Симпозиум «Работа в ДОУ по сохранению и укреплению здоровья воспитанников»
учебно-методический материал на тему

Воробьева Татьяна Викторовна

«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы»

                                                                                                                         В.А. Сухомлинский. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Симпозиум

«Работа в ДОУ по сохранению и укреплению здоровья воспитанников»

Цель: обсуждение темы «Сохранение и укрепление здоровья воспитанников, создания оздоровительного микросоциума в ДОУ»

План работы:

  1. Доклад «Работа в ДОУ по сохранению и укреплению здоровья воспитанников» - Старший воспитатель Воробьева Т.В.
  2. Рекламная пауза «Бабушка и красная шапочка»
  3. Практическая консультация «Физическое развитие на занятиях по логоритмике» - учитель – логопед «Сокольникова Ю.Г.
  4. Практическая консультация «Роль игровой мотивации в развитии интереса дошкольников к физической культуре» - воспитатель Алексеева С.Г.
  5. Рефликсивно – ролевая игра  «Что мешает ребенку в нашем детском саду быть здоровым?» (обсуждение проблем)
  6. Тренинг «Муха», «Клубок»

1.        Доклад «Работа в ДОУ по сохранению и укреплению здоровья воспитанников» - Старший воспитатель Воробьева Т.В.

«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы»

                                                                                                                         В.А. Сухомлинский. 

В концепции дошкольного воспитания решению проблем, связанных с охраной и укреплением здоровья детей, отводится ведущее место.

Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей - одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как

  • Закон РФ «Об образовании» (ст. 51)
  • «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

А так же Указами Президента России

  • «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения РФ»   
  • «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в РФ».

        Данные разных исследований показывают, что за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь 10% от контингента детей, поступающих в школу. Вместе с тем по прежнему наблюдается "перекос" образовательных программ дошкольных учреждений в сторону предметной подготовки к школе, что не обеспечивает формирования тех качеств личности, которые помогают ребенку учиться: в школу приходят дети читающие, считающие, но имеющие скудный сенсорный опыт (по данным учителей начальной школы). Особо следует отметить отсутствие у детей физических качеств (усидчивости, умения напрягаться без ущерба для здоровья, элементарно корректировать свое эмоциональное состояние, переключаться с одной деятельности на другую), то есть тех показателей, которые тесно связаны с самовоспитанием. Надо помнить, что положительные результаты в оздоровлении дошкольников возможны только при совместной работе всего коллектива сотрудников ДОУ, в понимании важности, значимости всех форм оздоровительной работы с детьми. 
      Дошкольный период является наиболее благоприятным для формирования здорового образа жизни. Осознание ребенком своего "Я", правильное отношение к миру, окружающим людям — все это зависит от того насколько добросовестно, с любовью, грамотно воспитатель строит свою работу.

       Здоровый образ жизни — это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях, дети могут оказаться в неожиданных ситуациях на улице и дома, поэтому главной задачей является развитие у них самостоятельности и ответственности. Все, чему мы учим детей, они должны применять в реальной жизни. Особое внимание следует уделять следующим компонентам ЗОЖ: 
      • занятия физкультурой, прогулки; 
      • рациональное питание, соблюдение правил личной гигиены,  создание условий для полноценного сна; 
      • дружелюбное отношение друг к другу, развитие умения слушать и говорить, умения отличать ложь от правды 
     • бережное отношение к окружающей среде, к природе 
     • медицинское воспитание, своевременное посещение врача, выполнение 
различных рекомендации, прохождение медосмотра детей ежегодно

      • формирование понятия "не вреди себе сам" 

       Реализация физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ требует совместной деятельности педагогов и медицинской сестры. На педагогическом совете медсестра __ сделает анализ состояния здоровья воспитанников нашего д/сада за прошлый год и расскажет о проводимых оздоровительных мероприятиях во взаимодействии с воспитателями. А также мы представим программу разработанную совместно с медсестрой, управляющим советом и администрацией в ДОУ по сохранению и укреплению здоровья воспитанников нашего детского сада.

       Большую часть времени в дошкольном учреждении ребенок находится в группе, поэтому от того, насколько грамотно будет построена деятельность воспитателя по организации оздоровительной работы с детьми, зависит сохранение и укрепление их здоровья.

Современные здоровьесберегающие технологии в ДОУ.

Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в системе дошкольного образования, отражают две линии оздоровительно-развивающей работы:

∙ приобщение детей к физической культуре;

∙ использование развивающих форм оздоровительной работы.

Акцент смещается от простого лечения и профилактики болезней на укрепление здоровья как самостоятельно культивируемой ценности, необходим комплекс эффективных лечебно-профилактических мер, система надежных средств коррекции психофизического развития на протяжении всего дошкольного детства.

Стремление к комплексности понятно и оправдано, так как здоровый ребенок рассматривается в качестве целостного телесно-духовного организма, требующего индивидуально-дифференцированного подхода. Результат должен заключаться в том, что эффект одной оздоровительной меры закрепляется в виде устойчивого, константно-целостного психосоматического состояния, которое дает начало воспроизведения в режиме саморазвития.

С точки зрения современных подходов к педагогике, совместная творческая деятельность детей и педагога является внутренним основанием единства телесного и духовного в жизни ребенка.

Формы организации здоровьесберегающей работы:

∙ непосредственно образовательная деятельность;

∙ самостоятельная деятельность детей;

∙ подвижные игры;

∙ утренняя гимнастика (традиционная, дыхательная, звуковая);

∙ двигательно-оздоровительные физкультминутки;

∙ физические упражнения после дневного сна;

∙ физкультурные прогулки;

∙ физкультурные досуги;

∙ спортивные праздники.

Существующие здоровьесберегающие образовательные технологии можно выделить в три подгруппы:

∙ организационно-педагогические технологии, определяющие структуру воспитательно-образовательного процесса, способствующие предотвращению состояния переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний;

∙ психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой педагога с детьми;

∙ учебно-воспитательные технологии, которые включают программы по обучению заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья.

Здоровьсберегаюшие технологии, технологии сохранения и стимулирования здоровья.

Стретчинг – не раньше чем через 30 мин после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин со среднего возраста в физкультурном или музыкальном залах, либо в групповой комнате, в хорошо проветренном помещении специальные упражнения под музыку. Рекомендуется детям с вялой осанкой и плоскостопием.

Динамические паузы – во время занятий, 2–5 мин, по мере утомляемости детей. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной и других гимнастик в зависимости от вида деятельности.

Подвижные и спортивные игры – как часть непосредственно образовательной деятельности, на прогулке, в групповой комнате – малой, средней и высокой степени подвижности. Ежедневно для всех возрастных групп. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В детском саду мы используем лишь элементы спортивных игр.

Релаксация – в любом подходящем помещении, в зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп. Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы.

Гимнастика пальчиковая – с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время).

Гимнастика для глаз – ежедневно по 3–5 мин в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста. Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога.

Гимнастика дыхательная – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры.

Динамическая гимнастика – ежедневно после дневного сна, 5–10 мин.

Гимнастика корригирующая – в различных формах физкультур-но-оздоровительной работы. Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей.

Гимнастика ортопедическая – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы.

Технологии обучения здоровому образу жизни.

Непосредственно образовательная деятельность – 2–3 раза в неделю в спортивном или музыкальном залах. Ранний возраст – в групповой комнате 8–10 мин. Младший возраст – 15 мин, средний возраст – 20 мин, старший возраст – 25–30 мин. Перед образовательной деятельностью необходимо хорошо проветрить помещение.

Проблемно-игровые (игротренинги и игротерапия) – в свободное время, можно во второй половине дня, время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом. Деятельность может быть организована незаметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности.

Коммуникативные игры – 1–2 раза в неделю по 30 мин со старшего возраста. Организованная деятельность строится по определенной схеме и состоит из нескольких частей. В нее входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, рисование, лепка и др.

Коррекционные технологии.

Технологии музыкального воздействия – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы; либо отдельная организованная деятельность 2–4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей. Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр.

Сказкотерапия. Организованная деятельность используется для психологической терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, группа детей, а остальные дети повторяют за рассказчиками необходимые движения.

Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

Закаливание – важное звено в системе физического воспитания детей. Оно обеспечивает тренировку защитных сил организма, повышение его устойчивости к воздействию постоянно изменяющихся условий внешней среды. Закаливание дает оздоровительный эффект только при условии его грамотного осуществления и обязательного соблюдения следующих принципов:

∙ закаливающие мероприятия гармонично вписываются во все режимные моменты;

∙ проводятся систематически на фоне оптимального теплового состояния детей, на фоне их положительного эмоционального настроя;

∙ проводятся с учетом индивидуальных, возрастных особенностей детей, состояния здоровья, уровня закаленности;

∙ сила воздействия и длительность закаливающих процедур увеличивается постепенно.

Любая закаливающая процедура дает положительный результат только в комплексе закаливающих мероприятий, проводимых в повседневной жизни ДОО. Необходимо составить программу закаливания по каждой группе с учетом возраста, группы здоровья детей, разработать схему индивидуальных программ заливания на год, где отражается перечень закаливающих мероприятий, проводимых в течение дня. Программа согласовывается с врачом дошкольной организации и утверждается заведующим ДОУ.

Из всего богатого выбора существующих форм закаливания можно выделить наиболее доступные:

∙ нахождение детей в групповой комнате в облегченной одежде в течение дня;

∙ проведение утренней гимнастики на свежем воздухе в течение года.

Использование специальных форм здоровьесберегающих технологий с применением развивающей программы оздоровления приводит не только к сохранению, но и к развитию здоровья воспитанников.

Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.

       Рекламная пауза «Бабушка и красная шапочка»  

     

А теперь рекламная пауза «Бабушка и Красная шапочка» (обыгрывают воспитатели).
Входят Красная шапочка и ее Бабушка. Между ними происходит такой диалог:
- Бабушка, бабушка, почему у тебя такое морщинистое лицо:
- Это потому что я не любила умываться по утрам и вечерам, моя внученька.
- Бабушка, а почему у тебя такие желтые зубы?
- Потому, что я их не чистила и курила, как и твой дедушка.
- Бабушка, бабушка, почему у тебя такие тусклые глаза?
- Потому, что я не любила есть морковь, моя внученька.
- Бабушка, бабушка, а почему ты вся дрожишь и медленно ходишь?
- Это потому, моя Деточка, что по утрам не делала зарядку
В один голос:  Если: не хочешь, что бы тебя съел Серый волк, как бабушку, веди здоровый образ жизни!

3.        Практическая консультация «Физическое развитие на занятиях по логоритмике» - учитель – логопед «Сокольникова Ю.Г.

4.        Практическая консультация «Роль игровой мотивации в развитии интереса дошкольников к физической культуре» - воспитатель Алексеева С.Г.

5.        Рефликсивно – ролевая игра  «Что мешает ребенку в нашем детском саду быть здоровым?» (обсуждение проблем)

Рефлексивно-ролевая игра.

«Что мешает ребёнку в нашем детском саду быть здоровым?».

Мы сознательно поставили вопрос о негативных воздействиях на ребёнка в детском саду, так как начинать необходимо с тех причин, на последствия которых мы можем повлиять, не затрагивая глобальные: неблагоприятную экологию, наследственную предрасположенность и пр. Участники игры объединяются в следующие группы: «Воспитатели», «Администрация», «Специалисты».

Участникам каждой группы необходимо определить те причины, которые, с их точки зрения, мешают ребёнку, посещающему наш детский сад, быть здоровым.

  1. Тренинг

Упражнение «Муха»

Цель: снятие напряжения с лицевой мускулатуры.

Сядьте удобно: руки свободно положите на колени, плечи и голова опущены, глаза

закрыты. Мысленно представьте, что на ваше лицо пытается сесть муха. Она садится то

на нос, то на рот, то на лоб, то на глаза. Ваша задача: не открывая глаз, согнать

назойливое насекомое.

Упражнение “Клубок”

Участники встают в шеренгу и берут друг друга за руки, затем первый начинает

закручиваться вокруг своей оси и тянет за собой остальных, пока не получиться

«спираль». В этом положении участники должны пройти некоторое расстояние. Можно

предложить группе в конце своего движения осторожно присесть на корточки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Активные формы работы с родителями направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников».

Проблема здоровья дошкольников в настоящее время очень актуальна, как для дошкольного учреждения, так и для родителей. Здоровье и физическое развитие детей в ДОУ требует постоянного пристального внима...

Методическая разработка "Работа в ДОУ по сохранению и укреплению здоровья воспитанников"

Методическая разработка "Работа в ДОУ по сохранению и укреплению здоровья воспитанников"...

Презентация "Работа в ДОО по сохранению и укреплению здоровья воспитанников"

Презентация "Работа в ДОО по сохранению и укреплению здоровья воспитанников"...

Доклад на педсовет Тема педсовета: "Работа ДОУ по сохранению и укреплению здоровья воспитанников" Тема выступления: "Система оздоровительной работы в ДОУ с помощью нетрадиционного оборудования"

Доклад на педсоветТема педсовета: "Работа ДОУ по сохранению и укреплению здоровья воспитанников"Тема выступления: "Система оздоровительной работы в ДОУ с помощью нетрадиционного оборудо...

Методическая разработка «Работа в ДОУ по сохранению и укреплению здоровья воспитанников»

laquo;Работа в ДОУ по сохранению и укреплению здоровья воспитанников»...

Доклад на педсовет Тема педсовета: "Работа ДОУ по сохранению и укреплению здоровья воспитанников" Тема выступления: "Система оздоровительной работы в ДОУ с помощью нетрадиционного оборудования"

Доклад на педсоветТема педсовета: "Работа ДОУ по сохранению и укреплению здоровья воспитанников"Тема выступления: "Система оздоровительной работы в ДОУ с помощью нетрадиционного оборудо...

Анализ работы временно-проблемной группы по теме «Организация работы по сохранению и укреплению здоровья воспитанников» дошкольной ступени №2 за 2022/2023 учебный год

Физкультурно-оздоровительная работа в ДО - это целенаправленная и систематически спланированная работа всего коллектива образовательного учреждения....