Программа мастер - класс “Веселая карусель”
рабочая программа по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа) по теме

Михайлова Лариса Павловна

Программа мастер - класс

 “Веселая карусель”

(для воспитателей, педагогов – психологов,

музыкальных руководителей ДОО)

по использованию народной музыки и движений

в танцевальной терапии для содействия  эмоционально-психического    

                         благополучия детей дошкольного возраста

"Ритмичное движение в унисон с другими

 приносит ощущение благополучия,

 расслабления и единения".
Мэрион Чейс.
 

Пояснительная записка

Танцевальная терапия, как наука, существует довольно давно, она восходит к древним цивилизациям.  Люди начали танцевать и использовать движения, как средство коммуникации,  задолго до возникновения языка, танец был одним из способов жизни, общения, гармонизации человека.

В первой половине ХХ века Исидора Дункан и Мэри Вигман считали, что эмоциональное и индивидуальное выражение является самым главным для танцовщика. Они поощряли непосредственное, прямое выражение индивидуальности средствами танца. Это послужило одной из предпосылок возникновения танцевальной терапии.

Современные условия общества, нестабильность в семейных взаимоотношениях и ранняя интеллектуализация способствует проявлению нарушений в эмоциональном развитии дошкольника, которые обостряют чувствительность ребёнка, повышают уровень тревожности, нерешительности, замкнутости и неуверенности в себе, что приводит к невротизации.

Со стрессом или своими проблемами можно справиться используя танец, который высвобождает энергию, и превращают ее в акт творчества. Дети бывают очень откровенны, танцуя или двигаясь. Они выражают свои чувства - радость или злость. Злоба может вылиться в танце совсем в другой, энергичный и красивый образ.

 Танцевать для детей так же естественно, как для их родителей - разговаривать. При этом они не просто "самовыражаются", но и дают нагрузку мышцам и связкам.

В танцах можно увидеть духовную жизнь каждого народа, поэтому, выбор музыки должен стимулировать и поддерживать межличностное взаимодействие, в которой музыкальный ритм играет особую роль, в групповом процессе.

Во всех случаях подчёркивается, что индивидуально-культурная значимость предлагаемой для участников музыки не должна перекрывать значимости и удовольствия собственной двигательной активности, поэтому лучше использовать и незнакомые, и знакомые группе мелодии, умеренную громкость звучания и физиологически ориентированные ритмы.

 

Актуальность

Застенчивость, нерешительность и неуверенность в себе свойственна многим детям и взрослым. Наверное, её можно назвать наиболее распространённой причиной, осложняющей общение.

Всем педагогам приходилось иметь дело с детьми, которые в силу своих личностных особенностей, таких как, застенчивость, замкнутость, нерешительность, робость, испытывают сложности при общении со сверстниками и взрослыми.                                                                                                                               По мнению психолога Л.И.Катаевойзастенчивость - сложное состояние, и оно может оказать самые разнообразные воздействия - от ощущения лёгкого дискомфорта до необъяснимого страха перед людьми и тяжёлых неврозов.           Решая эту проблему, нами было решено создать развивающую группу, на занятиях которой каждый специалист (педагог-психолог, музыкальный руководитель) решал бы свою развивающую задачу в рамках одного совместно продуманного и совместно проведенного занятия.                                                                                                                                                                    В детстве очень важно привить ребенку любовь к движению, к танцу, используя оригинальные аранжировки народных мелодий. Раннее приобщение детей к искусству создает необходимые условия для гармоничного развития личности, способствует раскрытию физического и духовного начала, создает тот гармоничный синтез души и тела, к которому изначально стремится человек.                                                                        Правильно подобранный темп и красочное звучание татарских мелодий создают все условия для решения поставленных задач, раскрывая перед ними всю красоту народной музыки. Использование в работе методического пособия З.Г. Ибрагимовой «Шома бас» способствует приобщению детей дошкольного возраста к лучшим образцам татарской музыки и обеспечивает эмоционально-психическое благополучие.

Актуальность танцевальной терапии заключается в том, что сегодня танец используется для выражения всего диапазона человеческих эмоций, мыслей и установок. Танец помогает справиться ребенку с его психологическими проблемами, и развить навыки, помогающие в общении с другими детьми. Социальные навыки предполагают обучению детей этически ценным формам и способам поведения в отношении с другими людьми. Для этого необходимо формировать коммуникативные навыки, умения устанавливать и поддерживать контакты, сотрудничать и избегать конфликтных ситуаций.

Программа   "Веселая карусель" с использованием народной музыки и движений в танцевальной терапии предполагает такой вид деятельности, который является доступной и интересной для детей дошкольного возраста.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon veselaya_karusel_programma_na_konkurs.doc270.5 КБ

Предварительный просмотр:

        

Программа мастер - класс

 “Веселая карусель”

(для воспитателей, педагогов – психологов,

музыкальных руководителей ДОО)

по использованию народной музыки и движений в танцевальной терапии для содействия  эмоционально-психического                             благополучия детей дошкольного возраста

 .

Авторы:

Михайлова Л.П. – воспитатель                                                                                                                                                   МБДОУ «Детский сад №2 «Рябина »

                                            Бавлинского муниципального района РТ.

Кандаурова Л.В. – музыкальный руководитель                                                                                      высшей квалификационной категории                                                                                        МБДОУ «Детский сад №2 комбинированного вида»                                                     Бавлинского муниципального района РТ.  

"Ритмичное движение в унисон с другими

 приносит ощущение благополучия,

 расслабления и единения".
Мэрион Чейс.

Пояснительная записка

Танцевальная терапия, как наука, существует довольно давно, она восходит к древним цивилизациям.  Люди начали танцевать и использовать движения, как средство коммуникации,  задолго до возникновения языка, танец был одним из способов жизни, общения, гармонизации человека.

В первой половине ХХ века Исидора Дункан и Мэри Вигман считали, что эмоциональное и индивидуальное выражение является самым главным для танцовщика. Они поощряли непосредственное, прямое выражение индивидуальности средствами танца. Это послужило одной из предпосылок возникновения танцевальной терапии.

Современные условия общества, нестабильность в семейных взаимоотношениях и ранняя интеллектуализация способствует проявлению нарушений в эмоциональном развитии дошкольника, которые обостряют чувствительность ребёнка, повышают уровень тревожности, нерешительности, замкнутости и неуверенности в себе, что приводит к невротизации.

Со стрессом или своими проблемами можно справиться используя танец, который высвобождает энергию, и превращают ее в акт творчества. Дети бывают очень откровенны, танцуя или двигаясь. Они выражают свои чувства - радость или злость. Злоба может вылиться в танце совсем в другой, энергичный и красивый образ.

 Танцевать для детей так же естественно, как для их родителей - разговаривать. При этом они не просто "самовыражаются", но и дают нагрузку мышцам и связкам.

В танцах можно увидеть духовную жизнь каждого народа, поэтому, выбор музыки должен стимулировать и поддерживать межличностное взаимодействие, в которой музыкальный ритм играет особую роль, в групповом процессе.

Во всех случаях подчёркивается, что индивидуально-культурная значимость предлагаемой для участников музыки не должна перекрывать значимости и удовольствия собственной двигательной активности, поэтому лучше использовать и незнакомые, и знакомые группе мелодии, умеренную громкость звучания и физиологически ориентированные ритмы.

Актуальность

Застенчивость, нерешительность и неуверенность в себе свойственна многим детям и взрослым. Наверное, её можно назвать наиболее распространённой причиной, осложняющей общение.

Всем педагогам приходилось иметь дело с детьми, которые в силу своих личностных особенностей, таких как, застенчивость, замкнутость, нерешительность, робость, испытывают сложности при общении со сверстниками и взрослыми.                                                                                                                               По мнению психолога Л.И.Катаевойзастенчивость - сложное состояние, и оно может оказать самые разнообразные воздействия - от ощущения лёгкого дискомфорта до необъяснимого страха перед людьми и тяжёлых неврозов.           Решая эту проблему, нами было решено создать развивающую группу, на занятиях которой каждый специалист (педагог-психолог, музыкальный руководитель) решал бы свою развивающую задачу в рамках одного совместно продуманного и совместно проведенного занятия.                                                                                                                                                                    В детстве очень важно привить ребенку любовь к движению, к танцу, используя оригинальные аранжировки народных мелодий. Раннее приобщение детей к искусству создает необходимые условия для гармоничного развития личности, способствует раскрытию физического и духовного начала, создает тот гармоничный синтез души и тела, к которому изначально стремится человек.                                                                        Правильно подобранный темп и красочное звучание татарских мелодий создают все условия для решения поставленных задач, раскрывая перед ними всю красоту народной музыки. Использование в работе методического пособия З.Г. Ибрагимовой «Шома бас» способствует приобщению детей дошкольного возраста к лучшим образцам татарской музыки и обеспечивает эмоционально-психическое благополучие.

Актуальность танцевальной терапии заключается в том, что сегодня танец используется для выражения всего диапазона человеческих эмоций, мыслей и установок. Танец помогает справиться ребенку с его психологическими проблемами, и развить навыки, помогающие в общении с другими детьми. Социальные навыки предполагают обучению детей этически ценным формам и способам поведения в отношении с другими людьми. Для этого необходимо формировать коммуникативные навыки, умения устанавливать и поддерживать контакты, сотрудничать и избегать конфликтных ситуаций.

Программа   "Веселая карусель" с использованием народной музыки и движений в танцевальной терапии предполагает такой вид деятельности, который является доступной и интересной для детей дошкольного возраста.

Цель программы.  Способствовать развитию у детей физической, музыкально - эстетической и эмоциональной интеграции личности.

Задачи программы:

  • Преодолевать застенчивость, нерешительность, неуверенность в себе, внутренне раскрепощаться.
  • Самовыражаться, используя танцевальные движения, развивать язык жестов, мимики и пантомимики.
  • Стимулировать и поддерживать через татарскую народную музыку межличностное взаимопонимание, эмоциональное благополучие, чуткость, умение сопереживать.
  • Приобщать детей к духовно-нравственной культуре.

Программа базируется на следующих основополагающих принципах:

  • Признание самоценности дошкольного детства как важнейшего периода развития личности человека.
  • Создание таких условий жизни, которые обеспечат ребенку эмоциональное и психологическое благополучие, что позволит растить общительного и доброжелательного ребенка.
  • Использование форм, средств и методов, разработанных психолого-педагогической наукой и соответствующих логике развития личности.
  • Вариативность заданий и упражнений в рамках одного содержания, позволяющих ребенку выполнять то, что ему по силам, проявлять творчество в                       соответствии с его интересами и способностями.
  • Интеграция разных видов деятельности в целях повышения качества образовательного процесса.

Ожидаемые результаты:                                  

  • повышение у детей уверенности в себе;  
  • снижение тревожности;
  • снижение количества страхов;
  • развитие способности к творческому самовыражению через музыку,  танец , движение, рисунок;
  • приобщение к культуре, танцам и музыке татарского народа.

Программа направлена для работы с детьми старшей группы (5-7 лет).

Сроки реализации: в течение шести месяцев.

Ведущие формы работы – занятия, тренинги.

Для работы с детьми, имеющими личностные особенности (застенчивые, нерешительные, неуверенные в себе), выявленных в процессе диагностики, разработан цикл из 18 занятий тренингового характера.

Продолжительность занятий - 25 – 30 минут.        

Занятия проводятся 2 раз в неделю с подгруппой детей, состоящей из 5-6 детей.

 Критерии эффективности программы:

  • повышение уверенности в себе;
  • снижение тревожности;
  • снижение количества страхов;
  • развитие способности к творческому самовыражению через музыку,  танец, движение, рисунок;
  • приобщение к культуре, танцам и музыке татарского народа.

Структура программы состоит из четырех разделов:

1 раздел – диагностический.

Цель: изучение нарушений психологического здоровья у детей.

Диагностика является начальным этапом работы с ребенком. Основной ее задачей является вычленение проблем ребенка, его возможностей в преодолении этих проблем. Диагностика проводится педагогом – психологом с согласия родителей (законного представителя), по результатам которой принимается решение о сопровождении ребенка и посещение им занятий в развивающей группе. В группу зачисляются дети, имеющие проблемы в эмоциональной сфере, нарушения речи, поведенческие нарушения. Для диагностики используются следующие методики:

1.Тест “Страхи в домиках”

2 Тест “Кактус”

3 Тест “Тревожности” ( Р. Тэмлл, М. Дорки, В. Амен.) для дошкольников.

2 раздел – информационный.

Цель: информирование родителей и педагогов об имеющихся нарушениях в развитии детей.                                                                                                                        

Достижение целей обучения, воспитания и коррекции воспитанников ДОУ предполагает самое активное участие их родителей, которые должны не только знать и понимать, что предпринимают специалисты, но и продолжать, дополнять их усилия в домашних условиях. С родителями детей развивающей группы проводятся индивидуальные беседы специалистами, во время которых обсуждается зона актуального развития ребенка, его проблемы, пути их преодоления, просветительские беседы о возрастных особенностях детей. На просветительские беседы и тренинговые занятия приглашаются также и педагоги, работающие с этими детьми.

3 раздел – практический.

Цель: профилактика и коррекция нарушений психологического здоровья детей.             

Развивающая работа в группе представляет собой совместно разработанный специалистами (педагогом – психологом и музыкальным руководителем) цикл практических занятий (общее количество - 18 занятий). Занятия проводятся с одной группой два раза в неделю с середины января по май месяц.  В каждой группе по 5-6 человек. Занятия подобраны так, чтобы на протяжении всего занятия и всего курса сохранялся у детей интерес. Идеальный вариант – одновозрастные группы, но группы могут быть разновозрастные.                                                  На занятиях используется методическое пособие З.Г. Ибрагимовой «Шома бас» с музыкальными аудиотреками -  с образцами татарской музыки. Также можно использовать и русский музыкальный фольклор, классическую музыку. Музыкальный руководитель осуществляет подбор музыкального материала и музыкальное сопровождение. Педагог – психолог в зависимости от решаемых на занятии задач проводит тренинговые упражнения.

4 раздел – контрольный.

Цель: определение эффективности коррекционной работы.

Основным критерием успешности своего участия в программе будет эмоциональное удовлетворение от занятий и изменение эмоционального баланса в целом в пользу положительных чувств и переживаний детей, т.е. достижение поставленных в программе целей и задач, ожидаемых результатов:                                  

  • повышение уверенности в себе;  
  • снижение тревожности;
  • снижение количества страхов;
  • развитие способности к творческому самовыражению через музыку,  танец , движение, рисунок;
  • приобщение к культуре, танцам и музыке татарского народа.

Методы, приемы и техники, используемые в программе:

1.Релаксация.
Подготовка тела и психики к деятельности, сосредоточение на своём внутреннем мире, освобождение от излишнего и нервного напряжения.

2.Концентрация.
Сосредоточение на своих зрительных, звуковых и телесных ощущениях, на эмоциях, чувствах и переживаниях.

3.Функциональная музыка.
Успокаивающая и восстанавливающая музыка способствует уменьшению эмоциональной напряжённости, переключает внимание.

4.Игротерапия.
Используется для снижения напряженности, мышечных зажимов. Тревожности. Повышения уверенности в себе, снижения страхов.

5. Телесная терапия.
Способствует снижению мышечных зажимов, напряжения, тревожности.

6.Арт - терапия. 
Актуализация страхов, повышение уверенности, развитие  моторики, снижение тревожности.

Обеспечение программы:

Материально – техническое:

  • предметы для игр;
  • релаксационные коврики;
  • телевизор;
  • компьютер;
  • музыкальный центр;
  • цифровой фотоаппарат

Методическое: упражнения, тренинговая работа, беседа, игры, рисование сюжетов.

Дидактическое: методическое пособие «Шома бас», видео - приложение «Шома Бас», аудио – приложение «Шома Бас», классическая музыка, альбомы для рисования, предметы изодеятельности.

Место проведения: кабинет психолога, музыкальный зал.

Условия проведения занятий:

1) принятие ребёнка таким, какой он есть;

2) нельзя не торопить, не замедлять игровой процесс;

3) учитывается принцип поэтапного погружения и выхода из травмирующей ситуации;

4) начало и конец занятий должны быть ритуальными, чтобы сохранить у ребёнка ощущение целостности и завершённости занятия;

5) игра не комментируется взрослым;

6) в любой игре ребёнку предлагается возможность импровизации.

Все занятия имеют гибкую структуру, наполняемую разным содержанием. Во время занятия дети сидят в кругу. Круг – это, прежде всего, возможность открытого общения. Он создаёт ощущение целостности, завершённости, придаёт гармонию отношениям детей, облегчает взаимопонимание.

Структура игрового занятия.

  • Ритуал приветствия – 2 минуты.
  • Разминка - 6 минут.
  • Коррекционно - развивающий этап - 10 минут
  • Рефлексия - 10 минут.
  • Ритуал прощания – 2 минуты.

Рекомендации по проведению занятий.

В нашем учреждении созданы все условия для проведения тренингов с детьми: занятия проводятся в специально оборудованном помещении, в котором все участники могут свободно располагаться и передвигаться. Во время занятий детям предлагается сидеть на мягких пуфах или на ковре в кругу, так как форма круга создаёт ощущение целостности, облегчает взаимопонимание и взаимодействие детей.

В начале и в конце тренинга нами используется ритуальная игра «Приветствие» и «Прощание» для настроя детей. Почти каждое занятие завершается созданием детьми какого-либо рисунка в индивидуальных альбомах или обсуждений. Детский рисунок, беседа - итог работы, который объединяет в себе все эмоции, впечатления, знания и умения, полученные в ходе тренинга.

Стиль ведения занятий должен быть эмоциональным и непринуждённым. К каждому ребёнку необходимо находить индивидуальный подход, и учитывать его личностные особенности. Специалист должен обладать профессиональными качествами, и в случае необходимости, всегда суметь выправить психологически неблагоприятную ситуацию. На занятиях регулярно используется музыкальное сопровождение татарской национальной музыки танцевальной и релаксационной направленности, которая эффективно помогает снять мышечное и психоэмоциональное напряжение у воспитанников.

                                                                                         

 

Приложение №1

Тематический план занятий

месяц

тема

Цели и задачи

неделя

содержание

Использованный репертуар

Январь

Джаз тела”

- Осознание и снятие мышечных зажимов, расширение экспрессивного репертуара.

- Познакомить с татарским своеобразием танцев.

3

1. Приветствие “Ласковое имя”

2. Знакомство с основами татрских танцнв

3.Релаксация «Тихое озеро»

- Видео материал “Шома Бас” занятие №49, 83.

- Релаксационная музыка.

4

1. Приветствие «Ласковое имя»

2. Упражнение “Танец частей тела”

3. Беседа “Трудные движения”

- Аудио материал «Шома Бас»

5 трек, старшая группа.

Февраль

«Танец дракона»

- Снятие напряжения, невротических состояний, страхов. Экспериментирование участниками различными движениями и межличностными позициями ведущего и ведомого.

- Познакомить детей с характером движений татарского народного танца.

1

1. «Приветик»  

2. Знакомство с танцевальным движенем «Основной ход», «Боковой ход», «Дробный ход».

3. Релаксация «Тихое озеро»

- видио – приложение «Шома Бас» №31, 33, 35; музыкально сопровождение методическое пособие «Шома Бас» стр. 40, 42,44

- Релаксационная музыка.

2

1. «Приветик».

2.Упражнение «Повтори движение»

3. Рисование на тему «Необычный дракон»

-аудио – материал «Шома Бас» трек №14, 19,20, 21.

- релаксационная музыка.

«Карнавал животных»

- Стимулировать ролевую игру и творческое взаимодействие с другими членами группы.

 - Разучить движения татарского танца и закрепить их в коллективном танце.

3

1. «Приветствие».

2. упражнение «Животные на карнавале».

3. Релаксация.

- аудио материал «Шома Бас», трек № 17,19.

- релаксационная музыка.

4

1. «Приветствие».

2.Беседа «Угадай животное и повтори его движения».

3.Рисование на тему «Что за животное»

- видео запись, музыкальное сопровождение, методическое пособие «Шома Бас», стр 106,107.

Март

«Свободный танец»

- Преодолевать застенчивость, нерешительность; стимулировать и поддерживать через народную музыку, межличностное взаимопонимание.

- Познакомить детей с положением рук девочек и мальчиков в сольных и парных танцах.

1

1.Упражнение «Упражнение «Хи! – Ха! – Хо!»

2.Упражнение «Танец Рук».

3. Релаксация

- Видео приложение «Шома Бас»

№ 28, 29, 30;

музыкально сопровождение методическое пособие «Шома Бас» стр. 64

- Релаксационная музыка.

2

1. Упражнение «Упражнение «Хи! – Ха! – Хо!».

2.Упражнение «Парный танец с использованием знакомых движений».

3. Беседа «Объясни эмоции движений».

- аудио материал «Шома Бас»

№ 14, 16, 21.

«Зеркало»

-Развивать умения контролировать и правильно выражать свои эмоции   в отношениях друг с другом.

-Разучить с детьми движение татарского танца в парах.

3

1.Приветствие «Осминожки».

2 Знакомство с танцевальными движениями «Вертушка», «Приподнимание на полу пальцах с кружением»

3.Релаксация.

- видео- приложение «Шома Бас»

№ 32, 36;

 музыкально сопровождение методическое пособие «Шома Бас» стр.120.

- Релаксационная музыка.

4

1.Приветствие «Осминожки».

2. Упражнение «Зеркало».

3.Рисование «Нарисуй свое настроение».

-аудио приложение «Шома Бас», трек № 16.

-Релаксационная музыка.

Апрель

«Танец хоровод»

-Повышение групповой сплоченности, актуализация архетипических переживаний защищенности, сопричастности

-Учить сочетать движения между собой и развивать навыки импровизации.

1

1. Приветствие.

2.Упражнение «Настроение друга»

3. Релаксация

- аудио приложение «Шома Бас» № 15,19

-Релаксационная музыка.

2

1.Приветствие.

2.Упражнение «Танец в хороводе»

3. Рисование на тему «Настроение танца»

- аудио приложение «Шома Бас» № 16,13.

- Релаксационная музыка.

«Все со всеми»

-Принятие партнеров, взаимопознание, развитие танцевального экспрессивного репертуара участников.

- Менять движения в соответствии с музыкальными фразами, делать остановку в конце музыкальных фраз.

3

1. Приветствие «Осминожки».

2.Разучивание движений для танца.

3.Релаксация

- аудио приложение «Шома Бас» № 16.

- Релаксационная музыка.

4

1 Приветствие «Осминожки».

2.Упражнение «Весёлые львята».

3.Беседа об эмоциональном состоянии участников.

- аудио приложение «Шома Бас» № 33.

Май

«Танец пяти движений»

-Развитие творческого движения, снятие страхов и напряжения.

- Познакомить детей с характером танцевальных движений, которым присуще веселье, задор в сочетании со сдержанностью и скромностью.

2

1. Весёлое приветствие.

2.Упражнени «Ёжики».

3.Релаксация.

- аудио приложение «Шома бас» №15, 35.

- Релаксационная музыка.

3

1. Весёлое приветствие.

2. Танец пяти движений.

3. Беседа

- аудио приложение «Шома Бас» №13, 14, 15,16,33.

Итоговое занятие

4

1. Весёлое приветствие

2. Исполнение «Парный танец»

- аудио приложение «Шома Бас»

                                                                                                          Приложение №2

Тематика и содержание тренингов

“Джаз тела”

Цель:  Осознание и снятие мышечных зажимов, расширение экспрессивного  репертуара.

Задача: ознакомление с татарским своеобразием танцев.

Время:30 минут.

Материал: музыкальная запись с четким музыкальным рисунком, спокойная расслабляющая музыка, коврики для релаксации.
Описание проведения:

1 занятие

Дети встают в круг ведущий ласково по имени называет ребенка приветствуя его на русском затем на татарском языке. Затем ребенок приветствует следующего участника называя его лаского по имени и повторяет приветствие на татарском языке.

Ведущий показывает видио- запись с татарскими танцами, быстрый имедленный. (Видео- приложение Шома Бас №49,83) участники определяют характер танца.

Занятие заканчивается релаксационным  упражнением «Тихое озеро». Музыкальный руководитель включает спокойную расслабляющую музыку, педагог - психолог говорит:

Лягте на ковер, закройте глаза и слушайте меня. Представьте себе чудесное солнечное утро. Вы находитесь возле тихого, прекрасного озера. Слышно лишь ваше дыхание и плеск воды. Солнце ярко светит, и это заставляет вас чувствовать себя все лучше и лучше. Вы чувствуете, как солнечные лучи согревают вас. Вы слышите щебет птиц и стрекотание кузнечика. Вы абсолютно спокойны, солнце светит, воздух чист и прозрачен. Вы ощущаете всем телом тепло солнца. Вы спокойны и неподвижны, как это тихое утро. Вы чувствуете себя спокойными, счастливыми, вам лень шевелиться. Каждая клеточка вашего тела наслаждается покоем и солнечным теплом. Вы отдыхаете…

А теперь открываем глаза. Мы снова в детском саду, мы хорошо отдохнули, у нас бодрое настроение, и приятные ощущения не покинут нас в течение всего дня”.

2 занятие.

Дети встают в круг ведущий ласково по имени называет ребенка приветствуя его на русском затем на татарском языке. Затем ребенок приветствует следующего участника называя его лаского по имени и повторяет приветствие на татарском языке.

Затем звучит музыка (Аудио – приложение «Шома Бас» 5 треков).  

Педагог – психолог называет по очереди части тела, дети под музыку должны выполнить движения и сочетать их с музыкой:

- танец кистей рук

- танец рук

- танец головы

- танец живота

- танец ног.

 В конце упражнения надо стараться двигаться всеми этими частями тела одновременно.

Занятие заканчиваем обсуждением с детьми, какой танец, какой части тела было легко исполнить, какой трудно и какие эмоции присутствовали при исполнении движений.

«Танец Дракона»

Цель: Снятие напряженности, невротических состояний, страхов. Экспериментирование участниками различными движениями и межличностными позициями ведущего и ведомого.

Задачи: Познакомить детей с характером движений татарского народного танца.

Время: 30 минут.

Материал: видео – приложение «Шома Бас» №31, 33, 35; аудио – материал «Шома Бас» трек №14, 19,20, 21, релаксационная музыка, альбомы и карандаши.

Описание проведения:

1занятие.

Дети встают в круг ведущий ласково по имени называет ребенка приветствуя его на русском затем на татарском языке. Затем ребенок приветствует следующего участника, называя его лаского по имени и повторяет приветствие на татарском языке.

Музыкальный руководитель включает видео - приложение (Шома Бас). Знакомство с танцевальным движением «Основной ход», «Боковой ход», «Дробный ход». Затем предлагается детям самостоятельно повторить эти движения под музыкальный аккомпонемент.

Занятие заканчивается релаксационным упражнением «Тихое озеро».

 Включается спокойная расслабляющая музыка. Педагог – психолог:

Лягте на ковер, закройте глаза и слушайте меня. Представьте себе чудесное солнечное утро. Вы находитесь возле тихого, прекрасного озера. Слышно лишь ваше дыхание и плеск воды. Солнце ярко светит, и это заставляет вас чувствовать себя все лучше и лучше. Вы чувствуете, как солнечные лучи согревают вас. Вы слышите щебет птиц и стрекотание кузнечика. Вы абсолютно спокойны, солнце светит, воздух чист и прозрачен. Вы ощущаете всем телом тепло солнца. Вы спокойны и неподвижны, как это тихое утро. Вы чувствуете себя спокойными, счастливыми, вам лень шевелиться. Каждая клеточка вашего тела наслаждается покоем и солнечным теплом. Вы отдыхаете…

А теперь открываем глаза. Мы снова в детском саду, мы хорошо отдохнули, у нас бодрое настроение, и приятные ощущения не покинут нас в течение всего дня”.

2 занятие.

Дети встают в круг ведущий ласково по имени называет ребенка приветствуя его на русском затем на татарском языке. Затем ребенок приветствует следующего участника называя его лаского по имени и повторяет приветствие на татарском языке.

 Педагог – психолог предлагает детям построиться в колону, и повторять движения за ведущим.

Дети выстраиваются в колонну. Звучит музыка, и участники начинают двигаться, причем первый участник становится ведущим, а остальные – ведомые. Участник, в качестве ведущего выполняет знакомые танцевальные движения, остальные члены группы повторяют за ним. После смены музыки первый участник переходит в конец колонны, и становиться ведомым. Упражнение продолжается до тех пор, пока каждый из участников не побывает в роли «ведущего».

Затем предложить детям нарисовать получившуюся фигуру «дракона».

 Обсуждения рисунков.

Карнавал животных”

Цель: стимулировать ролевую игру и творческое взаимодействие с другими членами группы.
Время: 30 минут
Материал: аудио материал «Шома Бас» трек № 17,19 спокойная музыка, альбомы карандаши, видеокамера.

Описание проведения:

1 занятие.

Дети встают в круг, ведущий ласково по имени называет ребенка, приветствуя его на русском, затем на татарском языке. Затем ребенок приветствует следующего участника, называя его лаского по имени и повторяет приветствие на татарском языке.

Предлагается детям посмотреть видеоролик о животных и млекопитающих в движениях, затем детям предлагается выбрать любое млекопитающее, рептилию или птицу. В течение 15 минут дети импровизируют животного, "переняв" его форму, движения и звуки. Вероятнее всего, одно и то же животное выберет не один участник. Детям объясняется, чтобы они не объявляли о своем выборе.

Педагог – психолог: - Ползайте, прыгайте, скачите и "летайте", изображая это животное. Спонтанно взаимодействуйте с другими. Подходите к заданию творчески и старайтесь выразить такие стороны своей личности, которые, может быть, нелегко выразить в вашей обычной жизни. Шумите, осознавайте чувства, возникающие у вас, будь то страх, гнев или любовь.

 Все ваши движения будут записываться, а затем вместе с вами мы будем угадывать, кого вы изобразили.  

Занятие заканчивается релаксационным упражнением:

- Сядьте на край стула, прислонитесь к спинке, руки положите на колени, а глазки закройте. Представьте себе теплый чудесный день (звучит музыка). Над вами ярко-голубое небо. Мягкие лучи солнца, и теплый ласковый ветерок целуют ваши глазки и щечки. По небу летит серая тучка. На нее мы поместим все наши обиды, горести и огорчения. Мы всегда будем радостными, добрыми и сильными. А теперь откройте глазки и улыбнитесь друг другу.

2 занятие.

Дети встают в круг, ведущий ласково по имени называет ребенка, приветствуя его на русском, затем на татарском языке. Затем ребенок приветствует следующего участника, называя его лаского по имени и повторяет приветствие на татарском языке.

- На предыдущем занятии вы были на “Карнавале животных”, сегодня мы с вами попытаемся угадать какие животные вы изображали, и повторить движения понравившегося животного. Ответы детей.

После обсуждения предложить детям нарисовать понравившееся животное.

«Свободный танец»

Цель: Преодолевать застенчивость, нерешительность; стимулировать и поддерживать через народную музыку, межличностное взаимопонимание.

Задачи: Познакомить детей с положением рук девочек и мальчиков в сольных и парных танцах.  

Время: 25минут.

Материал: Видео приложение «Шома Бас» № 28, 29, 30; музыкально сопровождение методическое пособие «Шома Бас» стр. 64, релаксационная музыка, аудио материал «Шома Бас» № 14, 16, 21.

Описание проведения занятий

1 занятие

Дети стоят в кругу, держась за руки. По команде ведущего они высоко прыгают вверх три раза. В первом прыжке громко кричат: «Хи!», во втором прыжке: «Ха!», в третьем «Хо!». Получается забавное приветствие друг друга: «Хи! - Ха! - Хо!». После чего все хлопают в ладоши.

- Сейчас посмотрим положения рук в татарском танце и попробуем под музыкальное сопровождение повторить движения, предавая эмоциональный характер музыки.

Занятие заканчивается релаксационным упражнением:

Сядьте на край стула, прислонитесь к спинке, руки положите на колени, а глазки закройте. Представьте себе теплый чудесный день (звучит музыка). Над вами ярко-голубое небо. Мягкие лучи солнца, и теплый ласковый ветерок целуют ваши глазки и щечки. По небу летит серая тучка. На нее мы поместим все наши обиды, горести и огорчения. Мы всегда будем радостными, добрыми и сильными. А теперь откройте глазки и улыбнитесь друг другу.

2 занятие

Дети стоят в кругу, держась за руки. По команде ведущего они высоко прыгают вверх три раза. В первом прыжке громко кричат: «Хи!», во втором прыжке: «Ха!», в третьем «Хо!». Получается забавное приветствие друг друга: «Хи! - Ха! - Хо!». После чего все хлопают в ладоши.

Вы уже знаете несколько движений татарских танцев, встаньте парами, и попробуйте придумать свой танец. Не заботьтесь о том, чтобы быть "хорошим" танцором. Не соревнуйтесь с другими. Двигайтесь свободно и в паре.

Упражнение может быть завершено участием всей группы в свободном парном танце.

Упражнение заканчивается беседой:

-какое движение труднее всего было выполнить;

-какие движения вам понравились.

«Зеркало»

Цель: Развивать умения контролировать и правильно выражать свои эмоции и в отношениях друг с другом.

Задачи: Разучить с детьми движение татарского танца в парах.

Время: 30 минут.

Материал: видео- приложение «Шома Бас» № 32, 36; музыкально сопровождение методическое пособие «Шома Бас» стр.120, аудио приложение «Шома Бас», трек № 16, релаксационная музыка.

Описание проведения:

1 занятие
Дети садятся в круг на ковер. Пальцами изображают осьминожек, которые передвигаются по полу, встречаются и здороваются с другими осьминожками.

Затем детям показывают видео с движениями «Вертушка», «Приподнимание на полу пальцах с кружением». Под музыкальное сопровождение участники тренинга повторяют движения, предавая эмоциональный характер музыки.

Занятие заканчивается релаксационным упражнением:

Педагог-психолог включает спокойную расслабляющую музыку и говорит:

Лягте на ковер, закройте глаза и слушайте меня. Представьте себе чудесное солнечное утро. Вы находитесь возле тихого, прекрасного озера. Слышно лишь ваше дыхание и плеск воды. Солнце ярко светит, и это заставляет вас чувствовать себя все лучше и лучше. Вы чувствуете, как солнечные лучи согревают вас. Вы слышите щебет птиц и стрекотание кузнечика. Вы абсолютно спокойны, солнце светит, воздух чист и прозрачен. Вы ощущаете всем телом тепло солнца. Вы спокойны и неподвижны, как это тихое утро. Вы чувствуете себя спокойными, счастливыми, вам лень шевелиться. Каждая клеточка вашего тела наслаждается покоем и солнечным теплом. Вы отдыхаете…

А теперь открываем глаза. Мы снова в детском саду, мы хорошо отдохнули, у нас бодрое настроение, и приятные ощущения не покинут нас в течение всего дня”.

2 занятие

Дети садятся в круг на ковер. Пальцами изображают осьминожек, которые передвигаются по полу, встречаются и здороваются с другими осьминожками т.д.

Педагог - психолог предлагает детям встать парами, один из партнеров делает произвольные ритмичные движения, партнёр повторяет, как в «Зеркале» используется различные музыкальные темпы.

Занятие заканчивается рисованием своего настроения.

«Танец – хоровод».

Цель: Повышение групповой сплоченности, актуализация архетипических переживаний защищенности, сопричастности

 Задачи: учить сочетать движения между собой и развивать навыки

импровизации.

 Время: 30 минут.

Материал: аудио приложение «Шома Бас» № 15,19; аудио приложение «Шома Бас» № 16,13.

Описание проведения:

1 занятие

Участники тренинга садятся по кругу. Любому участнику предлагается начать: назвать своё имя и показать танцевальное татарское движение, с которым он себя ассоциирует. Следующий называет своё имя, и показывает танцевальное движение. А потом повторяет имя и танцевальное движение предыдущего выступающего. И так далее.

Участники делятся по парам. Первой половине дается задание: «твой друг сегодня грустный, не разговорчивый. Твоё задание, используя танцевальные движения попытаться развеселить и его». Второй половине: «Твой друг сошёл с ума и может нести всякую чушь. Твоё задание не разговаривать с ним и даже не слушать».

Заканчивается занятие релаксацией:

Педагог-психолог включает спокойную расслабляющую музыку и говорит:

Лягте на ковер, закройте глаза и слушайте меня. Представьте себе чудесное солнечное утро. Вы находитесь возле тихого, прекрасного озера. Слышно лишь ваше дыхание и плеск воды. Солнце ярко светит, и это заставляет вас чувствовать себя все лучше и лучше. Вы чувствуете, как солнечные лучи согревают вас. Вы слышите щебет птиц и стрекотание кузнечика. Вы абсолютно спокойны, солнце светит, воздух чист и прозрачен. Вы ощущаете всем телом тепло солнца. Вы спокойны и неподвижны, как это тихое утро. Вы чувствуете себя спокойными, счастливыми, вам лень шевелиться. Каждая клеточка вашего тела наслаждается покоем и солнечным теплом. Вы отдыхаете…

А теперь открываем глаза. Мы снова в детском саду, мы хорошо отдохнули, у нас бодрое настроение, и приятные ощущения не покинут нас в течение всего дня”.

2 занятие

Участники тренинга садятся по кругу. Любому участнику предлагается начать: назвать своё имя и показать танцевальное татарское движение, с которым он себя ассоциирует. Следующий называет своё имя, и показывает танцевальное движение. А потом повторяет имя и танцевальное движение предыдущего выступающего. И так далее.

Сейчас вы послушаете татарскую народную мелодию, затем попытаетесь танцевать под нее танец, сочетая движения рук и ног вместе.

В конце занятие педагог - психолог предлагает изобразить, какого характера и настроения получился танец.

«Все со всеми»

Цель: Принятие партнеров, взаимопознание, развитие танцевального экспрессивного репертуара участников.

Задача: Менять движения в соответствии с музыкальными фразами, делать остановку в конце музыкальных фраз

Время: 30 минут.

Материал: аудио приложение «Шома бас» №15, 35, 13, 14, 15,16,33.

1занятие

Дети стоят в кругу, здороваются с соседями справа и слева пальчиками, ладошками, локтями, носиками и т.д.

Психолог предлагает детям разучить «Парный танец» с известными движениями, пытаясь придать эмоциональный характер танца.

Занятие заканчивается релаксационным упражнением:

Сядьте на край стула, прислонитесь к спинке, руки положите на колени, а глазки закройте. Представьте себе теплый чудесный день (звучит музыка). Над вами ярко-голубое небо. Мягкие лучи солнца, и теплый ласковый ветерок целуют ваши глазки и щечки. По небу летит серая тучка. На нее мы поместим все наши обиды, горести и огорчения. Мы всегда будем радостными, добрыми и сильными. А теперь откройте глазки и улыбнитесь друг другу.

2 занятие

Дети стоят в кругу, здороваются с соседями справа и слева пальчиками, ладошками, локтями, носиками и т.д.

 Звучит фонограмма татарской мелодии. Детям предлагается изобразить животного – льва всеми возможными способами: можно передвигаться по полу на четвереньках (львы идут на охоту), лежать на скамеечках или стульях (львы отдыхают в жаркий день), громко рычать, когда звучит соответствующая музыка - показываем руками, как лев раскрывает пасть. Когда отзвучит фрагмент, дается следующее задание: «Уставшие сытые львы, их детеныши ложатся отдыхать (на пол, либо «залезают на дерево» - скамеечку, свесив лапы, хвосты). Затем звучит спокойная тихая музыка. (колыбельная без слов) «Львы засыпают».

Беседа о характере данного танца и эмоцильном состоянии участников.

«Танец пяти движений»

Цель: Развитие творческого движения, снятие страхов и напряжения.

Задача: Познакомить детей с характером танцевальных движений, которым присуще веселье, задор в сочетании со сдержанностью и скромностью.

Время: 30 минут.

Материал: плоские предметы по количеству детей, аудио приложение «Шома бас» №15, 35,13, 14, 15,16,33

Дети стоят в кругу, здороваются с соседями справа и слева пальчиками, ладошками, локтями, носиками и т.д.

Дети встают на четвереньки им на спину кладется предмет как будто ежики что-то несут. Дети ползают по комнате под музыку в такт, стараясь не потерять этот предмет.

Заканчивается занятие релаксацией:

Под расслабляющую музыку педагог-психолог говорит:

Лягте на ковер, закройте глаза и слушайте меня. Представьте себе чудесное солнечное утро. Вы находитесь возле тихого, прекрасного озера. Слышно лишь ваше дыхание и плеск воды. Солнце ярко светит, и это заставляет вас чувствовать себя все лучше и лучше. Вы чувствуете, как солнечные лучи согревают вас. Вы слышите щебет птиц и стрекотание кузнечика. Вы абсолютно спокойны, солнце светит, воздух чист и прозрачен. Вы ощущаете всем телом тепло солнца. Вы спокойны и неподвижны, как это тихое утро. Вы чувствуете себя спокойными, счастливыми, вам лень шевелиться. Каждая клеточка вашего тела наслаждается покоем и солнечным теплом. Вы отдыхаете…

А теперь открываем глаза. Мы снова в детском саду, мы хорошо отдохнули, у нас бодрое настроение, и приятные ощущения не покинут нас в течение всего дня”.

2 занятие

Дети стоят в кругу, здороваются с соседями справа и слева пальчиками, ладошками, локтями, носиками и т.д.

«Течение воды” - плавная музыка, текучие, округлые, мягкие переходящие одно в другое движения.
“Переход через чащу” - импульсивная музыка, резкие, сильные, четкие, рубящие движения, бой барабанов.
“Сломанная кукла” - неструктурированная музыка, хаотичный набор звуков, вытряхивающие, незаконченные движения.
“Полет бабочек” - лирическая, плавная музыка, тонкие, изящные нежные движения.
“Покой” - спокойная, тихая музыка или набор звуков, имитирующих шум воды, морской прибой, звуки леса – стояние без движений, “слушание своего тела”.
Беседа: после упражнения поговорить с детьми, какие движения им больше всего понравились, что легко получилось, а что с трудом.

Итоговое занятие:

Дети стоят в кругу, здороваются с соседями справа и слева пальчиками, ладошками, локтями, носиками и т.д.

Предложить детям вспомнить все известные татарские танцевальные движения и исполнить «Парный танец». 

Рефлексия.

Участники группы сидят по кругу. По очереди каждый участник высказывает свои мысли, чувства, ощущения по поводу всего того, что происходило сегодня.

Приложение №3

Диагностический инструментарий

Рисуночный тест “Кактус”

Задание: "Нарисуй кактус". Пояснения не требуются, свободу фантазии!

Материалы: бумага А4, простой карандаш. Можно также использовать цветные карандаши или другие материалы для раскрашивания. Это даст дополнительные возможности для интерпретации цвета.

После завершения рисунка можно задать дополнительные вопросы:

1. Этот кактус домашний или дикий? Где он растет (у кого дома, или в какой пустыне)?

2. Этот кактус колется? Его можно потрогать?

3. О нем кто-нибудь заботится?

4. Кактус растет один или с каким-то растением по соседству?

5. Когда кактус вырастет, то, как он изменится (иголки, объем, отростки)?

Интерпретация рисуночного теста "Кактус" (с примером)

Общие параметры:

Пространственное положение:

Внизу страницы - заниженная самооценка, вверху - завышенная самооценка, на средней линии - адекватная самооценка. Справа - ориентация на будущее, слева - уход в прошлое, по центру - сосредоточение в настоящем.

Размер рисунка:

Менее 1/3 страницы - заниженная самооценка, более 2/3 страницы - завышенная самооценка.

Крупный рисунок, расположенный в центре листа - эгоцентризм, стремление к лидерству.

Маленький рисунок, расположенный внизу листа - неуверенность в себе, зависимость.

Характеристики линий:

Штриховка - тревожность, отрывистые линии - импульсивность, четкие линии - уверенность.

Силу нажима на карандаш удобно смотреть с "изнанки" листа:

Сильный нажим - напряжение (особенно если подчеркнута какая-то деталь), импульсивность; слабый нажим - слабость, снижение настроения.

Специфические особенности:

Иголки (их может и не быть!) указывают на уровень агрессивности. Большие, длинные, толстые, ядовитые означают высокий уровень агрессивности. Направленные вверх - на вышестоящих людей (взрослых, руководство и т.д.), в стороны - на равных (ровесников, того же социального положения), вниз - на младших (слабых, зависимых, детей).

Домашний кактус (в горшке или в помещении) - ценность семьи, домашнего тепла, стремление к защите.

Дикий кактус (растет в пустыне) - чувство одиночества (если он там один) или потребность в свободе (если там много растений).

Цветок, необычная форма, украшения - женственность, демонстративность (любит быть).

Наличие выступающих отростков - открытость.

Отростки, зигзаги расположены внутри контура - замкнутость.

"Радостный" кактус, яркие цвета - оптимизм, эмоциональный подъем.

Заштрихованный кактус, темные цвета - тревожность, сниженное настроение.

Наличие других кактусов, растений или животных - экстравертированность (общительность).

Только один кактус (неживые предметы не считаются) - интровертированность (погруженность в себя, замкнутость) или одиночество.

Методика выявления детских страхов

“Страхи в домиках”

Цель: выявление и уточнение преобладающих видов страхов (страх темноты, одиночества, смерти, медицинские страхи и т. д.) у детей старше 3-х лет.

Прежде чем помочь детям в преодолении страхов, необходимо выяснить, весь спектр страхов, и каким конкретно страхам они подвержены.
Данная методика подходит в тех случаях, когда ребенок еще плохо рисует или не любит рисовать (хотя такое задание даже не интересующиеся рисованием дети принимаю обычно с удовольствием). Взрослый рисует контурно два дома (на одном или на двух листах): черный и красный. И потом предлагает расселить в домики страхи из списка (взрослые называет по очереди страхи). Записывать нужно те страхи, которые ребенок поселил в черный домик, т.е. признал, что он боится этого. У детей постарше можно спросить: "Скажи, ты боишься или не боишься ...».

Беседу следует вести неторопливо и обстоятельно, перечисляя страхи и ожидая ответа "да" - "нет" или "боюсь" - "не боюсь". Повторять вопрос о том, боится или не боится ребенок, следует только время от времени. Тем самым избегается наводка страхов, их непроизвольное внушение. При стереотипном отрицании всех страхов просят давать развернутые ответы типа "не боюсь темноты", а не "нет" или "да". Взрослый, задающий вопросы, сидит рядом, а не напротив ребенка, не забывая его периодически подбадривать и хвалить за то, что он говорит все как есть. Лучше, чтобы взрослый перечислял страхи по памяти, только иногда заглядывая в список, а, не зачитывая его.
После выполнения задания ребенку предлагается закрыть черный дом на замок (нарисовать его), а ключ - выбросить или потерять. Данный акт успокаивает актуализированные страхи.
Анализ полученных результатов заключается в том, что экспериментатор подсчитывает страхи в черном доме и сравнивает их с возрастными нормами. Совокупные ответы ребенка объединяются в несколько групп по видам страхов. Если ребенок в трех случаях из четырех-пяти дает утвердительный ответ, то этот вид страха диагностируется как имеющийся в наличии. Из 31вида страхов, выделенных автором, у детей наблюдаются от 6 до 15. У городских детей возможное количество страхов доходит до 15.
Инструкция для ребенка: "В черном домике живут страшные страхи, а в красном - не страшные. Помоги мне расселить страхи из списка по домикам».

Ты боишься:

1 когда остаешься один; 
2 нападения; 
3 заболеть, заразиться; 
4 умереть; 
5 того, что умрут твои родители; 
6 каких-то детей; 
7 каких-то людей;
8 мамы или папы; 
9 того, что они тебя накажут; 
10 Бабы Яги, Кощея Бессмертного, Бармалея, Змея Горыныча, чудовища. У школьников - добавляются страхи невидимок, скелетов, Черной руки, Пиковой Дамы.  Это  страхи  сказочных  персонажей.
11 перед тем как заснуть; 
12 страшных снов (каких именно); 
13 темноты; 
14 волка, медведя, собак, пауков, змей (страхи животных); 
15 машин, поездов, самолетов (страхи транспорта); 
16 бури, урагана, наводнения, землетрясения (страхи стихии); 
17 когда очень высоко (страх высоты); 
18 когда очень глубоко (страх глубины); 
19 страх замкнутого пространства( в тесной маленькой комнате, помещении, туалете, переполненном автобусе, метро);
20 воды; 
21 огня; 
22 пожара; 
23 войны; 
24 больших улиц, площадей; 
25 врачей (кроме зубных); 
26 крови (когда идет кровь); 
27 уколов; 
28 боли (когда больно); 
29. неожиданных, резких звуков, когда что-то внезапно упадет, стукнет (боишься, вздрагиваешь при этом); 
30 сделать что-либо не так, неправильно (плохо - у дошкольников); 
31 опоздать в сад (школу);

Все перечисленные здесь страхи можно разделить на несколько групп:

  • медицинские страхи - боль, уколы, врачи, болезни;
  • страхи, связанные с причинением физического ущерба - транспорт, неожиданные звуки, пожар, война, стихии;
  • страх смерти (своей);
  • боязнь животных;
  • страхи сказочных персонажей;
  • страх темноты и кошмарных снов;
  • социально-опосредованные страхи - людей, детей, наказаний, опозданий, одиночества;
  • пространственные страхи - высоты, глубины, замкнутых пространств;

Наличие большого количества разнообразных страхов у ребенка - это показатель преневротического состояния.

Тест на тревожность детей 3,5 - 7 лет

 (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен)

Цель: определение тревожности у детей в возрасте 3,5 – 7 лет.

Стимульный материал: 14 рисунков размером 8,5 x 11 см. Каждый рисунок представляет собой некоторую типичную для жизни ребёнка ситуацию. Каждый рисунок выполнен в двух вариантах: для девочки (на рисунке изображена девочка) и для мальчика (на рисунке изображён мальчик). Лицо ребёнка на рисунке не прорисовано, дан лишь контур головы. Каждый рисунок снабжён двумя дополнительными рисунками детской головы, по размерам точно соответствующими контуру лица на рисунке. На одном из дополнительных рисунков изображено улыбающееся лицо ребёнка, на другом – печальное.

Процедура проведения: Рисунки показывают ребёнку в строго перечисленном порядке один за другим. Беседа проходит в отдельной комнате. Предъявив ребёнку рисунок, психолог даёт инструкцию.

Инструкция:

1. Игра с младшими детьми. «Как ты думаешь, какое лицо будет у ребёнка: весёлое или печальное? Он (она) играет с малышами».

2. Ребёнок и мать с младенцем. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: печальное или весёлое? Он (она) гуляет с мамой и малышом».

3. Объект агрессии. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: весёлое или печальное?»

4. Одевание. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка? Он (она) одевается».

5. Игра со старшими детьми. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: весёлое или печальное? Он (она) играет со старшими детьми».

6. Укладывание спать в одиночестве. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: печальное или весёлое? Он (она) идёт спать».

7. Умывание. «Как ты думаешь, какое лицо будет у ребёнка: весёлое или печальное? Он (она) в ванной».

8. Выговор. «Как ты думаешь, какое лицо будет у ребёнка: весёлое или печальное?»

9. Игнорирование. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: печальное или весёлое?»

10. Агрессивное нападение. «Как ты думаешь, какое лицо будет у ребёнка: весёлое или печальное?»

11. Собирание игрушек. «Как ты думаешь, какое лицо будет у ребёнка: весёлое или печальное? Он (она) убирает игрушки».

12. Изоляция. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: печальное или весёлое?»

13. Ребёнок с родителями. «Как ты думаешь, какое лицо будет у ребёнка: весёлое или печальное? Он (она) со своими мамой и папой».

14. Еда в одиночестве. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: печальное или весёлое? Он (она) ест».

Во избежание персеверативных выборов у ребёнка в инструкции чередуются определения лица. Дополнительные вопросы ребёнку не задаются.

Выбор ребёнком соответствующего лица и словесные высказывания ребёнка можно зафиксировать в специальном протоколе (бланки должны быть подготовлены заранее). Протоколы каждого ребёнка подвергаются количественному и качественному анализу.

Количественный анализ результатов:

На основании данных протокола вычисляется индекс тревожности (ИТ) ребёнка.  ИТ представляет процентное отношение эмоционально-негативных выборов (выбор печального лица) к общему количеству предъявленных рисунков (14):

ИТ = (количество эмоционально - негативных выборов/14) x 100%

Дети в возрасте 3,5 – 7 лет по ИТ разделяются на 3 группы:

ИТ от 0 до 20% – низкий уровень тревожности

ИТ от 20 до 50%– средний уровень тревожности

ИТ выше 50% – высокий уровень тревожности

 

 

Качественный анализ результатов:

1. Качественный анализ данных позволяет определить особенности эмоционального опыта ребёнка в различных ситуациях. Высокий уровень тревожности (ИТ) свидетельствует о недостаточной эмоциональной приспособленности ребёнка к тем или иным жизненным ситуациям. Эмоционально позитивный или эмоционально негативный опыт косвенно позволяет судить об особенностях взаимоотношений ребёнка со сверстниками и взрослыми. При интерпретации данных тревожность, испытываемая ребёнком в той или иной ситуации, рассматривается как проявление его отрицательного эмоционального опыта в этой или аналогичной ситуации. Высоким уровнем тревожности с большой долей вероятности могут обладать дети, делающие отрицательный эмоциональный выбор в ситуациях 4 (Одевание), 6 (Укладывание спать в одиночестве) и 14 (Еда в одиночестве).

2. Для уточнения источника тревожности ситуации, моделируемые на рисунках, можно разделить по типу межличностных отношений. Так, ситуации на рисунках 1, 3, 5, 10 и 12 моделируют взаимоотношения между детьми (ребёнок - ребёнок). Ситуации на рисунках 2, 6, 8, 9, 11 и 13 моделируют взаимоотношения между ребёнком и взрослыми (ребёнок - взрослый). Ситуации на рисунках 4, 7 и 14 моделируют повседневную деятельность ребёнка, которую он совершает один. Ситуация на рисунке 6 (Укладывание спать в одиночестве) с большим основанием может быть отнесена к ситуациям типа «ребёнок - взрослый». Таким образом, помимо общего вывода об уровне тревожности испытуемого экспериментатор формулирует предположение о том, какие именно отношения являются для ребёнка источником тревожности – детско-родительские (негативный выбор в ситуациях №№ 2, 8, 13) или отношения с другими детьми (ситуации №№ 1, 3, 5, 10,12).

3. Следующий уровень анализа предполагает интерпретацию выборов ребёнка в зависимости от того, какая ситуация связана с негативным опытом. Так, тревогу могут вызывать ситуации, связанные со страхом агрессии, с ревностью к сиблингам, со страхом наказания или нарушенными отношениями с родителями и сверстниками. Необходимо учитывать также, что при выборе лица на дополнительном изображении ребёнок может идентифицировать себя с прорисованным героем (например, с агрессором). Для исключения ошибочной интерпретации экспериментатору следует уточнить у испытуемого, кем бы тот был на рисунке, если бы оказался там.

Анализ выборов ребёнка в различных ситуациях позволяет сформулировать предположение о конкретных источниках его тревоги.

Таким образом, качественный анализ результатов должен содержать информацию об общем уровне тревожности, предполагаемых источниках тревоги в межличностных отношениях ребёнка и указания на возможные причины травматизации.

Также при формулировке выводов необходимо учитывать эмоциональное состояние ребёнка на момент обследования, его комментарии и объяснения своего выбора. Эта информация необходима для прояснения причин тревожности и избежания необъективных выводов.

Бланк ответов

 

Ф.И.О.___________________________________.   

Возраст_________________

Дата проведения_______________________

Рисунок

Высказывание

Выбор

Веселое лицо

 

Печальное лицо

 

1. Игра с младшими детьми

 

 

 

2. Ребенок и мать с младенцем

 

 

 

3. Объект агрессии

 

 

 

4. Одевание

 

 

 

5. Игра со старшими детьми

 

 

 

6. Укладывание спать в одиночестве

 

 

 

7. Умывание

 

 

 

8. Выговор

 

 

 

9. Игнорирование

 

 

 

10. Агрессивность

 

 

 

11. Собирание игрушек

 

 

 

12. Изоляция

 

 

 

13. Ребенок с родителями

 

 

 

14. Еда в одиночестве

 

 

 

Литература:

1. Бочкарева Н.И Ритмика. – Кемерово, 1998.

2. З.Г. Ибрагимова «Танцуй веселей», («Шома бас») методическое пособие по обучению детей дошкольного возраста татарским танцевальным движениям. – Казань 2012.

3. Чистякова М.И. «Психогимнастика». – М., 1995.
4. Чистякова М.И. «Психогимнастика». – М., 1995.
5. Тревожность у дошкольников: изучение и профилактика. Прикладная психология, № 4. М., 1998.

6. Материалы в помощь педагогу-психологу дошкольного образовательного учреждения // Центральное окружное управление, лаборатория дошкольного образования ОНМЦМ. 1999.

7. Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. «Танцевально-игровая гимнастика для детей «СА-ФИ-ДАНСЕ». –   СПб. 2001.
8. Михайлова М.А. Танцы, игры упражнения для красивого движения. – Ярославль, 2000.

9. Г.А. Колодницкий «Музыкальные игры, ритмические упражнения, и танцы для детей». – Москва 1997.

10.О.А. Скоролупова. Введение ФГОС дошкольного образования. – Москва. Изд.  «Скрипторий 2003», 2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Веселая скакалка".

Цель: Развивать интерес к физкультуре посредством совместных игровых         упражнений со скакалкой.Задачи: Закрепить общеразвивающие  упражнения, в...

Мастер-класс "Веселые ниточки".

Работы с семейного мастер-класса "Веселые ниточки". Нитки....

Мастер класс "Веселая йога для дошкольников"

Ознокомление педогогов с некоторыми методами оздоровления детей....

Мастер-класс "Веселый снеговик"

В работе представлено описание создания объемной аппликации "Веселый снеговик". Время выполнения 20-25 минут для детей 4-5 лет....

Мастер-класс "Веселый снеговик"

В работе представлен материал для создания объемной аппликации детьми 4-5 лет за 20-25 минут....

Интеллектуальная игра для учащихся 6 классов "Веселая математическая карусель"

Интересное занятие с использованием игр Воскобовича....

Мастер-класс «Веселая карусель из конструктора LEGO WeDo»

Времена меняются...Мы сейчас не знаем, с чем будет связана профессиональная деятельность наших детей в будущем....