Главные вкладки

    Групповые психологические занятия со старшими дошкольниками - как средство профилактики зависимого поведения.
    статья (старшая группа) на тему

    Менькова Анжелика Юрьевна

    Анализ моего опыта коррекционно - развивающей групповой работы со старшими дошкольниками по развитию эмоционально - личностной сферы.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon statya.doc56 КБ

    Предварительный просмотр:

    Групповые психологические занятия со старшими дошкольниками – как средство первичной профилактики зависимого поведения.

                                                                                            Менькова А.Ю.

                                                                                                педагог – психолог

                                                                                            МБДОУ д/с №50

    Понятие «зависимое поведение» в наше время получило распространение не только в среде специалистов, но и в повседневной жизни. У каждого человека существует множество привязанностей, но в психологии «зависимым» принято называть деструктивное поведение, которое выражается в стремлении уйти от реальности путем изменения своего психического состояния посредством приема химических веществ или постоянной фиксацией на другом предмете или объекте. Этот процесс сопровождается развитием интенсивных эмоций и начинает управлять жизнью человека, который становится беспомощным перед своим пристрастием. Само зависимое поведение, как правило, не одобряется обществом, поэтому зависимый вынужден его скрывать для того, чтобы оставаться в социуме.

    Принято выделять следующие признаки зависимого поведения:

    - непреодолимое влечение к объекту зависимости;

    - оно повторяется автоматически и неосознанно;

    - ему свойственно нарастающее внутреннее напряжение, пока объект не будет употреблен;

    - игнорирование и отрицание проблем, вызванных последствиями зависимого поведения;  

    - часто сопровождается тревожными, депрессивными состояниями, агрессивным поведением, социальной дезадаптацией.

    Зависимости разделяются на химические и эмоциональные. Химические зависимости могут быть вызваны такими веществами, как: наркотики, алкоголь, шоколад, транквилизаторы, снотворное, курительные смеси, кофе. Эмоциональная зависимость - это расстройство пищевого поведения, трудоголизм, игромания, участие в группе фанатов и сектах, отношения с партнером, который постоянно унижает и оскорбляет.

    Предпосылки зависимого поведения формируются в первые годы жизни  ребенка. Для того, чтобы в дальнейшем не попасть в эту ловушку, ребенок должен пройти и успешно завершить 2 этапа своего развития:

    1 этап (от зачатия до 1 года) – симбиоз или «слияние» с матерью. Если на этом этапе матерью удовлетворяются все потребности ребенка в еде, тактильном и эмоциональном утешении, безопасности, то в год у него формируется надежная и устойчивая привязанность к значимым взрослым и появляется базовое доверие к миру.

    2 этап (от 1 до 3 лет) – отделение и развитие индивидуальности. На этом этапе важно позволить ребенку без риска изучать окружающий мир, уважать потребность в развитии внутреннего управления эмоциями, учить открыто говорить о своих потребностях. Успешным завершением этого этапа будет психологическое отделение от родителей.

    В случае не завершения одного из этих этапов, у ребенка, а в дальнейшем и у взрослого человека, появляются сложности в умении различать свои чувства, свои истинные потребности и способы их удовлетворения. Он остается инфантильным, неспособным брать ответственность за свою жизнь, имеет низкую самооценку.

    Педагог – психолог ДОО оказывает поддержку родителям в осознании сложностей, которые могут возникнуть у детей в будущем и предоставить с помощью групповых занятий уникальную возможность для создания позитивных моделей взаимодействия с социумом и коррекции отклоняющегося поведения.  

     Психопрофилактическая работа личностно – ориентирована на ребенка и его семью и состоит из нескольких этапов: диагностического, информационно - просветительского и практического.

    Диагностический этап включает: диагностику личностных особенностей ребенка, его интересов и способностей, а также получение информации о составе семьи и характере семейных взаимоотношений. Для диагностики использую: беседы с родителями и воспитателями, наблюдение за поведением ребенка, проективные методики, тесты для родителей. На этом этапе  можно предположительно выделить психологическую проблему и выделить детей с такими нарушениями эмоционально – волевой сферы, которые в дальнейшем могут оказать влияние на формирование зависимого поведения.

    К «группе риска» относятся:

    - тревожные и импульсивные дети;

    - застенчивые и замкнутые;

    - конфликтные и агрессивные;

    - часто болеющие дети, дети – аллергики;

    - дети с ОВЗ.

    Второй этап профилактической работы – информационно-просветительский.

    Предполагает взаимодействие со всеми субъектами образовательного процесса (воспитанниками, педагогами, родителями).

    Это наиболее привычное направление психопрофилактики в форме лекций, бесед, обсуждения видеоматериалов, распространение буклетов и специальной литературы.

    Перспективному развитию данного направления может способствовать отказ от медико-биологического подхода и запугивающей информации о неблагоприятных последствиях зависимого поведения.

    Практический этап предполагает проведение групповых занятий с детьми, групп поддержки для родителей и педагогов ДОО.

    Групповые занятия с детьми являются эффективной формой психологической работы. При проведении занятий использую следующие технологии и методы: игры (коммуникативные, ролевые, психогимнастические), игры, направленные на развитие произвольности и воображения), элементы сказкотерапии, эмоционально – символический метод (групповое обсуждение чувств и направленное рисование), элементы гештальт-терапии, релаксационный метод.

    Основными целями этих занятий являются:

    - умение определять свое эмоциональное состояние в ситуации «здесь и сейчас»;

    - формирование навыков удовлетворения актуальных потребностей, используя собственные ресурсы, ресурсы педагога и группы;

    -осознание ценности и уникальности своей личности, своего тела и жизни;

    - умение определить эмоциональное состояние другого человека по вербальным и невербальным признакам;

    - формирование навыков сопереживания и сочувствия.

    Обязательным условием эффективности групповых занятий с детьми является их регулярность. Они проводятся 1 раз в неделю, по 30 минут с группой не более 8 человек. Большое значение имеет расположение детей в помещении. Рассаживание полукругом на стульчиках или ковре дает возможность психологу видеть всю группу, а детям – хорошо видеть его.

    Для целенаправленной системной работы с детьми по осознанию и  принятию ими своих чувств, в первую очередь необходимо определиться, на какие эмоции опираться. Для старших дошкольников беру за основу 5 базовых эмоций: радость, грусть, злость, страх, удивление и обиду, которая является заблокированной агрессией.

    С самого начала групповое занятие имеет постоянную структуру. В своей работе использую классический вариант тренинга:

    1. Ритуал приветствия
    2. Разминка
    3. Мотивационная часть или введение в тему занятия
    4. Практическая часть
    5. Ритуал прощания

    Ритуалы «приветствия – прощания» являются психологической границей занятия и дают возможность детям отделить одну часть занятия от другой. Кроме того, ритуалы – это способ создания и поддержания общности участников группы. В начале каждого занятия все дети по очереди здороваются с зайчиком Степой и рассказывают ему и всем присутствующим про свое настроение. Если ребенок в этот момент чем-то расстроен или обижен, он имеет возможность поделиться своими чувствами с группой и изменить свое состояние в этом пространстве.

    Разминка является средством воздействия на эмоциональное состояние детей, уровень их активности, выполняет важную функцию настройки на продуктивную групповую деятельность. Разминку провожу не только в начале занятия, но и между отдельными упражнениями и подбираю их в зависимости от актуального состояния группы.  Определенные разминочные игры позволяют активизировать детей, поднять их настроение, другие, напротив, направлены на снятие эмоционального чрезмерного возбуждения.

    Введение в тему текущего занятия (мотивационная часть) – самостоятельный и важный этап встречи.  Его функция состоит не только в том, чтобы донести до сведения детей тему занятия, но и замотивировать их на серьезную работу. Для введения в содержание использую следующие приемы: рассматривание сюжетных картинок с изображением эмоциональных состояний человека, приглашение в путешествие, прослушивание музыкальных произведений, рассказывание сказок и др.

          На основном этапе занятия реализуются задачи практического характера в соответствии с           конкретной темой, позволяющие определять свое эмоциональное состояние и говорить об этом, формировать способности адекватно реагировать на эмоциональные проявления сверстников, развить навыки доброжелательного отношения к партнеру при любых обстоятельствах.

    В своей работе я использую: программу психолого-педагогических занятий для дошкольников «Цветик – семицветик» (под ред. Н.Ю.Куражевой), программу групповых развивающих занятий для дошкольников О.В.Хухлаевой «Тропинка к своему Я», сказкотренинг для дошкольников «Я играю чувства» В.А.Савельевой, Л.В.Фоминой.

    Практическая часть включает в себя использование интерактивных методов: игры, беседы по пиктограммам, проигрывание сказок по ролям, в т.ч. с использованием мягких игрушек, придумывание историй, рисование своих чувств, с последующим обсуждением и др.

    Ролевая игра в тренинге имеет свои отличия от ролевой игры в традиционных видах деятельности дошкольников. Если в классической сюжетной игре (больница, школа, парикмахерская) ребенок обыгрывает известные ему роли, то при инсценировке сказочных историй на психологических занятиях у него появляется возможность проиграть различные поведенческие паттерны, обмениваться ролями, что позволяет получить новый опыт поведения и ассимилировать его.

    Например, при проигрывании сказки «Медвежонок и Баба-Яга», ребенок в начале может быть трусливым Медвежонком, затем – страшной Бабой-Ягой, а в конце – смелым Медвежонком, у которого получилось справиться со своими страхами.

    Таким образом, ролевое проигрывание на психологических занятиях выступает в качестве психотерапевтического средства, поскольку позволяет ребенку проработать определенные конфликтные состояния и снизить остроту переживаний.

    Итоговая часть занятия направлена на снижение мышечного напряжения, укрепления сплоченности группы. Для этого используются телесно-ориентированные и подвижные игры, ритуал прощания с игрушкой.

    Участники любой психологической группы отличаются друг от друга полом, темпераментом, интеллектом, степенью общительности и т.д., поэтому группа становится прообразом реального мира и даёт каждому ребёнку возможность найти своё место в нём. Здесь появляется уникальная возможность познакомиться с разными вариантами эмоциональных и поведенческих проявлений, ощутить реакцию других людей на собственные слова и поступки, понять причины такой реакции (все происходящее обсуждается). В группе ребёнок может в безопасной обстановке обсудить волнующие его проблемы, получить эмоциональную поддержку.

    Результатом групповых занятий обычно является:

    - развитие чувства собственного «Я», отличного от других;

    - выработка умения идентифицировать свои и чужие чувства;

    - развитие способности брать на себя ответственность за свои поступки;

    - формирование способности справляться с фрустрацией;

    - формирование умения следовать устным указаниям.

    Использование в работе с дошкольниками таких психологических и педагогических технологий, которые способствуют формированию у детей положительного социально – психологического опыта, способствует первичной профилактике зависимого поведения.

     

    Список литературы:

    1. Кудрина Г.А., Ковалева Е.Б. Психологические защиты у дошкольников. Диагностика и коррекция. - Иркутск, 2000.
    2. Кузнецова Л.В., Панфилова М.А. Формирование нравственного здоровья дошкольников: Занятия, игры, упражнения. - М.: Сфера, 2002.
    3. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. - М.; Воронеж, 1997.
    4. Развитие общения дошкольников со сверстниками / Под ред. А.Г. Рузской. - М: Педагогика, 1989. - 216 с.
    5. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / Под ред. А.В. Запорожца, Я.З. Неверович. - М, 1986.
    6. Репина Т.А., Смолева Т.О. Проявление неуверенности у старших дошкольников и пути ее коррекции. - М. 1995.
    7. Эмоциональное развитие дошкольника / Под. ред. А.С. Кошелевой. - М., 1987.
    8. Якобсон С.Г., Морева Г.И. Образ себя и моральное поведение дошкольников // Вопросы психологии. - 1986. - № 6.

     

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Профилактика оптической дисграфии на музыкальных занятиях со старшими дошкольниками»

    Как музыкальный руководитель, на своих занятиях я уделяю внимание на развитие пространственных представлений, развитие зрительной памяти, запоминание букв при помощи музыкальных упражнений....

    Конспект занятия по развитию эмоционально-волевой сферы старших дошкольников « Волшебные средства понимания»

    Цель:·        Стимулировать моторное и эмоциональное самовыражение;·        Дифференцировка слухового восприятия;·...

    Психологическое занятие по коррекции эмоционально-волевой сферы и агрессивного поведения с детьми дошкольного возраста по теме: "Мой гнев"

    Данный материал можно использовать в диагностической и коррекционно-развивающей работе эмоционально-волевой сферы и агрессивного поведения с детьми дошкольного возраста. Может быть интересен для психо...

    Обобщение опыта работы по физической культуре на тему: «Сюжетные физкультурные занятия, как средство развития интереса к физкультурным занятиям у старших дошкольников».

    Уроки физической культуры – основное звено в цепочке оздоровления детей. Они содействуют укреплению здоровья, правильному физическому развитию и закаливанию организма, а также умственной и физической ...

    Методические рекомендации для воспитателей на тему: «Игра – как средство профилактики конфликтного поведения у старших дошкольников».

    Данные методические рекомендации предназначены для воспитателей ДОУ  с целью расширить круг приемов и методов работы с детьми  в формировании навыков разрешения конфликтных ситуаций. Воспита...

    Игра как средство профилактики агрессивного поведения у детей раннего и младшего возраста.

    Что такое агрессия, каковы причины агрессивного поведения у детей. Игра как средство профилактики агрессии....

    Групповое психологическое занятие «Дружное солнышко»

    Групповое психологическое занятие «Дружное солнышко»...