Обобщение опыта работы.
материал ( группа) по теме

Скараева Алена Заитовна

Тема: "Пластилинография - как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_2016.pptx2.18 МБ
Файл poyasnitelnaya_zapiska.docx27.86 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №3 «СВЕТЛЯЧОК» (МБДОУ №3) г. Тейково 2016 г . Скараева Алена Заитовна Воспитатель МБДОУ №3 «Светлячок» Образование – высшее Педагогический стаж – 20 лет I квалификационная категория Педагогическое кредо: « Ребенок может всё, пока он не знает, что он чего–то не может» Увлечения, хобби: Вышивание, вязание, кулинария, нетрадиционные техники рисования

Слайд 2

Обобщение педагогического опыта Тема : « Пластилинография - как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста» «Дети не рождаются с пустыми руками, они несут с собой заряд созидания духовных и материальных ценностей, они в состоянии сотворить их, поэтому и рождаются, чтобы создавать и творить. Только надо помочь им раскрыться» Ш.А. Амонашвили

Слайд 3

Поддержка и поощрение оригинальных идей и замыслов Условия возникновения опыта Работа осуществляется 2-ой год в группе «Подсолнушки» с 2014года Опыт формировался на базе МБДОУ №3 «Светлячок» Создание и обогащение эстетической предметно-развивающей среды. Создание базы наглядных пособий в технике « пластилинография »

Слайд 4

Актуальность Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью. Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. В современном мире востребованы творческие личности, обладающие способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. Так как жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее, она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а гибкого творческого мышления. Именно таких творчески активных людей и должны воспитывать современные педагоги.

Слайд 5

Актуальность

Слайд 6

Теоретическое обоснование опыта В основу опыта положены: научные труды: П.Р. Атутова , А.В. Хуторского, Л.А. Парамоновой, В.Б. Хозиева и др. о развитии творческих способностей у детей в процессе активной деятельности, имеющей продуктивный характер; современные технологии : Г.С. Альштуллера , Ю.В. Рузановой , А.А. Мелик-Пашаева, Е.Л. Яковлевой, Ю.Н. Кулюткина , А.И. Савенкова о развитии творческого потенциала и креативности у дошкольников при создании своего личностного значимого «продукта»; методические рекомендации: Е.В. Полозовой, Л.В. Томашевской, Е.Ю. Герц, И.А. Лыковой по использованию нетрадиционных методов и приемов художественно-творческой деятельности в работе с дошкольниками.

Слайд 7

Цель и задачи Формирование творческих способностей дошкольников посредством использования нетрадиционной техники « пластилинографии ».

Слайд 8

Диапазон опыта

Слайд 9

Новизна

Слайд 10

Принципы, которыми я руководствуюсь при проведении занятий пластилинографией

Слайд 12

Методы и приемы, используемые мною для достижения поставленных цели и задач

Слайд 14

Формы работы с детьми Любая деятельность предполагает выбор формы работы с детьми. В соответствии с ФГОС в своей работе по данной теме я использую:

Слайд 15

Основные средства, которые я использую в работе Художественные средства : Пластичный материал (разноцветный пластилин). Бросовый и природный материал. Дополнительные предметы для декорирования изображений (бисер, бусины, фантики, палочки, трубочки, колпачки, стержни и др.). Наглядные средства: 1. Коллекция иллюстраций, раскрасок, репродукции картин. 2. Таблицы с технологическими карточками способов лепки. 3. Образцы работ, фотографии. Интернет ресурсы – ИКТ, для получения детьми ярких впечатлений от произведений искусств и расширения знаний и впечатлений (слайд-шоу, презентации). Технические средства: 1.Музыка . 2.Видеофильмы . 3.Слайд – шоу, презентации .

Слайд 16

Итоги мониторинга за 2014-2015 уч.год На начало учебного года

Слайд 17

Итоги мониторинга за 2014-2015 уч.год Полученные данные на конец года свидетельствуют о более высоком уровне развития творческих способностей у детей в результате обогащения изобразительной деятельности нетрадиционной техникой рисования пластилином.

Слайд 18

Вывод Дошкольный возраст является сенситивным для развития творческих способностей. Но для их развития недостаточно традиционного подхода, а требуется систематическое использование и нетрадиционных методов и приемов. Уровень развития творческих способностей наиболее заметен в свободной изобразительной деятельности. Применение нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка мелкой моторики рук и тактильного восприятия, пространственной ориентировки, глазомера и зрительного восприятия, внимания и усидчивости, изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости, помогают научить мыслить смело и свободно. Творческий процесс - это настоящее чудо - дети раскрывают свои уникальные способности и испытывают радость, которую им доставляет созидание

Слайд 19

Список литературы Давыдова Г.Н. Пластилинография -2-М.: Издательство «Скрипторит2003», 2008. Лыкова И.А., Буренина А.И. Талантливые дети: индивидуальный подход в художествен- ном развитии.-М.: Издательский дом «Цвет- ой мир»,2012. Новиковская О.А. Ум на кончиках пальцев –М.: АСТ;СПб : Сова, 2006. Селивон В.А. Пластилиновая страна Лепилка – Минск: « Поппури », 2010. Яковлева Т.Н. Пластилиновая живопись – «ТЦ СФЕРА», 2010.



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка к презентации

Известный педагог-новатор Ш. А. Амонашвили отмечал, что "дети не рождаются с пустыми руками, они несут с собой заряд создания духовных и материальных ценностей, они в состоянии сотворить их, поэтому и рождаются, чтобы создавать и творить. Только надо помочь им раскрыться».

      Под творчеством понимается деятельность по созданию новых и оригинальных продуктов, имеющих общественное значение.

    Практическая значимость. Все дети обладают разнообразными потенциальными способностями. Одна из задач федерального государственного образовательного стандарта – выявить и развить эти способности в доступной и интересной детям деятельности. Считаю, что современная, нетрадиционная техника работы с пластилином и есть та деятельность, которая направлена на развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста. Использование нетрадиционной техники, увлекательная, завораживающая деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться. Нетрадиционный подход в изобразительной деятельности - это настоящее пламя творчества, это толчок к развитию воображения, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности.

    Педагогическая целесообразность: из многолетнего опыта работы с детьми по развитию художественно-творческих способностей стало понятно, что стандартных наборов изобразительных материалов и способов передачи информации недостаточно для современных детей, так как уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше. В связи с этим, нетрадиционные техники дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно. Все занятия носят творческий характер.

Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник: развивает уверенность в своих силах, способствует снятию детских страхов. Учит детей свободно выражать свой замысел. Побуждает детей к творческим поискам и решениям. Развивает мелкую моторику рук. Развивает творческие способности, воображение и полѐт фантазии. Во время работы дети получают эстетическое удовольствие. Воспитывается уверенность в своих творческих возможностях.

   Новизной и отличительной особенностью  пластилинографии является то, что она имеет инновационный характер, который заключается в переосмыслении целевых и содержательных ориентиров художественно-эстетического развития дошкольников посредством:

- использования наряду с традиционными приемами нетрадиционных методов продуктивной художественной деятельности;

- взаимосвязи непосредственно образовательной с самостоятельной и совместной с педагогом деятельностью детей.

В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Используются самодельные инструменты, природный и бросовый материал.

Начиная работу в данном направлении, я преследовала конкретную цель:

формирование творческих способностей дошкольников посредством использования нетрадиционной техники  «пластилинографии»

Для достижения цели необходимо решение следующих задач:

  1. Учить детей  находить оригинальные способы для создания художественного образа.
  2. Учить детей  свободно  экспериментировать с художественными материалами и инструментами.
  3. Развивать художественное восприятие, творческое воображение и художественный вкус.
  4. Активировать творческие проявления в процессе собственной продуктивной деятельности в ходе создания оригинального образа.
  5. Привлекать к творческому экспериментированию. Формировать позицию художника-творца.

 

    Учебный материал подбирается с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей и темой занятий. Постепенно происходит его усложнение. Для развития творческих способностей используются дидактические игры , физкультминутки, пальчиковая гимнастика, рассматривание иллюстраций, наглядные пособия, использование художественного слова, ИКТ. Обучение проводится один раз в неделю, во вторую половину дня - на коллективных занятиях и по подгруппам (5-6 человек). 15 минут во 2 младшей группе.

Принципы, которыми я руководствуюсь  при проведении занятий пластилинографией:

  • доступность (простота,  соответствие возрастным и индивидуальным способностям);
  • демократичность и гуманизм (взаимодействие педагога и воспитанника в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
  • «От простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ);
  • принцип воспитывающего обучения. Обучая технике «Пластилинография» воспитываю у детей – усидчивость, терпение, самостоятельность;
  • принцип свободы выбора. Построение и корректировка содержания тем и задач с опорой на интересы детей.  Я предоставляю детям  возможность самим решить, как будет оформлена их картина, предоставляю им возможность выбрать подходящий на их взгляд материал. Может быть, поэтому все поделки получаются разными, красивыми, интересными.

При использовании этого принципа особенно повышается интерес к активной творческой деятельности.

Этапы работы: I этап – репродуктивный: ведется активная работа по обучению детей нетрадиционной техникой пластилинографии, ознакомление с различными средствами выразительности.

II этап – конструктивный: ведется активная работа по совместной деятельности детей друг с другом, сотворчество педагога и детей по использованию нетрадиционной техники, в умении передавать выразительный образ.

III этап – творческий: дети самостоятельно используют нетрадиционные техники для формирования выразительного образа в своих работах.

Используются различные методы:

Наглядные методы:

- демонстрация  наглядности (рассматривание иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, видеофильмов и др. наглядных пособий);

- показ способов действий, способов работы, последовательности ее выполнения. Каждое свое действие обозначаю словом. На каждом занятии  показываю ребенку либо способ выполнения задания, либо выполненную работу с этим заданием;

- показ образца используется в обучении анализа, в построение плана работы.

Использование ИКТ. Освоив информационно-компьютерные технологии,  я активно использую их в своей работе. Подготовила и провела несколько  занятий с использованием ИКТ.    Используются интернет ресурсы, показ слайдов, презентации.

Практические методы:

Нельзя научить детей чему-либо, только показывая и рассказывая о технике изображения, не предлагая самим детям каких - либо действий. Ребенок овладевает опытом только тогда, когда сам участвует в практической деятельности.  

Анализ детских работ в конце занятия (стараюсь  привлечь внимание детей к результатам их деятельности; помочь детям понять достижения и ошибки в изготовлении).

Словесные методы: (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения)

Позволяют в кратчайший срок передать детям информацию, ставить перед ними учебную задачу, указывать пути ее решения. Это беседы, загадки, чтение стихов и сказок, вопросы к детям, объяснение последовательности выполнения работы.

- Метод «подмастерья» (взаимодействие педагога и ребенка в едином творческом процессе).

 

Структура занятий:

- Мотивация детей: с учетом возрастных особенностей дошкольников доминирует  игровая форма преподнесения материала. Сказочное повествование, игровые ситуации,  игры - путешествия, дидактические игры, погружение ребенка то в ситуацию слушателя, то в ситуацию собеседника.

- -Пальчиковая гимнастика: известно, что отсутствие элементарных изобразительных навыков затрудняет проявление художественного творчества. Одним из эффективных способов решения данной проблемы является проведение специальной пальчиковой гимнастики перед началом творческого процесса с использованием художественных текстов. Разминка суставов кисти и пальчиков способствует подготовке неокрепших рук к движениям, необходимым в художественном творчестве.

- Выставка - презентация детских работ: соединение индивидуальных и коллективных форм работы способствует решению творческих задач. Выставки детского изобразительного творчества , совместное обсуждение работ являются хорошим стимулом для дальнейшей деятельности. Позитивный анализ результатов всех воспитанников с позиций оригинальности, выразительности, глубины замысла помогает детям ощутить радость успеха, почувствовать значимость своего труда.

Для успешной реализации поставленных задач необходимо тесное взаимодействие с родителями. Такое сотрудничество определяет творческий и познавательный характер процесса, развитие творческих способностей детей, обуславливает его результативность. Работа с родителями предполагает: индивидуальные консультации, беседы, рекомендации, папки-передвижки, информационные стенды.

Ожидаемый результат:

- способность к свободному экспериментированию (поисковым действием) с художественными и нетрадиционными материалами;

- индивидуальный «почерк» детской продукции;

- развитие общей ручной умелости;

- нахождение адекватных выразительно-изобразительных средств, для создания художественного образа.

Результативность опыта.  Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста отслеживала по  педагогической диагностике. Основной метод – наблюдение, в ходе которого заполняется таблица.

Полученные данные на конец года свидетельствуют  о более  высоком уровне развития творческих способностей у детей в результате обогащения изобразительной деятельности нетрадиционной техникой рисования пластилином. Дети научились самостоятельно комбинировать свои впечатления, создавать новые произведения, находить вариативные решения при выполнении заданий, использовать и комбинировать различные техники для создания образа, использовать свой прошлый опыт. Их работы стали более оригинальными, выразительными, необычными, что является показателем развития творческих способностей.

По результатам мониторинга было выявлено, что в 49 % случаев отмечается высокий уровень развития творческих способностей.

    45% обследуемых детей проявили средний уровень развития творческих способностей. Результаты художественно-творческой деятельности выразительны, но недостаточно оригинальны; присутствует эмоциональная отзывчивость, интерес к выполнению заданий с предложенным материалом, но ребенок затрудняется в выполнении заданий.

   Всего в 6% случаев отмечается низкий уровень развития творческих способностей. Дети предпочитают помощь взрослого, не самостоятельны, предпочитают действовать по образцу.

ВЫВОД:

  1. Дошкольный возраст является сенситивным для развития творческих способностей. Но для их развития недостаточно традиционного подхода, а требуется систематическое использование и нетрадиционных методов и приемов.
  2.  Уровень развития творческих способностей наиболее заметен в свободной изобразительной деятельности.
  3.  Применение нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка мелкой моторики рук и тактильного восприятия, пространственной ориентировки, глазомера и зрительного восприятия, внимания и усидчивости, изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости, помогают научить мыслить смело и свободно. Творческий процесс - это настоящее чудо - дети раскрывают свои уникальные способности и испытывают радость, которую им доставляет созидание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме « Подвижные игры - важнейшее средство в процессе сохранения и укрепления здоровья детей» Работа с детьми младшего возраста.

Обоснование темы, общие принципы физического воспитания, методика проведения подвижных игр, программные задачи, перспективное и календарное планирование....

Обобщение опыта работы по теме: "Система методической работы по повышению квалификации педагогов"

Описание опыта работы старшего воспитателя по теме самообразования "Система методической работы по повышению квалификации педагогов"...

Обобщение опыта работы по теме "Оздоровительная работа в ДОУ через здоровьесохраняющие технологии и здоровьеукрепляющие приемы в воспитательно-образовательном процессе"

Сущность опыта состоит в обеспечении физического здоровья, здорового образа жизни воспитанников путем оптимального сочетания теории и практики, выбора современных средств, методов и форм.Представленны...

Работа с родителями в ДОУ по формированию ЗОЖ. Обобщение опыта работы.

Работа с родителями в ДОУ по формированию ЗОЖ. Обобщение опыта работы....

обобщение опыта работы по применению здоровьесберегающих технологий в практику работы с детьми с ОВЗ

в работе обобщен опыт  по использованию в практике работы с детьми с нарушением зрения (старшие дошкольники) здоровьесберегающих технологий В. Ковалева, В. Базарного, А.Аветисова...

Обобщение опыта работы по методической теме «Развитие мелкой моторики посредством работы с пластическими материалами».

В процессе работы с детьми в группе, я обратила внимание на одну характерную особенность, объединяющую большинство воспитанников: несмотря на все разнообразие предлагаемых видов деятельности: будь то ...