Эвритмическая гимнастика
методическая разработка (старшая группа) на тему

Давлетгареева Чулпан Рифхатовна

Комплексы упражнений для эвритмической гимнастики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл evritmicheskaya_gimnastika_.docx30.07 КБ
Файл gde_obedal_vorobey.docx16.07 КБ

Предварительный просмотр:

Аннотация:  эвритмическая гимнастика – это нетрадиционный вид оздоровительно-развивающей работы с дошкольниками. Её название происходит от греческого слова «Эвритмия», что означает «прекрасный ритм», «прекрасное движение». Эвритмия - это звук, выраженный в движении. Данная методика широко используется в Вальфдорских детских садах, где эвритмия является учебным предметом, входит в обязательный цикл занятий искусством, наряду с живописью, музыкой и пением, рисованием и лепкой. Однако, проводят эти занятия  не воспитатели, а эвритмисты, получившие специальное образование. Они проводятся фронтально со всей группой в то время, которое обычно отводится на музыкально-ритмическую игру. Собственно музыкально-ритмическая игра и лежит в основе занятий эвритмией.

С помощью эвритмии можно укрепить жизненные силы ребенка, развить ловкость, концентрацию внимания, чувство ритма и координацию движения. Ещё одно достоинство эвритмической гимнастики заключается в том, что помимо развития двигательных качеств, она позволяет улучшить психическое состояние ребёнка, сняв тревожность, эмоциональное и мышечное напряжение, совершенствуя внимание и воображение.

В последнее время элементы этой технологии стали использоваться педагогами-дошкольниками для нетрадиционного подхода к формированию двигательной культуры детей дошкольного возраста. Данный подход называют эвритмической гимнастикой. Эта гимнастика основана на ритмических закономерностях речи, музыки, общеразвивающих упражнений, базовых шагов и элементов аэробики.

Готовых методик проведения эвритмиченской гимнастики нет. Педагоги, решившие взять её на вооружение, должны проявить собственное педагогические творчество. Однако, следует обратить внимание на следующие особенности данной технологии:

В первую очередь, необходимо научить детей чувствовать ритм. Для этого можно использовать сочетание простейших движений (хлопки, отбивание ритма ногой, прыжки и т.п.) и музыки и/или слова.

Эвритмическая гимнастика может быть полезна инструктору по физической культуре, воспитателям, родителям.

Цель эвритмической гимнастики:  укрепление здоровья дошкольников.

Основные задачи, решаемые на занятиях по эвритмической гимнастике:

  • формирование и коррекция осанки, чувства темпа и ритма движений, внимания, пространственной ориентации;
  • развитие двигательных качеств: силы, выносливости, быстроты, гибкости, ловкости;
  • коррекция координации движений рук (пальчиковая гимнастика, включение в общеразвивающие упражнения мелких движений рук и ног;
  • улучшение психического состояния (снижение тревожности и агрессии, эмоционального и мышечного напряжения, совершенствование внимания, воображения);
  • расширение эмоционального опыта, развитие навыков взаимодействия друг с другом;
  • формирование творческого начала («ритмическое фантазирование» на заданные темы), создающего атмосферу радости и стимулирующего развитие созидательных способностей.

Содержание: на первых занятиях разучивание танцевальной композиции или комплекса упражнений проходит следующим образом:

после прослушивания музыкального отрывка дети вместе с педагогом определяют характер музыки (темп, настроение, жанр), пытаются воспроизвести его ритм (прохлопать, протопать);

затем выполняют движения, характерные для данного произведения (педагог показывает некоторые па изучаемого танца, обращая внимание на их сочетание по стилю и по характеру с музыкальным произведением);

на дальнейших занятиях педагог предлагает детям самостоятельно найти движения, отвечающие темпу и характеру данной музыки.

Примерное содержание занятия эвритмической гимнастикой.

В самом начале занятия дети двигаются свободно, но, стараясь, не сталкиваться друг с другом. Для концентрации внимания и собранности слушают биение своего сердца или музыку умеренного темпа, но с четким ритмическим рисунком (без движения), по предложению педагога изображают, как бьется сердце, как выдох чередуется с вдохом. Затем дети встают рядом с педагогом и, взявшись за руки, образуют большой круг, потом опускают руки и садятся на пол. Каждый по очереди называет свое имя, повторяет его еще раз, акцентируя слоги, пытаясь его прохлопать. Выбрав несколько имен, дети прохлопывают их: тихо, громко, маленькими группами. Следующее задание - прохлопать ритм имени, состоящего из двух - трех слогов, и догадаться, какое это имя.

Во время выполнения упражнений дети считают количество шагов, либо проговаривают текст песни или стихотворения. Для тренировки дыхательной системы при выполнении упражнений в комплексах детям дается задание произносить различные звуки - восклицания (БАМ, оп, ага), а также звукоподражания животным (гав -гав, хрю - хрю, ква - ква). Такие задания дети выполняют с удовольствием. Простые по координации движения можно показывать зеркальным способом, лицом к занимающимся, сложные - спиной. Для облегчения запоминания комплекса можно использовать плакаты с таблицами - картинками, которые вывешиваются перед группой, с презентациями слайдов.

Комплекс из эвритмических упражнений следует строить как художественную композицию, где одно плавно перетекает в другое. От начала до конца должна быть протянута ниточка, которая нигде не должна обрываться. Это может быть простая сказочная история с единым сюжетом. Можно подобрать отрывки из различных стихотворений, соединив их в единую композицию.

Начало комплекса всегда должно начинаться в кругу, этот момент позволяет сконцентрировать внимание детей на предстоящей деятельности. Далее движения начинаются с медленного темпа. Это могут быть разные виды ходьбы. Затем тем то убыстряется, то вновь замедляется. Желательно использовать музыкальное сопровождение. Как вариант, можно использовать минусовки к детским песенкам. Интересно проходит разминка с каким-нибудь предметом, например с мягкой игрушкой или мячом. Это повышает эмоциональность занятия и одновременно ускоряет развитие координации движений, силы мышц рук, мелкой мускулатуры и ловкости во владении предметами.

Дидактические средства: мягкие игрушки, мячи, музыкальный проигрыватель, спортивная одежда.

Условия, необходимые для реализации эвритмической гимнастики: наличие спортивного зала, разработка комплексов гимнастики.

Новизна: эвритмическая гимнастика является нетрадиционным видом гимнастики, которая поможет развить ловкость, концентрацию внимания, чувство ритма, координацию движения и  укреплять здоровье детей.

Литература:

1.Рыбак Е.В. «Вместе» Программа развития коммуникативной сферы старших дошкольников средствами эмоционального воздействия. – Архангельск. – 1997 г.

2.Социальная сеть работников образования.

Комплексы упражнений.

 «Мультяшки»

1.  Незнайка. И.п. - руки на поясе. 1 - правое плечо вверх; 2 - И.п.; 3 -левое плечо вверх; 4 - И.п.; 5-6 - поднимаясь на носки, плечи вверх; 7-8 - и.п. (4 раза).

2.  Чебурашка. И.п. - о.с. 1 - приставной шаг; 2 - полуприсед с поворотом туловища влево, руки согнуть вперед ладонями, пальцы вместе, большой палец к ушам; 3-4 и.п.; 5-8 - тоже в другую сторону (два раза).

3.  Крокодил Гена. И.п. - руки вытянуть вперед, пальцы сжать в кулак. 1

- шаг вправо, руки в стороны; 2 - приставить левую ногу, руки вперед; 3 - шаг влево, правая рука вверх - вперед, левая рука вниз - вперед, пальцы врозь; 4 - приставить правую ногу, хлопок (четыре раза).

4.  Мыши. И.п. - стойка, ноги врозь. 1-е наклоном прогнувшись, выпад вправо, руки на бедрах; 2 - стойка, ноги врозь, руки перед лицом, пальцы сжаты в кулак, локоть левой руки вниз, указательный и средний пальцы врозь; 3 - левый локоть назад; 4 - и.п. (четыре раза).

5.  Заяц. И.п. - о.с. 1 - прыжок, колени вправо, руки перед грудью, кисти вниз; 2 - прыжок, колени влево, руки вперед; 3-4 - повторить (четыре раза).

6.  Волк. И.п. - о.с. 1-3 три шага вперед; 4 - стойка на носках; руки вверх

- вперед, кисти вниз, пальцы врозь, выдох «у!» (четыре раза).

7.  Лиса. И.п. - о.с. 1-4 - ходьба на месте, не отрывая носки от пола (4раза).

8. Колобок.И.п.-упор присев.1-группировка;2-4-перекаты вперед -назад(4 раза).

9.  Львенок. И.п. - упор лежа на предплечьях. 1 - согнуть правую ногу;

2- и.п.; 3 - согнуть левую ногу; 4 - и.п. (четыре раза).

10.Черепаха. И.п. - упор стоя на коленях. 1 - сесть на пятки; 2 - и.п.; 3-4

- повтор (четыре раза).

Цирк.

1.  Пони. И.п. - о.с. 1-4 -четыре шага на месте; 5-8 - четыре шага на месте, ноги врозь (два раза).

2.  Лошадки. И.п. - о.с. 1-4 - ходьба, с высоким подниманием бедра, руки за спину (четыре раза).

3.  Слоны. И.п. - о.с. 1-2 - шаг правой с наклоном, правую руку согнуть вперед ( «хобот» ), левую руку согнуть назад; 3-4 - шаг левой (четыре раза).

4.  Воздушный гимнаст. И.п. - о.с. 1-2 - два шага вперед на носках, руки в стороны; 3 - стойка на одной ноге, другая назад; 4 - и.п. (четыре раза).

5.   Клоун. И.п. - сед, ноги врозь, руки в стороны. 1-2 - наклон вперед, руки вверх; 3 - сед, ноги вместе; 4-5 - перекат на спину; 6-8 и.п. (два раза).

6.  Акробаты. И.п. - упор сидя сзади. 1 - упор лежа сзади; 2-е поворотом направо, упор лежа; 3 - упор присев; 4 - и.п. (четыре раза).

7.  Змея. И.п. - лежа на животе. 1-4 -упор лежа, прогнувшись с опорой на бедра (выдох «ш - ш - ш»); 5-8 - и.п. (два раза).

8.Парад-алле.И.п. - о.с. 1-8-ходьба по кругу направо,правая рука вверх (2 раза).

«Лукоморье»

1.  У лукоморья дуб зеленый, златая цепь на дубе том.   И.п. - о.с. 1 - шаг правой, руки вверх - в стороны; 2 - шаг левой, руки согнуть предплечьями вверх, ладони вперед, пальцы врозь; 3-4 - повтор (четыре раза).

2.   И днем и ночью кот ученый, все ходит по цепи кругом. И.п. - о.с. 1-8 - ходьба по небольшому кругу направо, руки согнуты перед грудью, локти вниз, кисти вниз (два раза).

3.  Там чудеса, там леший бродит. И.п. - о.с. 1 - шаг вправо, руки в стороны, предплечья вверх, ладони вперед, пальцы врозь; 2 -приставить левую ногу, руки перед лицом; 3 - шаг влево, руки в стороны, предплечья вверх, ладони вперед, пальцы врозь; 4 - и.п. (четыре раза).

4.   Русалка на ветвях сидит. И.п. - упор сидя сзади. 1 - ноги вверх; 2 -упор сидя, согнув ноги, колени вправо; 3 - ноги вверх; 4 - и.п.; 5 - ноги вверх; 6 - упор сидя, согнув ноги, колени влево; 7-8 - то же, что на счет 3-4 (два раза).

5.  Избушка там, на курьих ножках стоит без окон, без дверей. И.п. -о.с. 1 - шаг правой в сторону, руки в стороны; 2 - шаг левой, руки согнуты над головой; 3 - шаг правой в сторону, руки скрестно перед грудью; 4 - приставить левую; 5-8 - то же в другую сторону (два раза).

6.   Там на заре прихлынут волны. И.п. - о.с. 1 - шаг правой в сторону, левая на носок, руки вправо; 2 - пружинный полуприсед, руки вниз; 3 -правая в сторону на носок, руки влево; 4 - и.п. (четыре раза).

7.  В темнице там царевна тужит. И.п. - о.с. 1 - шаг правой в сторону, руки перед грудью; 2 - шаг левой, руки вперед; 3 - шаг правой в сторону, руки в стороны; 4 - приставить левую; 5-8 - то же в другую сторону (четыре раза).

8.   А бурый волк ей верно служит. И.п. - о.с. 1 - шаг правой, руки вперед; 2 - левую согнуть вперед, правая рука вниз - вперед, левая рука вверх - тире вперед; 3 - шаг левой, руки вперед; 4 - правую согнуть вперед, левая рука вниз - вперед, правая рука вверх - вперед (четыре раза).

9.Колдун несет богатыря. И.п. - о.с. 1-2 - шаг левой ногой - выпад, руки к левому плечу; 3-4 - шаг правой - выпад (четыре раза).

10.Там царь Кощей над златом чахнет. И.п. - о.с. 1 - присед, колени внутрь, носки вместе, пятки врозь, руки согнуты предплечьями вниз; 2 и.п.; 3-4 - повтор (четыре раза). 11.Там русский дух, там Русью пахнет. И.п. - о.с. 1 - правая рука вверх; 2-3 - наклон вперед, прогнувшись; 4 - и.п. (четыре раза).

Комплекс эвритмической гимнастики

«В гости к солнышку»

Стихи

Движение

Становитесь на разминку,

В гости к солнышку пойдём

И друзей своих найдём.

Раз-два, раз-два,

И друзей своих найдём

Ритмичная ходьба по кругу друг за другом

Выглянуло солнышко

И зовёт гулять.

Как приятно с солнышком

Вместе нам шагать...

Раз-два, раз-два,

Вместе нам шагать

Руки вверх, ходьба на носках

Мы в лошадок превратимся,

По дороге мы помчимся.

Гоп - гоп, веселей,

Бей копытом, не жалей.

Гоп - гоп, веселей,

Бей копытом, не жалей.

Бег галопом

Солнце в небесах сияет,

Наши деточки шагают.

Дружно, весело идут

И совсем не устают.

Раз - два, раз - два -

Веселее,  детвора!

Ритмичная ходьба по кругу друг за другом

Ноги выше поднимаем,

На цветы не наступаем.

Раз-два, раз-два,

На цветы не наступаем

Ходьба с высоким подниманием колен

По дорожке побежим,

На полянку поспешим.

Побежали, побежали

И нисколько не устали.

Бег

По тропинке мы пойдём,

На полянку попадём.

Раз - два, раз - два -

Друг за другом,  детвора.

Стой, ребята, мы пришли

И поляночку нашли.

Ходьба, восстановление дыхания

В круг скорее все вставайте

И гостей здесь поджидайте.

Остановиться сделать круг

Интересно, кого мы здесь встретим?

Пожимаем плечами

«Мишка идёт»

Вот медведь нас тут встречает,

Лапы мохнатые вверх поднимает.

Раз - два, раз - два -

Повторяйте, детвора.

Руки поднять вверх, пальцы округлить, слегка развести. Покачивание из стороны в сторону в такт стихотворению

«А вот на дереве совушка сидит»

Совушка-сова,

Большая голова,
На пеньке сидит,
Головой вертит,
Крыльями хлоп-хлоп!

Ножками топ-топ!

Машем руками «крыльями» в такт стихотворению

Присели, повороты головы

Встали, прямыми руками хлопаем по бокам

Топаем ногами

«Слышите, на дубе ворон на дудочке играет»

Ай, ду-ду, ду-ду, ду-ду!
Сидит ворон на дубу,
Он играет во трубу
Во серебряную.

«Поиграть» пальчиками как на дудочке

Руки на пояс дважды присесть в такт стих.

Встать, «поиграть» пальчиками как на дудочке

«Ой, а это обезьянки»

Рано утром на полянке  

Так резвятся обезьянки:

Правой ножкой топ, топ!

Левой ножкой топ, топ!

Руки вверх, вверх, вверх!

Кто поднимет выше всех?

Хлопаем в ладоши в такт стихотворению

Топаем правой ногой, руки на поясе

Топаем левой ногой, руки на поясе

Встаём на носочки и тянемся вверх

«Прибежали весёлые зайчата»

Жили-были зайчики

На лесной опушке,

Жили-были зайчики

В беленькой избушке.

Мыли свои ушки,

Мыли свои лапочки,

Наряжались зайчики,

Надевали тапочки.

Подпрыгиваем на месте в такт стихотворению, руки опущены перед грудью, кисти опущены

изображаем как моем уши

потираем правой рукой левую и наоборот

Руки на пояс, выставляем поочерёдно на носок то праву, то левую ногу

Раз - два, три - четыре -

Вот какие мы большие.

Показался солнца лучик,

Стало нам светло

Раз - два - улыбнись,

Но носочках повернись

Ходьба на носках, руки вверх

Поменять направление движения

Мы домой поспешим,

По дорожке побежим.

Раз, два, раз, два, три четыре пять

Будем мы играть, будем мы играть

Раз, два, раз, два, три четыре пять

Будем мы играть, будем мы играть

Лёгкий бег

А теперь на завтрак дружно

Зашагали малыши.

Завтра будем мы опять

Вместе с солнышком играть.

Ходьба



Предварительный просмотр:

- Где обедал, воробей?

И.п. - руки на поясе. 1 - правое плечо вверх; 2 - И.п.; 3 -левое плечо вверх; 4 - И.п.; 5-6 - поднимаясь на носки; 7-8 - и.п. (4 раза).

- В зоопарке у зверей.

И.п. - о.с.,руки на поясе. 1 - приставной шаг; 2 - полуприсед с поворотом туловища влево,3-и.п.,4-полуприседс поворотом туловища вправо(4 раза)

Пообедал я сперва

И.п.-о.с., руки на поясе.1-наклон туловища вперед, 2-и.п.,3-4 повтор (4 раза)

 За решеткою у льва.

И.п. -  лежа на спине. 1 - согнуть правую ногу;

2- и.п.; 3 - согнуть левую ногу; 4 - и.п. (четыре раза).

Подкрепился у лисицы.

И.п. - о.с. 1-4 - ходьба на месте, не отрывая носки от пола (4раза).

У моржа попил водицы.

И.п. - упор стоя на коленях. 1 - сесть на пятки; 2 - и.п.; 3-4 - повтор (четыре раза).

Ел морковку у слона.

И.п. - о.с. 1-2 - шаг правой с наклоном, правую руку вытянуть вперед ( «хобот» ), 3-4 –и.п.; 5-6  шаг левой с наклоном, левую руку вытянуть вперед ( «хобот» ), 7-8 - и.п (четыре раза).

С журавлем поел пшена.

И.п. - о.с. 1-2 - два шага вперед на носках, руки в стороны; 3 - стойка на одной ноге, другая назад; 4 - и.п. (четыре раза).

Погостил у носорога,

И.п. - сидя, ноги врозь, руки в стороны. 1-2 - наклон вперед, руки вперед; 3 - сидя ноги вместе, руки вверх(четыре раза).

Отрубей поел немного.

И.п. - о.с. 1 - шаг правой в сторону, левая на носок, руки вправо; 2 – и.п.,3- шаг левой в сторону, правая на носок, руки вправ, 4-и.п. (четыре раза).

Побывал я на пиру

И.п. - о.с. 1-4 - ходьба на месте (4раза).

У хвостатых кенгуру.

И.п. - о.с. 1 - шаг правой в сторону, руки перед грудью; 2 - шаг левой, руки вперед; 3 - шаг правой в сторону, руки перед грудью; 4 - приставить левую, руки вперед (четыре раза).

Был на праздничном обеде

И.п. - о.с. 1-2 - шаг правой ногой - выпад, руки на поясе; 3-4 – и.п., 5-6 - шаг левой - выпад (четыре раза).

 У мохнатого медведя.

И.п.-упор присев.1-группировка;2-4-перекаты вперед -назад(4 раза).

А зубастый крокодил

И.п. - руки вытянуть вперед, пальцы сжать в кулак. 1

- шаг вправо, руки в стороны; 2 - приставить левую ногу, руки вперед; 3 - шаг влево, правая рука вверх, левая рука вниз, пальцы врозь; 4 - приставить правую ногу(четыре раза).

Чуть меня не проглотил.

И.п. - о.с. 1-4 - ходьба на месте, 4-хлопок (4раза).

Комплекс упражнений «Где обедал воробей?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект эвритмической гимнастики в разновозрастной группе от 5 до 7 лет

В данном конспекте представлен игровой тематический цикл "Ритмика для Бобика, выполнение упражнений с речетативами для развития речевой моторики, чувства темпа, ритма движения....

Эвритмическая гимнастика для дошкольников

ЭВРИТМИЯ (с греч. – «прекрасный ритм», «прекрасное движение»)  Эвритмическая гимнастика – вид оздоровительно-развивающей гимнастики, основанной на ритмиче...

Консультация для воспитателей «Эвритмическая гимнастика для дошкольников»

Эвритмическая гимнастика – это нетрадиционный вид оздоровительно-развивающей работы с дошкольниками....

Эвритмическая гимнастика

Эвритмическая гимнастика – это нетрадиционный вид оздоровительно-развивающей работы с дошкольниками. Её название происходит от греческого слова «Эвритмия», что означает «прекра...

«Эвритмическая гимнастика, как средство формирования двигательной культуры и творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста»

Развитие современного общества диктует особые условия организации дошкольного образования: происходит смена образовательной парадигмы, интенсивно внедряются новые педагогические технологии, разра...

"Эвритмическая гимнастика для дошкольников"

Консультативный материал для педагогов коррекционных групп....

Эвритмическая гимнастика для дошкольников.

Эвритмическая гимнастика обладает определенным неиспользованным резервомв повышении эффективности оздоровительной работы в ДОУ....