проект по взаимодействию с родителями воспитанников "Движение - это жизнь"
проект (старшая, подготовительная группа) на тему

Копырина Ольга Ивановна

В силу особой актуальности проблемы в процессе педагогической деятельности стал вопрос творческого  поиска подходов к укреплению здоровья детей и осуществления эффективных форм взаимодействия ДОУ с семьей по формированию потребности воспитанников в здоровом образе жизни. Поиск инноваций привел к решению проблемы посредством метода проектирования.

Исходя из проблемы и актуальности, была определена тема проекта по взаимодействию с родителями: «Через движение – к здоровью!»

Проект групповой,  рассчитан на 2 года.

Участники проекта: дети и родители старшей группы, воспитатели, инструктор по физической культуре, фельдшер детского сада.

Цель проекта:

Способствовать сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей через совместную двигательно-игровую деятельность с родителями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

Управление образования города Каменска-Уральского

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение

«Детский сад №72»

«Через движение к здоровью!»

Долгосрочный физкультурно-оздоровительный проект по взаимодействию с родителями воспитанников старшего дошкольного возраста.

Автор проекта:

Инструктор по физической культуре

Ольга Ивановна Копырина

Г. Каменск-Уральский

2016г.

Я не боюсь еще и еще раз повторять: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их одухотворенная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.

В.А. Сухомлинский.

Актуальность темы Физическое воспитание – один из основных компонентов общего воспитательного процесса, без которого  невозможно гармоничное развитие ребенка. Забота о здоровье ребенка  занимает во всем мире приоритетные позиции. В Концепции дошкольного воспитания решению проблем, связанных с охраной и укреплением здоровья, отводится ведущее место. Подчеркивается важность создания условий, обеспечивающих  физическое, психическое и социальное благополучие ребенка, так как, именно эти три составляющие и определяют здоровье дошкольника на современном этапе.

Проблема ухудшения здоровья подрастающего поколения в последние годы приобретает все большую актуальность. Особую тревогу вызывает физическое здоровье детей на этапе их подготовки к школе.

Поэтому искусству сохранения и укрепления здоровья,  формирования осознанной потребности в здоровом образе жизни  должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном возрасте.

Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования.

С введением Федерального государственного образовательного стандарта большое внимание уделяется работе с родителями. Одни из основных принципов дошкольного образования:

– сотрудничество Организации с семьей;

– приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Одна из задач, на решение которой направлен стандарт – обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества. Оно, в свою очередь, во многом зависит от согласованности действий семьи и ДОУ. Семья – это первый коллектив ребенка, естественная среда его обитания, первоисточник и образец формирования межличностных отношений ребенка, а папа и мама – образцы для подражания. Семья и детский сад – вот два источника, которые формируют наше будущее поколение.

Положительный результат развития детей, может быть, достигнут только при рассмотрении семьи и детского сада в рамках единого образовательного пространства, подразумевающего взаимодействие, сотрудничество между педагогами ДОУ и родителями на всем протяжении дошкольного детства ребенка, т.к. все эти взрослые непосредственно причастны к созданию благоприятного климата для ребенка.

Кроме этого, именно в этом возрасте отмечается более тесная связь ребенка с семьей, что помогает наиболее эффективно воздействовать не только на ребенка, но и на членов его семьи. Добиться успехов в укреплении здоровья и полноценном физическом развитии детей, в повышении их  двигательной активности можно только при единых подходах к физическому воспитанию в детском саду и дома.

В силу особой актуальности проблемы в процессе педагогической деятельности стал вопрос творческого  поиска подходов к укреплению здоровья детей и осуществления эффективных форм взаимодействия ДОУ с семьей по формированию потребности воспитанников в здоровом образе жизни. Поиск инноваций привел к решению проблемы посредством метода проектирования.

Исходя из проблемы и актуальности, была определена тема проекта по взаимодействию с родителями: «Через движение – к здоровью!»

Проект групповой,  рассчитан на 2 года.

Участники проекта: дети и родители старшей группы, воспитатели, инструктор по физической культуре, фельдшер детского сада.

Цель проекта:

Способствовать сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей через совместную двигательно-игровую деятельность с родителями.

Задачи:

Задачи: 

- повышение компетентности родителей в физическом развитии детей;

- развитие сотрудничества детского сада и семьи;

- установление партнерских взаимоотношений родителей и детей;

- оптимизация  условий для физического развития детей;

- развитие активных форм семейного досуга и спортивных традиций семьи.

Методы и формы работы по реализации задач проекта.

Для того чтобы спланировать работу с родителями, надо хорошо знать родителей своих воспитанников. Поэтому начинать необходимо с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. По данному направлению можно проводить: анкетирование, тестирование, личные беседы с родителями, опросы. Это поможет правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей. Данные сведения используются при планировании организационно-педагогической работы с родителями,  для привлечения их к оказанию помощи учреждению, для определения перспектив развития детского сада.

Для повышения педагогической культуры родителей выбираются активные методы взаимодействия, формы сотрудничества, которые призваны повышать психолого-педагогическую компетентность родителей, а значит, способствовать изменению взглядов родителей на воспитание ребенка в условиях семьи, развивать рефлексию. Кроме того, данные формы взаимодействия позволяют знакомить родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей. С этой целью можно проводить:

  • познавательные формы: круглые столы, тематические и индивидуальные консультации, открытые занятия с детьми,
  • и наглядно-информационные формы: родительские уголки, включающие: нормативные документы, объявления и рекламы, информационные листы, памятки для родителей, фотоотчёты, сайт детского сада.

Для вовлечения родителей в деятельность ДОУ, совместную работу по обмену опытом можно использовать Дни открытых дверей, открытые занятия, итоговые занятия, праздники, развлечения, походы, спортивные соревнования и т.д. Они направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами.

Предполагаемый результат:

Родители:

  • обогащение детско-родительских отношений в совместной физкультурной деятельности;
  • повышение интереса к жизни детского сада;  
  • повышение педагогической компетентности родителей воспитанников в вопросах здорового образа жизни, через совместную физкультурно-оздоровительную работу.

Дети:

  • снижение уровня заболеваемости;
  • повышение уровня физической подготовленности;
  • осознание необходимости физкультуры, спорта и здорового образа жизни.

Этапы реализации проекта:

  • I этап – организационный;
  • II этап – подготовительный;
  • III этап – основной - практический;
  • IV этап – итоговый.

Работа над проектом включает деятельность педагогов, детей и родителей. Она распределяется следующим образом по этапам проекта.

План-график мероприятий

(деятельность в рамках проекта)

Этапы реализации

Формы работы

Дата

Организационный

Выявление запросов родителей по данному направлению;

Анализ литературных источников, материалов;

Анализ уровня физического развития и здоровья детей;

Анкетирование родителей;

Выявление уровня знаний родителей по физкультурно-оздоровительному направлению;

Подбор методической литературы, видеокассет, СД;

Постановка цели и формулирование задач;

Создание проекта модели взаимодействия инструктора по физкультуре с родителями для повышения эффективности работы по физическому развитию и оздоровлению детей;

Создание сайта инструктора по физической культуре.

Май – сентябрь

2016-2017 учебного года

 

Подготовительный

 

Разработка календарно-тематического плана работы с детьми и плана работы с родителями;

Обсуждение плана работы с родителями на собрании;

Ознакомление родителей с организацией здоровьесберегающей и физкультурно-оздоровительной среды в детском саду;

Составление планов физкультурно-оздоровительных работы в рамках проектной деятельности;

Разработка конспектов физкультурных мероприятий;

Изготовление необходимых атрибутов и оборудования

Сентябрь

2016-2017 учебного года

 

Практический

 

Совместная деятельность

инструктора по физкультуре и детей в рамках:

- организация непосредственно организованной образовательной деятельности, спортивных мероприятий;

Совместная деятельность

инструктора по физкультуре с родителями:

- организация взаимодействия детей и родителей по плану реализации проекта;

- проведение развлечений, досугов, праздников, экскурсий, походов, фотовыставок;

- родительские собрания, беседы, встречи, консультации с родителями и воспитателями;

- оформление стендовой информации, папок передвижек для родителей, картотеки;

Октябрь-май

2016-2017 учебного года

 

Итоговый

 

Анализ физкультурно-оздоровительной работы с детьми и родителями:

Итоговая диагностика  уровня физического развития и здоровья дошкольников;

Проведение анкетирования родителей с целью определения эффективности совместной работы;

Отчет о результатах проекта на итоговом родительском собрании;

Совместный физкультурный праздник «День защиты детей»:

- помощь родителей в подготовке, организации и проведении праздника.

Определение перспектив дальнейшей работы.

Апрель -Май 2016

-2017 учебного года

 

Оценка результатов и отчетность

Оценка результатов проекта  будет отслеживаться путем анкетирования родителей, диагностики физической подготовленности детей, оценки заболеваемости.

По результатам диагностики у большинства детей уровень физической подготовленности будет высокий и выше среднего. Заболеваемость ниже средней по детскому саду.

Интерес  родителей к работе детского сада и повышение педагогической компетенции родителей по физическому развитию детей -  не менее 80%.

Отчетность по проекту: аналитические материалы по анкетированию и диагностике, а так же  фотоотчеты о спортивных мероприятиях, праздниках, походах.

Методическое обеспечение:

1.Б.И. Загорский, И.П. Залетаев, Ю.П. Пузырь и др. «Физическая культура».

2.Н.К. Коробейников,  А.А.Михеев, Н.Г. Николаенко «Физическое воспитание».

3.О.Н. Моргунова «Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ».

4.О.Ф. Горбатенко, Т.А. Кардаильская, Г. П. Попова «Физкультурно-оздоровительная работа».

5.М.А. Давыдова «Спортивные мероприятия для дошкольников».

6.Б.Б.Егоров, Г.П.Малова, И.И.Давыдова «Физкультура: оздоровление, воспитание, развитие.

8.Е.Н.Вавилова «Укрепление здоровья детей».

9.Е.А.Сочеванова «Подвижные игры с бегом для детей 4-7 лет».

10.Л.Н.Сивачёва «Физкультура – это радость!»

11.Е.Н.Борисова «Система организации физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками».

12.Е.А.Тимофеева, Е.А, Сагайдачная, Н.Л. Кондратьева «Подвижные игры: хрестоматия. Методическое пособие. Часть 2.-М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника».

13.Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «Детство» - СПб., Детство-Пресс, 2014г.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

А Н К Е Т А для родителей

     Уважаемые родители! Просим Вас ответить на вопросы анкеты.

Внимательно прочитайте вопрос и выберите подходящий ответ.

Нужный ответ подчеркните или обведите кружочком. Если на один вопрос Вы можете дать несколько ответов, пронумеруйте их по значимости.

  1. Пол вашего ребенка.
  2. Возраст вашего ребенка.
  3. Как вы считаете, высока ли двигательная активность вашего ребенка?

                 Да.

                 Нет.

                 Затрудняюсь ответить.

  1. Назовите расстояние от вашего дома до дошкольного учреждения.

                 До 500м.

                 От 500 до 1000м.

                 От 1 до 2км.

                 От 2 до 4км.

                 Более 4км.

  1. Как добирается ваш ребенок в дошкольное учреждение?

                 Пешком.

                 На транспорте.

  1. Как вы оцениваете постановку воспитания вашего ребенка в дошкольном учреждении по каждому виду?

                Умственное – хор., удовл., неудовл.

                Физическое -  хор., удовл., неудовл.

                 Нравственное - хор., удовл., неудовл.

                 Трудовое - хор., удовл., неудовл.

  1. Посещает ли ваш ребенок, кроме занятий в дошкольном учреждении, еще занятия по общей физической подготовке в другом месте?

                 Да.

                 Нет.

  1. Назовите любимые виды деятельности вашего ребенка в свободное время (выберите три вида).

                 Игры с игрушками.

                 Конструирование.

                 Просмотр книжек.

                 Рисование.

                 Игры на воздухе.

                 Пение.

                 Музыка.

                 Прогулки.

                 Игры с мячом.

                 Другие виды деятельности.

  1. Считаете ли вы, что ваш ребенок выделяется среди других детей уровнем развития физических качеств (отметьте каждое  качество).

                 Быстрота – да, нет.

                 Ловкость – да, нет.

                 Гибкость – да, нет.

                 Сила – да, нет.

                 Выносливость – да, нет.

  1. Имеет ли ребенок возможность вблизи от места жительства посещать занятия по физической культуре и спорту?

                  Секцию по спорту – да, нет.

                  Секцию общефизической подготовки – да, нет.

                  Занятия лечебной физкультурой – да, нет.

  1. Обращаете ли вы внимание на физическое воспитание вашего ребенка?

                  Систематически.

                  В выходные дни.

                  Во время отпуска.

                  Вообще нет.

                  Затрудняюсь ответить.

  1. Что мешает вам активно заниматься физическим развитием своего ребенка?

                   Состояние здоровья.

                   Недостаток времени.

                   Продолжительный рабочий день.

                   Недостаток воли.

                   Недостаток знаний и умений.

                   Усталость на работе.

                   Домашние дела.

                   Другие факторы.

  1. Каковы источники ваших знаний о физическом воспитании?

                   Чтение специальных книг.

                    Передачи по телевидению и радио.

                    Статьи в газетах и журналах.

                    Специалисты дошкольных учреждений.

                    Лекции и беседы.

                    Детские врачи.

                    Родственники.

                    Друзья и знакомые.

                    Не интересуюсь.

                    Исхожу из личного опыта.

  1. Укажите, как проявляется двигательная активность вашего ребенка?

                    Утренняя гимнастика – систематически; случайно; не занимается.

                     Прогулки -  систематически; случайно; не занимается.

                     Игры на воздухе - систематически; случайно; не занимается.

                     Туристические походы.

                     Купание и плавание (в сезон)

                     Лыжи, санки (в сезон).

                     Катание на коньках (в сезон).

                     Лечебная физкультура.

                     Другие виды спорта.

  1. Как в домашних условиях ваш ребенок относится к выполнению утренней гимнастики, физических   упражнений?

                      Охотно и с удовольствием.

                      Просто охотно.

                      Не охотно.

                      Не выполняет.

  1. Кто, по вашему мнению, в большей степени влияет на формирование двигательной активности ребенка?

                      Отец.                        Мать.                         Оба родителя.

                      Воспитатели.                         Братья и сестры.     Кто-то другой (кто).          

 

Благодарим за проделанную работу!

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

План совместной работы с родителями на год.

Сентябрь

Анкетирование «Физическая культура и оздоровление». Цель: выявить уровень знаний родителей по физкультурно-оздоровительному направлению.

Консультации «Значение режима дня для здоровья ребенка». Цели: познакомить родителей с организацией здоровьесберегающей и физкультурно-оздоровительной среды в детском саду.

Поход к скале Мамонт на берег Исети  Задачи: доставить радость общения и единения детям и родителям; повышать интерес детей к физической культуре; пропаганда здорового образа жизни.

Октябрь

Консультация «Утренняя гимнастика». Цель: познакомить родителей со структурой утренней гимнастики, последовательностью выполнения упражнений, дозировкой и длительностью.

Участие родителей в Осеннем марафоне среди детских садов Ленинского микрорайона  Цель: привлечение родителей к участию в  мероприятии для повышения интереса детей к физической культуре.

Поход к скале «Семь братьев». Задачи: доставить радость общения и единения детям и родителям; повышать интерес детей к физической культуре; пропаганда здорового образа жизни.

Ноябрь

Беседа, рекомендации - подвижные игры с мячом «Игры с мячом». Цель: познакомить родителей с комплексом физических упражнений для формирования ловкости, быстроты.

Физкультурное развлечение совместно с родителями. Цель: установление эмоционально-положительного контакта родителей и детей в процессе совместной двигательно-игровой деятельности.

Рекомендации по приобретению спортивного инвентаря в домашний уголок здоровья Цель: установление эмоционально-положительного контакта родителей и детей в процессе совместной двигательно-игровой деятельности.

Декабрь

Консультация «Здоровый образ жизни в семье - залог здоровья ребенка». Цель: познакомить родителей с условиями обеспечения оптимального двигательного режима для оздоровления и закаливания детей.

Экскурсия в лесопарковую зону Ленинского микрорайона  «Лыжи для здоровья». Цель: познакомить родителей с комплексом физических упражнений для формирования ловкости, быстроты при обучении детей ходьбе на лыжах.

Январь

Консультация «Дыхательная гимнастика». Цель: Обратить внимание родителей на выполнение дыхательной гимнастики, релаксации.

Совместный праздник «День зимних видов спорта»  Цель: привлечение родителей к формированию интереса детей к физической культуре.

Февраль

Совместные соревнования  «День Защитника Отечества». Цель: доставить радость общения детям с родителями; побуждать родителей к активному участию в праздниках и развлечениях.

Военно-спортивная игра «Зарничка» среди детских садов Ленинского микрорайона  Цель: расширение представления родителей о формах физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ, пропаганда здорового образа жизни.

Март

Физкультурный праздник «Широкая Масленица». Цель: привлечение родителей к участию в жизни ДОУ.

Беседа «Роль подвижных игр в оздоровлении детей». Цель: познакомить родителей с подвижными играми и их значением на сохранение здоровья детей.

Праздник на воде. Цель: Познакомить родителей с формами и методами обучения детей плаванию.

Апрель

Рекомендации «Физкульт-Ура». Цель: познакомить родителей с комплексом физических упражнений для формирования ловкости, быстроты, пропаганда здорового образа жизни.

Беседа, рекомендации «Красивая осанка». Цель: познакомить родителей с комплексами физкультурных упражнений для формирования правильной осанки.

Открытые занятия для родителей.  Цель: знакомство родителей с достижениями детей, в освоении образовательной программы.

Май

Праздник физкультурно-музыкальный «День Победы». Цель: доставить радость общения детям с родителями, побуждать родителей к активному участию в праздниках и развлечениях.

Рекомендации «Использование атрибутов для повышения интереса у детей к физкультуре». Цель: расширение представления родителей о формах физкультурно-оздоровительной работы дома.

Малые Летние олимпийские игры Ленинского микрорайона. Цель:  расширение представления родителей о формах физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ, пропаганда здорового образа жизни.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Консультация для родителей «Значение режима дня для здоровья ребенка».

                                                                                                                                            http://alsad34.ucoz.com/_si/0/s90767151.jpg

Большое значение для здоровья и физического развития детей имеет режим дня. Режим дня — это система распределения периодов сна и бодрствования, приемов пищи, гигиенических и оздоровительных процедур, занятий и самостоятельной деятельности детей. Бодрое, жизнерадостное и в то же время уравновешенное настроение детей в большой мере зависит от строгого выполнения режима. Запаздывание еды, сна, прогулок отрицательно сказывается на нервной системе детей: они становятся вялыми или, наоборот, возбужденными, начинают капризничать, теряют аппетит, плохо засыпают и спят беспокойно.

Один из немаловажных отличительных признаков воспитания в детском саду от домашнего – это режим в детском саду. В детском саду все подчинено заранее установленному распорядку. И это несомненный плюс. Ведь такая системность приучает даже самого взбалмошного карапуза к аккуратности, точности, порядку. Что уж говорить о питании. Любой диетолог подтвердит, что правильный прием пищи в одно и то же время способствует росту здорового организма.

 Режим дня — это четкий распорядок жизни в течение суток, предусматривающий чередование бодрствования и сна, а также рациональную организацию различных видов деятельности. Правильный, соответствующий возрастным возможностям ребенка режим укрепляет здоровье, обеспечивает работоспособность, успешное осуществление разнообразной деятельности, предохраняет от переутомления.

Любая деятельность — это ответная реакция на внешний раздражитель, осуществляемая рефлектор но. Она является результатом сложных процессов в коре головного мозга, сопровождается огромной тратой нервной энергии и приводит к утомлению.

У ребенка, приученного к строгому распорядку, потребность в еде, сне, отдыхе наступает через определенные промежутки времени и сопровождается ритмическими изменениями в деятельности всех внутренних органов. Организм как бы заблаговременно настраивается на предстоящую деятельность, поэтому она осуществляется достаточно эффективно, без лишней траты нервной энергии и не вызывает выраженного утомления.

В первые три года жизни режим дня меняется несколько раз. Он должен быть подчинен основным задачам воспитания детей преддошкольного возраста: способствовать правильному росту и развитию, укреплению здоровья, развитию основных движений, становлению речевой функции.

 Режим дня детей дошкольного возраста должен строиться также с учетом особенностей их высшей нервной деятельности, которая характеризуется все еще легкой истощаемостью клеток коры головного мозга, определенной неустойчивостью нервных процессов.

 Хорошая работоспособность в течение дня обеспечивается разнообразием видов деятельности и их чередованием. С физиологических позиций это объясняется способностью коры головного мозга одновременно работать и отдыхать. В каждый отдельный момент работает не вся ее поверхность, а отдельные участки, именно те, которые ведают данной деятельностью (поле оптимальной возбудимости). Остальные области коры в это время находятся в состоянии покоя. При изменении характера занятий поле оптимальной возбудимости перемещается и создаются условия для отдыха ранее функционировавших участков коры головного мозга.

Все физиологические процессы в организме, имея свой биологический ритм, подчиняются единому суточному ритму — смене дня и ночи. В течение суток активность и работоспособность ребенка не одинаковы. Их подъем отмечается от 8 до 12 ч и от 16 до 18 ч, а период минимальной работоспособности приходится на 14—16 ч. Не случайно поэтому занятия, вызывающие выраженное утомление детей, планируются в первую половину дня, в часы оптимальной работоспособности. Работоспособность неоднозначна и на протяжении недели. В понедельник она невысока. Это можно объяснить адаптацией ребенка к режиму детского сада после двухдневного пребывания в домашних условиях, когда в большинстве случаев привычный режим существенно нарушается. Наилучшие показатели работоспособности отмечаются во вторник и среду, а начиная с четверга она вновь ухудшается, достигая самых низких характеристик в пятницу и субботу. Следовательно, к концу недели происходит постепенное и неуклонное нарастание утомления. В известной мере это обусловлено большой продолжительностью малоподвижного состояния детей, занятых спокойными играми, хозяйственно- бытовым трудом, учебной работой. В общей сложности 75—80% времени пребывания в детском саду приходится на малоподвижную деятельность, между тем как ребенку присуща потребность в активных движениях. Увеличение двигательного компонента и рациональное (с учетом динамики работоспособности) распределение в течение недели занятий, особенно утомительных для детей, можно отнести к числу мер по предупреждению утомления.

Продолжительность отрезков бодрствования у дошкольников ограничивается 5—6 ч. Отсюда вытекает необходимость чередования бодрствования и сна.

Ребенок, с раннего детства привыкший жить по режиму, охотно его выполняет. Ему не приходит в голову, что можно отказываться идти спать, когда наступило время. Если он в 9 часов вечера лег и не позднее чем через полчаса крепко уснул, то утром его не приходится будить— он сам просыпается бодрым, веселым. У ребенка имеется достаточно времени, чтобы спокойно одеться, и родителям не приходится поторапливать его и высказывать недовольство по поводу его медлительности. Днем они не тратят время на многократные приглашения, уговоры сесть за стол или пойти погулять. День в семье начинается и кончается спокойно, все конфликтные ситуации, связанные с соблюдением режима, исключены. Вечерние часы родители полностью используют для своих дел.

Если изо дня в день повторяется ритм в часах приема пищи, сна, прогулок, разных видов деятельности, то это благоприятно влияет на состояние нервной системы и на то, как протекают все физиологические процессы в организме. В детских дошкольных учреждениях режим осуществляется полностью. Но дома (у детей как не посещающих, так и посещающих детские сады) он далеко не всегда соблюдается. Замечено, что отсутствие правильного режима дня в выходные дни отражается на состоянии ребенка в детском саду в понедельник: чувствуется некоторая утомленность, вялость (или, напротив, повышенная возбудимость), малыш склонен значительно больше поспать днем, чем в остальные дни…

На протяжении 4 дошкольных лет режим меняется незначительно. Несколько уменьшается суточное количество сна, преимущественно за счет дневного. Но нельзя забывать, что ребенок все еще нуждается в более продолжительном сне, чем взрослый человек.

Ребенку до 5 лет положено спать в сутки 12,5—-12 часов, в 5—6 лет — 11,5—12 часов (из них примерно 10—11 часов ночью и 1,5—2,5 часа днем).

Для ночного сна отводится время с 9—9 часов 30 минут вечера до 7—7 часов 30 минут утра. Дети-дошкольники спят днем один раз. Укладывают их так, чтобы они просыпались в 15—15 часов 30 минут. Организовывать дневной сон позже нецелесообразно — это неизбежно вызывало бы более позднее укладывание на ночной сон. Шестичасовое бодрствование во второй половине дня — это как раз тот промежуток времени, в течение которого ребенок достаточно наиграется, чтобы почувствовать потребность в отдыхе.

Особенности сна ребенка в большой мере определяются условиями воспитания. Необходимость идти спать порою воспринимается как неприятность, ребенок просит разрешения еще поиграть, посмотреть телевизор. Получив отказ, он в плохом настроении идет умываться, раздеваться, долго возится, не засыпает, а утром его приходится’ будить, лишая части необходимого отдыха. Систематическое недосыпание отрицательно сказывается на настроении ребенка, приводит к возникновению у него капризов, вредно отражается на состоянии центральной нервной системы. Поэтому столь важно, используя соответствующие педагогические и гигиенические средства, укреплять потребность ребенка в сне, вызывать чувство удовольствия при укладывании, приучать быстро засыпать без всяких дополнительных воздействий.

Какие же средства способствуют решению этих задач?

Прежде всего воспитанная еще в раннем детстве привычка выполнять режим. Обычно ребенку хочется как-то завершить то, что он делает (и это можно только приветствовать). Поэтому следует заранее, минут за 10—15, предупредить малыша о том, что скоро нужно ложиться спасть. А когда это время наступит, настаивайте, чтобы ребенок не задерживался.

Постепенному переключению от игры ко сну способствует привычка ребенка раздеваться самостоятельно. Уже к трем годам малыш может почти самостоятельно раздеться и аккуратно сложить одежду. На протяжении последующих лет эти навыки совершенствуются.

Режим дня в семье

 Поведение ребенка в детском саду, его настроение, работоспособность находятся в прямой зависимости от того, как организованы его деятельность и сон в семье в обычные, а также в выходные дни.

Выходные дни дети проводят дома, как правило, с существенными отклонениями и даже нарушениями привычного режима. Не случайно функциональный уровень дошкольников в понедельник бывает хуже, чем во второй, третий день недели. Необходима серьезная организационная и воспитательная работа среди родителей по упорядочению домашнего режима и приведению его в соответствие с установленным в детском саду. Внимание родителей следует привлечь к организации вечерней прогулки, ночного сна, а в выходные дни к полноценному отдыху на воздухе, регламентации просмотра телевизионных передач, особенно перед сном.

Консультация для родителей на тему:

"Утренняя гимнастика в жизни ребенка» 

 http://alsad34.ucoz.com/_si/0/s52441726.jpg

Зарядка вырабатывает у детей привычку каждый день по утрам выполнять физические упражнения. Со временем эта полезная привычка переходит в потребность, тем самым прививается культура здорового образа жизни у дошкольников. Утренняя гимнастика в детском саду имеет большое оздоровительное значение и является обязательной частью распорядка дня. Все мы знаем, что спеша на работу или по другим делам мы редко пытаемся провести утреннюю гимнастику со своими детьми перед детским садом. Именно по этой причине ежедневное её проведение в детском дошкольном учреждении должно быть обязательным. Утренняя гимнастика проводится в определённые часы до завтрака, поэтому старайтесь привести ребёнка в детский сад без опозданий так, чтобы ребёнок успел её сделать.

 УТРЕННЯЯ ГИМНАСТИКА!!! Уважаемые родители, начните свой день с зарядки, особенно в выходной или если Вы не успеваете привести ребенка на гимнастику, проводимую в группе. Детям очень полезны массаж и физические упражнения, проводимые вместе с родителями. Утренняя гимнастика обязательно должна быть систематической, а не от случая к случаю. Прежде всего необходимо подготовить комнату - хорошо проветрив помещение. Очень важно следить за правильностью выполнения упражнений и за осанкой ребёнка. Следите за его хорошим дыханием во время гимнастики, учить малыша не задерживать дыхание. Старайтесь чтобы физические упражнения затрагивали все мышцы тела: упражнения для мышц шеи, рук и плечевого пояса, упражнения для мышц туловища и живота, упражнения для мышц ног. Утренняя гимнастика должна включать упражнения силового характера и упражнения на расслабление, а также очень желательны дыхательные упражнения. Выполняйте упражнения вместе с ребенком в виде игры. Не забывайте придумывать весёлые и забавные названия выполняемым упражнениям: «прыгаем как зайчик», «покажи самолётик», «был большой, а стал маленький (приседания)» и т.п. Такие занятия хорошо проводить под любую подходящую детскую музыку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект организации взаимодействия с родителями на этапе адаптации детей к условиям общественного воспитания "Первые шаги"

Наш многолетний опыт работы  позволил выработать алгоритм взаимодействия с семьей на одном из самых трудных и важных этапов развития ребенка – в период его адаптации к условиям общественного восп...

Проект по взаимодействию с родителями на тему: "Семья - школа здоровья".

Фундамент здоровья ребёнка закладывается в семье.Но уже очевидно, что небольшой процент родителей следует по пути здорового образа жизни, проявляя недостаточную активность в данном элементе семейного ...

Проект по взаимодействию с родителями на тему: «Нашим детям есть чем гордиться»

Проект по взаимодействию с родителями на тему:«Нашим детям есть чем гордиться»Цель: Формирование национального, гражданского самосознания, патриотических чувств и уважения к России, бережного отношени...

Проект «Юный пешеход» (Проект по взаимодействию с родителями воспитанников в рамках реализации образовательной области познавательной развитие). (младший дошкольный возраст)

Проект «Юный пешеход» (Проект по взаимодействию с родителями воспитанников в рамках реализации образовательной области познавательной развитие). (младший дошкольный возраст)...

Проект «Этот удивительный космос!» (старший дошкольный возраст) (Проект по взаимодействию с родителями воспитанников в рамках реализации образовательной области познавательной развитие).

Проект«Этот удивительный космос!»(старший дошкольный возраст)(Проект по взаимодействию с родителями воспитанников в рамках реализации образовательной области познавательной развитие)....

Проект "Активизация взаимодействия с родителями, как участниками образовательного проекта"

В данном проекте описывается актуальные проблемы работы с родителями в детском саду. А также  предоставляется перспективный план работы с родителями....

Проект «Вместе - дружная семья!» (Проект по взаимодействию с родителями воспитанников в рамках реализации образовательной области познавательной развитие). (старший дошкольный возраст)

Цель. Формирование патриотических качеств личности через приобщение детей к семейным традициям и ценностям. Задачи.1.Сформировать у детей интерес к своей семье, сохранению семейных традиций и обы...