Занятие "Эмоции и здоровье"
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме

Досаева Вероника Михайловна

Занятие по развитию эмоциональной сферы детей, по приобщению к здоровому образу жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл "Эмоции и здоровье"26.16 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие “Эмоции и здоровье”

Цель: Развитие эмоциональной сферы детей.

Задачи:

  • сформировать у детей понятие о видах эмоций (положительных и отрицательных);
  • вести работу по развитию мимики и эмоционально-выразительных движений;
  • расширять знания о приёмах снятия отрицательных эмоций как одному из способов сохранения психического здоровья;
  • воспитывать культуру общения.

Материал: мультимедийное оборудование, зеркало, картинки с изображением различных чувств и эмоций, картинки с изображением радуги и тучки, два планшета, разноцветные воздушные шары, ваза, маркеры, ткань для игры «Мои цыплята», пластилин «Play-Doh», клеенка, влажные салфетки.

Предварительная работа:

– знакомство с базовыми эмоциями (радость, грусть, интерес, страх, злость, стыд, удивление);

– проведение упражнений, способствующих осознанию собственного тела, снятию мышечного напряжения;

– разыгрывание этюдов и сценок;

– проведение психологических игр и упражнений.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Слайд №1 «Эмоции и здоровье» - название занятия.

 - Сегодня у нас очередное занятие здоровья. Но вначале давайте поздороваемся друг с другом (хором):

Ты пришёл, и я пришёл, 
Вместе нам хорошо. 
Будем думать, отвечать
И друг другу помогать.

- Я очень рада видеть вас, ребята. С каким настроением вы сегодня пришли на занятие? (Ответы детей). Я надеюсь, что после сегодняшнего занятия настроение у вас будет ещё лучше, потому что мы сделаем ещё один шаг в направлении к здоровому образу жизни.

 - Девизом нашего занятия станут слова:


«Я умею думать, я умею рассуждать.
Что полезно для здоровья, то и буду выбирать».

(Слова произносятся хором вместе с психологом.)

– Сегодня мы будем говорить о чувствах и состояниях человека, о том, как их можно выразить и как ими управлять.

– Для начала я предлагаю вам встретиться с героями мультфильма.

Слайд №2

М/ф “Просто так”, просмотр первых кадров.

– Вспомнили этот мультфильм? (Ответы детей).

– Кто герои этого мультфильма? (Ответы детей).

– Какое чувство испытывает мальчик? (Радость).

– А ослик какое чувство испытывает? (Грусть.)

– Сможем мы с вами изобразить эти чувства? (Ответы детей).

– Давайте все вместе попробуем изобразить радость. (Используется зеркало.)

– А теперь – грусть. Молодцы!

II. Изучение нового материала.

– Вы молодцы, правильно определили чувства и состояния героев мультфильма. Все чувства, переживания можно назвать одним словом – эмоции.

– Сейчас мы поговорим о тех чувствах, которые может испытывать человек.

(Дети по очереди рассказывают стихи и отвечают на вопрос: О каком чувстве идёт речь?)

  1) Весела я, весела,
     Ножками я топаю.
     Я танцую и пою
     И в ладошки хлопаю.

– Какое чувство испытывает девочка? (Радость).

Слайд №3 (обсуждение картинки)

   2) Зайку бросила хозяйка – 
     Под дождём остался зайка.

– Какое чувство испытывает герой? (Грусть.)

Слайд №4 (обсуждение картинки)

3) На дороге гуси ущипнули Люсю,
   И болела долго у неё нога.
  – Я вам, злые гуси! – погрозила       Люся. 
     А они в ответ ей: “Га-га-га”!

 Какое чувство испытывают гуси? (Злость).

Слайд №5 (обсуждение картинки)

4) Лепит девочка из глины
   Ушки, лапки, хвостик длинный.
   Удивляется братишка: 
   Вышла серенькая мышка.

– Какое чувство испытывает братик? (Удивление).

Слайд №6 (обсуждение картинки)

5) У опушки две старушки
   Брали грузди и волнушки.
  Филин: “У-у-х!”, Филин: “У-у-х!”
  У старушек замер дух: “Жутко!”

– Какое чувство испытывают старушки? (Страх).

Слайд №7 (обсуждение картинки)

6) В старой корзине на кухонном столике
Смирно сидели пушистые кролики.
Мама сказала: “Их трогать не нужно”.
Только, наверно, им, бедненьким, душно,
Маленьким крошкам жарко и тесно.
Сколько их там – посмотреть интересно.

– Какое чувство испытывает герой? (Интерес).

Слайд №8 (обсуждение картинки)

7) Ваза синяя разбита,                                                                                                                 Лужа на паркете...
Мать на мальчиков сердита:
- Отвечайте, дети,
Кто из вас с цветами вазу
Уронил с окошка?
Может быть, ответить маме:
“Виновата кошка”?
И Володя, и Сережа 
Покраснели сразу. 
Мама спрашивает строже: 
- Кто же трогал вазу? 
Младший прячется за брата, 
Старший смотрит прямо,                                                                                        Говорит: 
- Прости нас, мама, 
Оба виноваты.

– Какое чувство испытывают мальчики? (Стыд, вину).

Слайд №9 (обсуждение картинки)

Слайд №10 (Картинки с изображением различных чувств и эмоций).

– Давайте ещё раз повторим, о каких эмоциях мы говорили. (Ответы детей).

 - Правильно, вы все их сейчас назвали.

- Ребята, эмоции можно поделить на две группы. К первой группе относятся хорошие, приятные эмоции. Их принято называть – положительными. А к второй группе относятся плохие, неприятные. Их принято называть – отрицательными. Попробуйте самостоятельно поделить эти эмоции на две группы. Положительные вы прикрепите к радуге, а отрицательные к тучке. Каждый возьмите в руки по одной картинке.

(Детям раздаются картинки с изображением различных эмоций, они прикрепляют их к соответствующим картинкам «Радуга» или «Тучка». К положительным относятся: радость, интерес, удивление, а к отрицательным: грусть, страх, вина, злость).    

– Вы молодцы! Справились с этим сложным заданием!

Слайд №11

- При общении очень важно уметь определять, какие эмоции испытывает человек в данный момент. Сейчас мы узнаем, можете ли вы это делать, а для этого заглянем в один домик, в котором живут девочки-подружки.

- Посмотрите на это окно. Какое лицо у этой девочки? А у этой?     (Ответы детей)

(Выражение лиц девочек: испуганное, грустное, злое, радостное, удивленное).

– Правильно! Молодцы, вы хорошо умеете определять эмоциональное состояние других.

Слайд №12 (движущиеся шарики под музыку)

– Ребята, сегодня к нам на занятие прилетели волшебные воздушные шары. Давным-давно в одной сказочной стране жили-были волшебные воздушные шары. Кто-то был веселым, кто-то грустным, один шарик был злой, а другой всего боялся. Все они были разные, и им друг с другом было интересно. Но вот однажды случился сильный-сильный дождь, и личики шариков смыла вода. И теперь они стали одинаковые и неинтересные. Я предлагаю вам сделать их снова разными. А помогут вам в этом маркеры.

Слайд №13 (неподвижные шарики под музыку)

(Дети с помощью маркеров рисуют на шариках).

– Молодцы, ребята, очень разнообразные у нас получились шарики. Давайте поставим их в вазу, они будут украшать наш зал.

(поставить слайд на паузу)

 - Ребята, у меня для вас есть загадка. Послушайте ее внимательно и отгадайте.

Загадка:

Был белый дом,

Чудесный дом.
И что-то застучало в нём.
И он разбился, и оттуда
Живое выбежало чудо, —
Такое теплое, такое —
Пушистое и золотое!

          (Ответ: цыпленок)

– Правильно, цыплёнок! А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру “Мои цыплята”. Вы будете не просто мальчиками и девочками, а маленькими цыплятами, а я буду вашей мамой-курицей. Внимательно слушайте и попробуйте выполнить то, что я вам буду говорить.

(Психолог вместе с детьми садится на пол и накрывает каждого ребенка “волшебными платочками-скорлупками”).

– Раз, два, три, четыре, пять! 
Будем мы в цыплят играть. 
Желтые, хорошие, 
На солнышко похожие.

- Долго-долго мама-наседка высиживала своих цыплят. И вот скорлупки начали трескаться, и цыплята стали появляться на свет.

 - Первый цыплёнок очень удивился: «Как просторно вокруг, а в скорлупке так тесно»!

(Ребенок изображает это соответствующей мимикой: брови подняты вверх, глаза и рот широко раскрыты (удивление).

 - Второй цыпленок рассердился, нахмурив свои желтенькие брови: он так хотел появиться на свет первым, но его опередили.

(Ребенок передает это состояние: брови сведены к носу, глаза прищурены, рот закрыт, губы сжаты).

 - Третий цыпленок появился на свет и сразу расплакался: ему так хорошо и уютно было в скорлупке, а тут всюду опасность.

(Ребенок передает состояние этого цыпленка: брови сведены к носу, глаза и уголки рта опущены вниз).

 - Четвертый цыпленок очень обрадовался своему появлению на свет и воскликнул: “Какой чудесный мир вокруг!”

(Ребенок повторяет слова: “Какой чудесный мир вокруг!” — улыбается и смеется).

 -  Пятому цыпленку, как только он родился, все было интересно, и он сразу же стал рассматривать своих братьев и сестер, заглядывал им в глаза, дотрагивался до них.

(Ребенок выполняет действия, указанные психологом, при этом брови подняты вверх, глаза и рот широко раскрыты).

 -  Шестой цыпленок очень испугался, когда треснула скорлупка. Ему стало очень страшно, потому что он не знал, что будет дальше.

(Ребенок передает состояние этого цыпленка: брови приподняты, сведены к переносице, глаза очень широко открыты, он дрожит от испуга).

 -  Седьмой цыпленок открыл глаза и увидел, что все уже вылупились и ждут его. Ему стало так стыдно, что он всех задерживал.

(Ребенок передает состояние этого цыпленка: брови сдвинуты к носу, глаза опущены вниз).

 -  Мои хорошенькие цыплятки, я так рада видеть вас (улыбается). Вы все такие разные, но я всех вас очень люблю: и грустных, и весёлых, и удивлённых, и тех, кто боится. 

(Психолог снимает с себя маску и накидку).

- А теперь мы покружились

И в ребяток превратились!

(Дети проходят на стульчики)

 - Ребята, как вы думаете, влияют ли эмоции на состояние нашего здоровья? (Ответы детей). Конечно, влияют. Мы выяснили, что эмоции бывают отрицательные и положительные.

– Как отрицательные эмоции влияют на здоровье? (Человек может плохо спать, пропадает аппетит, болит голова и т.д.)

– Как положительные эмоции влияют на здоровье? (Человек будет бодрый, весёлый, будет хороший сон, аппетит, может вылечится от болезней).

– Вот представьте, что у вас плохое настроение. Оно заставляет вас делать и говорить разные вещи, от которых сердятся и огорчаются дети и взрослые. А после того как злость ушла, вам бывает грустно или неприятно. Открою секрет – каждый большой и маленький человек имеет право злиться.

– Есть много способов, которые помогают нам избавиться от плохих эмоций. Вспомните, пожалуйста, какие способы и приёмы вы знаете. (Подушка для битья, стаканчик (мешочек) крика, разрывание бумаги, упражнения на расслабление).

– Правильно! Есть много игр, которые учат нас “сердиться правильно”, то есть так, чтобы не обижать других. Одну из таких игр вам подарит чудо-пластилин «Play-Doh». Давайте с помощью этого пластилина вылепим собственную злость, а потом победим ее.

Слайд №13 (убрать с паузы)

(Дети работают с пластилином).

III. Итог занятия.

 -  О чём мы с вами сегодня говорили? (Об эмоциях). Правильно, а что такое эмоции? (Эмоции - это чувства, состояния человека).

– На какие две группы делятся эмоции? (Положительные, отрицательные).

– Итак, ребята, в жизни нам случается выражать и положительные, и отрицательные эмоции. Давайте вспомним наш девиз.

 - «Я умею думать, я умею рассуждать.
   Что полезно для здоровья, то и буду выбирать».

 -  Какие эмоции мы выберем для своего здоровья? (Ответы детей)

– А как сделать, чтобы положительных эмоций стало больше? (Быть всегда весёлыми, делать друг другу больше приятного, сначала хорошо подумать, а потом сделать, больше улыбаться, быть дружными).

Слайд №14

– Вспомним совет Кота Леопольда: “Ребята, давайте жить дружно!”

 -  Ребята, у меня есть для вас сюрприз! Я хочу добавить вам еще немного положительных эмоций и дарю вам веселые смайлики! Будьте здоровы!

Слайд № 15

Песня «Улыбка» Шаинского.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы детско-родительского клуба "Здоровей-ка" в рамках реализации психолого-педагогического проекта «Здоровая семья» «Интеграция физического развития и психологического здоровья ребенка через работу детско-родительского клуба «Здоровей-ка»

Кардинальные изменения, произошедшие в жизни страны в последние десятилетия, потребовали серьезных реформ в деятельности образовательных учреждений, в том числе для детей дошкольного возраста. Именно ...

Конспект занятия "Здорово здоровым быть" (в рамках проекта "Здорово здоровым быть")

Здоровым быть важно, здоровым быть нужно. Но психологическое здоровье детей не менее важно, чем физическое. Данное занятие было проведено в рамках реализации проекта "Здорово здоровым быть"....

Проект по формированию здорового образа жизни в рамках недели здоровья «Здоровым быть здорово»

В последнее время остро стоит проблема здоровья. Появилась тенденция к ухудшению здоровья среди детей. Достичь необходимого уровня интеллектуально – познавательного развития может только здоровы...

Буклет«Здоровые дети – здоровая семья. Здоровая семья – здоровая – страна!»

Долг родителей укрепить здоровье ребенка в данный момент и обеспечить благоприятное развитие детского организма в будущем....

Сценарий спортивных состязаний «В здоровом теле – здоровый дух» В рамках мероприятий «Здоровые дети – в здоровой семье» в старшей и подготовительной к школе группах.

Цель: Содействовать охране и укреплению здоровья детейЗадачи:Образовательная область  «Здоровье»Закреплять знания детей о пользе занятий физическими упражнениям.Воспиты...

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию предпосылок здорового образа жизни в рамках проекта: «Как здорово здоровым быть» по теме: «Здоровое питание – основа процветания» в старшей группе № 10 «Солнышко»

В ходе ООД предпологанется закрепить знания детей о продуктах питания и их назначении для человека, о понятиях «правильное» или «здоровое питание», формирование познавател...

«Здоровые дети – здоровая семья. Здоровая семья - здоровая нация!»

Цель: повысить результативность воспитательно-образовательного процесса в ДОУ и семье.Статья предназначена для расширения кругозора родителей и педагогов....