Организация физической подготовки дошкольников
статья на тему

Статья расскрывает возможность обеспечения всесторонней физической подготовки детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon organizatsiya_fizicheskoy_podgotovki_doshkolnikov_1.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

«Организация физической подготовки дошкольников»

                                                                                   О.И.Юркова  воспитатель,                                                        

                                                                                         муниципального дошкольного

                 образовательного учреждения

                                                                           «Детский сад «Берёзка» с.Засосна

                                                                                 общеразвивающего вида»

                                                                                 Красногвардейского района,

                                                                                 Белгородской области.

      Дошкольное воспитание играет значительную роль в жизни общества, создавая условия для дальнейшего развития человека, а гармоничное развитие невозможно без физического воспитания.

      Дошкольный период является одним из наиболее ответственных периодов жизни человека в формировании физического здоровья и культурных навыков, обеспечивающих его совершенствование, укрепление и сохранение в будущем. Сегодня известно: 40% заболеваний у взрослых были "заложены" в детском возрасте, в 5-7 лет. Многие врачи сейчас говорят о том, что уже более половины детей школьного возраста больны. Наиболее распространенным заболеванием среди детей является искривление позвоночника. Так называемый сколиоз. И в большинстве случаев сколиоз является не врожденным, а приобретенным. Почему же он возникает? Да наверное потому, что сейчас очень мало внимания уделяется физическому развитию детей. И, как следствие, дети вырастают слабыми. Именно поэтому дошкольное физическое воспитание должно формировать уровень здоровья ребенка и фундамент физической культуры будущего взрослого человека.

      Главная задача физического воспитания — обеспечить всестороннюю физическую подготовленность каждого ребёнка, помочь приобрести запас прочных умений и двигательных навыков, необходимых человеку на протяжении всей его жизни для труда и активного отдыха.

       Основное содержание физического воспитания в дошкольных учреждениях базируется на разных вариантах ходьбы, бега, прыжков, лазания, метания; некоторых видах спортивных упражнений (плавание, ходьба на лыжах, езда на велосипеде); спортивных играх (футбол, хоккей, бадминтон, городки, баскетбол и др.); общеразвивающих упражнений, элементах акробатики и ритмической гимнастики; подвижных играх.

      В процессе физической подготовки детей дошкольного возраста необходимо решать образовательные задачи: формирование двигательных навыков и умений, развитие двигательных и физических качеств, привитие навыков правильной осанки, навыков гигиены, освоение специальных знаний.

     Детям дошкольного возраста нужно сообщать доступные знания, связанные с физическим воспитанием. Дети должны знать о пользе занятий, о значении физических упражнений и других средств физического воспитания (гигиенические условия, естественные факторы природы, физический труд). Важно, чтобы дети имели представление о технике физических упражнений и методике их проведения, о правильной осанке, а также знали о нормах личной и общественной гигиены. Детям следует знать название частей тела, направление движений (вверх, вниз, вперед, назад, вправо, влево и др.), название и назначение физкультурного инвентаря, правила хранения и ухода за ним, правила ухода за одеждой и обувью и т.д.

      У детей с раннего возраста необходимо развивать двигательные качества (ловкость, быстроту, равновесие, глазомер, гибкость, силу, выносливость и пр.). Чтобы ползать, ходить, бегать, прыгать, метать, нужно обладать соответствующими двигательными качествами. С развитием силы, быстроты, ловкости увеличиваются длина, высота прыжка, дальность метания. Выносливость позволяет детям, не уставая, выполнять физические упражнения, проходить большие расстояния.

     Точность попадания в цель при метании, точность приземления при прыжках, соблюдение направления в ходьбе, беге свидетельствуют о наличии хорошего глазомера. Ребенок не смог бы выполнять даже элементарные упражнения, не говоря уже о более сложных видах деятельности, если бы у него не были развиты в той или иной степени основные двигательные качества.

     Приобщая старших дошкольников к двигательной культуре, необходимо приучать их осмысленно относиться к достижению точности и правильности выполнения движений, особенно при усвоении сложно-координированных двигательных действий: прыжков в длину и высоту с разбега. Необходимо повышать требования к качественному выполнению движений: следить за точным соблюдением исходного положения, чёткостью промежуточных и конечных поз, соответствием выполнения движений заданному темпу. Важно научить дошкольников контролировать и оценивать как собственные движения, так и движения других сверстников.

     Система физического воспитания в условиях ДОУ складывается из нескольких составляющих: физкультурно-учебная работа, физкультурно-оздоровительная работа в режиме дня, активный отдых, самостоятельная двигательная деятельность, физкультурно-массовые мероприятия, работа, проводимая совместно с родителями.  

     Учить детей движениям не только нужно, но и необходимо. Физкультурные занятия — самая эффективная школа обучения движениям.

Занятия по физической культуре проводятся как в помещении (спортивный зал, группа), так и на свежем воздухе. В занятие  входят: построение, перестроение; ходьба, бег; комплекс ОРУ, основные виды движений  (ходьба, бег, прыжки, ползание и лазанье, метание, бросание).

      Дозировка упражнений и длительность занятий от группы к группе увеличиваются и это способствует развитию выносливости у детей.

        В процессе занятия физическими упражнениями дети закрепляют  знания о повадках животных, птиц, насекомых, явлениях природы, общественной жизни. Полученные знания позволяют детям более осознанно выполнять физические упражнения и самостоятельно повторять их не только в детском саду, но и дома. Объем знаний с возрастом детей расширяется.

     К физкультурно-оздоровительной работе относятся: утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения на прогулках (утренней и вечерней), физкультминутки.

     Каждый день организация физической подготовки дошкольников начинается с утренней гимнастики. Она включает: ходьбу, бег, комплекс ОРУ, игру малой подвижности. Также очень важно использовать в утренней гимнастике художественное слово.  

     Активный отдых складывается из  физкультурных развлечений, досугов, спортивных праздников, Дней здоровья.

     Большую роль в физической подготовке играет самостоятельная двигательная деятельность детей, организованная без вмешательства педагога. При этом необходимо, чтобы в распоряжении детей были пособия, стимулирующие разнообразную двигательную активность.

     Следует рационально организовать двигательный режим, в течение дня разнообразить двигательную деятельность дошкольников

      Разнообразная двигательная деятельность снимает утомление, накопившееся в организме, активизирует память, мышление, развивает движения, а значит, обеспечивает организм ребенка резервными возможностями.

      Очень важно приучить детей к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, закрепить у них положительное отношение к такому виду деятельности.

      Активность дошкольника во многом обусловлена его заинтересованностью. Необходим хороший эмоциональный фон, увлекательные физические упражнения и игры, вызывающие у детей желание заниматься по собственному побуждению.

     Самостоятельная двигательная деятельность дошкольников протекает под наблюдением воспитателя.

     В дошкольном образовательном учреждении подвижные игры занимают одно из ведущих мест в физической подготовке дошкольников.  Ведь именно в подвижных играх дети вступают в сложные взаимоотношения со своими сверстниками, проявляя в естественных условиях двигательной активности свои физические возможности.

     Особое место должна занимать индивидуальная работа с детьми по физической подготовке вне занятий. Задачи её могут быть разнообразны:

- подготовка ребёнка, пропустившего физкультуру, к предстоящим занятиям;

- освоение некоторых спортивных упражнений;

- упражнение с движениями, изученными на занятии;

- подготовка детей с разными уровнями физического развития к сложным упражнениям;

- развитие определённых физических качеств, которых недостаточно сформированы. При организации и проведении индивидуальной работы с воспитанниками необходимо учитывать уровень физической подготовленности детей; строгое соблюдение дозировки и темп нагрузок; основные приёмы и методы должны быть игровыми.

         Детям дошкольного возраста нужно сообщать доступные знания, связанные с физическим воспитанием. Дети должны знать о пользе занятий, о значении физических упражнений и других средств физического воспитания (гигиенические условия, естественные факторы природы, физический труд). Важно, чтобы дети имели представление о технике физических упражнений и методике их проведения, о правильной осанке, а также знали о нормах личной и общественной гигиены. Детям следует знать название частей тела, направление движений (вверх, вниз, вперед, назад, вправо, влево и др.), название и назначение физкультурного инвентаря, правила хранения и ухода за ним, правила ухода за одеждой и обувью и т.д.

       Обогащение двигательного опыта ребёнка осуществляется последовательно — от одного  возрастного этапа к другому.

     Уровень физической подготовленности отражает в первую очередь эффективность организации процесса физического воспитания в результате внедрения программ, здоровьесберегающих технологий и инноваций.

      В настоящее время используются новые подходы к организации физической культуры как общества в целом, так и отдельной личности на основе трёх основных направлений:

  • социально-психологического, направленного на формирование потребности к освоению ценностей физической культуры;
  • интеллектуального, предполагающего получение комплекса теоретических знаний;
  • двигательного — развитие физических качеств, двигательных умений и навыков, а также использование физического потенциала.

      С учётом этих направлений реализуется комплексный подход к физическому воспитанию детей. Так, в целях объединения педагогов, воспитанников, родителей, пропаганды здорового образа жизни, создание условий для активации двигательной деятельности детей, формирование потребности в систематических занятиях физкультурой  в течение года проводятся спортивные развлечения, праздники, досуги, дни здоровья, соревнования.  

      Мероприятия распределяются по месяцам так, чтобы соблюдалась последовательность и систематичность в физкультурной работе.

      Параллельно этой работе создаётся предметно-развивающая среда и двигательная среда: атрибуты, пособия, нетрадиционное спортивное оборудование из бросового и природного материала.

      Необходимо помнить, что нельзя дать хорошее моторное развитие ребёнку в ДОУ, не опираясь в этом деле на помощь родителей.

     Родители являются активными участниками и помощниками. Они помогают создавать двигательную среду, знакомятся с успехами и достижениями детей, участвуют в различных мероприятиях «Мама, папа, я –спортивная семья», «На старт всей семьёй», «Весёлые старты», «Спортивная радуга» и другие. Для них организуются консультации, оформляются стенды, газеты с точной и полной информацией о результатах физкультурно-оздоровительной работы.

      Следует отметить: преимуществами такой организации физкультурной работы являются, во-первых, заинтересованность всех участников педагогического процесса — педагогов, детей, родителей — в достижении высоких результатов; во-вторых, массовый характер мероприятий. В результате этого активизируется двигательная деятельность детей, они начинают стремиться к самосовершенствованию, развиваются их интеллектуальные, двигательные, социальные, художественно-эстетические способности, повышается физическая работоспособность, творческий и познавательный интерес, укрепляется здоровье. И у педагогов появляется реальная возможность для повышения  профессионального уровня, совершенствования педагогического мастерства.

         Физическое воспитание дошкольников играет большую педагогическую роль. Оно воспитывает в дошкольнике здоровый дух, помогает ему в дальнейшем, добиться успехов, быть физически подготовленным к трудностям. Физически воспитанные дошкольники становятся здоровыми людьми и полноценными гражданами в обществе.

     

 

 .

 

     

     

       Метод сенсорного ориентирования, включающий в себя применение зрительных ориентиров (предметы, игрушки, разметка и детали обстановки),

Осознанному выполнению детьми движения способствуют такие приемы, как объяснение, анализ, оценка.

Среди практических методов особое значение необходимо придавать повторению упражнений и игровым двигательным заданиям, однако в группе детей, имеющих высокий уровень физической подготовленности, наиболее эффективным является вариативное повторение, при котором характер упражнения вносятся изменения. Это вызывает повышенный интерес к упражнению, способствует более качественному его выполнению.

Применение игровых приемов также неоднозначно. С детьми, имеющими низкий уровень физической подготовленности, следует проводить игры, во время которых все занимающиеся выполняют одинаковые движения с установкой на их качественное выполнение. В группах детей высокого и среднего уровня физической подготовленности наиболее эффективны игры с элементами соревнования. Некоторые дети, а чаще всего это дети с низкими показателями физической подготовленности: снижением интереса к учебной задаче при наличии трудности, неспособностью слушать указания при обращении педагога ко всем детям, неумение выделять и запоминать особенности выполнения сложных элементов техники движений - нуждаются в дополнительных приемах стимуляции их двигательной деятельности. С учетом названных признаков воспитателем осуществляется подбор приемов индивидуального воздействия на таких детей.

Так, формированию у дошкольников интереса к учебным задачам различной степени трудности могут способствовать игровые ситуации, в которых разучиваемое упражнение включается в игру.

Формированию у ребенка способности выделять и запоминать сложные элементы движений помогает непосредственное обращение педагога к нему, заострение его внимания на способе выполнения движения; нерешительным и неуверенным детям нужны поощрение и помощь педагога [35, 152].

 

Для улучшения физических показателей здоровья и развития физической выносливости у детей дошкольного возраста была разработана программа сюжетных занятий по физической культуре для детей 4-5 лет. Особенно полезными данные упражнения являются для детей с нарушениями осанки. Сюжетное занятие - одна из организационных форм проведения занятий по физической культуре, способствующая воспитанию интереса детей дошкольного возраста к процессу выполнения физических упражнений.

В отличие от занятий, проводимых по традиционной форме, все средства физического воспитания, используемые в сюжетном занятии, подчинены определенному сюжету (например, в комплексе "Морское царство" применяются упражнения дыхательной гимнастики "Парус", "Волны шипят" и др., общеразвивающие упражнения "Рыбка", "Русалочка" , "Медуза" и др., подвижные игры "Цунами" , "Невод" , "Водяной" и др., танец "Раки" , круговая тренировка "Матросы на корабле в шторм" и т.п.).

Использование приемов имитации и подражания, образных сравнений соответствует психологическим особенностям дошкольников, облегчает процесс запоминания, освоения упражнений, повышает эмоциональный фон занятия, способствует развитию мышления, воображения, творческих способностей, познавательной активности. Идея сюжетного занятия в принципе не нова. Однако к недостаткам многих сюжетных занятий, в том числе опубликованных в специальной литературе и используемых в практике работы дошкольных образовательных учреждений, можно отнести низкую моторную плотность, излишнее подчинение упражнений сюжету в ущерб развитию двигательных качеств, недостаточную физическую нагрузку, не обеспечивающую тренирующего эффекта. 

 

     Цель раздела «Растим детей здоровыми, крепкими, жизнерадостными»: укрепление физического и психического здоровья, формирование основ двигательной и гигиеничекской культуры.

  Раздел состоит из 2-х частей.

  1. Освоение основ гигиенической культуры (для детей 3-4лет), приобщение к гигиенической культуре (для детей 5-7лет).
  2. Овладение основами двигательной культуры (3-4лет), приобщение к двигательной  культуре (5-7лет).

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация физического здоровья дошкольников

В статье дается характеристика организации физического здоровья дошкольников в детском саду....

Использование метода проектов при организации физического развития дошкольников совместно со школой

В современном мире основные цели обучения формулируются как интеллектуальное и нравственное развитие личности, формирование критического и творческого мышления, умение работать с информацией. В ...

организация физической активности дошкольников с помощью методики Са - фи - дансе

Работая в детском саду, я поняла, что показатели здоровья детей требует принятия эффективных мер по улучшению их здоровья. Но как это сделать, какими средствами и путями? Анкетирование родителей детей...

Педагогический совет: Тема: «Использование метода проектов при организации физического воспитания дошкольников » Воспитатель: Корясова О.Н.

Физическое воспитание – один из основных компонентов общего воспитательного процесса, важная составляющая гармоничного развития ребёнка. Регулярные занятия физкультурой и спортом в семье и образовател...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Самостоятельная деятельность ребенка имеет большое значение для его развития и поведения (умение самому найти себе занятие, сосредоточенно заняться чем-либо, развитие инициативы и т. п.). В процессе э...

Викторина для педагогов в ДОО по теме: «Знание нормативных документов, регламентирующих деятельность дошкольной организации при подготовке дошкольников к обучению в школе»

Уточнить и систематизировать знания педагогами нормативных документов, регламентирующих деятельность ДОО. Активизировать педагогическое мышление педагогов, стимулировать развитие активности.Подде...