Положение о проведении смотра-конкурса "Здоровое поколение" на лучший центр валеологии и физического развития
материал

Пестерева Елена Михайловна

Положение смотра конкурса на лучший центр валеологии и физического развития "Здоровое поколение"  в ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл polozhenie_smotr_-konkurs.docx34.79 КБ

Предварительный просмотр:

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МАОУ

«Средняя общеобразовательная

школа № 108» г.Улан –Удэ

____________ Грехов А.В

«______» ______ 2023 г.

Положение о проведении смотра –конкурса

«Здоровое поколение» на лучший центр валеологии и физического

развития в МАОУ СОШ № 108 г.Улан –Удэ

#1054;бщее положение.

  1. Настоящее положение определяет порядок и регламент проведения смотра –конкурса центров валеологии и физического развития в МАОУ СОШ № 108 г.Улан –Удэ.
  2. Смотр –конкурс проводится с целью создания условий для самостоятельной двигательной активности детей в группах; изучение закономерностей поддержания здоровья, моделирование и достижения здорового образа жизни..
  3. Положение определяет порядок и условия организации смотра –конкурса на лучший центр валеологии и физического развития в группах ДОУ(далее смотр-конкурс)

2. Целями и задачами смотра-конкурса являются:

Целью смотра –конкурса является создания условий для самостоятельной двигательной активности детей в группах; изучение закономерностей поддержания здоровья, моделирование и достижения здорового образа жизни..

Задачами конкурса –смотра центров повалеологии и физического развития будут, создание оптимальных материально –технических, предметно- развивающих условий для физкультурно – оздоровительной работы с детьми в соответствии с современными требованиями.

Становление валеологической компетентности ребенка , как готовности самостоятельно решать задачи ЗОЖ и безопасного поведения, оказания элементарной медицинской помощи.

Распространение педагогического опыта в создании и совершенствовании развивающей предметно –пространственной среды, развитие творческого потенциала педагогов.

3. Участники смотра-конкурса

В смотре- конкурсе принимают участие педагоги всех возрастных групп ДОУ.

На смотр-конкурс, каждый воспитатель ДОУ, представляет материал по следующим направлениям:

-питание

цель: привитие культуры питания.

-гигиенические навыки

цель: формировать у детей базовые культурно-гигиенические навыки.

-физическая культура

цель: Формирование интереса и ценного отношения к занятиям физической культурой, гармоничного физического развития.

-работа с родителями, (законными представителями)

цель: Систематизировать знания о культуре валеологии и культуре физического развития детей дошкольного возраста.

Приложение № 1

К каждому центру по валеологии и физического развития прилагается паспорт-центра, название, цель, описание дидактического материала и пособий по возрастной направленности.

4. Условия и сроки проведения смотра-конкурса «Здоровое поколение» центра валеологии и физического развития

Сроки смотра –конкурса с #1075;..

Подведение итогов смотра-конкурса – I корпус

- II корпус

Критерии смотра конкурса

Критериями оценки уголков являются:

- соответствие уголков по формированию валеологической культуры возрасту детей и требованиям ООП, программы «Детский сад 2100» под редакцией Р.Н Бунеев, методическим рекомендациям по оборудованию центров валеологии и физического здоровья :

4. 4 Рациональность расположения, доступность оборудования для использования детьми, безопасность и вариативность.

Наличие оборудования, соответствующего возрасту и требованиям программы, СанПин

Разнообразие демонстрационного материала, дидактических игр по валеологии и физического развития

Наглядная информация и консультативные материалы для родителей.

Умение воспитателя презентовать свой уголок.

5. Порядок подведения итогов конкурса

Каждый критерий оценивается в баллах от 0 до 2 и суммируется для выставления общего балла:

- 0 баллов – отсутствует показатель,

- 1 балл – частично присутствует показатель,

- 2 балла – присутствует показатель в полном объеме.

По итогам работы комиссии оценочный лист с соответствующими баллами заполняется и подписывается председателем и членами комиссии.

Приложение № 2.

Жюри смотра-конкурса

В состав жюри смотра-конкурса входят:

Председатель: Козырева М.Г. –ЗАМ по УВР МАОУ СОШ № 108 г.Улан –Удэ

Члены жюри: Пестерева Е. М. – старший воспитатель; Тян А.В. – педагог – психолог;

Кузнецова О.А. – инструктор по физической культуре.

6. Подведение итогов смотра-конкурса

Итоги подводятся членами жюри.

По указанным критериям, жюри определяет победителей смотра-конкурса «Здоровое поколение»

Награждение победителей грамотами и дипломами участников.

Приложение 1

Примерное содержание подбора оборудования центров валеологии и физического развития в ДОУ.

Подбор оборудования осуществляется в соответствии с возрастными особенностями и включает следующие объекты: познавательные, поисково-экспериментальные, наглядный материал об организме человека, правилах личной и общественной гигиены, безопасного поведения (энциклопедии, художественная литература, иллюстрации, развивающие игры, оборудование для опытов и т. д.).

Пополнять содержимое уголка можно практическими результатами проектной деятельности, альбомами с фотографиями детей группы, на которых запечатлены моменты занятий и бесед, физкультурных мероприятий, санитарно-гигиенических и закаливающих процедур, прогулок, игр, сна и др.

Примерный перечень оборудования для оснащения валеологического центра в возрастных группах

I и II младшая группа

Дидактические игры: «Моё настроение»; «Составь фигуру девочки (мальчика)»;

Кукла-девочка, кукла-мальчик (для изучения лица, одежды мальчика и девочки в сравнении);

Набор лиц человека, изображённых с разной мимикой (для фланелеграфа);

Сюжетные картинки с изображением движений ребёнка;

Серии последовательных картинок на формирование культурно-гигиенических навыков;

Шаблоны фигурок детей, взрослого человека;

Дидактическая развивающая кукла Мойдодыр, Доктор Айболит или девочка Чистюля.

- блокнот с набором пословиц, поговорок, загадок, стихов о человеке, о здоровье и т.д.;

- шаблоны фигурок детей, взрослого человека;

- наборы иллюстраций: о девочке — девушке — женщине — бабушке; о мальчике — юноше — мужчине — дедушке;

- пластмассовые фигурки девочки и мальчика для изучения основных частей тела;

- дидактические игры: «Угадай, кто это?» (по частям лица, головы угадать мальчика, девочку, тетю, дядю);

- ростомер, «Стена здоровья» (пространство стены без плинтуса шириной 50 см);

-спортивное оборудование: мячи разного размера и материала, обручи, дорожки здоровья.

- самодельные пособия для коррекции зрения (жуки, бабочки, елочки на палочке)

- пособия для развития дыхания (снежинки, бабочки на ниточках)

Сюжетно ролевые игры: «Семья», «Больница»

Практические результаты детско-родительских проектов:

принесенные из дома полезные для здоровья предметы, которые являются частью коллекции предметов здоровья в группе; рисунки и поделки по мотивам потешек и стихотворений, раскрывающих детям необходимость соблюдения личной гигиены, режима дня и правил безопасного поведения, иллюстрации простейших загадок и отгадки к ним.

Полезная информация для родителей состоит из разнообразных памяток, консультаций по медицине, здоровью детей, питанию. Папки-передвижки, памятки, буклеты.

Средняя группа

Дидактические игры: «Угадай настроение»; «Зоркий глаз»; «Мой организм»;

«Какую пользу приносят?» (значение частей тела для человека); «Режим дня»; «Уши мыть или не мыть»; «Витамины»; «Составь портрет» (подобрать черты лица и описать их); «Узнай на ощупь» (развивать тактильную чувствительность); «Какую пользу приносят?» (о значении частей тела для человека); «Папа, мама, хочу все знать и уметь» (индивидуальные домашние задания по физической культуре);

- книги: «Мойдодыр», К. Чуковский; «Уроки Мойдодыра», Г.В. Зайцев; «Познай себя сам», К.А Пармз; «Все обо всем» (Детская энциклопедия);

- схемы, иллюстрации: «Как правильно чистить зубы— альбом «Помоги себе сам» (об элементарной помощи при царапинах, ушибах и т.д.);

- ростомер, «Стена здоровья» (пространство стены без плинтуса шириной 50 см);

- спортивное оборудование: мячи разного размера и материала, обручи, кольцебросы, дорожки здоровья;

- самодельные пособия для коррекции зрения (жуки, бабочки, елочки на палочке)

- пособия для развития дыхания (снежинки, бабочки на ниточках)

Серии последовательных картинок на формирование культурно-гигиенических навыков.

Наглядно-дидактические пособия:

Ширма «Солнце, воздух и вода – наши верные друзья» (о пользе движений, гигиенических процедур, закаливания для здоровья).

Схема: «Как правильно чистить зубы», «Я слежу за чистотой своего тела, каждая часть тела важна, но работает по-своему»;

Альбом «Помоги себе сам» (об элементарной помощи при царапинах, ушибах и т. д.).

Модели, схемы, рисунки, полученные в результате решения проблемных практических ситуаций:

«Как ты думаешь, что будет дальше, если мальчик (девочка) не будут умываться, спать, гулять, делать зарядку?»,

«Приведи пример того, что полезно для здоровья, а что вредит нашему здоровью»,

«Что будет с куклой (твоим любимым игровым персонажем, если она будет/не будет соблюдать правила личной гигиены.» и т. д.

Практические результаты детско-родительских проектов:

-принесенные из дома полезные для здоровья предметы, которые являются частью коллекции предметов здоровья в группе;

-рисунки и поделки по мотивам и литературных произведений, раскрывающих детям необходимость соблюдения личной гигиены, режима дня и правил безопасного поведения,

-иллюстрации загадок и отгадки к ним.

Полезная информация для родителей состоит из разнообразных памяток, консультаций по медицине, здоровью детей, питанию. Папки-передвижки, памятки, буклеты.

Фотографии детей, членов семьи в ходе совместного умывания, одевания, закаливания, уборки комнаты и квартиры.

Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Больница», «Поликлиника».

Старшая группа

Дидактические игры: «Собери фигуру человека»; «Найди правильную осанку и опиши её»; «Удивительное лицо» (умение определять настроение другого человека); «Если ты поранился»; «Что полезнее?» (о полезных и вредных продуктах); «Пальчики оближешь» (полезные свойства продуктов); «Чтобы уши не болели» (правила ухода за ушами, моделирование), «Угадай на ощупь».

- игры издательства «Весна-дизайн»: «Как избежать неприятностей дома», «Как избежать неприятностей на улице», «Как избежать неприятностей, на природе», «Здоровый малыш», «Зубы, уши, глаза», «Кожа, питание, сон», «Если малыш поранился»;

- познавательные игры-лото («Полезные продукты», «Полезные и ядовитые грибы и ягоды» и др.);

- книги: «От А до Я», Н.Б. Коростелев, «Тайна Анатомии» (пер.с англ. ИГ. Гуровой); «С добрым утром», Г.Андросов и др;

- индивидуальные мини-тетради: «Я здоровье берегу, сам себе я помогу»; «Упражнение для домашней зарядки»; «Полезные упражнения для мышц»; «Точечный массаж»;

- тетрадь «Хочу все уметь и знать» (индивидуальные домашние задания по физической культуре);

- папка (альбом) с иллюстрациями: «Человек и его организм», «Первая помощь при травмах»;

- пособие — советы: «Береги зрение»; «Учись различать запахи»;

- предметы для индивидуальных занятий по профилактике плоскопостопия, нарушения осанки;

- микроскоп, микропрепараты, песочные часы, муляжи для проведения наблюдений, экспериментирования;

- дневник настроений;

- ростомер, «Стена здоровья» (пространство стены без плинтуса шириной 50 см);

- спортивное оборудование: мячи разного размера и материала, скакалки, обручи, кольцебросы, игры на веревочках («Кто быстрее долетят до Луны», «Чья машина быстрее приедет» и,др.);

- самодельные пособия для коррекции зрения (жуки, бабочки, елочки на палочке);

- пособия для развития дыхания (снежинки, бабочки на ниточках);

- плакаты о строении тела человека, продуктах питания, здоровом образе жизни

«Дорожки здоровья».

Наглядно-дидактические пособия:

Папка (альбом) с иллюстрациями: «Человек и его организм», «Первая помощь при травмах».

- папка с материалами для определения состояния своего здоровья: «Определи остроту своего зрения», «Различи цвета», «Острота твоего слуха», «Правильна ли моя осанка», «Тесты на определение силы, ловкости, выносливости, быстроты, гибкости»,

Ширмы по темам: «Можно - нельзя», «Полезное - вредное».

Демонстрационные таблицы: «Как устроен наш организм», «Доктора природы», «Витамины – наши друзья» и т. п.

Модели, схемы, рисунки, полученные в результате решения проблемных практических ситуаций:

«Составь режим дня для малышей (своего маленького братика, сестренки и нарисуй);

«Как поступить, если заложен нос, заболело ухо, промокли ноги, как провести гимнастику для глаз, как заботиться о коже и т. д».

Практические результаты проектной деятельности: «Создаем азбуку здоровья», «Кто помогает нам быть здоровым?», иллюстрированная реклама полезных для здоровья продуктов, плакат для малышей «Как помочь увидеть хороший сон», иллюстрированные загадки на тему здоровья.

Полезная информация для родителей состоит из разнообразных памяток, консультаций по медицине, здоровью детей, питанию. Папки-передвижки, памятки, буклеты.

Аптечка с предметами для оказания первой помощи.

Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Больница», «Поликлиника», «Аптека»

Подготовительная группа

Дидактические игры: «Полезные и вредные продукты для твоего здоровья», «Приятного аппетита» (знание о разнообразии пищи - что нужно есть на завтрак, обед, ужин).

Ребусы, кроссворды валеологического содержания. «Чем можно делиться с другом» (о личных вещах), «Найди правильную осанку и опиши её», «Фоторобот» (составление из частей тела, лица, движений человека);

- игры издательства «Весна-дизайн»: «Как избежать неприятностей дома», «Как избежать неприятностей на улице», «Как избежать неприятностей, на природе», «Здоровый малыш», «Зубы, уши, глаза», «Кожа, питание, сон», «Если малыш поранился»;

Познавательные игры-лото («Полезные продукты», «Полезные и ядовитые грибы и ягоды» и др.);

- лото «Робота сердца»;- книги: «Тело человека: загляни внутрь себя», П.Абрахаме; «Главное чудо света», Г.Юдин; «Расти здоровым», Р.Ротенберг; «Скелет», С.Паркер; «Анатомический атлас», Т.Уэстон;

- папка с иллюстрациями «Человек и его организм»;

- тетрадь «Хочу все уметь и знать» (индивидуальные домашние задания по физической культуре);

- микроскопы, микропрепараты, песочные часы, муляжи — для проведения наблюдений, экспериментирования;

- анатомическая кукла;

- ростомер, «Стена здоровья» (пространство стены без плинтуса шириной 50 см;

- спортивное оборудование: мячи разного размера и материала, скакалки, обручи, кольцебросы, игры на веревочках («Кто быстрее долетят до Луны», «Чья машина быстрее приедет» и,др.);

- «Дорожки здоровья»

Пособий на развитие двигательных навыков:

«Балансир», «Змейка – шагайка», «Веселый осьминог»,

Наглядно-дидактические пособия:

-плакаты о строении тела человека, продуктах питания, здоровом образе жизни

- плакаты – сигналы «Запомни эти номера телефонов: 01, 02, 03»;

-папка «Скоро в школу»: «Мой режим дня в школе», «Упражнения для снятия утомления», «Безопасная дорога в школу», «Какие блюда я умею готовить», «Первая помощь при ожоге, уколе иголкой, ссадине и др.»;

-дневник настроений.

Схемы, иллюстрации по темам «Полезные упражнения для сердца (лёгких)»; «Помоги себе сам, окажи помощь другим»

-папка с иллюстрациями «Человек и его организм».

Модели, схемы, рисунки, полученные в результате решения проблемных практических ситуаций: как оказать первую помощь, как заботиться о своем организме и т. д.

Практические результаты проектной деятельности: модели, плакаты, макеты, коллажи, позволяющие закрепить представления об основах здорового образа жизни. Настольно-печатные игры, изготовленные совместно с воспитателем на тему путешествия по Стране здоровья. В рамках длительных проектов - полезные подарки для детей других групп детского сада («Чудесная книга здоровья», «Кладовая витаминов»). Коллекции детские или подготовленные с родителями: «Полезные для здоровья предметы и вещи», «Обереги здоровья», «Наши добрые помощники» (об органах чувств). Они могут быть выставлены и в приемной группы. Лэпбуков, пособий на развитие правильного дыхания: «Стаканчик с сюрпризом», «Воздушный футбол»,

Полезная информация для родителей состоит из разнообразных памяток, консультаций по медицине, здоровью детей, питанию. Папки-передвижки, памятки, буклеты. Советы родителям: «Дыхательная гимнастика», «Витамины — это всегда полезно», «Правила ухода за больным человеком», «Тренируем память», «Как ты можешь закаляться», «Правильно оказывай первую помощь»;

Аптечка с предметами для оказания первой помощи при травмах.

Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Больница», «Поликлиника», «Аптека»

Можно использовать разные виды терапий:

Песочная терапия (это инновационный метод, который объединяет множество упражнений и игр, направленных на общую релаксацию, снятие двигательных стереотипов и судорожных движений, на повышение концентрации внимания и усидчивости)

Сказкатерапиято именно то общение с ребенком, которое ему больше всего понятно, тот способ, в результате которого без всяких истерик, порой ругани и каждодневных нотаций сможете помочь ребенку избавиться от вредных привычек или наоборот привить хорошие качества, сформировать умение и желание быть добрым, отзывчивым, вежливым, порядочным, сформируется желание прийти на помощь в трудную минуту.)

Цветотерапия (это способ корректировки психоэмоционального состояния ребенка при помощи определенных цветов. Каждый цвет оказывает свое специфическое воздействие на организм человека, в том числе на его психоэмоциональное и физиологическое состояние.)

Музыкотерапия (Экспериментально доказано, что музыкальнее звуки заставляют вибрировать каждую клетку нашего организма, электромагнитные волны воздействуют на изменение кровяного давления, частоту сердечных сокращений, ритм и глубину дыхания.) поэтому необходимо иметь фонотеку с записями:

весёлых, задорных, детских песен, такая музыка помогает при сердечных недугах, способствует долголетию, звуки флейты, игра на скрипке и фортепиано обладают расслабляющим действием; звуки природы (шум моря, леса), вальсы (ритм три четверти) носят успокаивающий эффект; народная музыка помогает обрести временную безопасность, классика: Бах «Кантата 2» и «Итальянский концерт», Гайдн «Симфония», Бетховен «Лунная соната» и «Симфония ля-минор» уменьшает раздражительность, нервное возбуждение, снимает депрессивные настроения. Но самый большой эффект на человека оказывают мелодии Моцарта. Этот музыкальный феномен, до конца ещё не объяснённый, так и назвали – “эффект Моцарта”. Медики установили, что струнные инструменты наиболее эффективны при болезнях сердца;

различные марши повышают нормальный ритм человеческого сердца в спокойном состоянии, что оказывает бодрящее, мобилизующее воздействие;

духовная музыка восстанавливает душевное равновесие, дарит чувство покоя.

Сеансы цветотерапии хорошо сочетаются с музыкотерапией

Фитотерапия (это метод лечения с использованием частей растений, обладающих целебными свойствами, — лекарственных трав, листьев кустарников, коры деревьев и т. п. )

Комнатные растения улучшают воздушную среду, выделяя фитонциды. Фитонциды – это летучие вещества, которые способны подавлять жизнедеятельность вредных организмов. Все эти растения можно объединить в 3 группы:

1 группа – фитонцидные растения, которые обладают антибактериальной, антивирусной активностью. Они подавляют жизнедеятельность стрептококков, стафилококков, сарцинов, плесневых грибов. Это герань, алоэ, толстянка, гибискус.

2 группа – растения, которые обладают лечебными действиями: повышают иммунитет, улучшают сердечную деятельность, успокаивают, обладают противовоспалительными действиями. Это монстера, лимон, герань, мирт.

3 группа – растения, фильтры которых поглощают из воздуха вредные газы: формальдегид, фенол, бензол, гексан. Это фикус, циссус, хлорофитум. Так, хлорофитум очищает воздух гораздо лучше, чем специальные технические устройства. Для очистки квартиры средней величины от вредных газов потребуется примерно 10 хлорофитумов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Положение о проведении смотра-конкурса на лучший уголок природы в группе среди педагогов ДОУ.

Положение о проведении смотра-конкурса на лучший уголок природы в группе среди педагогов ДОУ...

Положение о проведение смотра-конкурса на лучший физкультурный уголок среди групп МБДОУ «Детский сад «Сказка»

Цели и задачи конкурса1.         Создание условий для самостоятельной двигательной деятельности детей в группах..2....

Положение о проведении конкурса "Экологический проект "Лучший скворечник"

Положение о конкурсе было разработано для проведения конкурса на  "Лучший скворечник" в детском саду, с целью привлечения внимания детей и их родителей к проблеме защиты и сохранения окружающейср...

Положение о проведении смотра – конкурса на лучший центр природы в группе ДОУ

 -формирование у дошкольников представлений о живой и неживой природе, их взаимосвязи;   -создание максимальных условий для развития познавательной активности детей в процессе эк...

Положение о проведении конкурса «Экологический проект «Лучший участок» в ДОО

Активное сотрудничество ДОО с родительским коллективом является очень важным моментом в деятельности детского сада. Сотрудничая с администрацией ДОО, родители активно включаются в жизнь дошкольной орг...

ПОЛОЖЕНИЕ о проведении смотра-конкурса на лучший лэпбук по теме «Безопасность» в детском саду

Положение разработано с целью создания учебно-методических условий воспитательно-образовательного процесса, обеспечивающих снижение риска возникновения дорожно-транспортных происшествий  и ситуац...