Конспект по опытно-экспериментальной деятельности для детей на тему «Вода и её свойства»
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Юсупова Хадиджа Хизбуллаевна

Трудно найти на земле место, где бы не было воды. Вода есть всюду. Каждому растению, каждому животному нужна вода. Они не могут жить без воды, так же как и мы с вами. Для жизни человека вода имеет очень важное значение. Поэтому, берегите питьевую воду.

Результатом экспериментирования предполагается определение свойств воды, имеющих способность меняться в зависимости от окружающей среды и воздействия на воду.

Вывод о свойствах воды дети делают самостоятельно на основании собственного опыта по постановке эксперимента.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Вода и её свойства48.22 КБ

Предварительный просмотр:

gerb1

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 29 (МБДОУ д/с № 29)

143405, Московская область, г. Красногорск, Красногорский бульвар д. 15

Конспект по опытно-экспериментальной деятельности для детей в подготовительной группе № 2

на тему «Вода и её свойства»

Подготовила:

Юсупова Х.Х.

воспитатель группы

г. Красногорск, Московская область

2017г.

НОД по опытно – экспериментальной деятельности для детей подготовительной группы.

Вода и её свойства

Форма обучения: исследовательская деятельности детей.

Цель: Совершенствовать представления детей о воде.

Задачи:

1. Образовательные

 - ввести в словарь понятие «водохранилище»;

 - активизация словаря: озеро, родник, ключ, источник, полноводная, могучая, прозрачная, мутная, бесцветная, течёт, переливается;

 - обогащение словаря: водохранилище, запруды, специалисты, эксперимент, лаборатория, красители, вещества, растворы, гейзеры.

 - обобщить знания детей о значении воды в жизни человека;

 - познакомить с некоторыми свойствами воды.

- познакомить с географической картой Мира.

- через игру познакомить с круговоротом воды в природе.

2. Развивающие

- развитие наблюдательности у детей их умения сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно – следственные зависимости и делать выводы, умозаключения

3. Воспитательные

 - воспитывать бережное отношение к воде.

- воспитывать аккуратность при работе.

- воспитывать экологическую культуру

Планируемый результат

Результатом экспериментирования предполагается определение свойств воды, имеющих способность меняться в зависимости от окружающей среды и воздействия на воду.

Вывод о свойствах воды дети делают самостоятельно на основании собственного опыта по постановке эксперимента.

Предварительная работа

- разучивание игры «Ручеёк»

- рассматривание, чтение «Большой детской энциклопедии дошкольника», раздел «Наша планета Земля»,

- составление модели «Как человек воду использует»

Оборудование: прозрачные пластиковые стаканчики, емкости разной формы, мука, соль, сахар, молоко,  краски, кисточка, вата, воронка, растительное масло, салфетки, трубочки коктейльные, кувшин с водой, комнатный цветок в горшке, песок (земля), географическая карта Мира.

Ход занятия:

(Дети сидят полукругом)

- Давайте посмотрим на большую географическую карту Мира, чтобы узнать, чему посвящается наше занятие.

- Какого цвета больше всего на карте? (ответы детей)

- Правильно, голубого.

- А вы знаете, что означает голубой цвет на карте? (ответы детей)

- Правильно, воду. Вода на карте - это океаны, моря, озёра и реки. И мы поговорим сегодня о воде.

А кто мне скажет, какая вода в океанах и морях, в озерах и реках? (солёная и пресная)

- Правильно, пресная вода - это вода без солей. А в морях, в океанах, как вы знаете, вода - солёная. Жить в такой воде, питаться могут только морские обитатели. А людям употреблять такую воду не возможно.

- Ребята, а что было бы,  если бы не было воды?

Что бы произошло? Как вы думаете?

-Да, ребята, без воды всё живое на свете погибнет. Вода – это жизнь!

Воспитатель читает стихотворение   Н. Рыжова

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране,

Как сосулька, замерзает,

В лес туманом заползает,

Ледником в горах зовётся,

Лентой серебристой вьётся,

Мы привыкли, что вода

Наша спутница всегда.

Без нее нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без нее нам не прожить.

Воспитатель:

- Ребята, у воды есть свои свойства, а какие, мы скоро узнаем.

- Для этого, я хочу пригласить вас в лабораторию. А вы знаете, что такое лаборатория?

(Это  место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты.)

- Давайте сегодня мы с вами превратимся в таких учёных и будем проводить опыты по исследованию воды, и определять её свойства.

- Для проведения опытов нам понадобятся некоторые материалы. Посмотрите на наш лабораторный стол, он полностью готов к работе. Занимайте свои рабочие места.

- Прежде чем приступить к работе, давайте потренируем наши пальчики, ведь им  сейчас придётся немного поработать.

Пальчиковая гимнастика «ДОЖДИК»

Раз, два, три, четыре, пять,              Удары по столу пальчиками. (Левая
                                                           начинает с мизинца, правая —с большого пальца.)

Вышел дождик погулять.                Беспорядочные удары по столу
                                                           пальчиками обеих рук.)

Шел неспешно, по привычке.          «Шагают» средним и указательным
                                                           пальчиками обеих рук по столу.

А куда ему спешить?                        Ритмично ударяют то ладонями, то
                                                           кулачками по столу.

Вдруг читает на табличке:    

«По газону не ходить!»

Дождь вздохнул тихонько:              Часто и ритмично бьют в ладоши

— Ох!                                                 Один хлопок

И ушел.                                              Ритмичные хлопки по столу.

Газон засох.        

  - Приступим к нашему исследованию. 

  Опыты:

  1. Какой формы вода?

         На столе лежит кубик и шарик. Воспитатель спрашивает, какой формы эти предметы (ответы детей). А имеет ли форму вода? Для этого возьмем  бутылочку и наполним ее водой. Нальем эту воду в широкую баночку. Форма, которую принимает вода, все время изменяется. 

Вывод: вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода – жидкость. Вспомните лужи после дождя. На асфальте они растекаются, в ямках собираются, а в землю впитываются их не видно, только земля влажная. И так вода не имеет формы.

2. Прозрачная ли вода?

    На столе два стакана – один с водой, а другой с молоком.

- Возьмем соломинку (коктейльную трубочку) и поставим ее в стакан с водой. Нам видно соломинку?  (ответы детей)

-  А теперь поставим соломинку в стаканом с молоком. Что мы обнаружили?

Вывод: через воду соломинка видена, а через молоко –не видена. Значит вода прозрачная жидкость.

3. Превращение в воду.

Приносим с улицы ведерко со снегом. Вспоминаем превращение снега на холоде и в тепле. На улице мороз, в комнате тепло. Снег тает - его становится меньше, а воды больше. Вода вначале холодная, а через некоторое время теплеет. Снег, лед, сосульки тают в комнате от тепла, превращаются в воду.

Вывод: снег, лед – это тоже вода, только замерзшая.

4. Вода бывает теплой, холодной, горячей

Я подготовила для вас три стаканчика с водой разной температуры. Попробуйте пальчиком определить, в каком стаканчике вода самая холодная, самая теплая.

В реках, озерах, морях вода разной температуры: и теплая, и холодная. Некоторые рыбы, звери, растения, улитки могут жить только в теплой воде, другие - только в холодной. В холодных морях, реках живет меньше разных животных. В природе есть такие необычные места, где очень горячая вода выходит из-под земли на поверхность. Это гейзеры. От них, как и от термоса с горячей водой, тоже идет пар.

В водоемах вода бывает разной температуры, а кто мне ответит, почему где-то теплые моря и реки, где-то холодные? Кто греет воду на улице? (ответы детей)

5. И с неба тоже идёт вода.

Обрызгать из пульверизатора листья комнатных растений. Когда много мельчайших капелек попадает на лист, они, собираясь вместе, образуют большую каплю или даже небольшую лужицу. Так же как из маленьких капель образовались лужи, в природе из маленьких речушек образуются большие реки. Затем, налить воду на землю и проследить как вода впитывается в воду и кормит растение.

Развивающая игра «Капельки» (круговорот воды в природе)

- Я мама Тучка, а вы - Капельки, и вам пора отправляться в путь. Звучит музыка, напоминающая звуки дождя. Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Мама Туча подсказывает, что им делать. Полетели Капельки на землю. Попрыгали, поиграли.

- Скучно вам стало поодиночке прыгать. Собрались вместе и потекли маленькими веселыми ручейками (капельки составляют ручейки, взявшись за руки). Встретились ручейки и стали большой речкой (капельки соединяются в одну цепочку). Плывут капельки в большой реке, путешествуют.

- Текла-текла речка и попала в большой-пребольшой океан (дети перестраиваются в хоровод и двигаются по кругу). Плавали-плавали Капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала им домой вернуться.

- А тут как раз Солнышко пригрело. (Появляется Солнышко, танцует.) Стали Капельки легкими, потянулись вверх (Капельки поднимаются на носочки, затем вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами Солнышка, вернулись к маме Тучке.

- Молодцы, капельки, хорошо себя вели, прохожим за воротник не залезали, не брызгались. Теперь со мной побудьте, я без вас соскучилась. А потом опять вас отпущу погулять.

6. Поверхностное натяжение воды.

На монету, через пипетку капать воду и следить за тем, когда вода начнет проливаться и сколько капель воды сможет удержать поверхность монеты. Вода поднимется выше края монетки. Однако благодаря поверхностному натяжению вода не перельется через край, лишь ее поверхность слегка изогнется.

7. Имеет ли вода вкус и запах?

         А есть ли у воды вкус?  Дети пробуют воду и высказывают свое мнение. Затем предложить одному ребенку размешать в воде сахар, другому – соль. После растворения веществ, предложить попробовать снова воду на вкус. Что изменилось? У воды появился вкус. Вода стала сладкая, соленая.

Вывод: своего вкуса у воды нет. 

У воды есть запах? (Дети нюхают стакан с простой водой и с соком)

У воды нет  запаха. 

8. В воде одни вещества растворяются, другие не растворяются.

А что случилось с веществами, которые мы положили в воду?   (ответы детей) А теперь давайте попробуем растворить в воде краску муку, землю и подсолнечное масло. Четверо детей выполняют это задание.

- Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Как считают наши учёные? Давайте встанем и пойдём немного погуляем, мы с вами пойдём к реке. (Ортопедическая коррекционная физкультминутка)

Физкультминутка:

К речке быстрой

К речке быстрой мы спустились,                      шагаем на месте

Наклонились и умылись.                                   наклоны вперед, руки на поясе

Раз, два, три, четыре,                                          хлопаем в ладоши

Вот как славно освежились.                              встряхиваем руками

Делать так руками нужно:                                 круги двумя руками вперед

Вместе – раз, это брасс.                                    

Одной, другой – это кроль.                                круги руками вперед поочередно

Все, как один, плывем как дельфин.                 прыжки на месте

Вышли на берег крутой                                     шагаем на месте

И отправились домой.

- Отдохнули, ребята? Тогда занимаем свои места и продолжим изучение воды.

 Обращает   внимание детей на стакан, где растворяли краску, муку, землю и масло.

 - Что же мы видим? (Ответы детей).

Краска растворилась и полностью окрасила воду.

Мука, вначале, придала воде белый цвет, а затем осадок опустился на дно стакана.

Земля осела на дно частично, а часть земли всё еще на поверхности воды.

Также не растворяется масло, оно плавает на поверхности.

Вывод: не все вещества могут растворяться в воде.

9. Изготовление фильтра.

Ребята, посмотрите еще раз на ту баночку, куда мы наливали масло и насыпали землю. Масло и частички земли так и осталось плавать на поверхности воды. Можно пить такую воду и почему? (ответы детей)

- Да, действительно, такая вода не пригодна для питья. А что нужно сделать, чтобы она стала чистой? (ответы детей)

- А вы знаете, это можно сделать, но только с помощью фильтра.

Самый простой фильтр для очистки воды мы можем сделать с вами сами из обычной ваты. Посмотрите, как я это сделаю (Воспитатель показывает, как сделать фильтр.

Затем, как его установить в воронку. Подготовить три воронки).

- Давайте попробуем, как работает наш фильтр. (Трое детей держат воронки на пустыми банками). Я буду очень осторожно, по не многу,  лить загрязненную воду в воронку с фильтром.

- Аккуратно убираем фильтр и смотрим на воду. Какая она стала? (ответы детей)

Куда же делось масло и земля? (ответы детей)

- Мы с вами узнали самый простой способ очистки воды. Но с фильтрованной водой мы с вами сталкиваемся каждый день. Вода, которая попадает к нам, в наши квартиры через краны, тоже фильтрованная. Далеко за городом на различных речках построены запруды, там вода собирается и «хранится» в больших озёрах. Они так и называется – водохранилища. Специалисты следят, что бы эти водоёмы всегда оставались чистыми. Потом вода по каналам и трубам поступает туда, где с помощью сложных фильтров, непохожих на наши, воду очищают от песка, грязи, разных микробов. Чистая вода по трубам приходит в дома, а сильные насосы подают её на все этажи. Поэтому в любой квартире всегда можно набрать чистой, холодной воды из крана.

Питьевую воду нужно беречь. Потому что запас пресной воды на нашей планете уменьшается; реки загрязняются, высыхают, исчезают некоторые небольшие речушки, а глубоководные реки становятся мелкими.

- Посмотрите, здесь течёт ручей (рассматриваем на карте).

- Давайте найдём его начало.

- Как называется место, где начинается ручей? (родник, ключ, источник)

- Откуда в роднике вода? (Она вытекает из под земли)

И в заключении нашего исследования, я хочу сказать следующее:

Человек, запомни навсегда:

Символ жизни на Земле – вода!

Экономь её и береги –

Мы ведь на планете не одни!

Итог НОД.  

 Мы с вами узнали, что вода – одно из самых удивительных веществ.

Она обладает многими свойствами: (какими?)

- прозрачная

- нет запаха

- без вкуса

- растворитель.

Выводы.

-  Трудно найти на земле место, где бы не было воды. Вода есть всюду. Каждому растению, каждому животному нужна вода. Они не могут жить без воды, так же как и мы с вами. Для жизни человека вода имеет очень важное значение. Поэтому, берегите питьевую воду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД по опытно – экспериментальной деятельности для детей подготовительной группы Вода и её свойства

Форма обучения: нетрадиционное занятие по исследовательской деятельности детей.Количество детей: подгруппаЦель: Совершенствовать представления детей о воде.Задачи:Способствовать накопле...

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе Тема: «Вода и ее свойства»

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе                               Тема: «Вода и ее свойс...

Конспект непосредственно опытно-экспериментальной образовательной деятельности Тема "Ах, картошка!"

Сюрпризный момент - приглашение Степашки в овощной магазин. Беседа о картофеле. Дидактическая игра "Про что я говорю". Загадки про овощи. Исследование картофеля. Игра-эстафета "Посади к...

Конспект НОД (опытно-экспериментальной) в старшей разновозрастной группе на тему «Стекло и его свойства».

Ознакомление детей со свойствами стекла, его особенностях, изделиями из стекла....

Конспект непосредственно опытно - экспериментальной образовательной деятельности Тема: «Ах, картошка!»

Программное содержание: Содействовать формированию интереса к живой природе, к исследовательской работе.Уточнить и дополнить знания детей о картофеле, как о продукте питания, а также продукте, необход...

Конспект организованной образовательной деятельности в младшей группе Тема: «Вода и ее свойства»

1. Вводная часть (1 мин)2. Основная часть (10 мин)   2.1. Пальчиковая гимнастика (1 мин)   2.2. Загадывание загадки (1 мин)   2.3. Проведение опытов (5 мин)   2...