Доклад к педсовету «Физическое развитие в ДОУ»
консультация ( группа) на тему

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

"Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны   прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь."

Гиппократ

Все родители хотят, чтобы их ребенок рос здоровым, сильным и крепким, однако они часто забывают о том, что хорошие физические данные обусловлены в первую очередь двигательной активностью ребенка, что помимо достижения определенного роста и веса он должен быть ловким, подвижным и выносливым.

 

    Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента здоровья. Именно в этот период происходит активное развитие органов и всех функциональных систем организма. Воспитание здорового ребенка возможно лишь при условии комплексного подхода к его физическому развитию. В детском саду мы стремимся сфокусировать наше внимание на всем комплексе оздоровительных мер: рациональный режим, сбалансированное питание, закаливание и профилактика различных заболеваний, а также обучение физической культуре.

Процесс физического развития дошкольников организован в соответствии с основной общеобразовательной программой дошкольного образования, разработанной на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

Цель: формирование у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие через решение следующих специфических задач:

  • развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);
  • накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);
  • формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.

 

  Для полноценного физического развития детей и удовлетворения их потребностей в движении в детском саду создана физкультурно-игровая среда:

  • спортивно-игровая площадка,
  • физкультурный зал,
  • физкультурные уголки в группах.

Решая задачи физкультурно-оздоровительной работы, в режиме дня проводятся следующие мероприятия:

  • непосредственно образовательная деятельность по физическому развитию (2 раза в неделю в зале, 1 раз в неделю на улице)
  • утренняя гимнастика (ежедневно)
  • бодрящая гимнастика после сна (ежедневно)
  • подвижные игры и упражнения в группе и на прогулке (ежедневно)
  • физкультминутки и паузы (ежедневно)
  • физкультурные досуги (ежемесячно)
  • физкультурные праздники (2 раза в год)
  • дни здоровья (по плану)
  • неделя здоровья (1 раз в год)  
  • самостоятельная двигательная активность (ежедневно).

 

Основной формой работы с детьми по физическому воспитанию является непосредственно образовательная деятельность по физической культуре. Используются при этом как традиционные, так и нетрадиционные виды деятельности: игры по сказкам, тренировки, оздоровительные, подвижные игры, игры-эстафеты и др.

В целях оздоровления и закаливания детей регулярно осуществляется проветривание  и уборка  спортивного зала. Все дети занимаются в короткой спортивной форме, в спортивной обуви на нескользящей подошве.

Занятия проходят под музыку, с использованием на каждом занятии спортивного инвентаря и оборудования.  В вводную часть занятия обязательно входят упражнения для укрепления мышц сводов стопы, по профилактике плоскостопия, укрепления осанки.

 

В целях эффективной организации физкультурных занятий и повышения их моторной плотности для подбора наиболее рационального сочетания разных видов упражнений инструктор по физкультуре придерживается определенных требований:

  • распределять нагрузку на разные группы мышц;
  •  не допускать односторонности в физическом развитии;                       
  • подбирать упражнения для наибольшей двигательной активности детей;
  • целесообразно менять моменты напряжения и расслабления, физической нагрузки и отдыха;
  • формировать двигательный навык путем многократного повторения изучаемого движения;
  •  подбирать упражнения в соответствии с возрастом детей, учитывать последовательность его усложнения;   
  • рационально использовать физкультурное оборудование;
  • воспитывать у детей эмоциональный отклик на физические упражнения и умение общаться со сверстникам;
  • воспитывать умение слушать воспитателя и выполнять задания разного уровня сложности;
  • научить детей определять свое состояние и формировать представления о своем теле, о здоровом образе жизни;
  • формировать представления, что полезно и что вредно организму.

Для каждой возрастной группы определен повседневный двигательный режим организованных форм по физическому воспитанию и  самостоятельной двигательной деятельности ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_k_pedsovetu1_.docx30.07 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад к педсовету

«Преемственность через познавательное развитие в доу»

Подготовила: воспитатель

Шабаева Ф.Ф.

Проблема преемственности между дошкольным образованием и  начальным  образованием давняя, но сохраняющая свою актуальность и на современном этапе. Её надо рассматривать в контексте подходов к реализации Федеральных государственных образовательных стандартов к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования.    

Понятие преемственности трактуется широко - как непрерывный процесс воспитания и обучения ребёнка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода, т.е. - это связь между различными уровнями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных характеристик при переходе к новому состоянию. Поэтому необходимость сохранения преемственности и целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования в России.

Программы детского сада и начальной школы отличаются по цели. У  программы детского сада – это воспитание и всестороннее развитие личности ребёнка, его психических процессов. На этой основе формируются навыки учебной деятельности в разных формах (игре, экспериментировании, наблюдении, воображении). Программа же начальной школы главной целью ставит обучение детей конкретным навыкам (письму, чтению). Преемственность в работе школы и детского сада предусматривает использование комплексных программ, обмен опытом, поиск оптимальных путей совершенствования педагогической работы, формирования у детей интереса к знаниям, учебной деятельности. Программы, как детского сада, так и начальной школы должны комплексно решать познавательные, воспитательные и развивающие задачи, поэтому необходимо предусматривать преемственность в содержании по всем темам обучения.

    Введение Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС в ДО введен с 1 января 2014 года) к структуре дошкольной программы и принятие новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) начального школьного образования – важный этап преемственности детского сада и школы.

Особенностью новых стандартов является формирование и развитие  у детей учебной деятельности - умение учиться, без которого в дальнейшем невозможно строить систему непрерывного образования. Изменяется роль учителя и ученика в учебно-воспитательной работе. В процессе обучения не ученик подстраивается под сложившийся стиль учителя, а учитель, обладающий более разнообразным технологическим инструментарием, подстраивает и согласовывает приемы и методы с познавательным стилем ребенка. Учитель и ученик взаимодействуют как равноправные партнеры. Нет субъектов и объектов обучения, а есть школа сотрудничества.

   В настоящее время ФГОС соответствуют комплексные программы:

«ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» (Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, В.В.Васильевой / Под ред. Н.Е. Вераксы ,  2014 год.,

Парциальные программы: «Экологическое воспитание в детском саду» автор С.Н.Николаева, «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста» авторы Р. Б. Стеркина, О. Л. Князева, Н.Н.Авдеева.

Для осуществления преемственных связей необходимо:

1.Укрепление здоровья детей;

-  обеспечение эмоционального благополучия каждому ребёнку;

-организация двигательной активности детей.

 2. Формирование положительной мотивации:

- проведение занятий в форме - игры.

3. Формирование предпосылок учебной деятельности;

- восприятие инструкций;

- планирование деятельности;

- умение выполнять задание до конца;

- способность выполнять задание в течение определённого времени.

4. Развитие познавательных функций:

-речь;

- внимание;

- память;

- восприятие;

- воображение;

- мышление.

5. Организация разнообразных форм занятий:

- наблюдение;

- работа парами;

- работа по подгруппам;

6. Активизация любознательности и инициативности детей:

- умение задавать вопросы;

- высказывание собственных суждений;

- умение делать простые практические выводы.

7. Организация сотрудничества детей и педагогов.

8. Создание развивающей среды.

Необходимость сохранения преемственности и целостности образовательной сферы относится к числу важнейших приоритетов развития образования в России. Основными целями образования становится формирование и развитие свободной и культурной личности, адаптация к жизни общества, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения, любви к окружающей природе, Родине, семье. Осуществление этих целей должно происходить в едином образовательном пространстве, начиная с дошкольного образовательного учреждения.

Перед воспитателем детского сада на  уровне дошкольного образования, а далее и учителем начальной школы на уровне начального общего образования  стоит задача раннего раскрытия и формирования интересов и способностей учащихся к научно-поисковой, проектной деятельности. Метод проектов представляет собой гибкую модель организации образовательно-воспитательного пространства, ориентированного на развитие дошкольников, а в дальнейшем и школьников и их самореализацию в деятельности. Метод проектов способствует развитию любознательности и стремления находить объяснения своим наблюдениям, учит задавать вопросы и находить ответы, а затем проверять правильность своих ответов путём анализа информации, проведения исследований, тем самым формирует развитие интеллектуальных способностей.

   Дошкольники и младшие школьники очень любознательны, поэтому проектная деятельность как нельзя лучше вписывается в учебно-воспитательный процесс.

 Преемственность между всеми уровнями  образования является основным условием обеспечения непрерывности образовательно-воспитательного процесса, позволяющая установить связь между тем, что достигнуто ребенком, и дальнейшим его развитием, совершенствованием на основе сохранения того ценного, без чего невозможно движение вперед.

 В соответствии ФГОС  «Портрет выпускника: дошкольник – начальная школа» выглядит так.

Дошкольник

Начальная школа

Деятельный и активный.

Присутствует исследовательский интерес.

Любознательный.

Коммуникативен.

Инициативный.

Ответственен.

Открытый внешнему миру.

Уважительное отношение к окружающим.

Доброжелательный  и отзывчивый.

Развиты навыки самоорганизации и здорового образа жизни.

Уверен в своих силах.

Чтобы сделать переход детей в школу более мягким, дать им возможность быстрее адаптироваться к новым условиям, учителя должны знакомиться с формами, методами работы в дошкольных учреждениях, поскольку психологическая разница между шестилетним и семилетним ребенком не столь велика. А ознакомление самих дошкольников со школой, учебной и общественной жизнью школьников дает возможность расширить соответствующие представления воспитанников детского сада, развить у них интерес к школе, желание учиться.

     Специалисты выделяют три направления подготовки детей дошкольного возраста к школе, обеспечивающих преемственность:

- всестороннее воспитание и развитие;

- формирование психологической готовности к обучению в 1 классе;

- формирование учебной мотивации.

Формирование у дошкольника готовности к школьному обучению  должно происходить не на содержательном, а на деятельностном уровне, т.е. наличие сформированности  умений учиться как фундаментальных новообразований дошкольного детства, обеспечит психологическую готовность ребенка к школе как с дидактической, так и с психологической точки зрения (поскольку учебная мотивация является одной из составляющих понятия «учебная деятельность»). Безусловно, данный подход к решению проблемы кажется невероятным и неправдоподобным, поскольку в дошкольной педагогике не только не рассматривались вопросы формирования и развития учебной деятельности ребенка, но и в целом проблема организации развивающего обучения дошкольников кажется многим специалистам дошкольного образования весьма сомнительной. Главную отрицательную роль в становлении такого отношения к развивающему обучению дошкольников играет, на наш взгляд, привычка к традиционному толкованию обучения как формирования знаний, умений и навыков предметного характера, причем традиционными репродуктивными методическими приемами. Вся работа с детьми дошкольного возраста должна исходить из принципа «не навреди» и быть направленной на сохранение здоровья, эмоционального благополучия и развитие индивидуальности каждого ребенка.

Проблемы преемственности:

1.Отсутствие единства в требованиях к достижениям ребенка при поступлении в школу;

2.«Скачкообразное» изменение методов и содержания обучения;

3.Обучение на предшествующем уровне часто не обеспечивает достаточной готовности учащихся к успешному включению в учебную деятельность нового, более сложного уровня;

4.Неготовность педагогических кадров к решению проблемы.

Для  решения данной проблемы необходимо выполнение следующих этапов:
1. Составление плана совместной деятельности по обеспечению преемственности детского сада и начальной школы;

В школе нами был разработан план по преемственности  между ДО и НО

Цель:         Обеспечить преемственность между дошкольным и начальным образованием и воспитанием через координацию деятельности педагогического коллектива школы и детского сада по подготовке детей к обучению в первом классе.

Мероприятия

Срок

Ответственный

1.

Составление и обсуждение совместного плана работы по подготовке детей к школе

  сентябрь

Зам директора по ВР, учителя начальных классов, воспитатели

2

Ознакомление с программами детского сада и школы.

  сентябрь

 Учителя начальных классов и воспитатели

3.

Собеседование с воспитателями разновозрастных групп. Уровень сформированности психологических процессов и личностных качеств.

 

сентябрь

 Воспитатель.

Учителя начальных классов

4.

Взаимопосещение открытых уроков в школе и занятий в детском саду.

Октябрь, февраль

Воспитатели  и учителя начальных классов

5.

Воспитывать у детей интерес к школе. Познакомить их с понятием «школа». С этой целью проводить следующую работу:

  • тематические беседы,
  • сюжетно-ролевая игра «Школа»
  • знакомство со зданием школы, мастерской, библиотекой, компьютерным классом.
  • праздники «До свиданья, детский сад!», «День Знаний»
  • экскурсии в течение года

В течение года

Воспитатели

6.

Консультация учителя начальных классов для воспитателей, родителей на тему: «В первый класс - первый раз» об актуальных вопросах воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста.

 

март

Учителя начальных классов

7.

Проведение диагностики готовности детей разновозрастных  групп к школьному обучению

 

апрель

 Воспитатели групп

8.

Прививать детям нравственно-волевые качества, необходимые для обучения в школе: дисциплинированность, ответственность.

 

Постоянно

Воспитатели групп

9

Мониторинг бывших выпускников детского сада.

(Отчет по успеваемости детей 1 и 2 класса школы, бывших выпускников детского сада.)

Май

Учителя начальных классов

План работы ШМО воспитателей и учителей начальных классов

Тема: Обновление содержания начального и  дошкольного образования в контексте ФГОС

Цель: Организовать педагогическое общение учителей начальных классов и  воспитателей по обновлению содержания  начального и дошкольного образования в контексте ФГОС.

Задачи:

  •  совершенствование педагогического мастерства учителей начальных классов и  воспитателей;

  •  выявление, обобщение и распространение педагогического опыта;

  •  организация работы  по преемственности между детским садом и начальной школой;

  •  формирование творческого потенциала личности воспитателя и учителя  через активное участие в работе ШМО, мероприятиях различного уровня и трансляции педагогического опыта.

2.Проведение мероприятий, таких как:
"День открытых дверей", "День Знаний", совместные праздники и т.д.;
3. Работа по обеспечению готовности детей к обучению в школе (диагностика и коррекция развития детей);
4.Планирование совместной деятельности по адаптации детей в школе;
5. Проведение мониторинга процесса адаптации детей к школе.

Преемственность возможна на основе учёта того общего, что объединяет два уровня  развития. Успешность реализации преемственности определяется рядом факторов, которые создаются педагогически грамотной средой.

По определению Д.Б. Эльконина,  дошкольный и младший школьный возраст - это одна эпоха человеческого развития, именуемая "детством". Воспитатель и учитель начальных классов так же имеют много общего, поэтому у них общее родовое имя - педагог. Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы. Выиграют от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и средства для решения задачи преемственности.

                                                 

      Литература

1.Должикова Р. А., Федосимов Г.М., Кулинич Н.Н., Ищенко И.П. «Реализация преемственности при обучении и воспитании детей в ДОУ и начальной школе», Москва, Школьная пресса, 2008.

2.Ресурсы Интернет.

3. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А.Г.Асмолова.- 3-е изд.-М.: Просвещение,  2011.-с.27.

4.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011 г./ М-во образования и науки Рос.Федерации. - М.: Просвещение, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педсовет "Физическое развитие"

Педсовет по физическому развитию....

Доклад на педсовет "Особенности развития детей с синдромом Дауна"

В данной статье описаны особенности детей с синдромом Дауна. На что необходимо обратить внимание, особенности развитя "Солнечных детей"....

Доклад к педсовет на развитие творческих способностей детей

quot;Игра как творческая деятельность детей дошкольников"...

Доклад на педсовет. Тема:" Развитие движений детей младшего дошкольного возраста (из опыта работы)"

Развитие движений детей младшего дошкольного возраста (из опыта работы)...

Доклад на педсовете. Тема "Развитие коммуникативных навыков дошкольников через различные виды игровой деятельности", 27.11.2017

Современное общество нуждается в активной, адаптивной, творческой личности, способной устанавливать бесконфликтное общение. Поэтому вопрос формирования коммуникативных способностей дошкольников актуал...

Доклад на тему физическое развитие

Доклад  на тему физическое развитие...

Доклад к педсовету "Сенсорное развитие детей во второй группе раннего возраста через дидактические игры"

Годовой отчет по теме самообразования "Сенсорное развитие детей во второй группе раннего возраста через дидактические игры"...