«Волшебный мир песка»
рабочая программа (подготовительная группа) на тему
Песок - это замечательный сенсорный материал, и непревзойденная по своим возможностям предметно- игровая среда, и великолепный материал для изобразительной деятельности, экспериментирования, конструирования, созидания, познания. Игра с песком - это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности: во-первых, усиливает желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно, во-вторых, развивается тактильная чувствительность как основа "ручного интеллекта", в-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции. Наконец, у детей совершенствуется предметно-игровая деятельность, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.
Реализация дополнительной общеразвивающей программы дошкольного образования по обучению рисования песком "Волшебный мир песка" призвана увеличить степень эффективности коррекционно-логопедической помощи детям с нарушением речи.
Рисование песком способствует развитию у дошкольников нестандартного восприятия окружающего мира; позволяет креативно подходить к традиционным основам изобразительного искусства; развивает способности ребенка творчески мыслить в творчестве, в практической жизни, что очень важно в современной жизни; развивает координацию движения рук и мелкой моторики; способствует развитию связной речи; развитию индивидуальных творческих способностей ребенка, образного и обстрактного мышления.
Таким образом, работа с песком обеспечивает целостное и гармоническое развитие детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_volshebnyy_mir_peska_-_erohina_2015_razvitie_rechi.docx | 75.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Рекомендовано к утверждению: | Утверждаю: |
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 24 «Светлячок»
г. Мичуринска Тамбовской области
Дополнительная общеразвивающая программа
дошкольного образования по обучению рисованию песком
«Волшебный мир песка»
Срок реализации: 1 учебный год |
2015г
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Срок реализации | 1 учебный год |
Количество занятий в учебном году | 32 занятия |
Количество занятий в неделю | 1 занятие |
Длительность 1 занятия | 30 минут |
Наполняемость группы | 8-10 человек (1 подгруппа) |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
№ п/п | Содержание | Стр. |
1. | Пояснительная записка | 4 - 9 |
2. | Разделы программы. | 10 |
3. | Тематическое планирование занятий | 11 - 17 |
4. | Система отслеживания успешности реализации программы | 18 - 20 |
Приложение 1. Виды техники рисования | 21 - 22 | |
Приложение 2. Упражнения на развитие мелкой моторики | 23 - 24 | |
Приложения 3. Психогимнастика на развитие эмоциональной сферы | 25 - 26 | |
Приложение 4. Игры и упражнения с песком | 27 – 28 | |
Список используемой литературы | 29 |
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учитывая современные тенденции развития образовательных процессов, мы поставлены перед необходимостью осуществления всесторонних и масштабных перемен. В настоящее время в России идёт становление новой системы образования, которая ориентирована на вхождение в мировое образовательное пространство, на социальный запрос, который сформировался в нашем обществе. В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ», федеральным государственным стандартом дошкольного образования основным приоритетом образования выступает личностно-ориентированное взаимодействие педагога с ребенком: принятие и поддержка его индивидуальности, интересов и потребностей, развитие творческих способностей, охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.
Результаты многочисленных исследований констатируют в настоящее время, что большинство современных детей дошкольного возраста имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. Так же отмечается увеличение количества детей с нарушениями речи в этом возрасте, которые имеют различную структуру и степень выраженности. Сложность различных речевых нарушений заключается в том, что они ведут за собой и другие нарушения, в частности, нарушение эмоционально-волевой, коммуникативной сферы. У многих детей с нарушениями развития речи проявляются еще и следующие симптомы: нарушение координации движений, низкое развитие мелкой моторики рук, сопутствующие (лишние)
движения при разговоре, неразвитость чувства ритма, сниженный уровень развития вербальной памяти, внимания, восприятия, более позднее формирование словесно-логического мышления, чем у детей того же возраста без нарушений в развитии речи. Нарушения речи могут отрицательно влиять на формирование личности ребенка, вызывать психические наслоения, специфические особенности эмоционально-волевой сферы, способствовать развитию отрицательных черт характера. Это отрицательно сказывается на овладении грамотой и на успеваемости в целом.
В системе традиционных и нетрадиционных методов психологической и педагогической коррекции все больше места занимают специальные техники, куда входит и пескотерапия.
Игра с песком как процесс развития самосознания ребенка и его спонтанной «самотерапии» известна с древних времен. Песочная терапия – это уникальная возможность исследовать свой внутренний мир и окружающий мир с помощью множества миниатюрных фигурок, светового стола для игр с песком.
Песок - это и замечательный сенсорный материал, и непревзойдённая по своим возможностям предметно-игровая среда, и великолепный материал для изобразительной творческой деятельности, экспериментирования, конструирования, созидания, познания. Среди позитивных феноменов, зафиксированных специалистами, можно выделить наиболее значимые. Игра с песком - это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности, имеющая ряд преимуществ перед стандартными формами обучения: во-первых, усиливается желание ребёнка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно, во-вторых, развивается тактильная чувствительность как основа "ручного интеллекта", в-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление). Наконец, у детей совершенствуется предметно-игровая деятельность, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка.
Реализация дополнительной общеразвивающей программы
дошкольного образования по обучению рисованию песком «Волшебный мир песка» призвана увеличить степень эффективности коррекционно-логопедической помощи детям с нарушениями речи. Рисование песком направлено на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук. А главное ребенок говорит о своих ощущениях, тем самым спонтанно развиваем его речь, словарный запас слов, развиваем восприятие различного темпа речи, развивается высота и сила голоса, происходит работа над дыханием, развивается внимание и память, фонематический слух. Рисование ребенком фигур на песке так же оказывает огромное влияние при дальнейшем обучении письму. Соприкосновения с песком влияет и на развитие мелкой моторики рук, которая, в свою очередь, воздействует на речь ребенка. Моторные навыки, необходимые для письма, приобретаются и закрепляются при повторении упражнений, движений. Так, рисование песком фигур – эффективное упражнение для получения основных навыков письма.
При рисовании песком дети используют обе руки: правая отвечает за развитие активности, рациональности, мыслительных и аналитических способностей, интеллекта, концентрации, стимулирует развитие логических, сознательных, аналитических операций, а так же развивает абстрактность, рациональность, последовательность, объективность, а левая — развивает в ребенке восприятие, чувства, интуицию, эмоциональность, мечтательность, размышление, образное мышление. Это является очень важным, поскольку существует два основных способа восприятия: интеллектуально-логический и эмоционально-целостный, которые приводят в действие процессы получения телом сенсорных ощущений и активируют интеллектуальную сторону. Оба эти аспекта должны гармонично развиваться в ребенке, а песок стимулирует это развитие.
Рисование песком оказывают большое влияние на развитие социальных навыков, т.к. рисование может осуществляться не только индивидуально, но в группах, где дети учатся взаимодействовать между собой. Активные занятия помогают детям получать положительные эмоции.
Рисование песком способствует развитию у дошкольников нестандартного восприятия окружающего мира; позволяет креативно подходить к традиционным основам изобразительного искусства; развивает способности ребенка творчески мыслить в творчестве, практической жизни, что очень важно в современной жизни; развивает координацию движения рук и мелкой моторики; способствует развитию связной речи; развитию индивидуальных творческих способностей ребенка, его фантазии, образного и абстрактного мышления.
Таким образом, работа с песком обеспечивает целостное и гармоничное развитие детей.
Концепция данной программы — создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.
Программа основана на следующих педагогических принципах:
- принцип учета возрастных особенностей;
- принцип личностного подхода;
- принцип социальности;
- принцип системности;
- принцип гуманности;
- принцип единства воспитания, образования, обучения и развития.
Целью реализации программы является совершенствование коммуникативных навыков, сенсорного восприятия, развитие творческого потенциала и познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста.
Интеграция образовательных областей при реализации программы:
- художественно-эстетическое развитие (приобщает к эстетической стороне окружающей действительности);
- познавательное (развивает разнообразные способы познания, развивает конструктивное и пространственное мышление, стимулирует развитие воображения, мышления, воспитывает активное отношение к предметам и объектам окружающего мира);
- физическое (развивает мелкую моторику рук, координация движений);
- социально-коммуникативное (развивает свободное общение со взрослыми и детьми по поводу процесса и результатов рисования на песке; речь детей в ходе сопровождения рассказом своей деятельности, описания своей творческой работы);
Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательная, продуктивная.
Задачи:
- формирование позитивной коммуникации;
- развитие высших психических функций (восприятие, внимание, память, образно-логическое мышление, пространственное воображение) ;
- развитие сенсорной сферы и творческого потенциала;
- тренировка мелкой моторики рук;
- развитие зрительно-пространственной ориентировки;
- стабилизация психоэмоционального состояния;
- релаксация, снятие мышечной напряжённости.
Программа рассчитана для реализации в подготовительной группе (6 – 7 лет), может реализовываться как воспитателем ДОУ, так и специалистами ДОУ (учителем-логопедом, педагогом-психологом).
Основной формой работы является занятие с песком, которое предполагает взаимодействие педагога с детьми и строится на основе индивидуального подхода к ребенку. Образовательная деятельность реализуется в соответствии с тематическим планом, с применением методов и форм, соответствующих психофизиологическим особенностям обучающихся.
Предполагаемые результаты реализации дополнительной общеразвивающей программы дошкольного образования:
- ребенок овладевает простейшими техническими умениями рисования на песке (регуляция силы движений, определенная амплитуда, скорость, ритмичность; умение изменять размах и направление движения руки при рисовании; гармоничное сочетание линий, цвета и тени);
- ребенок способен самостоятельно создать новое, используя полученные практические навыки;
- учится мыслить самостоятельно, сам ищет пути решения проблемы;
- продолжает развиваться индивидуальные творческие способности, воображение, фантазия;
- у ребенка продолжает развиваться развивается пространственная ориентация;
Используемые методы и приемы обучения:
- наглядно – слуховой;
- наглядно – зрительный;
- словесный (рассказ, беседа, художественное слово); - практический (показ приемов рисования, импровизация); - частично – поисковый (проблемная ситуация – рассуждения – верный ответ);
Формы работы:
- подгруппами;
- индивидуальная.
Используемые технологии:
Индивидуализация обучения - индивидуальный подход и индивидуальная форма обучения являются приоритетными; Групповые технологии - организация совместных действий, коммуникация, общение, взаимопонимание, взаимопомощь; Технология личностно - ориентированного обучения - максимальное развитие индивидуальных познавательных способностей ребенка; Репродуктивная деятельность - прочность усвоения обеспечивается путём многократного повторения;
Здоровьесберегающие технологии - обеспечивающие гигиенические оптимальные условия образовательного процесса.
Содержание образовательной деятельности:
Обучение технике рисования песком проводится с подгруппой детей (8-10 человек) 1 раза в неделю по 30 мин в изостудии в соответствии с тематическим планом, предусматривающим два цикла:
1-й - начальный - знакомство с песком, подготовка руки, развитие воображения и умения рисовать песком;
2-й - сюжетное рисование по теме и по замыслу.
При организации занятий рисования песком необходимо соблюдение следующих условий:
1. Занятие должно проходить в доброжелательной, творческой атмосфере.
Ребёнку необходимо создать пространство для его самовыражения, не
устанавливая жёстких рамок и правил.
2. Структуру занятия необходимо адаптировать под интересы самого ребёнка.
3. Образовательный процесс следует выстраивать с использованием игр и
игровых упражнений, направленных на развитие творческих способностей,
активности и самостоятельности в изобразительной деятельности.
4. Необходимо:
▪ поддерживать ребёнка в поиске своих ответов на вопросы;
▪ ценить его инициативу и мнение;
5. Желательно, чтобы дети работали стоя – так у них будет больше свободы движений.
6. Необходимо предварительно обсудить с детьми порядок работы и установить несколько правил:
- перед началом и по окончании занятий с песком необходимо мыть руки;
- категорически нельзя бросаться песком;
- не встряхивать песок на пол и не вытирать об себя руки;
Во время рисования песком затемняется освещение, это позволяет детям легче и глубже погрузиться в сказочную, таинственную атмосферу, стать более открытым новому опыту, познанию, развитию.
Темы изобразительной деятельности могут меняться, дополняться в зависимости от воображения и творческого замысла ребенка.
В процессе обучения дошкольники учатся формулировать замысел и удерживать его на протяжении деятельности; оценивать свои рисунки и работы других детей, отмечая при этом их качество, содержание, соответствие действительности, эстетическую привлекательность. Для воплощения каждого замысла используется определенное количество песка, выделяется центральная фигура, задуманная ребенком, остальные детали прорисовываются дополнительно. Добавляя горсти песка, дети учатся делать рисунок темным, ярким или, убирая лишнее, светлым, прозрачным, пытаются передавать в рисунке свое настроение, чувства и мысли.
Каждая встреча с детьми в изостудии состоит из подготовительной, вводной, основной и заключительной частей.
В подготовительной части проводятся упражнения для развития мелкой моторики, наблюдательности, подготовки руки к рисованию, психогимнастика на развитие эмоциональной сферы, внимания, памяти и воображения.
Вводная часть предусматривает использование художественного слова; проведение игр для привлечения внимания детей; беседу по теме о том, кто и что будет рисовать, какие формы, штрихи стоит использовать.
Основная часть - непосредственно работа с песком по теме. Важную роль при этом играет музыкальное сопровождение. Музыка подбирается с учетом тематики и звучит на протяжении всей деятельности.
Обязательным является проведение физкультминутки (через 15-20 мин) в зависимости от физического состояния воспитанников.
Заключительная часть предполагает анализ детьми своих работ и рисунков товарищей; раскрытие творческого замысла. После подведения итогов образовательной деятельности детские работы фотографируются. В конце обучения из лучших работ оформляются фотовыставка.
Для успешной реализации программы необходимы:
- световые планшеты, кварцевый песок, антистатик;
- материал: игрушки, палочки, кисточки, пуговицы, камушки, гребешки, пластиковые вилки, ложки, колпачки, силуэтные фигурки, плоскостные формы и другой бросовый материал.
- отдельное светлое помещение, оборудованное как для занятий изобразительной деятельностью, так и для игр и неформального общения детей;
- мультимедийное оборудование для создания музыкального фона занятий;
- мини-библиотека, составленная как из литературы по изобразительному искусству, так и детской художественной литературы с богатым иллюстративным материалом.
2. РАЗДЕЛЫ ПРОГРАММЫ
Наименование разделов | Количество занятий | |
1 | Времена года | 5 |
2 | Растительный мир | 5 |
3 | Спорт | 1 |
4 | Посуда | 1 |
5 | Строения | 1 |
6 | Домашние животные | 1 |
7 | Дикие животные | 1 |
8 | Птицы | 2 |
9 | Космос | 1 |
10 | Волшебный мир сказок | 2 |
11 | Праздники | 5 |
12 | Море | 1 |
13 | Транспорт | 1 |
14 | Мир моей фантазии | 5 |
всего | 32 |
3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ
Возраст воспитанников: 6 – 7 лет (подготовительная группа)
Месяц | Неделя | Тема | Задачи | Коли-чество |
Сентябрь | 1 | «Волшебный мир песка» | Развивать речевое дыхание. | 1 |
2 | «Что подарила нам осень?» | Развивать креативность, самостоятельность. Снять мышечную напряжённость. Продолжать знакомство детей с приемом рисования указательным пальцем по песку (овощи фрукты, грибы). | 1 | |
3 | «Алые гроздья рябин» | Развивать тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук. Показать приёмы насыпания песка: наброс, насыпание. Развивать память, внимание, ориентировку в пространстве. | 1 | |
4 | «Осенний букет» | Укрепить мышцы рук, развить ловкость и координацию движений кисти Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с песком. Развивать фантазию, интерес. Снятие эмоционального напряжения. | 1 | |
Октябрь
| 5 | «Паровоз по рельсам мчится» | Пополнение словарного запаса. Показать способы рисования несколькими пальцами симметрично (рельсы, шпалы, вагоны). | 1 |
6 | «Мой город» | Совершенствование зрительно-пространственной ориентировки речевые возможности.Показать способы рисования кулачком (высотные дома, рисование одним пальцем телевизионные антенны). Рассматривание фотографий с видами г. Мичуринска, самостоятельная деятельность детей. | 1 | |
7 | «Мир моей фантазии» | Способствовать расширению словарного запаса. Развитие речевой активности. Создание необходимых условий для проявления самостоятельности и инициативы у детей. | 1 | |
8 | «Мои любимые животные из сказок» | Совершенствовать мелкую моторику рук, закреплять знание сказок, развивать речь и образное мышление. Продолжать учить наносить равномерно различные линии (прямые, извилистые, длинные, короткие). Учить передавать в рисунке целостный образ. Развивать фантазию, интерес. Релаксация. | 1 | |
Ноябрь | 9 | «Прекрасное рядом» (по замыслу) | Закрепление знакомых техник рисования, развивать воображение, мышление, чувство ритма. | 1 |
10 | «Мир моей фантазии» | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с песком. Развивать фантазию, интерес. Снятие эмоционального напряжения | 1 | |
11 | «Букет для мамы» | Показать способы изменения образа путем добавления деталей (бутоны цветов, дорисовываем лепестки; превращаем ромашки в астры, астры в розы). | 1 | |
12 | «Деревья и кусты» | Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования песком пальцами, всей ладонью. Учить наносить ритмично и равномерно различные линии (прямые, извилистые, длинные, короткие). Закрепить умение равномерно наносить песок. Снятие тонуса кистей рук. | 1 | |
Декабрь
| 13 | «Идет волшебница зима» | Продолжать знакомство с приемами рисования кулачком по песку (сугробы, снеговик), несколькими пальцами одновременно (снег идет, снежинки). Развивать чувство композиции. Воспитывать аккуратность. Эмоциональный комфорт. Релаксация. | 1 |
14 | «В гостях у сказки» | Способствовать расширению словарного запаса. Совершенствовать мелкую моторику рук, закреплять знание сказок, развивать речь и образное мышление. Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования песком пальцами, всей ладонью. Снятие тонуса кистей рук. | 1 | |
15 | «Елочки -красавицы» | Совершенствовать зрительно-пространственную ориентировку, речевые возможности. Развиват ь творческие (креативные) действия, находить нестандартные решения, приводящие к успешному результату. Продолжать знакомство с приемами рисования кулачком по песку, показать способы рисования на песке дополнительными инструментами (рисуем тонкой палочкой елочные украшения, коробки подарков). | 1 | |
16 | «Новогодний праздник» | Закрепить приемы рисования по песку и способы рисования на песке дополнительными инструментами. Самостоятельная деятельность детей, поощрение творческих замыслов. | 1 | |
Январь | 17 | «Зимние виды спорта» | Расширить лексические рамки детской речи. Показать способы изменения образа путем добавления деталей (спортивный инвентарь; превращаем коньки в лыжи) | 1 |
18 | «Мы рисуем, что хотим!» (по замыслу) | Совершенствовать навыки четко, ясной, грамматически правильно оформленной речи. Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с песком. Развивать фантазию, интерес. Снятие тонуса. | 1 | |
Февраль Февраль | 19 | «Морозные узоры» | Показать способ насыпания песка щепоткой, рисования симметрично двумя руками (морозные узоры) Создание условий для художественно продуктивно деятельности с использованием нетрадиционных материалов | 1 |
20 | «В феврале все деревья в серебре» | Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования песком пальцами, всей ладонью. Учить наносить ритмично и равномерно различные линии (прямые, извилистые, длинные, короткие). | 1 | |
21 | «На птичьем дворе» | Продолжать учить использовать ладонь как изобразительное средство: делать отпечаток (большой пальчик смотрит вверх, остальные в сторону). Закрепить умение дополнять изображение деталями. Развивать воображение. | 1 | |
22 | «Подарок для папы» | Учить украшать простые по форме предметы, нанося простые по форме элементы. Всей ладонью, одним или несколькими пальцами, ребром ладони. Воспитывать эстетическое восприятие. | 1 | |
Март |
| «Здравствуй, весна!» | Совершенствовать навыки четко, ясной, грамматически правильно оформленной речи. Упражнять в рисовании обеими руками одновременно. Развивать координацию. Продолжать знакомить с временами года. Развивать чувство радости, успеха. |
|
24 | «Мама – солнышко мое» | Учить украшать простые по форме предметы, нанося простые по форме элементы: всей ладонью, одним или несколькими пальцами, ребром ладони. Воспитывать эстетическое восприятие. | 1 | |
25 | «Домашние животные» | Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования песком пальцами, всей ладонью. Учить наносить равномерно различные линии (прямые, извилистые, длинные, короткие). Учить передавать в рисунке целостный образ. | 1 | |
26 | «Дикие животные» | Способствовать расширению словарного запаса. Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования песком пальцами, всей ладонью. Учить наносить равномерно различные линии (прямые, извилистые, длинные, короткие). Учить передавать в рисунке целостный образ. | 1 | |
Апрель | 27 | «Птицы, летите, на крыльях весну несите!» |
| 1 |
28 | «Этот загадочный космос» | Расширить лексические рамки детской речи. Показать способ рисования -насыпание песка из кулачка, продолжать знакомство с приемами использования дополнительных инструментов (рисуем фон с помощью массажного мячика). Совершенствовать навыки четко, ясной, грамматически правильно оформленной речи. | 1 | |
29 | «Обитатели морских глубин» | Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования песком пальцами, всей ладонью. Учить наносить равномерно различные линии (прямые, извилистые, длинные, короткие) . Учить передавать рисунке целостный образ. Закрепить умение равномерно наносить песок. Снятие тонуса кистей рук. | 1 | |
30 | «Радуга – дуга!» | Совершенствовать мелкую моторику рук .Познакомить детей с нетрадиционной изобразительной техникой рисования песком на стекле, используя точку и линию как средство выразительности. Снятие тонуса ладоней. | 1 | |
Май | 31 | «Праздничный салют!» | Совершенствовать навыки четко, ясной, грамматически правильно оформленной речи. Продолжать знакомство с приемами рисования симметрично двумя руками, используя дополнительные инструменты Создание условий для рассматривания иллюстраций на тему «ВОВ», «9 Мая- день Победы». Воспитывать любовь к Родине, старшему поколению. | 1 |
32 | «Ваза с фруктами» | Совершенствовать зрительно-пространственную ориентировку, речевые возможности. Совершенствовать умения в рисовании. Продолжать учить наносить равномерно различные линии (прямые, извилистые, длинные, короткие). Учить передавать в рисунке целостный образ. | 1 |
4. СИСТЕМА ОТСЛЕЖИВАНИЯ УСПЕШНОСТИ
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:
Основной системой отслеживания знаний и умений детей могут служить контрольные занятия, создание фото выставок, видео или слайд-шоу с изображением продуктов детского творчества.
Выявление возможных сложностей в освоении материала и отслеживание развития личностных качеств ребенка проводится с помощью таких методов, как наблюдение, беседа, анализ собственной деятельности по следующим показателям: мотивационная сфера дошкольников (активность и самостоятельность в рисовании), социальное развитие (умение находить новые способы изображения, передавать в работах свои чувства), коммуникативные навыки, развитие психических процессов (внимание, память), сенсорные навыки (уровень сформированности мелкой моторики), познавательный интерес.
Первое контрольное занятие
Тема: «Осенний букет»
Дети садятся за световые планшеты. В каждом определенное количество песка.
Детям предлагается нарисовать букет цветов используя любые, методы рисования на песке и рассказать, что изображено на рисунке. Ребенку ничего не навязывается, он вправе сам выбрать те способы, которые считает нужными и уместными в рисовании букета.
На этом занятии можно проследить, как ребенок усвоил знания по этой теме, речевые возможности воспитанников:
- умение ясно и последовательно выражать свои мысли;
- умение правильно передавать содержание рисунка;
- умение точно и правильно подбирать слова, характеризующие особенности предметов;
- умение с помощью взрослого находить существенные признаки предметов; - умение слушать друг друга, дополнять, обобщать, замечать ошибки и исправлять их.
В конце контрольного занятия анализируем работы.
Наблюдения заносим в схему:
Работа низкого уровня | Работа нарисована с использованием простейших элементов. |
Работа среднего уровня | Работа нарисована с использованием простых элементов , с дополнением из сложных. |
Работа высокого уровня | Работа выполнена самостоятельно с использованием как простых так и сложных элементов, с авторскими дополнениями . |
Второе контрольное занятие
Тема: «Ваза с фруктами»
Ребята садятся за световые столы.
Детям предлагается выполнить рисунок предметов (вазы с фруктами) с натуры. Педагог ничего не навязывает ученику, ребенок самостоятельно намечает размеры и пропорциональность предметов.
На этом занятии прослеживается, как воспитанники усвоили знания по этой теме, уровень сформированности речевых навыков воспитанников.
Эти наблюдения можно отразить в схеме:
В конце контрольного занятия анализируем работы.
Наблюдения заносим в схему:
Работа низкого уровня | Изображенные предметы находятся не центре , непропорциональны. |
Работа среднего уровня | Пропорциональны не все предметы в работе. |
Работа высокого уровня | Предметы, изображенные на рабочей поверхности пропорциональны, гармоничны, размещены в центре листа бумаги. |
В конце года обучения проводится завершающее контрольное занятие, которое обобщает все темы, пройденные весь год обучения.
Прогнозируемые результаты:
- К концу первого года обучения ученик студии должен владеть основами рисунка и композиции на песке, а именно:
- Владеть основными способами песочного рисования
- Владеть видами рисунка на песке:
а) рисование щепотками;
б) рисование насыпанием;
в) рисование при помощи декоративных материалов;
3.Знать и применять в работе композиционные законы, приемы и правила.
Реализация программы предусматривает как психологическую, так и педагогическую диагностику. Психологическая диагностика проводится при наличии в дошкольном образовательном учреждении педагога-психолога.
По окончании периода реализации дополнительной общеразвивающей программы дошкольного образования по обучению рисованию песком предполагается:
- повышение уровня развития коммуникативных навыков;
- повышение уровня сформированности высших психических функций;
- развитие сенсорной сферы и творческого потенциала;
- развитие мелкой моторики рук, снятие мышечной напряженности;
- развитие зрительно-пространственной ориентировки;
- стабилизация психоэмоционального состояния.
Приложение 1
ВИДЫ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ:
Техника закидывания используется для создания темного фона на большей части рабочей поверхности. Делается несколькими быстрыми движениями. Ребром ладони как бы сбрасываем верхушку с песка, лежащего вдоль края стекла к центру или противоположному краю стекла. От амплитуды движения будет зависеть, насколько далеко песок распространяется по поверхности. При закидывании получаются причудливые песочные разводы. С помощью данной техники удобно изображать небо, землю, море.
Техника засыпания используется для создания затемненных поверхностей. Данная техника позволяет создавать градации и тонкие переходы на темных участках рисунка. Набираем песок в кулак и держим его над поверхностью, повернув пальцы вниз, но сжимаем их не очень сильно – таким образом, чтобы песок мог сыпаться сквозь щелочки. Совершая небольшие движения из стороны в сторону параллельно поверхности, аккуратно рисуем темную поверхность в нужном месте.От продолжительности процедуры засыпания песка будет зависеть степень темноты данного участка рисунка. При использовании данной техники получаются поверхности с разными контурами.
Техника насыпания: взяв песок в кулак, сжимаем его и держим вертикально, чтобы пальцы были обращены к рисующему. Рукой, находящийся в нескольких сантиметрах от поверхности, начинаем водить по нужному контуру. Песок должен высыпаться тонкой струйкой из отверстия между ладонью и согнутым мизинцем. Силой сжатия пальцев контролируем ширину линии. Чем быстрее вести линию, тем тоньше и изящней она получится. Данный вид техники применяется для затемнения элементов рисунка внутри контуров или получения темных фигур с простым и сложным очертанием. Положение руки и песка остаются прежними, меняются лишь движения кисти они напоминают штрихование карандашом.
Техника вытирания: данный вид техники применяется для создания светлых участков на рисунке. Вытирая лишний песок с поверхности, рисуем нужный силуэт из оставшегося песка. Положив ладонь на поверхность, и немного нажимая на нее, двигаем кистью по стеклу в нужном направлении. Для получения небольших светлых пятен используем боковую поверхность большого пальца.
Техника процарапывания: итог процарапывания – создание светлого контура,схожего со следом карандаша или фломастера. Для рисования используем подушечку пальца или ноготь.
Техника отпечатка: помогает добиваться имитации различных фигур и материалов. В зависимости от нужной фактуры и общего замысла можно использовать отпечатки все ладони, пальцев, ребра ладони. Также можно использовать различные предметы: расческу, кисти, картонку.
Приложение 2
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ
1. «Шарик». |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ну-ка, братцы за работу, |
|
Этот пальчик - дедушка, |
|
|
|
Приложение 3
Игра"Тень"
Игра направлена на развитие внимания, памяти и наблюдательности. Два
ребенка идут по дороге: один впереди, другой на два-три шага сзади. Второй
ребенок - это "тень" первого. "Тень" должна точно повторить все действия
первого ребенка, который то сорвет цветок на обочине, то нагнется за
красивым камешком, то поскачет на одной ноге и т. д.
Игра"Запретный номер"
Игра направлена на развитие внимания, памяти и наблюдательности. Дети
стоят в кругу. Выбирается число, которое нельзя произносить. Дошкольники
считают по очереди, вместо запретного числа - хлопают в ладоши.
Игра "Вот он какой"
Игра направлена на развитие внимания, памяти и наблюдательности. Ребенок
без слов с помощью выразительных жестов "рассказывает" о размерах и
формах хорошо известных ему предметов: маленький, большой,
заостренный, круглый, четырехугольный, мелкий, длинный, короткий.
Упражнение "Как ты себя чувствуешь?"
Упражнение направлено на развитие внимательности, эмпатии и умения
чувствовать настроение другого. Выполняется по кругу. Каждый ребенок
внимательно смотрит на своего соседа слева, пытается догадаться, как тот
себя чувствует, и рассказывает об этом. Дошкольник, состояние которого
описывается, слушает и затем соглашается или не соглашается со сказанным,
дополняет.
Упражнение "Мое настроение"
Упражнение направлено на развитие эмпатии, умения описывать свое
настроение и распознавать настроение других. Ребенку предлагают поведать
остальным о своем настроении: его можно нарисовать, можно сравнить с
каким-либо цветом или показать в движении - все зависит от фантазии и
желания дошкольника.
Упражнение "Общение в паре"
Упражнение направлено на развитие внимания и памяти. Дети разбиваются
на пары, садятся спина к спине. Один шепотом рассказывает о чем-нибудь,
потом спрашивает другого, о чем и что он говорил. Рассказывая, ребенок
должен попытаться описать свои ощущения.
Упражнение "Сидящий - стоящий"
Упражнение направлено на развитие эмоциональной сферы. Ребенок, стоя и
глядя на сидящего, говорит предложенную воспитателем или составленную
самостоятельно фразу с разным чувством: весело, со страхом, сердито,
спокойно.
Упражнение "Исследование лица"
Упражнение направлено на развитие тактильной памяти. Дети встают в две
шеренги, лицом друг к другу. Дошкольники одной шеренги закрывают глаза,
в другой - меняются местами (произвольно) и подходят ближе к первой
шеренге. Дети с закрытыми глазами ощупывают лицо и волосы подошедшего
и называют их имена. Условие: дотрагиваться до одежды нельзя.
Упражнение "Зеркало"
Упражнение направлено на развитие умения понимать и передавать чужие
эмоции. Дети делятся на пары, встают лицом друг к другу и смотрят друг
другу в глаза. Один начинает выполнять какое-нибудь движение, другой его
повторяет в зеркальном отображении. Затем педагог предлагает детям в
жестах и мимике передавать разные эмоциональные состояния: грусть,
радость, страх, боль, отвращение и т. д.
Упражнения "Животные"
Упражнение направлено на развитие воображения. Педагог предлагает детям
изобразить какое-нибудь животное: шустрому ребенку - медведя,
медлительному - зайца, белку, трусливому - тигра, льва и т. д.
Упражнение "Танец под музыку"
Упражнение направлено на преодоление робости, укрепление веры в себя.
Дети садятся по кругу, самого замкнутого сажают в центр. Включается
музыка - дети встают, ребенок в кругу танцует. Дошкольники тоже могут
танцевать, стоя на месте.
Упражнение "Рисование на спине"
Упражнение развивает чувствительность и воображение. Дети разбиваются
на пары: ребенок рисует пальцем на спине другого геометрические фигуры,
простые изображения: дом, елка, солнце, лесенка и т. д., печатные буквы;
другой ребенок должен отгадать, что это.
Приложение 4
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ С ПЕСКОМ
▪ Для развития изолированных движений указательного пальца.
Например: надавливание пальцем на предметы, лежащие на песке и на предметы, спрятанные в песке издающие звук;
▪ Для развития пространственных представлений.
Например: начерти на песке план групповой комнаты, построим песчаный город, «Секреты».
▪ Для развития зрительно- моторной координации.
Например: игры-лабиринты, в которых нужно глазами и пальцем проследить извилистый путь сказочного персонажа («Колобок»).
▪ Для формирования кинетической основы двигательного акта.
Например:
▪ «Кошечка» Положить кисти рук на поверхность песка ладонями вниз. Сжать пальцы обеих рук одновременно в кулак с захватом песка, затем разжать их, разводя пальцы. При выполнении движений кисти рук отрываются от поверхности песка и затем кулак или ладонь кладутся на песок.
▪ «Шалтай-Болтай» Положить правую кисть на песок ладонью вверх, левую ладонью вниз. Одновременно поменять положение кистей рук с пересыпанием песка.
Упражнения для кончиков пальцев.
▪ «Молоточки».
Ударять подушечками пальцев по песку последовательно, начиная с большого пальца. Упражнение проводится под счет, пальцами только правой или только левой руки, затем одновременно пальцами обеих рук.
▪ «Гости»
Пальцы в гости приходили,
Тук, тук, тук – стучались в дверь.
Только дверь им не открыли,
Думали, что страшный зверь.
Дети постукивают по песку подушечками всех пальцев одновременно.
▪ «Мы играем»
Ножки вместе, ровно спину.
Мы сидим за пианино.
Мы разучиваем гамму.
Ножки вместе, спинку прямо.
Дети держат кисти рук над поверхностью песка и по очереди слегка ударяют каждым пальцем о песок, как будто играют на пианино.
▪ «Цыпленок»
Бедный маленький цыпленок
Кушать захотел спросонок.
По песку он клювом бьет
Будто бы пшено клюет.
Дети постукивают по песку подушечкой безымянного пальца правой руки. Затем то же самое левой рукой.
▪ «Кран»
Вот потек на кухне кран,
Капли капают в стакан.
Подскажите, как нам быть,
Что нам в кране заменить?
Дети постукивают по поверхности песка подушечкой среднего пальца правой руки. Затем то же самое левой рукой.
▪ «Дятел»
Вдруг в лесу раздался стук.
Это дятел долбит сук.
Он деревья не калечит,
Он деревья клювом лечит.
Дети постукивают по песку подушечкой указательного пальца правой руки. Затем то же самое левой рукой.
Графомоторные навыки.
Рисование. Срисовывание геометрических фигур. Задания на зарисовку деталей предметов: дорисовывание незаконченных рисунков, предметов; создание собственной картины. Рисование букв, недостающих элементов букв.
Графическая символика. Рисование узоров.
Список используемой литературы:
▪ Большебратская Э.Э. «Песочная терапия». - Петропавловск, 2010
▪ Грабенко Т.М., Зинкевич – Евстигнеева Т. Д. « Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры» . – Спб., 2004
▪ Грабенко Т.М., Зинкевич – Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке: Практикум по песочной терапии». – Спб., 2007
▪ Довгаль Н. В. Журнал «Логопед», № 3 – 2004 «Логопедические игры в песочной стране»
▪ Епанчинцева О.Ю. Роль песочной терапии в эмоциональной сфере детей дошкольного возраста: Конспекты занятий. Картотека игр. – Спб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2010.
▪ Панфилова Н. К. «К логопеду или в песочницу?» – Обруч № 5 – 2005г
▪ Сакович Н. А. «Технология игры в песок. Игры на мосту». – Спб., 2006
▪ Сеиененко Е. А. «Дошкольная педагогика» № 7 – 2010г. Использование песочной терапии в логопедической работе.
▪ Шиманская А. Сказки на песке. Практика песочной терапии. - СПб.: Речь, 2010
▪ Эль Г.Н. Человек, играющий в песок. Динамическая терапия. – СПб.: Речь, 2007
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Путешествие в волшебную страну песка"
Програмное содержание: Воспитывать у детей любовь к родной Земле; познакомить со свойствами природного материала-песка и со сферами жизнедеятельности человека, в которых применяется песок; продолжать ...
"Серия буклетов: Волшебный мир песка"
Буклеты для родителей по ознакомлению с играми на песке....
Методическая разработка проекта в старшей группе "Волшебный мир песка"
Цель: Познакомить детей со свойствами песка, его происхождении, использованием, через исследовательскую деятельность, используя опыты.Задачи: Дать детям представление о песке как о природном материале...
Родительский университет "Волшебные свойства песка"
В материале предложены разлиные игры с песком для детей дошкольного возраста. Описаны свойства и особенности кинетического песка....
"Волшебные свойства песка"
Конспект одд.Данное занятие способствует становлению ребенка как самостоятельного субъекта познавательной деятельности....
Проект "Волшебный мир песка"
Цель проекта - обогащение игрового пространства, обеспечивающий развитие и обучение детей посредством игр с песком. ...
Конспект работы в образовательном центре «Волшебный мир песка» по макротеме «Люблю тебя моя Отчизна» «Волшебный город»
Конспект занятия с использованием интерактивной песочницы "Волшебный мир песка"...
- Мне нравится (1)