Эвритмическая гимнастика для дошкольников.
консультация (старшая группа)

Горбунова Оксана Вячеславовна

Эвритмическая гимнастика обладает определенным неиспользованным резервом

в повышении эффективности оздоровительной работы в ДОУ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  

"Эвритмическая гимнастика для дошкольников"

Добрый день, коллеги!

 

Тема очередной моей  консультации «Эвритмическая гимнастика для дошкольников».

 

Эвритмия - это современное направление в логоритмике, возникшее в начале 20-ого века в Европе (Швейцарии, Швеции, Германии, Голландии). В переводе с греческого – эвритмия – это гармоничное движение, ритм.

Эвритмия является «синтетическим» искусством, объединяющим движение, слово и музыку. Поэтому ее можно отнести также к областям речевого, музыкального и физического развития.

Технология соответствия движений человеческого тела звукам речи и музыки была сформулирована австрийским мыслителем и философом Рудольфом Штайнером.

В настоящее время эта технология активно используется в детских дошкольных и школьных образовательных организациях.

Основные задачи, решаемые на занятиях с эвритмической гимнастикой:

- развитие чувства ритма, тема движений, внимания, пространственной ориентации, двигательных качеств (силы, выносливости, быстроты, гибкости, ловкости), навыков взаимодействия;

- формирование и коррекция осанки,

- коррекция координации движений рук (пальчиковая гимнастика, включение в общеразвивающие упражнения мелких движений рук) и ног;- улучшение психического состояния (снижение тревожности и агрессии, эмоционального и мышечного напряжения,

 -совершенствование внимания, воображения);

- формирование творческого начала («ритмическое фантазирование» на заданные и произвольные темы), создающего атмосферу радости и стимулирующего развитие созидательных способностей.

 Эвритмическая гимнастика в ДОУ включает в себя блоки, которые могут располагаться в произвольном порядке:

- ритмические игры,

- игры с речевыми звукоподражаниями,

- упражнения на развитие мелкой моторики и крупной моторики,

- артикуляционные упражнения,

- пространственная ориентация,

- социальные игры,

- игропластика,

- игротанцы,

- аэробика,

- гимнастика и акробатика,

- общеразвивающие упражнения.

- импровизационно-двигательные композиции с музыкальным сопровождением.

Одним из существенных преимуществ эвритмической гимнастики, является минимальное количество противопоказаний, она не дает серьезных нагрузок на организм, но прекрасно влияет на физическое и психическое состояние ребенка. Еще одно достоинство эвритмической гимнастики заключается в том, что помимо развития двигательных качеств, она позволяет улучшить психическое состояние ребенка, сняв тревожность, эмоциональное и мышечное напряжение, совершенствуя внимание и воображение.

Познакомившись с этой методикой, можно сделать вывод, что эвритмическая гимнастика обладает определенным неиспользованным резервом в повышении эффективности оздоровительной работы в ДОУ.

В эвритмии существует три направления:

- сценическая - способ восприятия поэтического и музыкального материала в движении и в пространстве.

- педагогическая - укрепляет жизненные силы ребенка, развивает ловкость,

концентрацию внимания, улучшает мелкую моторику; координацию движения;

- терапевтическая - проводится с детьми ОВЗ представляет собой систему терапевтических знаний и двигательных упражнений.

Лечебно - эвритмическая терапия ведётся совместно с врачом, так как необходима точная диагностика. Такая терапия возможна в клиниках, детских учреждениях, где есть специально подготовленные специалисты, которые могут давать назначения в области лечебной эвритмии.

Эвритмические занятия в детском саду проходят в форме увлекательной истории, которая рассказывается педагогом и сопровождается движениями всех участников. 

Подражая движениям педагога, дети перевоплощаются в образы различных растений и животных, проживают явления природы, имитируют деятельность людей. С этой задачей сопряжена и необходимость формирования выразительности движения.

Душевные процессы, скрытые за поэтическим словом или музыкальной интонацией, эвритмия трансформирует в жест: поэтическое слово преобразуется в «зримую речь», а музыка — в «зримое пение». 

ЛАУТ – эвритмия – видимая речь

ТОН – эвритмия – видимая музыка

Основное педагогическое значение эвритмии основывается на положении, что переживание, речь и движение у маленького ребенка тесно связаны между собой, и для него важно дать всему этому выражение в движении.

Мы все знаем, насколько экзистенциальным является движение для ребенка в первые годы. Например, если ребенок держит руки перед его лицом, это означает для его жизни: я скрыт, меня никто не видит. Ребенок радуется руками, раздражается ногами. В зависимости от психического движения он хлопает или топает. Но не только внутренние импульсы выражаются через движение, но все, что ребенок воспринимает во внешнем мире, имитируется и трансформируется в движение.

Поясню это на примере слов «да» и «нет». Когда мы соглашаемся, душа как бы раскрывается навстречу человеку или событию. Когда мы произносим «нет», то душевно выстраиваем невидимую стену перед собой, защищаясь от нежелательного воздействия.

Вы помните, как играли в детстве в «догонялки»? Когда мы чувствовали, что нас вот-вот осалят, «запятнают», то мы быстро останавливались, скрещивали руки на груди, либо соединяли их над головой и радостно кричали: « Я в домике!». Весь наш облик означал: «Нет! Нельзя салить, пятнать!». Так и в эвритмии физическое движение имеет душевную окраску. В жизни нам нужны оба состояния: открытости и закрытости, умение сказать «да» и «нет», душевное переживание гласных «А», «Э».

Все эти импульсы движения рассматриваются эвритмией.

Другой важный способ понимания другого человека средствами художественного движения – это совместное движение в пространстве. Это могут быть импровизации под музыку или стихи, создание картин природы, например движение листьев на ветру осенью. Разный характер движения поможет ребенку осознать собственный темперамент, его сильные стороны. Для этого возможно создать в совместном движении картины таких явлений как огонь, воздух, вода, минералы и др.

Используя небольшие рассказы и стихи, дети учатся сочетать движение и язык. Он может чувствовать себя как солнце, ветер и дождь, как лошадь или мышь, как карлик или гигант. Благодаря формированию и разрешению жестов становятся заметными и опытными ритмические, фонетические и живописные элементы языка.

Для понимания друг друга посредством движения в пространстве существует язык пространственных форм, в основе которых лежат прямые линии и дуги. Так, для царства минералов более подойдут короткие прямые. Царство воды имеет волнообразные формы. Подвижный воздух выражается посредством множества петель. Огонь можно представить через движение полуволны, с изменением направления и разной динамикой движения.

Кроме этого существует множество специальных форм для особых педагогических и художественных задач, для группового и индивидуального движения. Однако, в основе лежат самые простые – прямая и кривая линии.

Можно наблюдать, как дети, проговаривая какие-либо слова, придумывают свои жесты, что помогает им запомнить стихотворение и сделать его более зримым, наполняя его образом.

Стихи о стихиях природы

  1. Стихи о камнях

По камням наискосок

Ловко прыгал ручеёк.

Ну а камни удивлялись:

Как он прыгает без ног?

Я по бережку морскому похожу, похожу.

Я на камешки морские погляжу, погляжу.

Погляжу, возьму с собой,С моря синего — домой.

  1. Стихи о воде

Воду нужно уважать

—Это должен каждый знать!

Совершенно не секрет

 —Без воды нам жизни нет!

Ручеек-журчалочка,

завертел водицу.

В жаркий день так хочется

 Из него напиться!

  1. Стихи об огне

Носит яркий он наряд

И съедает всё подряд.

Он пылает, он горит,

С сильным треском говорит.

Поднесёшь к нему ладонь

-Обожжёт тебя огонь.

Ребята, помните о том,

Что нельзя шутить с огнем!

  1. Стихи о ветре

Дует свежий ветерок,

Дует прямо на восток,

Гонит облака по небу,

Будет дождичек к обеду.

К нам в окошко на урок

Залетел вдруг ветерок.

Очень слабо он подул,

Занавеску шевельнул.

Разыгрался – в тот же час

Стал сильнее дуть на нас!

«Ручки и головка»Цель: развитие внимания детей, фиксирование поочередных движений правой и левой рук, включение в их метроритмические действия комплексного участия кивков головы. Ручка правая у нас пальчики сжимает, Это ручке точно в такт голова кивает. Ручка левая у нас пальчики сжимает, Этой ручке точно в такт голова кивает. Две руки теперь у нас пальчики сжимают,  И обеим ручкам в такт голова кивает.  

Таких игр применяю очень много – от самых простых, но любимых всеми детьми, до достаточно сложных, которые доступны только старшим, чем они очень гордятся, а для малышей это всегда пример, которому хочется подражать.

Жесты в играх варьируются от очень мелких, которые делают только пальцами, до крупных движений всем телом. Движения выполняются как индивидуально, так и совместно с другими участниками. Важным аспектом является взаимодействие рук и ног, что развивает координацию движений. Используя различные ритмы, можно оказывать успокаивающее или активизирующее действие.  Желательно использовать музыкальное сопровождение. Причём рекомендуется именно живая музыка.

В основе эвритмии лежит музыкально-ритмическая игра, которую использую в театрализованной деятельности. Она является  самым увлекательным направлением в дошкольном  воспитании.

Ритмические игры и этюды являются естественным продолжением линии обучения детей языку импровизации, овладению возможностями своего тела, способностью самостоятельно придумывать, творить, тем самым они активизируют театрализованную деятельность дошкольников.

Например, задание на внимание «Слушай хлопки!»

Дети с удовольствием откликнулись на призыв встать в круг и под звуки музыки идти по кругу. Показываю,  какую позу нужно принять (аиста) после 2-х хлопков, а какую (лягушки) после 3-х хлопков, наблюдаю, что дети  придумывают свои позы «лягушки» и «аиста». В ходе игры оригинальностью и фантазией в изображении отличились почти треть детей. Их позы не были похожи на позы, показанные педагогом. Все дети старались придумать свои элементы поз. Некоторые из них вызывали дружный смех, веселое настроение.

Предлагаю показать героев сюжета, проигрываю перед детьми небольшой спектакль, а дети повторяют, подпевают, воспроизводят это через подражание. Содержанием игры становится сказка, процессы, происходящие в природе, либо события из жизни людей.

«Игра на морском дне»

Для того, чтобы детям легче было представить себе обитателей морского дна, о которых будет идти речь во время игры, рекомендую использовать наглядные пособия с их изображением. Внешний вид этих животных можно сопоставить с песенками, которые они будут исполнять.

Предлагаю отправиться в подводное путешествие. Для начала ребята вспоминают, каких интересных обитателей рек, и моря они знают. В зависимости от, того, кто какого персонажа выбрал, предлагается представить, под какую музыку воображаемый персонаж мог бы станцевать. 

 

Краб» (Марш)

Это - неуклюжий краб,

Он и ходит кое-как.

Вперевалку меж камней

Он торопится скорей.

«Золотая рыбка» (Вальс)

Вот золотая рыбка,

Она быстра и гибка,

Хвостиком виляет,

К танцу приглашает.

«Морской конек» (Полька)

Погляди – морской конек,

Как лошадка - прыг да скок,

Вместо ножек – завитушка,

Сам - как детская игрушка.

 «Медуза» (песня)

Медуза - словно парашют,

И под волной она - как шут

То стоит, а то колышется,

будто песенка нам слышится.

Или потанцевать под видео «Море» (Пинкфонг)

В игре «Чья очередь?» дети делятся на подгруппы «лошадок», «мишек», «зайчиков» и «птичек». Каждая подгруппа прослушивает и запоминает свою музыку. Сложность заключалась в том, что дети должны не только узнать свою мелодию и начать движение, им необходимо создать движениями свой образ. Показываю свой вариант движения, помогая детям справиться с заданием. Но заранее обговариваю, что они не должны копировать мои движения, а придумать свои.

При проведении игры, «Плясовая», дети занимались знакомым уже занятием, сочинения на заданный текст. Так как уже имелся опыт сочинения на предыдущих занятиях, дети вели себя уверенно, свободно, варианты сочинения отмечались разнообразием эвритмического рисунка и своеобразием мелодической линии.    

Перед выполнением игры, «Попробуй, угадай», с детьми обсуждался характер и образ загадываемого персонажа, картины природы и так далее.                             Движения во время игры отмечались свободой исполнения, разнообразием: от простых хлопков до танцевальных движений, оригинальных поз и композиций.

В методике этой работы с детьми детском саду нет специальных требований в исполнении песен, стихов и движений. Дети двигаются и повторяют текст игры в силу своих желаний, возможностей и возрастных особенностей. Каждый ребенок может нести в своем исполнении роли содержание, гораздо более богатое, чем по показу взрослого. В процессе формирования двигательного образа активизируется воображение. Ребенок, подражая движению взрослого, активно работает над созданием внутреннего образа и творчески выражает его в собственном движении.

Разучивание стихотворения

Хрустит под ногами воздушный ковер

Деревья одеты в хрустальный убор.

И я с восхищением взираю на них,

Пытаясь придумать серебряный стих.

Как звезды мерцают в ночных небесах!

Луна – Королева сияет в лучах.

Все это зимою я вижу вокруг…

И слышу прозрачной мелодии звук.

Ах, как зимний воздух и свеж, и ядрен!

Прохладною влагою он одарен!

Морозец румянит щеки мои,

В узорах на стеклах поют соловьи.

Играя, дети осваивают многие понятия и понятийные связи. А ежедневное проговаривание одних и тех же стихов в течение месяца позволяет даже самым маленьким запомнить довольно большой по объёму текст.  Такие ежедневные занятия предоставляют многообразные возможности для речевого развития, благотворно влияет на сферу чувств ребенка, ритмическую систему организма, помогает оживить фантазию, развивает социальные способности.

В заключении хочу отметить, детство – это совсем не маленькая страна, это –огромная планета, где каждый ребенок имеет свои таланты: художественные, актерские, музыкальные. Важно бережно и уважительно относиться к детскому творчеству, в каком бы виде оно не проявлялось.

«Эвритмическая гимнастика после сна»

В основе подбора комплекса гимнастики лежат:

- имеющийся у детей двигательный опыт;

- имитационные упражнения. объединенные одним образом или сюжетом;

- гимнастика проводится в игровой форме с использованием художественного слова и музыки.

Структура гимнастики после дневного сна с элементами эвритмии:

- разминочные упражнения в постели;

- самомассаж;

- упражнение со звукоподражанием игровому образу;

- упражнения на дыхание;

- ходьба по дорожкам «Здоровья».

Рекомендации к проведению гимнастики после дневного сна с элементами эвритмии:

- комплекс производится в течение двух недель с использованием игровых приемов для поддержания интереса детей к упражнениям;

- упражнения выполняются вместе с воспитателем, количество упражнений может варьироваться в зависимости от самочувствия детей;

- следует избегать принуждения. Если ребенок отказывается от гимнастики, не стоит настаивать, а лучше тактично выяснить причину;

- алгоритм гимнастики: весело, с задором, от удовольствия к привычке, от привычки к потребности.

Здоровье – большой дар, без которого трудно сделать жизнь счастливой, интересной и долгой. Здоровье легко потерять, ослабить, вернуть же его очень трудно.

Малыш должен расти здоровым. Здорового ребенка легче растить, учить и воспитывать. У него быстрее формируются необходимые умения и навыки. Он лучше приспосабливается к смене условий и адекватно воспринимает предъявленные к нему требования. В нашем саду мы используем различные виды здоровьесберегающих технологий. Вашему вниманию представляю комплекс нетрадиционной гимнастики после дневного сна с элементами эвритмии.

  1. «Пробуждение» (звучит тихая музыка)

Дети просыпаются:

Потягушка, потянись! (Дети тянутся в кроватках)

Поскорей, скорей проснись!

День настал давным - давно

Он стучит в твое окно! (дети хлопают, музыку выключаем)

  1. «В гости приходит зайка» (звучит музыка «Зайка стучит в окошко»), начинают повторять за воспитателем слова.

Жили-были зайчики (ладошками показывают ушки)

На лесной опушке,

Жили-были зайчики

В беленькой избушке (соединяют пальчики, крыша)

Мыли свои ушки, (моют ушки)

Мыли свои лапочки, (барахтают ножками)

Наряжались зайчики (гладят ножки руками)

Надевали тапочки. (трут ступней по простынке).

(Дети слезают со своих кроваток, встают в круг)

Зайки сели все в кружок

Роют лапкой корешок (роют пальчиками)

Вот какие лапки (показ ладошек)

Коготки-царапки (показ коготков)

  1. Далее к детям прилетает сова (звучит музыка «звук совы»),

Воспитатель задает вопрос, какой звук издает сова Ух-ух!

Совушка – сова (развести пальцы, руки прямые отвести назад, машем)

Большая голова,

На пеньке сидит (присесть)

Головой вертит (поворот головы вправо и влево)

Крыльями хлоп-хлоп! (встаем, стучим руками по бедрам)

Ножками топ-топ! (топаем)

Когда эвритмия перекликается с арт-терапией

Задание: 4 стола с металлофонами. 4 участника держат в руках набор фетровых нот-полосок. Выполняя упражнение сужать и расширять круг с постепенным переходом от одного стола к другому, каждый участник оставляет на столе по одной полоске. В заключении проиграть получившуюся мелодию на металлофоне.

Во время выполнения упражнений дети считают количество шагов, либо проговаривают текст песни или стихотворения. Для тренировки дыхательной системы при выполнении упражнений в комплексах, детям дается задание произносить различные звуки – восклицания (оп, ап, ага_, а также звукоподражания животным (гав, хрю, ква).

Такие задания дети выполняют с удовольствием. Простые по координации движения можно показывать зеркальным способом, сложные – спиной.

Для облегчения запоминания комплекса можно использовать картинки-подсказки.

Шире, шире, круг пошире и по кругу я иду.

Уже, уже, круг поуже и полоску положу.

Список литературы

Н.А. Мелехина, Л.А. Колмыкова «Нетрадиционные подходы к физическому воспитанию детей в ДОУ»

Марина В. Меличева, эвритмист к.п.н, диссертация на тему: "Формирование культуры здоровья дошкольников в процессе сотрудничества педагогов и родителей".

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект эвритмической гимнастики в разновозрастной группе от 5 до 7 лет

В данном конспекте представлен игровой тематический цикл "Ритмика для Бобика, выполнение упражнений с речетативами для развития речевой моторики, чувства темпа, ритма движения....

Эвритмическая гимнастика

Комплексы упражнений для эвритмической гимнастики....

Эвритмическая гимнастика для дошкольников

ЭВРИТМИЯ (с греч. – «прекрасный ритм», «прекрасное движение»)  Эвритмическая гимнастика – вид оздоровительно-развивающей гимнастики, основанной на ритмиче...

Консультация для воспитателей «Эвритмическая гимнастика для дошкольников»

Эвритмическая гимнастика – это нетрадиционный вид оздоровительно-развивающей работы с дошкольниками....

Эвритмическая гимнастика

Эвритмическая гимнастика – это нетрадиционный вид оздоровительно-развивающей работы с дошкольниками. Её название происходит от греческого слова «Эвритмия», что означает «прекра...

«Эвритмическая гимнастика, как средство формирования двигательной культуры и творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста»

Развитие современного общества диктует особые условия организации дошкольного образования: происходит смена образовательной парадигмы, интенсивно внедряются новые педагогические технологии, разра...

"Эвритмическая гимнастика для дошкольников"

Консультативный материал для педагогов коррекционных групп....