Проект: Если хочешь быть здоров!
проект ( группа) на тему

Здоровье детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_esli_hochesh_byt_zdorov.doc116 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование культуры здорового образа жизни у дошкольников. 1.Актуальность.          

Все чаще и чаще звучат в средствах массовой информации, из уст педагогов, медиков, родителей, вопросы, связанные с проблемами здоровья детей — подрастающего поколения нашей страны. Этот вопрос актуален не только для жителей России, жителей стран ближнего зарубежья, а для всех жителей планеты. В эпоху компьютерных технологий, изобретения все новых машин, которые, казалось бы, призваны в помощь человеку, освобождающих от бытовых проблем, в эпоху необратимого процесса идет тенденция к ухудшению состояния здоровья детей в разных регионах Российской Федерации. Ключевым вопросом государственной политики является существенное повышение качества жизни граждан России, все это отражено в национальной программе «Здоровое поколение XXI”, в Приоритетных национальных проектах. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года предусматривает создание условий для повышения качества общего образования и в этих целях, наряду с другими мероприятиями, предполагает создание в образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников. Согласно современным представлениям целью образования является всестороннее развитие ребенка с учетом его возрастных возможностей и индивидуальных особенностей при сохранении и укреплении здоровья.

Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторимый на протяжении всей последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов, становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и к окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом. Валеологическое образование невозможно без изучения строения человеческого организма. Мой многолетний опыт педагогической работы показал, что кроме создания благоприятных условий для развития здорового ребенка, необходимо сформировать у дошкольников новый «пласт» знаний по валеологии и способствовать приобщению детей к здоровому образу жизни средствами инновационных технологий.

2.Проблема

Проблема проектной деятельности определилась совокупностью следующих факторов:

  1. Анализ уровня знаний по валеологии выявил факт преобладания воспитанников с низким уровнем знаний о культуре здоровья и здоровом образе жизни.
  2. Результаты опроса демонстрируют наличие низкого уровня мотивации на сохранение и укрепление индивидуального здоровья как детей, так и их родителей. Рождаясь здоровым, самого здоровья человек не ощущает до тех пор, пока не возникнут серьезные признаки его нарушения. Почувствовав болезнь и получив облегчение от врача, он все больше склоняется к убеждению о зависимости своего здоровья именно от медицины. Такой подход освобождает самого человека от необходимости "работать над собой". Культурный же человек, как отмечал И.И. Брехман, "не должен допускать болезни, особенно хронической, так как в подавляющем числе случаев они являются следствием образа жизни в течение довольно длительного времени".
  3. Имеет место "забалтывания" проблемы здоровья. Существует такой педагогический феномен: обсуждая какую-либо проблему, рассматривая ее со всех сторон, человек снимает часть внутреннего напряжения, возникшего в связи с этой проблемой. В результате боль, озабоченность становятся меньше. Реальная деятельность в направлении решения возникшей сложной проблемы подменяется рассуждениями на эту тему. Но ситуация не разрешается, т. к. только размышлениями и рассуждениями проблему не решить.
  4. Можно констатировать сужение понятия "здоровье". Существует более 300 определений здоровья. В Уставе Всемирной организации здравоохранения: здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

Учитывая все вышеизложенное (реформирование системы здравоохранения, свёртывание профилактической работы, низкая грамотность родителей не способствуют сохранению уровня здоровья детей, изменившийся приоритет современного общества), в соответствии с федеральным стандартом федерального образования с приоритетом воспитания гармонично развитой личности перед нами появилась необходимость разработки и реализации проекта «Если хочешь быть здоров».

3.Цель проекта - формирование культуры здорового образа жизни у детей дошкольного возраста

Задачи проекта:

  1. Формировать у детей адекватные представления об организме человека.
  2. Формировать потребность в физическом и нравственном совершенствовании, в здоровом образе жизни.
  3. Воспитывать уважение к жизни другого человека, умение сочувствовать, помогать, сопереживать чужой боли.
  4. Развивать умение предвидеть возможные опасные для жизни последствия своих поступков для себя и своих близких.
  5. Развивать физические качества: силу, ловкость, гибкость, ориентировку в пространстве, координацию движений, быстроту, равновесие, двигательное творчество через внедрение здоровьесберегающих технологий.
  6. Обеспечить разностороннее просвещение родителей о значимости здорового образа жизни.

Участники проекта – воспитанники подготовительной группы, их родители, педагоги ДОУ – музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре, воспитатель.

Тип проекта- информационный, практико-ориентированный

Сроки реализации – долгосрочный (февраль-апрель).

4.Планируемые результаты

Промежуточные результаты:

 Дети:

  1. Имеют представления о здоровье и здоровом образе жизни.
  2. Знают строение организма.
  3. Имеют представления о состоянии собственного тела.
  4. Используют здорвьесберегающие технологии в рамках физических качеств .

Родители:

  1. Понимают важность своего личного примера по отношению к здоровью.
  2. Используют здоровьесберегающие технологии в домашних условиях.
  3. Владеют знаниями по валеологии.

Ожидаемые результаты:

  1. Снижение заболеваемости воспитанников и повышение уровня их здоровья.
  2. Сформированная устойчивая положительная мотивация к сохранению и укреплению собственного здоровья (у детей, родителей, педагогов).
  3. Активизация познавательного интереса воспитанников в области валеологии.
  4. Повышение уровня валелогической компетентности родителей.
  5. Наличие информационной базы по изучаемой проблеме, сформированной  в ходе практической деятельности у педагогов

Итоговые результаты для воспитанников в области сформированности интегративных качеств – это ребёнок:

- способный решать интеллектуальные проблемы , адекватные возрасту – интеллектуально-развитый;

- проявляющий интерес ко всему новому и непонятному, неизведанному – любознательный;

- воображающий, придумывающий, способный к созданию нового в рамках адекватной возрасту деятельности, способный к поиску разных способов решения одной и той же задачи – креативный;

- проявляющий активность и самостоятельность в принятии решений, в  совершении поступков, в деятельности – инициативный;

- ощущает красоту здорового человека,испытывает уважение к жизни другого человека, умеет сочувствовать, помогать, сопереживать чужой боли  – чувствующий прекрасное, эмоционально-отзывчивый;

- умение предвидеть возможные опасные для жизни последствия своих поступков для себя и своих близких – осторожный;

- понимающий ценность жизни; её составляющих - бережно относящийся ко всему живому.

5.Система работы

Система работы построена с учетом возрастных, психофизических и психологических особенностей детей дошкольного возраста, опирается на основные принципы психологии и дошкольной педагогики.

Значительное место отведено повышению психоэмоциональной устойчивости с помощью технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка: элементы релаксации под музыку и звуки природы, различные виды оздоровительных гимнастик.

Большая роль в работе отводится созданию информационной “Среды здоровья” (схемы, рисунки, стенды), которая не только напрямую, но и опосредованно влияет на формирование мировоззрения ребенка.

Значительное место в проектной деятельности занимают исследовательская технология, реализуемая в игровой форме в виде путешествий. В результате совместной деятельности дети ответить на вопросы исследовательско-поискового характера (Зачем нужна еда? Куда девается съеденная пища? Зачем нам нужен нос? Кто охраняет глаз? Из чего мы состоим?). Экспериментальная деятельность позволила послушать сердцебиение, посчитать удары пульса, рассмотреть кожу рук через лупу и т.д.

Полученные опытным путём знания дети закрепляли в игровой деятельности (Узнай по вкусу; Узнай по запаху; Узнай по голосу; Моё тело, как оно устроено; Полезные продукты и др.).

Процесс формирования ЗОЖ неразрывно связан с двигательной активностью как мощным и стимулирующим фактором развития ребенка. В группе у нас созданы все условия для активизации различных видов движений (дорожки здоровья, координациометр,  различное спортивное оборудование и т.п.).

Всё вышеизложенное позволяет проследить интеграцию образовательной области «Здоровье»в процессе реализации образовательных технологий со следующими образовательными областями:

- «Познание» - формирование целостной картины мира, расширяется кругозор детей об организме и о здоровом образе жизни человека.

- «Социализация» - формирование представлений о ЗОЖ в игровой деятельности, формирование норм и правил взаимоотношений со сверстниками.

- «Коммуникация» - расширение и активизация словарного запаса по теме проекта, совершенствование диалогической речи.

 -«Физическая культура» - формирование физических качеств детей в процессе физкультурных НОД, подвижных игр, самостоятельной деятельности в физкультурных уголках, накопление двигательного опыта как важнейшие условия сохранения и укрепления здоровья детей.

- «Безопасность» - формирование представлений о здоровом образе жизни, о полезных и вредных для здоровья привычках, формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности,

«Музыка» направлена на развитие образного восприятия музыки, формирование представлений о лечебных свойствах музыки.

Система работы предполагает реализацию технологии валеологического просвещения родителей. В рамках сотрудничества с родителями по формированию здорового образа жизни у детей разработана система мероприятий: знакомство  их с различными формами работы по физическому воспитанию в дошкольном учреждении, информирование о состоянии здоровья и физическом развитии, об уровне двигательной подготовленности их ребёнка; привлечение родителей к участию в различных совместных физкультурных досугах и праздниках, тематические родительские собрания, участие в акциях и т.д.

Формы реализации проекта: непосредственно образовательная деятельность, совместная деятельность взрослых (педагогов, родителей) и детей, самостоятельная деятельность детей.

Структура проекта: в проекте выделены три этапа.

 Первый -  организационно-подготовительный этап. Его цели: активизировать интерес детей к здоровью человека и своему собственному; привлечь родителей к совместной работе с ДОУ по воспитанию культуры здоровья у детей старшего дошкольного возраста.

        Второй этап – основной. Его цели: активное участие детей и родителей во всех спортивно-оздоровительных мероприятиях ДОУ; снижение заболеваемости в группе; повышение качества образования в вопросах культуры здоровья.

        Третий этап – итоговый. Его цель: контроль и диагностика результатов реализации системы педагогической работы по повышению культуры здоровья детей старшего дошкольного возраста.

6.Диагностический инструментарий

Диагностическая процедура предполагает использование наблюдение за детьми в свободной деятельности, опросник для детей, анкетирование родителей.

1. План наблюдения за дошкольниками:

- Проявление интереса к здоровому образу жизни:

а) проявляет или не проявляет интерес к здоровому образу жизни;

б) проявляет активный или неактивный интерес.

-  Представления о здоровом образе жизни:

а) имеет или не имеет представление о здоровом образе жизни.

б) полнота представлений о здоровом образе жизни.

- Применение знаний здорового образа жизни в самостоятельной деятельности:

а) применяет или не применяет знания здорового образа жизни;

б) применяет активно или неактивно.

2. Опросник для детей «Что ты знаешь о здоровье?».

                  № вопроса

Ф.И. ребёнка

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

2

3

4

5

6

7

  1. Что такое здоровье?
  2. Что такое здоровый образ жизни?
  3. Что ты делаешь для того, чтобы быть здоровым?
  4. Что такое вредные привычки?
  5. Как ты думаешь, что такое здоровье?
  6. Какие части тела ты знаешь?
  7. Какие органы ты можешь назвать?
  8. Для чего человек должен знать свой организм?
  9. Умеешь ли ты делать самомассаж?
  10.  Знаешь ли ты полезные физкультурные упражнения?

3. Тест  для родителей "Можно ли Ваш образ жизни назвать здоровым?"

1. Какие из приведенных симптомов не требуют визита к врачу?

- непривычная утомляемость

-зимняя простуда

-хроническое несварение в желудке.

2. Как Вы защищаете уши, слушая музыку, записи через стереонаушники?

- не включаю на полную громкость;

-в этом нет нужды - звук из наушников не достигает громкости, раздражающей слух;

- не ставлю на такую громкость, при которой не слышно внешних разговоров.

3. Как часто Вы меняете зубную щетку?

- два раза в год

- каждые 3 -6 месяцев

- как только она обретет потрепанный вид.

4. Что менее всего защищает Вас от простуды и гриппа?

- частое мытье рук

- противогриппозная прививка

- отказ от прогулок в холодное время года.

5. Как часто Вы даете отдых глазам после пользования компьютером, читая или занимаясь делами, требующими зрительного внимания?

-каждый час;

- каждые полчаса;

- каждые 10 минут.

6. Как правильно дышать?

-ртом

-носом

- ни один из вариантов не хуже и не лучше другого.

 4.   Анкета для родителей  «Определение уровня знаний о здоровом образе жизни».

1.Как вы считаете, что влияет на здоровье ребенка?___________________________________________________________

2.Соблюдаете ли вы здоровый образ жизни в семье?_________________________________

3.Знаете ли вы физические показатели, по которым можно следить за правильным развитием вашегоребенка______________________________________________________

4.На что, на ваш взгляд, должны обращать внимание семья и ДОУ, заботясь о здоровье и физической культуре дошкольника?____________________________________________

5.Назовите наиболее приемлемые закаливающие процедуры для вашего ребенка

6.Знаете ли вы, как укреплять здоровье ребенка дома?_______________________________

7.План реализации проекта

Этапы

Педагоги

Сроки

Дети

Родители

1 этап-  подготовительный

Входной мониторинг

1неделя февраля

Педагогическая диагностика

Анкетирование родителей

Изучение и анализ литературы по проблеме

2неделя февраля

Систематизация материалов программно-методического обеспечения, создание условий для реализации проекта.

3 неделя февраля

разработка плана реализации проекта.

3 неделя февраля

Разработка цикла занятий и бесед по теме проекта

3 неделя февраля

Подбор художественной литературы

Последняя неделя февраля - Круглый стол «Что такое здоровье?»

2 этап - основной

Март, первые три недели апреля

Цикл НОД познавательной направленности

Консультация для  родителей «Значение спорта в жизни детей».

2 неделя марта

Создание коллажа «Здоровое будущее»

Март, апрель

Опытно-экспериментальная деятельность

Семинар-практикум «Такой полезный массаж»

Оформление выставки «Дары природы».

4 неделя марта

Экскурсия на пищеблок ДОУ

«Вкусно и полезно».

Информационные памятки «Здоровое питание  - вкусное питание».

Март, апрель

Цикл бесед по теме проекта

1 неделя апреля

Продуктивная деятельность « Спорт – залог здоровья»

Последняя неделя марта

Рисование плакатов «Хочу быть здоровым»

1 неделя апреля

Семинар-практикум «Оздоровительная гимнастика для глаз»

Март, апрель

Чтение художественной литературы

Создавать соответсвующую предметно-развивающую среду

Март, апрель

Дидактические игры, игры-ситуации

2 неделя апреля - Оздоровительный досуг« Играем все вместе»

3 этап - заключительный

3 неделя апреля

Выявление уровня знаний по теме проектирования

Анкетирование

3 неделя апреля

Оформление валеологической энциклопедии

4 неделя апреля

Праздник «Марафон здоровья».

Оформление портфолио проекта

Последняя неделя апреля

8.Условия, обеспечивающие достижение новых образовательных результатов.

Материально-технические: мультимедийный проектор, магнитофон, материалы и оборудование для экспериментирования, материалы и оборудование для продуктивной деятельности, фотоаппарат, принтер, ПК,

 спортивный инвентарь.

Кадровые:  воспитатели, физкультурным и музыкальным руководителями ДОУ.

Информационные: методическая литература, различные энциклопедии для дошкольников.

Нормативно-правовые: соблюдение СанПиН в плане режима, организации детской деятельности в ДОУ.

Диагностико - дидактическое: опросник для диагностирования знаний детей, анкета для родителей, примерные план-конспекты НОД, экскурсий, картотеки игр, художественной литературы.

9.Список используемых источников

  1. Алямовская В. Г. «Как воспитать здорового ребёнка». – М., 1993 год.
  2. Азбука здоровья: дайджест / Сост. Л. Г. Духанина; Обл. дет.- юнош. б-ка.- Томск, 2006.-32 с.
  3. И. В. Чупаха. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе. – М. : Илекса, Народное образование; Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2003. – 400с.
  4. Лазарева Н. Н. , Черкашина Т. С. «Комплексный подход в организации здорового образа жизни ребёнка, Тольятти, 2001 год.
  5. Лукина Л. И. Путь к здоровью ребенка лежит через семью. //Управление ДОУ. - №7. - 2006.
  6. Новикова И.М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. – М.: Мозаика  - Синтез, 2009.
  7. Чистякова М. И. Психогимнастика / Под ред. М. И. Буянова. – М. : Просвещение, 1990. – 128с.
  8. Шорыгина Т. А. Беседы о здоровье: Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2005. – 64с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Если хочешь быть здоров!" Подготовительная к школе группа

Педагогический проект  разработан на 1 год. В нем представлено система работы и задачи по формированию у воспитанников интереса к компонентам здорового образа жизни, приобретению детьми знаний и ...

Проект "Если хочешь быть здоров!"

Богатство нации – это, прежде всего, здоровье подрастающего поколения. К сожалению, показатели здоровья российских детей и подростков нас н...

Проект "Если хочешь быть здоров, закаляйся!"

Цель проекта – совершенствование условий для сохранения и укрепления  здоровья ребенка в условиях ДОУ....

Проект «Если хочешь быть здоров, закаляйся!»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ детский сад комбинированного вида № 2001 Проект«Если хочешь быть здоров, закаляйся!»Автор: Колыхалова Елена Сергеевна, воспитатель...

Проект "Если хочешь быть здоров!"

Проект ""Если хочешь быть здоров!"...

Проект "Если хочешь быть здоров" 1 младшая группа

Проектная деятельность совместной работы с родителями по здоровьюсбережению детей в 1 младшей группе...