Оздоровление детей с отклонениями интеллектуального развития.
статья на тему

Крылова Ирина Ивановна

В статье рассматриваются технологии, методы и способы, используемые для улучшения здоровья детей с интеллектуальной недостаточностью

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Оздоровление детей с отклонениями

интеллектуального развития.

Крылова И.И воспитатель

МБДОУ «ЦРР – Детский сад №51»

В современных условиях развития нашего общества наблюдается резкое ухудшение состояния здоровья детей, а особенно детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся   детских домах. Сиротство как фактор разрушает  эмоциональные связи ребенка с окружающей его социальной средой, с миром взрослых и сверстников, вызывает глубокие вторичные нарушения физического, психического и социального развития.

В  детской дом поступают дети с низкими физическими и умственными показателями, с тяжелой перинатальной патологией, отягощенной алкоголизмом родителей, с низким иммунным статусом. Все дети  с грубыми нарушениями речи, поведения, воспитания, интеллекта. К моменту поступления в детский дом большая часть перенесла по 3 – 4 и более тяжелых заболеваний, лечение в реанимационных отделениях, инфекционных стационарах. Последние обследования детей показали, что у 30% детей воспитывающихся в детском доме аллергический дерматит, у 25% заболевания почек, у 20% заболевания сердца, у 40% туберкулезная инфекция.

В настоящее время возникло особое направление в педагогике: «педагогика здоровья», разрабатываются новые подходы к оздоровлению детей, создаются здоровьесберегающие технологии. По данным отечественных и зарубежных исследований, здоровье человека зависит от 4 факторов – это от окружающей среды, наследственности, уровня развития здравоохранения, от собственного образа жизни. Конечно, повлиять на первые три фактора мы не сможем, но вот образ жизни нас самих и наших воспитанников целиком зависит от нас, т.е. роль педагогов состоит в организации педагогического процесса, сберегающего здоровье ребенка и воспитывающего ценностное отношение к здоровью.

        В  детском доме разработана программа «Здоровье», которая включает работу по двум направлениям:

  • создание условий для охраны, укрепления и совершенствования здоровья воспитанников детского дома и формирование у них представлений о роли здоровья в жизни человека (касается всего периода пребывания ребенка в дошкольном учреждении).
  • формирование у дошкольников потребности быть здоровыми, вести здоровый образ жизни и владеть средствами сохранения и укрепления здоровья (особенно значимо для 4 года обучения – программа выделяет специальные часы для проведения «уроков здоровья»).

Педагогический и медицинский персонал работают в тесном контакте. Задачи обучения, воспитания и оздоровления взаимосвязаны и ориентированы на каждого ребенка с учетом его здоровья и уровня развития. Обеспечение индивидуального подхода к ребенку-олигофрену реализовывается при организации всех видов работы воспитателя с детьми. Такой подход необходим, прежде всего, потому что дети одного календарного возраста в силу поражения ЦНС, существенно различаются по ряду психофизиологических показателей, по темпам роста и развития. Это сказывается на их способностях к восприятию к умению трудиться, управлять своим здоровьем.

Приоритетным направлением является физическое воспитание и развитие детей  сирот.  В детском доме сложилась и действует комплексная система физкультурно-оздоровительной работы.

Основными задачами коллектив считает:

  • охрану и укрепление здоровья детей;
  • создание условий для реализации потребностей в двигательной активности;
  • формирование жизненно-необходимых двигательных умений и навыков;
  • воспитание потребности в здоровом образе жизни;
  • обеспечение физического и психического благополучия.

Вся работа детского дома по физическому воспитанию строится с учетом физической подготовленности малышей и имеющихся отклонений в состоянии здоровья и опирается на результаты комплексного обследования, которое проводится два раза в год «весна - осень».

В воспитательно-образовательном процессе детей 4 года обучения выделяются специальные часы для проведения «уроков здоровья». Эти занятия проводятся воспитателем один раз в неделю, продолжительность - 30 минут.

«Уроки здоровья» состоят из двух частей. В первой части занятия решаются задачи познавательного цикла (детей знакомятся со строением организма, основами его безопасности). По форме это дидактические и сюжетные игры, самостоятельная исследовательская деятельность детей, познавательные досуги, викторины. Во второй части занятия разучиваются приемы и методы оздоровления организма: самомассаж, гимнастика на профилактику нарушения осанки, плоскостопия, близорукости, физкультминутки, пальчиковый игротренинг, ритмические танцы, подвижные игры, психогимнастика.

Только создание комфортного микроклимата способствует достижению оптимального результата от «уроков здоровья». Непременным условием является постоянное наблюдение за самочувствием детей. Все упражнения должны выполняются на фоне позитивных ответных реакций ребенка. Надо всегда помнить заповедь Гиппократа «Не навреди!». Педагог должен обеспечивать эмоциональное тепло и поддержку каждому ребенку, демонстрировать только положительное выраженное отношение к детям.

Результаты обследования детей показали, что организованная таким образом воспитательно–образовательная работа положительно влияет на развитие детей. К концу года дети улучшили свои показатели физического развития. Работа по оздоровлению детей способствовала укреплению психического развития, нормализации социально - адаптивной сферы детей.

        Так, осмотренные в годовой динамике дошкольники подготовительной группы дали положительные результаты в своем развитии: 18% в развитии общей моторики,13 % в развитии тонкой моторики, 7 % - в общем, интеллектуальном развитии. Все воспитанники усвоили программный материал, дети стали общительнее и более доброжелательными.

        Отмечена тенденция к снижению простудных заболеваний.

Разработанные интересные занятия о важности сохранения и укрепления здоровья позволили сформировать у детей потребность быть здоровыми, вести здоровый образ жизни и развить у детей представление о своем здоровье и средства его укрепления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи для детей с отклонением в развитии «Зима в лесу» (1-2 лет)

В занятии; закрепляем знания детей о  сезонных явлениях природы. Расширяем знания детей об окружающем, создаем двигательную и речевую реакцию на происходящее. Побуждаем детей, с помощью художеств...

Практикум для родителей и детей, имеющих отклонения в развитии (с задержкой психического развития) «Домашняя игротека»

Цель практикума:Раскрыть родителям педагогическое значение развивающих игр и руководства ими. Обратить внимание родителей на то, что ребенок воспитывается в деятельности, и поскольку игра является осн...

Практикум для родителей детей, имеющих отклонения в развитии (с задержкой психического развития ) (коррекционно-развивающие игры на развитие психических процессов у детей)

Цель практикума: Раскрыть родителям педагогическое значение развивающих игр и руководства ими. Обратить внимание родителей на то, что ребенок воспитывается в деятельности, и поскольку игра являет...

Проект: "Развитие связной речи у детей с отклонением в развитии"

Развитие связной речи у детей с отклонением в развитииРазвитие связной речи у детей с отклонением в развитии с помощью дидактических игр•Выявить способность актуализировать имеющиеся сведения;•Формиро...

Оздоровление детей с отклонениями интеллектуального развития.

Встатье говорится об оздоровлении детей с ОВЗ...