Доклад к педсовет на развитие творческих способностей детей
консультация (средняя группа) на тему

Кадырова Разиля Рафитовна

"Игра как творческая деятельность детей дошкольников"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kons_dlya_peagogov.odt12.44 КБ

Предварительный просмотр:

                                 Государственное бюджетное учреждение

                                         здравоохранения города Москвы

                                 «Детский бронхолегочный санаторий № 42

                              Департамента здравоохранения города Москвы»

                                       Доклад к педсовету на развитие творческих

                                                      способностей детей

       

                       Тема: «Игра как творческая деятельность дошкольников»

                                                                                                     Составила:

                                                                                                     Кадырова Р.Р.

     

                                                              2018г.

    В возрасте от трех до семи лет игра детей развивается как разнообразная, активная, творческая деятельность, в которой осваиваются впечатления жизни и  формируются все стороны личности ребенка.

     Некоторые психологи считают, что детские игры нельзя считать творческой деятельностью, так как в них не создается ничего нового.

    Действительно, если подходить к детской игре с теми же мерками, что и к деятельности взрослого человека, термин «творчество» неуместен. Но он оправдан, если подойти к решению вопроса с точки зрения развития ребенка.

    Л.С.Выготский подметил появление у детей дошкольного возраста замысла, что означает переход к творческой деятельности. В раннем детстве ребенок идет от действия к мысли, у дошкольника уже развивается способность идти от мысли к действию, воплощать свои замыслы. Это проявляется во всех видах деятельности, и прежде всего в игре. Появление замысла связанно с развитием творческого воображения.

   Творческий характер игры подтверждается тем, что ребенок не копирует жизнь, а подражая тому, что видит, комбинирует свои представления. При этом он передает свое отношение к изображаемому, свои мысли и чувства. Это роднит игру с  искусством, но ребенок - не актер. Он играет для себя, а не для зрителей, он не разучивает заранее свою роль, а создает ее по ходу игры. Когда ребенок входит в образ, у него живо работает мысль, углубляются чувства, он искренне переживает изображаемые события.

    О творческом характере детской игры говорят многие деятели искусства. К.С. Станиславский советовал актерам учиться у детей, игру которых отличает «вера и правда». Известный кинорежиссер Г.Л. Рошаль писал: «Всякая детская игра-это всегда мир иллюзий. В этом мире иллюзий ребенок, однако, никогда не теряет своего реального «я». Скача на лошади-стуле, ребенок не думает, что стул под ним-это действительно конь, или стол на который он карабкается как на гору- гора. В своей игре он похож на актера (недаром искусство актера называют игрой). Итак, детская игра может быть названа игрой театральной, а иллюзия детской игры- театральной иллюзией».

   Некоторые авторы,например Кейра, утверждают, что фантазия ребенка богаче и сильнее, чем у взрослого. Работу воображения он противопоставляет подражанию. По его мнению, игры, основанные  на «чистом воображении», полностью оторваны от действительности.

  К.Д. Ушинский еще в прошлом веке возражал против такого идеалистического

взгляда на детское творчество. Он писал: «Воображение ребенка и беднее и слабее, чем у взрослого человека. Но дело в том , что и слабенькое детское воображение имеет такую власть над слабой и еще не организовавшейся душой дитяти, какого не может иметь  развитое воображение взрослого человека над его развитой душой».

   Исследования психологов и педагогов подтверждают правильность мысли Ушинского и доказывают, что в игре подражание сочетается с творческим воображением. Но это творчество не появляется само собой, оно воспитывается, оно развивается и в результате длительной систематической работы педагогов.

   Первоначально замысел возникает в процессе деятельности. Ребенок начинает строить или рисовать без видимой цели, а затем в силу различных ассоциаций у него появляется желание построить машину, нарисовать дом. В дальнейшем задача может ставиться ребенком до начала игры или работы, тогда его действия начинают подчиняться замыслу, хотя вначале он еще неустойчив, меняется под влиянием случайных впечатлений.

   Если педагог поддерживает усилия ребенка, побуждает его обдумывать тему игры, изобразительной деятельности, то у малыша развивается способность идти от мысли к действию, воображение становится целенаправленным. Но в отличии от взрослых дети не могут во всех деталях обдумать предстоящую работу или игру, они намечают лишь общий план, который развивается в процессе деятельности.

   О наличии у детей творческого воображения говорит и тот факт, что обычно они в одном сюжете объединяют различные впечатления, комбинируют виденное в жизни с образами, взятыми из книг, зрелищ. Это наблюдается и в игре, и в изобразительной деятельности, и при составлении рассказов. Способность обобщать свои представления, знания имеет большое значение для умственного развития ребенка, для его знакомства с окружающим: дети учатся соотносить свои представления с реальной действительностью, понимать связи между различными жизненными явлениями. Чем старше дети, чем больше они знают, тем смелее и разнообразнее сочетают свои знания и тем больше стремятся к правдивому изображению жизни

   Обучение и развитие творчества идут в единстве и взаимодействии. Это убедительно доказала Е. А. Флерина, подвергнув критике «теорию спада» детского творчества. По мнению представителей этой «теории», творчество дошкольников совершенно, так как оно бессознательно, определяется инстинктивными, унаследованными побудителями; с развитием сознанием, с  накоплением опыта ребенок начинает критически относится к результатам своей деятельности, творческое начало ослабевает.  Е.А.Флерина доказала, что спад может наступить из-за отсутствия обучения или из-за плохого обучения; при правильном же руководстве и обучении творчество детей достигает относительно высокого уровня.

    Путь к развитию творчества — овладение навыками. Однако нельзя думать, что сначала надо обучить ребенка рисованию или лепке, а потом развивать его творческие способности. «Творческое начало пронизывает процесс усвоения навыков».

  Таким образом, у детей дошкольного возраста наблюдается ростки творчества, которые  проявляется в развитии способности к замыслу и его реализации, в умении комбинировать свои знания, представления, в искренней передаче своих мыслей, чувств, переживаний. Творческие способности формируются в связи с общим развитием ребенка и благодаря специальному обучению.

   Интересные мысли о способности детей к творчеству высказывали деятели искусства. Поэт Павел Антокольский утверждал, что все дети — одаренные в той или иной области искусства. Бездарность ребенка — всегда результат плохого воспитания. «Детская одаренность проявляется и в наблюдательности детей, и в зорком схватывании ими сходства и характерных черт, в остом музыкальном слухе, в необыкновенно развитом инстинкте подражания».

   Как же возникает и развивается замысел  не  разных видах творческой деятельности детей? Прежде всего для возникновения замысла нужны яркие, живые впечатления, волнующие ребенка, действующие на его воображение и чувства. При этом, как правильно указывала А.А. Люблинская, важно наличие не только единичных, но и общих представлений, что делает возможным творческое воспроизведение жизни. Общие представления легче комбинировать, включать в новые сочетания.

    Для того чтобы углублять представления детей, пробуждать у них интерес к теме предстоящей игры, к рисованию, лепке, вызывать определенные эмоции, наблюдения жизни нужно дополнять художественными образами. В старшем дошкольном возрасте книга, картина становится важным источником игрового и изобразительного творчества. От того, на сколько эмоционально воспримут дети эти литературно-художественные образы, как глубоко осознают идею произведения, зависит богатство их замысла, изобретательность в поисках средств его наилучшего воплощения.

 Сочетание наблюдений действительности с художественными образами помогают вести детей от подражания к творческому воспроизведению жизни. Однако это еще не сознательный отбор типических черт для создания образа, как это делает художник. Главный мотив детского творчества-стремление выражать свои впечатления, переживания, осваивать их в деятельности.

                                 

                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педсовете: "Развитие творческих способностей детей посредством художественно - творческой деятельности".

В выступлении даны рекомендации педагогам по использованию различных техник изобразительной деятельности, для развития творчества у детей....

Доклад на педсовете «Развитие творческих способностей детей»

В детском творчестве окружающий его мир открывается по-разному, в зависимости от его внутреннего состояния, только ему одному ощущений и желаний. Дети особенно подвержены своим эмоциям. Возникающие в ...

Педсовет на тему: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования»

       Дошкольное детство важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя. Чем разнообразнее детская деятельно...

Доклад из опыта работы: «Развитие творческих способностей детей средней группы посредством различных видов деятельности».

деятельности».Дошкольное детство благоприятный период для развития творческих способностей т. к., в дошкольном возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окру...

Доклад «Создание условий для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в театрализованной игре»

Детство каждого из нас проходит в мире ролевых игр, которые помогают ребенку освоить правила и законы взрослых людей. Игры для детей можно рассматривать как импровизированные театральные постановки, в...