Проект "Букварь здоровья"
методическая разработка (старшая группа) на тему

Творческо-информационный проект для детей старшей группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_zdorove.docx33.26 КБ
Файл prezentatsiya_proekta_bukvar_zdorovya_3.pptx2.82 МБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка к проекту

 « Букварь здоровья»

В настоящее время одной из приоритетных задач стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья в процессе воспитания и обучения детей. Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду. В этом деле нет мелочей. Вся жизнедеятельность ребенка в детском саду должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья. Основой этого являются ежедневные утренние гимнастики, физкультурные и музыкальные занятия, праздники и досуги для детей, закаливающие  процедуры.

Целью оздоровительной работы в детском саду является создание устойчивой мотивации и потребности в сохранении своего собственного здоровья и здоровья окружающих.

Поэтому очень важно правильно сконструировать содержание воспитательно-образовательного процесса по всем направлениям развития ребенка, отобрать современные программы, обеспечивающие приобщение к ценностям, и прежде всего, – к ценностям здорового образа жизни.

Основные компоненты здорового образа жизни:

  • Рациональный режим.
  • Правильное питание
  • Рациональная двигательная активность.
  • Закаливание организма.
  • Сохранение стабильного психоэмоционального состояния.

Наиболее эффективным путём формирования культуры здорового и безопасного образа жизни является направляемая и организуемая взрослыми  самостоятельная работа, способствующая активной и успешной социализации ребёнка в образовательном учреждении, развивающая способность понимать своё состояние, знать способы и варианты рациональной организации режима дня и двигательной активности, питания, правил личной гигиены

Наибольшую актуальность такая работа приобретает в связи с ухудшением здоровья детей в нашей стране, часто обусловленного индивидуальными предпосылками (ранняя алкоголизация, увлеченность компьютерными играми, малоподвижный образ жизни детей и т.д.)

Предложенный проект   разработан  на основе материалов учебного пособия «Букварь здоровья» (Баль Л.В., Ветрова В.В.) и включает в себя  цикл   профилактических тренингов для детей 6-8 лет, содержащих основные правила здорового образа жизни «Путешествие по стране здоровья». Здесь сочетаются различные методы и формы работы, используется вспомогательный сказочный сюжет с сопровождающими персонажами.        Слово «тренинг» происходит от английского «train» - обучать, дрессировать. В самом широком смысле под тренингом обычно понимают активные формы усвоения знаний, познания себя и окружающего мира, формирования отдельных умений и навыков. С точки зрения содержания, круг задач, решаемых свойствами тренинга, широк и разнообразен, соответственно разнообразны и формы тренинга. Поэтому тренинг используется не только в решении психологических проблем, но и в обучении детей, школьников, подростков, молодежи, взрослых людей.

Тренинг является отличным средством социальной профилактики. Он не только информирует человека о проблеме. Тренинг - активное обучение дает ему возможность одновременно с получением информации обсуждать неясные моменты, задавать вопросы и тут же отрабатывать полученные знания, формировать навыки поведения. Такой способ побуждает участников подойти к процессу обучения ответственно. Также обучающий тренинг делает процесс познания более эмоциональным и творческим.

Специфика тренинга заключается в том, что он, как активная форма  получения знаний, не воспринимается  детьми  как простое занятие. Неформальную обстановку общения здесь обеспечивает ведущий. Он общается на равных с участниками и является как бы частью группы.

Следующей характеристикой, отличающей тренинг от традиционных занятий, является необычное расположение участников в аудитории – они рассаживаются по кругу. Круг (тренинговый круг) является необходимым условием таких занятий. Круг обеспечивает доверительную атмосферу, позволяет участникам видеть друг друга, свободно общаться друг с другом и с ведущим .

Алгоритм занятий следующий:

1. Вводная часть — 2 мин.

2. Информационный (актуальность темы включена) — 10 мин.

3. Закрепление материала — 4 мин.

Физкультминутка — 2 мин.

4. Приобретение практических навыков — 10 мин.

5. Заключительная часть, выводы. - 2 мин.

В начале занятия также можно провести физкультминутку (особенно если дети перед занятием учились).

Каждое занятие рассчитано приблизительно на 30 минут.

  Также в проект включено много различных  форм : экскурсии, выставки, праздники, развлечения, просмотр видеоматериалов , совместные с родителями мероприятия, т.е. организованы все виды деятельности вокруг темы  «Формирование основ ЗОЖ»

Цель  проекта:

Создание необходимых условий, способствующих формированию мотивации всех участников образовательного процесса на здоровый образ жизни, обучению средствам и методам использования возможностей своего организма для поддержания здоровья и развития личности.

Задачи:

  1. Разработать цикл профилактических тренингов на основе методического пособия Л. В. Баль, В.В. Ветрова «Букварь здоровья»
  2. Разработать серию игровых заданий и наглядных пособий «Как стать здоровым»
  3. Укрепление сотрудничества с родителями в вопросах оздоровления детей. Проведение совместного развлечения «Путешествие в страну здоровья»

Ожидаемый результат:

1. Усвоение детьми теоретических и практических основ здорового образа жизни.

2. Самостоятельное выполнение детьми правил здорового образа жизни.

3. Разнообразие и конструктивная направленность досуга детей в детском саду и в семье

4. Эмоциональный подъем в коллективе, активизация работы пассивных детей.

Используемые методы:

− игра

− беседа

− моделирование

− «мозговой штурм»

− демонстрация наглядных пособий

− использование здоровьесберегающих технологий (физкультминутки, игротерапия, цветотерапия, музыкотерапия)

-  экскурсии

-работа со схемой

- использование художественной  литературы,  детских энциклопедий.

- тренинг

Паспорт педагогического проекта

Структура

Содержание

Тема

«Букварь Здоровья»

Адресация проекта

Дети, воспитатели и родители воспитанников

Руководитель проекта

Крысько С.Б.,  воспитатель МБДОУ №19

Участники проекта

Дети старшей группы

Возраст воспитанников

5-6 лет

Особенности проекта

По характеру создаваемого продукта:

творческо-информационный

По количеству участников: групповой;

По продолжительности:  долгосрочный

По профилю знаний:  межпредметный

По уровню контактов:  на уровне образовательного учреждения

Цель проекта

Формирование привычки к здоровому образу жизни

Задачи проекта

1. Разработать цикл профилактических тренингов  на основе здоровьесберегающей технологии Л. Баль, В. Ветрова «Букварь здоровья»

2.Разработать серию игровых заданий и наглядных пособий

« Как стать здоровым»

3.Создать картотеку физминуток

4. Создать видеотеку «Здоровей-ка»

5. Укрепление сотрудничества с родителями в вопросах оздоровления детей. Проведение развлечения «Путешествие в страну здоровья»

Ресурсы проекта

Необходимое  обеспечение:

-методические материалы: « Букварь здоровья» Л. Баль, В. Ветрова; ШорыгинаТ.А «Беседы о здоровье»,Аксёнова З.Ф. «Спортивные праздники в детском саду»

-Художественная литература: В. Катаев» «Цветик-семицветик», «Айболит», «Мойдодыр» К. Чуковского и т.д.

-Фото материалы: Фотоальбом «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу»

-электронные ресурсы(материалы сети интернет)

-детские энциклопедии

Предполагаемые продукты проекта

Ожидаемые положительные результаты проекта:

 Продукты деятельности педагогов:

  • Серия игровых занятий и наглядных пособий « Как стать здоровым»
  • Картотека физминуток.
  • Дидактические игры «Полезные и вредные продукты»,
  • Картотека подвижных игр и пальчиковых гимнастик
  • Конспект развлечения «Путешествие в страну Здоровья»
  • Консультации для родителей «Здоровье без лекарств», «Безобидные сладости», « На природу в лес пойдём»
  • Альбом «Лекарственные растения»
  • Комплекс упражнений для глаз
  • Музыка для проведения утренней гимнастики

Продукты  деятельности детей:

  • Выставка детских работ «Здоровый и больной человек»
  • Муляжи овощей и фруктов , сделанных из солёного теста
  • Книжки-малышки «Витамины и полезные продукты»

       Продукты деятельности родителей:

  • Стенгазеты «Папа, мама, я - спортивная семья» фотоматериалы
  • Фотоальбом «Как мы отдыхаем летом. Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»
  • Видеотека «Как устроен человек»»
  • Дорожки здоровья
  • Сбор народных рецептов «Бабушкины рецепты»

Этапы работы над проектом.

Этапы работы

Продолжительность

Содержание работы

Ответственный за реализацию

Предполагаемый результат

Вводный

Цель: Способствовать развитию интереса к деятельности

1 день

 Вводная беседа

Цель: выявление  знаний  о здоровье, постановка проблемы и определение схемы пути познания.

Блок 1 — вводная часть. Введение в тему курса, установление правил поведения, знакомство с героями

(Пример: «Ребята, познакомьтесь, это брат и сестра, Женя и Витя.  Однажды Витя наелся снега и сильно заболел. Когда Витя поправился, ребята решили совершить путешествие в страну здоровья, чтобы узнать — как быть здоровым, что нужно кушать, как правильно отдыхать и учить уроки, где и как лучше гулять... И я приглашаю вас полететь в страну здоровья вместе с нашими героями. Много городов мы посетим, много нового узнаем, но нам нужно быть очень внимательными, чтобы ничего не прослушать, все запомнить, а также активно отвечать на вопросы и участвовать в играх.)

Блок 2 — информационный. Беседа на тему «Что такое здоровье?» (вариант сюжета: «У ворот страны здоровья Женя и Витя встретили стражника, и он сказал, что не пропустит их в страну здоровья, пока они не ответят на его вопросы»

Воспитатель показывает карту - схему Страны Здоровья и предлагает детям  изучить эту страну, путешествуя по ней.

Карту нужно повесить в группе на видном месте и отмечать красными флажками те места(города) , где уже побывали.

Воспитатель

старшей группы

Крысько С.Б.

Интерес  у детей к происходящему и стимул к познавательной деятельности.

План-схема  последовательности  изучения материала

Обучающий

Цель: способствовать развитию и накоплению опыта и необходимой информации о строении организма человека, о ЗОЖО главных составляющих здоровья, развивать логическое мышление детей и способность анализировать.

2 недели

Познавательный цикл:

  • Профилактические тренинги

Цель: вызвать у детей интерес к приобретению знаний о  человеке и его здоровье; обобщить и систематизировать , а также расширить представления о спорте, видах спорта;

  1. «Режим дня »

Цель:  систематизировать знания о режиме дня и  его значении в укреплении здоровья

  1. «Хороший сон»

Цель: закрепить знания детей о частях суток, объяснить детям, что значит для человека сон и какую роль он играет для здоровья человека.

  1. «Утро. Гигиена»

Цель: закрепить знания о культурно-гигиенических навыках, объяснить высказывание «Чистота – залог здоровья»

  1. «Правильное питание»

Цель: обогатить знания детей о правильной и здоровой пище, о вредных и полезных продуктах, познакомить с органами пищеварения

  1. «Занятия и отдых»

Цель: научить детей правильной смене деятельности ( труд – отдых), познакомить с разными видами гимнастик.

  1. «Безопасность в быту»

Цель: закрепить знания  правил безопасного поведения  дома и в детском саду, систематизировать знания об опасных предметах и правилах обращения с опасными предметами.

  1. «Улица полна неприятностей»

Цель:  закрепить знания  правил дорожного движения,  рассказать о том, какой вред здоровью человека может принести дорожное происшествие.

  • Видеотека « Как устроен человек?

-для чего выделяется слюна

-почему я потею

-почему болят зубы

-зачем мыться

-повышенная температура и т. д

  • Беседы о здоровье

Цель: закрепить знания о  здоровом образе жизни.

-«Какие бывают привычки?»

-«Пожалей свою бедную кожу»

-«Зачем нужна еда?»

- «Мой режим дня»

-«Береги здоровье смолоду»

- «Наша осанка»

-«Какими бывают болезни?»

  • Экскурсии

-на кухню

-в аптеку

Воспитатели старшей  группы

Конспекты  профилактических тренингов

Диск с видео- занятиями

Конспект беседы

Конспект экскурсии

Практический

Цель: способствовать накоплению опыта и практических навыков ведения здорового образа жизни детей ;

Способствовать самостоятельной заботе о своём здоровье и личной безопасности.

1 неделя

Работа с наглядным материалом:

Цель: Развивать наблюдательность, мыслительные процессы(сравнение, различение, обобщение и анализ), логическое мышление; обогащать речь детей, расширять кругозор, вовлекать в процесс приобретения знаний.

  • Просмотр мультфильмов « Адибу. Как устроен человек»
  • Выставка детских творческих работ «Здоровый и больной человек», «Овощи и фрукты - полезные продукты»
  • Оформление выставки стенгазет «ЗОЖ в нашей семье»
  • Выставка книг о здоровье, в т. ч. энциклопедии для детей
  • Создание альбома «Здоровые зубы – красивая улыбка»
  • Моделирование

Цель: учить детей замещать реальный объект (предмет), его изображение  каким - либо  условным знаком;

Моделирование фигуры человека

  • Дидактические игры.

Цель: способствовать развитию познавательной деятельности

  1. «Чудесный мешочек»
  2.  «Съедобное – несъедобное»
  3. «Чьи зубки самые белые»
  4. «Мамино угощение»
  5. Разгадывание сканвордов и кроссвордов по теме проекта.
  6. «Лицо в зеркале»

Воспитатели

.

Родительский комитет

Крысько С.Б.

видеотека

Конкурс стенгазет

Фотоальбом «Волшебное разноцветье»

Модели площадей

 Серия дидактических игр

Творческий

Цель: обеспечить проявление творческих способностей у дошкольников

1 неделя

Творческие литературные и музыкальные встречи.

Цель: формировать литературно-образное восприятие произведений разных жанров; развивать поэтический слух, чувство языка и словесного творчества детей, обогащать художественно-изобразительными средствами речь детей; вызвать эмоциональное восприятие литературных и музыкальных произведений.

  • «Страна загадок»
  • «В гостях у природы»
  • Дни радостных встреч: «Встреча с Витаминкой», «Встреча с Витей и Женей – героями сказки «Цветик – семицветик»
  • Спортивно- музыкальные развлечения

  • Праздник « Путешествие в Страну здоровья» (с участием родителей)

Музыкальный руководитель

Горбунова Н. А.

Физрук

 Лаптев А. В.

Воспитатели

Крысько С.Б.

Ильиных И. М.

Серия загадок о  здоровье

«Лекарственные растения» (подбор иллюстраций»

Конспекты развлечений

Конспект , фотоматериалы, видеозапись


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование основ ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста посредством разработки и реализации проекта «Букварь Здоровья» Автор: Крысько Светлана Борисовна, МБДОУ №19 « Веселинка »

Слайд 4

Вывод : в результате работы над проектом уровень отношения к своему здоровью у детей увеличился на 40%; у детей появился интерес и желание узнать больше о здоровье. Диагностика детей. Анкетирование родителей

Слайд 6

Задачи: Разработать цикл профилактических тренингов на основе методического пособия Л. В. Баль , В.В. Ветрова «Букварь здоровья» Разработать серию игровых заданий и наглядных пособий «Как стать здоровым» Создать видеотеку «Здоровей-ка» Создать картотеку физминуток Укрепление сотрудничества с родителями в вопросах оздоровления детей. Проведение совместного развлечения «Путешествие в страну здоровья»

Слайд 8

Этапы проекта: 1. Вводный Цель : способствовать развитию интереса к деятельности 2. Обучающий Цель : способствовать развитию и накоплению опыта и необходимой информации о строении организма человека, о ЗОЖ, о главных составляющих здоровья 3. Практический Цель : способствовать накоплению опыта и практических навыков ведения ЗОЖ. 4.Творческий Цель : обеспечить проявление творческих способностей у дошкольников

Слайд 9

Схема «Страна Здоровья»

Слайд 10

Основные задачи тренинга Передать детям информацию о правилах ЗОЖ. Обучить детей практическим навыкам ЗОЖ. Способствовать самостоятельной заботе детей о своем здоровье и личной безопасности.

Слайд 12

Алгоритм проведения тренинга: Вводная часть - 2 мин. Информационный блок - 10 мин. Закрепление материала - 4 мин. Физминутка - 2 мин. Приобретение физических навыков -10 мин. Заключительная часть, выводы - 2 мин.

Слайд 13

Цикл Тренингов «Режим дня» «Хороший сон» «Утро. Гигиена» «Правильное питание» «Занятия и отдых» «Безопасность в быту» «Улица полна неприятностей» «Береги природу»

Слайд 14

Профилактический тренинг «Правильное питание»

Слайд 19

«Режим дня»

Слайд 22

Дидактические игры. Упражнение «Болезнь куклы»

Слайд 24

Беседы о здоровье «Какие бывают привычки?» «Пожалей свою бедную кожу» «Зачем нужна еда» «Мой режим дня» «Береги здоровье смолоду» «Наша осанка» и др.

Слайд 25

Дорожки здоровья, закаливание.

Слайд 26

Походы в тундру, соревнования, развлечения.

Слайд 27

Выставка творческих работ «Здоровый и больной ребёнок»

Слайд 28

Конкурс семейных газет

Слайд 29

ЗОЖ в Семье Шергиных

Слайд 30

Зож в Семье Трусовых

Слайд 31

Зож в Семье Пыжовых

Слайд 32

Зож в Семье Сайбаталовых

Слайд 33

Зож в Семье Семяшкиных

Слайд 34

Зож в Семье Филипповых

Слайд 35

Альбом « Неболейка »

Слайд 36

«в гостях у природы»

Слайд 37

развлечение «Путешествие в страну «Здоровья»

Слайд 42

Наши олимпийские надежды

Слайд 43

Конкурс « Супер – мама»

Слайд 47

Информационнные ресурсы Мартынов С. М. 2Здоровье ребёнка в ваших руках» М. Просвещение 1999 Яковлева Т. С. « Здоровьесберегающие технологии воспитания в детском саду» М. Школьная пресса, 2007 Шорыгина Т. А. «Беседы о здоровье» Аксёнова З.Ф. «Спортивные праздники в детском саду» Бабенкова Е. А. « Как приучить ребёнка заботиться о своём здоровье» М. Вентана – Граф. 2004 Маханёва М. Д. «Воспитание здорового ребёнка» М. Аркти , 2000 Баль Л. В., Ветрова В. В. «Букварь здоровья» Аверина Н. Е. «Физкультминутки и динамические паузы в ДОУ» М. Айрис- пресс, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы детско-родительского клуба "Здоровей-ка" в рамках реализации психолого-педагогического проекта «Здоровая семья» «Интеграция физического развития и психологического здоровья ребенка через работу детско-родительского клуба «Здоровей-ка»

Кардинальные изменения, произошедшие в жизни страны в последние десятилетия, потребовали серьезных реформ в деятельности образовательных учреждений, в том числе для детей дошкольного возраста. Именно ...

Конспект занятия "Здорово здоровым быть" (в рамках проекта "Здорово здоровым быть")

Здоровым быть важно, здоровым быть нужно. Но психологическое здоровье детей не менее важно, чем физическое. Данное занятие было проведено в рамках реализации проекта "Здорово здоровым быть"....

Проект по формированию здорового образа жизни в рамках недели здоровья «Здоровым быть здорово»

В последнее время остро стоит проблема здоровья. Появилась тенденция к ухудшению здоровья среди детей. Достичь необходимого уровня интеллектуально – познавательного развития может только здоровы...

Буклет«Здоровые дети – здоровая семья. Здоровая семья – здоровая – страна!»

Долг родителей укрепить здоровье ребенка в данный момент и обеспечить благоприятное развитие детского организма в будущем....

Сценарий спортивных состязаний «В здоровом теле – здоровый дух» В рамках мероприятий «Здоровые дети – в здоровой семье» в старшей и подготовительной к школе группах.

Цель: Содействовать охране и укреплению здоровья детейЗадачи:Образовательная область  «Здоровье»Закреплять знания детей о пользе занятий физическими упражнениям.Воспиты...

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию предпосылок здорового образа жизни в рамках проекта: «Как здорово здоровым быть» по теме: «Здоровое питание – основа процветания» в старшей группе № 10 «Солнышко»

В ходе ООД предпологанется закрепить знания детей о продуктах питания и их назначении для человека, о понятиях «правильное» или «здоровое питание», формирование познавател...

«Здоровые дети – здоровая семья. Здоровая семья - здоровая нация!»

Цель: повысить результативность воспитательно-образовательного процесса в ДОУ и семье.Статья предназначена для расширения кругозора родителей и педагогов....