«Дыхательная гимнастика. Ее необходимость в развитии речи, звукопроизношении и общем комплексном развитии детей»
консультация на тему

Кулешова Елена Станиславовна

Материал посвящен дыхательной гимнастике. Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют здоровому образу жизни и правильному звукопроизношению, что очень важно в дошкольном периоде.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx23.1 КБ

Предварительный просмотр:

«Дыхательная гимнастика. Ее необходимость в развитии речи, звукопроизношении и общем комплексном развитии детей»

Уважаемые коллеги, разрешите представить Вашему вниманию мой доклад. Тема доклада «Дыхательная гимнастика. Ее необходимость в развитии речи, звукопроизношении и общем комплексном развитии детей»

Дыхание - одна из функций жизнеобеспечения человека. Дыхание также является важной частью речи.

Различают два вида дыхания:

- физиологическое (неречевое) ;- фонационное (речевое).

Правильное речевое дыхание – основа для нормального звукопроизношения и речи в целом.

Часто у дошкольников наблюдается несовершенное речевое дыхание:

1. Очень слабый вдох и выдох, что ведет к едва слышимой речи. Это часто наблюдается у физически слабых детей, а также у робких и стеснительных.

2.Неэкономное и неравномерное распределение выдыхаемого воздуха. Дошкольник выдыхает весь запас воздуха уже на первом слове (слоге), затем договаривает фразу или слово шепотом. Нередко из-за этого он не договаривает, заглатывает конец слова или фразы.

3. Торопливое произнесение фраз без перерыва и на вдохе, с захлебыванием.

4.Неравномерный толчкообразный выдох, речь звучит то громко, то тихо, едва слышно.

Для развития речевого дыхания детей существуют специальные дыхательные упражнения.

Специальные дыхательные упражнения способствуют согласованной работе легких и голосовых связок, позволяя человеку вести продолжительную и непрерывную речь.

 Цель дыхательных упражнений:

1. Увеличить объем дыхания, нормализировать его ритм.

2. Выработать плавный, длительный, экономный выдох.

3. Активизировать работу мышц губ ( исходя из собственной практики по работе с детьми часто вижу, что мышцы губ у детей слабо развиты, . А для четкой артикуляции необходимы сильные, упругие и подвижные органы речи – язык, мягкое небо и губы в том числе).

Дыхательные упражнения бывают:

1. статическими (которые выполняются в состоянии покоя)

2. динамическими (которые выполняются с использованием элементов движения)

3. специальными (т. е. дренажными – которые показаны при определённых заболеваниях).

Для того, чтобы научиться выговаривать многие звуки (В,З,Ш,Р и др.) ребенок должен делать достаточно сильный выдох через рот. В зависимости от возраста ребенка, предусмотрена своя система упражнений дыхательной гимнастики.

Приведу по одному примеру дыхательных упражнений на каждый возраст.  Давайте представим себя детьми в возрасте двух лет.

Для деток, двухлетнего возраста эффективным и полезным будет вот такое упражнение:

Хомячок.  Это упражнение очень нравится детям. Ведь оно простое и очень веселое. Давайте изобразим хомячка, надув щечки. Далее дети ходят по группе. После чего, по сигналу воспитателя (хлопок)  надо повернуться и хлопнуть себя по щечкам, таким образом выпустив воздух. А потом пройти еще несколько шагов, дыша носом, как бы  вынюхивая новую еду для наполненных щечек. Повторите несколько раз.

 Для детей младшей группы можно предложить упражнение

«Перекличка животных» Между детьми распределяются роли различных животных и птиц. Дети должны, услышав от ведущего название своего животного, на медленном выдохе произнести соответствующее звукоподражание. Внимание направлено на длительность и четкость звучания согласных и гласных звуков.

Для детей средней группы

Упражнение «Подуем на плечо». Дети стоят, руки опущены, ноги слегка расставлены. Повернуть голову налево, сделать губы трубочкой – подуть на плечо. Голова прямо – вдох. Голову вправо – выдох (губы трубочкой). Голова прямо – вдох носом. Опустить голову, подбородком касаясь груди, - вновь сделать спокойный, слегка углублённый выдох. Голова прямо – вдох носом. Поднять лицо кверху и снова подуть через губы, сложенные трубочкой.

Повторить 2-3 раза:

Подуем на плечо,

Подуем на другое.

Нас солнце горячо

Пекло дневной порой.

Подуем на живот,

Как трубка станет рот.

Ну а теперь на облака

И остановимся пока.

Потом повторим всё опять:

Раз, два и три, четыре, пять.

Для детей старшей группы.

Упражнение «Задуй свечку».  Встать прямо, ноги на ширине плеч. Сделать свободный вдох и слегка задержать дыхание. Сложить губы трубочкой. Выполнить три коротких редких выдоха, словно задувая горящую свечу: «Фу! Фу! Фу!». Во время упражнения туловище держать прямо.

Для детей подготовительной группы. Упражнение «Поющие звуки».

Таблица. И, э, а, о, у, ы, е, я, ё, ю.

Произнесите эту таблицу несколько раз, каждый раз на одном выдохе, сначала перед зеркалом и беззвучно, потом шепотом, затем без зеркала вслух, но на силу голоса не нажимать.

Рекомендации по проведению дыхательной гимнастики следующие.

Упражнения выполняются ежедневно по три-шесть минут (их длительность зависит от возраста малышей);-

1. Перед проведением дыхательной гимнастики необходимо проветрить помещение.

2. Дыхательную гимнастику не рекомендуется проводить после плотной еды. Нужно, что бы между занятиями и последним приёмом пищи прошло не менее часа, ещё лучше – если занятия проводятся натощак.

3. Упражнения рекомендуется выполнять в свободной одежде, которая не стесняет движения.

Носовое дыхание должно быть чистое ( очистить нос, высморкаться).

4. Нужно следить за тем, что бы во время выполнения упражнений не напрягались мышцы рук, шеи, груди.

Техника выполнения упражнений:

• следить за правильным вдохом-через нос;

• плечи не поднимать;

• вдох должен быть длительным, плавным;

• необходимо следить, что бы не надувались щёки (на начальном этапе можно прижимать их ладошками)

• каждое упражнение повторять не более 3-х – 5-и раз (многократное выполнение упражнений может привести к головокружению)

При выполнении дыхательных упражнений необходимо обращать внимание на то, чтобы у детей слитно звучали звуки. Они должны произносить их на одном выдохе, плавно переходя от одного к другому. Это поможет сделать речь детей более ясной и выразительной. Помогут в этом следующие упражнения: «Гуси летят», «Петушок», «Трубач», «Дровосек», «Сердитый ежик», «Вырасти большой» др.

Дыхательная гимнастика с использованием игровых приемов.

Для развития плавного длительного выдоха я применяю игры (презентация пособий). Главное условие, чтобы детали были легкими и приходили в движение, когда мы дуем на них:

  1. «Кто загонит шарик в ворота»
  2. «Волшебный зимний лес»
  3. «Найди, что спряталось на картинке»
  4.  «Что на дне тарелочки ?» ( с крупой)
  5. «Звездочки», «Звездопад»
  6. Сдуй бабочку (пчелку) с цветка.

Дыхательные упражнения могут быть включены в комплекс оздоровительной гимнастики после сна, утреннюю гимнастику, как физкультминутка во время занятий. Так например, дыхательная гимнастика для детей, отличающихся гиперактивностью, приносит двойную пользу. Дети с ее помощью учатся расслабляться и успокаиваться.-

Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания, профилактике заикания, профилактике болезней дыхательных путей. Правильное носовое дыхание способствует тренировке дыхательной мускулатуры, улучшает местное и мозговое кровообращение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар – практикум для воспитателей: «Артикуляционная гимнастика – как эффективное средство развития речи и исправления нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста»

Что такое артикуляционная гимнастика, для чего необходимо ее выполнять, правила выполнения гимнастики, как помогает артикуляционная гимнастика детям разного возраста....

Самообразование по развитию речи в старшей группе «Речевое развитие детей в условиях реализации ФГОС»

В самообразование подготовлен материал по развитию речи для  саморазвития педагога....

Обобщение опыта Тема «Нетрадиционные методы развития речи дошкольников - как основа познавательного развития детей младшего дошкольного возраста»

Общение, являясь одним из первых видов деятельности, которыми овладевает ребенок, выступает универсальным условием развития его личности в период дошкольного детства. Именно в процессе непрекраща...

Семинар – практикум для воспитателей: «Артикуляционная гимнастика – как эффективное средство развития речи и исправления нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста»

Речь приобретается благодаря совместным усилиям родителей и педагогов. В первую очередь такая речь характеризуется правильным произношением звуков, которые мы произносим благодаря хорошей подвижности ...

Семинар – практикум для воспитателей: «Артикуляционная гимнастика – как эффективное средство развития речи и исправления нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста»

Речь приобретается благодаря совместным усилиям родителей и педагогов. В первую очередь такая речь характеризуется правильным произношением звуков, которые мы произносим благодаря хорошей подвижности ...