Использование художественного слова в здоровьесберегающей технологии
консультация по теме

ИВАНОВА ОКСАНА НИКОЛАЕВНА

Нужно всегда помнить, что здоровье – великое благо и достояние всего общества. Недаром народная мудрость гласит: «Здоровье – всему голова». И в немалой степени зависит от нас, чтобы дети росли здоровыми.

Использование художественного слова, оживляет процесс закаливания, делает его доступным для детей, помогает понять их необходимость и пользу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО СЛОВА В ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ТЕХНОЛОГИИ

Около 80% всей жизненной информации ребёнок получает до 7 лет. И самая многоликая информация в художественной литературе, потому она так  важна в работе с детьми.

Нужно всегда помнить, что здоровье – великое благо и достояние всего общества. Недаром народная мудрость гласит: «Здоровье – всему голова». И в немалой степени зависит от нас, чтобы дети росли здоровыми.

Использование художественного слова, оживляет процесс закаливания, делает его доступным для детей, помогает понять их необходимость и пользу.

Не случайно у каждого народа есть своя национальная одежда, скроенная самой жизнью: у одних много солнца, и их спасает широкополая шляпа, у других морозы, и им нужна ушанка. И желательно не перепутать, ибо тут речь о здоровье. Наше устное творчество – и есть наша одежда. Всё в нём есть – надо не быть ленивым и пренебрежительным. И много пользы можно извлечь для воспитания здорового ребёнка.

Из огромного свода художественной литературы, которым пользовались наши бабушки на благо собственных детей. Вот лишь немного текстов в качестве примера.

Ребёнок ясельной группы сидит на руках у взрослого.

Взрослый рассказывает потешку:

Батюшке – сажень!                  При каждом стихе ручки ребёнка
Матушке – сажень!                  
складываются и снова расправляются,
Братцу – сажень!                    
а при последних словах – ещё более.
А мне – долга, долга, долга!

Ребёнок при этом обыкновенно смеётся от удовольствия и начинает сам делать ручонками сажени.

Народ закодировал целый комплекс медицинских упражнений, чтобы вырастить ребёнка здоровым. Весь комплекс детского массажа: поглаживание, разведение рук, помахивание кистями, переваливание головы с руки на руку и т.д.

Вспомните знаменитые «ладушки», прекрасная зарядка для рук. А «Сорока-ворона»? Здесь уже и координация движений, и даже – точечный массаж. Не китайский, не тибетский, а самый что ни на есть наш родной. Массаж ладошки («кашу варила»), всех пальцев («этому дала»), важных точек – запястье, локоть, плечо (тут пень, тут пенёк, тут колода) и т.д. И одновременно – педагогическое влияние: этому кашу не дала, потому что ленив.

Или – когда переваливают головку ребёнка с рук на руку, массажируя шею, а затем закидывают ручки за голову:

Валяй, валяй, баба каравай
Пришёл к бабе пономарь.
– Дай, баба, теста                              Шук, шук полетели
– Нет в печи места                            На голову сели!

А разведение рук:       

Лунь плывёт
Лунь плывёт

и тут же отмахивание – отмашка кистями:

Сова летит
Сова летит.

А ещё – позабытый, к сожалению, массаж спинки, с ритмическими похлопываниями между лопаток:

Что в горбу? Денежка
Кто наклал? Дедушка
Чем наклал? Ковшичком
– Каким? Позолоченным.

Там же вы найдёте и для живота. Например, шуточное:

Трим-трим-пузе,
Трим-пам-пузе                              
Мягкий массаж живота
Хорошо играть на пузе
Пузо лопнет, не беда,
Под рубахой не видать!

И даже для носа (игра «Чей нос?»), когда ребёнка треплют за носик – так же как при простуде, нажимаем на точки от переносицы до крыльев носа.

Вспомним определение здорового дошкольника Ю.М. Змановским: «Здоровый дошкольник – жизнерадостный, активный, любознательный, устойчивый к неблагоприятным внешним факторам, с высоким уровнем выносливости…» И он подчёркивал, что для этого в группе необходимо обеспечивать рациональную двигательную активность.

В этом воспитателю очень помогут потешки: например, при выполнении общеразвивающих упражнений во время побудки:

Совушка-сова                               И.п.   Основная стойка
Большая голова                                    
  Руки на поясе
На суку сидит
Во все стороны глядит                        
  Повороты головы
Да вдруг как полетит!                           
Махи руками, бег

При выполнении упражнений можно предложить детям проговаривать слова знакомой потешки. Поэтому нужно подбирать несложные ритмичные потешки, в которых словами отражены определённые действия:

Барашек-кудряшек                             Ходьба
По лесу броди                                    
Спина прямая
Корова-бурёнка,
Молочка неси!                            
        ---//---//---
Гусочка-краснополочка,
По лугу ходи!                                     
Ходьба с боку на бок
Уточка-водоплавочка                     
Ходьба с подгребанием руками
По реке плыви                                                
 (как крылья)
Свинка-белоспинка                        
Наклоны головы с движением
Землю копай                                    
шеи в разные стороны
Козочка-брыкалочка                       
бег, прыжки (циклично)
По горам скачи!
Лошадка-пегашка беги, беги        
бег
Нашего Ванюшку вези, вези

Вдумайтесь, как много мышц затребовано этой потешкой и здесь же целебные (по Ю.Змановскому) циклические упражнения (бег, прыжки).

А уж сколько психогигиены, т.е. создания условий для преобладания у детей чувства жизнерадостности, бодрости, веры в себя!

Почти все потешки можно использовать для психокоррекции: купирования нарушений эмоционального состояния детей и создания условий для нормального функционирования их нервной системы:

Скок-поскок!                                Прыжки
Молодой дроздок
По водичку пошёл
Молодичку нашёл                       
 Бег
Молодиченька, невеличенька      
прыжки
Сама с вершок
Голова с горшок                           
Бег, разведение рук в стороны
Молодичка-молода
Поехала по дрова                         
Ходьба
Зацепилась за пенёк                    
 Оглянуться
Простояла весь денёк                  
 Встать, удивиться

Потешки помогают малышам быстро и легко усвоить любое движение: бег, ходьбу, лазание, метание, прыжки, равновесие.

Барашеньки-крутороженьки                   Ходьба друг за другом
По лесам ходили, по дворам бродили
В скрипочку играли                                 
Разведение рук в стороны
Ваню потешали
А совища из лесища                              
  Махи руками (в стороны)
Глазами хлоп-хлоп
А козлище из хлевища                         
   Топание ногами
Ножками топ-топ                                   
  Подскоки
Зайцы скачут – скок-скок                       
Подскоки
Да на беленький снежок                       
  Топание ногами
Приседают, слушают                             
Приседание
Не идёт ли волк

Раз – согнуться, разогнуться                  Наклоны туловища вперёд
Два – нагнуться подтянуться               
  Приседание
Три – в ладошки три хлопка                  
Хлопки в ладоши
Головой три кивка                                
 Кивание головой

Или:

Еду-еду к бабе с дедом                          «Пружинки» на месте
На лошадке в красной шапке!
По ровной дорожке                               
  Ходьба
На одной ножке                                     
Поочерёдное поднимание ног
Всё прямо и прямо                               
  Прыжки на месте
А потом вдруг…в яму! Бух!                 
Присесть или упасть

При проведении закаливающих процедур, например ходьба по мокрым дорожкам,  хорошо использовать игровые моменты из сказок. Например, из русской народной сказки «Колобок». Дать детям двигательно-творческое задание: «Колобок покатился по тропинке – катание мячей двумя руками. Дети машут рукой колобку: «До свидания!»- и догоняют Колобка.

Оздоровительный эффект закаливания сочетается с поддержанием бодрого, жизнерадостного настроения и формирует принципы и правила здорового образа жизни. При закаливании происходит улучшение кровотока как в сосудах кожи и подкожной клетчатки, так и во внутренних органах, что, в свою очередь ведет к активизации деятельности всех органов и систем организма дошкольника. 

"Знает даже осьминог,
Что идет простуда с ног,
Значит всем пора понять,
Надо ноги закалять!"

Дети ходят или топчутся по колючей дорожке и дорожке с нашитыми разнокалиберными пуговицами.

Далее по хлопчатобумажной ткани, смоченной водой комнатной температуры в течение двух минут.

Затем дети проходят по сухому полотенцу.

Вся процедура длится не более трех минут. Можно закаливание сочетать с физическими упражнениями для рук и туловищ

Дети стараются передать путём выразительных движений, мышц лица и всего тела образ определённого персонажа. И конечно при этом много положительных эмоций, что немаловажно для здоровья ребёнка.

С целью повышения двигательного потенциала и интереса дошкольников к закаливанию необходимо включать фольклор как можно чаще в физкультурно-оздоровительную работу.

Почти все эти потешки можно использовать для психокоррекции:

  • «Топ-топ по земле»           спокойная ходьба детей
  • «Добр бобр для бобрят».
  • «На дворе погода размокропогодилась» и т.д.

Литература

  1. Аскарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста. М., 1977.
  2. Хухлаева Д.В. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях. М., 1983.
  3. Юрко Г.П., Спирина В.П., Сорочек С.Г., Уварова З.С. Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста. М., 1978.
  4. Физическое воспитание детей дошкольного возраста (Развитие основных движений и двигательных качеств)/Под ред. М.Ю. Кистяковской. М., 1978.
  5. Развитие движений ребенка-дошкольника/Под ред. М.И. Фонарева. М., 1975.
  6. В.Г. Алямовская. Ясли – это серьезно. М., 1999.
  7. Т.Н. Сауко, А.И. Буренина. Топ-хлоп, малыши. С-Пб., 2001.
  8. Степаненкова Э.Я. Физическое воспитание в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.
  9. Газета «Воскресная школа», №24-27 (июнь 2004).
  10. Журнал «Дошкольное воспитание», №7/97, 5/97, 2/97, 3/97, 6/2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД О.О. Познание (экология) с использованием художественного слова «Зимушка-зима» II младшая группа

Закрепить знания детей о зимних явлениях природы (холодно, идет снег, дует ветер и т.д.). Развивать речь детей, обогащать их словарный запас новыми словами (снегопад, метель, вьюга, пурга). Продолжать...

Развитие речи детей раннего возраста через использование художественного слова

Статья-отчет о проведенной работе по приобщению детей раннего возраста к художественному слову....

Комплексы общеразвивающих упражнений для утренней гимнастики с использованием художественного слова для старшего дошкольного возраста.

Комплекс № 1.  1. И. п. – о. с., руки вдоль туловища. Наклоны головы назад – вперед, вправо – влево.  Головой сейчас покрутим Так мы лучше думать будем. Поворот и п...

Методическое пособие для воспитателей и родителей детей дошкольного возраста «Использование художественного слова в ознакомлении дошкольников с сезонными явлениями в природе»

                    Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени. В период детства идет ин...