Закаливающие мероприятия, применяемые в группе
статья (старшая группа) на тему

Янышева Русиля Равильевна

выступление на педсовете

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_-_zakalivanie.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на педагогическом совете на тему «Закаливающие мероприятия, применяемые в группе»

На закаливание детей в условиях существующего режима дня в ДОУ отводится время от окончания дневного сна до полдника (т.е. с 15:45 до 16:00), причем общепризнанными проверенными способами укрепления здоровья детей в ДОУ являются и кратковременные мероприятии.

Отведенное режимом дня детского сада время (45 мин) для проведения закаливающих процедур, на деле сокращено до 15—20 мин из-за больших затрат на различные подготовительные и заключительные процессы: уборку постелей, гигиенические мероприятия, инструктаж и организацию закаливающих процедур, приготовление к цолднику и т.д. Конечно, за 15-20 мин провести закаливающие процедуры с группой в 20-25 человек часто при отсутствии помощника воспитателя невозможно, потому и качество их заставляет желать лучшего. Недостаток времени вынуждает изыскивать такие формы специального закаливания, которые минимальны по затратам, а потому бывают настолько примитивны, что значительно лишаются заложенного в них содержания.

Наглядным примером этому может служить метод рижского закаливания. На дно длинной металлической ванны насыпается мелкая галька, ванна наполняется морской водой (или 1-2% раствором поваренной соли) так, чтобы покрыть лодыжки ребенка. Ежедневно дети ходят по гальке в течение 2 мин, потом ополаскивают ноги в обычной воде. Вначале температура воды в ванне должна быть 36°, а затем постепенно доводится до 23-24° для 3-4-летних детей, до 20° — для 5-летних и до 18° — для 6-7-летних.

соответствующая организация быта детей;

Предлагаем следующую методику закаливающего полоскания рта.

 Оно проводится после каждого приема пищи. Для полоскания дети набирают 2/3 стакана холодной водопроводной воды, в течение 10—15 с, 2—3 раза меняя воду, хорошо полощут рот, а затем 2-3 раза по 5-7 с производят полоскание горла. Процедуру заканчивают точечным массажем миндалин, наложив большой и указательный пальцы на область проекции миндалин, проведя 5-6 круговых массирующих движений. Это обеспечивает активный приток крови к миндалинам и является хорошим средством профилактики ангины.

Точечный массаж миндалин как мощное профилактическое средство против ангин должен стать у ребенка стереотипом поведения (безусловным рефлексом) при любом холодовом воздействии на горло (питье холодной воды, особенно в летнее время, злоупотребление мороженым и пр.).

Точечный массаж миндалин не требует приложения значительной силы (до уровня болевого порога), как это имеет место при массаже кожных активных точек, поэтому он легко воспроизводится даже самыми маленькими детьми. Проекция же миндалин легко определяется ребенком и не требует контроля взрослого.

Пульсирующий микроклимат создается путем интенсивного проветривания помещений групповых во время дневного сна, перед занятием до  температуры воздуха в них на 3-5° ниже температурной нормы (20-22'|С через 2-3 недели можно увеличить до 6-8° и поддерживать на этом уроним еще в течение 2-3 недель. Если все дети хорошо переносят эти колебания,) амплитуду их увеличивают до 9-10°. Закрытие фрамуг должно производиться за 15 мин до подъема детей.

Наиболее простыми способами создания пульсирующего микроклимата являются:

  • переход из помещений солнечной стороны на теневую и наоборот;
  • использование теплозащитных свойств одежды: одеться потеплее, чтобы вспотеть, затем, часа через 1,5-2, снять лишнюю одежду и так повторять несколько раз в течение дня;
  • в переходные периоды года, при температуре наружного, воздуха от 0 до 10°, открыть окно, подвести к нему детей и поды дышать свежим воздухом 1-2 мин, повторяя так несколько раз 'в день. При этом помнить — никаких сквозняков!

Во время проведения игрового часа основными закаливающими процедурами являются:

  • пульсирующий микроклимат, который создается за счет периодического перемещения играющих из более теплого помещения (спальня) в более холодное (групповая) и наоборот;
  • хождение босиком как форма механического и термического точечного массажа стоп, рефлекторно улучшающего деятельность сосудов верхних дыхательных путей.

Начинать ходить босиком следует в жаркие, солнечные дни, по хорошо очищенному грунту (гальке, гравию, песку, траве), постепенно увеличивая время с 2-3 мин до 10-12 мин и более. Хождение босиком на участке разрешается при температуре воздуха не менее 20-22".

Затем детей приучают ходить босиком и в помещении (вначале в носках) при температуре пола не менее 18°. Начинают с 2-3 мин (перед дневным сном им разрешают дойти до своей кровати по полу босиком), увеличивая это время на 1 мин в день и доведя постепенно до продолжительности полного игрового физкультурно-оздоровительного часа.

После хождения босиком, в гигиенических и закаливающих целях, проводится мытье теплой водой, с последующим легким обтиранием и естественным  обсыханием..

Местное обливание ног проводится из ковша емкостью 0,5 л.  при температуре воздуха в помещении не ниже 20-. Во время процедуры смачивают нижнюю половину голени и стопу. Сосуд  с водой держат на расстоянии 4-5 см от тела. На каждое обливание расходуется 2-3 л прохладной воды (+14(+16). При условии постоянства температуры интенсивность закаливающего воздействия нормируется временем проведения и  процедуры (от 5-7 с, с последующим прибавлением через каждые  5 дней на 1-2  с.  доведением собственно обливания до +15 +20 с. После обливания ноги ребенка вытирают насухо и уутепляют шерстяными носками на 20—30 мин (или растирают до легкого порозовения).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект гимнастики после дневного сна с закаливающими мероприятиями в младшей группе

Цель: Закрепить умение делать самомассаж головы. Закрепить умение выполнять упражнения из исходного положения стой; вызвать положительные эмоции у детей от выполнения упражнений; желание выполня...

Конспект гимнастики после дневного сна с закаливающими мероприятиями в средней группе

Конспект гимнастики после дневного сна с закаливающими мероприятиями в средней группе «Закаляйся, если хочешь быть здоров»....

Конспект гимнастики после дневного сна с закаливающими мероприятиями в старшей группе

Цель: обеспечение постепенного пробуждения организма ребенка после дневного сна...

КОМПЛЕКС ЗАКАЛИВАЮЩИХ МЕРОПРИЯТИЙ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ДОУ

1. ГИМНАСТИКА ПРОБУЖДЕНИЯ 2. ТОЧЕЧНЫЙ МАССАЖ 3. ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА 5. ХОДЬБА ПО ДОРОЖКЕ ЗДОРОВЬЯ 6. ОБШИРНОЕ УМЫВАНИЕ: ЗАКАЛЯЙСЯ, ЕСЛИ ХОЧЕШЬ БЫТЬ ЗДОРОВ! ...

План закаливающих мероприятий в подготовительной группе

План закаливающих мероприятий в подготовительной группе на 2016-2017 год МероприятиеМесто в режиме дняПериодичностьДозировкаподготовительная группаВодаОбширное умываниеПосле снаЕжедневно 1 раз в ...

Конспект гимнастики после дневного сна с закаливающими мероприятиями в средней группе: "Вот мы и проснулись"

Конспект гимнастики после дневного сна «Вот мы и проснулись» в средней группе.Цель: способствовать постепенному переходу от сна к бодрствованию. Поднять настроение и мышечный тонус детейЗадачи:·...

Конспект гимнастики после дневного сна с закаливающими мероприятиями «Колобок» (младшая группа)

                Конспект гимнастики после дневного сна с закаливающими мероприятиями   «Колобок»...