Использование здоровьесберегающих технологий в оздоровлении детей дошкольного возраста
материал (младшая группа) на тему

Пожарская Галина Викторовна

Использование средств физической культуры в оздоровительных целях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Здоровьесбережение67.5 КБ

Предварительный просмотр:

Использование здоровьесберегающих технологий в        оздоровлении детей дошкольного возраста.

Состояние здоровья человека зависит

от образа жизни на 70%; наследственности

на 15%; от окружающей среды на 8 - 10%; от медицины на 8 - 10%.

Состояние здоровья детей в нашей стране вызывает серьезную озабоченность общества. В соответствии с рекомендациями Государственного Совета Российской Федерации от 30. 01. 02 г. «О повышении роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни россиян» приняты меры по совершенствованию физического воспитания, направленные на формирование двигательной культуры ребенка, чтобы, сберечь подрастающее поколение, обеспечить ему здоровье, жизнерадостное детство.

Отличительной особенностью любой культуры является творческое начало. В буквальном смысле слова «культура», трактуется, как забота о развитии творческого принципа бытия (И. Рерих, Л.Кук и др.). Понятие «физическая культура» означает творческую деятельность, направленную на преобразование природы человека по средствам физических упражнений.

Физическая культура направлена на «окультуривания» тела. Развитие тела и развитие психики ребенка находятся в тесной  взаимосвязи и взаимозависимости (И.М. Сеченов, В.М. Бехтерев и др.). Поэтому воспитание двигательной культуры ребенка неизбежно «окультуривает» его мысль. Из этого следует неизбежность при формировании культуры тела гармонично развивать ребенка, стимулировать раскованность и свободу его движении, активизировать творчество.

По последним данным, психосометические заболевания -расплата за упущенные возможности развития тела и психики в целом. Для достижения здоровья необходимо помочь ребенку адаптироваться к окружающему миру и быть в гармонии с ним. Развитие психофизических возможностей ребенка, его телесных возможностей, духовности и творчества обеспечивает улучшение состояния здоровья.

Именно в детском возрасте имеются все условия для всестороннего, гармоничного физического развития, образования, воспитания и оздоровления.

Использование средств физической культуры в оздоровительных целях формирует у детей жизненно важные двигательные умения и навыки; знания в области гигиены, медицины.

Выдающийся педагог-реформатор, автор «педагогики сердца» Януш Кориак писал: «Взрослым кажется, что дети не заботятся о своем здоровье; если за ними не смотреть, они по выпадали бы из окон, потонули бы, попали бы под машины, повыбивали себе глаза, поломали бы ноги и по заболевали бы воспалением лёгких и воспалением мозга - и уж сам не знаю, какими еще болезнями. Нет. Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясним им, и они будут беречься».

Нами были изучены многие рекомендации, литература по вопросам оздоровления, которые мы использую с учетом местных климатических условий. Движение и игра для малыша не только жизненная необходимость - это сама жизнь. И самой правильной формой физического воспитания детей является игра. В своей работе используем программу Л.Д.Глазыриной. в ней сделана попытка на основе диалектических взаимосвязей между разнообразными процессами и явлениями в системе оздоровительных, воспитательных, образовательных направлений программы физического воспитания в детском саду, показать новые формы организации занятий физической культурой.

Методические рекомендации помогают нам полностью раскрыть свои творческие способности, повышать уровень профессионального мастерства.

Каждое занятие построено по определенной схеме: наличие игровой ситуации, сказочного героя или предмета, который вдруг оживает и приглашает детей в мир игр и приключений; т.е. тематической направленности (в традиционных и нестандартных формах проведения занятий).

Еженедельно проводим три занятия. Иногда вводим 1-2 новых упражнения, движения, меняем игру, изменяем дозировку упражнений, изменяем, ситуацию, героя, пособие.

При проведении занятия используем разнообразные методы: показ, поощрение, пример ребенка, словесные объяснения, подражание (детям, взрослым), логические задания, наглядность, драматизацию.

Чтобы повысить жизнеспособность организма, проводим с детьми дыхательную гимнастику, психогимнастику («Волшебный напиток», «Цветок», «Ленивый барсук» и др.) с целью воздействия на подсознание с помощью расслабления мышц, дыхания, сосудов. Специально подобранная музыка (пение птиц, классические произведения и др.), спокойная обстановка в зале дают определенный эффект. Опыт таких мероприятий показывает: дети расслабляются, успокаиваются, меньше болеют, с большим удовольствием занимаются.

Еще П.Ф.Лесгафт писал, что осознанность при выполнении физических упражнений должна выражаться не только в технической правильности исполнения, но и в знании того, что изменится внутри организма под воздействием этих упражнений.Поэтому такая задача, как развитие представлений о строении собственного тела и назначение органов при двигательной деятельности, должна решаться в тесной взаимосвязи с физическим воспитанием.

Определяя объем знаний о влиянии отдельных физических упражнений на физическое развитие и физическую подготовленность детей, мы подбираем  игровой материал, сказки, которые могли бы объяснить детям, как работает тот или иной орган под воздействием физических упражнений.

Проводим занятия на темы: «Как работает желудок», «Сердце бывает слабым и сильным», «Много ли в лёгких воздуха», «Будь стройным», «Как мы дышим», «Чем мы слышим».

Вначале даём, сведения о позвоночнике, мышцах, о роли
головного мозга в управлении движениями (сказки «Правильная
осанка», «Царь Мозг»).

При обучении равновесия с ними проводим; беседу о вестибулярном аппарате «Значение улитки в поддержании равновесия», читаем: сказку «Путешествие маленького звука».

С помощью бесед, рассказов, сказок (дополненных хорошим наглядным материалом) дети не только усваивают знание омышцах, спинном и головном мозге, о назначении сердца, вестибулярном аппарате, но и о взаимодействии в работе этих органов с работой мышц (на доступном им уровне).

Дети могут сказать, какие физические упражнения развивают мышцы рук, ног, туловища и по-нашему " заданию (например, в игре «Затейники») способны отобрать и выполнить обще-развивающие упражнения для отдельных частей тела.

Знание о необходимости разогревания организма перед большой физической нагрузкой сообщаем на сюжетных занятиях игрового характера: космонавты сначала тренируются, а потом летят в космос; циркачи сначала разучивают упражнения, а потом выступают; спортсмены сначала разминаются, а потом участвуют в соревнованиях.

При обучении оздоровительному бегу, приучаем делать разминку (легкий бег, обще-развивающие упражнения), а затем выполнять спокойный, размеренный бег. Часто интересуемся у детей, что вначале надо сделать, чтобы провести оздоровительный бег? О необходимости разминки напоминаем при проведении занятий контрольного характера, во время диагностики физической подготовленности.

Постоянное напоминание о необходимости разогрева всего организма и подготовки мышц к предстоящей работе, выполнение комплекса упражнений с разъяснением, для чего это надо, уберегут детей от травм.

Правила страховки постоянно напоминаем, детям, при помощи вопросов уточняем эти знания. Постепенно правила поведения при выполнении того или иного упражнения закрепляются на уровне условно-рефлекторных связей.

Необходимость санитарно-гигиенической уборки зала перед физкультурными занятиями раскрываем, путем наблюдения за работой няни и во время беседы с детьми. Например: «Мы не можем начать занятие потому, что в зале идет уборка. Как вы думаете, для чего это няня делает? (Чтобы было чисто.) Правильно. Протирает оборудование, моет пол, а чтобы был свежий воздух - зал проветривает. Вот уборка зала закончена, зал готов к занятию. Спасибо. В убранном зале заниматься приятно и полезно».

При закреплении знаний об уходе за своей спортивной одеждой и обувью проводим: игру «Одень спортсмена», а затем враздевалке напоминаем, в какой последовательности надо раздеваться и одеваться, куда положить каждую вещь в шкафу. При проведении физкультурных занятий на воздухе в различныхпогодных условиях детям сообщаем, дополнительные знания: где сушится снятая одежда, как растирается полотенцем тело, в какойпоследовательности сухую и чистую одежду, где и как хранятся спортивная одежда и обувь для улицы, при этом разъясняем,необходимость каждой процедуры. Полученные знания помогают развивать у детей самостоятельность при уходе за своей одеждой и аккуратность и уменьшают время, затрачиваемое детьми на одевание и переодевание.

Для разъяснения необходимости гигиенических процедур после занятия физическими упражнениями и обучения пользованию ими, разработали серию занятий и дидактических игр.

На первом занятии в игровой увлекательной форме предлагаем знания о значении и необходимости гигиенических процедур после выполнения физических упражнений, рассказывали сказки: «О принце Ивашке», «Колдунья грязь».

Затем проводим занятия: «Учимся мыть ноги», «Учимся обтираться», для закрепления полученных знаний, составляем лесенку обтирания и мытья ног. Проводим игры: «Угадай», «Найди необходимые предметы».

Учим детей делать массаж (поглаживание, растирание, разминание, поколачивание) всех частей тела, с целью расширения капилляров кожи, ускорения циркуляции крови и лимфы, усиления функций потовых и сальных желез, влияния на обменные процессы, улучшения подвижности связочного аппарата, побуждения активности, воспитания бережного отношения к своему телу. На каждом занятии вводим переменки по интересам, где ребенок может активно проявить свои способности, возможности с полюбившимся пособием. Большое внимание уделяем эмоциональному развитию детей: доброжелательность, улыбка, хорошее настроение - главный фон каждого занятия. Дети получают радость от движений. Праздник - это всегда радость, веселье. Одно только его ожидание способно вызвать у ребенка положительные эмоции, отвлечь от «ухода» болезнь. Подвижные игры, аттракционы, конкурсы, розыгрыши, потехи, сюрпризы, которыми насыщена программа любого праздника, часто сопровождается спонтанными комическими ситуациями, вызывают искренний смех, удивление, восторг. Уже одно это обстоятельство делает праздник незаменимым средством профилактики и даже лечения различных нарушений в состоянии здоровья. Давно известно, что хорошее настроение, на жизнеутверждающий лад имеют высокую целительную силу. Тематика таких праздников, проводимых разнообразна: «Путешествие в страну Спортландию», «Веселые старты», «Звездное лето», «Русские богатыри», «Наш веселый звонкий мяч», «В гостях у Айболита» и др.При подготовке к праздникам подбираем. игры и упражнения, в сочетании с текстом, которые позволяют формировать положительное отношение детей к закаливанию, физкультуре, гигиеническим процедурам, режиму дня. А желание одержать победу, достичь цели заставляет каждого ребенка проявить инициативу, как можно лучше выполнить задание, совершенствовать мастерство. Воспитание здорового образа жизни у детей может быть полноценно осуществлено в дошкольном периоде лишь в том случае, если система работы в д/с сочетается с воздействием на ребят в семье. От того, как они относятся к физкультуре, закаливанию, во многом зависит и отношение детей. Наше МДОУ ведет планомерную работу по формированию здорового образа жизни у детей в союзе с семьей. Согласно тематическому плану строится и работа с родителями. Цель: педагогическая пропаганда здорового образа жизни.Эффективным средством направленной работы является вывешивание в уголке для родителей консультаций по этой теме: «Физическая культура ребенка», «Здоровый образ жизни формируется в семье», «Научите детей любить физкультуру» и др.Выступаем на родительских собраниях по данной теме. Проводим индивидуальные беседы с родителями об успехах их детей. Так,например, Анита Бодрова удивляла своей меткостью не только нас, но и своих сверстников. Мы рассказали о её успехах папе. Он сказал, что он тоже очень меток. Во время службы в армии получил за это много благодарностей.Проводим семейный спортивный праздник «Мама, папа и я - спортивная семья». Команды соперничают в быстроте, ловкости, смелости, меткости. В перерывах между соревнованиями дети из разных групп поют и пляшут. Азарт и радость захватывает детей и родителей.Перед выпуском в школу ходим с родителями в поход на речку Алатырь, в дубовую рощуДля расширения знаний детей о здоровом образе жизнисоветуем родителям посещать спортивные мероприятия в спортшколе, смотреть телепередачи, читать познавательные книги по данной теме. Только тесный контакт в работе воспитателя и родителей поможет в воспитании у детей здорового образа жизни.Несколько лет ведуём спортивный кружок по баскетболу «Малышата».Т.к. упражнения и игры с мячом при соответствующей организации их проведения благоприятно влияют на физическое развитие и работоспособность ребенка. Упражнения с мячом различного веса и объема развивают не только крупные, но и мелкие мышцы обеих рук, увеличивают подвижность суставов пальцев и кистей, что особенно важно для шестилетнего ребенка, готовящегося к обучению в школе. При ловле и бросании, мяча ребенок действует обеими руками. Это способствует гармоничному развитию центральной нервной системы и всего организма.В играх с мячом коллективного характера создаются благоприятные условия для воспитания положительных нравственно-волевых черт детей. Такие игры приучают преодолевать эгоистические побуждения, воспитывают выдержку. Знакомясь с условиями игры, ребенок усваивает, что не он один хочет действовать с мячом, попадая в корзину, что его действия должны способствовать успеху всей команды. Ради интересов команды ребенку часто приходится передавать мяч партнеру, когда тот имеет более благоприятные условия для веденияуспешной игры. Необходимость принимать быстрые, разумные решения, правильно их реализовывать в игре способствует воспитанию уверенности, решительности. В игре ребенок всегда имеет возможность испытать свои силы и убедиться в успешности действия.Обеспеченность образовательного процесса физкультурными оборудованиями МДОУ детского сада «Теремок» на 88%. Много стандартного оборудования поступает («Сухой бассейн», батуты, мячи и др.) по программе правительства «Здоровье». Есть оборудование, сделанное своими руками: кольцеброс, мишень, «Будь ловким» и др. По результатам диагностики в начале года детей с высоким уровнем физического развития 78% - в конце 99%, со средним 20% - в конце года 1%. считаю, что эторезультат планомерной, систематической работы по оздоровлению детей.Многие дети после выпуска из сада занимаются в спортивных секциях в спортшколе: Женя Кормильцин, Сергей Маланичев, Настя Князева и многие другие.Ф.Шиллер писал: «Уверенность в себе - основа для того, чтобы радоваться жизни и иметь силу действовать».Именно уверенность в себе развивает физкультура, и надеюсь, в дальнейшем, спорт станет одним из самых любимых видов деятельности наших детей, а это основа здорового образа жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих технологий вмузыкальном воспитании детей дошкольного возраста

Здоровье детей для каждого из родителей остаётся одним из главных показателей развития ребёнка. В повседневной жизни детского сада этой проблеме необходимо уделять внимание не только медику, воспитате...

Использование здоровьесберегающих технологий с детьми младшего дошкольного возраста

О формировании у детей дошкольного возраста  в необходимости сохранения своего здоровья и укрепления его посредством здоровьесберегающих технологий и приобщения к здоровому образу жизни....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании — технологии, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования – сохранить, поддержать и укрепить здоровье детей....

Конспект непосредственной образовательной деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий с детьми старшего дошкольного возраста "Увлекательное путешествие"

Занятие направлено на ознакомление  детей с лекарственными растениями, которые способствуют  укреплению здоровья организма человека и обладают лечебными свойствами....

Конспект занятия по математике "Путешествие на поезде" с использованием здоровьесберегающих технологий В.Ф, Базарногостарший дошкольный возраст

конспект занятия по ФЭМП с детьми старшего дошкольного возраста с использованием элементов здоровьесберегающих технологий В.Ф.Базарного...

"Использование новых технологий для оздоровления детей дошкольного возраста"

Здоровьесберегающие технологии в доу - это технологии, направленные на сохранение, поддержание и обогащение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. ...

«Использование в работе современных технологий по оздоровлению детей дошкольного возраста».

консультация дл родителей и педагогов по психологическому оздоровлению детей...