Методическая разработка на тему: «Дидактические игры на освоение культурно-гигиенических навыков»
методическая разработка (младшая группа) на тему

Дьяконова Оксана Бахтияровна
Дидактическая игра делает процесс обучения более лёгким и занимательным: та или иная умственная задача решается в ходе доступной и привлекательной для детей деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

   Игры по воспитанию  культурно – гигиенических навыков  проводятся на разные  темы: по обучению  детей  умению пользоваться предметами личной гигиены, по формированию  навыков раздевания, одевания и умывания, по формированию  навыков культуры  еды и правил поведения за столом.

 Используя разнообразные игры, воспитатель формирует и закрепляет у  детей умения и навыки, которые вырабатываются в повседневной жизни. Видное место отводится при этом дидактическим  играм.

 Дидактическая  игра  делает процесс обучения более лёгким и  занимательным: та или иная умственная задача решается в ходе доступной и привлекательной для  детей деятельности.

 Для  развития культурно-гигиенических навыков  целесообразно использовать все виды дидактических  игр:

 1. Настольно-печатные игры. Эти игры разнообразны по содержанию, обучающим задачам, оформлению. Они помогают уточнять и расширять представления  детей об окружающем мире, систематизировать знания,  развивать  мыслительные процессы. Примером к данному виду игр можно привести  «Перемешанные картинки», где ребенку к изображению, например, растрепанной девочки нужно подобрать изображение расчески.

 2. Словесные игры. Они отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане, на основе представлений и без опоры на наглядность. Здесь примером может послужить  игра   «Назови, что нужно», где дети должны вспомнить и назвать предметы, которые нужны для того, чтобы руки стали чистыми и сухими.

 3. Игры с предметами  (игрушками). Например,  игра   «Водичка, водичка!» помогает уточнить представления о различных гигиенических принадлежностях, а также привить стремление  детей  к самостоятельности при выполнении гигиенических процедур.

 Основная цель дидактических игр по усвоению  культурно-гигиенических умений заключается в том, чтобы они, грамотно подобранные и организованные педагогом, постепенно становились частью самостоятельной деятельности  дошкольников.

 По мнению авторов современных педагогических технологий Н. Я. Михайленко и Н. А. Коротковой – для формирования  культурно-гигиенических умений очень подходят игры – эксперименты  (тесно связанные с дидактической деятельностью). Основное действие для ребенка в таких  играх  — это манипуляция с определенным предметом на основе заданного воспитателем сюжета. Их цель заключается не только в  развитии у детей  познавательного интереса, но и в практическом закреплении  культурно-гигиенических умений.

 Например,  игра  «Мыльные перчатки» знакомит  детей  не только со свойствами мыла, но и обучает их тщательному намыливанию рук со всех сторон.

 Мощная потребность  детей  в новых впечатлениях придает деятельности экспериментирования высокий потенциал, сопровождаемый эмоциональным подъемом.

 В качестве еще одного примера можно привести разнообразные приспособления (из системы Монтессори), подготавливающие  детей  к упражнениям в обыденной жизни. Здесь используются различные рамки, а также игрушки из материи или кожи, с помощью которых дети  учатся: соединять и разъединять крючки и петли, застегивать пуговицы или выполнять шнурование и т. д.

  Играм-экспериментированиям свойственны пробы и ошибки, что помогает повторять действия по гигиене и самообслуживанию в разной форме, тем самым, закрепляя приобретаемые умения.

 Также, для  развития культурно-гигиенических умений и  навыков  целесообразно использовать и сюжетно-ролевую игру.

 В  играх детей младшего дошкольного возраста  находят отражение разнообразные бытовые сюжеты и новые впечатления о жизни и труде людей  (парикмахерская, семья, детский сад). Дети начинают различать реальную и воображаемую игровые ситуации.

 Но наиболее востребованы у малышей игры с куклами, которые являются для них самыми близкими партнерами по игре.

 Чтобы  культурно-гигиенические умения прививались гармонично можно предложить детям следующую сюжетно-ролевую  игру: внести в группу большую куклу, сказать, что она приехала к малышам, и будет жить вместе с ними. Дети знакомятся с игрушкой, выделяют ей игрушечный шкаф в раздевальной комнате, вместе с воспитателем устанавливают кроватку в спальне, отводят место за столом в кукольном уголке и т. д. Придумывают кукле имя. Затем прививают кукле  культурно-гигиенические навыки. Кукла иногда даёт оценку действиям  детей .

 Таким образом, игры становятся показателем рассматриваемых нами  навыков, а они, в свою очередь, обогащают содержание детских игр.

 Также, для  развития у детей культурно-гигиенических умений полезно использовать игры-драматизации и игры-этюды.

 Подобная деятельность позволяет формировать опыт социальных  навыков  поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для  детей дошкольного возраста  всегда имеют нравственную направленность. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам оказывать позитивное влияние на  детей.  

Поскольку разнообразие игр–драматизаций достигается  посредством игровых атрибутов, полезно будет  использовать: настольный и плоскостной театры, резиновые реалистичные игрушки, которые ребенок может удерживать в руках и проводить игровые действия (например, помыть поросенка для игры – этюда  «Купание»); можно использовать театральные  куклы: би-ба-бо, пальчиковые, на ложках и т. д.

 Безусловно, огромную роль в успешном  развитии культурно - гигиенических умений и  навыков у детей играет  взаимодействие педагогов с семьями малышей. Очень важно проводить тематические родительские собрания, размещать стендовые консультации, проводить индивидуальные беседы и анкетирование. А также, полезно вовлекать родителей в участие в  играх, мастер-классах, театрализациях и т. д. Можно, например, на собрании или открытом занятии предложить ситуацию, где взрослый и ребенок поменяются местами и  «мудрый» малыш будет помогать  «несмышленому» взрослому правильно выполнять те или иные  культурно-гигиенические действия.

 В заключение, необходимо отметить, что при организации любого вида игровой деятельности важно организовать следующие  условия:

 1. Игровая  среда  должна быть привлекательной и удобной для выполнения действий и заданий.

 2. Осваиваемые действия  (следующие в строго установленном порядке) должны быть разделены на ряд операций. Это способствует более быстрому созданию прочных динамических стереотипов.

 3. Игры должны повторяться. Необходимы многократные упражнения  детей  в действиях с выделением способа и порядка их выполнения  (особенно на начальном этапе обучения).

 4. Необходима индивидуальная работа с каждым ребенком. Нужно учитывать уровень  развития и темп овладения культурно-гигиеническими навыками.

 5. Обязателен контроль над освоением  навыков: наблюдение за детьми, мониторинг детского  развития.

 6. Взрослые должны безукоризненно выполнять все гигиенические и  культурные требования   (как пример для подражания).

 7. Во время игры необходимо создание положительного эмоционального настроя у  детей.

 8. Важны  культура  проведения игр с  детьми: эстетика и подбор материалов.

 9. Будет полезным применение технических  средств обучения: магнитофон, фильмоскоп, подборка дисков, телевизор).

 10. Также важна правильная организация игр с учетом  возрастных  и индивидуальных особенностей  детей: подбор мебели по росту, использование динамических минуток, оказание помощи и др.

 В качестве вывода хотелось бы сказать, что используя грамотно организованную игровую деятельность по  развитию культурно-гигиенических умений и  навыков  - мы постепенно прививаем детям привычки, формирующиеся, в дальнейшем, в положительные черты характера.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему: «Дидактические игры на освоение культурно-гигиенических навыков»

Подборка дидактических игр на освоение и закрепление культурно-гигиенических навыков....

Методическая разработка на тему "Дидактические игры, игры-упражнения, тренинги по обучению грамоте и подготовке детей к школе"

Данная методическая разработка ориентирована на учителей-логопедов, работающих с детьми с ОНР старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Предлагаемые игры составлены на основе игр, уже описан...

Методическая разработка по теме:" Дидактические игры для детей раннего возраста"

В данной разработке, я собрала дидактические игры, которые очень понравятся детям и будут удобны и интересны воспитателям....

Методическая разработка на тему: "Дидактические игры по патриотическому воспитанию"

В даннной методической разработке  представлены дидактические игры: « Символы города Зима», «Знатоки города», «Узнай достопримечательность города по фрагменту»...

Методическая разработка по теме: «Дидактическая игра как помощь в развитии речи детей дошкольного возраста»

Методическая разработка по теме:«Дидактическая игра как помощь в  развитии речи детей дошкольного возраста»...