Круглый стол по физической культуре. Тема: «Создание условий для снятия утомляемости и психофизического напряжения у детей старшего дошкольного возраста»
консультация по физкультуре (старшая группа)

Кузнецова Лидия Александровна

упражнения и игровые приёмы для снятия утомляемости у старших дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruglyy_stol_po_fizo.docx26.97 КБ

Предварительный просмотр:

Круглый стол по физической культуре.

Тема: «Создание условий для снятия утомляемости и психофизического напряжения у детей старшего дошкольного возраста»

        Психофизические качества ребенка включают в себя такие понятия, как сила, быстрота, выносливость, ловкость, гибкость.

        Психофизическое напряжение  и _        утомление – это физиологическое состояние организма, возникающее в результате чрезмерной деятельности и проявляющееся в снижении работоспособности. 
Утомление может возникнуть при любом виде деятельности – и при умственной, и при физической работе. 
Умственное утомление характеризуется снижением продуктивности интеллектуальной деятельности, нарушением внимания (главным образом трудностью сосредоточения), замедлением мышления и др. 
Физическое утомление проявляется нарушением функции мышц: снижением силы, скорости, точности и ритмичности движений.
В настоящее время физиологи, гигиенисты, психологи рассматривают профилактику утомления как одну из наиболее реальных возможностей здоровьесбережения в процессе обучения. Один из принципов здоровьесберегающей педагогики – приоритет действенной заботы о здоровье детей – предполагает, что все, происходящее в ОУ должно оцениваться с позиции влияния на психофизиологическое состояние и здоровье детей.
От правильной организации деятельности, уровня ее физиологической рациональности во многом зависит состояние детей в процессе обучения, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупредить преждевременное наступление утомления. 
        У детей в связи с их анатомофизиологическими особенностями организма утомление развивается быстрее, нередко даже без особо активной деятельности (например, во время сидения за столом). 
Причины утомления:                                                                                                                                             - однообразие деятельности, 
- неправильно подобранный материал, 
- излишняя статичность детей, 
- излишнее включение атрибутов, предметов, наглядности, 
- большое количество детей в группе (шум), 
- незнание педагогами приемов привлечения внимания детей, 
- неправильное соотношения нагрузки (деятельности) и отдыха. 

Признаки утомления у детей проявляются чаще всего в нарушении поведения, они становятся неусидчивыми, невнимательными, отвлекаются, разговаривают друг с другом, становятся двигательно-расторможенными, нарушают дисциплину.
        Нервная система ребёнка дошкольного возраста далека от своего совершенства. Детям сложно контролировать процессы возбуждения и торможения нервной системы. Этим и объясняются все выше перечисленные признаки утомления. Но, несмотря на это, существует множество способов, благодаря которым можно успокоить «разгулявшегося» ребёнка.

           Для формирования эмоциональной стабильности ребенка важно научить его управлять своим телом. В процессе развития, воспитания и обучения дети получают огромное количество информации, которую им необходимо усвоить. Активная умственная деятельность и сопутствующие ей эмоциональные переживания создают излишнее возбуждение в нервной системе, которое, накапливаясь, ведет к напряжению мышц тела. Умение расслабляться позволяет устранить беспокойство, возбуждение, скованность, восстанавливает силы, увеличивает запас энергии. 

Для снятия утомляемости и психофизического напряжения в нашей группе созданы следующие условия

  • В группе оборудован физкультурный уголок (уголок здоровья) удобный для самостоятельной деятельности детей. До занятий, после занятий, во второй половине дня дети могут пользоваться всем оборудованием: тихий тренажёр, дыхательный тренажер, ленточки (девочки любят с ними танцевать), различные  массажеры, балансир, народные игры, эспандеры, бусы здоровья  и мн. др.                                              
  • Дыхательная гимнастика. Дыхание через нос способствует улучшению местного кровообращения, помогает регуляции мозгового кровообращения. У детей активизируется кислородный обмен во всех тканях организма, что способствует нормализации и оптимизации его работы в целом. Дыхательные упражнения выполняются 2-5 минут, можно стоя, сидя и лежа на спине. Часто используем элементы украшения группы: осенью – листья, зимой – снежинки и т.д. Также используется нами в работе дыхательный тренажер (пластиковая бутылка, наполненная  на 1/3 шариками от пенопласта, трубочка для коктейля), упражнения со свечой. Гимнастика выполняется в стихотворной форме или в форме определенного образа (напр., «Шину прокололи», «Пчела летит» и др.)
  • Гимнастика для глаз - это комплексы простых упражнений для больших групп мышц и снятия зрительного утомления, обеспечивающие кратковременный отдых во время занятия. Длительность проведения упражнений от 1,5 до 3 минут. Детям подчас трудно сочетать движения с ритмом дыхания, поэтому мы рекомендуем использовать стихотворную форму. Игровой характер упражнений повышает интерес к занятиям, улучшает качество их выполнения детьми. Все упражнения проводятся под руководством воспитателя. Например,

                                                Мы топаем ногами.

Мотивация

Двигательные упражнения

Упражнения для глаз

Мы топаем ногами.

Топают ногами.

Взгляд направлен вниз.

Мы хлопаем руками.

Хлопают руками перед собой.

Взгляд вперед.

Качаем головой, качаем головой.

Качают головой.

Глазами рисуют радугу.

Мы руки поднимаем.

Поднимают руки.

Взгляд вверх.

Мы руки опускаем,

Опускают руки.

Взгляд вниз.

Мы глазками моргаем.

 

Моргание.

Их тихо закрываем.

Стоят на месте.

Глаза закрывают.

 

  •  Физкультминутки. Проводятся во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей.
  • Пальчиковая гимнастика тренирует мелкую моторику, стимулирует речь, пространственное мышление, внимание, кровообращение, воображение, быстроту реакции. Полезна всем детям. Проводится в любой удобный отрезок времени.
  • Самомассаж - это массаж, выполняемый самим ребёнком. Массируя определённые точки тела, мы посылаем положительные сигналы своим органам (сердцу, легким, почкам, печени). Выполнение игрового массажа улучшает нервную систему, поднимает настроение. Все упражнения должны выполняться на фоне позитивных ответных реакций ребенка. Надо всегда помнить заповедь Гиппократа «Не навреди! »

При проведении самомассажа рекомендуется обучать детей не надавливать силой на указанные точки, а массировать их мягкими движениями пальцев, слегка надавливая или легко поглаживая. Массирующие движения следует выполнять в направлении от периферии к центру (от кистей рук к плечу и т. д.) . Приемы самомассажа проводят в такой последовательности: поглаживание, растирание, разминание, вибрация (потряхивание) и поглаживание. Пальчики рук вытягивают и разминают. В центре ладони находится точка повышения активности.
Продолжительность самомассажа для детей 5-7 минут.

  • Самомассаж пальцев и кистей рук.

           «Поиграем с ручками»

  • Дети растирают ладони до приятного тепла.
  • Большим и указательным пальцами одной руки массируем – растираем каждый палец, начиная с ногтевой фаланги мизинца другой руки.
  • Массируем тыльные стороны ладоней, имитируя мытьё рук.
  • Переплетаем вытянутые пальцы обеих рук и слегка трём их друг о друга, направляя ладони в противоположные стороны.
  • Переплетённые пальцы закрываем на замок и подносим к груди. Пауза.
  • Вытягиваем пальчики вверх и шевелим ими.
  • Дети стряхивают руки, расслабляют их и отдыхают.

  • Самомассаж с использованием мячиков-ёжиков, восточных шаров Су Джок.

«Черепаха»  (упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой).

Шла большая черепаха (дети катают Су-Джок между ладоней)

И кусала всех от страха,

 Кусь, кусь, кусь, кусь, 

(Су-Джок между большим пальцем и остальными, которые ребенок держит«щепоткой». Надавливают ритмично на Су Джок, перекладывая из руки в руку).

Никого я не боюсь (дети катают Су-Джок между ладоней).

  • Самомассаж ушных раковин.

                                   Взяли ушки за макушки.

(самомассаж ушной раковины выполняется большим и указательными пальцами – большой палец находится сзади)

Взяли ушки за макушки            (большим и указательным пальцами с обеих сторон)

Потянули…                                           (несильно потянуть вверх)

Пощипали…                                (несильные нажимы пальцами, с постепенным 

Вниз до мочек добежали.                                          продвижением вниз)

Мочки надо пощипать:                                 (пощипывание в такт речи)

Пальцами скорей размять…       (приятным движением разминаем между пальцами)

Вверх по ушкам проведём                (провести по краю уха, слегка сжимая большим и

И к макушкам вновь придём.                                 указательным пальцами)  

  • Целесообразно использовать упражнения типа «Кулачки-ладошки»: исходное положение — положить правую руку, сжатую в кулак, на стол; левую, выпрямленную — рядом. Быстро поменять положение рук по сигналу педагога. Или — «По порядку»: дотрагиваться каждым пальцем по порядку от мизинца до большого пальца. Вначале левой или правой рукой, а затем наоборот.
    Игры в ладошки в паре, общеразвивающие упражнения с малым мячом также способствуют снятию психофизического напряжения, повышению работоспособности.
  • Самомассаж с использованием карандаша.

Научить детей самомассажу рук несложно. С помощью гранёных карандашей ребенок массирует запястья, кисти рук: пальцы, ладони, тыльную поверхность ладоней, межпальцевые зоны. Такой массаж и игры с карандашами будут стимулировать речевое развитие малыша, способствовать овладению тонкими движениями пальцев, улучшат трофику тканей и кровоснабжение пальцев рук. Особый интерес массажные упражнения вызывают у детей, если их выполнение сочетается с проговариванием коротких стихотворений и рифмовок.

  • Самомассаж с помощью прищепок.
  • Релаксация - подобранные упражнения на расслабление определенных частей тела и всего организма.  
  • Упражнения с водой: взбивание пены, выдувание из пены мыльных пузырей с помощью коктейльной трубочки, переливание из сосуда в сосуд, шприцом, спринцовкой, пипеткой (игра «Капельки»), стирка белья, мытье посуды  и др.

            Здоровьесберегающие образовательные технологии в нашей группе - это в первую очередь технология воспитания культуры здоровья детей. Цель этих технологий - становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его. Иными словами, нам важно достичь такого результата, чтобы наши дети, переступая  порог  « взрослой жизни», не только имели высокий потенциал здоровья, позволяющий вести здоровый образ жизни,   но и имели багаж знаний, позволяющий им делать это правильно.    

Опыт работы показывает, что в настоящее время дети нашей группы (подготовительная группа) при необходимости могут самостоятельно применять  «дыхательный тренажёр», «гимнастику для глаз, для ушей». Мы уверены, что, столкнувшись с перегрузками в начальной школе, они сумеют оценить обстановку и применить методику снятия напряжения с глаз по необходимости.  



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия на снижение психо-эмоционального напряжения у детей старшего дошкольного возраста.

Учет психического состояния ребенка является одной из актуальнейших проблем современной образовательной практики, которая призвана обеспечить физическое и психическое здоровье подрастающего поколения....

Снятие психоэмоционального напряжения у детей старшего дошкольного возраста.

Цель:- снятие психоэмоционального напряжения у детей старшего дошкольного возраста посредством развития и активизации физкультурной деятельности дошкольника....

Использование физкультурно-оздоровительных тренажеров для развития психофизических качеств у детей старшего дошкольного возраста.

Быстроразвивающиеся технологии, современные условия жизни и образования предъявляют высокие требования к уровню психофизического состояния дошкольников, к их общекультурной готовности, особенно в пери...

Занятие на снятие психо-эмоционального напряжения у детей старшего дошкольного возраста

Занятие на снятие психо-эмоционального напряжения у детей старшего дошкольного возраста...

Тема: «Создание условий по профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата у детей старшего дошкольного возраста»

В содержание образования нашего детского сада заложена основная образовательная программа МБДОУ. В начале работы было проведено  обследования здоровья и физического развития детей:&bull...

Игры для снятия психо-моторного напряжения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Игры позволяют снять у детей с ОНР психо-моторное напряжение. Можно использовать с детьми старшего дошкольного возраста....