ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ДОШКОЛЬНИКОВ.
статья на тему

Седашова Валентина Геннадиевна

       Забота о здоровье - это важный труд воспитателя. 

       От жизнерадостности, бодрости детей зависит 

        их духовная жизнь,  мировоззрение, умственное 

        развитие, прочность знаний, вера в свои силы.

                                                                                           В.А. Сухомлинский

Что же такое здоровье? Обратимся к «Словарю русского языка» С. И. Ожегова: «Правильная, нормальная деятельность организма». Согласно определению Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ), что здоровье – это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx27 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ДОШКОЛЬНИКОВ.

       Забота о здоровье - это важный труд воспитателя. 

От жизнерадостности, бодрости детей зависит 

                           их духовная жизнь,  мировоззрение, умственное 

                                        развитие, прочность знаний, вера в свои силы.

В.А. Сухомлинский

        Что же такое здоровье? Обратимся к «Словарю русского языка»

С. И. Ожегова: «Правильная, нормальная деятельность организма». Согласно определению Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ), что здоровье – это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие.

Физическое здоровье: - это гармония физиологических процессов, максимальная адаптация к окружающей среде.

Психическое здоровье: - это высокое сознание, развитое мышление, большая внутренняя и моральная сила, побуждающая к созидательной деятельности.

Социальное здоровье - это здоровье общества, а также окружающей среды для каждого человека.

        С 16 марта 2010 года все образовательные учреждения, реализуют основную общеобразовательную программу дошкольного образования на основе ФГТ. Программа включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивает разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям: физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому.

      Физическое развитие включает в себя: «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность».

       Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей - одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно - правовыми документами, как Закон РФ "Об образовании" (ст.51),

"О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения", а также Указами Президента России "О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации".

          Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет  человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. В этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных  систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе  сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.

         Поэтому главными задачами по укреплению здоровья детей в детском саду являются формирование у них представлений о здоровье, как одной из главных ценностей жизни, формирование здорового образа жизни. Мы, педагоги должны научить ребенка правильному выбору в любой ситуации только полезного для здоровья и отказа от всего вредного. Привить ребенку с малых лет правильное отношение к своему здоровью, чувство ответственности за него. Эти задачи мы решаем путем создания целостной системы по сохранению физического, психического и социального благополучия ребенка.

         Практика показала, что здоровый образ жизни должен включать:

  1. Настрой на здоровый образ жизни;
  2. Достаточную двигательную активность;
  3. Умение регулировать свое психическое состояние;
  4. Правильное питание;
  5. Четкий режим жизни;
  6. Выполнение гигиенических требований: закаливание, создание условий для полноценного сна.

         Уже доказано, что чем моложе организм, тем пагубнее для него нарушения законов здоровой жизни. Те нарушения здоровья, которые возникают в детстве, с возрастом становятся всё более выраженными и ведут к ограничению возможностей ребёнка, снижению его работоспособности и в итоге – к серьёзным заболеваниям. Но, к счастью, в любом возрасте переход к здоровому образу жизни помогает заметно нормализовать состояние ребенка и взрослого.

         Физкультурно-оздоровительная деятельность в нашем ДОУ включает в себя создание системы двигательной активности: 

  • Утренняя гимнастика (ежедневно);
  • Физкультурные занятия 3 раза в спортивном зале и одно на свежем воздухе);
  • Музыкально - ритмические занятия;
  • Прогулки с включением подвижных игр;
  • Оздоровительный бег;
  • Пальчиковая гимнастика (ежедневно во время режимных моментов)
  • Зрительная, дыхательная, корригирующая гимнастика на соответствующих занятиях)
  • Оздоровительная гимнастика после дневного сна;
  •   Физкультминутки и паузы;
  • Эмоциональные разрядки, релаксация;
  • Ходьба по массажным коврикам;
  • Спортивные досуги, развлечения, праздники.

         Потребность в здоровье и здоровом образе жизни у ребенка формируется также на основе представлений о самом себе, своих физических и личностных возможностях, о том, что для здоровья вредно, а что полезно.

         Здоровый образ жизни немыслим без рационального разнообразного питания. Питание, является одним из факторов, обеспечивающих нормальное развитие ребёнка и достаточно высокий уровень сопротивляемости его организма к заболеваниям.

          Следующий фактор здорового образа жизни - закаливание. Практически всем известно изречение: "Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья". Закаливание - эффективное средство укрепления здоровья человека. Успешность и эффективность закаливания возможны только при соблюдении ряда принципов:

- постепенность;

- систематичность;

- комплексность;

-учет индивидуальных особенностей.

         Работая по данному направлению, для решения вопросов  сохранения  здоровья  детей  детского сада  и формирования у них навыков и привычек здорового образа жизни определили ряд задач:

  • Формировать представления о том, что быть здоровым - хорошо, а болеть - плохо; о некоторых признаках здоровья;
  • Воспитывать навыки здорового поведения: любить двигаться, есть больше овощей, фруктов, мыть руки после каждого загрязнения, не злиться и не волноваться, быть доброжелательным, больше бывать на свежем воздухе, соблюдать режим;
  • Помочь овладеть устойчивыми навыками поведения;
  • Развивать умение рассказывать о своем здоровье, здоровье близких;
  • Вырабатывать навыки правильной осанки;
  • Обогащать знания детей о физкультурном движении в целом;
  • Развивать художественный интерес.

        Сегодня ФГОС ДО определяет, что родители являются первыми педагогами своих детей. Поэтому родители совместно с педагогами должны заложить основы физического, нравственного, интеллектуального развития личности ребёнка.

Формы работы с семьями воспитанников: 
1. Лекции 
2. Консультации с привлечением специалистов

3. Совместные досуговые мероприятия 
4. Тематические газеты 
5. Семинар-практикум 
6. Родительский клуб 
7. Наглядная информация 
8.Привлечение родителей к открытым занятиям 

9.Беседа

Отсюда складываются задачи и общая стратегия по созданию здоровье сберегающей среды в образовательном учреждении и дома:

 1. В группе создавать условия для свободной двигательной деятельности детей.

2. Наличие настольно-печатных игр (учитывая возраст детей) по формированию привычки к здоровому образу жизни.

 3. Пропагандировать среди родителей игры и игрушки, являющиеся педагогически ценными.

4. Заранее согласовывать выполнение режима дня дома в выходные дни.

 5. Оказывать постоянное внимание к выбору подвижных игр.

6. Создавать благоприятную гигиеническую обстановку, добиваться самостоятельного выполнения детьми всех гигиенических процедур, предусматривающую систематическое проветривание.

7. Дома оборудовать рабочее место ребенка, правильно расположив его по отношению к освещению.

8. Соблюдение требований СанПин по организации жизни детей в ДОУ.

9. Осуществлять закаливающие процедуры и в домашних условиях и в условиях образовательного учреждения.

10. Создание библиотеки детской и энциклопедической литературы, содержание которой способствует формированию у детей привычки к здоровому образу жизни.

         Основными приоритетами для работы ДОУ являются сохранение и укрепление здоровья детей и формирование у детей навыков здорового образа жизни, в формировании которых важная роль отводится работе с родителями, взаимодействие с которыми строится в форме сотрудничества.

          Мне очень хотелось бы, чтоб и воспитатели и родители всегда помнили, что семья для ребёнка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему “всем миром”: детский сад, семья, общественность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к педагогическому совету "Роль здорового питания в формировании здорового образа жизни дошкольников"

Презентация к педсовету  "Роль здорового питания в формировании здорового образа жизни дошкольников". ОО "Здоровье".  Раскрыто понятие ЗОЖ. Значение питания в формировании ЗОЖ дошкольников. ...

Презентация "Формирование здорового образа жизни дошкольников, в ходе реализации проекта "К здоровой семье, через детский сад""

В период дошкольного детства (от рождения до семи лет) у ребенка закладываются основы здоровья, долголетия, всесторонней двигательной подготовленности и гармоничного физического развития....

«Формирование здорового образа жизни дошкольников» "Здоровье - это драгоценность (и при этом единственная) ради которой действительно стоит не только не жалеть времени, сил, трудов и всяческих благ, но и пожертвовать ради него частицей самой жизни, поскол

Наша эпоха - эпоха ярких подвигов и их будут совершать люди, живущие радостной жизнью, правильно относящихся к своему здоровью.Здоровье каждого человека в голове, а не в аптеках. Здоровье человека явл...

Основные принципы формирования здорового образа жизни дошкольников. Работа с семьей по пропаганде здорового образа жизни

Здоровье это главный дар, без которого трудно сделать жизнь счастливой, интересной и долгой. Здоровье потерять легко, вернуть же его очень трудно.Ребенок должен расти здоровым. Здорового ребенка...

Презентация в ДОУ "Роль здорового питания в формировании здорового образа жизни дошкольников"

Питание детей 2-7 лет должно быть организовано таким образом, чтобы обеспечить нормальный рост и развитие детского организма, подготовить мышцы, кости и мозг к резкому возрастанию умственных и физичес...

«Роль здорового питания в формировании здорового образа жизни дошкольников»

laquo;Роль здорового питания в формировании здорового образа жизни дошкольников»...

Консультация для родителей «Здоровый образ жизни в семье — основа формирования здорового образа жизни дошкольника»

Наша эпоха — эпоха ярких подвигов и их будут совершать люди, живущие радостной жизнью, правильно относящихся к своему здоровью.Здоровье каждого человека в голове, а не в аптеках. Здоровье челове...