Доклад "Утренняя гимнастика в ДОУ"
статья по физкультуре ( группа) по теме

Криушенкова  Екатерина Викторовна

В докладе рассказывается о преимуществах использования ритмической гимнастики на зарядке в ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_utrennyaya_gimnastika.docx18.88 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на тему «Утренняя гимнастика в ДОУ».

Подготовила инструктор по физической культуре Криушенкова Е.В.

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Среди многих факторов, которые оказывают влияние на состояние здоровья и развитие детей, физическое воспитание занимает особое место. В приобщении детей к здоровому образу жизни особое значение имеет овладение ими основами гигиенической и физической культуры. Задача физического воспитания дошкольников - сформировать у них устойчивую привычку к систематическим занятиям физическими упражнениями. Важная роль в решении этой задачи отводится утренней гимнастике. 

Утренняя гимнастика хотя  и непродолжительна по времени, однако оказывает огромное оздоровительное влияние. По данным врачей-гигиенистов, утреннюю гимнастику можно назвать еще вводной, поскольку она ускоряет вхождение организма в деятельность. Перед утренней гимнастикой стоят совершенно особенные задачи: «разбудить» организм ребенка, настроить его на действенный лад, стимулировать работу внутренних органов и органов чувств детей, способствовать формированию правильной осанки, хорошей походки и т.д. Кроме того, утренняя гимнастика ежедневно компенсирует до 5% суточного объема двигательной активности детей.

В детском саду утренняя гимнастика по режиму дня проводится до завтрака после уже достаточно активной, разнообразной деятельности детей. В данных условиях гимнастика преследует еще и цели организации детского коллектива, переключения внимания детей от свободных, индивидуальных игр к совместным видам деятельности. В то же время сохраняется огромное оздоровительное значение утренней гимнастики. Ежедневное проделывание физических упражнений благоприятно воздействует на физическое развитие и функциональное состояние организма ребенка.

 Чаще всего в детском саду, музыкальным инструментом воспитателя, при проведении гимнастики является бубен. Он, безусловно, помогает ощущать ритм, но абсолютно не несет эмоциональной привлекательности, которая очень важна для детей дошкольного возраста. В связи с этим перед педагогами встала необходимости моделирования утренней гимнастики нового типа. В настоящее время появилось много новых методик проведения гимнастики. Для своей работы мы выбрали использование такой нетрадиционной методики, как  ритмическая гимнастика.

Такая зарядка выполняет не только физические  функции, но и способствует раскрытию творческого потенциала и всестороннему развитию  детей. Утренняя гимнастика в нашем детском саду проводится в виде комплексов музыкально-ритмических композиций на основе авторских программ «Ритмическая мозаика»

А.И. Бурениной и «Танцевальная ритмика для детей» Т.И. Суворовой (музыкальный руководитель и инструктор по физической культуре прошли курс обучения по этим программам). Комплекс состоит из 4-5 ритмических композиций, которые мы сами усложняем или изменяем соответственно особенностям наших воспитанников. Основу для ритмических композиций составляют простые часто повторяющиеся  движения, в связи с этим не требуется много времени и больших усилий от детей для их разучивания.  Преимущества такой зарядки состоят в том, что дети в непринужденной обстановке, танцуя под музыку, получают достаточную физическую нагрузку. Кроме того, дети учатся не только слушать музыку, но и двигаться соответственно ей, замедляя и убыстряя темп; импровизировать, что в настоящее время для детей составляет большую сложность, т.к. современные дети привыкли  получать  всю информацию в готовом виде, а не проявлять творчество и фантазировать. Использование различных видов музыки (классической, современной, детских песен) позволяет не только вызывать у детей интерес, но и приобщать к прекрасному. Во многих композициях встречаются элементы логоритмики, что немаловажно для развития речи детей. Кроме развития музыкальности и двигательных качеств и умений, такая зарядка решает множество других задач, таких как развитие творческих способностей, развитие и тренировка психических процессов (память, внимание, восприятие, мышление), развитие нравственно-коммуникативных качеств личности, а самое главное – психологическое раскрепощение ребенка.

Недостаточный двигательный режим - одна из причин ослабления организма ребенка. С  помощью проведения ритмической гимнастики мы стараемся восполнить недостаток двигательной активности, которая присутствует в дошкольном учреждении из-за большой  перенаполняемости групп. 

   Опыт работы  ДОУ в течение 8 лет  по программе «Ритмическая мозаика» позволяет сделать вывод, что ритмика помогает добиваться положительных результатов. Также хочется отметить то, что в начале учебного года, при выполнение музыкально-ритмических композиций,  дети повторяли несложные упражнения, но при этом наблюдалась некоторая скованность, заторможенность действий, слабое реагирование на звучание музыки. У большинства детей присутствовало чувство стеснения при выполнении упражнений, танцевальных элементов в коллективе. Благодаря систематическому использованию на занятиях и утренней гимнастике музыкально-ритмических композиций к концу учебного года 40% детей имели средний уровень, а 60% высокий уровень. Дети стали более уверенными, самостоятельными в выполнении упражнений, в исполнении танцевально-ритмических композиций. Стали двигаться с удовольствием. Их движения более точные, координированные. Они внимательно слушают музыку, начинают и заканчивают движения в соответствии с продолжительностью ее звучания. Уверенно ходят, легко бегают, ритмично двигаются, а также выразительно передают движением музыкально-игровой образ.

Таким образом, задачи утренней гимнастики в ДОУ  разносторонни, но в то же время важны, ведь формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Бодрость ,грацию и пластику- дарит нам гимнастика.Сюжетный урок ритмической гимнастики с элементами художественной гимнастики

Игровой метод придает учебно-воспитательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоение упражнений.повышаетэмоциональный фонзаняий.способствует развитию мышления, воображ...

Картотеки для 2 младшей группы на учебный год: прогулки, подвижные игры, утренняя гимнастика, гимнастика после сна, дыхательная гимнастика, физминутки

Картотеки для использования во 2 младшей группе на весь учебный год(карточки прогулок, утренняя гимнастика, гимнастика после сна, подвижные игры, дыхательная гимнастика, физминутки)...

«Пальчиковая гимнастика и игры, Дыхательная- гимнастика, Гимнастика для глаз»

laquo;Пальчиковая гимнастика и игры,Дыхательная- гимнастика,Гимнастика для глаз»...

Комплекс картотек пальчиковой гимнастики, артикуляционной гимнастики, дыхательной гимнастики для детей младшего дошкольного возраста (4 – 5 лет)

В комплекс входят картотеки: пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика. для проведения здоровьясберегательных технологий....

Комплекс утренней гимнастики, гимнастики после сна, дыхательной гимнастики

Комплекс утренней гимнастики, гимнастики после сна, дыхательной гимнастики...

Картотека по здоровье сберегающим технологиям: комплекс утренней гимнастики, дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика и картотека по сюжетно-ролевым играм для детей.

Закаливающие мероприятия   Одним из основных направлений оздоровления детей является использование комплекса закаливающих мероприятий.   Закаливание - это активный процесс, предста...