Психологические аспекты занятий физической культурой в условиях дошкольной образовательной организации
статья на тему

Фролова Елена Вячеславовна

Физкультурно-оздоровительная деятельность - это  процесс социализации личности ребенка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Психологические аспекты занятий физической культурой в условиях дошкольной образовательной организации

Фролова Елена Вячеславовна

Воспитатель

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 19 Красногвардейского района Санкт- Петербурга

E-mail : frolova-psih@mail.ru

Психологические аспекты занятий физической культурой в условиях дошкольной образовательной организации

С физкультурой понемногу
Привыкай всегда дружить,
И судьбы своей дорогу
Сможешь радостно прожить!

Развитие двигательной сферы дошкольника тесно связано с формированием ведущих физиологических систем организма и главным образом ЦНС. Для формирования двигательной активности и всех видов движений, доступных детям, огромное значение имеет систематичность правильно организованной тренировки в процессе занятий физическими упражнениями и подвижными играми. Совершенствование двигательных навыков и способностей происходит у детей под влиянием целенаправленных педагогических воздействий (А.В.Запорожец, Д.Б.Эльконин, А.Н.Леонтьев и другие).  Движение, занятие физической культурой являются естественной потребностью организма. Нормальная жизнедеятельность сердечно-сосудистой, дыхательной, нейроэндокринной систем, тканей организма возможна лишь при определённой организации разнообразной мышечной нагрузки. Работа мышц приводит к расширению кровеносных сосудов и снижению артериального давления, что уменьшает нагрузку на сердце. Импульсы, возникающие в нервных окончаниях, расположенных в мышцах, вызывает ощущение “мышечной радости”, которое подавляет неприятное чувство нервного напряжения, характерное для отрицательных эмоций. Образующие в работающих мышцах вещества способствуют понижению возбудимости центральной нервной системы, усиливают процесс торможения, снимая таким образом обострённые реакции, характерные для отрицательных эмоций. Систематические занятия физическими упражнениями благоприятно влияют на центральную нервную систему, которая является главным регулятором всех физических и психических процессов в нашем организме. А так как в нем все взаимосвязано, то положительное влияние на нервные процессы содействует более полному раскрытию способностей каждого человека, повышению его умственной и физической работоспособности.

Вполне очевидна связь между здоровьем поведением ребёнка. Поведенческого навыки здорового образа жизни — неотъемлемая часть бытия, формирующая в детстве. На формирование здоровых поведенческих навыков влияют различные факторы: пример родителей, друзья, школа, средства информации. Поведение формируется благодаря тому, что ребёнок слышит, видит и чувствует вокруг себя в повседневной жизни, но оно и изменяется в результате сознательного обучения.

Во главе угла должен стоять приоритет личности ребёнка, т.е. обучать детей надо основам физкультурно-оздоровительной деятельности. Физкультурно-оздоровительная деятельность - это сознательно регулируемая двигательная активность человека, направленная на развитие и совершенствование собственной психофизической природы. 
Физкультурно-оздоровительная деятельность - это также процесс социализации личности ребенка. 
Социализация личности ребенка связана с типами ведущей деятельности, которые возникают и формируются в отдельные периоды жизни человека. 
В дошкольном возрасте основным типом ведущей деятельности ребенка является игровая деятельность. Поэтому все занятия в ДОО должны проводиться на игровой основе. Игра развивает, веселит, мягко сглаживает негативные поведенческие проявления.
Психологическое соперничество и соревнование в процессе физического воспитания проявляются прежде всего в области двигательной активности и являются прекрасным стимулом для повышения эффективности занятия. На занятиях физической культурой  широко используется соревновательный метод — кто быстрее пробежит, кто дальше прыгнет,  кто точнее бросит мяч и т. д.  В таких условиях дети  сильнее переживают желание показать себя, выполнить лучше других, преодолеть внутренние препятствия в виде робости, неуверенности и т. д. «А чем я хуже других?» — один из ярко выраженных мотивов овладения разнообразными физическими упражнениями, который имеет отношение к соперничеству, и его необходимо в полной мере использовать. Детей неуверенных в себе, робких, застенчивых необходимо привлекать в помощники. Как правило, они испытывают глубокое чувство удовлетворения, гордости от подобных поручений, а затем и сами берут на себя ответственность за выполнение той или иной деятельности. Систематические  занятия физическими упражнениями  – резервы творческой работоспособности и гарантия от срывов и заболеваний. Зная двигательные предпочтения ребенка, лучше предложить ему более приятные для него физические упражнения (пойти «навстречу природе»). Он будет заниматься с удовольствием, быстрее заметит свои успехи,  и будет стараться их развивать. И для здоровья не столь важен выбор движений, гораздо важнее сама физическая нагрузка как средство развития его физиологических систем.                                                                                                Музыкальное сопровождение на занятиях с детьми способствует  повышению работоспособности, развитию координации движений, воспитывает у занимающихся чувство и понимание ритма, такта мелодии и соответствующей им красоты и выразительности движений, музыкального вкуса. Его применение на занятиях способствует преодолению нарастающего утомления и помогает избегать однообразия в проведении занятия, а также может ускорять процессы овладения техникой движений.

Комплексное воздействие музыки и движения на психоэмоциональное состояние ребёнка и его организм многогранно. Оно проявляется в улучшении двигательной реакции, развитии музыкальных способностей, накоплении знаний. В процессе занятий у детей активизируются волевые усилия, возникают сильные эмоциональные переживания и стремление к творчеству, обогащается слуховой, двигательный и коммуникативный опыт, что особенно важно для периода дошкольного детства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья " Игровой Стретчинг – Как средство физического развития детей в условиях дошкольной образовательной организации."

Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Охрана собственного здоровья – непосредственная обязанность каждого. Что же является основой здорового образа жизн...

О формировании психологической готовности детей дошкольного возраста к школе в условиях дошкольной образовательной организации

В статье описывается процесс   формирования психологической готовности детей дошкольного возраста к школе в условиях дошкольной организации....

ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ КОМИ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Для того чтобы культура оказывала эффективное воздействие на духовное, нравственное развитие ребенка-дошкольника, а дошкольник испытывал потребность в истинной культуре, в овладении ее ценностями, нео...

Инклюзивное физическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации

Инклюзия – это одна из последних стратегий специального образования. Она обеспечивает полноценное вовлечение дошкольника с особенностями развития в жизнь детского сада. Смысл инклюзии в дошкольн...

Методическая разработка учебного мероприятия по формированию основ экономической культуры детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольных образовательных организаций. Тема. Семейный бюджет

Актуальность темы занятия «Семейный бюджет» обусловлена тем, что семейный бюджет является важнейшей составляющей жизни семьи. Каждому человеку необходимо знать: Что такое семейный бюджет? ...

Представление опыта работы «Психологические аспекты занятий физической культурой. Взаимодействие инструктора по физической культуре с воспитателем»

Представление опыта работы. «Психологические аспекты занятий физической культурой. Взаимодействие инструктора по физической культуре с воспитателем»...