Программа по валеологии и физическому развитию «По дороге здоровья»
рабочая программа (старшая, подготовительная группа) на тему

Программа предназначена для воспитателей, инструкторов по физической культуре, работающих с детьми старшего дошкольного возраста. Представленный материал отражает новые подходы к решению вопросов валеологического воспитания подрастающего поколения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pr.docx73.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Проблема воспитания личной заинтересованности каждого человека в здоровом образе жизни в последние годы является особенно актуальной в связи с негативной тенденцией к ухудшению состоянию здоровья всех социально-демографических групп населения России и особенно детей дошкольного возраста. Ее решение требует активного осмысленного отношения к своему здоровью и укреплению его с детских лет.

  Здоровье сбережение детей стало одним из приоритетных направлений государственной политики. Более того, сохранения, укрепления здоровья ребенка является основой его полноценного развития. Ситуация усложняется тем, что состояния здоровья детей, по данным массовых медицинских обследований, ухудшается. За последние годы среди дошкольников увеличилась частота болезней костно-мышечной системы на 80%, мочеполовой-на 90%, нервной системы и органов чувств-на 35%, системы кровообращения-на 56%, кроветворных органов и крови-на 123%, эндокринной системы-на 90%. Более 50% дошкольников имеют функциональные отклонения в состояние организма: 30-40% детей-со стороны опорно-двигательного аппарата(плоскостопие, нарушение осанки, сколиоз); 20-25%-со стороны носоглотки.  Растет число детей с заболеванием органов пищеварения. К шестилетнему возрасту увеличивается число детей с пониженной остротой зрения. Одним из важнейших направлений развития и оздоровления детей дошкольного возраста является грамотная высокоэффективная организация здоровьесберегающего педагогического процесса, то есть соответствующего возрастным и индивидуальным возможностям, использующего адекватные технологии развития и воспитания, и способствующего усвоению детьми ценности здоровья и здорового образа жизни.

 В этой связи актуальной становится задача обеспечения дошкольного образования и воспитания без потерь детьми здоровья. Она должна решаться не только медицинской, но и педагогической стороной через внедрение способов, средств профилактики заболеваний. Дошкольнику необходимо познать особенности своего организма, возможные патологии здоровья и пути их исправления.

 Новизна программы состоит в том, что в ней одной из задач является работа по профориентации. Основополагающим документом, который определяет стратегию и приоритеты политики ОАО «РЖД» в сфере дошкольного образования является концепция развития системы образования. Подготовка  воспитанников  к  профессиональной  деятельности  на  железнодорожном  транспорте  является  одним  из  важнейших  направлений  деятельности  нашего  учреждения. В  детском  саду  внедряются  и  применяются  в  образовательном  процессе  здоровьесберегающие  технологии  для  осуществления  необходимой  коррекции  недостатков  в  физическом  или  психическом  развитии  детей, в  целях  обеспечения  их  возможности  овладения  профессией и последующей  работы  в  сфере  железнодорожного  транспорта.

 Программа предназначена для работы с детьми старшего возраста. Она является одним из путей решения проблемы валеологического образования и  физического воспитания дошкольника, призванного сформировать профилактическое мышление на здоровый образ жизни.

Цель программы: создание условий для организации оздоровительной работы в формировании убеждений и привычек здорового образа жизни на основе валеологических знаний.

Задачи программы:

  1. Создать условия для организации двигательной деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий.
  2.  Формировать у детей ценностное отношение к своему организму для подготовки профессиональной деятельности на железнодорожном транспорте на основе принципа интеграции.
  3.  Обеспечить условия по оптимизации образовательного процесса на валеологической основе.
  4. Повысить валеогическую культуру родителей.

При реализации программы, наряду с образовательными и оздоровительными, решаются коррекционные задачи.

Цель коррекционной работы: совершенствование функций формирующегося организма, развитие двигательных навыков, тонкой ручной моторики, зрительно-пространственной координации.

Задачи коррекционной работы:

  1. Обеспечить образовательный процесс здоровьесберегающими технологиями для профилактики и коррекции недостатков в физическом развитии детей.
  2.  Формировать потребность быть здоровым.
  3.  Формировать в процессе двигательной деятельности различные виды познавательной деятельности.

Условия реализации программы

Программа включает в себя 9 познавательных развлечений по основам валеологии. Возраст участников программы 5-7 лет.

Развлечения проводятся 1 раз в месяц в музыкальном (спортивном) зале, где заранее подготовлена предметно-развивающая среда как для познавательного процесса в рамках усвоения валеологических знаний, так и для двигательной активности детей.

Используется групповая форма проведения развлечений, в которых могут участвовать несколько педагогов, взяв на себя определенную роль (доктора, ведущего, какого-либо героя).Каждое развлечение начинается с проблемной ситуации или сюрпризного момента. В программе представлены материалы для родителей в целях их компетентности в воспитании культуры здоровья у детей.

Объем программы

Программа рассчитана на 360 часов. Развлечения проводятся  один раз в месяц. Продолжительность каждого 40 минут.

Всего – 9 развлечений в течение учебного года.

Программа основана на принципах

  • Научности-подкрепление всех проводимых мероприятий научно обоснованными и практически опробованными методиками.
  • Системности
  • Наглядности
  • Доступности
  • Учета возрастных  индивидуальных особенностей
  • Активности и сознательности-участие всего коллектива педагогов в поиске новых, эффективных методов по оздоровлению детей.
  • Комплектности и интегративности-решение оздоровительных задач в системе всего учебно-воспитательного процесса и всех видов деятельности.
  • Результативности-реализация прав детей на получение необходимой помощи.

Технологии реализации программы

«По дороге здоровья»

Формы  работы

Направление

Степ – аэробика

Способствует  формированию  осанки, костно – мышечного  корсета, развитию  координации  движений, укреплению  и развитию  сердечно – сосудистой и дыхательной  систем, формированию  умения  ритмически  выполнять  движения.

Фитбол – аэробика

Развивает  координацию  движений, укрепляет  мышцы  спины, улучшает  пищеварение, работу  дыхательной  системы.

Дыхательная  гимнастика

Восстанавливает  нарушенное  носовое  дыхание, улучшает  дренажную  функцию  легких, положительно  влияет  на  обменные  процессы, повышает  общую  сопротивляемость  организма.

Артикуляционная  гимнастика

Направлена  на  коррекцию  произношения, стимуляцию  гортанно – связочного  аппарата, стимуляцию  деятельности  головного  мозга, укрепление  дыхательного  аппарата.

Психогимнастика

Позволяет  пробудить  организм, нормализовать  кровообращение, снять  вялость  и  сонливость, быстрее  прийти  в  бодрое  состояние  и  настроение.

Занятия  по  ЗОЖ

Развитие  у  дошкольников  представлений  о  ЗОЖ  направлено  на  формирование  поведения, адаптированного  к  социальным  и  природным  условиям  окружающей  среды, с  целью  сохранения  и  укрепления  здоровья, достижения  психологического  комфорта.

Гимнастика  для  глаз по В.Ф.Базарному

Направлена  на  укрепление  глазных  мышц

Релаксация

Направлена  на  снятие  напряжения, возбуждения, помогает  расслабиться, сконцентрировать  внимание.

Массажные  мячики

Для  развития  мелкой  моторики  рук

Гимнастика  после  сна

Направлена  на  развитие  и  коррекцию  познавательной  и  эмоционально – личностной  сферы  психики  ребенка. У  детей  развиваются  навыки  концентрации, пластика, память, внимание, воображение, творческие  способности.

Дорожки  здоровья

Обучение  правильной  ходьбе  для  коррекции  плоскостопия  и  формирования  осанки.

Структура познавательно-валеологических развлечений

Части

Задачи

Методы

Вводная

Настроить на активную работу

Мотивировать деятельность детей

Игры-приветствия

Проблемные ситуации

Игровые ситуации

ОРУ

Основная

Осуществлять физическое развитие

Расширять представления о самом себе

Формировать навыки бережного отношения

к себе и своему здоровью

Способствовать развитию и коррекции

самосознания

Беседы

Эксперименты

Валеологические игры

и упражнения

Физические упражнения

Подвижные игры

Заключительная

Развивать способность к рефлексии

Продуктивные виды

деятельности

Релаксация  

Формы работы с родителями

  • Родительские собрания
  • Консультации
  • Беседы
  • Анкетирование
  • Практикумы
  • Мастер-классы
  • Наглядная информация
  • Выставки
  • Конкурсы
  • Круглый стол
  • Семейная гостиная
  • Родительская газета
  • Неделя открытых дверей
  • Спортивные праздники
  • Фотовыставки
  • Изготовление папок-передвижек, книжек-малышек.

Взаимодействие со специалистами детского сада и представителями социума

Ожидаемые результаты

По результатам проведенной работы предполагается:

  • Снижение заболеваемости
  • Повышение уровня физической подготовленности
  • Использование полученных знаний и сформированных умений в определенной ситуации
  • Повышение уровня знаний о своем здоровье
  • Навыки по самооздоровлению и самообслуживанию
  • Улучшение состояния здоровья

При реализации коррекционной работы предполагается повышение показателей физического развития, включая мотивацию здоровья.

Тематический план работы по программе «По дороге здоровья»

Тема

Задачи

Содержание

1

Раз глазок,

Два глазок

-познакомить детей со строением глаза;

-показатьважное значение зрения в жизни человека;

-формировать у детей навыки ухода за собой и за глазами.

1.Организационно-вводная часть

  • Игра-приветствие
  • Проблемная ситуация
  • Разгадывание кроссворда

2.Основная часть

  • Ходьба по массажным дорожкам через препятствия
  • Беседа о строенииглаза
  • Практическая часть (определение зрения)
  • Гимнастика для глаз
  • Игра «Пчелка»
  • Д/И «Хорошо-плохо»
  • П/И «Жмурки»

3.Заключительная часть

  • Ритуал прощания

2

Я здоровье берегу,

Сам себе я помогу

-способствовать активизации сердечно-сосудистой системы организма ребенка;

-познакомить детей с назначением и работой сердца;

-воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

1.Организационно-вводная часть

  • Проблемная ситуация

2.Основная часть

  • Ходьба по массажным дорожкам через препятствия
  • Беседа о строении и функции сердца
  • Экспериментально-исследовательская деятельность
  • Степ-аэробика
  • Д/И «Полезно-вредно»
  • Викторина

3.Заключительная часть

  • Рисунки в подарок Железному Дровосеку «Доброе сердечко».

3

Путешествие

кислородинки

-способствовать активизации дыхательной системы организма;

-ознакомить детей с органами дыхания, показать их значения для человека;

-вырабатывать правильность выполнения дыхательных упражнений у детей.

1.Организационно-вводная часть

  • Проблемная ситуация

2.Основная часть

  • Ходьба по массажным дорожкам через препятствия
  • Беседа о строении дыхательной системы
  • Экспериментально-исследовательская деятельность
  • Дыхательная гимнастика
  • Д\И «Воздушный футбол»
  • Д/И «Что относится к органам дыхания»
  • Викторина

3.Заключительная часть

  • Релаксация

4

Витаминный калейдоскоп

-познакомить с понятием «витамины»;

-закрепить знания о необходимости витаминов в организме человека, о полезных продуктах, в которых содержутся витамины;

-воспитывать у детей культуру питания, чувство меры.

1.Организационно-вводная часть

  • Проблемная ситуация

2.Основная часть

Ходьба по массажным дорожкам через препятствия

  • Беседа «Для чего нужны витамины?»
  • Д/И «Где живут витамины?»
  • Фитбол-аэробика
  • Д/И «Вкусное-полезное»

3.Заключительная часть

  • «Мое меню» (составление меню на день)

5

Уроки Мойдодыра

-закрепить знания детей о культурно-гигиенических навыках;

-познакомить детей с методами ухода за зубами;

-воспитывать желание соблюдать правила личной гигиены.

1.Организационно-вводная часть

  • Проблемная ситуация

2.Основная часть

Ходьба по массажным дорожкам через препятствия

  • Игра-беседа «Чистота-залог здоровья»
  • Массаж рук (массажные мячики)
  • Д/И «Полезно-вредно»

3.Заключительная часть

  • Релаксация

6

Скелет-опора нашего организма

-рассказать о том, что такое кости и для чего они нужны человеку;

-формировать и закреплять навыки правильной осанки;

-прививать любовь к движениям, занятиям физкультурой.

1.Организационно-вводная часть

  • Проблемная ситуация

2.Основная часть

Ходьба по массажным дорожкам через препятствия

  • Беседа-рассуждение «Сколько у человека костей?»
  • Фитбол-аэробика
  • Д/И «Выбери прилагательные для описания здорового и нездорового человека»
  • Викторина

3.Заключительная часть

  • Релаксация

7

Слушай во все уши!

-знакомить детей с особенностями слуха у человека;

-учить различать силу, высоту, тембр звуков;

-закрепить знания о правилах ухода за ушами.

1.Организационно-вводная часть

  • Проблемная ситуация

2.Основная часть

Ходьба по массажным дорожкам через препятствия

  • Беседа-рассуждение «Почему уши такие смешные?»
  • Массаж волшебных точек ушек
  • Д/И «Угадай по звуку»
  • П/И «Угадай, чей голосок?»

3.Заключительная часть

  • Составить правила ухода за ушами вместе с детьми

8

Сохрани свое здоровье сам

-учить детей самостоятельно следить за своим здоровьем;

-уметь оказывать себе элементарную помощь;

-прививать любовь к физическим упражнениям, самомассажу.

1.Организационно-вводная часть

  • Проблемная ситуация

2.Основная часть

Ходьба по массажным дорожкам через препятствия

  • Беседа о правилах личной гигиены
  • Степ-аэробика
  • Упр-е « Поднять пальцами ног шарик с пола»
  • Игровой массаж

3.Заключительная часть

  • Релаксация

9

Что я знаю о себе

-знакомить со строением организма человека;

-воспитывать бережное отношение к нему.

1.Организационно-вводная часть

  • Проблемная ситуация

2.Основная часть

Ходьба по массажным дорожкам через препятствия

  • Рассказ-беседа «Легенда о человеке»
  • Викторина
  • Су-джок (массаж пальцев рук)
  • Игровое упражнение «Танец отдельных частей тела»

3.Заключительная часть

  • Нарисуй человека (на листах нарисованы голова и туловище. Дети дорисовывают свой рисунок после отгадывания загадок

Список литературы.

  1. Александрова Е.Ю. Оздоровительная работа в дошкольных образовательных учреждениях по программе «Остров здоровья» - Волгоград: Учитель, 2006.

  1. Никанорова Т. С., Сергиенко Е.М. – Здоровячок. Система оздоровления дошкольников. – Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2007.

  1. Терпугова Е.А. Валеологическое воспитание детей дошкольного возраста. Ростов н/Д: Феникс, 2007.

  1. Стеркина Р.Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА , по учебному курсу «Физическое развитие» Образовательная область «Здоровье» для детей 6-7 лет (подготовительная к школе группа)

Пояснительная записка Концептуальные основы программыРабочая  программа -  это нормативно-управленческий документ, структурная и функциональная единица воспитательно-образовательн...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Физическое развитие», образовательная область «Здоровье» для детей 4-5 лет

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Физическое развитие»,образовательная область «Здоровье» для детей 4-5 лет...

Рабочая программа Направление «Физическое развитие» образовательная область «Здоровье»

Цель: охрана здоровья детей и формирование основы культуры здоровьяЗадачи:v  сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;v  воспитание культурно-гигиенических навыков;v...

Программа по охране здоровья, физическому развитию и формированию здорового образа жизни для детей младшего и среднего школьного возраста

Данная программа нацелена на формирование у детей ценности здоровья, чувства ответственности за сохраниение и укрепление своего здоровья, на расширение знаний и навыков учащихся по гигиенической культ...

Досуг по валеологии и физическому развитию "Если хочешь быть здоров!"

Данный досуг позволяет в игровой форме напомнить  детям о важности соблюдения культурно-гигиенических навыков и умений. Показать родителям, как можно организовать спортивный досуг  детей....

Программа дополнительного образования по физическому развитию (формированию основ здорового образа жизни) детей 3-7 лет «Будь здоров малыш!»

Цель программы: создание условий для повышения функциональных ресурсов организма ребенка и формирование ценностных установок здорового образа жизни....

Положение о проведении смотра-конкурса "Здоровое поколение" на лучший центр валеологии и физического развития

Положение смотра конкурса на лучший центр валеологии и физического развития "Здоровое поколение"  в ДОУ...