«Применение здоровьесберегающих технологий в своей работе с детьми»
консультация по теме

Никишова Наталья Геннадьевна

При организации педагогического процесса необходимо создавать условия для достижения высокого уровня двигательной активности детей, использовать эффективные   технологии, формы и методы работы, направленные на их физическое развитие и здоровьесбережение, повышать уровень психологической комфортности пребывания детей в ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_po_zdorovesberezheniyu.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Большое влияние на  ухудшение здоровья  дошкольников оказывает неблагоприятная экологическая обстановка. На фоне экологической и социальной напряженности,  небывалого роста болезней «цивилизации» чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья детей: то, что упущено в детстве, трудно наверстать.

Ухудшения в состоянии здоровья  способствуют снижению мотивации детей к образовательной деятельности, снижению творческой активности, замедлению психического и физического развития, вызывают отклонения в социальном поведении. Это обязывает нас, дошкольных работников ,углубленно работать  над проблемой сохранения и укрепления здоровья воспитанников.

Утро начиналось с приёма детей на улице в тёплое время года (зимой детей принимала в группе). Проводила беседы с родителями о состоянии здоровья ребенка, сне,  настроении малыша. Чтобы повысить настроение воспитанников включала магнитофон с любимыми детскими песнями и дети дружно пели вместе. Затем, в промежуток времени перед утренней зарядкой, проводила с детьми  дыхательную гимнастику и точечный массаж. Для укрепления дыхательной системы детей и  с целью повышения сопротивляемости организма к  простудным и другим заболеваниям  использовала  дыхательную гимнастику. Приемы правильного дыхания многократно и терпеливо показывала детям, применяла прием повторного напоминания. В своей работе использовала несколько видов дыхательной гимнастики, чередуя их помесячно. Сначала для развития дыхания использовала дыхательные и звуковые упражнения. Это имитация через дыхание «урагана, легкого ветерка, пылесоса, надувание шариков». Затем упражнения очистительного дыхания и звуковые упражнения, составленные на основе древнекитайских оздоровительных систем, способствующие: улучшению микроциркуляции легких, стимулированию обменных процессов в клетках за счет звуковой вибрации, улучшению дренажа мокроты, расслаблению мускулатуры бронхов, повышению эмоционального тонуса.

Малышам нравилось игровое упражнение «Ручеек», когда дыхание представлялось в образе голубого ручейка: «Ручеек пробегает в нос и выбегает через рот; направляется во время выдоха на напряженные мышцы, помогая им расслабиться, снять напряжение». Произнесение гласных звуков с дыханием и без напряжения голосовых связок. Вдохи и выдохи при наклонах в разные стороны (упражнения «Дровосек», «Паровоз», «Часики»). Обучая грудному дыханию по методу Л.М.Лазарева, предлагала держать ладони на груди, «понюхать, как пахнут цветочки», - сделать вдох, а затем «сдуть пух с одуванчика» - выдох. Использовала элементы дыхательной гимнастики А.Н.Стрельниковой – это уникальная методика дыхательных упражнений, восстанавливает нарушенное носовое дыхание, положительно влияет на обменные процессы кровоснабжения. Освоение комплекса начинала с трех первых упражнений: «Ладошки», «Погончики», «Кошка». Каждый следующий день осваивали по одному новому упражнению: «Насос», «Повороты головы». Занятия проводились 2 раза в день, отдых после 4-х или после 8-ми вдохов-движений, в течение  3-5 секунд. Дыхательная гимнастика нравилась детям, успокаивала и сосредотачивала их, а главное приносила пользу здоровью. По желанию детей  элементы дыхательной гимнастики использовались  и на занятиях, вместо физминутки.

Малыши очень любят  утреннюю гимнастику. Во время ее проведения  использовались разнообразные игровые задания, упражнения для дыхания и профилактики плоскостопия, коррекции осанки. В теплый период года утренняя гимнастика проводилась на открытом воздухе. Все упражнения выполнялись под музыку, что способствовало положительному эмоциональному настрою малышей.

После каждого приёма пищи с детьми проводилось полоскание полости рта и горла кипяченой водой комнатной температуры, способствующее укреплению мышц полости глотки, укреплению связок гортани, стимуляции деятельности головного мозга, снятию усталости, очистке зубов от остатков пищи. Очень нравились детям  оздоровительные упражнения для горла: «Лошадка», «Ворона», «Трактор», «Фейерверк» и другие.

Перед каждым занятием проводилось обязательное проветривание группы. Во время проведения занятий следила за правильной осанкой воспитанников, чтобы ребенок не переутомился, организовывала частую смену деятельности, тщательно продумывала моторику двигательной активности детей на занятии.  Использовала различные коррекционные упражнения: зарядку для глаз, пальчиковую гимнастику. Эти упражнения поднимали настроение малышей, помогали сплочению детского коллектива, являлись действенным способом повышения сопротивляемости детского организма простудным заболеваниям, развивали мелкую моторику рук и чувство ритма, способствовали профилактике глазных заболеваний.

Особое место в своей работе с воспитанниками отводила прогулке. Наиболее полезна для здоровья утренняя прогулка, так как в этот период организм детей подвергается благотворному воздействию комплекса природных факторов, способствующих закаливанию. Обязательной составной частью прогулки являлась подвижная игра с повышенным двигательным режимом при преобладании упражнений циклического характера (оздоровительный бег, прыжки, пробежки, игра с мячом и скакалкой). Во время прогулки знакомила детей с играми разных народов, в основе которых лежат активные двигательные действия (лазание по гимнастической лестнице, перепрыгивание препятствий, подлезание и т.д.), Интенсивность нагрузок была средняя. Игры на воздухе в большей мере, чем в помещении, способствовали тренировке носового дыхания, улучшению аэрации разных отделов легких, углублению выдоха, улучшению функции дыхания в целом. Прогулки  проводились в любую погоду, кроме сильного ветра, проливного дождя, сильных морозов. Для повышения у малышей умственной и физической работоспособности, улучшения эмоционального состояния, укрепления здоровья использовала  циклическую ходьбу, которая очень нравилась малышам. При использовании циклической ходьбы значительно укрепляются мышцы спины и живота, формируются мелкие мышцы стоп, вырабатывается правильная осанка, тренируется дыхательная и сердечно-сосудистая системы. Дети занималась циклической ходьбой (в колонне, парами) как в помещении, так и во время прогулки, сочетая  ее с проговариванием потешек, стихотворений, пением песенок. Мною был разработан и реализован перспективный план экскурсий , целевых прогулок в природу,

В группе проводилась работа по реализации профилактических и закаливающих мероприятий. Использовались общеукрепляющие средства (элеутерококк, лимонный напиток, отвар шиповника, витаминотерапия). Во время вспышки ОРЗ и эпидемии  гриппа дети ежедневно употребляли фитонциды – лук и чеснок

Подготовка к дневному сну требовала серьёзного отношения. Спальная комната тщательно проветривалась, окна затенялись. В теплое время года окна во время сна открывались. В зимнее время – фрамуга в групповой комнате. Для пробуждения малышей после сна использовались разнообразные побудки, музыкальное сопровождение. Сначала малышам  предоставлялась возможность потянуться, выполнить поглаживание, массаж частей тела с помощью массажных мячей. Затем дети вставали с кроватей и выполняли физические упражнения, циклические перебежки из холодного помещения в теплое и обратно в сочетании с воздушными ваннами. Практиковалось хождение босиком – хороший и легкий в применении способ закаливания кожи стоп, повышающий устойчивость организма к резким колебаниям температуры и переохлаждению, стимулирующий активные точки, расположенные на подошвах ног. В начале работы  использовалась ходьба по ковровому покрытию, затем по полу в носочках, после привыкания - босохождение. В летнее время дети с удовольствием ходили босиком по траве, песку, камушкам, асфальту.

Применялось обширное умывание прохладной водой лица и рук до локтя. Все проводимые мероприятия обладали  хорошим закаливающим эффектом.

Для профилактики плоскостопия использовались «палочки-каталочки», «коврики здоровья», «чудо-скакалка», изготовленные совместно с родителями из крышек от бутылок, пуговиц, полового покрытия «травка».  Упражнения для профилактики плоскостопия включали следующие задания: ходьбу на носках, по ребристой доске, по толстому шнуру, катание палки ступнёй и пальцами ног, а затем захват и подъём пальцами мелких предметов (палочек, карандашей, камушков).

Воспитание  физически крепкого ребенка, цельной личности с устойчивой нервной системой, готовой к успешной трудовой, бытовой и социальной адаптации, к реальным условиям жизни, к интеграции в обществе может осуществляться лишь при  включении новейших здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательный процесс. При организации педагогического процесса необходимо создавать условия для достижения высокого уровня двигательной активности детей, использовать эффективные   технологии, формы и методы работы, направленные на их физическое развитие и здоровьесбережение, повышать уровень психологической комфортности пребывания детей в ДОУ. Немаловажную роль играет создание здоровьесберегающей среды: оснащение групп и физкультурного зала необходимым оборудованием и спортивным инвентарем, пополнение участков малыми архитектурными формами.

Считаю, что проблема оздоровления детей не компания одного дня деятельности и не одного человека, а целенаправленная работа всего коллектива образовательного учреждения при активном содействии родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение здоровьесберегающих технологий в логопедической работе с детьми с ОНР.

В данной работе описываются здоровьесберегающие технологии такие как:-пальчиковая гимнастика;-артикуляционная гимнастика;-упражнения для развития дыхания;-дыхательная гимнастика;-ниткография;-су-джок ...

обобщение опыта работы по применению здоровьесберегающих технологий в практику работы с детьми с ОВЗ

в работе обобщен опыт  по использованию в практике работы с детьми с нарушением зрения (старшие дошкольники) здоровьесберегающих технологий В. Ковалева, В. Базарного, А.Аветисова...

Методическая разработка по обучению педагогов применению здоровьесберегающих технологий в индивидуальной работе с детьми дошкольного возраста

Методическая разработка по обучению педагогов применению здоровьесберегающих технологий в индивидуальной работе с детьми дошкольного возраста...

«Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе с детьми с нарушением зрения и возможность их применения в домашних условиях»

С целью установления партнерского сотрудничества детского сада и семьи в вопросах здорового образа жизни детей с нарушением зрения, совершенствования практических навыков, необходимых для сохран...

Выступление из опыта работы по теме: "Применение здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми. имеющими нарушения в речи. в условиях реализации ФГОС"

Региональный семинар-практикум для педагогов и специалистов коррекционных дошкольных учреждений "Инновационные формы работы по коррекции речевых нарушений у дошкольников в рамках ФГОС ДО"...

ПРИМЕНЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В СИСТЕМЕ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОУ

Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии ребенка. Это этап приобщения к миру общечеловеческих ценностей, время установления первых отношений с людьми.Важнейшей целью дошкольного образовани...

" Применение здоровьесберегающих технологий в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста " Из опыта работы учителя-логопеда.

Статья из опыта работы учителя-логопеда по применению здоровьесберегающих технологий с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи....