Реализация образовательной области «здоровье» в процессе совместной деятельности с детьми.
консультация ( группа) на тему

В последние годы значительно возрос интерес к средствам и методам укрепления психофизического здоровья детей, профилактике заболеваний, развитию жизненно необходимых ребенку физических качеств. Очевидно, что ведущая роль в решении данных проблем отводится физическим упражнениям. Плавание как вид физических упражнений способствует поддержанию достигнутого ребенком уровня здоровья, поддержанию достаточного уровня двигательной активности, увеличению функциональных резервов детского организма. В теории выделяют такие виды плавания, как рекреативное, лечебное, оздоровительное, адаптивное, кондиционное и спортивное. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_realizatsiya_obrazovatelnoy_oblasti_zdorove.doc33 КБ

Предварительный просмотр:

Реализация образовательной области «здоровье» в процессе совместной деятельности с детьми.

(Консультация для воспитателей)

Подготовил:

воспитатель:

Фурман Н.М.

В последние годы значительно возрос интерес к средствам и методам укрепления психофизического здоровья детей, профилактике заболеваний, развитию жизненно необходимых ребенку физических качеств. Очевидно, что ведущая роль в решении данных проблем отводится физическим упражнениям. Плавание как вид физических упражнений способствует поддержанию достигнутого ребенком уровня здоровья, поддержанию достаточного уровня двигательной активности, увеличению функциональных резервов детского организма. В теории выделяют такие виды плавания, как рекреативное, лечебное, оздоровительное, адаптивное, кондиционное и спортивное.

Плавание - сравнительно молодой вид спорта. Лишь в 1984г. соревнования по плаванию были включены в программу современных Олимпийских игр, а  первая Всероссийская олимпиада, в программу которой входили и соревнования по плавательному спорту, состоялась только в августе 1913г. в Киеве. Системное обучение плаванию в нашей стране стало предметом педагогической теории и практике лишь в 50-х годах прошлого века.

История обучения плаванию в условиях дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) насчитывает всего несколько десятков лет. За этот период были разработаны программы и методики, регламентирующие этот процесс. Работы построены на  классических  системах обучения плаванию, принятых в спорте, учитывают возрастные физиологические особенности дошкольников.

Современное ДОУ не ставит целью вырастить из детей спортсменов, олимпийских чемпионов – это задачи спортивных специализированных школ. Главное в обучении плаванию в детском саду – преодолеть негативное отношение ребенка к воде, адаптировать его к водному пространству, по возможности использовать плавание в бассейне как средство оздоровления и полноценного физического развития ребенка, сочетая основы спортивного плавания с решением задач адаптации и профилактики.

Каждый человек должен уметь плавать. И чем раньше он научится, тем лучше.

Современное дошкольное образование направлено целостное развитие личности ребенка, полноценное и активное проживание им очень важного периода жизни – детства.

Здоровье нации во многом зависит от ценностных ориентаций подрастающего поколения, от того, насколько оно мотивировано на здоровый образ жизни, основанный на принятии значимости физической культуры и спорта в жизни каждого человека. Наиболее значимые для дошкольника образовательные области – «Физическая культура» и «Здоровье». Педагоги ДОУ создают условия для возможностей принятия ребенком  базовых  ценностей  здоровья и физической культуры, ведь именно в процессе  взаимодействия  ребенок приобщается к системе общечеловеческих ценностей, таких как жизнь, доброта, любовь. Одно из важнейших мест в системе общечеловеческих ценностей занимает здоровье – как духовное, так и физическое.

 Формирование физической культуры (плавания) детей осуществляется в разных видах детской деятельности, но прежде всего – в двигательной.

  Купание, игры в воде, плавание благоприятны для  всестороннего физического развития ребенка.

  Двигательная деятельность тесно связана со здоровьем ребенка: движение и здоровье влияют друг на друга. Работоспособность мышц у  дошкольников невелика, они довольно быстро утомляются при статических нагрузках. Детям более свойственна динамика. Во время плавания чередуются напряжение и расслабление разных мышц, что увеличивает их работоспособность и силу.

Двигательная деятельность предоставляет большие возможности для социального развития ребенка. Чтобы избежать конфликтных ситуаций, поддержать друга во время индивидуальных занятий или игр соревновательного характера, ребенок учится управлять своим поведением.

Существует ряд упражнений, которые ставят ребенка перед необходимостью вступать в непосредственный контакт со сверстниками, добиваться общей цели. В двигательной деятельности, как ни в какой  другой, очень важно является чувство «дружеского плеча», поддержки.

  В воде уменьшается статическое напряжение тела, снижается нагрузка на еще не окрепший  и податливый детский позвоночник, который в этом случае правильно формируется, вырабатывается хорошая осанка. Следовательно, плавание является, так же средством профилактики и лечения нарушений осанки. В то же время активное движение ног в воде в   без опорном положении укрепляет стопы ребенка и предупреждает развитие плоскостопия.

  Систематические занятия плаванием ведут к совершенствованию органов кровообращения и дыхания. Это происходит благодаря ритмичной работе мышц, необходимости преодолевать сопротивления воды. Улучшается сердечная деятельность, подвижность грудной клетки, увеличивается жизненная емкость легких.    

  Регулярное занятие плаванием положительно влияют на закаливание детского организма: совершенствуется механизм терморегуляции, повышаются  иммунологические свойства, улучшается адаптация к разнообразным условиям внешней среды. Укрепляется также нервная система, крепче становится сон, улучшается аппетит, повышается общий тонус организма, совершенствуются движения, увеличивается выносливость.

Процесс обучения плаванию требует от детей произвольного внимания и сосредоточенности. Малыши постепенно приучаются слушать объяснения педагога, звуковые сигналы, внимательно следить за наглядными ориентирами. Дети учатся концентрировать внимание на показе игр и упражнений на воде и на суше, у них формируется устойчивость внимания. При помощи игр у детей развивается чувство воды, чувство времени, учатся управлять своими движениями, ориентируясь на ощущении. Игра – важное средство обучению плаванию: она помогает воспитанию чувства товарищества, выдержки, сознательной дисциплины, умения подчинять свои желания интересам коллектива. Игра повышает эмоциональность занятий плаванием, являясь хорошим средством переключения с однообразных, монотонных движений, характерных для плавания. Во время игры происходит многократное повторение предметного материала в его различных сочетаниях и формах, поэтому игровой метод необходимо применять с первых занятий.  

      Кроме того,  в процессе плавания развиваются и различные виды памяти – двигательная, образная, эмоциональная и словесно-логическая.

      Начиная с младшего возраста развиваем у детей волевые качества личности- настойчивость, смелость, целеустремленность.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика валеологических компетентностей детей по реализации образовательной области "Здоровье" (средняя, старшая, подготовительная группа).

Диагностические задания для детей средней, старшей и подготовительной групп дошкольного возраста. Мониторинг по образовательным областям ещё разрабатывается и дорабатывается. Некоторые задания разрабо...

Семинар Реализация образовательных областей «Здоровье» и «Физическая культура» через интеграцию деятельности дошкольников в здоровьесберегающей среде «Здоровым будешь, все добудешь»

Методическая разработка проведения семинара с педагогами МДОУ по реализации образовательных областей "Физическая культура", "Здоровье"...

Реализация образовательных областей «Здоровье» и «Физическая культура» через систему мероприятий по развитию валеологических и физических качеств детей четвертого года жизни

Здоровье человека одна из наиболее сложных комплексных проблем современной науки. Миссия нашего ДОУ заключается в сохранении и укреплении здоровья и проживания дошкольного детства как самоценног...

Конспект интегрированного занятия по реализации образовательной области "Физическая культура» в совместной деятельности с детьми подготовительной к школе группы с использованием здоровьесберегающих технологий.

от состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. В данный конспект были включены мероприятия по закаливанию, точечному  и самомассажу, дыхательная гимнастика и упражнения на ф...

«Организация образовательного процесса при реализации образовательной области «Познавательное развитие» на основе приобретения опыта детьми старшего дошкольного возраста в соответствующих видах деятельности»

Схема развития любого вида деятельности: сначала она осуществляется в совместной деятельности с взрослыми, затем в совместной деятельности со сверстниками и, наконец, становится самостоятельной деятел...

Рабочая программа Основной образовательной программы МАДОУ детский сад № 83 по реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»: Музыкальная деятельность в группах общеразвивающей направленности для детей 2 - 7 лет на 2023-2024

Рабочая программаОсновной образовательной программы МАДОУ детский сад № 83 по реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»: Музыкальная деятельность в гру...