"Куря - я отравляю себя и других"
материал на тему

Познакомить воспитанников с фактами , свидетельствующими о вреде курения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nado_byt_yasnym_umstvenno.docx62.47 КБ

Предварительный просмотр:

Балятинская Н.В

                                    Воспитатель ГКОУ РМ«Инсарская                         общеобразовательная школа – интернат

 для детей – сироти детей, оставшихся

 без попечения родителей,

с ограниченными возможностями здоровья»

«Куря – я отравляю себя и других»

Цели: познакомить детей с фактами, свидетельствующими о вреде курения: способствовать выработке отрицательного отношения к курению, формирования установки на здоровый образ жизни; дать детям необходимые поведенческие приемы, позволяющие уклониться от вредного воздействия сверстников.

 

                                                                        « Надо быть ясным умственно,
                                                                         чистым нравственно и
                                                                         опрятным физически»
                                                                        А.П.Чехов

Быть здоровым - замечательно, но непросто. Это целая наука, и одно из ее направлений – формирование культуры здоровья: установка на жизнь и здоровье, совершенство физическое, духовное, социальное; на постижение смысла жизни и достижения жизненных целей. В связи с этим, человек может и должен сотворить себя трояко: быть здоровым, найти свой путь в жизни, обрести идеал.
Рост и развитие человека должны сопровождаться диагностикой уровня здоровья, прогнозированием здоровья, проведением спортивно-массовых и физкультурных мероприятий.
Ключевое понятие культуры здоровья - гармония.
Существует легенда. У древнего бога Эскулапа были две дочери – Панацея и Гигиена. Обе владели даром целительства. Но лечили по-разному. Панацея считала, что может подарить людям лекарство от всех болезней сразу. Гигиена говорила, что на все случаи жизни одного-единственного лекарства быть не может. Человек слаб и уязвим потому, что не знает законов Жизни. Этим законам надо людей научить.
Разные пути у дочерей Эскулапа. Панацея лечит людей таблетками да микстурами. А Гигиена просвещает их, объясняет законы Жизни. Она верит, что, овладев ими, люди станут физически и духовно здоровыми, а сама жизнь – прекрасной.
Здоровье – ключевая ценность для любого человека независимо от его местожительства. Во все времена ценилась гармония духа и тела. На Руси говорили: «Здоров будешь - все добудешь!»
Всемирная организация здравоохранения определяет здоровье как состояние полного физического, духовного и социального благополучия. Духовное благополучие соотносится с разумом, интеллектом, эмоциями. Социальное благополучие отражает связи внутри общества, материальное обеспечение, межличностные контакты. Физическое здоровье напрямую связано со здоровьем и совершенствованием тела. Отсюда следует, что здоровье – это не только отсутствие болезней и дефектов тела, но и определенный уровень физического и психического развития, возможность сопротивляться неблагоприятным факторам. Один из важных показателей здоровья – умение приспосабливаться к условиям окружающей среды и своим собственным возможностям, противостоять внешним и внутренним факторам, болезням и повреждениям, расширять свои возможности для полноценной жизнедеятельности, то есть благополучие. Здоровье – это и творческое долголетие, и непременное условие достижения счастья.
Множество факторов влияет на состояние здоровья, причем не всегда положительно.
Ученые выявили следующие факторы риска для здоровья человека:
- образ жизни, условия труда и проживания, привычки и поведение – 49-53%
- наследственность – 18-22%
- внешняя среда, природно-климатические условия – 17-22%
- здравоохранение – 8-10%.
Несомненно, состояние здоровья в большей степени зависит от самого человека. Людей, ведущих нездоровый образ жизни, можно разделить на несколько групп:
-«непросвещенные» (у них отсутствуют знания);
-«парадоксальные» (знают, что поступают неправильно, но считают, что обстоятельства не позволяют им изменить свой образ жизни;
-«рабы обыденного сознания» (считают, что это может повредить кому-то, но не им);
-«упрямцы» (сознательно не желают следовать правилам).
К ухудшению здоровья приводят: употребление алкоголя, табака, наркотиков, нарушение режима дня, самолечение. В тоже время, культурное отношение к себе, к своему здоровью, к природе и окружающим людям, двигательная активность, любовь к спорту, преодоление вредных привычек создают основу для здорового образа жизни.
Сегодня быть здоровым – это модно!

Подросток и сигареты

В настоящее время к сигарете тянутся девушки, юноши и даже подростки. Установлено, что многие из них попробовали табачное зелье еще в 15 лет, и причиной тому нередко становились взрослые, в основном родители. А ведь пример некурящего отца лучше всех нравоучений или внушений убедит в ненужности и вреде курения. И наоборот, ребенок, привыкший видеть родителей либо родственников с сигаретой в руках, воспринимает курение как нечто естественное. К тому же, по ошибочным представлениям подростка, курение - признак мужества, самостоятельности, к которым он стремится в силу возрастных особенностей. Далеко не всегда оно доставляет удовольствие, и, разумеется, никакой потребности в табаке организм не испытывает - просто хочется казаться взрослее.

Головокружение, тошноту, иногда рвоту - симптомы, сопровождающие первую сигарету, подросток тщательно скрывает от окружающих, особенно от товарищей, среди которых ему не хотелось бы терять "авторитета". Организм подростка со временем приспосабливается к табачным ядам, привычка к курению становится все более прочной, и порвать с ней бывает значительно труднее, особенно слабовольному человеку.

Родителям следует знать: чем меньше возраст ребенка, тем чувствительнее его организм к табаку. Прежде всего, никотин и другие табачные яды нарушают нормальную деятельность центральной нервной и сердечнососудистой систем. Причем не только курение, но и просто вдыхание дыма в накуренном помещении способствуют расстройству сна, ведет к раздражительности и, в конце концов, к нервозам.

Исследования, проведенные в нескольких московских школах, показали, что наибольшее число неуспевающих учеников оказалось в тех классах, где были выявлены курящие школьники. Курящий подросток заметно отстает от сверстников не только в психическом, но и в физическом развитии. Недостаточно насыщаемость крови кислородом, нарушение обмена веществ, в частности усвоения витамина С, приводит к резкому снижению мышечной силы, нарушению работоспособности. Именно поэтому среди курящей молодежи нет настоящих спортсменов. Курение и спорт несовместимы, а именно он необходим подростку для самоутверждения личности.

Особенно грустно видеть с сигаретой девушек. Они не думают о тех неизбежных вреднейших последствиях, к которым рано или поздно приводит курение. А именно: вследствие недостаточного кровоснабжения кожа теряет свою эластичность, появляются преждевременные морщина. Табак не только воздействует губительно на внешность, но и приводит к серьезным физиологическим расстройствам. Например, никотин способствует

развитию воспаленных процессов в деснах, зубы со временем приобретают желтоватый оттенок и начинают разрушаться. Нарушение нормального функционирования некоторых органов и систем женского организма может сказаться впоследствии, когда женщина будет готовиться стать матерью.

Но пока человек юн, полон сил, задора и энергии, он, как правило, не задумывается о будущих болезнях, ему кажется, что здоровье и молодость вечны. Врачи настойчиво, решительно, постоянно ведут борьбу с курением

Женщины среднего возраста могли бы иметь зубы в гораздо большей сохранности, если бы в молодости избегали курения. Согласно результатам исследований лишь 26 процентов некурящих женщин в возрасте после 50 лет нуждались в протезировании зубов. А у курящих такую потребность испытывали 48 процентов.

Пагубно влияет курение на беременную женщину. Вдыхание дыма от сигарет и папирос сопровождается активным его воздействием на сосудистую систему, особенно на уровне мелких сосудов и капилляров, снабжающих внутренние органы кислородом и необходимыми питательными веществами. Возникают генерализованный спазм сосудов и ухудшение функций легких, головного мозга, сердца, почек. Взрослый человек, привыкший к курению, не отмечает каких-либо неприятных ощущений, но отрицательное воздействие на сосудистую систему, постепенно накапливаясь, обязательно проявится в виде гипертонической болезни, стенокардии, склонности к тромбозам. Во время беременности отрицательное влияние курения проявляется значительно быстрее, и особенно по отношению к развивающемуся ребенку. Показано, что, если мать курила во время беременности, вес новорожденного меньше нормы на 150-200 граммов.

Трудно найти другую привычку, о вреде которой известно столь много, однако до сих пор подавляющее большинство молодежи относится к курению, употреблению спиртных напитков, как к занятию безобидному, а часто и привлекательному. Сейчас можно смело говорить об эпидемии табакокурения, алкоголизма и наркомании.

В нашей стране курят около 65% мужчин. Значительное распространение имеет эта привычка и среди женщин, особенно среди девушек. Среди подростков в возрасте 14-15 лет число курильщиков колеблется в пределах 27-59% у мальчиков и 11-36% - у девочек. Каждый четвертый курильщик умирает от заболевания, связанного с курением. Горящая сигарета – уникальная «химическая фабрика», наносящая непоправимый вред здоровью. Еще более опасно пассивное курение, которое нередко может вызвать эффект табачной зависимости. По данным статистики, продолжительность жизни этих людей на 10 лет меньше, чем у некурящих.
Употребление наркотических средств представляет для современного общества не менее страшную опасность, чем эпидемия чумы, опустошившая в прошлом веке целые страны.
Что делает возможным существование такого уродливого явления, как наркомания? Чаще всего употребление наркотических веществ начинается в молодом возрасте, причем наркоманом может стать представитель любого слоя общества.
Одних к наркотикам толкает любопытство, стремление к чему-то новому, неизведанному, к острым ощущениям, иногда это может быть подражание, боязнь насмешек и упреков «опытных знакомых».
Других к наркотикам подтолкнули нелады в семье, озлобленность, неблагополучие в

семье. Не найдя в семье понимания, подросток ищет авторитеты и образы для подражания на стороне. И нередко на его пути встречаются мнимые друзья, которые, «утешая» его, дают бесплатно попробовать наркотик, а уже потом требуют за это удовольствие деньги. Неизбежно воровство, конфликты с законом. Наркомания развивается стремительно: невозможно заметить, как баловство превращается в рабскую зависимость человека от наркотика.

Вред курения для окружающих

О вреде курения для окружающих становится все больше данных. В результате пассивного курения ежегодно умирают от рака легких 3 тыс. человек, от болезней сердца – до 62 тыс. 2,7 тыс. детей по этой же причине погибают в результате так называемого синдрома внезапной младенческой смерти. Значительно повышается опасность заболеть не только раком легких, но и некоторыми другими видами этого страшного недуга.
Увеличивается риск самопроизвольного выкидыша. Если
будущие матери подвергаются воздействию табачного дыма, у них чаще рождаются дети, имеющие различные дефекты, прежде всего нейропсихические, а также пониженный вес (9,7—18,6 тыс. таких новорожденных в год).
Установлено, что более 50 компонентов табачного дыма канцерогенны, 6 пагубно влияют на способность к деторождению и общее развитие ребенка. Вообще вдыхание табачного дыма гораздо опаснее для детей. Так, пассивное курение ежегодно служит причиной возникновения астмы у 8—26 тыс. детей, бронхитов – у 150—300 тыс., причем от 7,5 до 15,6 тыс. детей госпитализируются, а от 136 до 212 из них умирают.
Обследование более 32 тыс. пассивно «курящих» женщин, которое было проведено специалистами Гарвардского университета, показало, что представительницы прекрасного пола, регулярно подвергающиеся воздействию табачного дыма дома и на работе, в 1,91 раза чаще страдают сердечными болезнями, чем не вдыхающие его.
Если же женщина курит пассивно лишь эпизодически, показатель заболеваемости уменьшается
до 1,58.
Согласно данным, собранным Американской ассоциацией по исследованию сердца, если в доме курят, это крайне неблагоприятно отражается на детях, имеющих высокий уровень холестерина в крови. Сигаретный дым уменьшает у них содержание так называемого полезного холестерина, который предохраняет от сердечных болезней.

Курение – это привычка, противная зрению, невыносимая для обоняния, вредная для мозга, опасная для легких.

Вред от курения.

О том что курить вредно, знают все : и начинающие , и старые приверженцы этой привычки . Курение табака не является физиологической потребностью организма , а относится к разряду бытовой наркомании , обусловленной воздействием никотина .
Тех кто начал курить или с завистью смотрит на курящих , мы обязаны предупредить о грозящих ими последствиях . Из 100 случаев заболевания туберкулезом 95 приходится на курильщиков .У курящих значительно возрастает возможность развития раковой опухали легких и нижней губы .Курение вызывает поражение сосудов сердца , мозга и конечностей . Среди больных язвенной болезнью желудка 70-80% курящих . При любом заболевании привычка к курению способствует развитию болезни и мешает проведению

лечения . Первое желание испытать не известное до этого момента ощущение , доступность и подстрекательство “друзей” нередко берут вверх над неокрепшими волей и разумом. Табаку поклоняются очень много людей и тратят все свои деньги на табак. Подумай что хорошего в курении ? ничего. Кстати бывает очень тяжкие случаи, когда Женщина курила, а потом бросила, то если она родит ребёнка, то он может быть не очень здоровым. Вдобавок курение вредит ещё и вашим окружающим, вот как раз они бёрут 60% от всего дыма. И только вам остается 40%, но очень вредного дыма. И ещё если Вы не можете бросить курить, так хоть бы не докуриваете до конца сигарету. Потому что в самом конце сигареты накапливаются самые вредные вещества. А посмотрите на зубы курильщика, такое ощущение, что его зубы ни чистили несколько лет. И для детей курение просто смерть. Особенно если ребёнку ещё нет 18. Как раз до 18 лет организм только развивается и он очень слаб, а тут ещё дым в легких. Зачем повторять ошибку индейцев, они тогда были не разумны. И самое главное, что табак вредит и вам, и вашему кошельку. Так что те кто курят побыстрее бросьте курить и живите долго.

Когда Вы вдыхаете

Когда вы вдыхаете сигаретный дым, он, проходя через ваш рот и горло, попадает в легкие. В дыме содержится более 4 тыс. химикатов включая высокотоксичные и вещества вызывающие рак. Например: формальдегид, бензол, мышьяк и прочие. Эти вещества взаимодействуют с тканями организма, когда контактируют с ними. Когда дым достигает легких, он осаждается в виде смол.

В крови

Большое количество химических веществ попадает в кровь через легкие. Окись углерода (точно такая же, как в автомобильном выхлопе!) замещает часть кислорода в крови. Это вызывает недостаток кислорода во всех органах, в том числе и в мозге.  

Никотин

Один из химических элементов попадающих в кровь – НИКОТИН. Его регулярное применение ведет к никотиновой зависимости.  

НИКОТИН, алкалоид, содержащийся в табаке (до 2%) и некоторых других растениях. При курении табака всасывается в организм. Сильный яд; в малых дозах действует возбуждающе на нервную систему, в больших — вызывает ее паралич (остановку дыхания, прекращение сердечной деятельности). Многократное поглощение никотина небольшими дозами при курении вызывает никотинизм. Сульфат никотина применяют для борьбы с вредителями сельскохозяйственных растений.

Курение и легкие

Сигаретный дым вступает в непосредственный контакт с легкими, сильно увеличивая риск заболевания раком, пневмонией, эмфиземой, хроническим бронхитом и другими легочными заболеваниями, затрудняющими дыхание. К счастью многие изменения обратимы. 

Курение и Ваше сердце

Эффект воздействия химических веществ, содержащихся в табачном дыме, на организм является основным фактором риска чтобы заболеть инфарктом миокарда и другими сердечными заболеваниями.

ИНФАРКТ МИОКАРДА, сердечно-сосудистое заболевание, характеризующееся образованием инфаркта в мышце сердца в результате нарушения коронарного кровообращения (атеросклероз, тромбоз, спазм венечных артерий). Развитию инфаркта миокарда (большей частью на фоне приступов стенокардии) способствуют в том числе и курение. Основные проявления: длительный приступ острых сжимающих болей в центре или левой половине грудной клетки, ощущение страха, удушья, коллапс, повышение температуры, изменения в крови и на электрокардиограмме. Больной нуждается в экстренной госпитализации. 

Курение и Ваш внешний вид

Курение отрицательно влияет на Ваш внешний вид. Оно вызывает пожелтение зубов и ногтей, а так же увеличивает число морщин  и приводит к синдрому “Лицо курильщика”. Многие люди считают, что курение помогает контролировать вес. Но на самом деле бросив курить в среднем люди набирают не более 3-х кг. Правильная диета и физические упражнения помогут Вам контролировать вес после того как Вы бросили курить.

Курение ведет к потере зрения.


Медицинские исследования показали, что курение стало причиной слепоты у более чем 1,3 тыс. жителей Новой Зеландии. Врач Института здравоохранения Веллингтона Ник Вильсон рассказал, что часть исследованных пациентов потеряла зрение полностью, некоторые пострадали частично.
По его словам, в основном это происходит с пожилыми курящими от возрастного перерождения глазной оболочки.
Новозеландские врачи считают, что главной причиной слепоты у курящих является формирование катаракты тяжелыми токсичными частицами металлами, содержащихся в сигаретах. Большинство случаев возникающей слепоты пока не лечится.
Новозеландский медицинский журнал, опубликовавший эти данные, призвал к немедленному нанесению на табачных изделиях предупреждений о том, что курение ведет к потере зрения

 

Курение – коварная ловушка.

Классный час для 5-6 классов

 (классный руководитель Кобзева М.Ю.)

Цели: познакомить детей с фактами, свидетельствующими о вреде курения: способствовать выработке отрицательного отношения к курению, формирования установки на здоровый образ жизни; дать детям необходимые поведенческие приемы, позволяющие уклониться от вредного воздействия сверстников.

Подготовительная работа с детьми:

а) за несколько дней до классного часа предложить детям ответить детям на вопросы анонимной анкеты.

б) предложить 2 ученикам сыграть роли врачей, чтобы зачитать советы курильщикам, которые решили бросить курить;

в) предложить 6 ученикам (4 мальчика и 2 девочки) прочитать диалоги из сценария.

Оформление класса.

Перед классным часом подготовить классную доску: написать тему «Курение – коварная ловушка», нарисовать таблицу:

«Курение – «за» и «против».

«Против»

«За»

Отнимает жизнь

Добавляет болезни

Отравляет организм

Ухудшает внешность

Вянет кожа

Сипнет голос

Желтеют зубы

Отнимает деньги

Отравляет некурящих

Мешает работе и бизнесу

Причина пожаров

Запрещено законом

План классного часа

  1. Информационный блок о вреде курения.
  2. Интерактивная беседа «Причина курения».
  3. Дискуссия «Что дает курение?»
  4. Выработка общего мнения о том, что такое курение.
  5. Ролевая игра «Умей сказать «нет»».
  6. Информационный блок «Советуют врачи».
  7. Подведение итогов.

Ход классного часа

1.Информационный блок о вреде курения.

Классный руководитель: Сегодня мы поговорим о вреде курения. По результатам анкеты в нашем классе пробовали курить… человек. Большинство ребят первую сигарету выкурили с другом или в компании. А как вы думаете, много ли людей на земле курят?

Дети высказывают предположения.

По подсчетам ученых, каждый третий человек на земле курит. А это значит, что большинство людей на земле - некурящие!

 Посмотрите на доску. На ней я записала основные доказательства против курения.

Курение отнимает жизнь. Курильщик сокращает свою жизнь на 6 лет.

Курение добавляет болезни. Все органы человеческого тела страдают от табака

Курильщики в 10-30 раз чаще умирают от таких болезней, как инфаркт, рак, язва желудка.

Для детей курение в 2 раза опаснее, чем для взрослых. Смертельная доза для взрослого человека содержится в одной пачке сигарет, если ее выкурить сразу, а для подростка полпачки. Иногда дети умирали от 2-3 сигарет, выкуренных подряд, от остановки сердца.

В табаке содержится 1200 вредных веществ. Самый страшный из них никотин. У курильщиков плохая память, слабое здоровье, неустойчивая психика.

Курение отнимает деньги, которые можно потратить на что-то полезное. От курения страдают и некурящие. Половина вредных веществ, курильщик выдыхает, отравляя воздух, а им вынуждены дышать окружающие.

Курение мешает работе и бизнесу. Многие компании отказываются брать на работу курильщиков.

Курение становится причиной пожаров, от которых гибнут люди.

Курение – это  немодно. Сейчас в моде гладкая, ухоженная кожа, белые зубы, спортивная фигура. На Западе молодежь занимается спортом, ведет здоровый образ жизни. Во многих странах приняты законы, запрещающие подросткам курить. День 31 мая объявлен как всемирный день без табака.

2.Интерактивная беседа «Причины курения»

Классный руководитель. Ребята, факта, о которых мы здесь услышали, известны каждому курильщику. Что же заставляет и постоянно покупать сигареты? Давайте попробуем заполнить колонку «За» нашей таблички. Итак, почему же ваши сверстники курят?

Примерные ответы детей:

- За компанию.

- Из любопытства.

- По незнанию.

- Чтобы успокоить нервы.

- Чтобы снять напряжение.

- Чтобы казаться старше, взрослее.

- Чтобы казаться современным.

- Чтобы лучше работала голова.

3.Дискуссия «Что дает курение?» 

Классный руководитель. Как вы думаете, ребята, неужели обладает такой магической силой, что может сделать человека взрослым, современным, уравновешенным?

Примерные аргументы детей:

- Нет, курящий ребенок все равно выглядит ребенком. Взрослый человек – это тот, который умеет отвечать за свои поступки.

- Сигарета не делает человека современным. Курили люди и 100 лет назад. А девушка с сигаретой выглядит вульгарной!

- И нервы сигарета не успокаивает, наоборот, делает человека  более раздражительным.

- От курения голова работает хуже, ухудшается память.

Классный руководитель: Значит, люди скрывают истинную причину курения. Давайте все-таки выясним, в чем же она состоит?

Я прочитаю цитату из книги английского врача Аллена Кара «Легкий способ бросить курить».

«Никотин – бесцветное, маслянистое вещество, содержащееся в табаке и вызывающее у человека зависимость. Этот наркотик вызывает самое быстрое привыкание из всех известных человечеству веществ: чтобы пристраститься к нему, может потребоваться только одна сигарета.

Каждая затяжка сигаретой поставляет через легкие в мозг небольшую дозу никотина, действующую намного быстрее, чем, например, доза героина, которую наркоман вводит в вену.

Если, куря сигарету, вы делаете 20 затяжек, вы получаете 20 доз наркотика».

Итак, истинная причина курения – наркотическая зависимость.

По словам ученых, половина курильщиков хочет бросить курить,
но не может. Они попадают в никотиновую зависимость.

 4.Выработка общего мнения о том, что такое курение.

Классный руководитель. Итак, ребята, давайте сделаем вывод о том, что же такое курение и запишем его на доске.

Курение  - это вредная и опасная  привычка, коварная ловушка, никотиновая зависимость.

5.Ролевая игра «Умей сказать «нет»».

Классный руководитель. Многие дети начинают курить под влиянием друзей. Им не хочется курить, но они не знают, как отказаться.

Сейчас мы поиграем в игру «Умей сказать «нет»». В этой игре мы будем учиться отказываться от того, чего мы не хотим делать.

К доске выйдут 2 ученика и разыграют сценку предложения закурить. Интересно посмотреть, кто лучше умеет уговаривать, а кто умеет отказываться так, чтобы не поссориться. Все остальные будут внимательно следить за диалогом и решат, кто победил в словесной дуэли.

Диалог №1

1 ученик: Давай закурим?

2 ученик: Я не могу.

1 ученик: Почему?

2 ученик: Родители увидят.

1 ученик: А мы отойдем за угол.

2 ученик: Мне нельзя, у меня сердце болит.

1 ученик: Ну, ты же не умрешь от одной сигареты!

2 ученик: А я сигареты без фильтра не курю.

1 ученик: У меня с двойным фильтром.

2 ученик: Да я спички забыл.

1 ученик: У меня есть зажигалка.

2 ученик: Соседи из окон нас увидят.

1 ученик: А мы пойдем в подвал.

Второй ученик молчит, не зная, что ответить.

Классный руководитель: Как вы думаете, кто оказался сильнее в этом споре?

Дети считают, что победил 1 ученик.

Как это ни странно, 2 ученик ни разу не сказал «Я не хочу». А ведь этого было бы достаточно, ведь его друг должен был уважать его желания. Иначе, о какой дружбе идет речь? Отговорки 2 ученика сумбурны и случайны. Когда человек обосновывает свой отказ, таким образом, возникает впечатление, что он вот- вот согласится.  

Диалог №2

1 ученица: У меня есть сигареты, давай покурим.

2 ученица: Ой, нет, я не могу!

1 ученица: А почему?

2 ученица: От меня будет пахнуть табаком.

1 ученица: Ну и что?

2 ученица: Родители узнают.

1 ученица: А ты к ним не подходи.

2 ученица: Моя собака учует. Она не выносит запах табака. Я приду домой, она меня обнюхает и убежит, а родители спросят, почему это собака от меня убежала? Потому, что я курила.

1 ученица: А ты надушись.

2ученица: Тогда  родители обо всем догадаются.

Классный руководитель. Как вы считаете, кто оказался сильнее в этом диалоге?

Класс считает, что победила первая ученица. Она настаивала на одной версии, что это было бы неуважением к семье.

Диалог №3

1 ученик: На, кури.

2 ученик: Я не буду.

1 ученик: А что тогда сюда пришел?

2ученик: Просто так.

1 ученик: Ну, тогда  иди отсюда.

2 ученик уходит.

Классный руководитель. Кто оказался сильнее в этом диалоге? (Ребята затрудняются ответить). Давайте повторим этот диалог по-другому.

Диалог № 4

1 ученик: На, кури.

2 ученик: Не хочу!

1 ученик: Кури, за компанию!

2 ученик: Отстань, кури сам, если хочешь!

1 ученик: А что ты тогда сюда пришел?

2 ученик: Захотел и пришел!

1 ученик: Ну, тогда иди отсюда.

2 ученик: Не хочу.

Классный руководитель. Вот сейчас 2 ученик стал явно сильнее. Но так может вести себя только  человек, уверенный в себе. Человек, которого уважают в группе. Грубое давление сверстники оказывают чаще всего на тех, кого не очень уважают. А за что могут уважать?

Примерные ответы детей:

- за спортивные достижения;

- за силу;

- за смелость;

- за то, что хорошо разбирается в чем-то.

Классный руководитель: Что же делать, если ты пока не уверен в себе и не можешь противостоять давлению товарищей? Психологи дают такие советы:

- просто сказать «нет» без объяснения;

- отказаться и объяснить причины отказа;

- отказаться и уйти;

- на все уговоры говорить «нет», «не буду»;

 - не обращать внимания на предложения закурить;

- постараться объединиться с тем, кто не курит;

 - постараться избегать курящих компаний.

6. Информационный блок «Советуют врачи» для тех, кто решил бросить курить.

Классный руководитель: Ребята, вы увидели, что в нашем классе есть курильщики. Может быть, после нашего классного часа кто-то из них захочет бросить курить, захочет выбраться из этой коварной ловушки. Мы должны понять, что это требует очень большого мужества и силы воли.  А тем, кто все-таки решил бросить курить, наши врачи дают советы.

1 врач: Итак, наступил намеченный день и вы больше не курите. Однако первые 5-7 дней нужно выполнять некоторые несложные рекомендации, чтобы отказ от курения протекал легче.

2врач: Нужно пить больше жидкости: воды, соков, некрепкого чая с лимоном (лимон содержит витамин С, который особенно нужен тем, кто бросает курить).

1 врач: В первые дни воздержитесь от курящей компании.

2 врач: В первые дни ешьте больше кисломолочных  продуктов.

1 врач: Каждый день съедайте ложку меда – он помогает печени очистить ваш организм от вредных веществ.

                             

2 врач: Физкультура не только помогает отвлечься от курения, но и очищает дыхание.

 

1 врач: Ежедневно принимайте душ.

2 врач: Ломайте привычки: курите, например, в определенном месте, в определенное время, после определенных дел и т.д.

1 врач: Вам придется заводить новые « бездымные» привычки. Запишитесь в спортивную секцию.

2 врач: Все эти рекомендации нужны, чтобы в первые же дни как можно быстрее освободить организм от никотина и других вредных веществ.

Анкета:

1.Пробовали ли вы курить?

а) да                  б) нет.

2. Если «да», то в каком возрасте?

3. Первую сигарету выкурили:

а) один;

б) с другом;

в) в компании.

4. Курю.

а) для того, чтобы считать себя взрослым,

б) за компанию,

в) ради интереса.

5. Пробовали ли вы пиво?

а) да    б) нет.

6. Если «да», то в каком возрасте?

Анкета

1.Пробовали ли вы курить?

а) да                  б) нет.

2. Если «да», то в каком возрасте?

3. Первую сигарету выкурили:

а) один;

б) с другом;

в) в компании.

4. Курю.

а) для того, чтобы считать себя взрослым,

б) за компанию,

в) ради интереса.

5. Пробовали ли вы пиво?

а) да    б) нет.

6. Если «да», то в каком возрасте?

Женщины среднего возраста могли бы иметь зубы в гораздо большей сохранности, если бы в молодости избегали курения. Согласно результатам исследований лишь 26 процентов некурящих женщин в возрасте после 50 лет нуждались в протезировании зубов. А у курящих такую потребность испытывали 48 процентов.

Пагубно влияет курение на беременную женщину. Вдыхание дыма от сигарет и папирос сопровождается активным его воздействием на сосудистую систему, особенно на уровне мелких сосудов и капилляров, снабжающих внутренние органы кислородом и необходимыми питательными веществами. Возникают генерализованный спазм сосудов и ухудшение функций легких, головного мозга, сердца, почек. Взрослый человек, привыкший к курению, не отмечает каких-либо неприятных ощущений, но отрицательное воздействие на сосудистую систему, постепенно накапливаясь, обязательно проявится в виде гипертонической болезни, стенокардии, склонности к тромбозам. Во время беременности отрицательное влияние курения проявляется значительно быстрее, и особенно по отношению к развивающемуся ребенку. Показано, что, если мать курила во время беременности, вес новорожденного меньше нормы на 150-200 граммов.

Трисомия, то есть наличие в генетическом наборе человека "лишней" хромосомы, часто приводит к серьезным наследственным заболеваниям. Ученые давно занимаются исследованием причин возникновения этого явления. Медики из Колумбийского университета в Нью-Йорке обнаружили явную связь между курением и трисомией у беременных женщин. Статистические выкладки показали, что риск возникновения этого явления у курящих женщин значительно выше, чем у некурящих.

1.3 Подросток и сигареты

В настоящее время к сигарете тянутся девушки, юноши и даже подростки. Установлено, что многие из них попробовали табачное зелье еще в 15 лет, и причиной тому нередко становились взрослые, в основном родители. А ведь пример некурящего отца лучше всех нравоучений или внушений убедит в ненужности и вреде курения. И наоборот, ребенок, привыкший видеть родителей либо родственников с сигаретой в руках, воспринимает курение как нечто естественное. К тому же, по ошибочным представлениям подростка, курение - признак мужества, самостоятельности, к которым он стремится в силу возрастных особенностей. Далеко не всегда оно доставляет удовольствие, и, разумеется, никакой потребности в табаке организм не испытывает - просто хочется казаться взрослее.

Головокружение, тошноту, иногда рвоту - симптомы, сопровождающие первую сигарету, подросток тщательно скрывает от окружающих, особенно от товарищей, среди которых ему не хотелось бы терять "авторитета". Организм подростка со временем приспосабливается к табачным ядам, привычка к курению становится все более прочной, и порвать с ней бывает значительно труднее, особенно слабовольному человеку.

Родителям следует знать: чем меньше возраст ребенка, тем чувствительнее его организм к табаку. Прежде всего, никотин и другие табачные яды нарушают нормальную деятельность центральной нервной и сердечнососудистой систем. Причем не только курение, но и просто вдыхание дыма в накуренном помещении способствуют расстройству сна, ведет к раздражительности и, в конце концов, к нервозам.

Исследования, проведенные в нескольких московских школах, показали, что наибольшее число неуспевающих учеников оказалось в тех классах, где были выявлены курящие школьники. Курящий подросток заметно отстает от сверстников не только в психическом, но и в физическом развитии. Недостаточно насыщаемость крови кислородом, нарушение обмена веществ, в частности усвоения витамина С, приводит к резкому снижению мышечной силы, нарушению работоспособности. Именно поэтому среди курящей молодежи нет настоящих спортсменов. Курение и спорт несовместимы, а именно он необходим подростку для самоутверждения личности.

Особенно грустно видеть с сигаретой девушек. Они не думают о тех неизбежных вреднейших последствиях, к которым рано или поздно приводит курение. А именно: вследствие недостаточного кровоснабжения кожа теряет свою эластичность, появляются преждевременные морщина. Табак не только воздействует губительно на внешность, но и приводит к серьезным физиологическим расстройствам. Например, никотин способствует развитию воспаленных процессов в деснах, зубы со временем приобретают желтоватый оттенок и начинают разрушаться. Нарушение нормального функционирования некоторых органов и систем женского организма может сказаться впоследствии, когда женщина будет готовиться стать матерью.

Но пока человек юн, полон сил, задора и энергии, он, как правило, не задумывается о будущих болезнях, ему кажется, что здоровье и молодость вечны. Врачи настойчиво, решительно, постоянно ведут борьбу с курением, особенно среди молодежи.

1.4 Коварство сигареты

Вред, вызванный никотином, затрагивает не только самих курильщиков. В США установлено, что налоги с табачной промышленности оставляют 8 миллиардов долларов, а потери из-за лишения трудоспособности, болезней и преждевременной смерти - 19 миллиардов долларов. Примерно таково соотношение - 1:2,4 - в ФРГ. Из 54 миллионного населения Англии 17 миллионов человек относятся к армии курильщиков. Около 100 тысяч англичан ежегодно становятся жертвами табака. К такому заключению пришла комиссия королевского колледжа. В подготовленном ею исследовании говорится, что табачный дым отрицательно воздействует на работоспособность, как самих курильщиков, так и их окружение. Подсчитано, что из-за этого ежегодно в Англии теряется около 50 миллионов рабочих часов. В исследовании подчеркивается, что курение - "болезнь века" - является столь же опасным для здоровья людей, как и холера, дифтерия, туберкулез. Если у некурящей женщины супруг - злостный курильщик, то она "выкуривает" за день не менее пяти сигарет. Но особо опасно пассивное курение для детского организма. Немецкие ученые Г. Мау и П. Нетте обследовали большую группу семей и пришли к выводу, что среди детей, отцы которых курят, наблюдается относительно более высокая смертность, даже если их матери к сигаретам и н притрагиваются.

В США изучалось воздействие табачного дыма на функциональную деятельность детских легких. Вывод был однозначен: курение родителей способствует возникновению легочных заболеваний у их потомства. Объясняется это просто - постоянное загрязнение воздуха в жилых помещениях смолистыми веществами, никотином и т. д. крайне неблагоприятно сказывается на молодых, еще не сформировавшихся органах дыхания. Кроме того, замечено, что составные части табачного дыма нередко вызывают серьезные аллергически реакции.

Пассивное курение, то есть вдыхание табачного дыма некурящим, может способствовать развитию атеросклероза. Австрийские ученые имитировали среду, типичную для дискотек, ресторанов и других помещений, в которых разрешается курить. Участников эксперимента на 15 минут подвергли воздействию табачного дыма и брали у них пробы крови до вдыхания дыма и через 20 и 60 минут после его воздействия. Эксперимент показал, что пассивное курение сильно понижает действие веществ, препятствующих слипанию тромбоцитов, что может способствовать развитию атеросклероза.

Женщина сама не курила, а умерла в 55 лет от рака легких. Причина заболевания... курение ее товарищей по работе.

Она работала в конструкторском бюро в Гетеборге, большую часть времени находилась в комнате вместе с десятью сослуживцами. Шестеро из них беспрестанно курили. Как подсчитали специалисты, женщина была вынуждена дышать табачным дымом в течение 20 тысяч часов.

Вид рака легких, который убил женщину, возникает в основном у курильщиков. Пассивные курильщики подвергаются огромному риску такого заболевания.

И вот что еще хочется подчеркнуть: самочувствие, состояние водителя транспортного средства - отнюдь не личное его дело. Ведь от него зависят безопасность людей, сохранность грузов. Так что старайтесь воздерживаться от курения, товарищи водители!

1.5 Погасите сигарету!

Чтобы отвыкнуть от курения, человек, прежде всего, должен твердо решить раз и навсегда распрощаться с этой вредной привычкой. Иначе никакие медикаменты не помогут.

Сравнительно нетрудно отказаться от табака курильщику с небольшим стажем, ведь зависимость от никотина выражена не очень резко. Существуют средства, снижающие влечение к сигарете.

Рекомендуется, в частности, полоскать рот раствором питьевой соды (чайная ложка на стакан воды), настоем дубовой коры, танина, чернильных орешков (4-5 раз в день). Полезно также жевать молодые побеги черемухи. Отвыканию от никотина способствует молочно-растительная диета, длительное пребывание на воздухе, занятие физкультурой, дыхательной гимнастикой. Как показывает практика, легче бросать курить в период отпуска.

Тем, кто решил проститься с сигаретой после многих лет курения, особенно в пожилом возрасте, или страдающим болезнями сердечнососудистой системы, следует прибегнуть к помощи врача-нарколога.

Медицинская статистика сделала вывод, что подавляющее большинство курильщиков - люди недостаточно волевые. Да, они понимают, что табак вреден, соглашаются, что необходимо бросить курить, но...

Чтобы помочь им, швейцарские инженеры, создали программируемый портсигар. Он раскрывается, скажем, в первую неделю один раз в час, потом - через каждые полтора часа, а затем - соответственно часа через три-четыре. При этом из него удается выудить лишь одну сигарету. Обмануть портсигар трудно. Он сделан так, что при попытке заполучить лишнюю сигарету механизм "обижается" и выходит из строя без всякой возможности дальнейшего ремонта.

Итальянские умельцы предложили свое средство - газовую зажигалку с табло на жидких кристаллах и блоком логики. Цифры на табло показывают количество сигарет, выкуриваемых за день по заданному плану отвыкания и сверх него. Сообщается и дневной ритм курильщика, то есть время, прошедшее между двумя выкуренными сигаретами. Если этот срок короче запрограммированного, то на табло появляется надпись: "Не спеши!"

Японцы, исполненные мрачноватого юмора, предлагают зажигалку для желающих бросить курить. Встроенное миниатюрное устройство при каждом прикуривании исполняет несколько тактов траурного марша. А одна американская фирма вмонтировала звуковое устройство в пепельницу. Когда вы гасите сигарету, прижимая ее к днищу, раздается натужный кашель с хрипом и бульканьем - словно у человека, у которого от многолетнего курения заболели бронхи.

Подобные вещицы, несмотря на некоторую долю курьезности, все-таки помогают людям сократить количество выкуриваемых сигарет. Остальное зависит от силы воли.

Привычка курить, сильна, но человек еще сильнее, и он ее победит!


Заключение

Курение и употребление алкогольных напитков сильнейшим образом подрывает здоровье человека. Каждому необходимо это как можно глубже понять и осознать. Никто не должен добровольно разрушать свой организм.

Отжило свой век мнение о том, что "выпить можно - напиваться нельзя". Трезвость - норма жизни. Ее достижение связано с осуществлением комплекса крупных социально-политических, административных, медицинских и других мер, широким развертыванием антиалкогольной пропаганды.

Продажей табачных изделий и алкогольных напитков должны заниматься только фирменные магазины и палатки, а не все торговые точки. Нужно запретить рекламу этих товаров, и продажу их детям и подросткам.

Физическая культура, спорт, занятия в кружках, библиотеках, правильная организация свободного времени, интересного и содержательного отдыха - все это, разумеется, противостоит развитию вредных привычек, и, прежде всего привычек к употреблению алкоголя и табачных изделий. Праздность, безделье, сидка, наоборот наиболее плодородная почва для ее формирования.

Утверждение здорового образа жизни - важная общегосударственная задача. Всеми силами способствовать ее решению - долг всех людей, каждого жителя нашей страны.

Классный час на тему «Курить - здоровью вредить»

 

Цель классного часа:

Воспитание у обучающихся ответственности за свое здоровье.

Задачи классного часа:

  • Расширение знаний о вреде курения.
  • Анкетирование.
  • Влияние никотина на организм человека
  • Обсуждение прав некурящих людей.
  • Формирование негативного отношения к курению и потребности в образе жизни без курения.

Оформление и оборудование:

Рисунки и плакаты о вреде курения, высказывания о вреде курения, подобрана необходимая литература по теме.

Курение, как одна из вредных привычек, давно распространилось и укоренилось у многих народов, став поистине эпидемическим заболеванием современного общества.

Выступление классного руководителя.

Прежде, чем начать нам беседу про курение мы сделаем анонимное  анкетирование.                                                                                              

Ответь, пожалуйста, на поставленные в анкете вопросы. После каждого вопроса обведи кружком букву, которая обозначает выбранный тобой вариант ответа. На каждый вопрос должен быть один вариант ответа.

ПРИЛОЖЕНИИЕ 1

Анкета:

1. Твой статус:

А некурящий

Б бывший курильщик

В курю, но хочу бросить

Г курю, но хочу сократить количество выкуриваемых сигарет

Д курю и не хочу прекращать

 

2. В каких из перечисленных мест ты куришь, когда пребываешь в школе:

А в здании школы

Б вблизи школы, на ее территории

В за территорией школы

 

3. Высказываешь ли ты недовольство, когда в твоем присутствии курят:

А да

Б нет

 

4. Какая позиция в отношении курения в школе тебе ближе всего:

А всем не курить в школе и на ее территории,

Б всем не курить в здании школы

В создание отдельных комнат для курения учеников и учителей

 

5.Твое положение в классе:

А хорошист

Б троечник

 

Классный руководитель обрабатывает анкеты, в конце классного часа доведет результат по классу для всех.

Сегодня я хотела бы предложить вам еще раз задуматься и о привычках, здоровых и нездоровых. Как уберечься от курения. Возможно, мы не найдем с вами сегодня уникального рецепта, но попытаемся.

Ученик 1.                                                                                                                Все люди, в том числе и мы, подростки, владеем информацией о вреде курения,  мы  уже знаем, к чему ведут эти невинные шалости.

Свойства табака

         -я курю, я расслабляюсь! Компоненты табака (смолы, никотин, дым и т.д.) не расслабляют,  а просто «тормозят» важнейшие участки центральной нервной системы.  Зато, привыкнув к сигарете, человек без неё уже расслабиться,  не может. Получается замкнутый круг: и возникновение и прекращение стресса зависят от курения.

 

- курящие люди дольше сохраняют стройную фигуру? Но кругом полно дымящих толстяков. Притупляя сигаретой чувство голода, вы провоцируете развитие гастрита и язвенной болезни желудка. Худеть с помощью курения – это всё равно, что привить себе инфекционную болезнь и «таять на глазах от неё».

 

        - курильщики затягиваются чаще и глубже, что, впоследствии, может привести к заболеванию раком не самих легких, а, так называемой, легочной периферии – альвеол и малых бронхов.

 

        - столько людей в мире курят, и ничего – живут? ЖИВУТ, но как? Молодые до болячек, связанных с курением, просто еще не дожили, а пожилые скорее лечатся, чем живут полноценной          жизнью. Сегодня доказана прямая зависимость между курением и раком легких. К тому же курильщики чаще страдают от язвы желудка и сердечно-сосудистых заболеваний. Курение также нередко приводит к хроническому бронхиту.

 

Ученик 2.                                                                                                          Повторим,  как влияет никотин на организм человека

У курящего человека

        ухудшается память

        появляются частые головные боли

        страдают  органы пищеварения

        тошнота, иногда рвота, боли в желудке и кишечнике

У школьника

        задержка роста и общего развития

        нарушение процессов обмена веществ

        снижение слуха, зрения

        ряд нервных расстройств

 

Ученик 3.                                                                                              

Подумайте, какие преимущества можно приобрести, если не курить:

    не придется мучиться, что негде купить сигареты.

    не будете испытывать неудобства, и раздражаться в общественных местах, где не разрешается курить

    жизнь будет длиннее на 10-20 лет. И это будут годы без отдышки, без сердечных болей и невзгод

    будете выглядеть лучше

    любимые не будут задыхаться в табачном дыму

    лучше выпить чашечку чая, потанцевать, заняться спортом или просто выехать на природу

    у вас появятся деньги, потому что не придется покупать сигареты.

 

Классный руководитель.                                                                                      Ребята давайте сыграем в игру “Незаконченное предложение…”

Сейчас вам предстоит дополнить предложения. Вы пишете на листочках только ваши мысли.

 

ПРИЛОЖЕНИИЕ 2

Курение – это …

Сигарета в руке– это …

Не курить – это значит не …

Для того чтобы бросить курить, нужно…

В моей семье курит лишь …

Курение в нашей семье – это …

Курение дает мне возможность …

 

Ученик 4.                                                                                                     “Человек, переставший курить и пить, приобретает ту умственную ясность и спокойствие взгляда, которые с новой верной стороны освещают для него все явления жизни” (Л.Н.Толстой)  

Жизнь – это движение. Если мы движемся вперед, то мы развиваемся. А если остановимся, совершая плохие поступки, то начнем отставать от жизни. Таким образом, человек имеет право на выбор – какой образ жизни ему вести, он несет ответственность не только перед людьми, но и перед самим собой.

 

Классный руководитель.                                                                                        После того, как я обработала первую нашу анкету, мне хочется сказать вот такие слова:

Я выбираю жизнь!!!
Брось сигарету! Табачный дым
Полон химических ядов.
Брось сигарету – тебе говорим!
Себя отравлять не надо!

 

В конце нашего классного часа проведем еще одну анкету.

 

ПРИЛОЖЕНИИЕ 3

Анкета:

Ответь, пожалуйста, на поставленные в анкете вопросы. После каждого вопроса обведи кружком букву, которая обозначает выбранный тобой вариант ответа. На каждый вопрос должен быть один вариант ответа.

                                      Анкетирование проводится анонимно. 

1.  Заинтересовала тебя  беседа, в которой ты принял участие?

А. да                    Б. нет

2 Многое из услышанного ты уже знал?

А. да                    Б. нет

 3.Пробовали ли вы курить?

А. да                   Б. нет.

4. Если «да», то в каком возрасте?

А. до10 лет       Б. после 10лет

5. Первую сигарету выкурили:

А.  один            Б. с другом

 

6.  Почему начал курить? 

А.  для того, чтобы считать себя взрослым,

Б.  за компанию,

7.Куришь ли ты сейчас?

 А. да              Б. нет

8.  Курит ли ваш друг (подруга)?

А. да                   Б. нет

 

9.   Как ты считаешь: Курить - это вредно?

А. да                   Б. нет

10. После этой беседы  ты задумаешься о своем здоровье?

А. да                    Б. нет

11.  После этой беседы ты расскажешь другим о вреде курения?

А. да                    Б нет

 

 

 

10. Считаете ли вы, что курение опасно для вашего здоровья?__

1.Как ты считаешь: Курить - это вредно?

.Если вредно, то почему? (свой вариант ответа)

Почему начал курить?

В чем, на твой взгляд, наибольший вред от курения?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД "Изучаем себя и других"

Формировать у детей умения передавать чувства и эмоциональные состояния. Воспитывать гуманизм, сопереживание, доброжелательное отношение к окружающим....

Проект по духовно-нравственному развитию детей предшкольного возраста "Сотвори себя, познай других"

На разработку проекта повлияла необходимость сформировать у моих воспитанников позитивных духовно-нравственных ориентиров, которые на сегодняшний день не всегда отвечают нормам морали и этики. Связано...

Воспитание толерантного отношения к себе и другим

Непосредственная образовательная деятельность...

Педагогические средства формирования у дошкольников первичных представлений о себе и других людях

Приобщение ребенка к социальному миру, построение отношений с другими людьми, развитие всех видов деятельности начинается с формирования представлений о себе...

Методическая разработка « Формирование у старших дошкольников элементарных представлений о человеческом организме и воспитание ценностного отношения к себе и другим через проектную деятельность».

Основной целью работы является: разработка содержания и системы работы по формированию у старших дошкольников элементарных представлений о человеческом организме и воспитанию ценностного отношения к с...