Статья "Формирование культуры здоровья дошкольников"
статья по теме

Сазанова Оксана Николаевна

                                                                           ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ

 

 

 

                                                                                                                                                   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx25.83 КБ

Предварительный просмотр:

                       Формирование культуры здоровья

   Здоровье ребенка – вот о чем думают родители, отдавая его в детский сад. Как, оставляя малыша в детском саду, можно быть уверенным в том, что его здоровье будет сохранено. Задумываясь над этим, мы говорим не только о физическом здоровье ребенка, но и о социальных, нравственных аспектах, о питании, гигиене – о том, что лежит в основе понятия «здоровье».

   Понимая важность данного вопроса, подойдя к решению проблемы здоровья дошкольников основательно и учитывая имеющиеся условия ДОУ, мы нашли для себя решение в рамках наших возможностей.

   Перед нами встала необходимость разработки и использования здоровьесберегающих технологий в педагогическом процессе, стимулирующих приобретение опыта ценностного отношения к своему здоровью.

   Успех воспитания здорового ребенка в дошкольном возрасте обеспечивается следующими обязательными условиями:

  • готовностью педагога к осуществлению валеологического образования детей;
  • личностно – ориентированным взаимодействием взрослого и ребенка;
  • активным участием родителей в воспитательном процессе.

 Эффективной системой оздоровительной работы с детьми является комплексное решение как медико - оздоровительных, так и психолого – педагогических задач, что достигается сочетанием профилактического, физкультурного и образовательного направлений в следующих организационных формах:

  • регулирование двигательной активности;
  • овладение основами гигиенической культуры;
  • профилактика заболеваний и травматизма, соблюдение мер безопасности;
  • формирование элементарных знаний о человеческом организме.

    Учитывая возрастные особенности детей, работу по их оздоровлению целесообразно разделить на три этапа в соответствии с возрастными группами:

     I этап – двигательная активность и физическое развитие детей (младший возраст);

     II этап – основы безопасности жизни и здоровья детей (средний возраст);

     III этап – валеология и здоровье детей (старший возраст).

   На первом этапе оздоровительной работы с детьми младшего возраста решаются задачи по сохранению и укреплению здоровья детей, формированию правильной осанки и профилактики плоскостопия, развитию двигательных способностей, воспитанию устойчивого интереса к занятиям физкультурой. Для достижения наилучших результатов, в целях поддержания интереса детей к занятиям физкультурой мы осуществляем рациональный подбор оборудования, его обновление путем смены и чередования, внесения новых пособий, их перестановки. Важным условием является проведение всех занятий в  музыкальном сопровождении. Физкультурные занятия разнообразны по форме и содержанию: сюжетно – игровые, тематические, в форме подвижных игр и т.д.

   Второй этап оздоровительной работы с детьми среднего возраста посвящен профилактике заболеваний и травматизма, соблюдению мер безопасности, выработке навыков безопасного поведения.

   К основным целям работы на данном этапе относятся:

  • сохранение и восстановление здоровья детей;
  • обучение основам безопасности жизнедеятельности;
  • формирование здорового образа жизни.

   Для реализации этих целей необходимо дать детям знания и навыки поведения на дорогах, в транспорте, обучить их адекватным действиям при угрозе и возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций. Чтобы вызвать у ребенка интерес к данной проблеме и избежать излишнего морализирования, мы используем  разные виды деятельности: беседы, оздоровительные минутки, деловые игры («Скорая помощь», «Доктора природы» и др.), игровые тренинги.  К детям в гости приходят сотрудники ГИБДД и полиции, инспекторы Госпожнадзора, ведут беседы об оказании первой неотложной помощи, опасных ситуациях. Широко используется работа в тетрадях, где дети выполняют задания и решают проблемные игровые ситуации.

   Старший возраст – наиболее благоприятный период формирования осознанного отношения детей к своему здоровью и физическим возможностям. Важнейшей предпосылкой выработки у ребенка позиции созидателя по отношению к своему здоровью является наличие у него потребности в здоровом образе жизни. Поэтому следующим этапом работы по оздоровлению детей является валеологическое воспитание ребенка. Мероприятия валеологической направленности различны по форме и содержанию: экскурсии  и встречи, путешествия, эксперименты, театральные постановки и праздники. Все это органично вплетается в режимные моменты и деятельность детей. Валеологические  знания, благодаря их многократному практическому, наглядно – действенному воспроизведению в игре, обыденной жизни, опытно – экспериментальной деятельности приобретают прочный и осознанный характер.

   Формирование отношения к здоровью как величайшей ценности жизни (на доступном пониманию детей уровне) становится основой формирования у детей потребности в ЗОЖ. Наличие этой потребности позволяет решать важнейшую задачу – становления у ребенка позиции созидателя в отношении своего здоровья и здоровья окружающих.

   По словам В.Шененберга, «здоровье – это та вершина, которую должен каждый покорить сам». А мы должны стать учителями, мудрыми наставниками в начале этого долгого восхождения.

             Литература:

  1. Образовательные проекты в системе дошкольного воспитания: Методические рекомендации/ Сост.: В.Н. Белоглазова, Л.Н.Курицина,-Южно-Сахалинск, Издательство СОИПиПКК, 2005.
  2. Повышение качества дошкольного образования через организацию развивающей оздоровительной работы: Методические рекомендации/ Сост.: Е.В.Шумина, С.Ю.Визитова,-Южно-Сахалинск, Издательство СОИПиПКК,2007.
  3. Здоровьесберегающая система дошкольного образовательного учреждения: модели программ, рекомендации, разработки занятий/Сост.: М,А,Павлова, М,В. Лысогорская,-Волгоград: Учитель,2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Культура здоровья дошкольника

Здоровье является важнейшим интегральным показателем, отражающим биологические и личностные характеристики ребенка, социально-экономическое состояние страны, условия воспитания, образования детей, их ...

Выступление на общем родительском собрании на тему: "Сотрудничество детского сада и семьи в воспитании культуры здоровья дошкольников". "Применение здоровье сберегающих технологий в повседневной жизни ребенка. Валеологические песенки-распевки".

В статье подняты вопросы здоровье сбережения, воспитания привычки"здорового образа жизни". Даны варианты валеологических песенок-распевок, которые родители могут использовать дома....

Организация здоровьесберегающего педагогического процесса как условие формирования культуры здоровья дошкольников

Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберсгающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения для детей дошкольного воз...

Формирование основ культуры здоровья дошкольников

Здоровье – это базовая ценность и необходимое условие полноценного, физического и социального развития ребёнка. Не создав фундамента здоровья в дошкольном детстве, трудн...

проект:"ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ СОТРУДНИЧЕСТВА ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ"

Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяж...

Мастер-класс для педагогов «Культура здоровья дошкольника» игры-путешествия по Царству здоровья»

Мастер-класс для педагогов «Культура здоровья дошкольника»игры-путешествия по Царству здоровья»...