о правилах пользования ими. Воспитывать аккуратность, осторожность

Дидактические игры:

«Опасно-безопасно», «Разложи по порядку», «Найди ответ», «Основы безопасности в доме», «Правила безопасности», «Можно-нельзя», «У нас порядок», «Нарисуй отгадку»

Сюжетно-ролевые игры:

«Семья», «Детский сад», «Парикмахерская», «СТО», «Больница»

Беседы:

«Если ты один дома», «Опасные предметы», «Почему нельзя?»

Конкурс детского рисунка «Осторожно опасность!»

Игровой тренинг «Мы вызываем службу спасения»

Видеофильм «Уроки осторожности»

Отгадывание загадок

Худ. Литература:

Е.Широкова «Кто твой друг и кто твой враг», «Находчивый Дима», К.Ушинский «Всякой вещи свое место»

18

1

Диагностическое обследование детей

Диагностика по валеологическому образованию.

Дата_____________  группа___________________  

Цель: выявление уровня знаний детей по валеологическому образованию.

Условные обозначения:

Высокий уровень – критерии проявляются в полной степени.

Средний уровень – критерии просматриваются, но имеют фрагментальный характер.

Низкий уровень – критерии отсутствуют, либо выражены слабо.

Фамилия имя ребенка

 

итог

Знает, что такое микробы и как защититься от них.

Знает части тела, главные органы и их функции.

Знает жизнедеятельность некоторых систем: дыхательной, пищеварительной, кровообращения.

Имеет представление об умственной деятельности человека.

Имеет представление об оказании первой медицинской помощи.

Понимает важность режима дня, питания.

Имеет представление о пользе закаливающих процедур.

Владеет здоровьесберегающими технологиями.

Знает разные гимнастические упражнения, подвижные игры, понимает их роль для здоровья человека.

Знает про негативное влияние вредных привычек на здоровье.

Методика проведения диагностики по определению уровня валеологического образования детей старшего дошкольного возраста.

критерии

инструментарий

Методика проведения

Знает, что такое микробы и как защититься от них.

Дидактическая игра «Что такое хорошо и что такое плохо», иллюстрации «Микробы»

-знаешь ли ты, что такое микробы?

-а как защититься от них?

-как ты думаешь, опасно ли быть неряхой и грязнулей?

-что может случиться с таким ребенком?

Знает части тела, главные органы и их функции.

Плакат «Строение человека», карточки «Внутренние органы»

-из чего состоит твое тело?

-что спрятано у тебя под кожей?

-как ты думаешь, человек мог бы жить без скелета? Почему?

-зачем человеку мышцы?

-для чего человеку уши, глаза, зубы?

Знает жизнедеятельность некоторых систем: дыхательной, пищеварительной, кровообращения.

Плакаты: «Пищеварительная система человека», «Кровеносная система человека», карточки «Внутренние органы»

-что произойдет, если сердце человека перестанет работать?

-зачем организму человека нужна кровь?

-какую функцию выполняют внутренние органы?

-зачем мы дышим?

Имеет представление об умственной деятельности человека.

Плакат «Строение человека», дидактическая игра «Размышляй-ка»

-где у тебя находится мозг?

-для чего нам нужен мозг, как он помогает человеку?

-как ты понимаешь, умственная деятельность человека?

Имеет представление об оказании первой медицинской помощи.

Набор картинок «Оказание первой медицинской помощи», дидактическая игра «Первая помощь»

-покажи, как нужно правильно обработать царапину, ссадину, порез.

-что нужно делать при ожоге?

-что нужно делать, если случился солнечный удар?

Понимает важность режима дня, питания.

Набор картинок «Распорядок дня»,дидактические игры: «Все о времени», «Аскорбинка и ее друзья», «Пирамида здоровья», плакат «Пищеварительная система человека»

-расскажи о том, зачем нужен распорядок дня? В чем заключается его польза?

-составь, используя картинки, свой распорядок дня?

-для чего человеку нужна пища? Расскажи, что с ней происходит когда она попадает в рот?

Задание: разложи продукты на полезные и вредные.

-что такое витамины? Какие витамины ты знаешь?

Имеет представление о пользе закаливающих процедур.

Картинки или фотографии с различными видами закаливания.

-что мы делаем чтобы не болеть?

-что такое закаливание?

-для чего нужно закаливать организм?

-какие виды закаливания ты знаешь?

Владеет здоровьесберегающими технологиями.

Наблюдение

Знает разные гимнастические упражнения, подвижные игры, понимает их роль для здоровья человека.

Карточки – схемы «Посмотри и повтори».

-в какие игры ты любишь играть?

-какие подвижные игры ты знаешь?

-как ты понимаешь пословицу «Здоровье в порядке, спасибо зарядке»?

Задание: посмотри внимательно на карточку и повтори это упражнение.

Знает про негативное влияние вредных привычек на здоровье.

Дидактическая игра «Вредно – полезно»

-что такое вредные привычки и есть ли они у тебя?

-какие вредные привычки есть в вашей семье?

Диагностика по основам безопасности жизнедеятельности.

Дата_____________________ группа_______________________-

Цель: выявить уровень знаний детей по основа безопасности жизнедеятельности.

Условные обозначения:

Высокий уровень - критерии проявляются в полной степени.

Средний уровень - критерии просматриваются, но имеют фрагментальный характер.

Низкий уровень – критерии отсутствуют, либо выражены слабо.

Фамилия имя ребенка

Безопасность в доме:

Использование и хранение опасных предметов.

Опасности в быту.

Телефоны экстренных служб.

Безопасность на улице:

Правила поведения на улице.

Правила поведения при пожаре.

Контакты с незнакомыми людьми.

Контакты с животными.

Правила поведения на воде.

Правила поведения в природе.

Безопасность в детском саду:

Правила поведения в группе.

Правила поведения на участке детского сада.

Правила поведения за столом.

Общение со сверстниками.

Педагогическая диагностика по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста.

критерии

инструментарий

Методика проведения.

-знает предметы с которыми категорически запрещается играть.

-знает предметы, с которыми нужно правильно обращаться.

-знает предметы, которые хранятся в недоступных для детей местах.

-знает источники опасности в быту.

-знает телефоны экстренных служб.

-знает правила поведения при пожаре.

Дидактические игры: «Опасно – безопасно», «Как избежать неприятностей» (2 часть), «Твоя безопасность», рабочая тетрадь К.Белая «Твоя безопасность»

-как ты думаешь, для чего придумали правила безопасности на кухне, с бытовыми приборами дома?

-а ты соблюдаешь эти правила?

-можно ли подходить близко к плите, особенно если на ней варится суп или кипит чайник? Почему?

-что ты будешь делать, если почувствуешь запах газа?

-где «живет» электрический ток и когда он может быть опасен?

--что такое домашняя аптечка и для чего она нужна? Знаешь ли ты, где она находится у тебя дома?

-если я наберу по телефону номер (01, 02, 03), то куда я попаду? В каких случаях это необходимо?

-если ты один дома, а в дверь звонят, что ты будешь делать? Покажи.

Знает о несовпадении приятной внешности и добрых намерений.

Знает, что существуют ядовитые грибы и ягоды и умеет отличать их от съедобных.

Знает что можно, и что нельзя делать при контактах с животными.

Знает правила безопасного поведения на дороге.

Знает правила поведения на воде.

Дидактические игры: «Съедобное – несъедобное», «Ботаническое лото», «Опасно – безопасно», «Дорожные знаки», «Как избежать неприятностей», плакаты «Твоя безопасность»

-если ты повстречаешься с собакой или кошкой на улице, как ты будешь себя вести?

-а если собака тебя укусит или поцарапает кошка, каким будут твои действия?

-как ты думаешь, для чего придумали правила безопасности на дороге?

-как ты думаешь, улица – это удобное место для игр? Объясни почему?

-представь, что к тебе на улице подошел незнакомый человек и позвал тебя пойти с ним, как ты себя будешь вести?

-а знакомы ли тебе правила грибников и ягодников?

-научи меня, как вести себя в лесу, как правильно собирать грибы и ягоды.

-представь, что в одном сказочном лесу случился пожар. Помоги зверям спастись от лесного пожара.

Знает правила безопасного поведения в группе и на участке детского сада.

Знает правила поведения за столом.

Умеет пользоваться столовыми приборами.

Знает как правильно общаться со сверсниками.

Дидактические игры: «Что такое хорошо и что такое плохо», «Этикет», «Как правильно себя вести».

Иллюстративный материал по нравственно-этическому воспитанию.

-представь мы спускаемся по лестнице, идем на прогулку. Вдруг один ребенок толкает впереди идущего. Что может произойти?

-почему в нашей раздевалке нельзя прыгать, бегать и толкаться?

-подумай и скажи, что может случиться, если человек будет вести оживленную беседу во время еды, когда пережевывает пищу?

-скажи, пожалуйста, а ты умеешь пользоваться ножом и вилкой, когда принимаешь пищу? Чего нельзя при этом делать?

-когда тебе нужно будет помыть руки, сможешь ли ты сам правильно открыть водопроводный кран? Пойдем, ты мне покажешь.

-как ты думаешь почему в группе нельзя играть в подвижные игры, находясь рядом с аквариумом.

Содержание образовательной деятельности детей на прогулке

месяц

Наблюдения

Игровая деятельность

Опытно-экспериментальная деятельность

Трудовая деятельность

               

Живая природа

Неживая природа

Дидактические игры

Подвижные игры. Игры-забавы. Игры разных народов

сентябрь

Наблюдения:

-за насекомыми;

-за отлетом птиц;

-вороной;

-дождевым червем.

Рассматривание:

-цветочных семян;

-растений на огороде;

-деревьев и кустарников; (различия по листве);

-семян растений;(многообразие);

-многолетних и однолетних растений;

-цветов в цветнике;

-мест скопления насекомых.

Наблюдения:

-за продолжительностью дня;

-за погодой;

-за изменением температуры воздуха в течение дня;

-за туманом;

-росой;

-небом;

-вечерним небом;

-солнцем;

-облаками;

-ветром;

-дождем;

-грозой;

-кучевыми облаками;

-перистыми облаками;

Рассматривание почвы

«Придумай сам», «Найди себе пару»

«Что где растет», «Что это такое», «Земля, вода, огонь», «что лишнее?», «Не ошибись», «Мое облако», «Что это значит?», «Насекомые», «Третий лишний»(птицы), «Кто больше слов назовет», «Ищи», «Да или нет», «Цветы», «Расскажи без слов», «Так бывает или нет?», «Похож или не похож», «Охотник», «И я», «Живая или неживая природа».

«Летает – не летает»,

«Совушка».  «Меняемся местами»; «С кочки на кочку», «Замри», «Найди себе пару», «Дети и волк», «Что мы видели, не скажем», «С кочки на кочку», «Не дай мяч водящему», «Кот на крыше». «Пятнашки», «Узнай растение», , «Мяч водящему», «Стадо», «Рыбак и рыбки», «Пчелки и ласточки», «Караси и щука», «Стрелок», «Горелки», ««Песенка стрекозы»,»Блуждающий мяч», «Гуси-лебеди», «Голубь», «Повар», «Узнай растение», «Не намочи ног», «Маргаритки», «Большой мяч», «Лягушки и цапля», «Иголка, нитка, узелок».

-Свойства мокрого песка.

-Радуга

-Буря

-В почве есть воздух, в воде есть воздух

-Летающие семена

-Потребность растений в воде

-Какое значение имеет размер семян.

-Состояние почвы в зависимости от температуры

-движение паучка по паутине

Наведение порядка на участке. Сбор засохшей ботвы на грядках.

Сбор красивых осенних листьев и семян для гербария. Уборка мусора и опавших листьев в уголке леса. Окапывание лунок вокруг деревьев и кустарников. Сбор осенних листьев и семян для ручного труда.

                                 

октябрь

Рассматривание:

-растений на участке

-однолетних и многолетних растений;

-березы;

-листьев;

-семян растений;

-листьев ивы и березы;

-почек после листопада;

-деревьев и кустарников;

-листьев на земле;

-окраски и формы листьев;

-Наблюдение:

-за листопадом;

-за полетом семян деревьев;

-за птицами;

-за повадками птиц;

Нахождение примет осени

Наблюдение:

-за продолжительностью дня;

-облачностью;

-небесными светилами;

-осадками;

-пасмурной погодой;

-ветром;

-небом;

-вечерним небом;

-одеждой детей и взрослых.

Нахождение примет осени.

«Придумай сам», «Игра в загадки», «Ищи», «И я», «Сколько предметов», «Исправь ошибку», «Вспомни разные слова». «Стой, палочка. Остановись»,  «Где, что можно делать?»,  «Какая, какое, какой», «Какое что бывает?». «Кто больше вспомнит», «Придумай другое слово», «О чем я сказала», Найдите, что опишу», «Отгадай, что за растение», «Назови птицу с нужным звуком», «Что это за птица?», «Узнай, чей лист», «Путешествие», «Бывает не бывает»,  «Найди пару», «Охотник», «Лесник».

Ловушка.  Иголка, нитка и узелок.  Волк во рву.  Удочка. Кенгуру.  Не оставайся на полу.  Медведь и пчелы. Гуси-лебеди. Караси и щука. Космонавты. Мяч водящему. Хитрая лиса. Успей подхватить. Не намочи ног. Ловишка  бери ленту. Ручейки и озера. Найди себе пару, Лягушки. Замри, К названному дереву беги, Крокодил. Найди листок на дереве, Повар, Кот на крыше, Лягушата.

Игры – забавы: Что изменилось. Узнай по звуку, Где звук. Необычные жмурки.

Игра-развлечение «Считай ногами».

- Летающие семена

-Уличные тени

-Движение воздуха

Уборка засохших листьев в цветниках. Помощь младшим детям в уборке песка вокруг песочницы. Помощь дворнику опавшей листвы. Уборка грядок на огороде от высохших стеблей. Сбор красивых листьев для гербария. Сбор цветочных семян. Окапывание лунок вокруг деревьев.

                 

                                   

ноябрь

Рассматривание деревьев и кустарников.

Определение погоды по приметам. Наблюдение:

-за птицами находящимися вблизи человеческого жилья

--за воробьями

-воронами

-за птицами у кормушки.

-за голубями

-снегирями

Наблюдение:

-за освещенностью улиц

-первыми заморозками

-погодой

-изменениями температуры воздуха в течение дня

-тенью от солнца

-небом

-тучами

-облаками

-туманом

-первым снегом

-одеждой людей

Определение погоды по приметам.

Развешивание кормушек

Найди пару, Охотники, Похож – не похож. Природа и человек, Третий лишний, Наоборот, Хлопки. Ищи, Сколько предметов, Исправь ошибку. Кто ты?, Да – нет. Добавь слог.  Назови птицу с нужным звуком. Кто (что) летает?, Отгадай-ка. Придумай сам, Бывает – не бывает, Кто,  где живет, Доскажи словечко,  Птицы, Не зевай.

Совушка.  Стоп. Казаки-разбойники. Лиса в курятнике. Зайцы и волк. Картошка. Стайки. Кот на крыше. С кочки на кочку. Повар. Лягушата. Пустое место. Мыши в кладовой. Самолеты. Мы веселые ребята. Жмурки. Гуси-лебеди. Медведь и пчелы. Сделай фигуру. Хитрая лиса. Мяч водящему. Рыбаки и рыбки. Волк во рву. Горелки, Волк.

-Уличные тени

-Таяние снега

-Таяние снега на руке

Наведение порядка на участке.

Помощь детям младшей группы.

Помощь дворнику в уборке участка. Посыпание дорожек песком. Уборка своего участка.

                                 

декабрь

Рассматривание деревьев и кустов.

Наблюдение:

-за повадками зимующих птиц у кормушки

-за зимующими птицами

Нахождение примет приближающейся зимы

Наблюдение:

-за небом,

-ночным небом

-ветром

- солнцем

-луной и звездами

-снегом

-снежинками

-состоянием воды на улице

-погодой

-продолжительностью дня

-снегопадом

-ветром и снегом

-работой дворника

-Рассматривание:

-луж на асфальте

-следов на снегу

-снежинок

Определение пути солнца по ориентирам

Нахождение примет приближающейся зимы

Похож, не похож. Назови три предмета. Природа и человек. Наоборот. Добавь слог. Не ошибись. Закончи предложение. Придумай сам. Найдите, что опишу. Отгадай, что за растения. Охотник. Назови птиц с нужным звуком. Скажи по другому. Кто больше знает. Найди предмет такой же формы. Кто (что) летает?. Что это за птица. Третий лишний. Скажи, что ты слышишь. Когда это бывает7.

Русская народная забава  «Снежная баба».

Русские народные игры: Волк. Стадо.

Игры – забавы: Узнай по звуку. Что изменилось. Узнай не смотря. Где звук. Необычные жмурки.

Башкирские народные игры: Стрелок. Липкие пеньки.

Бурятские народные игры: Иголка, нитка и узелок. Волк и ягнята. Ищем палочку.

Белорусские народные игры: Прела-горела. Колечко. Мороз. Ванюша и лебеди.

Казахская народная игра:  Платок и узелок.

Зимние забавы: Снайперы. Кто быстрее. Кто дальше. Снежная карусель. Проезжай и собирай. Мороз – красный нос. Зайцы и медведи. Два Мороза. Совушка. Мы веселые ребята. Лиса в курятнике. Космонавты.

-Уличные тени

-Уличные тени от фонарей

-Определение чистоты снега

-зависимость состояния воды от температуры воздуха

-свойства снега

-таяние и замерзание воды.

Уборка снега от дорожек.

Помочь дворнику посыпать дорожки песком. Расчистить дорожки от снега.

Ремонт поломавшихся кормушек. Помочь детям младшей группы в создании ледяных построек. Помочь малышам убирать снег на дорожках. Сбор снега в лунки деревьев и кустарников.

                               

январь

Наблюдение:

-за поведением птиц

-красотой зимнего пейзажа

Рассматривание березы

Определение погоды по приметам

Наблюдение:

-за снеговиком

-за снегопадом

-сугробами на участке

-следами на снегу

-инеем

-снегом

-осадками

-метелью

-красотой зимнего пейзажа

-работой дворника

-вечерним небом

Рассматривание:

-снежинок

-узоров на стеклах

Охотник. Когда это бывает. Кто больше назовет, Игра в загадки. Ищи. Сколько предметов. Что это за птица?. Вчера, сегодня, завтра. Исправь ошибку. Что это такое? Отгадай-ка. Кто ты? Не зевай. И я. Дополни предложение. Путешествие. Кто. где живет?.Найди противоположное слово. Скажи слово с нужным звуком. Кому что нужно?

Лиса в курятнике. Замри. Пятнашки. Кот на крыше. Стайка. Кто сделает меньше шагов. Стрелок. Перенеси предмет. Что это такое?. Стой. Мороз – красный нос. Гуси-лебеди. Медведь и пчелы. Караси и щука. Ловишка бери ленту. Два Мороза. Успей поймать. Необычные жмурки. Считайте ногами. 

Русская народная игра : снежная баба.

Башкирская народная игра: Липкие пеньки.

Белорусская народная игра: Колечко.

Бурятская народная игра: Иголка, нитка и узелок.

Зимние забавы: Снежная карусель. Снайперы. Пробеги и не задень.

-Таяние и замерзание снега

-зависимость состояния воды от температуры

-вода и снег

-свойства воды

-березка

-защитные свойства снега

Помочь малышам убрать снег с участка. Стряхнуть снег с кормушек и насыпать корм.

Стряхивание больших шапок снега с молодых веток. Уборка снега с дорожек. Помощь малышам в насыпании снега в лунки деревьев и кустарников. Сбор снега в лунки деревьев на участке. Посыпание песком скользких дорожек.

                               

февраль

Рассматривание:

-травянистых растений под снегом

- почек на деревьях

Наблюдение:

-за зимующими птицами у кормушки

-воронами

-передвижением птиц

-синицей

-галками и воронами

-снегирем

Определение погоды по приметам.

Наблюдение:

-за увеличением продолжительности дня;

-образованием сосулек;

-снегом на ветках;

-облаками

-небом

-луной

-ночными светилами

-звездами

-лужами

-оттепелью

-капелью

-солнцем

-погодой

-снеговиком. Рассматривание:

-снежного покрова

-следов птиц

-одежды людей

Не ошибись. Кому что нужно. Кто больше назовет. Так бывает или нет. Где я был. Это правда или нет. Надо сказать по- другому. Какое что бывает. Придумай другое слово. Природа и человек. Вспомни разные слова.

Что за птица?. Летает – не летает. Стоп, палочка. остановись.

Вспомни разные слова. Что неверно. Кто найдет короткое слово?. Вспомни разные слова. Какое время года. Какие, какое. Какой? О чем я сказала?. Что это значит?

Зимние забавы: Снежная карусель. Снайперы. Пробеги и не задень.Успей поймать.  Ловкие и быстрые.

Совушка. Лиса в курятнике. Пятнашки. Самолеты. Пустое место. Мы веселые ребята. Ловишки на одной ноге.Стоп. Я есть.

Мордовская народная игра «Круговой».

Игры народов Севера «Перетяни».

Русская народная игра «Ключи».

Удмуртская народная игра «Водяной»

Тувинская народная игра «Стрельба в мишень»

Дагестанская народная игра «Подними игрушку»

Белорусские народные игры «Ванюша и лебеди» «Мороз»

Татарские народные игры «Хлопушки, «Скок-перескок». «Лисичка и курочки»

-лед – твердая вода

-зависимость состояния воды от температуры воздуха

Помочь детям малышам в постройке снеговиков. Ремонт кормушек. Помочь дворнику посыпать дорожки песком

                              .

март

Наблюдение:

-за воронами

-повадками птиц

-весенней природой

-насекомыми

Рассматривание:

-почек на деревьях и кустарниках

-веток деревьев

-растений

Молодой травы

-растений (их многообразием)

Наблюдение:

-за изменениями. происходящими в природе

-за капелью

-оттепелью и капелью

-облаками

-лужами

-таянием снега и льда

-облачностью

-весенней природой

-дождем

-солнцем

-изменениями, происходящими в неживой природе

Природа и человек. Кто же я? Повторяй друг за другом.Охртник. Расскажи без слов. Что это за птица. Придумай сам. Мое облако. Похож  -не похож. Узнай. Что в мешочке. Закончи предложение. Третий лишний. Кто больше знает. Наоборот. Найди предмет той же формы. Назови три предмета. Отгадайте, что за растение. Третий лишний.

Что происходит в природе. Мышеловка. Мяч водящему. Пчелки и ласточки. Космонавты. Хитрая лиса. Медведь и пчелы. Жмурки. Гуси-лебеди. Садовник. Сделай фигуру. Найди себе пару. Сделай фигуру. К названному дереву беги. Волк во рву. Солнечные зайчики.

Русские народные игры «Мячик кверху», «Блуждающий мяч». Стадо.

Игры забавы «Узнай по звуку». «узнай. Не видя. Что изменилось?

Башкирская народная игра «Липкие пеньки»

-вода и снег

-движение воздуха

-определение зависимости роста растений от температуры окружающего пространства

-

Наведение порядка на участке.

Помощь дворнику в уборке снега с дорожек.

Сбор снега в лунки деревьев и кустарников. Посыпание скользких дорожек песком. Уборка участка от оставшегося снега. Помощь дворнику  в уборке территории детского сада.

Апрель

Наблюдение:

-за воробьями

-весенними изменениями в природе

-цветение березы

-насекомыми

-полетом птиц

-поведением птиц

-кошкой

-изменениями. происходящими в природе

Рассматривание:

-одуванчика

-березы

-подорожника

Божьей коровки

-майского жука ошибку

Наблюдение:

-за весенними изменениями в природе

-ветром

-солнцем

-ветром и облаками

-красотой весенней природы

-дождем

-изменениями, происходящими в неживой природе

 Назови насекомое с нужным звуком. Кто где живет. Хорошо-плохо. Да или нет. Добрые слова. Летает –не летает. Похож – не похож. Игра в загадки. Сколько предметов. Наоборот. Назови три предмета. Хлопки. Скажи. Что ты слышишь. Отгадайка. Бывает или нет. Исправь

Игра – забава « К названному дереву беги. Мы веселые ребята. Узнай растение. Голубь. Охотник и зайцы. Горелки. Карусель. Похож не похож. Лягушки и цапля. Ловишка,  бери ленту..Удочка. Зайцы и волк.Башкирская народная игра Стрелок.

Русская народная игра  «Волк»

Состояние почвы в зависимости от состояния температуры в воздухе

-уличные тени

-вечерние тени

- веселые кораблики.

Наведение порядка на участке.

Помощь дворнику в уборке снега с дорожек.

Сбор снега в лунки деревьев и кустарников. Посыпание скользких дорожек песком. Уборка участка от оставшегося снега.

Труд в цветниках на окне.

Май

Определение погоды по растениям.

Рассматривание:

-цветущего дерева

-ландыша

-одуванчика

-всходов цветов на клумбе

-лекарственных растений

Наблюдения:

-за птицами

-кузнечиком

-насекомыми

-бабочками

Нахождение отличий между сорными и культурными растениями.

Наблюдения:

--за грозой

-за солнцем

-перистыми облаками

Мое облако. Исправь ошибку. Загадай.  мы отгадаем. Кто знает,  пусть продолжает. Помнишь ли ты эти стихи. Природа и человек. Скажи. Что ты слышишь. Кому что нужно. Что сажают в огороде. Волшебное зеркало. Повторяй друг за другом. Что будет если? Что происходит в природе. Летает -не летает. Найдите, что опишу. Добавь слог. Наоборот. Что это за птица. Третий лишний. Вершки-корешки.

Игры забавы: Необычные жмурки. Узнай по вкусу. Карусель. Казаки-разбойники. Не оставайся на полу. Ручейки озера. Рыбак и рыбки. Садовник. Лягушки и цапля. Волк. Не намочи ног. Охотники и зайцы. Кот Васька. Стоп. Кенгуру.

Белорусские народные игры:

-Прела-горела. Ванюша и лебеди. Колечки.

Дагестанская игра

Надень шапку.

Казахская народная игра: Платок с узелком.

-защитная окраска кузнечика.

-состояние почвы в зависимости от температуры.

-рассматривание песка через лупу

-солнце высушивает предметы

-уличные тени

-распространение семян

-свойства мокрого песка

Перекопка земли на огороде. Формирование грядок. Помощь дворнику в уборке территории. Поддержание чистоты на участке. Работа на огороде. Полив всходов. Прополка огорода

                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

перспективный план кружка

Перспективный план кружка по ручному труду...

перспективный план кружка

программа дополнительного образования детей кружок "Мой мир"...

Перспективный план кружка "Чудесный песок"

В работе с песком у детей развивается творчество и фантазия, умение доводить начатое дело до конца, видеть результат своего труда и  получать от этого удовольствие и чувство удовлетворения, что с...

Перспективный план кружка "Маленький художник"

Технология работы по ознакомлению детей старшего возраста с живописью....

Перспективный план кружка "Математическая игротека"

Предлагаю вашему вниманию перспективный план кружка по математике, где мы закрепляем изученный материал и спользуя развивающие игры, задания повышенной трудности, занимательный материал по математике....

Переспективный план кружка по ПДД в подготовительной группе

Правила дорожного движения едины для детей и взрослых. К сожалению, они написаны “взрослым” языком без всякого расчета на детей. Поэтому главная задача взрослых – доступно разъяснить правила реб...

перспективный план кружка "Юный скульптор"

Цель кружка: Учить детей пользоваться стекой, доской, соленым тестом, формочкой. Учить детей нетрадиционным методам в своих работах. Учить делить большой кусок на несколько маленьких кусочков. Развива...