Оздоровительные игры
картотека (младшая группа) на тему

Никонова Галина Юрьевна

Физическая и психическая компоненты в оздоровительных играх тесно взаимосвязаны. Игры укрепляют различные группы мышц, тренируют вестибулярный аппарат, способствуют профилактике нарушений зрения и осанки. Непринужденность обстановки, свобода импровизации, возможность отступления от заданных правил, бесконечность вариаций, нацеленность педагога на создание у детей эмоционального подъема, отсутствие проигравших - все это создает у игроков состояние особого психологического комфорта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ozdorovitelnye_igry.docx32.31 КБ

Предварительный просмотр:

1)«Не теряй равновесия»

        Играющие становятся лицом друг к другу на расстоянии вытянутых рук. Стопы их сомкнуты. Подняв руки на уровень груди, каждый поочередно ударяет партнера одной или обеими ладонями. Можно уклоняться от удара, неожиданно разводя руки. Кто сдвинется с места хотя бы одной ногой — проигрывает.

2)«Кому достанется кегля»

На табурет ставятся кегля или булава. По обе стороны, табурета в 8—10 шагах от него становятся двое играющих лицом друг к другу. По сигналу каждый бежит, стараясь первым схватить кеглю.

3)«Тик-так-тук»

Ведущий говорит, обращаясь к детям: «Игра, которую мы сейчас проведем, требует внимания. Запомните и повторите слова «тик—тактук». Дети несколько раз повторяют этот ряд слов и только после этого ведущий продолжает: «Когда я дам один свисток, дети первой команды скажут; Тик. На два свистка вторая команда скажет: Так. Тук,— скажет третья команда, услышав три свистка. Побеждает та команда, в которой участники будут реже ошибаться».

4)«Совушка»

За несколько дней до проведения игры с детьми рассматривают картинку с изображением совы, рассказывают о ее повадках. Проверяют, знают ли ребята названия насекомых, учат их имитировать движения птиц, насекомых. Детям загадывают загадки о насекомых, а затем читают и разбирают по вопросам стихотворение «Сова».

        В лесу темно, Все спят давно, Одна сова не спит, На суку сидит, Да как полетит.

Ребята становятся в круг. Один из играющих выходит на середину, он будет изображать сову (ее выбирают считалкой). Все остальные дети —жучки, паучки, бабочки, маленькие птички. По команде ведущего «День наступает —все вокруг оживает» — все бегают по кругу. Совушка в это время спит (стоит в середине круга). Когда же ведущий скомандует: «Ночь наступает — все замирает!»— птички, жучки останавливаются и замирают. Совушка в этот момент «вылетает на охоту». Она высматривает тех, кто шевелится или смеется, и уводит их к себе в гнездо — в середину круга. Они же становятся совушками и при повторении игры все вместе вылетают на охоту.

5)«Передача мяча по кругу»

        Две команды выстраиваются в затылок друг другу. Выбирают капитанов, которые получают волейбольные мячи. По сигналу каждый капитан поднимает мяч над головой, передает его стоящему позади и дальше, мяч переходит из рук в руки. Когда мяч возвращается к капитану, он направляет его впереди стоящим (т.е. в обратном направлении). После этого по команде капитана все поворачиваются спиной к центру круга и передают мяч из рук в руки направо, затем все переворачиваются лицом к центру круга и передают мяч в обратном направлении. Когда мяч возвращается к капитану, то он поднимает cm над головой. Выигрывает та команда, у которой мяч быстрее вернется к капитану.

Примечание: Вначале детей строят в общий круг и проводят игру со всеми. Когда дети усвоят все движения, их делят на команды и проводят между ними соревнование.

6)«Не перепутай» ( Нос-ухо-нос»)

Ведущий объясняет участникам правила игры: при слове «нос» нужно дотронуться до поен, при слове «лоб»—до лба и т. д. Когда дети усвоят правила, будут верно называть части лица, головы, то проводится более усложненный вариант игры.

Ведущий пытается запутать детей: «Нос-нос-нос-ухо!». Сказав «ухо», ведущий указывает пальцем на подбородок и т. д. Игра поможет закрепить детям названия различных частей тела, лица, головы, будет воспитывать внимание, быстроту реакции.

7)«Найди себе пару»

Играющие становятся попарно в круг, водящий находится в его середине. По команде руководителя «Лицом к лицу!» игроки в каждой паре поворачиваются лицом друг к другу. По команде «Спиной к спине!» они становятся друг к другу спиной. По команде «Меняйтесь в парах!» каждый ищет себе другого партнера. В это время водящий старается стать с кем-нибудь в пару. Тот, кто останется без пары, становится водящим.

Игра развивает быстроту реакции, внимание, формирует понимание отдельных инструкций, умение удержать их в памяти и правильно выполнять. Играющим можно предложить и ряд других команд.

8)«Узнай по голосу».

        Игра развивает внимание играющих, их слуховое восприятие помогает познакомить и сблизить детей.

        Ребята становятся в круг. В середину встает водящий, глаза v которого завязаны Дети идут по кругу вслед за педагогом, повторяя его движения (гимнастические или танцевальные), затем останавливаются. Педагог говорит:

Мы немножко поиграли,

А теперь в кружок мы встанем.

Ты загадку отгадай:

Кто тебя позвал, узнай?

Педагог молча показывает на одного из играющих, который восклицает: «Узнай, кто я!» или «Назови меня». Водящий по голосу должен определить того, кто к нему обратился.

9)«Салки» в два круга.

        Участники игры образуют два круга: один — внутренний другой -внешний. Оба круга движутся в противоположных направлениях. По сигналу руководителя они останавливаются, и все игроки внутреннего круга стараются осалить игроков внешнего круга, т.е. дотронуться рукой до кого-либо раньше, чем те успеют присесть. «Осаленные» дети встают во внутренний круг, и игра начинается сначала. Игра заканчивается, когда во внешнем круге останется мало игроков (4—6).

10)«Нас не слышно и не видно».

        Водящий с завязанными глазами садится на траву (пенек) Остальные располагаются по кругу в 20 шагах. Тот из играющих на кого укажет ведущий, начинает осторожно приближаться к водящему. Водящий, заслышав шаги или шорох, должен указать рукой направление, откуда эти звуки доносятся. Если он укажет направление верно, то сменяет водящего. Победителем окажется тот, кто сумеет приблизиться к водящему, дотронуться до плеча а потом назвать по имени. Водящий должен по голосу узнать товарища. Игра способствует развитию слухового восприятия, памяти.

11)«Найди флажок».

        На небольшом участке (участок, где много кустов, деревьев) ведущий прячет несколько флажков в таких места, где их не сразу можно найти, но ветками и травой не прикрывает. На поиски флажков отводится 15 мин, после чего подается сигнал и каждый кто нашел флажок, несет его к педагогу. Выигрывает тот, кто при несет больше флажков. Вариант: принеся флажки, играющие говорят, где и как они их нашли. Точно так же можно прятать любую игрушку в помещении, на прогулке. В данной игре можно усложнить и речевую задачу если ребенок найдет сразу два предмета, он может составить простое предложение с однородными членами: «Вот утка и петух», «Катя, неси утку и петю», «Вот кубик и домик», «У меня кубики и домик» и т.д.        

12) «Передай - садись»

        Играющие разбиваются на несколько команд по 5—6 человек в каждой, выбирают капитанов и выстраиваются у черты в колонны по одному Впереди каждой колонны лицом к ней на расстоянии сначала 4, потом 5-6 шагов становятся капитаны. Капитаны получают по мячу. По сигналу каждый капитан бросает мяч первому игроку в своей колонне. Поймав мяч, игрок возвращает его капитану и садится на скамеечку. Капитаны бросают мяч вторым, потом третьим игрокам и т.д. Каждый из них, вернув мяч капитану садится Получив мяч от последнего игрока команды, капитан поднимает его вверх, а все игроки его команды вскакивают. Выигрывает команда, капитан которой первым поднял мяч.

13) «Передача мяча по кругу»

        Две команды выстраиваются в затылок друг другу в два отдельных круга. Каждая команда выбирает капитана, который получает большой мяч. По сигналу капитан поднимает мяч над головой и передает его назад. Мяч переходит по кругу из рук в руки. Когда мяч дойдет до капитана, тот направляет его вперед, т.е. в обратном направлении. Выигрывает команда, у которой мяч ни разу не упадет и быстрее вернется к капитану. Усложненный вариант игры.

        После того, как мяч вернется к капитану, все по команде капитана поворачиваются спиной к центру круга и передают мяч из рук в руки направо, затем все поворачиваются лицом к центру, и передают мяч в обратном направлении. Когда мяч возвращается к капитану, он поднимает его над головой. Сначала воспитатель проводит игру, построив всех в один общий круг. Когда играющие усвоят правила игры (как передавать мяч, когда и как поворачиваться), воспитатель делит их на две команды и проводит соревнования между ними. Чтобы дети лучше усвоили задание, необходимо не только показывать, но и называть каждое движение.

14) «Быстрей шагай»

        Играющие строятся в одну шеренгу. Спиной к играющим на другой стороне площади стоит водящий. Водящий-педагог четко говорит: «Быстрей шагай, смотри не зевай! Стоп!». Пока он произносит эти слова, дети стараются быстрым шагом приблизиться к водящему. При команде «стоп!» они должны замереть на месте. Тот, кто не успеет остановиться, возвращается на свое место. Произнеся команду, водящий быстро оглядывается и следит за тем, как ребята выполняют правила игры. Так играют до тех пор, пока кто-нибудь не «запятнает» водящего раньше, чем тот успеет оглянуться. Тот, кто осалит водящего, становится победителем. Игру можно усложнить. После того, как осалят водящего, тот бежит за детьми, стараясь кого-нибудь поймать.

Проверка   физической   подготовленности   детей   проводится   два раза в год в сентябре и в апреле - мае.

Подготовка к проведению диагностики:

        Инструктор по физической культуре подбирает упражнения  для разминки к каждому из видов упражнений, знакомит детей с правилами выполнения заданий и командами, готовит протоколы обследования.         Совместно с руководителем дошкольного образовательного учреждения и мед. работником проверяют состояние  беговой дорожки, ямы для прыжков, площадки для  метания и т.д. крепость стоек для прыжков в высоту, прочность гимнастических скамеек, наличие разметок. Врач должен присутствовать на обследовании детей и иметь рядом аптечку.  Он оценивает состояние здоровья детей и в случае необходимости освобождает  от  выполнения заданий.

        Создание условий для  проведения  мониторинга:

  • Организация  диагностики  проводится  точно  по  плану воспитателем группы (индивидуально или с несколькими детьми)
  • Обязательно познакомить детей с порядком проведения контрольного занятия, сообщает, сколько попыток отводится  для выполнения теста, условия выполнения теста и т.д. Детей необходимо функционально и психологически подготовить к  выполнению  тестов;
  • Диагностику   проводить  поэтапно в течении 8- 10 дней с малыми подгруппами, либо индивидуально не более 2-3 тестовых заданий за одно занятие;
  • Скоростно-силовые и силовые тесты  проводить в один день, тест на выносливость в другой день; тест на гибкость и ловкость  в  третий   день;

  • Приготовить измерительные приборы и предметы: динамометр, рулетку, линейку, секундомер,  сантиметровую ленту, оборудование и инвентарь;
  • Приготовить  протоколы  для  тестирования  

В качестве метода фиксации предлагается использовать три символических обазначения (галочка, вопросительный знак, флажок), каждое из которых имеет свое качественное определение.  Если педагог считает, что тот или иной способ или умение сформированы у ребенка, он ставит в карте галочку. Если данные не определенные — вопросительный знак. Если, несмотря на специально предпринятые меры (индивидуальная работа, иной способ предъявления материала и тп.), результат оказывается ниже возратных возможностей, ставится флажок, который следует рассматривать как сигнал неблагополучия в одной или нескольких областях развития ребенка.

То есть:

«звездочка» - соответствует высокому уровню развития.

«плюс» - соответствует среднему уровню развития.

«решетка» -   соответствует низкому уровню развития. (ребенок требует особого внимания взрослого)

Список средств обучения.

Технические средства обучения:  магнитофон, фонотека, компьютер, мультимедиа, интернет и т.д.

Оборудование:  спортивный снаряд «Стадион», шведская стенка – 3 шт., лестница – 2 шт., наклонная доска – 2 шт., канат – 2 шт., маты гимнастические – 2 шт., скамья гимнастическая – 3 шт., кубики -20 шт.,  доска ребристая – 3 шт.

Инвентарь:   фитболы – 12 шт., канат – 2 шт., скакалки — 15 шт., теннисные ракетки – 4 шт., теннисные шарики –  31 шт., теннисные мячи — 9 шт.,  бадминтон 4 набора, дуги – 3 шт., обручи – 20 шт., кегли 30 шт., 3 гимнастические палки 50 шт., мячи – большие — 12 шт, средние — 9 шт., маленькие — 30 шт., пластмассовые — 30 шт., волейбольные — 3 шт, баскетбольные — 2 шт.

Нестандартное оборудование: кольцебросс,  массажные мячики, серсо.

Месяц / группа

Сентябрь, октябрь, ноябрь.

Декабрь, январь, февраль.

Март, апрель, май.

Июнь.

Средняя группа.

1. «Олимпийцы среди нас».

2. «Ловкие и умелые»

1.«23 февраля – день защитника»

2. «Зимний физкультурный праздник».

3. «Вопросы инспектора Мигалочкина» (викторина по правилам дорожного движения)

1. «День здоровья».

2. «Веселые старты».

1. «Лето».

2.Фестиваль «Детство-это свет и радость».

Старшая группа.

1.        «Олимпийские надежды».

2. «Путешествие в спортландию».

1. «Зимний физкультурный праздник».

2. «23 февраля – день защитника»

3. «Правила твои друзья! Забывать друзей нельзя»

(вопросы для викторины по правилам дорожного движения)

1 . «День здоровья».

2. «Веселые старты».

1.  «Лето»

2.  Фестиваль «Детство-это свет и радость».

Подготовительная группа.

1.«Олимпийские надежды».

2. «Путешествие в спортландию».

1. «23 февраля – день защитника»

  • «Зимний физкультурный праздник».
  • Контрольная работа в школе светофорных наук.

(викторина по правилам дорожного движения)

1. «День здоровья».

2. «Веселые старты»

3. Папа, мама, я  - спортивная семья».

1.  «Лето»

2.  Фестиваль «Детство-это свет и радость».

Прошел Педсовет № 2 «Организация работы в ДОУ по внедрению новых форм физического развития, привитию навыков здорового образа жизни»

Цель: Повышение профессиональной компетенции педагогов по вопросам укрепления здоровья дошкольников. Создать условия для формирования здорового образа жизни детей, через интеграцию различных видов деятельности дошкольного учреждения.

На педсовете рассматривались такие вопросы как:

1. Обоснование постановки проблемы о значении здоровья в жизни детей и взрослых в соответствии с ФГОС. Старший воспитатель Подбельцева Т.М.

2. Как организовать самостоятельную двигательную активность детей в условиях ограниченного пространства (из опыта работы воспитателя Иванчик Л.Н.).

3. Внедрение нетрадиционных форм оздоровления детей: Игровой стрейчинг (стретчинг): комплекс упражнений. Воспитатели Ушакова Л.А., Мезинова Ю.А.

4. Организация взаимодействия с семьёй по проблеме укрепления и сохранения здоровья детей. воспитатель Иванова О.В

5. «Влияние цвета на здоровье человека». ПДО (ИЗО) Сизикова Н.А.

6. Влияние музыки на здоровье человека. Музыкальный руководитель Станиславская В.Я.

7. Сказки и стихи о здоровье. Пословицы о здоровье. Воспитатель Порошина Т.Г., муз.руководитель Курбанова С.М.

8. Видео- занятие «Радуга здоровья», воспитатель Гревцева Е.И., инструктор по физической культуре Воеводенко В.Н.

9. Компьютер и здоровье, ПДО Тюрк А.В., ПДО Колесова Т.В.

10. Проект «Если хочешь быть здоровым!» Митичкина Елена Яковлевна воспитатель Группа №11 «Дружная семейка»

11. Проект Мы выбираем здоровый образ жизни. воспитатель Мочалова В.А.

12. Итоги анкетирования родителей «Организация и эффективность работы по развитию двигательной активности в режиме ДОУ». Старший воспитатель Подбельцева Т.М.

13. Сводная таблица уровней сформированности у дошкольников представлений о здоровье и болезни. педагог-психолог Наймушина О.А.

14. Практическое задание для педагогов «Найди правильный ответ» (компоненты здорового образа жизни).старший воспитатель Подбельцева Т.М.

15. Итоги тематического контроля: «Организация и эффективность работы по развитию у детей двигательной активности в режиме ДОУ». старший воспитатель Подбельцева Т.М.

16. Программа здоровьесбережение педагогов. старший воспитатель Подбельцева Т.М.

17. Тематическая выставка пособий, дидактических игр по программе «Играйте на здоровье», консультативного материала для родителей на тему: «Здоровье – это важно», стендов «Если хочешь быть здоров!», «Доска желаний» по различным видам деятельности в соответствии с ФГОС.

18. Обобщение актуального педагогического опыта работы педагогических работников Ивановой О.В., Станиславской В.Я.

19. Представление тем по самообразованию педагогических работников Ушаковой Л.А., Иванчик Л.Н., Шенкевич С.А., Воеводенко В.Н., Мочаловой В.А., Чижковой Н.П., Мезиновой Ю.А., Курбановой С.М.

        

        

        

        

        

        

        

        

        

        

        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

оздоровительные игры для детей

в этом материале собраны игры и комплексы упражнений для часто болеющих детей...

Картотека "Оздоровительные игры" А.С. Галанова

Фред Роджерс говорил: «Чтобы вырасти здоровыми, детям не требуется уметь читать, им требуется уметь играть».В этой картотеке вы найдете игры: 1. Игры на формирование правильной осан...

Оздоровительные игры

Психика ребенка, особенно в раннем возрасте, устрое­на так, что малыша практически невозможно заставить целенаправленно выполнять какие-либо, даже самые полезные упражне­ния. Ребенку должно быть...

Консультация «Оздоровительные игры, как средство профилактики болезней и укрепления здоровья детей »

бронхит,аденоиды.При заболеваниях верхних дыхательных путей необходимо восстановить носовое дыхание. Правильное носовое дыхание способствует тренировке дыхательной мускулатуры, улучшает местное ...

Оздоровительные игры для родителей "Зимой поиграем мы с тобой"

Предлагаю оздоровительные игры и массажи для родителей с детьми. данная подборка будет интересна и педагогам....

игры которые лечат оздоровительные игры для детей в возрасте от 5 до 7 лет.

оздоровительные игры для детей в возрасте  от 5 до 7 лет...