Просветительская работа с родителями по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей
статья на тему

Шамшурина  Наталья Владимировна

Доклад на тему работы с родителями по вопросам  укрепления и сохранения здоровья детей в ДОУ и дома.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное  бюджетное дошкольное  образовательное  учреждение

Детский сад   № 52 Колпинского  района  Санкт-Петербурга

                      Здоровье ребенка с первых дней жизни зависит от того микросоциума ,в который он попадает. Это обстоятельство налагает на родителей особую ответственность.

            В дошкольном возрасте происходит нарастание силы и подвижности нервных процессов, формирование нервной высшей деятельности. Нервные процессы отличаются быстрой истощаемостью. Поэтому эмоциональное перенапряжение сопряжено с ростом пограничных и невротических реакций. Этот период  обусловлен тем, то ребенок находится в полной зависимости от  окружающих взрослых – родителей и педагогов. Всем известно, что фундамент здоровья ребенка закладывается в семье. Важным элементом семейного уклада является физическое воспитание. Оно способствует полноценному развитию и укреплению здоровья детей, а также установлению благоприятного семейного микроклимата. . Учитывая, что формирование навыков ЗОЖ лежит, прежде всего , в семье, была проведена оценка оздоровительного потенциала. Родители знают и понимают  важность оздоровительных мероприятий, но  70% не делают утреннюю  гимнастику , не имеют дома элементарных спортивных снарядов ,не посещают в выходные   спортивные учреждения с ребенком. Основным профилактическим мероприятием в семье является режим дня и питания и вакцинация . Знания родителей дошкольников о мерах по укреплению и сохранению здоровья не согласуются с их действиями и не реализуются   в повседневной жизни .

     В современных условиях детский сад призван не только обеспечить качество образовательного процесса,  но и сохранить здоровье детей.  В центре работы по полноценному физическому развитию и оздоровлению детей должны находиться семья и детский сад как две основные социальные структуры, которые определяют уровень здоровья ребенка.. Поэтому, чтобы сохранить и улучшить здоровье детей в один из самых ответственных  периодов жизни, необходима огромная работа с родителями. Новые образовательные стандарты также не обошли вниманием этот вопрос и просветительская работа с родителями включена в принципы образовательного стандарта это статья

 1.4 пункт 5)Сотрудничество Организации  с семьей.

        Также этот пункт прописан в задачах

статья 1.6. пункт 9)Обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей(законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей .

И статье 1.7 пункт 6 сказано, что « Стандарт является основой  для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции  нарушений их развития.

         Затворной Мариной Станиславовной (преподаватель кафедры ДО  АППО) были выделены следующие задачи :

1.Создание атмосферы сотрудничества ,взаимопонимания и доверия между всеми участниками педагогического процесса.

2.Вырабатывать единый подход к воспитанию, развитию и общению с ребенком в ДОУ и семье.

3.Создавать условия для саморазвития взрослых  ради   конструктивного содействия формированию и развитию личности ребенка.

4.Повышение психолого-педагогической  практики родителей.

5.Поддерживать уверенность родителей в собственных педагогических возможностях, распространять положительный опыт воспитания в семье.

6.Расширять сферу участия родителей в организации жизни ДОУ , устанавливать партнерские отношения  с семьей каждого воспитанника..

            Исходя из этих задач ,ею также были выделены традиционные и нетрадиционные формы работы с родителями.

          Традиционные формы воздействия с семьей :

Устный педагогический журнал, родительские конференции, практические семинары ,встречи с родителями, клубы общения, консультации ,диспуты ,родительские собрания, вечера вопросов и ответов.

   К нетрадиционным относятся:

   Неформальные записки ,личные блокноты, чаепития ,беседы , мини-туризм, пикники ,экскурсии ,интервью ,еженедельные записки ,родительские гостиные, родительские клубы по интересам.

Хотелось бы обратить особое внимание  на повышение психолого-педагогической практики родителей, и включить  следующие задачи:

  • обучить родителей приемам эффективного взаимодействия с ребенком с целью сохранения его здоровья и создание в семье здорового нравственно-психологического климата;
  • оказать конкретную практическую помощь семье в создании условий для сохранения и укрепления здоровья ребенка;
  • учесть пожелания родителей при составлении программ индивидуальной работы здоровой среды;
  • расширить спектр средств и способов работы с родителями;

Кротова Т.В. также выделяет следующие нетрадиционные формы работы: информационно-аналитические, досуговые, познавательные, наглядно-информационные. Они представлены в таблице

Нетрадиционные формы организации общения педагогов и родителей

Наименование

С какой целью используется эта форма

Формы проведения общения

Информационно-аналитические

Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности

Проведение социологических срезов, опросов, "Почтовый ящик"

Досуговые

Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми

Совместные досуги, праздники, участие родителей и детей в выставках

Познавательные

Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей

Семинары-практикумы, педагогический брифинг, педагогическая гостиная, проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме, устные педагогические журналы, игры с педагогическим содержанием, педагогическая библиотека для родителей

Наглядно-информационные: информационно-ознакомительные; информационно-просветительские

Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей

Информационные проспекты для родителей, организация дней (недель) открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельности детей. Выпуск газет, организация мини-библиотек

      Таким образом, дальнейший поиск эффективных способов сохранения и укрепления здоровья дошкольников должен предусматривать повышение роли родителей в оздоровлении детей, приобщении их к здоровому образу жизни, создание традиций семейного физического воспитания. Важное место в решении этих социально значимых задач занимает детский сад, который может выступить в роли своеобразного центра пропаганды здорового образа жизни, воспитания культуры семьи, формирования у родителей знаний, умений и навыков по различным аспектам сохранения и укрепления здоровья  как детей, так и взрослых.

           Лишь при условии совместной целенаправленной деятельности родителей и педагогов может быть обеспечена положительная динамика показателей, характеризующих здоровье детей и их ориентацию на здоровый образ жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Формирование умений родителей в вопросах сохранения и укрепления здоровья детей посредством использования кейс-технологии»

Мастер-класс  «Формирование умений родителей в вопросах сохранения и укрепления здоровья детей посредством использования кейс-технологии»...

Система работы ДОО с родителями по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста

Уважаемые рдители, предлагаю вашему вниманию интересную и полезную информацию по сохранению и укреплению здоровья ваших малышей.    Музыка для утренней гимнастики в домашних условиях...

Презентация проекта «Организация взаимодействия педагогов ДОУ и родителей по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей в условиях образовательного учреждения и семьи»

Использование новых, нетрадиционных форм взаимодействия с родителями позволит сформировать у родителей уверенность в собственных психолого – педагогических способностях и возможностях, гармонизи...

Консультация для родителей по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей.

Чтобы ребенок был здоров, он должен много и с удовольствием двигаться....

Статья. Работа с родителями по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста.

Работа с родителями   по вопросам сохранения и укрепления здоровья  детей дошкольного возраста....