ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
статья на тему

Мережко Оксана Михайловна

     Специфика работы любого образовательного учреждения, а дошкольного образовательного учреждения – особо, определяет, что очень важно при обучении персонала, как педагогического, так и вспомогательного, уделять внимание вопросам охраны труда работающих и охраны жизни и здоровья детей в единстве, исходя из их взаимосвязанности: обеспечение безопасности образовательного учреждения неразрывно связано с охраной здоровья и безопасными условиями пребывания в нем детей и взрослых.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ped_osnovy_bezopasnosti_dou.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Вержбицкая Е.Г.,

канд. пед. наук, доцент кафедры

безопасности жизнедеятельности

Института физической культуры и дзюдо

Адыгейского государственного университета,

Почетный работник общего образования России

Мережко О.М.,

инструктор по физической культуре

МБДОУ № 16 г. Майкопа,

кандидат в мастера спорта России по дзюдо

Работа образовательного учреждения любого уровня образования характеризуется, в первую очередь, содержанием постановки и решения задач всестороннего обеспечения безопасности как условия организации его деятельности. В полной мере это относится и к организации функционирования дошкольных образовательных учреждений (ДОУ).

Сохранение жизни и здоровья воспитанников и работников в процессе образовательной и трудовой деятельности, включающей в себя совокупность педагогических основ, а также нормативно-правовых, социально-экономических, организационно-технических, санитарно-гигиенических, лечебно-профилактических, реабилитационных и иных мероприятий, оказывающих влияние на повышения уровня защищенности и безопасности всех членов коллектива образовательного учреждения, является одной из важнейших задач руководителя и всех педагогов и сотрудников ДОУ.

Важное место в этом перечне занимает позиция «педагогических основ», поскольку все остальные имеют непосредственное отношение к содержанию охраны труда и подлежат неукоснительному выполнению на основании действующего законодательства. Так, в Федеральном Законе «Об основах охраны труда в Российской Федерации» записано, что все работники обязаны проходить обучение по охране труда и регулярную проверку знаний. Для всех поступающих на работу лиц работодатель обязан провести инструктаж, организовать обучение методам и приемам безопасности выполнения работ и оказания первой помощи пострадавшим. Поэтому в образовательных учреждениях периодическое обучение сотрудников проводится, но, в основном, только по охране труда, а вопросы организации охраны здоровья зачастую остаются за пределами данных программ.

Специфика работы любого образовательного учреждения, а дошкольного образовательного учреждения – особо, определяет, что очень важно при обучении персонала, как педагогического, так и вспомогательного, уделять внимание вопросам охраны труда работающих и охраны жизни и здоровья детей в единстве, исходя из их взаимосвязанности: обеспечение безопасности образовательного учреждения неразрывно связано с охраной здоровья и безопасными условиями пребывания в нем детей и взрослых. В образовательном учреждении ребенок проводит зачастую больше времени, чем в семейной среде, поэтому степень влияния данного микросоциума на развитие, здоровье и поведение ребенка трудно переоценить. Одним из важнейших показателей образовательного микросоциума является здоровьесберегающий потенциал его среды. Здоровьесберегающая среда образовательного учреждения – это совокупность условий, организуемых администрацией, всем педагогическим коллективом, сотрудниками при обязательном участии обучающихся и их родителей с целью обеспечения охраны и укрепления здоровья детей, создания оптимальных условий деятельности участников образовательного процесса.

Среди компонентов здоровьесберегающей и безопасной среды в образовательном учреждении можно выделить две группы: общие, реализация которых возлагается на весь коллектив работников, и специальные, обеспечение которых входит в сферу профессиональной деятельности педагогического состава. К общим компонентам относятся:

1. Здоровьесберегающая и безопасная инфраструктура, обеспечивающая нормативные санитарно-гигиенические условия воспитания, обучения, питания, а в некоторых случаях – проживания, детей.

2. Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе: рациональная организация учебной деятельности, гигиенический контроль инновационных методов и средств обучения и воспитания.

3. Условия для активного отдыха и занятий физической культурой и спортом.

4. Система комплексного профилактического медицинского обслуживания: осуществление медико-физиологического, социологического и психолого-педагогического контроля состояния здоровья субъектов образовательного процесса.

Наряду с перечисленными традиционными компонентами в создании здоровьесберегающей среды все большее внимание уделяется специфическим, таким как:

-        вербальный (речевое поведение);

-        эмоционально-поведенческий (совокупность действий, поступков, отношений);

-        культурологический (интеграция культуры и искусства в образовательный процесс);

-        видеоэкологический (совокупность средовых факторов экологического подпространства образовательной среды, воздействующих на детей и педагогов).

Видеоэкологическая составляющая системы охраны здоровья изучает воздействие на психику, а через нее – на телесную организацию человека и его здоровье – зрительных образов той среды, в которой человек находится. Как известно, однообразные по геометрическим формам архитектурные конструкции оказывают негативное, угнетающее воздействие на человека. И наоборот – разнообразие форм и линий, комбинации различных геометрических построений способствуют более высокой работоспособности, лучшему настроению. Сходные закономерности отмечены и в отношении цветовой гаммы. Однако если эти закономерности силами педагогических коллективов дошкольных образовательных учреждений достаточно активно используются в оформлении интерьеров групповых комнат, пространства игровых зон и площадок детских садов, то в оформлении помещений общеобразовательных учреждений, как правило, уже преобладают квадратно-прямоугольные формы, однообразное убранство, унылая цветовая гамма – факторы негативного влияния на психику детей. Отметим, что это влияние слабое, но действующее длительное время, что приводит к постепенному аккумулированию эффекта.

Отличие здоровьесберегающей среды от простого соблюдения СанПиНов заключается в том, что за соблюдением указанных требований следят по функциональным обязанностям медицинские работники и руководитель образовательного учреждения. Педагоги в редких случаях включаются в разрешение возникающих в этой связи проблем. В формировании же здоровьесберегающей среды участвуют все субъекты образовательного процесса – и педагоги, и дети, и родители. Данный процесс носит творческий, раскрепощенный характер, ориентированный не только на нормативы, но и на актуальные интересы безопасности жизнедеятельности, охраны и укрепления здоровья детей и взрослых.

Одним из действенных направлений педагогического обеспечения безопасности дошкольного образовательного учреждения является разработка и утверждение различной документации, локальных актов, инструкций, непосредственно касающихся данного учреждения и его безопасности на основе изучения основных направлений законодательства Российской Федерации по вопросам безопасности образовательного процесса в целом, охраны труда и здоровья его участников. Реализация разработанных документов в повседневной жизни образовательного учреждения позволяет сохранять оптимальное состояние всех показателей его безопасного функционирования.